СодержаниеВведение1 История становления института несостоятельности2 Понятие несостоятельности (банкротства)3 Процедуры банкротстваЗаключениеСписок литературы
Введение
Изначальнов мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве)развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модельстроилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам,который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской моделиу банкротства противоположная цель – восстановить платежеспособность предприятияпутем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитыхстранах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединениядвух этих начал.
ВРоссии неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существованиепредприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих нируководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы взаконодательстве – породили теневое решение проблемы «освобождения отнепомерных долгов» и ситуацию банкротства практически всехпредприятий-производителей
Вэтой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то,чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим.
Даннойцели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институтнесостоятельности (банкротства). У указанного института есть и своя,специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторовоказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболеесправедливым образом.
Цель работы рассмотретьправовые основы процедуры несостоятельности (банкротства).
Задачи работы: рассмотретьисторию становления института несостоятельности, дать понятиенесостоятельности, рассмотреть процедуры банкротства.
1 История становленияинститута несостоятельности
Первые отголоски конкурсныхотношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовалиразвитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценкиимущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер:“… чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей вкабалу кредиторов”.[1] В случаенеисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личноераспоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубитьего тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающиеправо кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, этоне избавляло его от личной долговой расправы.
В России истоки зарожденияинститута несостоятельности можно найти в “Русской Правде”.[2]Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколькокредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служилапродажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должникавозникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежныесредства распределялись между кредиторами в соответствии с установленнымиправилами.
Дальнейшее упоминание обинституте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года,хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в “Русской правде”.
Переломным моментом врегулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именнов этот период создается большое количество законодательных актов, кодификациякоторых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.
Устав, состоящий из двухчастей: “Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязыватьсявекселями” и “Для дворян и чиновников”, выделял три вида несостоятельности:несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признаниянедействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировалпоследствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав.Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применениябыли выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было приняторешение создать новый Устав».[3]
Устав о банкротах 1832 годачетко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность,просуществовал вплоть до 1917 года.
После революции понятиенесостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судамприходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников,пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений вряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, быловведено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данныхнорм не дало никакого положительного результата.
28 ноября 1927 года ДекретомВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «Онесостоятельности частных лиц физических и юридических». Согласно этому Декретудела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с моментапринятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия вконкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли насебя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собойаномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельныхкредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенноперестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование институтанесостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности иразвитием плановых начал в экономике.[4]
Переход страны в условиярыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельностипотребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участниковэкономического оборота от последствий систематического неисполнениянедобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимоответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной ГражданскимКодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядомнормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимыбыли меры более жесткого характера, такие как признание должниканесостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительныхмер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когдапроведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не далиположительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон РоссийскойФедерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.
Сложнаяполитическая борьба, связанная с созданием нового правового нормативного актапо несостоятельности и банкротству закончилась. 26 октября 2002 г. ПрезидентомРФ был подписан новый Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)».
Запоследние десять лет это уже третий Закон, регулирующий вопросынесостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а второй 1марта 1998 г.
/>2 Понятие несостоятельности (банкротства)
Банкротство – удостовереннаяарбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должникаисполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или)обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышениемсуммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества[5].
Причиныбанкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристовнесостоятельность (банкротство) может быть «несчастная»,«неосторожная», «злостная» или «злонамеренная».[6]
Лицами,участвующими в деле о банкротстве, считаются те участники дела, которые имеютнепосредственный материальный интерес в его исходе. В ст. 40 АПК РФ указано,что в делах о банкротстве к числу лиц, участвующих в деле, относятся заявительи заинтересованные лица. В первую очередь, это должник и кредиторы — лица,имущественные права которых были ущемлены до возбуждения дела или будутзатронуты в ходе реализации процедур банкротства.
Вст. 34 Закона должник и арбитражный управляющий указаны как различные лица,участвующие в деле. Вместе с тем, во время внешнего управления и конкурсногопроизводства именно арбитражный управляющий представляет интересы должника. Всвязи с этим возникают следующие ситуации. Например, при подаче кредитором апелляционнойили кассационной жалобы в ходе указанных процедур банкротства в соответствии сч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 277 АПК РФ он обязан уведомить всех лиц, участвующих вделе, т.е. и должника, и внешнего (конкурсного) управляющего, представляющегодолжника. Нарушение данного правила влечет за собой оставление жалобы бездвижения (ст. 263, 280 АПК РФ).
Праваи обязанности лиц, участвующих в деле, определены в ст. 41 АПК РФ иконкретизированы нормами Закона применительно к каждой из процедур банкротства.
Вделах о несостоятельности (банкротстве) можно выделить три категории должников.Первая – должники полностью добросовестные, в процессе банкротства которых неподлежат применению какие-либо нормы уголовного или административного права.Вторая – должники, в процессе банкротства которых определенные субъекты повелисебя недобросовестно, нарушив уголовно-правовые либо административные запреты(сам должник не знал и не должен был знать о противоправном поведении указанныхлиц). Третья категория – должники, которые своими действиями нарушили нормыуголовного или административного права ст.195 («Неправомерные действия прибанкротстве»), ст.196 («Преднамеренное банкротство»), ст.197(«Фиктивное банкротство») Уголовного кодекса Российской Федерациилибо ст.14.12 («Фиктивное или преднамеренное банкротство») ист.14.13. («Неправомерные действия при банкротстве») КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях. К третьей категорииследует отнести и тех должников, с ведома которых кредиторы либо третьи лицапредпринимают противозаконные действия.
Все должники называютсянесостоятельными (банкротами).[7]
Всоответствии с действующим законодательством правоотношения банкротствасодержат нормы, предусматривающие гражданско-правовую, уголовную иадминистративную ответственность.
Всоответствии с п.1 ст.65 ГК РФ признание судом юридического лица банкротомвлечет его ликвидацию. Данной норме ГК РФ корреспондируют ст. 97-119 Закона обанкротстве, определяющие общий порядок проведения конкурсного производства.Целью данной процедуры банкротства является соразмерное удовлетворениетребований кредиторов, а также ликвидация должника – юридического лица,признанного банкротом.
Законодательствоо банкротстве помимо конкурсного производства предусматривает и другиепроцедуры. Наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с применениемпроцедуры внешнего управления. В этом случае создается особыйимущественно-правовой режим.3 Процедурыбанкротства
Наблюдениеприменяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника,проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника исоставления реестра их требований, созыва и проведения первого собраниякредиторов.
Раньшенаблюдение вводилось автоматически сразу после того, как арбитражный суд принялзаявление о признании должника банкротом. Теперь же так происходит только в техслучаях, когда должник сам подает заявление о банкротстве. Если же такоезаявление подают иные лица (кредиторы предприятия или налоговые органы), тодействует иное правило. Оно установлено в пункте 1 статьи 62 Закона обанкротстве. Арбитражный суд вводит наблюдение лишь после того, как признаеттребования заявителя обоснованными.
Еслиже, к примеру, до даты судебного заседания должник рассчитается с кредиторами,то производство по делу будет прекращено, и наблюдение не введут.
/>/>Дляпроведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временногоуправляющего, который наделен большими правами. По его требованию органыуправления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касаетсядеятельности должника. Временный управляющий может заявлять возражения относительно требований кредиторов и приниматьучастие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованностивозражений должника относительно требований кредиторов.
Втечение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющийдолжен опубликовать сообщение о введении на предприятии должника наблюдения. Ачерез 14 дней со дня публикации этого сообщения – поставить в известность всехкредиторов должника о введении наблюдения.
Послетого, как арбитражным судом вынесено определение о введении наблюдения, длясохранности имущества должника вводятся некоторые ограничения в деятельностиорганизации.
Наосновании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит своерешение. Это может быть:
— решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;
— признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;
— утверждение мирового соглашения и прекращение дела о банкротстве.
Сдаты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признанияарбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства илиутверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Финансовоеоздоровление — это процедура банкротства,которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности ипогашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Какправило, финансовое оздоровление может быть введено на срок не более чем 2года. Вводится финансовое оздоровление арбитражным судом на основании решениясобрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введениифинансового оздоровления суд утверждает административного управляющего.
Вводитьили не вводить такую стадию банкротства, как финансовое оздоровление, решаетсобрание кредиторов. С ходатайством о введении финансового оздоровления насобрании может выступить сам должник, его учредители, а также иные лица,указанные в Законе о банкротстве.
Втом, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересовансам должник. Ведь в ходе этой процедуры продолжают действовать органыуправления должника, хотя и с определенными ограничениями.
Порезультатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение овведении внешнего управления. Внешнее управление – это процедура банкротства, котораяприменяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оновводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов не более,чем на 18 месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общегособрания кредиторов.
Совокупныйсрок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двагода. Поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровленияпрошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введениивнешнего управления. Если арбитражный суд принимает решение о признаниидолжника банкротом, то открывается конкурсное производство.
Конкурсноепроизводство – это процедура банкротства,которая применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерногоудовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится срокомна один год. В ходе этой процедуры банкротства учредители предприятия илидругие лица имеют право удовлетворить все требования кредиторов в соответствиис реестром требований кредиторов. В этом случае на основании отчета конкурсногоуправляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства поделу о банкротстве.
Мировоесоглашение – это процедура банкротства,которая применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве дляпрекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашениямежду должником и кредиторами. Должник может заключить мировое соглашение сконкурсными кредиторами или уполномоченными органами на любой стациирассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
Заключение
Банкротство – удостовереннаяарбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должникаисполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или)обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышениемсуммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Причиныбанкротства могут быть разными.
Лицами, участвующими в деле обанкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченныеорганы; федеральные органы исполнительной власти, а такжеорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение дляпроведения финансового оздоровления.
Всоответствии с действующим законодательством правоотношения банкротствасодержат нормы, предусматривающие гражданско-правовую, уголовную иадминистративную ответственность.
Наблюдениеприменяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника,проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника исоставления реестра их требований, созыва и проведения первого собраниякредиторов.
Наосновании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит своерешение. Это может быть:
— решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;
— признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;
— утверждение мирового соглашения и прекращение дела о банкротстве.Список литературы
1. Федеральный закон от 26 октября2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениямиот 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г.)
2. Добровольский А.А. Сводобщеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. – М. 1914
3. Комментарий к Гражданскому кодексуРФ (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова – М.: Юридическая фирма Контракт;Инфра – М., 1998
4. Комментарий к Федеральному закону«О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. — М.:Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2003 г.
5. Малышев К.И. Исторический очеркконкурсного процесса. – С-Пб., 1871
6. Российское законодательство X-XXвеков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. – М: 1984
7. Суслова Т.М. Несостоятельность ибанкротство: экономические и юридические аспекты. // Журнал российского права,№ 2, февраль 2004 г.
8. Телюкина М.В. Развитиезаконодательства о несостоятельности и банкротстве //Юрист. 1997. № 11.
9. Ткачев В.Н. Термины«банкротство» и «несостоятельность»: сущность исоотношение. // Адвокат, № 3, март 2003 г.