Условия и особенности проведения аудиторской проверки в условиях реструктуризации предприятия

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Потребность и необходимость в реструктуризации
1.2. Принципы и критерии эффективности реструктуризации
1.3. Организация реструктуризации
2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ
2.1. Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
2.2. Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
2.3. Аудит отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов
3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОАО «БРЯНСКАГРОСПЕЦМОНТАЖ»
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2. Осуществление аудиторских процедур по существу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переходный характер в российской экономике требует особого подхода к выявлению и использованию факторов экономического развития, важную роль среди которых играет системная реструктуризация организаций. Она преследует цель быстрой адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, мобильности управления, роста показателей экономического развития, увеличения уровня занятости, обеспечения стабильности российского общества. Коренные преобразования на микроуровне проводились по ряду направлений: во-первых, изменение форм собственности расширило количество организационно-правовых форм предприятий; во-вторых, переход от отраслевого принципа управления к корпоративному потребовал изменение структуры промышленности в стране; в-третьих, переход к рыночным условиям хозяйствования изменил цели и приоритеты деятельности предприятий, что повлекло за собой преобразование структурной организации.
В рыночных условиях, где постоянны только перемены, возникает потребность в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Обостряющая конкуренция инициирует стремление субъектов рынка догнать и перегнать остальных, пока не поздно, а для этого нужны механизмы, которые помогут решить появившиеся проблемы. Изменения в окружающей среде и кризисные явления также являются стимулами для преобразования бизнеса.
Реформирование, а точнее «реинкарнация» организации – типичный, хотя и не совсем корректный способ проведения финансовой реструктуризации. Суть его заключается в создании на базе предприятий-должников новых организаций, куда по заключенным договорам переводятся все «здоровые» активы (имущество, оборудование, персонал) инициатора реструктуризации в обмен на только что выпущенные акции новых структур. В результате первоначальное предприятие, обладающее теми же активами, однако не обремененное обязательствами, продолжает благополучно существовать, но уже под новым именем. «Старое» же предприятие, не имеющее никаких активов, является формальным ответчиком по обязательствам. В этих условиях особым средством и инструментом проблемной диагностики и выступает аудит.
Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации. Практика управления и становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в промышленном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов. Здесь действуют специфичные нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию и т.д. Практически все предприятия нуждаются в соответствующих их правовому статусу системах имущественной ответственности учредителей и должностных лиц, экономических регуляторах и регламентах хозяйственной деятельности.
Специализированность аудиторской деятельности наиболее полно проявляется в содержании внутреннего аудита, который по своей сути не может игнорировать особенности обслуживаемого предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др. Основные задачи внешнего и внутреннего аудита взаимосвязаны. Внешний аудит путем проведения обязательной аудиторской проверки: регулирует отношения между учредителями (собственниками) предприятия и его администрацией (менеджментом); подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия требованиям российского законодательства. Внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность предприятия находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами предприятия, требованиями законодательства. Он также обеспечивает и обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями. Бухгалтерский учет дает возможность как управленческому аппарату, так и внешним пользователям иметь достоверное представление о хозяйственной деятельности предприятия. Учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и управлением предприятия, эффективность этой связи и обеспечивает внутренний аудит.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – рассмотреть условия и особенности проведения аудиторской проверки в условиях реструктуризации предприятия. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть особенности и причины проведения реструктуризации предприятия, факторы обусловливающие эти особенности;
— изучить особенности аудита отчетности при таком виде реструктуризации предприятий, как реорганизация, а также при ликвидации предприятия;
— провести аудиторскую проверку на примере предприятия ОАО «Брянскагроспецмонтаж».
При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ, инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемого предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Потребность и необходимость в реструктуризации
По оценкам зарубежных авторов, преобразование бизнеса – это организованное перепроектирование генетической архитектуры корпораций, которое достигается в результате одновременной работы по четырем направлениям (элементам): рефреймингу, реструктуризации, оживлению (ревитализации) и обновлению.
Рефрейминг – это сдвиг в представлении корпорации о том, чем она является сейчас и чего может достичь. Этот элемент преобразования обращен к сознанию (мозгу) компании. Часто корпорации следуют своим представлениям и теряют способность вырабатывать свежие ментальные модели относительно того, что они собой представляют и чем могут стать. Рефрейминг раскрывает корпоративное сознание, наполняя его новым видением перспективы и решимостью к переменам.
Реструктуризация – это важный подготовительный этап, позволяющий компании достичь такого уровня эффективности, который обеспечивает ей конкурентоспособность. Реструктуризация имеет дело с организмом компании, поэтому конкурентоспособность, т.е. необходимость быть подтянутым и соответствовать окружающей среде, имеет основное значение.
Реструктуризация – это область преобразования, где отдача самая быстрая, а трудности, связанные с корпоративной культурой, самые существенные, где часто возникают неизбежные побочные эффекты, например увольнения и волнения среди работников. Однако вознаграждение, если его инвестировать в оживление и обновление, может быть использовано для «залечивания ран» или для уменьшения их глубины. Многие компании останавливаются на реструктуризации, обманутые своими быстрыми победами. Но они не станут по-настоящему конкурентоспособными, если не используют плоды этих побед для обеспечения более долгосрочных программ преобразования.
Оживление (ревитализация) – это усиление роста посредством установления связи организма корпорации с окружающей средой. Часто источники роста не уловимы, что делает процесс его достижения более проблематичным и длительным, чем реструктуризация. Из всех четырех элементов оживление – самый значимый фактор, который четко отличает преобразование от простого сокращения размеров компании.
Обновление имеет дело с человеческой стороной процесса преобразования и с духом компании. Оно обеспечивает людей новыми навыками и новыми целями, что позволяет компании регенерироваться.
Во всем мире фирмы, занимающиеся бизнесом, считают необходимым провести реструктуризацию своей деятельности, направлений работы и даже стратегических целей. Крупные корпорации в США, Европе, Азии и Латинской Америке вынуждены приспосабливаться к новым условиям под влиянием следующих фундаментальных изменений:
— растущее значение рынков капитала, которые определяют стоимость капитала, стоимость компаний и относительную степень их риска;
— интенсивное развитие и использование информационных технологий во всех сферах корпоративного планирования и деятельности: информационная революция охватила банки, финансовые структуры, фирмы, занятые обслуживанием бизнеса, а также производственные фирмы. Информационные технологии позволяют создавать новые отрасли услуг, которые несколько лет назад нельзя было представить: продажа предметов потребления и других товаров через Интернет, другие виды торговли, осуществляемые с помощью электронной сети;
— рост благосостояния и более высокие требования потребителей к жизненным стандартам и качеству товаров и услуг. Повышение уровня благосостояния приводит к неожиданным изменениям предпочтений потребителей и возможностей рынка. В результате таких изменений компании, выпускающие традиционные потребительские товары, проигрывают, а компании, поставляющие предметы роскоши и штучные товары, выигрывают.
— растущее понимание необходимости максимального повышения благосостояния акционеров как основной цели корпорации;
— все большее понимание менеджерами корпораций важности реструктуризации и повышения стоимости акций; в противном случае конкуренты предпримут попытки поглотить их компанию. Попытки конкурентов поглотить государственные компании на рынках капитала свидетельствуют о явственной тенденция к доминированию корпоративных требований и приоритетов.
Корпорации проводят реструктуризацию для решения задач: совместная деятельность; рост и разностороннее развитие; соответствие требованиям рынка капитала; пересмотр приоритетов сфер бизнеса; изменение целей.
Совместная деятельностьхарактерна для экономических структур, созданных в результате организационных изменений (возможно, слияния или разделения). Если стоимость вновь созданной компании превышает сумму стоимости двух объединившихся компаний, то это может быть результатом эффективности совместной деятельности. Такой эффект достигается благодаря увеличению доходов или снижению расходов.–PAGE_BREAK–
Рост и разностороннее развитие. В большинстве случаев реструктуризация продиктована необходимостью получения дополнительной прибыли и экономических выгод на основе расширения производства, формирования более разветвленной сети распространения товаров, а также создания более прочной экономической базы для поддержания научных исследований и разработок и проведения рекламных кампаний. Недавние слияния в нефтедобывающей, алюминиевой, фармацевтической отраслях промышленности ряда стран отчасти произошли именно по этим причинам.
Соответствие требованиям рынка капитала. От стоимости ценных бумаг компании на рынке капитала зависит, будет ли эта компания поглощаемой или поглощающей в случае возможного слияния. Кроме того, потенциальная стоимость дочерней компании на рынке капитала может привести к ее отделению — полному или частичному — от основной фирмы. Наконец, стоимость ценных бумаг компании определяет «уровень вознаграждения», к которому данная компания может стремиться. Названный уровень имеет непосредственное отношение к стоимости капитала и определяет степень финансовой поддержки, которую получат будущие инициативы менеджеров компании.
Пересмотр приоритетов сфер бизнеса. В конце 90-х гг. XX в. многие компании старались определить для себя ведущую сферу бизнеса. Потребность в такого рода действиях объясняется несколькими факторами:
— стоимость акций компании на рынке ценных бумаг в значительной степени определяет ведущую сферу бизнеса;
— высокая стоимость акций на рынке ценных бумаг характерна для быстрорастущих коммерческих структур или групп компаний, которые предусматривают в своей деятельности высокие технологии, информационные технологии и секторы «новой экономики»;
— компании с высокой стоимостью получают крупные преимущества, в том числе возможность обеспечения низкого уровня капитальных затрат, могут отклонять нежелательные предложения о слиянии и реализовывать без особых усилий подобные предложения в отношении других компаний.
Изменение целей менеджмента. Менеджеры могут преследовать цели повышения своего личного благосостояния в ущерб корпоративному. Иногда они ради престижа стремятся увеличить численность сотрудников корпорации, которая не соответствует ее размерам, вследствие чего избыточный персонал приводит к снижению прибыли и стоимости акций. Менеджеры могут также стремиться к созданию более спокойной обстановки на работе, даже если это приведет к снижению стоимости акций. Работая в частной фирме, они могут попытаться добиться объединения с государственной компанией, что повышает ликвидность собственности, которой они располагают.
Существуют различные виды преобразований по определенным критериям. Их цели (в зависимости от ситуации на предприятии) подразделяются на мероприятия оперативного (обеспечение выживания на короткий срок) и долгосрочного характера (восстановление конкурентоспособности на длительное время). Стадия жизненного цикла предприятия – в зависимости от стадии развития предприятия и его возможностей деятельность по реструктуризации можно разделить на 2 вида:
1) превентивные преобразования, цель которых – увеличение стоимости предприятия, сохранение собственности и другие задачи, связанные с поддержанием конкурентного статуса предприятия и повышением эффективности его функционирования;
2) преобразования предприятия, находящегося в условиях кризиса, сконцентрированные на решениях по возвращению дееспособности, преодолению кризиса и превращению предприятия в действующее.
Уровень преобразований – изменения могут быть внутренними (выработка операционной, инвестиционной и финансовой стратегии создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования) и внешними (реорганизация видов деятельности и структуры предприятия путем расширения (слияния, присоединения), сокращения (разделения, выделения) и преобразования акционерного капитала). Функциональные сферы преобразований – реформирование предприятия можно представить как совокупность преобразований в следующих сферах: производственной (составляющие производственно-технической базы), организационной (экономико-правовые формы и принятое распределение прав и обязанностей), кадровой (профессиональный и квалификационный состав работников), финансовой (активы и пассивы).
Для революционной модели управления изменениями характерно радикальное переосмысление, перепроектирование предприятий и производственно-хозяйственных процессов, глубокие и всеохватывающие перемены, мышление дискретными категориями (например, разрыв с прежними структурами), привлечение к участию убежденных сторонников перемен, использование для решительного устранения опасных тенденций.
Эволюционные изменения осуществляются в рамках организационного развития, которое определяется как долгосрочный, тщательный, непрерывный, всеобъемлющий процесс изменения и развития организации и его членов. Сторонники эволюционных концепций исходят из того, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные представления и модели поведения членов социотехнической системы, а затем и сама система («организация» в институциональном понимании). Цель изменений — одновременное повышение производительности и качества труда.
Поскольку деятельность любой коммерческой организации ориентированна на достижение оптимального соотношения между прибыльностью и стабильность, главная цель реструктуризации – обеспечение необходимых условий для достижения такого баланса. Структурным изменением в данном случае подвергается какая-либо функция или совокупность функций организаций – в зависимости от выбора объекта реструктуризации. Например, проводится функциональная реструктуризация – определенные структурные преобразования внутри организации исходя из ее функций, зависящие от выбора объекта реструктурирования и направленные на достижение оптимального баланса между эффективностью деятельности организации и стабильностью ее положения.
Производственная реструктуризация включает ряд элементов:
— вредные производственные инновации. Многие предприятия, находятся в кризисном состоянии, пытаются приобрести свою нишу за счет радикальных производственных преобразований, т.е. производство совершенно новой продукции на прежних или вновь созданных мощностях. Другой пример проведения данного вида производственной реструктуризации – реинжиниринг или модернизация бизнеса.
— технология реструктуризации. Основной принцип данного вида производственной реструктуризации — интеграция различных предприятий внутри одного производственного комплекса в единую структуру в целях создать непрерывную технологическую цепочку для производства и реализации какого-либо вида продукции. При этом, как правило, удается снизить себестоимость производимой продукции (в том числе потребляемой на разных стадиях технологического процесса), ускорить ее реализацию, варьировать по мере необходимости ее качество и технические характеристики, а также нормализовать денежный поток между организациями – звеньями технологической цепочки.
Финансовая реструктуризация рассматривает движение денежных потоков. Поскольку состояние входящих и выходящих денежных потоков на конкретный момент находит отражение в балансе, то удобно рассматривать данный вид реструктуризации в разрезе статей баланса организации. Поэтому финансовая реструктуризация, в свою очередь, подразделяется на реструктуризацию пассивов. Реструктуризация внеоборотных активов заключается, как правило, в максимальном сокращении доли недоходных и малодоходных активов в их совокупной структуре. Этот принцип можно образно назвать «технологией управления воздушным шаром», поскольку в целях благополучного выхода организации из кризиса она сбрасывает «балласт». Реструктуризация собственного капитала ставит целью изменение структуры собственников организаций. Фактически речь идет либо усилений позиций определенных сторон за счет других. Реструктуризация кредиторской задолженности проводится, как правило, двумя способами: пролонгация (замораживание) части либо всего объема задолженности и реформирование организации.
Управленческая реструктуризация — предполагает изменение внутрисистемных отношений – управление организацией, стратегия ее развития, взаимодействие между различными элементами, преобразование структуры и системы управления.
1.2 Принципы и критерии эффективности реструктуризации
Реструктуризация предприятия — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов организации. Ее цели:
— обеспечить стабильное и эффективное функционирование;
— увеличить объем поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и городов;
— оздоровить обстановку за счет увеличения рабочих мест и регулярно выплачиваемой заработной платы.
При реструктуризации должны быть соблюдены следующие требования:
1) сохранение сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового потенциала;
2) согласование интересов всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества;
3) решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;
4) увеличение реальных поступлений в бюджет;
5) минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;
6) защита прав акционеров.
Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ. Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления — это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения на предприятии, достигается успех.
Принцип системности — это поиск и определение связей, целостности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Он позволяет концентрировать внимание на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.
Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии. В использовании этого принципа большое значение имеет ответ на вопрос, с чего начать и как двигаться к результату. При этом каждый предыдущий этап становится исходной базой для последующего.
Принцип целенаправленности означает, что любое преобразование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее четкий план и полностью представлять предполагаемый результат, коренные изменения, которые произойдут в деятельности компании. Реструктуризация компании — долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных, Целенаправленных усилий. Важно, чтобы разрешение временных кризисных ситуаций не сводило на нет долгосрочные стратегические действия, а служило бы их поддержкой.
Принцип корпоративности, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени, — это понимание и принятие всеми работниками целей реструктуризации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений.
Принцип оперативности и гибкости. При реструктуризации часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к меняющимся условиям. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
Принцип концептуальности. Реструктуризация должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (цели, этапы, фазы, функции) для различных по экономическому содержанию процессов управления.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Принцип прозрачности. Любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации. Целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества в результате эффективного управления приводит к оптимальным решениям. Важно не испортить то хорошее, что было в организации.
Принцип инновационности или постоянного улучшения — это постоянный поиск и инициирование перспективных изменений потребностей, использование новых форм коммуникации (например через Интернет), стремление быть первым. Все, что предприятие делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование информации.
Принцип мониторинга или эффективного контроля. Контроль — это обратная связь, позволяющая корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля (планы действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе реструктуризации.
Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности.
Эффективность проведения реструктуризации связана с определением ее критериев. Специалисты Российского центра приватизации выделяют два типа критериев:
— «жесткие», которые поддаются количественному измерению;
— «эластичные», которые не могут быть измерены количественно.
«Жесткие» критерии эффективности реструктуризации — это привлечение внешних инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства. Согласно данным критериям компания должна реализовывать рекомендованные инвестором изменения таким образом, чтобы они привели к позитивным результатам, которые могут быть измерены и подтверждены документально (например, расширение рынков сбыта, явившееся результатом осуществления рекомендованных изменений).
«Эластичные» критерии эффективности реструктуризации — это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия российских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, не поддающиеся прямому измерению, но отнесенные к долгосрочным инвестициям в «человеческий капитал».
1.3 Организация реструктуризации
В настоящее время большинство специалистов в области управленческого консалтинга предлагают базовую версию процесса реструктуризации, которая предусматривает достаточно жесткую последовательность выполнения этапов подготовки и проведения реструктуризации. Базовая версия, однако, отображает лишь последовательность действий и не дает представления о существующих возможностях и механизме выбора направлений преобразований, вариантов решений в зависимости от состояния предприятия, ситуационных факторов.
Последовательность действий (этапов) при осуществлении конкретной программы реструктуризации:
Этап 1. Определение целей развития и критериев их достижения. Как показывает опыт, на многих предприятиях четко сформированные цели или отсутствуют, или давно не пересматривались, или их достижение не поддается контролю (они сформулированы в лозунговом стиле, и их результат неясен, а степень его достижения не может быть измерена). Прежде всего, необходимо определить, к какой из двух крайних концепций тяготеет предприятие:
— концепция выживания, эволюционного развития (плавно, с минимальными перестройками, но надежно улучшать показатели, вплоть до выхода из банкротного состояния, и удерживаться на достигнутых позициях);
— концепция прорыва, существенного улучшения всех критериев за минимальное время, ориентация на захват лидирующего положения на рынке (привлекательная, но более рискованная стратегия).
В первом случае целесообразен дескриптивный, описательный подход — от достигнутого состояния к возможным перспективам. Главное внимание уделяется аудиту, оценке, анализу причин сложившегося состояния, выявлению лежащих на поверхности резервов и имеющихся заделов. Во втором случае более целесообразен нормативный подход — от целей, от конечных результатов к средствам их достижения. Главное внимание уделяется вариантам и способам достижения поставленных целей, включая коренную реорганизацию предприятия. Предпочтительно разумное сочетание обоих подходов.
Этап 2. Оценка экономического потенциала предприятия. Существуют различные методы оценки составляющих потенциала. В целом они имеют общие черты, но у них есть и некоторые отличия. В систему классификации методов оценки постоянно добавляются новые классификаторы, которые только затрудняют выбор методов оценки. Одной из причин этого является сложность предмета оценки и неделимость экономического потенциала на независимые компоненты. Границы между компонентами размыты, и зачастую найти «разделяющую полосу» бывает трудно.
Этап 3. Анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем. Дополняющие и более конструктивные выводы можно получить аналитически, двигаясь от конечных целей и выясняя сначала главные факторы успеха и неуспеха, влияющие на конечный результат, анализируя причины низких результатов и формулируя проблемы (узкие места) и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь желаемых целей. Из перечня проблем необходимо выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных, ключевых (например, без решения которых цель не может быть достигнута и/или которые дают 80-90% вклада в достижение цели). Их называют еще стратегически важными проблемами, а изменения, соответствующие их решению, — основными направлениями или стратегией развития. Именно эти направления и проблемы должны быть непрерывно в поле зрения руководства верхнего звена управления. Чаще всего ключевыми являются следующие проблемы: отсутствие четких целей, стратегии и программы развития; отсутствие эффективной финансовой системы, позволяющей оценить и контролировать финансовое состояние предприятия, прогнозировать угрозу банкротства и избегать ее за счет эффективной финансово-экономической политики; наличие слабой маркетинговой службы; низкое качество продукции при относительно высоких ценах ранее; быстрое устаревание ассортимента продукции, медленное реагирование на изменение спроса; неудовлетворительная система управления (плохая управляемость, нечеткое распределение функций, излишняя централизация, медленная реакция на изменения); недостатки производства (слишком продолжительный производственный и финансовый цикл, большой объем незавершенного производства, потери, низкая технологическая дисциплина).
Этап 4. Формирование путей и проектов решения проблемы. Это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия. Он заметно отличается от других тем, что ориентирован на генерацию максимально возможного количества идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Этот этап должен проходить в свободной обстановке и требует несколько необычного для практиков взгляда на привычные вещи — в частности, нужно забыть о текучке, требовании реализуемости идей, иначе это сильно ограничит их перечень и может привести к потерям части потенциала развития.
Этап 5. Оценка инновационного потенциала. Более точная экспертная оценка делается по инновационному потенциалу, влияющему на главный фактор повышения конкурентоспособности — эффективность. В этом случае выделяются три группы основных способов повышения эффективности за счет: 1) управленческих решений, реализующих уже имеющиеся резервы; 2) структурных изменений; 3) инноваций. Необходимо выяснить, за счет каких конкретных средств можно обеспечить рост эффективности.
Этап 6. Выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий). Задача данного этапа — используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала («поля проектов»), выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, которые вносят основной вклад в достижение целей. При проведении диагностики основной целью является предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах.
Этап 7. Прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия. Оцениваются последствия реализации приоритетных направлений деятельности. Оценка проводится по критериям, характеризующим степень достижения поставленной цели (например, «выход на безубыточное функционирование»). Уточняются желаемые сроки достижения цели.
Этап 8. Разработка программы реструктуризации. Основные задачи — детализация выделенных приоритетных направлений деятельности до перечня конкретных работ и ответственных исполнителей (требуются 2—3 часа групповой работы); предварительная оценка ожидаемых результатов, сроков, необходимых ресурсов; разработка системы, управляющей реализацией работ, системы мотивации (стимулирования) исполнителей.
Этап 9. Оценка источников ресурсов, распределение ресурсов. Дается оценка источников, прежде всего финансовых ресурсов, для реализации программы реформирования. Типичными источниками финансирования являются собственные финансовые средства предприятия, кредиты и другие виды заемных средств. Меры по программе реструктуризации, как правило, высокоэффективны и в значительной мере могут быть источниками самофинансирования (за счет реинвестирования части финансов, получаемых путем сокращения дебиторской задолженности, реализации сверхнормативных запасов и т.п.). Фиксируется предполагаемая динамика поступления финансов, с помощью которой можно уточнить приоритеты и порядок финансирования мероприятий, включаемых в программу реформирования предприятия. Определяются первоочередные по времени и высокоэффективные проекты, для реализации которых руководство выделяет финансовые ресурсы. Проверяется сбалансированность финансовых потоков.
Этапы 10—11. Выделение первоочередных проектов и формирование команд. Основные задачи — продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; предварительно проработать первоочередные проекты и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации. Команды формируются с участием консультантов-психологов и обучаются основным правилам командной работы. Первоочередные проекты (3—5) выбираются из числа приоритетных и прорабатываются группами в течение 1,5—2 дней (с участием консультантов).
Этап 12. Выбор и фиксация стратегии и программы реформирования. Стратегически важные первоочередные изменения: создание маркетинговой службы и изменение маркетинговой стратегии; создание службы стратегического планирования; упорядочение функций подразделений и соответствующее изменение организационной структуры; создание эффективной системы финансового учета, планирования и контроля; изменение ассортиментной политики, создание новых видов продукции; создание системы управления инновационными процессами; реорганизация системы управления персоналом; переподготовка руководства верхнего и среднего звена в области экономики, финансов и управления; создание информационно-аналитического центра.
Этап 13. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. Оценивается, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли она возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
Этап 14. Определение первоочередных организационных шагов. Конкретизируются организационные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время — например, подготовка и издание приказов, информирование всех работников предприятия о разработке программы реформирования и т.п.
2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.1 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности — это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству. В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие:
— Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;
— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
— Налоговому кодексу РФ, ч. 1.
Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в последующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:
— главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;
— в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций;
— для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы;
— первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;
— все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;
— бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки;
— месячная и квартальная отчетности являются промежуточными, и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;
— организации, за исключением бюджетных, обязаны предоставлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации;
— днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;
— открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;
— организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности состав, отчетности аудитор должен учитывать, что Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, предоставления банк, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения. Это положение применяется Министерством финансов РФ при установлении:
— типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
— упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
— особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
— особенностей формирования бухгалтерской отчетности а случаях реорганизации или ликвидации организации;
— особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
— порядка публикации бухгалтерской отчетности;
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:
— наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности;
— изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном) организации;
— количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стоимость акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
— состав резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движение средств каждого резерва в течение отчетного периода;
— наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
— объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
— состав затрат на производство (издержки обращения);
— состав внереализационных доходов и расходов;
— чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия;
— любые выданные и полученные обеспечения обязательств и платежей организации;
— события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности;
— прекращенные операции;
— сведения об аффилированных лицах;
— государственная помощь;
— прибыль, приходящаяся на одну акцию;
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому кодексу РФ (ч. 1). В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ аудитору при проверке правильности составления отчетности необходимо учитывать следующее:
— каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы;
— налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;
— формы налоговых деклараций, не утвержденные законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;    продолжение
–PAGE_BREAK–
— налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;
— налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов;
— налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки;
— инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством по налогам и сборам РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;
— при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
2.2 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает: баланс предприятия (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет об изменениях капитала (ф. № 3); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к балансу предприятия (ф. № 5); пояснительную записку к годовому отчету; другие формы, которые могут быть введены соответствующими нормативными документами. Отчетность дополняется различными расчетами и другими документами. При проверке отчетности аудитор руководствуется:
1) инструкциями по заполнению форм отчетности;
2) формой учета;
3) данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.
Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.
Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. На предприятиях и в организациях преимущественно применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПК может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально.
При использовании журнально-ордерной формы отчетность заполняется на основании главной книги, журналов-ордеров и ведомостей (карточек) аналитического учета (по некоторым счетам). Если применяется мемориально-ордерная форма учета, то отчетность заполняется на основании оборотно-сальдового баланса и мемориальных ордеров, когда имеет место форма журнал-главная, отчетность заполняется по данным оборотной ведомости по счетам. Автоматизированная форма позволяет получить все необходимые формы непосредственно на ПК после ввода и проверки всей информации за отчетный период.
Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необходимо проверить данные, полученные при проведении инвентаризации соответствующих статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.
Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таспасибо, и извените за беспкойствоких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
При проверке годовой отчетности аудитор проверяет также и квартальную отчетность. Здесь следует помнить, что состав и содержание квартальной отчетности может отличаться от состава и содержания годовой отчетности и поэтому аудитору в процессе работы следует пользоваться инструкциями по заполнению форм годовой и квартальной отчетности.
На основании Постановления Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. № 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817) организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, представляют годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Министерством финансов РФ.
Кроме того, аудиторская организация может осуществлять проверку статистических форм отчетности, утверждаемых Госкомстатом РФ.
Помимо проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта на соответствие действующим законодательным и нормативным документам по составу и формам, рассмотренным выше, аудитору следует для подтверждения достоверности отчетности проследить правильность составления всех форм отчетности, справок, расчетов, приложений и пояснительной записки к отчетности.
Проверка годовой и квартальной отчетности проводится в соответствии с порядком заполнения квартальной, а также годовой отчетности, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Проверка должна проводиться по двум направлениям.
1. Проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности.
2. Проверка правильности заполнения форм отчетности на основании Главной книги и других регистров бухгалтерского учета.
Проверка по первому направлению осуществляется на основе специальных разработочных таблиц взаимоувязки показателей отчетности, например, взаимосвязь показателей между ф. № 1 «Баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и т.д., на основе нормативных документов, утверждаемых Минфином РФ.
Проверка по второму направлению осуществляется по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно путем сопоставления показателей из соответствующей формы отчетности с остатками и оборотами по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета.
Результаты проверки соответствия показателей форм отчетности регистрам бухгалтерского учета отражаются аудитором в своей рабочей документации.
2.3 Аудит отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, аудитору приходится осуществлять проверку отчетности предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации. С точки зрения техники этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в ход ведения проверки, но с точки зрения ГК РФ и Закона «Об акционерных обществах» аудитору необходимо учесть следующее:
— при реорганизации экономических субъектов (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (или лицам) в соответствии с передаточным актом;
— реорганизацию рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала);
— в состав передаточного акта и разделительного баланса оформляемых при реорганизации, включается бухгалтерская отчетность в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
— при слиянии отдельных юридических лиц (подразделений) бухгалтерским балансам каждого из них по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, об утверждении передаточного акта. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом;
— при присоединении юридических лиц (подразделений) к бухгалтерским балансам каждого из них по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов. Присоединяемое общество и общество, к которому оно присоединяется, заключают договор о присоединении, в котором устанавливаются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги общества, к которому оно присоединяется. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта. Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решения о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом;
— при разделении или выделении юридических лиц (выделении из состава юридического лица его отдельного или нескольких подразделений) составляемый разделительный баланс включает общий баланс ранее действовавшего юридического лица и балансы каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, входящих в состав прежнего юридического лица. Данные раздельного баланса являются также и данными баланса каждого юридического лица на дату начала его деятельности после их государственной регистрации. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях этой реорганизации, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. Общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета). При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом;    продолжение
–PAGE_BREAK–
— если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами;
— при преобразовании общества совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов Правления в соответствии с требованиями федеральных законов об организациях. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
— при ликвидации юридического лица составляется бухгалтерская отчетность в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату ликвидации). По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, заявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.
— юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной Гражданским Кодексом.
3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОАО «БРЯНСКАГРОСПЕЦМОНТАЖ»
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Брянскагроспецмонтаж» учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721 в результате преобразования Брянского государственного предприятия «Агросантехмонтаж» в открытое акционерное общество на основании решения общего собрания учредителей (протокол №5 от 20.05.1996 г.) и является его правопреемником. Общество действует в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах», в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1230 от 14.10.1992 г. «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду», «Положением об акционерных обществах», утвержденным Постановлением СМ РСФСР №601 от 25.12.1990г., Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами Российской Федерации.
ОАО «Брянскагроспецмонтаж»зарегистрировано постановлением Администрации Брянского района № 563 от 25 июня 1996 г. и расположено по адресу: Брянский р-н, п. Супонево, ул. Фрунзе, 32-А.
Уставный капитал ОАО «Брянскагроспецмонтаж»составляет 1458 тыс. руб. и определяется как сумма номинальных стоимостей акций, в т.ч. 5832 обыкновенных акций номинальной стоимостью 250 руб. Все акции общества являются именными и существуют в виде записей на счетах реестра акционеров общества. Дополнительной эмиссии акции не осуществлялось, решение о выплате дивидендов принимается ежеквартально.
ОАО «Брянскагроспецмонтаж»имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, а также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Высшим органом ОАО «Брянскагроспецмонтаж»является Общее собрание акционеров.
ОАО «Брянскагроспецмонтаж»осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом общества. Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. ОАО «Брянскагроспецмонтаж» для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:
— проектирование инженерных сетей и систем отопления (проект установки оборудования узлов учета тепловой энергии;
— производство строительных материалов, конструкций, изделий;
— производство вентиляционных, санитарно-технических и электромонтажных изделий и заготовок;
— осуществление специальных строительно-монтажных работ при возведении кирпичных жилых домов до 12-ти этажей, крупнопанельных до 5-ти этажей, зданий общественного назначения и коммунального хозяйства, объектов промышленности строительной индустрии, баз строительных организаций, а также объектов агропромышленного комплекса;
— работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования: прокладка трубопроводов на наружных сетях, прокладка сетей тепло- и водоснабжения, канализации, установка запорной арматуры, прокладка сетей электроснабжения до 10 кв. линий связи и радиофикации;
— работы по устройству внутренних инженерных сетей и систем: устройство систем вентиляции, прокладка внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, установка санитарно-технических приборов, прокладка внутренних сетей электроснабжения напряжением до 1000 вольт, устройство внутреннего электроосвещения;
— монтаж технологического оборудования (теплосилового оборудования котельных, технологических металлоконструкций (опорные рамы под оборудование, технологические площадки), технологических трубопроводов, котельных установок и вспомогательного оборудования, электротехнических установок, оборудования связи и систем пожарно-охранной сигнализации);
— пусконаладочные работы систем и оборудования из вышеперечисленных пунктов, измерение сопротивления изоляции электросилового оборудования, проводов, кабелей, электроустановок.
Предметом деятельности исследуемого предприятия ОАО «Брянскагроспецмонтаж» являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществлении деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере. ОАО «Брянскагроспецмонтаж»имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Для осуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в Брянском филиале банка ОАО АКБ «Росбанк». Как юридическое лицо, ОАО «Брянскагроспецмонтаж» зарегистрировано в ИМНС Брянского района, ИНН 3207002296. Структура предприятия ОАО «Брянскагроспецмонтаж» представлена на рисунке 1.
В случае ОАО «Брянскагроспецмонтаж»директором, с момента реорганизации предприятия, является С.В.Кондрашов. Штатное расписание филиала разрабатывается обществом и утверждается директором. Все документы денежного, материального, имущественного, расчетного, кредитного характера, а также отчеты и балансы подписываются директором филиала и главным бухгалтером. В случае ОАО «Брянскагроспецмонтаж»главным бухгалтером является Н.В.Панкратова.

ДИРЕКТОР

Главный инженер
Заместитель директора
Главный бухгалтер

Отдел кадров

Отдел снабжения
Отдел капитального строительства
Автотранспортный отдел

Мастера/ бригадиры

    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
3 Оборачиваемость оборотных средств, дни
2,58
1,42
0,71
-1,87
4 Расходы на оплату труда, тыс. руб.
719,75
637,52
413,94
-305,81
5 Среднесписочная численность работников, чел.
134
117
68
-66
6 Среднегодовая заработная плата, тыс. руб.
5,37
5,45
6,09
0,72
7 Производительность труд
158,79
97,16
72,38
-86,41
8 Издержки обращения, тыс. руб.
21224
11703
6595
-14629
9 Затратоотдача
1,00
0,97
0,75
-0,26
10 Фондоотдача
9,86
7,12
3,16
-6,70
11 Розничный товарооборот, тыс. руб.
21278
11368
4922
-16356
12 Валовая прибыль, тыс. руб.
54
-335
-1673
-1727
13 Чистая прибыль, тыс. руб.
-22
-176
-1737
-1715
14 Собственный капитал, тыс. руб.
2768,5
2373,5
1133,5
-1635
15 Коэффициент устойчивости экономического роста
-0,01
-0,07
-1,53
-1,52
16 Эффективность торгового потенциала.
10,81
6,35
3,44
-7,37
17 Эффективность финансовой деятельности
0,05
-0,31
-1,87
-1,91
18 Эффективность трудовой деятельности
29,56
17,83
11,89
-17,67
19 Интегральная эффективность хоз. деятельности
2,49
-3,28
-4,24
-6,73
Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом предприятие ОАО «Брянскагроспецмонтаж» работало в течение 2004-2006 гг. периода неэффективно, что подтверждается снижением значений интегрального показателя эффективности хозяйственной деятельности на конец 2006 г. его величина стала отрицательной, т.е. предприятие работает с убытками. Также за период с 2004 г. по 2006 г. снизились показатели эффективности использования торгового потенциала, эффективности финансовой и трудовой деятельности.
Такая динамика показателей объясняется тем, что за период 2006 г. темп роста издержек обращения превысил темп роста торгового оборота, а также резким снижением выручки, полученной предприятием. Положительной тенденцией является только ускорение оборачиваемости оборотных средств на 1,87 дня в исследуемом периоде. Стоит отметить, что за последние 5 лет предприятие с 2005 г. в результате своей текущей деятельности стало получать убытки.
Комплексную обобщающую оценку экономического развития анализируемого торгового предприятия дает показатель темпа его экономического роста:
/>,
где: Т – темпы изменения: ТПТ – производительности труда; ТООС – оборачиваемости оборотных средств; ТФО – фондоотдачи; ТЗО – затратоодачи; ТУР – уровня рентабельности товарооборота.
В случае ОАО «Брянскагроспецмонтаж»: ТЭР 2005г. по отношению к 2004 г. равен 1,17; ТЭР 2006г. по отношению к 2005 г. составил 1,21. Как и следовало ожидать, вычисленный выше показатель демонстрирует наличие у предприятия тенденции к замедлению развития. Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с экономическими показателями: спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. Данные за 2004-2006 гг. показывают, что по рассматриваемому предприятию наблюдалось снижение как количественных, так и качественных показателей в 2005 г., а в 2006 г. произошло снижение практически всех вышеперечисленных показателей.
Если несостоятельность (банкротство) Общества вызвана действием (бездействием) его Участников или других лиц, которые имеют право давать обязательные для Общества указания, либо иным образом
Выполняя требования к курсовой работе, мной осуществлено ознакомление с организацией деятельности ОАО «Брянскагроспецмонтаж». В результате ознакомления была составлена схема организационной структуры ОАО «Брянскагроспецмонтаж», раскрыта система управления деятельностью и даны основные технико-экономические характеристики. Источниками получения информации являлись:
— Устав ОАО «Брянскагроспецмонтаж»;
— Положение ОАО «Брянскагроспецмонтаж»;
— Приказы и распоряжения генерального директора, а также изданные им инструкции;
— Правила внутреннего распорядка;
— Документация по постановке на налоговый учет;
— Бухгалтерская и налоговая отчетность;    продолжение
–PAGE_BREAK–
— Результаты осмотра помещений и общения с руководством.
Мной также осуществлено ознакомление с существующей системой внутреннего контроля ОАО «Брянскагроспецмонтаж». Описание компонентов СВК, таких как: система бухгалтерского учета, контрольная среда, применяемые средства контроля, осуществлено в рабочих документах. Источниками получения информации являлись:
— Устав ОАО «Брянскагроспецмонтаж»;
— Законодательные и нормативные акты, регламентирующие организацию деятельности строительных организаций;
— Учетная политика ОАО «Брянскагроспецмонтаж»;
— Должностные обязанности сотрудников бухгалтерской службы ОАО «Брянскагроспецмонтаж» и другие внутренние нормативные акты.
На основе ознакомления с организацией деятельности ОАО «Брянскагроспецмонтаж» и его системойвнутреннего контроля, мной:
— изучены система управления ОАО «Брянскагроспецмонтаж»и основные финансово-хозяйственные показатели деятельности предприятия;
— осуществлены процедуры подготовки и планирования аудита.
3.2 Осуществление аудиторских процедур по существу
В процессе практического выполнения аудиторской проверки ОАО «Брянскагроспецмонтаж», мной реализованы следующие процедуры по существу:
1. Проверка соответствия данных учета, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Источники аудиторских доказательств:
— Бухгалтерская и налоговая отчетность;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота.
Порядок выполнения:
Осуществлена проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности на начало и конец проверяемого периода.
2. Проверка правильности оформления первичных документов по учету.
Источники аудиторских доказательств:
— Формы первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
— График документооборота;
— Первичные документы по учету;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылок подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота и обязанности.
Порядок выполнения:
Осуществлено инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов не установлено.
3. Проверка полноты исчисления налогооблагаемой базы.
Источники аудиторских доказательств:
— Первичные документы по учету;
— Расчеты аудируемого лица;
— Регистры аналитического и синтетического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности – возникновение и полнота.
Порядок выполнения:
По документам, попавшим в выборку, мной проверена полнота отражения в бухгалтерском учете операций.
4. Проверка правильности отражения операций по расчетам заработной платы в бухгалтерском учете.
Источники аудиторских доказательств:
— Нормативные акты аудируемого лица;
— Регистры аналитического и синтетического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой отчетности – полнота, представление и раскрытие.
Порядок выполнения:
По данным регистров аналитического и синтетического учета проверена правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
5. Проверка правильности и последовательности применения учетной политики.
Источник аудиторских доказательств:
— Приказ об учетной политике.
— Внутренние нормативные акты.
— Результаты выполнения процедур по существу.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие.
Порядок выполнения: В процессе проведения процедур по существу осуществлена проверка соблюдения требований учетной политики.
6. Проверка соблюдения правил представления отчетности в государственные внебюджетные фонды и налоговых деклараций.
Источники аудиторских доказательств:
— Приказ об учетной политике.
— Нормативные документы аудируемого лица.
— Налоговая отчетность.
— Сводные регистры синтетического учета.
— Регистры аналитического учета.
— Акты проверок контрольных органов.
— Ответы на запросы.
Порядок выполнения:
Осуществлена проверка правильности составления и оформления отчетности, а также соблюдения установленных сроков ее представления.
После выполнения аудиторских процедур по существу, мной осуществлены заключительные процедуры аудита.
При выполнении практических задач, связанных с осуществлением заключительных процедур аудита, мной выполнено:
1. Подтверждение первоначальной оценки системы бухгалтерского учета.
2. Подтверждение первоначальной оценки влияния контрольной среды на эффективность применяемых средств контроля.
3. Подтверждение первоначальной оценки применяемых средств контроля.
4. Подтверждение первоначальной оценки надежности внутреннего контроля хозяйственный операций
5. Оценка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемогого лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью написания работы было подробное рассмотрение теоретических основ аудиторской проверки предприятия в условиях реструктуризации. В результате проверки на предприятии ОАО «Брянскагроспецмонтаж» можно сделать вывод, что финансовая (бухгалтерская) отчетность организации ОАО «Брянскагроспецмонтаж» отражает достоверно во всех существенных отношениях хозяйственные операции. и результаты деятельности организации.
В результате осуществленных процедур аудиторской проверки можно сделать следующие выводы: По моему мнению, налоговая отчетность ОАО «Брянскагроспецмонтаж» отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. По моему мнению, система внутреннего контроля ОАО «Брянскагроспецмонтаж» высокой степенью надежности.
По моему мнению, в целях повышения надежности системы внутреннего контроля ОАО «Брянскагроспецмонтаж» необходимо:
1. На постоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативных актов.
2. Проанализировать состояние контроля за начислением и уплатой ЕСН и принять меры по повышению его эффективности
3. На постоянной основе осуществлять мониторинг соблюдения всеми сотрудниками основных требований, предъявляемых к СВК.
4. Разработать график документооборота
5. Разработать нормативные акты по организации внутреннего контроля по недопущению операций, связанных с легализацией доходов полученных преступным путем, так как практика аудиторских проверок свидетельствует, что в организациях зачастую под видом маркетинговых, рекламных и агентских услуг выдают суммы «вознаграждений» из кассы физическим лицам без предварительного начисления заработной платы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативные акты:
Гражданский Кодекс РФ№ 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.
Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации Протокол № 1 от 11 июля 2000 г.
Налоговый кодекс РФ ч. 2 № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. (с изменениями и дополнениями).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696 (с изменениями на 16.04.2005).
Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12 июня 2002 г. № 409.
Письмо МФ РФ «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2004 г» от 7 февраля 2005 г.
Письмо МНС России от 19.03.2001г. №ВГ-6-03/216 «Об отдельных вопросах осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в связи с вступлением в силу федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ».
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года (с изменениями и дополнениями).
Монографии
Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК.- М.: Дело и Сервис, 2000г.-432 с.
Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору. Том 1.-М.: Феникс, 2002г.-512 с.
Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору том 2.-М.: Феникс, 2002г.-656 с.
Замыцкова О.И. Аудит. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002г.– 320 с.
Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет.: Питер, 2002г.- 464 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.- М.: ИНФРА-М,2005г.-592 с.
Кочинев Ю.Ю. Аудит.: Питер, 2002г.-304 с.
Крупченко Е.А. Аудит. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003г. – 320 с.
Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия. -М.: Экзамен, 2001г.-352 с.
Подольский В.И. Аудит. — М.: ЮНИТИ, 1997г.-655 с.
Подольский В.И. Аудит. — М.: ЮНИТИ, 2000г.-655 с.
Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003г.-320 с.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.- М.: ИНФРА-М, 2001г.-352 с.
Статьи в периодических изданиях
Андреев Д. М. //Модель аудиторского риска// «Аудиторские ведомости», № 12, 2001г.
Алибеков Ш.И. Использование аналитических процедур в аудиторской деятельности. Аудиторские ведомости, № 3, 2004 г.
Газарян А.В. Подготовка аудиторского заключения. Бухгалтерский учет № 6, 2003 г.
Гутцайт Е.М. Методологические проблемы аудита. Аудиторские ведомости, № 1, 2, 2002 г.
Гутцайт Е. М. //Методологические проблемы аудита// «Аудиторские ведомости», № 4, 2002г.
Гутцайт Е.М.//Аудиторская проверка в теории принятия решений в условиях неопределенности//«Аудиторские ведомости», № 8, 2001г.