ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Нерюнгринскийфилиал
«Восточно-Сибирскийгосударственный технологический университет»
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Территориальная организация населения
на тему: Особенностимиграционной ситуации в России в 90-е годыВыполнила: студентка V курса
Специальность «Государственное и муниципальноеуправление»
Ильина И.А.
Проверил:Нерюнгри 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «миграция»
1.1 Понятие миграции
1.2 Виды миграции
1.3 Функции миграции
Глава 2. О миграционных процессах и мерахмиграционной политики в современной России
2.1 Основные отличия миграционных процессов всоветский период и в условиях современной социально-политической трансформации
2.2 Уменьшение миграционного прироста населения сначала 90-х годов
2.3 Снижение миграционной подвижности населения
2.4 Снижение роли миграционного оттока населенияиз стран СНГ и Балтии как источника пополнения населения России
2.5 Резкое изменение направлений внутреннихмиграций
2.6 Развитие процессов иммиграции рабочей силы вРоссию
2.7 Возникновение незаконной иммиграции
2.8 Динамика миграционного оттока из России
2.9 Наличие среди мигрантов вынужденныхпереселенцев и внутриперемещенных лиц
Заключение
Список литературы
Введение
Уровеньразработанности понятийного аппарата, характеризующего то или иное общественноеявление, во многом зависит от продолжительности, глубины и размаха проводимыхисследований. Если практической необходимости в таком научном аппарате нет, тонет и понятийного аппарата. Собственно, это и произошло с миграцией населения. Кактолько в начале 30-х годов прекратилось изучение миграции населения, вскорепроизошла «эрозия» термина «миграция». Миграция в истинном понимании выпала изсправочной литературы, в том числе из второго издания Большой советскойэнциклопедии, осуществленного уже в 1954 г. Лишь в третьем издании МСЭ (1959г.) и Краткой географической энциклопедии (1961 г.) термин «миграция» былвосстановлен в интерпретации В. В. Покшишевского.
Снаступлением во второй половине 60-х годов и продолжавшимся до середины 70-хгодов ренессансом в изучении миграции населения связано появление большогоколичества определений этого явления и попыток классификации. Активизация изучениямиграции привела к применению множества различных терминов. Миграцию сталиназывать территориальным, географическим, пространственным явлением, пытаясьиногда выявить семантические различия там, где их нет. Миграцию сталиопределять как мобильность или как подвижность, она же — движение, перемещение,переселение, перераспределение и т. д.
Острота миграционныхпроблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития Россииобусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственногорегулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектахРоссийской Федерации.
Законодательноерегулирование государственной миграционной политики регламентируетсяФедеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации” от 19 апреля1991 года № 1032-1; Федеральным законом “О беженцах” от 19 февраля 1993 года 34528-1; Федеральным законом “О вынужденных переселенцах”; Федеральным законом“О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от15 августа 1996 года № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 января 2003года; Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации” от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ. Следует отметить, чтоосновы законодательного обеспечения государственной миграционной политикифактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона“О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесениядополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”(Федеральный закон от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).
В настоящее время вопросыразработки и реализации государственной политики в области регулированиямиграционных процессов возложены на Федеральную миграционную службу МВД России.
Глава 1. Теоретическиеаспекты понятия «миграция»
1.1 Понятие миграции
Терминологическаяпутаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обоснованиитерминологии и классификации определений участвовали Б. С. Хорев, А. У. Хомра,В. И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения. Если некасаться различных мелких нюансов, то все определения миграции населения можнораспределить по крайней мере три возможных подхода к включению в миграциюразличных видов территориального движения населения:
Во-первых,под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения,независимо от его характера и целей. Сюда относят: переезды из одних населенныхпунктов в другие; ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенныхмест; прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонныеработы; поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинствоисследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которыесовершаются в пределах одного и того же населенного пункта.
Во-вторых, вмиграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся междунаселенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене местажительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местомжительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодическисовершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в другие.
В-третьих, кмиграции относят такой процесс пространственного движения населения, который, вконечном счете, ведет к его территориальному перераспределению. В этом случаеотнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическимпереселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной пропиской вновом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительствасо сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенномпункте.
В зависимостиот одного из трех подходов, определенной их комбинации можно к миграции отнестилюбой набор видов территориального перемещения населения.
1.2 Видымиграции
Можновыделить четыре основных вида пространственного движения населения. К нимотносятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Всечетыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них населениепреследует совершенно различные цели.
Эпизодическиемиграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки,совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним итем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособныеконтингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участниковэпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот видмиграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьмаслабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которыхпостоянно растет.
Маятниковыемиграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения отмест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенныхпунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная частьгородского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах онасовершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшиегорода. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемамежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигрантыувеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений — центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы трудаили не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Сдругой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворенияразнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, вкоторых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.
Сезонныемиграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения кместам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, ссохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонныемиграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно,но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочейсилы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районовдоминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочейсиле неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работэти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе.Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, тодополнительная рабочая сила привлекается из других районов.
К отраслям ссезонным характером производства относится, прежде всего, сельское хозяйство. Вэтой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силенамного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятсяотрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отраслипромышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонноймиграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являютсятакже лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) иряд других.
Вместе с темсезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезоннымхарактером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование виспользовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства(например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность всезонной миграции.
Безвозвратныйвид(или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова,соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, чторяд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е.совершающейся на совсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двумусловиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов вдругие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного местажительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещениянаселения внутри населенных пунктов, а второе — возвратные или краткосрочныепоездки в другие населенные места.
Виды миграцииразличаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так,безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источникомформирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами, нетнепреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой иливыступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая исезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, таккак они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможногопостоянного места жительства.
Каждый изназванных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное имежпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта вдругой означает и его территориальное перемещение. Причем межпоселенныеперемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещенияпо общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так имежпоселенные перемещения представляют собой различные срезы одного и того жеявления — то ли безвозвратной, то ли возвратной миграций.
Классификациямежтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит отсуществующего в стране административного устройства. В миграциях обычноразличают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские.Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономические районы,включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой,миграции подразделяют еще на межрайонные и внутрирайонные.
Вмиграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городскойместности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельскойместности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскимипоселениями, причем раздельно перемещение из сел в города (сельско-городскоемиграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Двапоследних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, чтовнутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своемусоциальному содержанию — разные процессы, как, впрочем, и остальныенаправления.
Миграция какгородских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием,обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса.Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движениемигрантов, со спецификой поселений взаимосвязана структура миграционныхпотоков.
Выяснив сутьтерриториального перемещения и определив его основные виды, можно перейти копределению миграции населения.
Современныеопределения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И.Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция впереводе с латинского означает перемещение, переселение. Применительно кчеловечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином«население».
Перемещение ипереселение — отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разнымитерминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смыслемиграции представляет собой законченный вид территориального перемещения,завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смыслеслова означает переселение. Термин переселение, широко используемый влитературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Инымисловами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертвукраткости. Перемещение территориальное — более широкое толкование миграции.Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду сбезвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. Внастоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение.Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре видаперемещений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Последние неотличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями:они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Продолжительностьэпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях частобольше, чем трудовой сезонной миграции.
Населениепредставляет собой не только совокупность людей, но и специфическую системуобщественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы«общество».
1.3 Функциимиграции
Миграциянаселения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своихфункций. Функции — это те конкретные роли, которые играют миграции населения вжизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают еесущность, обусловливают свойства этого явления.
Функциимиграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типасоциально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характердругих определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ.Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или инойобщественно-экономической формации.
Т. И.Заславская при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функции выделяетускорительную, селективную и перераспределительную. В более поздних работах сутьпервой из них она сводит к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижностинаселения.
Территориальныеперемещения способствуют изменению социально-психологических характеристиклюдей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни,обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, еематериальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.Более подвижное население, как правило, является и социально более активным.Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения.
Другойфункцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещениемпроизводительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе междуприродными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений.Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальнымхарактером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населенияпо крайней мере двух регионов.
Выполняяперераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численностьнаселения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамикудемографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения.Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или инойместности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.
Третьяфункция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие вмиграции различных социально-демографических групп ведет к изменениюкачественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчиныи лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чемнетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лицразных национальностей, а также коренных жителей того или иного района инедавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянномунаселению данной территории, а вторые — к новоселам.
Функцииповышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себянеоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, вэпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развитияподвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя вполной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции внаибольшей мере раскрывается через ее функции.
Именнопоэтому миграция в различных социально-экономических условиях выполняетспецифически присущие этим условиям функции, наиболее важными из которыхявляются экономическая и социальная. Миграция населения в социалистическомобществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики.Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит вобеспечении соединения территориально распределенных средств производства снеобходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства.Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функциймиграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит кобеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными иличностными факторами производства.
Социальнаяфункция миграции населения в социалистическом обществе всецело определяетсягосподствующими производственными отношениями. Она способствует осуществлениюцели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социальногоразвития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в болееполном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразитьпротив этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Г. С. Вечканов,например, полагает, что социальная функция должна способствовать не толькоудовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членовобщества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждогомигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всегонаселения.
Миграциявследствие реализации ее социальной функции представляет собой итерационныйпроцесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Безусловно,формулировки экономической и социальной функций миграции должны бытькорректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения всоциалистическом обществе. Главное — в создании условий, при которыхэкономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не впротиворечии, как, например, при отставании уровня жизни населения в техрайонах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокимитемпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигаетсясоответствие между экономической и социальной функциями.
Глава 2. О миграционныхпроцессах и мерах миграционной политики в современной России
2.1 Основные отличиямиграционных процессов в советский период и в условиях современнойсоциально-политической трансформации
Миграция населения –объективный социально-экономический процесс, экономической основой которогоявляется развитие и размещение производительных сил и связанное с нимтерриториальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.
В советский период, напротяжении длительного времени, преобладающими формами миграции были трудовая,учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другимиреспубликами СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала. Основныенаправления внутренних миграционных потоков – это массовая миграция из села вгород, в районы нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и югаСССР, а также освоение Целины (Казахстан).
Направления миграционныхпотоков населения советского периода определяли, с одной стороны, — индустриализация и урбанизация страны, обеспечивающие притяжение мигрантов изсела в город, а с другой — выталкивание населения из села вследствие внедренияпромышленных технологий в сельском хозяйстве, снижающих потребности в рабочейсиле. А сохранение существенных различий в уровне и образе жизни городского исельского населения России, делали города более притягательными для населения.
Социально-экономическаятрансформация российского общества в 90-е годы привела к существенномуизменению миграционных процессов в Российской Федерации:
— произошло значительноеснижение общей миграционной активности населения России;
— иммиграция в Россию изстран СНГ и Балтии стала важным фактором поддержания численности населениянашей страны в условиях естественной убыли населения;
— наблюдается оттокнаселения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны;
— появилась вынужденнаямиграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная иммиграция.
В то же время со второйполовины 90-х годов возникли новые тенденции в развитии миграции: на фонеобщего снижения миграционной подвижности населения и сокращения объемоввнутренней и внешней миграции снижается роль иммиграции как фактора поддержаниячисленности населения России.
Миграционные процессы вРоссии в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп факторов.
С одной стороны распадСССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты,политическая нестабильность и системный социально-экономический кризисобусловили резкое падение территориальной мобильности населения, связанное сразмещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовыхресурсов, и изменили природу миграций, придав им вынужденный (не экономический)характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этническогоразмежевания.
В то же время постепеннаянормализация политической обстановки на постсоветском пространстве ведет кформированию относительно стабильных русских диаспор в ряде новых постсоветскихстран и сокращению миграционного оттока в Россию.
С другой стороны,параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей,включение России в международный рынок рабочей силы, формирование рыночнойэкономики привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизаторомпадения миграционной подвижности населения. Негативной стороной новыхмиграционных процессов стало появление незаконной иммиграции, еекриминализация.
2.2 Уменьшениемиграционного прироста населения с начала 90-х годов
Согласно данным текущегоучета миграции миграционный прирост населения России за 1989-2002 годы составил3,8 млн. человек против 1,8 млн. человек за 1978-1988 годы. При этоммиграционный прирост из стран СНГ и Балтии был около 5 млн. человек, тогда какв обмене с другими странами Россия потеряла 1,2 млн. населения.
В то же время рольмиграционного прироста в поддержании численности населения России стала резкоснижаться с середины 90-х годов.
Роль миграции взамещении естественной убыли населения России в 1992-2004 годахГоды Естественная убыль населения (тыс. чел.) Миграционный прирост населения за счет обмена с другими странами Доля миграции в замещении естественной убыли населения (в %) 1992 219,8 252,9 115,1 1993 750,4 440,2 58,7 1994 893,2 809,6 90,6 1995 840 502,4 59,8 1996 777,6 343,5 44,1 1997 755,8 349 46,2 1998 705,4 278,6 39,5 1999 926,6 129,2 13,9 2000 958,5 189,8 19,8 2001 943,2 77,9 8,2 2002 934,6 72,3 7,7 2003 888,5 35,1 4 2004 790,1 39,4 5 Итого 1992-2004 9754,1 3269,9 33,5
Согласно даннымГоскомстата России естественная убыль населения, начавшаяся с 1992 года,составила за период до 2003 года 8,1 млн. человек, а миграционный приростнаселения за счет положительного сальдо внешней миграции – 3,2 млн. человек,т.е. миграционный прирост компенсировал 40% естественной убыли населения. В тоже время обращает на себя внимание резкое сокращений миграционного приростанаселения России с 1999 года. В 2002 году миграционный прирост позволилкомпенсировать только 7,7% естественной убыли населения.
2.3 Снижениемиграционной подвижности населения
Затухающий миграционныйприрост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеровмиграционного движения населения. В 2002 году общий объем миграций (суммаприбывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. прибывших и2,1 млн. выбывших, в 2000 году — 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн.прибывших и 2,4 млн. выбывших. Тогда как в 1989 г., с которого начался тренд снижения объемов миграции, ее сумма составляла 12,8 млн. человек(6,6 млн. прибывших и 6,2 млн. выбывших).
Данные Всероссийскойпереписи населения России 2002 года показали существенные недостатки текущегоучета миграции населения. Как было отмечено выше, согласно текущему учетумиграционный прирост населения России за период 1989-2002 годов составил 3,8млн. человек, а по данным Всероссийской переписи населения 2002 года этотприрост был 5,7 млн. человек, т.е. в полтора раза превзошел учетный (на 1,8млн. человек).
За период междупоследними переписями населения России 1989 и 2002 годов численность населенияРоссии сократилась со 147 млн. человек в 1989 году до 145,2 млн. человек в 2002году, т.е. на 1,8 млн. человек или на 1,3%. При этом иммиграционный приростнаселения в размере 5,6 млн. человек в значительной степени (на 75,7%)компенсировал естественную убыль населения, составившую за межпереписной период7,4 млн. человек.
Основная частьмиграционного прироста населения нашей страны обеспечивается притоком русских идругих титульных народов России из стран СНГ.
Компенсационная рольиммиграции в сокращении депопуляции населения снижается. Данные статистикипоказывают существенное снижение (в два раза) числа прибывших из стран СНГ в2001 и последующих годах по сравнению с 2000 годом, связанное с резкимужесточением порядка приема мигрантов из стран СНГ в России. Согласно новымзаконам мигранты из СНГ были лишены каких-либо преференций при оформлении видана жительство или гражданства России и приравнены в правах к остальныминостранцам. Если в 1994 году положительное сальдо миграции компенсировало93,1% естественной убыли населения, в 1998 году – 41%, а в 2000 году этакомпенсация составила 22,4% (+350,3 тыс. человек), то в 2003 году только – 4%(+35 тыс. человек), а в 2004 – 5% (+39,4 тыс. человек).
Уменьшению миграционногоприроста населения России способствовало не только ужесточение российскогомиграционного законодательства, но и сокращение резервов миграции в странахвыезда – в СНГ и Балтии, некоторая нормализация там социально-экономическойситуации. Ведь для превращения потенциальных мигрантов в фактических необходимыне только факторы притяжения, но и выталкивания.
2.4 Снижение ролимиграционного оттока населения из стран СНГ и Балтии как источника пополнениянаселения России
За 90-е годы из стран СНГи Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Число прибывших в Россию изстран СНГ и Балтии после распада СССР, вплоть до 1995 г. сохраняло размеры, обычные для 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. Впоследние годы число прибывших из этих стран последовательно сокращается и к 2000 г. упало до 350 тыс. человек, в 2001 году – до 186,2 тыс. человек, в 2002 году – до 177,3 тыс.человек.
Уменьшение потоков вРоссию связано с изменениями экономической и социально-политической обстановкикак в странах СНГ и Балтии, так и в самой России. К настоящему времениостановлены военные действия во всех регионах крупных конфликтов в странах СНГ,что привело к сокращению потоков вынужденной миграции. Кроме того, контингенты,наиболее недовольные местными условиями, и инициативные, успели выехать раньше,а оставшиеся с течением времени вынуждены постепенно адаптироваться к новымусловиям. Россия, со своей стороны, теряет привлекательность из-за периодическихвоенных действий в Чечне, политической нестабильности (особенно в 1998-1999гг.), сложных и запутанных бюрократических процедур, связанных с переселением,неустойчивости рубля. (Кризис в августе 1998г. вызвал сокращение иммиграции вРоссию на 20% и такое же увеличение эмиграции только за четыре месяца до конца 1998 г.).
Одновременно потребностив иностранной рабочей силе российского рынка труда не столь значительны иимеется резерв отечественных трудовых ресурсов в виде скрытой и открытойбезработицы.
Выезд из России в страныСНГ и Балтии упал с 692 тыс. человек в 1989 году до 83 тыс. человек в 2000 годуи 39,4 тыс. человек в 2004 году. Вопреки широко распространенному мнению,именно резкое сокращение выезда из России, а не увеличение въезда в нее привелок миграционному приросту России за счет бывших партнеров по СССР.
Взрыв национализма впостсоветских странах и некоторых российских республиках, сужение возможностейдля получения образования на русском языке и сужение сферы его употребления,ограничения в правах обусловили острый кризис идентичности русских и другихрусскоговорящих и их массовую репатриацию. Кризис идентичности русскихусугубляется развалом бывшего государственного сектора экономики, остановкойпредприятий, особенно принадлежащих к ВПК, машиностроению и тяжелойпромышленности, где в основном и было занято это население.
Миграция из стран СНГ иБалтии носит выраженный вынужденный характер. По официальным данным на 1 января2003 года в России насчитывалось 505,7 тыс. беженцев и вынужденныхпереселенцев. Всего за 1992-2000 гг. статус вынужденного переселенца и беженцаполучили более 1,6 млн. человек. Со второй половины 90-х годов притоквынужденных мигрантов постепенно снижается, Если в 1993 г. в России были зарегистрированы 323 тыс. беженцев, в 1994 г. — 255 тыс., то в 1999 г. – 79 тыс. человек, в 2000 г. – 60 тыс. человек, а в 2001 году – 42 тыс. человек.
Кроме мигрантов,приезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ идет большой потоквременных трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомуючасть доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении иАзербайджане трансферты от работающих в России получало каждое
3-4-е домохозяйство).Таким образом, происходит вывоз денег из России. В то же время трансфертыспасают многие страны СНГ от голода, тем самым стабилизируя социальнуюобстановку на границах России.
2.5 Резкое изменениенаправлений внутренних миграций
В последнее десятилетиевнутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов вцентр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ отличается средивсех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционныхпроцессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. В отличиеот Северо-Кавказского, Центрально-Черноземного, Центрального, Северо-Западного(со средины 90-х годов) федеральных округов, которые постоянно подпитываютсянаселением за счет миграционного прироста, здесь с начала 90-х годов непрекращается интенсивный отток населения. Причем интенсивность оттока здесьзначительно выше, чем в Северном и Восточно-Сибирском федеральных округах.Особенно негативная ситуация наблюдается в Чукотском автономном округе,Корякском автономном округе, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях,которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего населения итрудовых ресурсов.
Всего за 1991-2002 годымиграционный отток и естественная убыль населения Дальнего Востока привели ксокращению общей численности его населения с 8,04 млн. человек до 7, 04 млн.человек (на 12,5%).
Изменение численностипостоянного населения Дальневосточного федерального округа за 1991-2002 годы,тыс. человек 1991 2002 Изменение численности Абсолютное в % Дальний Восток, всего 8043,9 7038 -1005,9 12,5 Республика Саха-Якутия 1108,6 982,4 -126,2 -11,4 Приморский край 2299,6 2124,7 -174,9 -7,6 Хабаровский край 1619,7 1485,8 -133,9 -8,3 Амурская область 1073,7 982,1 -91,3 -8,5 Камчатская область 472,8 376,7 -96,1 -20,3 Магаданская область 533,7 229,2 -304,5 -57,1 Сахалинская область 717,5 584,7 -132,8 -18,5 Еврейская автономная область 218,3 194,6 -23,7 -10,9
Быстрее всего сокращаетсянаселение северных районов Дальнего Востока: по сравнению с 1989 г. население Чукотки и Магаданской области уменьшилось наполовину, Камчатской почти на 20%,Сахалинской — на 15%.
Отток населения с севера- результат поворота экономики к рыночным отношениям, благодаря которым сразуже обнаружилась неэффективность его хозяйства.
Результаты анализапоказывают, что помимо севера наиболее высокими показателями миграционногонеблагополучия характеризуются сельскохозяйственные районы, особенно Черноземьяи северо-запада страны.
Причем в результатемиграций как правило вымывается местная молодежь, а оседает много пенсионеров,вернувшихся с севера, демобилизовавшихся из вооруженных сил, а также иммигрантыиз стран СНГ и Балтии. Это способствует ускоренному старению населения, ростусмертности и снижению репродуктивного и трудового потенциала села.
Так, например, в 2000году в сельской местности десяти областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”,доля лиц старше 60 лет колебалась от 27% в Новгородской области до 31,7% вКурской области, против 21% в целом по сельскому населению РоссийскойФедерации.
Активизация негативныхмиграционных и демографических процессов в центральном регионе вызвана кризисомсельскохозяйственного производства и упадком малых городов и рабочих поселков.
В то же время благодарямиграционному притоку населения демографическая ситуация в европейской частистраны все же лучше, чем в азиатской. Углубляющийся кризис в естественной убылинаселения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную роль в нейиграют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Ноприток мигрантов не компенсирует естественную убыль населения в этих районах. В1995-1999 гг. десять областей, входящих в Ассоциацию “Черноземье”, потеряли врезультате естественной убыли населения вследствие превышения числа умерших надчислом родившихся свыше полумиллиона человек. Положительное сальдо миграции заэтот же период в размере 342,5 тыс. человек уменьшило потери населения итрудовых ресурсов. Однако во всех областях, за исключением Белгородской,естественная убыль превышала миграционный прирост населения.
С другой стороны, поворотк рынку усилил привлекательность освоенных районов с развитой инфраструктурой,довольно плотно населенных и выдвинутых в сторону развитых западных стран.Именно в этих районах быстрее, чем в других местах развивается частноепредпринимательство и существуют лучшие условия для альтернативных заработков.
Мигранты из стран СНГ иБалтии тоже предпочитают селиться в центральных и юго-западных районах. Впоследнее десятилетие получили приток населения Волго-Вятский,Центрально-Черноземный районы и Урал, большинство областей северо-западной ицентральной России, ранее в течение длительного времени отдававших население.
Тем не менее, притокмигрантов не смог полностью компенсировать естественную убыль населения даже вэтих районах интенсивного притока. Поэтому говорить об их перенаселенности неприходится.
Еще один узел миграционныхпроблем – миграционные процессы в Южном федеральном округе (ЮФО).
Общие итоги миграциинаселения за 2003 год показывают небольшую миграционную убыль населения ЮФО вразмере 8 тысяч человек. При этом объем миграции был значительным: 318 тысяч прибывшихи 326 тысяч выбывших. Из 13 субъектов Российской Федерации, входящих в составокруга, в пяти наблюдался небольшой миграционный прирост: в Краснодарском крае(12,2 тысячи человек), в Ставропольском крае (4,8 тысяч человек), в РеспубликеИнгушетия (1,6 тысяч человек), Республике Адыгея (0,6 тысяч человек). Востальных территориях – миграционный отток: от -8,6 тысяч человек в ЧеченскойРеспублике и -5,2 тысяч человек в Республике Ингушетия до –0,4 тысяч человек вАстраханской области. По интенсивности миграционных процессов ЮФО особо неотличался от регионов Европейской части России, за исключением ЦФО, где нижеинтенсивность оттока населения.
Если говорить о внешнеймиграции в ЮФО в 2003 году (данные по Чеченской Республике отсутствуют), тотерритории ЮФО увеличили свою численность за счет положительного сальдомиграции со странами СНГ и Балтии в размере 11,8 тысяч человек и потеряли 5тысяч человек в миграционном обмене с другими странами.
Для ЮФО характернаострота проблемы вынужденных переселенцев. По состоянию на первое полугодие2004 года на территории округа находилось 90804 официально зарегистрированныхвынужденных переселенца (получивших этот статус с начала регистрации в 1992году), что составляло 31% от общего числа имеющих такой статус в России (292691человек). При этом наибольшее число вынужденных переселенцев проживало вРеспублике Ингушетия (27637 человек), Республике Северная Осетия – Алания(23611 человек), Ставропольском (10874 человека) и Краснодарском (9451 человек)краях.
Из субъектов, не входящихв состав ЮФО, наибольшее число вынужденных переселенцев находится вОренбургской области (14298 человек), Новосибирской области (12426 человек),Белгородской области (11349 человек) и Алтайском крае (10684 человека).
В то же время данные официальнойстатистики, по-видимому, скрывают остроту ситуации. Многие специалисты вобласти миграции говорят о неудовлетворительном (неполном) учете миграциинаселения органами МВД. В первую очередь это относится к так называемойнезаконной миграции из стран СНГ. Можно также предположить, что значительнаячасть внутренних мигрантов-россиян, по разным причинам не проходит процедурырегистрации в органах внутренних дел и остается не учтенной.
Специфическимиособенностями миграционных процессов в пределах Южного федерального округаявляется движение населения в направлении с юга на север, из республикСеверного Кавказа в “русские” территории округа: в Ставропольский иКраснодарский края, Ростовскую область. Одновременно происходит репатриациятитульных народов Северного Кавказа.
Эта миграция имеет нестолько экономический, сколько этно-политический характер: идет процессвытеснения русского и других нетитульных народов республик Северного Кавказа наих “историческую родину” и, одновременно, возвращение в “свои” республикититульных народов. С этой точки зрения она является вынужденной миграцией.
Политическая основаоттока нетитульного населения – процессы “суверенизации” и усилениянационализма в республиках Северного Кавказа, обострение межэтническихотношений, вооруженное противостояние в Чечне и рост ксенофобии.
Экономической основойвытеснения нетитульных народов является ограниченность ресурсов развития,особенно земель, бедность значительной части населения, дефицит рабочих мест,огромные масштабы безработицы (особенно ее скрытой формы — аграрногоперенаселения), и конкуренция за рабочие места, рост теневой экономики,криминализация общества.
Что касается принимающихмигрантов “русских” территорий ЮФО, то они не могут “переварить” стользначительное количество вынужденных мигрантов из-за аналогичных экономическихпроблем. Поэтому здесь усиливается среди местного населения мигрантофобия иксенофобия в отношении любых мигрантов, включая русских. Это увеличиваетсоциальную напряженность и создает благодатную почву для межнациональных исоциальных конфликтов.
Решение об изъятии впаспортах сведений о национальности способствовало сокращению и без тогоскудной информации об этнических аспектах миграции.
Поэтому важным источникоминформации являются сведения о национальном составе населения субъектов ЮФО,содержащиеся в материалах Всероссийской переписи населения 2002 года. Ихсопоставление с аналогичными данными Всесоюзной переписи населения 1998 года, атакже анализ данных о сальдо миграции и итогах естественного движения населенияза межпереписной период подтверждают выводы о продолжении начавшегося еще в70-е годы процесса вытеснения русского (славянского) населения из национальныхреспублик Северного Кавказа и притоке сюда титульных национальностей.
Наиболее напряженнаяситуация сложилась в национальных республиках Северного Кавказа. Здесьусиливается начавшийся еще в 70-е годы процесс вытеснения нетитульных народов,особенно русских, за пределы республик и реэмиграции титульных народов. И всеэто происходит на фоне существенных различий в воспроизводстве населения.
По расчетам сотрудникаЦентра социальных исследований Владикавказского института управленияА.Дзадзиева, в межпереписной период 1989-2002 годов численность населенияреспублик Северного Кавказа увеличилась на 518 тысяч человек и составила 5825тысяч человек. Весь прирост населения обеспечен за счет естественного приростанаселения (751 тысяча человек) при миграционном оттоке в размере 233 тысяччеловек.
При этом естественныйприрост титульных этносов региона составил 767 тысяч человек, тогда как урусских – второго по численности этноса в пяти из семи республик и первого вдвух (Адыгее и Карачаево-Черкессии) естественная убыль составила 93 тысячичеловек.
Что касаетсямиграционного оттока, то он сложился за счет русских – 310 тысяч человек (71%)и других нетитульных этносов – 129 тысяч человек (29%). При этом положительноесальдо миграции титульных этносов в республики Северного Кавказа составило 206тысяч человек: в Дагестане – 75 тыс. человек, в Ингушетии – 60 тыс. человек, вСеверной Осетии – 53 тыс. человек, в Карачаево-Черкессии — 7 тыс. человек, вАдыгее – 6 тыс. человек, в Кабардино-Балкарии – 5 тыс. человек.
Миграционный оттокнаселения из республик Северного Кавказа был направлен в первую очередь в“русские” субъекты ЮФО, что является источником роста в этих субъектахмежэтнической и социальной напряженности.
Особая ситуацияскладывалась в Чечне. Здесь по оценкам А.Дзадзиева отрицательное сальдомиграции за межпереписной период составило минимум 455 тыс. человек. При этомпроисходил отток не только русских, но и чеченцев.
В результате процессовестественной убыли населения и миграционного оттока численность русскогонаселения республик Северного Кавказа за последний межпереписной периодзначительно уменьшилась – на 403 тысячи человек, или почти на 30% (в 1979-1988годы сокращение составляло 52,4 тысячи человек или почти 4%).
Уменьшилась численность идругих нетитульных народов северокавказских республик – на 102 тысячи человекили на 26% (в 1979-1988 годах сокращение составляло только 7 тысяч человек).
Говоря о динамикесокращения русского населения необходимо отметить, что 77% сокращенияприходилось на миграционную убыль, а 23% — на естественную убыль. Сокращениедругих нетитульных этносов происходило исключительно за счет миграционногооттока – 130 тысяч человек при естественном приросте 27 тысяч человек.
Таким образом,естественное и миграционное движение в республиках Северного Кавказа в периодмежду последними переписями населения протекало в направлении усиленияэтнической однородности за счет роста титульного населения и сокращениячисленности других народов, особенно русских.
В этой связи необходимаразработка и реализация единой, взвешенной национальной политики в Южномфедеральном округе, учитывающей сложность этно-политических,межконфессиональных, демографических, миграционных, экономических и социальныхпроцессов во всем регионе, включая его “русские” территории. При этом важносформулировать отношение государства к процессам вытеснения русского населенияи других нетитульных народов из республик Северного Кавказа. Поэтому важнойсоставляющей этой политики является разработка концепции миграционной политики,в том числе регулирования вынужденной и трудовой миграции.
Следует рассмотретьцелесообразность разработки и реализации ФЦП “Социально-экономическое развитиеЮжного федерального округа”, направленной на преодоление существенных различиймежду субъектами Российской Федерации, входящими в ЮФО, в качестве и уровнежизни населения, создание новых рабочих мест, развитие отраслейсоцио-культурной сферы, особенно здравоохранения и образования. Особое вниманиепри этом должно быть обращено на развитие Республики Ингушетия иСтавропольского и Краснодарского краев, Республики Северная Осетия (Алания).
2.6 Развитие процессовиммиграции рабочей силы в Россию
Привлечение иностраннойрабочей силы в экономику России имело место еще в СССР. Освоение северных идальневосточных территорий, потребности в рабочей силе нефтегазового комплекса,лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивались частично за счетдругих республик СССР, а также стран СЭВ, вьетнамских граждан.
Официальная численностьпривлеченных иностранных работников с 1994 по 2000 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек.
По последним даннымМинэкономразвития и торговли России в 2003 году в России было занято 366,3 тыс.иностранных граждан, из них – 49% — выходцы из стран СНГ, остальные 51% изКитая, Вьетнама, стран бывшей Югославии, Турции, КНДР, Польши и др. стран.
Несмотря на проблему безработицыв России по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идутроссияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в Россиииностранный персонал.
В основном иностранныеработники используются в строительстве, торговле и общественном питании,промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.
Стабильными потребителямииностранной рабочей силы являются Московский регион, Санкт-Петербург,Краснодарский и Приморский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.
С введением в действиеФедерального закона “О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации”, принятого 25 июля 2002 года (№115-ФЗ) можно получить болеедостоверные современные сведения о численности иностранной рабочей силы вРоссийской Федерации.
По данным ФМС в Россию в2003 году законно въехало 11 млн. человек, которым выдали миграционные карты.Еще 1,5 млн. человек были привлечены к административной ответственности занарушение правил пребывания. С января 2004 года иностранным гражданам, прибывающимв Российскую Федерацию, выдано свыше 18,2 млн. миграционных карт.
2.7 Возникновениенезаконной иммиграции
После введения закона освободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная иммиграция,современные масштабы которой оцениваются Минэкономразвития и торговли России в2,5-3 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы изАфганистана, стран Африки и др., а также трудовые мигранты из Китая. При этомодномоментное присутствие китайцев, по данным Ж.А. Зайончковской, не превышаетполмиллиона человек, в том числе в пограничных регионах Восточной Сибири иДальнего Востока не более 300 тыс. человек.
При этом статус беженцаполучили в России лишь 352 человека, прибывших не из СНГ и Балтии. Нанезаконном положении находится значительная часть трудовых мигрантов из странСНГ.
Основные причинынезаконной миграции – “прозрачность” российских границ сгосударствами-участниками СНГ, неразвитость в России соответствующегозаконодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формыиммиграции.
Многие иммигранты,проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита ипоследующего выезда в государства Запада, адаптировались в сфере малого бизнесаи коммерции, занимаются противоправной деятельностью и уже не планируютдальнейшие переезды.
2.8 Динамикамиграционного оттока из России
По оценкам Госкомстата в90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них от 100 до125 тыс. высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось натрудовом и профессиональном потенциале России. При этом особое беспокойствовызывает эмиграция из России молодых инженеров, программистов, выпускниковвузов, которые не могут найти возможности достойного применения своих сил вРоссии.
В последние годыэмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился. В2001 году он составлял 58,6 тыс. человек, в 2002 году – 53,7 тыс. человек, вт.ч. 42,4 тыс. человек – в Германию.
По даннымМинэкономразвития и торговли России, численность российских граждан, временнотрудоустроенных в течение 2003 года за границей, составила 47,2 млн. человек,из них на Кипре – 9,9 тыс. человек (или 21% общего числа выехавших), в Германии– 2,5 тыс. человек, в Великобритании – 2,1 тыс. человек, в Греции – 3,1 тыс.человек, на Мальте – 3,3 тыс. человек, в Японии – 3 тыс. человек.
Получила развитие инелегальная эмиграция. В российской и зарубежной прессе можно встретитьматериалы о выезде за границу девушек и молодых женщин якобы в модельный бизнесили в сферу обслуживания, но фактически становящихся объектом сексуальнойэксплуатации. У женщин отбирают паспорта и заставляют работать фактическибесплатно.
2.9 Наличие средимигрантов вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц
Почти каждому девятомуиммигранту, прибывшему из государств-участников СНГ и Балтии в 2002 году втерриториальных органах по делам миграции МВД России присвоен статусвынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов средивсех прибывших значительно дифференцируется по странам выхода. Соответствующийстатус получили в 2002 году 39% прибывших из Грузии, по 17% — из Казахстана иУзбекистана, 16% из Таджикистана.
Всего, по даннымФедеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.)составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) –Таджикистана.
В связи с очагаминапряженности внутри России формируются потоки вынужденных переселенцев ивнутриперемещенных лиц. Особенно сложная ситуация сложилась вокруг ЧеченскойРеспублики. До начала операции по восстановлению конституционного порядка вЧечне (до 1995 г.) за пределами Чечни было зарегистрировано около 90 тыс.вынужденных переселенцев из этой республики. За 1999-2000 гг. общее числограждан, покинувших места постоянного проживания составила 309 тыс. человек. Посостоянию на 1 января 2003 года общее число внутриперемещенных лиц в Россиисоставило более 80 тыс. человек.
Процесс расселениявынужденных мигрантов идет по всей территории Российской Федерации. Наибольшееколичество вынужденных переселенцев и беженцев – 31 тыс. человек поселились вРеспублике Северная Осетия – Алания, 29 тыс. – в Республику Ингушетия, по 24 тыс.– в Новосибирскую и Оренбургскую области; 22 тыс. – в Алтайский край; 19 тыс. –в Ставропольский край; 17 тыс. – в Белгородскую область, по 14-15 тыс. – вКраснодарский край, Воронежскую, Самарскую и Кемеровскую области, по 12-13 тыс.– в Красноярский край, Нижегородскую Владимирскую и Ростовскую области.
Заключение
Любоетерриториальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктамиодной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо отпродолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собоймиграцию в широком значении этого слова. Трудовые миграции являютсяопределяющими в общей совокупности территориальных перемещений; переселения —это конечный, законченный вид миграции.
Миграциянаселения — общественное явление. Миграция населения — столь же древнееявление, как и человек — сгусток всех общественных отношений. До появлениячеловека территориально перемещались его человекообразные предшественники. Ноэти перемещения предполагали поиск данных природой предметов потребления, а неусловий труда для их производства. В этом принципиальная разница междумиграциями любых популяций животного мира и миграцией населения.
Миграция какпространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам.Однако интенсивность, направленности и состав миграционных потоков, еесоциальные, экономические и демографические последствия существенно различаютсяне только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным общественнымстроем, уровнем экономического развития и его территориальной дифференциацией,природно-климатическими условиями и структурой населения.
Основными особенностямисовременного российского законодательства по вопросам привлечения в странуиностранной рабочей силы являются ориентация на использование временнойтрудовой иммиграции и превалирование среди мер иммиграционной политикизапретительных и административных мер.
Список литературы
1. БреевБ.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. — М., 1977.
2. Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России:угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия:Международная миграция населения: Россия и современный мир. — М., 2006 г.
3. МетелёвС.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. – М.:Гриф, 2006 г.
4. МоисеенкоВ.М. Территориальное движение населения. — М., 1985.
5. НазароваЕ. А. Особенности современных процессов миграции// Социс. -2000. — N1
6. ПереведенцевВ. И. Методы изучения миграционного населения. — М., 1975.
7. Современнаядемографическая политика: Россия и зарубежный опыт. / Аналитический вестникСовета Федерации ФС РФ. — 2005. — № 25
8. Территориальнаяорганизация населения: Учебное пособие для вузов /под ред. Е.Г.Чистякова. – М.,2008 г.
9. СимагинЮ.А. Территориальная организация населения: учеб.пособие для вузов. – М., 2007г.
10. Хорев Б.С., Чапек В. Н.Проблемы изучения миграции населения. — М., 1978.
11. Хомра А. У. Миграциянаселения. — Киев, 1979.
12. Чапек В.Н. Миграция истабилизация трудовых ресурсов. — Ростов-на-Дону, 1983.