МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН
ВОСТОЧНЫЙТЕХНИЧЕСКО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность:«Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»
Расчетно-пояснительнаязаписка к курсовому проекту.
Тема:
«Ремонткрана мостового грузоподъемностью 5т.
Ремонтируемыйузел – механизм подъема».
Руководитель:
__________________
Студент:
__________________
Усть-Каменогорск,2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Устройство ремонтируемой машины,принцип работы и рисунок машины
1.2. Назначение, техническаяхарактеристика, устройство и работа ремонтируемого узла
1.3. Схема технологического процессаразборки узла
1.4. Очистка и мойка деталей с описанием применяемого оборудования.Рисунок оборудования
1.5. Контроль, сортировка идефектация деталей ремонтируемого узла. Составление ведомости дефектации
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Выбор метода ремонта деталей узла.Технологический процесс ремонта
2.2. Выбор оборудования,приспособления и инструмента для выбранной детали агрегата, узла
2.3. Расчёт затрат времени методамитехнического нормирования на ремонтируемую деталь
2.4. Маршрутно-операционная карта ремонта одной детали узла
ЛИТЕРАТУРА
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Современное строительное производствопредполагает широкое применение грузоподъёмных кранов. Это связано с тем, чтомонтажный процесс стал основным, а строительный монтажный кран – ведущейтехнологической машиной. Кроме того, грузоподъёмные краны используются напогрузочно-разгрузочных работах, при строительстве мостов, трубопроводов и др.
В металлургической промышленностиширокое распространение получили мостовые электрические краны.
В зависимости от назначения и типагрузоподъемного орган различают мостовые электрические краны нормального типа(краны общего назначения), оборудованные одним или двумя крюками, испециального назначения.
К специальным кранам металлургическихпредприятий относят магнитные, грейферные, магнитно-грейферные, литейные (заливочные,разливочные и миксерные), мульдо-завалочные и клещевые (колодцевые) и др.
Мостовые электрические краныизготовляют грузоподъемностью 5-630 т.
Независимоот назначения и грузоподъемности все мостовые электрические краны состоят изследующих основных частей: 1) моста с механизмами передвижения крана; 2)тележки с механизмами передвижения и подъема груза; 3) кабины машиниста саппаратурой для управления крана.
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки,выполненной на формате А4 в количестве страниц; графической части, выполненнойна двух форматах А1:
— общий вид механизма подъёма груза,мостового крана грузоподъемностью 5т.;
— схема технологического процессаразборки-сборки узла, рабочие чертёжи ремонтируемых деталей;
-приложение А – Ведомость дефектациидеталей, сборочных единиц в количестве двух листов;
-приложение Б – Маршрутная карта вколичестве трех листов.
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Устройстворемонтируемой машины, принцип работы и рисунок машины.
Кранами называют грузоподъемныемашины, предназначенные для подъема груза и перемещения его в любом направлениив пределах пролета цеха или склада. В металлургической промышленности широкоераспространение получили мостовые электрические краны.
В зависимости от назначения и типагрузоподъемного органа различают мостовые электрические краны нормального типа(краны общего назначения), оборудованные одним или двумя крюками, испециального назначения.
К специальным кранам металлургическихпредприятий относят магнитные, грейферные, магнитно-грейферные, мульдамагнитные, литейные (заливочные, разливочные и миксерные), мульдо-завалочные иклещевые (колодцевые) и др.
Мостовые электрические краныизготовляют грузоподъемностью 5-630т.
Независимо от назначения игрузоподъемности все мостовые электрические краны состоят из следующих основныхчастей: 1) моста с механизмами передвижения крана; 2) тележки с механизмамипередвижения и подъема груза; 3) кабины машиниста с аппаратурой для управлениякрана.
На рисунке 1 показан электрическиймостовой кран общего назначения с двумя механизмами подъема, а на рисунке 2 –мосты кранов./> />
Мост кранов состоит из двух продольных, главныхбалок 1 (рисунок 1) коробчатого сечения, соединенных концевыми балками, балкисварены из листовой стали.
Рисунок1
/>
Рисунок2
Ст3,для увеличения их жесткости установлены перегородки.
Вовсю длину моста с двух сторон устроены галереи 7 с настилом. Одна из нихпредназначена для установки механизма передвижения крана 10 и для доступа кмеханизмам грузовой тележки, а другая – для размещения троллейных проводов.Галереи и концевые балки с внешней стороны ограждают перилами 11 высотой 1 м.
Мостопирается на оси ходовых колес 5, смонтированных в концевых балках 3, и перемещаетсяпо рельсам 13, уложенным на подкрановых балках 6. На продольных балкахукреплены рельсы 4, по которым передвигается тележка 2 с двумя механизмамиподъема: главного с крюком 8 и вспомогательного с крюком 9. Для смягченияударов при случайных наездах крана на концевых балках укрепляют прижимныеупоры-буфера 14. К мосту крана подвешена кабина машиниста 12.
Повиду соединения отдельных элементов моста различают краны клепанные и сварные.Мосты современных кранов изготовляют исключительно сварными. Сварные мостыменее трудоемки в изготовлении, легче и дешевле клепанных.
Мостыкранов изготовляли ранее из решетчатых ферм (рисунок 2, а) и реже из сплошныхбалок (рисунок 2, б). В обоих случаях мосты состоят из двух главных решетчатыхферм или двутавровых балок 1, двух вспомогательных ферм 2 и двух пар концевыхбалок 3, между которыми смонтированы ходовые колеса 8. На галереях 5 установленмеханизм передвижения 4.
Различаютмосты открытого и закрытого типа. Мосты закрытого типа, кроме главных балок,имеют вспомогательные фермы, которые располагаются с наружной стороны главныхбалок. Вспомогательные фермы соединяют с главными при помощи нижних и верхнихгоризонтальных ферм. Горизонтальные фермы придают необходимую жесткость мосту вгоризонтальной плоскости, воспринимая усилия, возникающие при торможении крана.
Вмостах открытого типа, рисунок 3 нет верхних горизонтальных ферм, а в отдельныхслучаях вообще отсутствуют вспомогательные фермы.
Главныебалки открытых мостов выполняются в виде одностенных сплошных балок, либо ввиде конструкции коробчатого сечения.
/>/>
Рисунок3
Кабина.Управление всеми механизмами крана осуществляется из кабины машиниста,подвешенной к мосту крана.
Вкабине установлены контроллеры механизмов главного и вспомогательного подъемов,передвижения тележки, моста, защитная панель, осветительная и другаяаппаратура. По правилам ее укрепляют с противоположной стороны главных троллеевкрана.
Основнымитехническими характеристиками крана являются его грузоподъемность, скоростидвижения, высота подъема и другие параметры. Грузоподъемностью крана называютмассу груза, поднимаемого грузозахватным приспособлением крана. В подъемныхмеханизмах с грейфером или магнитом масса последних включается вгрузоподъемность. Грузоподъемность крана считается по главному подъему.
Мостовыекраны обычно имеют два подъема – главный и вспомогательный, смонтированные наодной тележке. Это вызвано технологией работы крана, например, надо производитьнаклон ковша с металлом, ремонт ковшей и другие вспомогательные работы, которыенерационально выполнять главным подъемом.
Мостовыекраны устанавливают в соответствии с правилами устройства и безопаснойэксплуатации подъемных кранов. При этом должны соблюдаться определенныегабариты. Высоту кабины принимают не менее 1800мм. Она должна иметь верхнееперекрытие и сплошное ограждение со всех сторон не менее 1м.
Кабинадолжна быть изготовлена таких размеров, чтобы был свободный доступ коборудованию и имелась возможность поместится в ней, кроме крановщика, идругому лицу (стажер, слесарь, электромонтер).
Расстояниеот выступающих частей торцов крана до колонны и стен здания должно быть неменее 60мм.
Расстояниеот верхней точки грузоподъемной машины до потолка здания, нижнего поясастроительных ферм и до нижней точки другой машины, работающей ярусом выше,должно быть не менее 100мм.
Расстояниеот выступающих частей кабины управления и люльки для осмотра главных троллей достены, оборудования, трубопроводов, колонны здания и других предметов,относительно которых кабина или люлька перемещается, должно быть не менее400мм. На рисунке 4 показаны все основные габариты крана.
Рисунок4
Нарисунке 4 показаны все основные габариты крана.
1-высотакабины; 2-высота обшивки кабины; 3-зазар между кабиной и посадочной площадкой;4-расстоянеи между колоннами зданий и концевой балкой моста; 5-зазор междунаивысшей точкой механизмов и перекрытием ферм зданий; 6-расстояние междустенкой здания и стенкой кабины; 7-расстояние между ступенями лестницы;8-ширина посадочной лестницы.
Лестницыдля входа на площадку и галерею, и лестницу на кране должны быть шириной неменее 600мм с расстоянием между ступенями не более 300мм.
Ширина лестницы для выхода из кабинына галерею мостового крана может быть уменьшена до 250мм.
1.2. Назначение,техническая характеристика, устройство и работа ремонтируемого узла.
На рисунке 5 показана тележкаобычного мостового крана грузоподъемностью 5т. Она состоит из сварной рамы 1,на которой смонтированы механизмы передвижения и подъема груза.
На тележке устанавливают кронштейн(стойки), на которых укрепляют токосъемники, необходимые для подвода тока кдвигателям подъема и передвижения. Троллеями называют «голые» проводникипредназначенные для передачи электрического тока через скользящий контакт. Вкачестве троллеев для кранов обычно применяют уголковую или круглую сталь.
Механизм передвижения тележки состоитиз электродвигателя 4 и вертикального редуктора 6, выходной вал которого черезсоединительную муфту 18 передает движение ходовым колесам 15. Тележкапередвигается по рельсам 19 квадратного сечения.
Механизм подъема состоит изэлектродвигателя 7, соединенного тормозной муфтой 8 с горизонтальным редуктором11, от выходного вала которого вращение передается барабану 2 с ручьями дляканатов 3. Груз подвешивают к крюку 13 при помощи блочной подвески 14. Канат 12образует сдвоенный полиспаст, четыре ветви которого огибают блоки 17 инеподвижный уравнительный блок 18.
На механизмах установлены колодочныетормоза 10 и 5 замкнутого типа с короткоходовыми электромагнитами.
/>
Рисунок 5
Грузоподъемность – 5т.
Скорость подъема груза – 0,025м/с.
1.3. Схематехнологического процесса разборки узла
Успешное выполнение ремонта взначительной мере зависит от качества разборки.
Разборочный процесс принятоизображать в виде технологической схемы. При разборке узлы, в зависимости от порядкаразборки, именуют группами и подгруппами. Так, узел, непосредственно входящий вмашину (на который составляют технологическую схему разборки), называютгруппой, а узел, входящий в состав группы, — подгруппой первого порядка. Узел,входящий непосредственно в подгруппу первого порядка, называют подгруппойвторого порядка и так далее. Таким образом, группа и подгруппа состоят толькоиз отдельных деталей или из подгрупп и деталей. Подгруппа последнего порядкавсего состоит из отдельных деталей.
Детали группы и подгруппыизображаются на схеме в виде прямоугольников, в которых вписываются:наименования, номер позиции и количество элементов. Разборка машины, группы ивсех подгрупп начинается с детали или узла, которые в этом случае называютбазовыми. Технологическая схема разборки (сборки) и сборочный чертеж дополняют,но не заменяют друг друга. Схема указывает технологическую последовательностьразборки, а чертеж – место и расположения детали и подгруппы в группе илимашине.
Для разборки применяются инструменты,приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Схема технологического процесса разборки узла — редуктора передвижениягрузовой тележки смотреть лист 2 графической части.1 2 3 Наименование инструмента Обозначение ГОСТ Молоток слесарный 200 г 2310-77 Гаечный ключ с открытым зевом двухсторонний
7811-0023
Набор 8-24 2839-80 Гаечный ключ с открытым зевом двухсторонний
7823-0056
Набор 24-54 2842-80 Набор сменных головок 25605-82 Плоскогубцы комбинированные 7814-0023 5547-86 Отвертка 1´1,7 24437-80