Неотомизм как философское основание педагогики

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Понятие«философское основание» и его роль в развитии современной педагогики
II. Неотомизмкак философское основание современной педагогики
Заключение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Изучение данной темыявляется весьма актуальным для современной педагогической науки. Актуальностьподчеркивается значимостью изучения философских основ для методологическойкультуры современного педагога, так как настоящее время требует яркой, масштабной, творческой личностипедагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей,профессионального мышления, методологическими знаниями как надежныминструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности. В современнойпедагогической науке разработана концепция индивидуальной деятельностипедагога, сущность которой состоит, во-первых, в развитии его богатой,самобытной личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностногосмыслов.
Индивидуальность педагогакак субъекта профессиональной деятельности находит свое выражение в форме исодержании. Формальная сторона — это внешнее выражение индивидуальныхособенностей личности педагога. Оно проявляется в форме индивидуального стиляпедагогической деятельности, общения, поведения. Содержательная сторона имеетсерьезную философскую основу.
Целью данной работыявляется необходимость охарактеризовать концепцию неотомизма как философскойосновы для современного педагога.
Достижение данной целипредполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «философскоеоснование» и определить его роль для развития современной педагогики
2. Описать основные положения философской теориинеотомизма как философского основания современной педагогики.
Для написания даннойработы нами в основном использовались аналитические методы исследования. Впроцессе исследования нами была использована монографическая, учебная ипублицистическая литература.

I. Понятие «философское основание» и его рольв развитии современной педагогики
Различныефилософско-антропологические концепции выражают определенную философскуюпозицию и в отношении образования человека. Именно философская антропологияобратила внимание ученых-педагогов на открытость человека миру, на егостремление не только к адаптации в обществе, но и к самоизменению исамоосуществлению [6].
В основании любойпедагогической доктрины имплицитно заложены, наряду с психологическими иестественнонаучными, те или иные философские идеи о человеке.
Философская антропология,представляющая собой не только системное и целое, но и всеобъемлющее знание очеловеке, является одним из главных источников педагогической антропологии,которая в свою очередь выступает в качестве фундамента всего здания педагогики.Педагогическая антропология опирается на философское знание о человеке как опредмете не только воспитания и самовоспитания, но и становления исамоосуществления, развития и саморазвития, исходя из его сущности какцелостности, из многогранных проявлений его бытия [6].
В педагогическойантропологии поднимается достаточно широкий круг вопросов, традиционноотносимых к философской антропологии, связанных с природой человека, егосущностью и существованием, его развитием и саморазвитием в процессеобразования, смыслом его бытия и педагогическим идеалом.
Именно антропологическиеаспекты философского знания дают педагогической антропологии обобщенныепредставления о человеке, которые лежат в основе педагогических воззрений насущность, цели и задачи педагогики.
Благодаря органическомуединству этих антропологических дисциплин можно раскрыть реальныепедагогические отношения, внутри которых происходит становление человеческого вчеловеке. Педагогическая антропология интерпретируетфилософско-антропологические идеи применительно к педагогике, раскрываясодержание разных концепций образования с точки зрения природы человека, егоместа в мире в целом, и в структурах образования в частности. Она даетпедагогике, исходя из разных философско-антропологических представлений, ответна вопрос: кем является человек — целью или средством, выступает ли он объектомили субъектом педагогических отношений?
При этом человекпонимается или как личность (цель самой себя), существо, которое реализует себяв многообразном, свободном и созидательном общении с другими, или какатомизированный, автономный и обезличенный индивид [2, с. 10].
Философско-антропологическиенаправления, сложившиеся к началу XXI века, служат теоретико-методологическимфундаментом педагогических течений.
Классификацияпедагогических течений на основе совокупности общих подходов, базовыхсистемообразующих философско-антропологических идей и принципов, позволяетсодержательно и формально интегрировать их в педагогические антропологическиепарадигмы, соответствующие определенным моделям образования. Построенные нафилософско-антропологических основаниях парадигмы задают педагогическиеобразцы, концептуально осмысливая и педагогически интерпретируя базовые моделиобразования.
В педагогике неоднократнопредпринимались попытки выделения, а также разработкипарадигмально-педагогической типологии базовых моделей образования, построенныхна различных основаниях и позволяющих ориентироваться в практически бесконечноммногообразии педагогических систем, концепций, теорий, технологий, методикпрошлого и настоящего [4, с. 18].
Однако в педагогическойнауке не было попыток систематизировать педагогические течения итипологизировать педагогические парадигмы на широкойфилософско-антропологической основе с учетом как западного, так иотечественного историко-педагогического опыта.
Вместе с тем философскиеидеи о человеке в явной или неявной форме были заложены в основание любойпедагогической доктрины, наряду с психологическими, естественнонаучными идругими.
Именно антропологическиеаспекты философского знания дают педагогической антропологии наиболее общиепредставления о человеке, его природе и месте в мире, которые лежат в основепедагогических воззрений на сущность, цели и задачи педагогики.
В сосуществующих внастоящее время различных философских учениях — в экзистенциализме,прагматизме, диалектическом материализме, персонализме, неотомизме — присутствует и антропологическая составляющая [7, с. 148].
II. Неотомизм как философское основание современнойпедагогики
Неотомизм— учение, идущее от средневекового религиозного философа ФомыАквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разумкак средство, необходимое для доказательства религиозных догм [7, с. 148].
Неотомисты, развивая идеисредневекового философа в современные условиях, учитывают тот факт, что научныезнания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на: материальный идуховный.
Материальный мир — мир «низшегоранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», егоизучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же времяоказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определенаБогом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом»,посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.
Неотомисты доказываютведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.
В их работах (Ж. Маритен,У. Канин-гхэм, М.Адлер, М. Казотти) содержится резкая критика падениянравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности,жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества [7, с. 148].
Человек, утверждаетЖ.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный.Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Этомир Бога, сотворенный для вечной жизни.
Такимобразом, неотомисты признают существование объективной реальности, но ставятэту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественногоразума», а теология — высшая степень познания. Сущность мира, поутверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, толькоприближаясь к Богу, «сверхразумном».
Вобласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять другдруга: науке отводиться область земных естественных явлений, религии — духовныхидей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.
Основныеположения педагогики неотомизма определяются «двойной природой»человека: человек есть единство материи и духа, потому он одновременно ииндивид, и личность; как индивид человек — материален, телесное существо,которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность он владеетбессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется лишь Богу; наукабессильна определить цели воспитания, это может сделать лишь религия, котораязнает действительный ответ на вопрос о сути человека, его жизни; главное — душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.
Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного»,в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни.Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направленана развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.
Цельвоспитания неотомисты выводят из христианской нравственности, религиозныхположений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, нопо-разному: одних богатством, других бедностью, против этого нельзя бороться.
Ближняяцель — христианское усовершенствование человека на земле.
Дальняя- забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. В содержанииобразования нужно четко разграничивать «истины разума и истины веры».Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотымибуквами над входом в любое учебное учреждение».
Неотомистскаястратегия сегодня доминирует в воспитании Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции,Испании и других странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводяитог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.
Каждаяэпоха имеет свое философское видение человека, свои представления о его идеалеи соответствующую ему образовательную модель. На протяжении всей историипедагогики происходила смена философско-антропологических основанийобразования, связанная с изменением как представлений о человеке, так иметодов, способов его воспитания и образования. В настоящее время, несмотря намножество полезных наработок, складывающаяся веками традиционная модельобразования, основанная на принципах сциентизма, монологизма, авторитарности иутилитарности, на представлениях об «одномерном» человеке-функции,себя исчерпала. В начале третьего тысячелетия педагогическая наука пытаетсянайти и сформулировать те предельные основания, на которых может быть построенасовременная модель образования.
Научно-педагогическоесообщество все больше осознает, что решение этой проблемы предполагает новыйфилософский взгляд на человека.
Для решенияданной задачи необходимо изучение педагогических основ философской концепциинеотомизма.
Неотомизм- религиозное философское учение, получившее свое название от католическогобогослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоластпрославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия — как вечная иглавная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова,Л. Г. Философия педагогики как философия «образования Человека»/Л. Г.Абрамова//Актуальные проблемы социально – гуманитарных наук, Калининград,2003.- с. 18-27
2. Андрейченко,Г. В. Философские основания и парадигмы современного образования/Г. В.Андрейченко//Вестник Ставропольского университета.- 2001.- Вып. 27.- с. 10-16
3. Бермус,А. П. Модернизация образования. Философия. Политика. Культура/А. Г. Бермус.- М:Общественный издательский центр «Реабилитация», 2008.- 384с.
4. Дьячкова,Т. В. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике/Т. В. Дьячкова//Педагогика.2008.- №3.- с. 18-21
5. Кайнова,Э. Б. Философия педагогики/Э. Б. Кайнова.- М.: АПКиППРО, 2007.- 194с.
6. ЛипскаяС. А., Философско – антропологический фундамент современного образования/С. А.Липская//http:www.portalus.ru[Электронный ресурс]
7. Сластенин,В. А., Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов/В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов/Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.- 576с.
8. Теорияобучения: учебное пособие для студентов вузов/под ред. А. П. Андриади.- М.: «Академия»,2010.- 336с.