Экскурсионное дело — теория и основы
Экскурсионное дело теория и основы
Слово «теория» в переводе с греческого языка означает наблюдение, рассмотрение, исследование.
Этот термин имеет несколько значений:
1) логическое обобщение опыта, практики, в котором отражаются объективные закономерности природы и общества;
2) совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;
3) система идей в той или иной области знаний;
4) высокая и наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях связей, существующих в определенной области.
Теория экскурсионного дела — это сумма научных положений, лежащих в основе управленческо-организационных мероприятий и производственно-обслуживающей деятельности по формированию, продвижению, продаже и предоставлению услуг: организационного, информационно-методического и сервисного обеспечения удовлетворения потребностей населения в экскурсионном обслуживании — экскурсионной деятельности.
Теоретико-методологическое основание производственно-обслуживающей деятельности в экскурсионном деле формирует экскурсоведение — отрасль теоретических знаний, изучающая функционально-деятельностная сущность, методы моделирования, подготовки и проведения экскурсий; исследует главные направления и содержание развития экскурсионной деятельности в конкретных пространственно-временных условиях; определяет содержательно -методологическая сущность подготовки специалистов по экскурсионному обслуживанию (экскурсоводов, методистов экскурсионного дела.
Рассмотрение вопросов экскурсионной теории, ее развитие имеют целью:
а) моделирование того, какой должна быть экскурсия в идеале;
б) определение механизма влияния экскурсии на сознание человека;
в) осознание и использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;
г) установление критериев качества экскурсий, средств повышения их эффективности;
д) формулирование теоретических основ экскурсионного дела.
Решающую роль в обеспечении обоснованности управленческо-организационных мероприятий по экскурсионной деятельности, направлений развития экскурсионного дела на разных уровнях практического хозяйствования — от уровня отдельного предприятия до уровня национального, мирового хозяйства — определяет соответствующая прикладная интерпретация теоретических основ маркетинга и менеджмента туризма и сферы обслуживания.
Фундаментом обеспечение активного влияния на представления, восприятие, эмоции, сознание и подсознание людей при проведении экскурсий является основы экскурсионной теории. Прежде всего — это совокупность понятий:
— Функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты;
— Особенности показа и рассказа;
— Экскурсионный метод;
— Классификация экскурсий;
— Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию;
— Методология и методика;
— Элементы экскурсионной педагогики и логики;
— Основы профессионального мастерства экскурсовода.
Важной составляющей экскурсионной теории является вопрос экскурсионного метода, методологии экскурсионного дела и методики. Понятие метод, методология и методика взаимосвязаны и обусловлены.
Основы экскурсионной методики, рассматривают приемы, используемые при подготовке и проведении экскурсий, их роль в реализации функционального и деятельного содержания экскурсий как типа рекреационной деятельности, является неотъемлемой составляющей экскурсионной теории.