Эпоха Возрождения отличается не толькокультурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным иполитическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двухтак называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора (1478-1535) иТоммазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научногосоциализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему,пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствуетчастная и даже личная собственность, труд — обязанность всех, а распределениепроисходит по потребности.
Создателем первой литературной утопии, т.е.сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-такиидиллическом обществе (дословно «утопия» значит «нигдея»,т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Морнарисовал подробную картину социалистического строя, основанного наколлективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок главного произведения Мора — «Утопия» — дал название всему домарксистскому периодусоциалистических и коммунистических исканий и мечтаний.
Карьера Тамаса Мора складывалась более чемудачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование,стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимисяучеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский свою знаменитую«Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером,выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительнымавторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся такимобразом, используя высокий пост, влиять на политику короля.
Мор неплохо писал и его произведенияоказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно сказать, чтоего «История Ричарда III» явилась одним из источников известной драмыШекспира.
Но, как говорится, Мор сам себя погубил.Еще в 1516 году вышла в свет за границей «Весьма полезная, а также изанимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и оновом острове Утопия» или попросту «Утопия». Напечатана была этакнига в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три года выдержаланесколько изданий.
Но в 1532 году это произведение сталоизвестно королю Генриху VII и карьере Мора наступил конец, а через 3 года Мораказнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили кмучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: “… влачить поземле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы онзамучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половыеорганы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его иприбить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а головувыставить на Лондонском мосту”.
В день казни Мору сообщили о королевскоймилости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что Мор заметил:«Избави Боже моих друзей от такой милости».
Не менее известным мыслителем того женаправления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение«Город Солнца». Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когдаон принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома,Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из прадедов — Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в историю.
Кампанелла был итальянцем по происхождению,уроженцем Калабрии — области Италии, которая находилась под властью испанцев.Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло и он смог овладеть грамотой.Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла тогда толькочерез монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доминика. В 23года вышла его первая книга — «Философия, основанная на ощущениях».Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.
Когда ему было 31 год Кампанелла готовитвосстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все былоочень хорошо спланированно и подготовлено. Но планы восстания стали известныиспанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Онпровел в тюрьме почти 27 лет.
Ему пришлось пережить все — и пыткиинквизиции, и одиночество заключения, и ненависть своих близких — отца и брата,осужденных из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжал мыслить итворить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат«Город Солнца» о справедливом и разумном государстве, пишет лежа,изуродованными пыткой пальцами. «В оковах, но все же свободный, один, новсе же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов» — дажеего мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгомвыжить, чтобы поведать о пути ко всеобщему счастью и благоденствию, который он,как ему казалось, открыл.
И даже выйдя из тюрьмы через почти четвертьвека, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором вмонастыре. И опять участвует в заговоре — ведь родная его Калабрия под пятойвсе тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и проходятпоследние годы гражданина Города Солнца — в нужде и изгнании.
Что же за книги эти были — «Утопия» и «Город Солнца», одна из которых привела своегоавтора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе?
Сюжет этих книг довольно прост: в нихописываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни ихжителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нетникакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и неттунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора — это остров Утопия, уКампанеллы — отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и отимени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.
В обществе, созданным Мором и Кампанеллойдолжны быть все равны. Однако в «Утопии» Мора встречается такой класслюдей как рабы, «которые не только постоянно пребывают в работе, но инаходятся в цепях».
И в «Утопии» Мора и в«Городе Солнца» Кампанеллы существует социальная иерархия, где некиеначальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховногоправителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинномуравенству. А «наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давалонаилучшее потомство» (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.
Самилюди как «перекати-поле», не имеют ни корней, ни привязанности нидруг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают изгорода в деревню и наоборот. (Очень напоминает как совсем недавно направляли изгородов в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваютсясвоими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку — ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особеннохорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют вних только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочетсябыть дураком, чтобы выспаться).
Люди одеты у обоих авторов совершенноодинаково — «одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно(!)», а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себепредставить эти сомнительные «белые одежды». Но выбор одежды этомелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин дляпродолжения рода, как скот: «Женщины статные и красивые соединяются толькосо статными и крепкими мужчинами; полные же — с худыми, а худые — с полнымидабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» (по Кампанелле).
«Вскормленный грудью младенецпередается на попечение» неких старцев, которые обучают их говорить, авпоследствии «эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом,метанием диска» и т.д.
«Дома, спальни, кровати и все прочеенеобходимое», (надо думать и зубные щетки тоже) как пишет Кампанелла ужителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие ивесьма часты всевозможные эпидемии.
«Должностные лица получают большие илучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям,выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военныхзанятиях». Угощение объедками — «считается одной из величайшихпочестей».
Итак, и у Мора и у Кампанеллы — «производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересычастных лиц — лишь постольку, поскольку они являются частями государства».Из этого следует, что человек — не индивидуум, а лишь маленький винтик большоймашины, называемой государство.
Прочтя обе работы можно сделать вывод, чтов них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правительизбирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентированно,начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда непринадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остаетсяодна малость — где найти такого правителя и столько умных и «совершенночуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море ЭразмРоттердамский)» начальников, чтобы они могли справедливо и разумноуправлять людьми.
Кампанелла, будучи в изгнании во Франции,на одной из своих книг, изданных в Париже сделал посвящение кардиналу Ришелье:«И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, давоссияет вечным и немеркнущим светом». Остается только надеяться, чтобыэто пожелание никогда не сбылось.