Курсовая работа
Введение
Существующая в настоящее время система подготовки офицеров к воспитательной деятельности недостаточно учитывает новые тенденции в социальном заказе, обусловленном современными требованиями к офицеру-воспитателю, что подтверждает актуальность темы исследования и позволяет выделить основные противоречия:
между назревшей потребностью разработки принципиально новой концепции воспитательной деятельности с учетом глубоких качественных социально-экономических, социокультурных, политических изменений в обществе, изменившихся приоритетов, ценностей, убеждений, мотивов и отсутствием системных исследований в данной области, позволяющих обеспечить преемственность в развитии социально-экономических, научно-педагогических и дидактических идей;
между объективной необходимостью максимального использования воспитательного потенциала образовательного процесса и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ взаимодействия циклов военных, специальных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин при подготовке офицеров воспитательных структур;
между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных офицеров воспитателей в системе высшего военного образования и недостаточной разработанностью данной проблемы.
Войсковая практика учит, что успешной деятельность может быть только в том случае, если противник воспринимается адекватно. Упрощенное восприятие вооруженного преступника, легковесное к нему отношение приводит, как правило, к таким результатам, цена которых измеряется жизнью военнослужащих, не выполнением поставленной задачи. События в Чечне убеждают: воин будет уверен и спокоен, зная, что: командир, штаб, аппарат по воспитательной работе – профессионалы, мастера организации боя и руководства войсками; связь обеспечена, товарищи-профессионалы своего дела и поддержат в бою, техника надежна, боевой ресурс в достатке, тыл все имеет и все вовремя подаст, раненому или психотравмированному помогут, убитого отправят на родину и захоронят, а страна будет гордиться своими защитниками и вечно хранить их память. Гарантией всему может быть то, что армия и народ едины: армия – это почти весь народ, как было в годы ВОВ или это – родной сколок со всего общества, а не отрезанный кусок.
Введение изменений в реформирование и дальнейшее развитие Вооруженных Сил РФ (ВС РФ), выполнение гражданского долга по защите Отечества непосредственно будут связаны с подготовкой офицерского корпуса, способного руководить боевой подготовкой подчиненных, воспитывать военнослужащих, постоянно профессионально самосовершенствоваться, углублять свои педагогические знания, повышать культуру и методическое мастерство, которое окажет существенное влияние на выполнение боевой задачи подразделением.
1. Педагогическое мастерство как уровень профессиональной подготовки офицера
.1 Влияние уровня подготовки офицера на мастерство как руководителя
Педагогическое мастерство всегда занимало важное место в деятельности офицеров. В современных условиях оно существенно расширилось и усложнилось, что предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности, особенно командиров ротного звена. Поэтому в повседневной практике офицеру важно знать закономерности своего профессионального роста, как мастера своего дела, их основные принципы и умело их использовать.
Основными принципами являются: направленность и целеустремленность в профессиональной деятельности; сочетание высокой требовательности к личности с проявлением уважения ее достоинства и заботой о ней; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное.
Анализ показывает, что значительная часть командного состава ротного звена (командир роты, командир взвода) недостаточно подготовлена к работе с личным составом. В 76% случаев отмечены следующие типичные недостатки: отсутствие интереса к работе с подчиненными; слабые психолого-педагогические, методические знания, умения и навыки; трудности в проведении индивидуально-воспитательной работы; неумение укреплять воинскую дисциплину, сплачивать многонациональные воинские коллективы, вести профилактику правонарушений.
Основными причинами такого положения являются:
·традиционная недооценка необходимости профессионально-педагогической офицеров подразделения;
·отсутствие комплексной системы совершенствования педагогического мастерства офицеров, связанное с недостаточной проработанностью государственной идеологии и размытостью мировоззрения;
·слабая ориентация офицеров на работу по повышению уровня своего педагогического мастерства.
Сказывается при этом и недостаточная разработка проблемы – совершенствования педагогического мастерства офицеров. Но положение дел может измениться, существенно повыситься, если в её основе лягут следующие положения:
1. Соответствие целей, задач, содержания проектируемой и реализуемой подготовки офицеров к эффективному управлению воинским коллективом
. Проектирование, отбор и структурирование содержания основных параметров педагогического мастерства офицеров на основе единой системы, ориентированной на воспитательную деятельность с военнослужащими в условиях новой идеологии воспитания.
.Совершенствования педагогического мастерства к выявлению и прогнозированию различных поведении военнослужащих на основе проектирования и реализации задач, стоящих перед подразделением
В соответствии задачи совершенствования педагогического мастерства будут: 1. Повышение уровня готовности офицеров к профессиональной деятельности через включение в различные виды профессиональной деятельности (учебную, служебную, боевую, воспитательную и бытовую). 2. Определения комплекса социально-педагогических условий деятельности для формирования педагогического мастерства офицеров
.Разработать программу по формированию педагогического мастерства, направленную на подготовку заместителя командира подразделения по воспитательной работе в вопросах оказании помощи командному составу подразделений в решение проблем, связанных, с профессиональным ростом в вопросах педагогического воздействия.
.2 Особенности процесса повышения уровня педагогического мастерства
Воспитание военнослужащих достаточно сложный процесс. Поэтому его осуществление будет тем более эффективным, чем в большей степени воспитание станет соответствовать требованиям деятельности. Каждая наука имеет в воспитании свой предмет, свой аспект, свой угол зрения. Педагогика аккумулирует из этих наук соответствующие положения и разрабатывает свой педагогический аспект. Основными структурными элементами теории воспитания являются представления о субъекте и объекте воспитания, взаимоотношении между ними, о целях, законах, противоречиях, принципах, содержании, формах, методах, средствах и приемах воспитательной работы. Все эти способы он будет эффективно использовать при высоком уровне педагогического мастерства как способного управлять деятельностью подразделения (рота, взвод).
Под педагогическим мастерством понимается целенаправленный и организованный процесс деятельности командира, направленный на эффективное руководство использование, имеющихся методов и способов для разрешения проблем, возникающих в подразделение в повседневной и боевой деятельности.
Поэтому для совершенствования уровня педагогического мастерства необходимо использовать различные средства и методы достижения конечного результата. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае в подразделениях зависит от характера реальных возможностей армейской службы.
Комплекс мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства очень велик. Но результативность данного процесса будет определяться следующими направлениями:
направленностью на достижение результата;
результатами процесса обучения;
отношение к своей профессиональной деятельности.
Основной формой повышение педагогического мастерства является решение воспитательной задачи. Она предполагает разрешение противоречий, возникающих между целями коллектива и его реальным поведением. Например, между воинами произошла ссора из-за оскорбления одним из воинов национальных чувств других солдат. Такое противоречие может разрешить командир взвода, используя свои командирские полномочия. В этом случае со стороны офицера будет реализован управленческий, а не воспитательный метод воздействия на ситуацию. Однако сам по себе указанный инцидент дает основание всему коллективу задуматься о том, все ли хорошо с межнациональными отношениями в подразделении. Повторение подобных столкновений между разными людьми в разных условиях на протяжении короткого срока позволит с достаточной степенью определенности говорить о наличии в подразделении негативной тенденции в межгрупповых отношениях. Поэтому командир взвода долен иметь какой – т о профессиональный и теоретический уровень для решения возникающей задачи.
В качестве совершенствовании уровня педагогического мастерства эти ситуации можно использовать лишь в том случае, если коллективными усилиями будет осознана несовместимость такого отношения воинов различных национальностей с такой перспективной линией, как борьба за право принимать воинов-ветеранов части в дни празднования Дня Победы. В результате этого возникает воспитательный “заказ” на изменение отношений. И командир подразделения должен контролировать этот процесс и оказывать воздействие когда, коллектив уже не может контролировать ситуации. Командир должен использовать при этом все методы воздействия, с помощью которых можно контролировать, возникшую ситуацию. И умение выбрать нужную стратегию деятельности будет зависеть от его уровня педагогического мастерства, как управленца и педагога.
Аналогичные процессы могут происходить и во всех сферах внутриколлективных отношений: в сфере политических отношений, в сфере нравственных отношений, в сфере правовых отношений.Для этого он может использовать коллектив как устойчивую систему, обеспечивающая возможность каждому члену коллектива зафиксировать и выразить отношение к решению задач воспитания.
Сложности процесса повышения педагогического мастерства обусловлены тем, что оно будет призвано изменить установки деятельности офицера сформировать новые особенности поведения в других ситуациях; степень сложности будет возрастать в зависимости от характера решаемой проблемы в поведении военнослужащих.
В данной ситуации офицеру придется имеет дело с противоречиями в своем внутреннем мире, не поддающимся обычным воздействиям. Многие командиры при этом испытывают недостаток опыта и умения работать с воинами. Основная работа ляжет на самосознание и понимания офицера в необходимости профессионального роста и педагогического мастерства. Надо сказать, что в литературе проблема изменения личности командира в процессе педагогического мастерства освещается недостаточно и на практике она еще не изучена.
Сложность процесса совершенствования педагогического мастерства объясняется также тем, что для успешной подготовки не хватает времени. Разумеется, в конечном итоге процессе совершенствования педагогического мастерства завершается на уровне разрешения определенной ситуации. Все это требует огромных затрат времени, сил, труда. В связи с этим офицер должен четко представлять систему педагогического мастерства.
Таким образом, совершенствование педагогического мастерства командного состава является важным направлением для дальнейшего профессионального становления офицера как профессионала своей деятельности, способного выполнить любую достижимую боевую задачу. Степень участия ЗКРВР в этом процессе будет рассмотрена в следующей главе.
2. Роль заместителя в процессе формирования и совершенствовании педагогического состава роты
.1 Особенности работы по повышению уровню педагогического мастерства офицерского состава подразделения
педагогический офицер рота образовательный
Все без исключения офицеры являются воспитателями. Даже если по каким – либо причинам в начале своей службы офицер не имеет непосредственно подчинённых, тем не менее он не перестает быть воспитателем. Более того, как показывает большой практический опыт, служебный рост офицера, его продвижение по службе в значительной степени определяется умением педагогически грамотно работать с людьми, воспитывать их. Если этому искусству не уделять внимания с первых шагов службы, наверстать упущенное будет просто невозможно.
Включение офицера в воспитательный процесс предполагает его переход в “воспитательную позицию”. Понятие “воспитательной позиции” достаточно условно и введено для того, чтобы подчеркнуть определенный аспект профессиональной активности офицера, выражающий особые ценностно-стилевые характеристики управленческого мышления и типа взаимодействия с подчиненными. Основным фактором перехода офицера-управленца в воспитательную позицию является стремление к достижению “внеситуативных результатов”, то есть осуществление взаимодействия, направленного скорее на изменение самих людей и отношений между ними, нежели на изменение наличной ситуации.
Качественная реализация возможностей избранной формы зависит так же от деятельности ЗКРВР как воспитателя. Кроме того, что он должен быть теоретически подготовленным, что само собой разумеется, ему необходимо придерживаться ряда конкретных правил: в процессе реализации той или иной формы выступаеть скорее тактичным дирижером, чем руководителем, командиром; быть собранным и опрятным; владеть ситуацией; иметь продуманный план своих основных действий и действий участников мероприятия. Он должен быть среди командного состава роты более методически подготовленным и имеющий высокий уровень педагогического мастерства, приобретенного за время учебы в ВВУЗе и службы
Очень важно, зная подчиненных, их особенности, существо и содержание мероприятия, предусмотреть возможность возникновения необычных ситуаций, проблем, вопросов и наметить способы их грамотного разрешения. Недопустимо оскорблять, лишать их слова и т. п. Если ситуация связана с нарушением приказов и законов, то и в таком случае надо поступать в соответствии с требованиями уставов и нравственных норм. Неподготовленность ЗКРВР к реализации той или иной формы может свести на нет решение проблемы повышения уровня профессионального педагогического мастерства.
Таким образом, можно сказать, что в качестве первого критерия для оценки состояния педагогического мастерства офицера может быть использовано представление о ее “оформленности”. При этом под “оформленностью” понимается прежде всего полнота представленности офицера в деятельности подразделения, в его функциональных обязанностей, определяющих порядок работы.
Наряду с решением задач повышения уровня педагогического мастерства в рамках всего воспитательного процесса ЗКРВР приходится решать задачи на уровне отдельно взятого офицера. В этом случае содержание задачи образует некоторая неопределенность в поведении и сознании командира (роты, взвода). Внимания требуют в первую очередь офицер, недостаточно четко выражающие свое отношение ко всему, что происходит в подразделении. Вследствие этого они не могут быть однозначно отнесены к представителям той или иной тенденции. Организация и планирование мероприятий по повышению уровня профессионального педагогического мастерства будет включать в себя комплекс мероприятий. А именно: определение целей и задач индивидуальной работы (кто, с кем, когда и как организует ее); подбор и четкое распределение исполнителей; охват постоянным индивидуальным влиянием всех военнослужащих; спланированность индивидуальной работы; изучение ее состояния в подразделении; контроль и анализ полученных результатов и др.
Поэтому основная работа по совершенствованию уровню педагогического мастерства будет строится на основе:
·организация и планирование;
·выбор индивидуальных воспитательных воздействий и взаимодействий;
·обучение командиров подразделения организации и методике самосовершенствования в вопросах педагогического мастерства.
Решение этих задач предполагает:
·изучение индивидуальных особенностей офицера;
·правильный и рациональный выбор методов, приемов, средств и форм воздействия на него для эффективного формирования уровня педагогического мастерства;
·охват постоянным морально-психологическим и педагогическим влиянием всего командного состава;
·самосовершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности и др.
Заметим, что специальные планы по совершенствованию педагогического мастерства, как правило, не составляются в подразделении. Однако это не значит, что данный участок педагогической деятельности не планируется и организуется стихийно. Эти мероприятия могут и должны найти свое отражение в ежемесячных и еженедельных планах, в педагогических дневниках каждого офицера, особенно ЗКРВР, на что следует уделить особое внимание, и т.п.
Анализ передового опыта работы свидетельствует о необходимости применения данных методов формирования педагогического мастерства в комплексе и единстве. В своей совокупности они позволяют офицеру качественно изучать, знать и учитывать особенности личности каждого военнослужащего.
Рассмотренные формы и средства индивидуальных воспитательных воздействий и взаимодействий применяются в комплексе и оказывают воспитывающее влияние на офицеров подразделения. Мастерство воспитателя состоит в умении в конкретных условиях, в зависимости от уровня воспитанности командиров подразделения, решения конкретных задач и возможностей выбрать наиболее эффективные формы, методы, средства и приемы воздействия на воинов.
.2 Порядок организации работы по совершенствованию уровня педагогического мастерства среди командного состава подразделения
Действенность форм педагогического мастерства во многом зависит от характера деятельности участников. Самый нежелательный вариант, когда организаторы максимально активны, а воспитанники пассивны, только слушают или смотрят. Деятельностный подход при организации процесса совершенствования навыков командного состава , выборе и реализации всех без исключения форм – залог успешного решения задач совершенствования педагогического мастерства командного состава подразделения.
Профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование, его профессиональное становление и рост уровня педагогического мастерства происходит уже в войсках. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности формирования высокого уровня педагогического мастерства, отражающие существенные аспекты его деятельности.
?Первой особенностью является использование высокой мотивации к службе и готовы дальше служить – такой офицер при правильной подготовке будет в состоянии эффективно выполнить поставленную задачу в кратчайшие сроки и с наибольшей результативностью
?Другой особенностью является осуществление дифференцированного подхода. Офицерские коллективы неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому офицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различных категорий офицерского состава. Следует определять конкретные цели и задачи в работе с каждой категорией офицеров командир роты, командир взвода.
?Особого внимания заслуживается проблема требовательности к офицерскому составу. Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением их личного достоинства.
?Важной особенностью в совершенствовании уровня педагогического мастерства будет передача опыта от более опытного, прослужившего много лет, более молодому, только начинающим службу. Это будет реализовываться через офицерские собрания, через выполнения приказов. Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.
ЗКРВР необходимо знать и осуществлять выбор форм и средств воздействия на офицеров подразделения, чтобы они в наибольшей степени соответствовали уровню педагогического мастерства каждого.
Самой распространенной и действенной формой является целенаправленная индивидуальная беседа.
При подготовке и проведении беседы с офицером необходимо:
как можно глубже изучать особенности его деятельности;
четко формулировать цель и замысел беседы;
выбирать наиболее эффективные способы индивидуальных взаимодействий (воздействий);
подбирать необходимый фактический материал для аргументации своей точки зрения и др.
Помимо проведения собственно индивидуальной беседы ЗКРВР проводит инструкторско-методические занятия в системе психолого-педагогической подготовки, на учебных занятиях, сержантских семинарах, в системе мероприятий с активистами, на специально проводимых собраниях и совещаниях, в ходе обмена опытом.
Первым элементом алгоритма выступает определение тех профессионально-значимых качеств личности офицера, которые будут положительно влиять на эффективность уровня его педагогического мастерства. Допускается, что офицер в зависимости от своей психолого-педагогической подготовленности и условий конкретного подразделения, может их уточнять и конкретизировать.
?В рамках второго элемента осуществляется изучение психических и психологических особенностей личностной сферы офицера подразделения с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей. Здесь же определяется соответствие его уровня с существующим показателем педагогического мастерства. На основании сравнения полученных результатов и требований формируется так называемый “педагогический диагноз”, в котором отражаются ответы на три вопроса: какие военно-профессиональные качества личности офицера необходимо сформировать для эффективного выполнения деятельности, какие развивать до нужного уровня или совершенствовать и какие важно расформировать (изжить, ликвидировать) или снизить до допустимого значения. В отечественной военной педагогике эта работа с офицером подразделения в последние годы получила название педагогической прогностики.
?Третий элемент предполагает выбор офицером наиболее эффективных для конкретного военнослужащего методов и средств воспитательного воздействия, которые являются структурной составляющей его уровня педагогического мастерства. Одновременно решаются задачи обеспечения единства и согласованности педагогической и профессиональной деятельности.
?В ходе решения задач четвертого элемента осуществляется собственно индивидуальное воспитательное воздействие на офицера подразделения с учетом результатов и решений, принятых в рамках первых трех элементов. При необходимости ЗКРВР оказывает поддержку другим офицерам, имеющим недостаточный опыт работы, осуществляет вместе с ним для передачи опыта планирования наиболее важных мероприятий в подразделении с учетом специфики решаемых им задач.
?Заключительный пятый элемент алгоритма предусматривает анализ результативности проводимой индивидуальной воспитательной работы (определение динамики и направленности изменений личностных характеристик подчиненного), а также внесение, при необходимости, корректив в педагогическую деятельность субъектов воспитательной системы подразделения (уточнение или изменение целей, методов и средств воспитания).
Заключение
Сложные и противоречивые проблемы реформирования армии и флота в новых геополитических, социально-экономических, демографических и других реалиях выдвинули на первый план необходимость обеспечения безопасности и территориальной целостности государства, поддержания военной мощи страны и боевой готовности частей (соединений), укрепления воинской дисциплины, правопорядка и организованности личного состава в мирное время, а также осуществления подготовки военнослужащих к ведению крупномасштабных боевых действий.
Характер внутренних проблем национальной безопасности России ставит вопрос о необходимости в ближайшие годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-психологического потенциала страны, повышению престижа военной службы, решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Вот почему на современном этапе военного строительства в ВС РФ основной целью воспитательной деятельности всех категорий руководящего звена подразделений и частей является повышение уровня педагогического мастерства для боле эффективного осуществлении государственной политики в области военного строительства, в деятельности субъектов системы воспитания по поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния и воинской дисциплины личного состава, повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы
1.Григорович Л. А. И др. Педагогика и психология: Уч. пособие – М.: Гардарики, 2005 – 480 с3
.Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов . Педагогический аспект./Под ред. В. Я. Кикотя – М.: 2005 – 560 с
.Соколова Е. Н. Начальная профессиональная подготовка: Учебно-методическое пособие – М.: Издательство “Щит-М” – 2004 – 490 с
.Фокин В. М. Вооруженные Силы Российской Федерации. Учебник – М.: Издательство “Былина” – М.: 2004 – 304 с
.Коряковцев В. В.Педагогическое мастерство руководителя- СПб.: “Питер” – 2005 – 256 с
.Кон И. С. Психология управленческой деятельности. – М.: Просвещение – 2001-360 с
.Липский И. А. Формирование социально-педагогических предпосылок для повышения уровня педагогического мастерства в роте. Краткий курс лекций по военнойпедагогике. – М., 1995. – С.91-101.
8.Липский И. А. Военно-социальная работа на уровне человека. Журнал “Армия и общество”. – 1998. – № 1. С.84-95
.Удманцев В. П. Мы готовим универсальных офицеров. Экспресс-новости.
.Шейнов В. П. Искусство убеждать – М.: Изд. “ПРИОР”, 2001 – 304с
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru/
Дата добавления: 23.04.2013