Экскурсионное дело – теория и основы

Экскурсионное дело — теория и основы

Экскурсионное дело теория и основы

Слово «теория» в переводе с греческого языка означает наблюдение, рассмотрение, исследование.

Этот термин имеет несколько значений:

1) логическое обобщение опыта, практики, в котором отражаются объективные закономерности природы и общества;

2) совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;

3) система идей в той или иной области знаний;

4) высокая и наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях связей, существующих в определенной области.

Теория экскурсионного дела — это сумма научных положений, лежащих в основе управленческо-организационных мероприятий и производственно-обслуживающей деятельности по формированию, продвижению, продаже и предоставлению услуг: организационного, информационно-методического и сервисного обеспечения удовлетворения потребностей населения в экскурсионном обслуживании — экскурсионной деятельности.

Теоретико-методологическое основание производственно-обслуживающей деятельности в экскурсионном деле формирует экскурсоведение — отрасль теоретических знаний, изучающая функционально-деятельностная сущность, методы моделирования, подготовки и проведения экскурсий; исследует главные направления и содержание развития экскурсионной деятельности в конкретных пространственно-временных условиях; определяет содержательно -методологическая сущность подготовки специалистов по экскурсионному обслуживанию (экскурсоводов, методистов экскурсионного дела.

Рассмотрение вопросов экскурсионной теории, ее развитие имеют целью:

а) моделирование того, какой должна быть экскурсия в идеале;

б) определение механизма влияния экскурсии на сознание человека;

в) осознание и использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;

г) установление критериев качества экскурсий, средств повышения их эффективности;

д) формулирование теоретических основ экскурсионного дела.

Решающую роль в обеспечении обоснованности управленческо-организационных мероприятий по экскурсионной деятельности, направлений развития экскурсионного дела на разных уровнях практического хозяйствования — от уровня отдельного предприятия до уровня национального, мирового хозяйства — определяет соответствующая прикладная интерпретация теоретических основ маркетинга и менеджмента туризма и сферы обслуживания.

Фундаментом обеспечение активного влияния на представления, восприятие, эмоции, сознание и подсознание людей при проведении экскурсий является основы экскурсионной теории. Прежде всего — это совокупность понятий:

— Функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты;

— Особенности показа и рассказа;

— Экскурсионный метод;

— Классификация экскурсий;

— Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию;

— Методология и методика;

— Элементы экскурсионной педагогики и логики;

— Основы профессионального мастерства экскурсовода.

Важной составляющей экскурсионной теории является вопрос экскурсионного метода, методологии экскурсионного дела и методики. Понятие метод, методология и методика взаимосвязаны и обусловлены.

Основы экскурсионной методики, рассматривают приемы, используемые при подготовке и проведении экскурсий, их роль в реализации функционального и деятельного содержания экскурсий как типа рекреационной деятельности, является неотъемлемой составляющей экскурсионной теории.