М.А. Бакунин

МихаилАлександрович Бакунин 1814-1876 – русский революционер,один из видных представителей революционно- го народничестваи анархизма. Искренняя и страстная враж- да ко всякомуугнетению и готовность жертвовать собой во имя торжествасоциальной революции привлекали к ниму сим- патии многихреволюционно и демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорнаявидение конкретных путейсоциального освобождения способствовало превращению его в идейного противника научного социализ- ма.

БиографияБакунина необычна. Он вырос в семье тверс- кого помещикапринадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание. Затем понастоянию отца пятнадцатилетний юноша сдеет экза- мены и поступаетв Питербургское военное училище. Завершив учебу Бакуниндовольно скоро почуствовал, что образжизни и карьеравоенного офицера не его призвание. Он решительно порывает сполковой службой и в 21 год уходит в отставку.

Последующиегоды Бакунин посвятил филосовскому самооб- разованию ипровел большей частью в Москве. Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдалсясвоеобразный интерес к освоению истории. Формитровании политических взглядов Бакунина проис- ходило вобстановке напряженных идейных исканий в периуд, последовавший завосстанием декабристов. Уже в первых его работах сквозьконтуры Гегелевского диалектического ието- да и философииистории проглядывает

самостоятельное и по- литическиориентированое мышление. С именемБакунина М.А. связано зарождение и распостра- нение идей такназываемого коллектевистского анархизма – одного иззаметных направлений в идеологии мелкобуржуазной революционности.Бакунинская политическая теория вырабаты- валась в периуд начальных шагов организованного рабочего движения Интернационал , первых самостоятельных выступле- ний пролетариата на общенациональной политическойсцене
Парижскаякомунна 1871 года во Франции . Наиболеесильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблаченияэксплуатации и всевозможных форм гнета в сов- ременных емуобществах, протест против религиозного мрако- бесия,угодничества либеральной науки, а так же защита ре- волюционныхметодов борьбы от буржуазных реформистов. При всейэклектичности, непоследовательности и известной неза- вершонности Бакунинская анархистская программа выделялась нафоне деятельность

Бакунина и егосторонников в интернационале привела к иск- лючению их в 1872году из этой организации. Критику анар- хистских идейБакунина дали К.Маркс и Ф. Энгельс. Напро- тяжениипоследнего столетия взгляды Бакунина переодически поднимались нащит различными сектанскими группами в рабо- чем движении, атак же отдельными публицистами. Впослевоенный периуд политические идеианархизма, в том числеБакунинского толка,

получили новый отклик у час- ти молодежи вразвитых странах. Ванархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традицииантирелигиозного просветительства и мелкобуржуаз- нойреволюционности с идеями русского утопического кресть- янеского социолизма. Ко времени окончательногоперехода русскогореволюционера на позиции анархического социализ- ма, в самоманархическом течении в странах капиталистичес- кой европы уженаметилось несколько идейных направлений, преимущественно

мирных по своимцелям и средствам. Анар- хизм все большестановился мелкобуржуазным политико-право- вым учением. Важный аспектрассмотрения политических взглядов Баку- нина заключался втом, что их необходимо было сопоставить с предшествующимии современными ему анархистскими воззре- ниями. Такой подход позволяет с гораздо боьшей достовер- ностью осмыслитьсвоеюбразие или же, напротив, эклектизм и заимствованиесоставных частей доктриныколлективистского анархизма.
Представителипозитивистской юриспруденции испытывают известноезатруднение в ответе на вопрос, чтоже считать правовымкомпонентом в анархистской доктрине. С этой точки зрения уанархистов будто бы совершенно отсутствует праг- матическоеправовое начало. Нормативисты – строгиеревни- тели чистой теории права также отрицают наличие фило- совско-правовогоконмонента в анархизме. В конечномитоге анархистская теория агульно причисля- ется к разряду таких политическихконцепций,

в которых право иправопонимание никак не связано с моральным дол- жествованиеми необходимостью принимать в расчетиерархию правовых норм,правовые процедур, правовые гарантии. Анархистисходит из уверености в том, что каждый инди- вид способен идолжен стать полностью свободным от внешне- го по отношению к ниму воздействию власти и авторитета и что он при этомдолжен судить самостоятельно о том, что правельно и чтоне правельно. В процессевыработки своей политической программы

Ба- куниниспользовал не только политико-организационнный опыт, но иидейное наследие прошлого и это не оставалось незамеченнымсовременниками. Так еще впреданархистский периуд онвыступил с призывом создать в среде славянских народов общество всех людей, живой мысли и доброй воли, соединенныхбезграничною любовью к свободе, верою врусс- кий народ . Таким образомвопрос о происхождении и историческом развитиианархистских идей и взглядов не является столь простым, как егоизображают буржуазные интнрпретаторы и самианархисты.

Анархизм продолжаетоставаться сегодня не менее многоликим,чем он был в прошлом веке. Его олицетво- рениемпо-прежнему остается противоричивые позиции мелкого буржуа-колеблющегося и агресивного, обездоленого и самодо-