Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 1
1. Восстановление и модернизация европейской экономики в
послевоенный период ……………………………………………………..……. 1
1.1. Экономические последствия распада колониальной системы………………1
1.2. Формирование общеевропейского рынка и возникновение
Европейского Союза …………………………………………………………….2
1.3.Развитие и модернизация европейских экономических систем в
послевоенное время ……………………………………………………………. 3
1.3.1.Модернизация экономики ФРГ ………………………………………………4
1.3.2. Модернизация экономики Франции …………………………………………5
2. Страны Восточной Европы и Россия …………………………………………… 7
2.1. Развитие рыночной экономики в странах Восточной Европы……………… 7
2.2.Развитие рыночной экономики в России ……………………………………… 9
Заключение………………………………………………………………..………… 11
Списоклитературы …………………………………………………………………. 12
Введение
Целью данной работы является обзор процессоввосстановления и модернизации экономики европейских стран в послевоенныйпериод, а также поиск ответа на вопрос: «Каковы причины замедленного, посравнению с государствами Восточной Европы, развития рыночного хозяйства всовременной России?».
Возможно, на первый взгляд достаточно сложнопроследить логическую взаимосвязь между этими двумя задачами. Тем не менее, какбудет показано ниже, тщательный анализ восстановления и развития современнойевропейской экономики представляет непосредственный интерес для каждого, ктопытается найти ответ на вопрос о причинах медленного экономического ростароссийской экономики.
Первая глава посвящена восстановлению и модернизацииевропейской экономики после Второй мировой войны, вторая – сравнительномуанализу экономической политики и экономических успехов государств ВосточнойЕвропы и России.
1. Восстановление и модернизация европейской экономики впослевоенный
период
1.1. Экономические последствия распада колониальной системы
Весьма существенным явлением в судьбе развитых европейскихгосударств стал окончательный распад многовековой колониальной системы,оказавший сильное влияние как на политическую, так и на экономическую жизньЕвропы. Поскольку этот процесс начался в первой половине ХХ века, а достигсвоего пика и завершился именно в послевоенный период, имеет смысл начатьданное исследование с обзора последствий распада колониальной системыевропейских государств, что позволит получить более ясное представление оразвитии и модернизации европейской экономики после Второй мировой войны. Рольпоследствий самой войны для европейской экономики будет расмотрена отдельно впоследующих разделах.
Распад колониальной системы весьма серьезно отразилсяна экономике бывших метрополий и вообще развитых стран. Прежде всего изменилсянациональный состав населения стран Западной Европы за счет весьма интенсивнойиммиграции жителей бывших колоний, гонимых нищетой и насилием либо простожелающих воспользоваться плодами обустроенного западного быта. Неиссякающийпоток иммигрантов (в основном нелегальных) из Индии, Пакистана, Бангладеш,Алжира и многих других стран в Англию, Францию, Голландию, Бельгию, страныСкандинавии порождает там серьезные экономические проблемы, главным образом вобласти занятости.
Возникли и определенные трудности в сфереэксплуатации сырьевых ресурсов бывших колоний вследствие национализациидобывающей промышленности (нефтедобыча Ирака, газ Венесуэлы, медь Чили,нефтепровод через Сирию и пр.), повышения цен на сырье и т.д. Кроме того,обострилась международная конкуренция в связи с усилением в бывших колонияхпозиций американского, немецкого и японского капитала в ущерб капиталов бывшихметрополий — Англии, Франции, Голландии, Бельгии, занимавших, естественно,привилегированное положение в колониальный период.
В этих условиях бывшие метрополии стали на путьпостепенной самообеспеченности сырьем и продовольствием. Западноевропейскиегосударства начали форсировать разработку своих природных ресурсов (например,во Франции обнаружили природный газ, уран, расширили разработку железной руды,бокситов, нефти и пр.). Возросли инвестиции в добывающие отрасли бывшихевропейских переселенческих колоний, давно ставших экономически развитымисамостоятельными государствами — Канады, Австралии, ЮАР и др. Произошласерьезная интенсификация сельского хозяйства Западной Европы. В результатеудельный вес бывших колоний в международном товарообороте не повысился, какожидалось, а понизился.
1.2.Формирование общеевропейского рынка и возникновение Европейского Союза
Вусловиях распада колониальной системы европейские страны вернулись к свободнойторговле, но на более высоком уровне. Договаривающиеся страны не простоотменяли или сокращали пошлины, как в XIX в., а добровольно делегировалиопределенную часть своего суверенитета руководящему выборному органу. В этом изаключалась интеграция. Еще в начале 1950-х гг. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия,Голландия и Люксембург учредили специальным договором Европейское объединениеугля и стали на базе западно-германских и французских запасов топлива иметалла.
Следующимэтапом явилось создание таможенного союза, предусматривающего свободное движениетоваров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств-членов Европейскогосообщества, а также общие таможенные тарифы в торговле с государствами, невходящими в сообщество. Соответствующий договор подписан той же шестеркой государствв 1957 г. в Риме. Так был создан первый в истории экономики общий рынок (тогдаже возникло и европейское объединение атомной промышленности — Евратом).
Наиболее сложные экономические проблемы состояли винтеграции европейского агрорынка (с 1964 г.) и валюты (с 1972 г.). Этоудалось достигнуть на базе общих финансовых ресурсов, образованных таможеннымипошлинами в торговле с не-участниками содружества. Так появилась возможностькомпенсировать западноевропейскому фермерству убытки вследствие сокращениявыпуска сельхозпродукции при ее перепроизводстве. Созданная на той же базеевровалюта (ЭКЮ) до конца столетия носила расчетный характер; с 2000 г. в ЕСдействует общая валюта (евро).
Такимобразом, крушение колониальной системы подтолкнуло Европу не к упадку, а ксерьезному экономическому подъему. ЕС ныне концентрирует, исключая торговлюстран-членов союза между собой, 22% мирового импорта и 20% экспорта (США —соответственно 18 и 16, Япония — 9 и 12, Канада — 4 и 5%, остальной мир — по47%). На долю ЕС приходится примерно 8% мирового импорта и столько же экспортапродовольствия, 7 и 12% сырья, 13 и 2% электроэнергии, 7 и 13% химических материалов,30 и 41% машин, 35 и 34% остальных промтоваров.
1.3. Развитие и модернизацияевропейских экономических систем в послевоенное время
Итак, проанализировав последствия крушенияколониальной системы для экономики европейских стран, перейдем теперь кдетальному обзору развития и модернизации экономических систем европейскихгосударств.
Послевоенное развитие экономики Западной Европы определялось, в первуюочередь, бесспорным экономическим и военно-политическим лидерством США ипротивостоянием с Советским Союзом, ставшим во главе «второго мира»-«социалистического лагеря», охватившего к 1950 г., помимо прочего,управляемые коммунистическими партиями страны Восточной Европы.
США решительно взяли курс на использование своегоэкономического превосходства для реализации «Pax Americana» — либеральногоустройства мира под американским верховенством. Реализация экономическойгегемонии США происходила посредством деятельности международныхвалютно-финансовых институтов, созданных в 1944 г. на конференции в г.Бреттон-Вуде (штат Нью-Гэмпшир) — Международного валютного фонда (МВФ),Всемирного банка и заключенного в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах иторговле (ГАТТ).
Бреттон-Вудская конференция стала началом триумфаэкономической доктрины Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Кейнс, к тому временичлен Лондонского королевского общества и Палаты лордов британского Парламента,был главным представителем Англии на Бреттон-Вудской конференции, реализовавшейего идеи о реорганизации международных финансов и создании надгосударственныхинститутов экономического регулирования. Сразу после войны макроэкономическиеидеи Кейнса и его последователей — государственное вмешательство в экономикудля обеспечения бесперебойного экономического роста, поддержания полнойзанятости, перераспределения доходов методами эмиссионной и налоговой политикив пользу социальной справедливости и антициклического регулирования — былиположены в основу программ экономического развития западноевропейскихгосударств.
Кейнсианство акцентировало внимание на количественныхзакономерностях взаимодействия макроэкономических величин (валовой национальныйпродукт, национальный доход, уровень занятости, потребления, сбережений и т.д.)и социальных аспектах экономической системы. Кейнсианские программыэкономического развития основывались на использовании новыхэкономико-статистических методов, связанных с прогрессом счетной техники иновой научной дисциплины — эконометрики. Особую роль сыграла Стокгольмскаяшкола политической экономии (Б.Улин, Э.Лундберг, Г.Мюрдаль, Э.Линдаль), наидеях которой в нейтральной Швеции с середины 1930-х гг. правящаясоциал-демократическая партия основывала свою политику строительства«государства всеобщего благосостояния».
Обрисовав общие принципы, которыми руководствовалисьэкономисты западноевропейских стран при проведении модернизации экономическихсистем своих государств, перейдем к конкретным примерам. Наиболее полноепредставление о модернизации национальных экономических систем после Второймировой войны дает обзор этого процесса в двух ключевых европейскихгосударствах: ФРГ и Франции, каждое из которых пошло своим характерным путем.
1.3.1. Модернизация экономики ФРГ
Министром экономики в первом правительстве Федеративной РеспубликиГермания стал проф. Л.Эрхард, еще весной 1945 г. разработавший программувосстановления экономики страны. Концепция Эрхарда базировалась натеоретических построениях экономистов Фрайбургской школы, предложивших доктринуордолиберализма (букв., «порядок свободы»), настаивавшую наактивности государства как создателя общественных институтов, гарантирующихсвободное проявление частной инициативы и политическую демократию. Болееконкретным переложением идей ордолиберализма стала модель «социальногорыночного хозяйства», под которой понималось:
— приоритет в экономической политике государства не порегулированию хозяйственных процессов, а по установлению форм и правил(«рамочного обрамления») действия хозяйственных субъектов;
— нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободногоконкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственнойинициативы максимального числа частных лиц: антимонопольная политика, поддержкасреднего и малого бизнеса;
— взаимосоответствие всех элементов экономической жизни — предпринимательскойдеятельности, денежной политики, банковской системы и т.д.;
— стабильность денежного обращения и экономической политики, обеспечениепредсказуемых условий инвестирования;
— преодоление консервативной структуры потребления, создание условий длявыравнивания платежеспособности всех слоев населения.
Л.Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми
дойчмарками (ДМ) по курсу 100:6,5. Ему удалось добиться соглашения спрофсоюзами, которые в ответ на установление стабильных цен на продуктыпитания, квартплату и транспортные расходы не предъявляли требований кувеличению заработной платы. Таким образом, удалось избежать возможнойинфляционной спирали и стабилизировать валюту.
После денежной реформы центральный банк длястимулирования экономического роста выделил на инвестиционные кредиты 200 млн.ДМ и снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Затем были созданыцентральный Промышленный кредитный банк и два центральных банка для поддержки сельскогохозяйства. Помощь, получаемую от США в сответствии с планом Маршалла,западногерманские предприятия оплачивали в ДМ, а Промышленный банк из этойпомощи образовывал эквивалентные ресурсы для инвестиций.
В 1952 г. правительство обязало все предприятияпредоставить займы Промышленному банку для финансирования долговременныхинвестиционных программ развития отраслей и регионов, в которые отказывалисьвкладывать средства другие банки. Эмиссия ценных бумаг была ориентирована нарынок потребительских товаров. Для удовлетворения потребительского спросагосударство применяло не только кредитно-денежную политику, но и политикурасходов — государственных дотаций. В соответствии с принятым «зеленымпланом» было дотировано производство важнейших продуктов питания (хлеб,молоко, яйца). Особая поддержка была оказана жилищному строительству (льготноеналогообложение, плата за сверхурочные работы), что позволило решить задачупредоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим отбомбардировок. Во 2-й половине 1950-х гг. были приняты меры по расширению засчет бюджетных средств системы социального обеспечения и охраны окружающейсреды.
Правительство ФРГ придавало большое значение«демократизации капитала» — разукрупнению концернов, обеспечениюучастия работников в управлении предприятиями, отстаиванию позиций держателеймелких пакетов акций акционерных обществ. Так, например, «ФерайнСтальверке» (дававший ранее до 40% германского производства стали) былразделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих компаний. Приденационализации крупнейшей автомобильной компании «Фольксваген»(основана при личной поддержке Гитлера в 1938 г.) наименее оплачиваемымработникам были предоставлены скидки для приобретения «народных акций».
Л. Эрхард был министром экономики до 1963 г., иследует заметить, что реформы Эрхарда обеспечили западногерманской экономикенаивысший в Западной Европе экономический рост, изобилие на потребительскомрынке.
1.3.2. Модернизация экономики Франции
Модернизация и развитие экономики в послевоенной Франции происходило поиной, чем западногерманский ордолиберализм, модели. Теоретики и практики«социального рыночного хозяйства» отвергли такие элементыгосударственного регулирования экономики, как национализация и планирование намакроэкономическом уровне. Напротив, с установлением Четвертой республики — приходом к власти лидеров Движения Сопротивления во главе с генералом Шарлем деГоллем (премьер-министр в 1944-1946 гг.) и при сильном влиянии социалистов икоммунистов — под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, страховыекомпании, крупнейшие банки и еще ряд крупных фирм, а для стимулированияэкономического роста стало использоваться индикативное (рекомендательное)государственное планирование.
Государственный планмодернизации и оснащения был пущен в действие (с 1946 г.) первым экономическимсоветником де Голля Жаном Моннэ, который объяснял отставание французскойэкономики сложившейся консервативной структурой предприятий, ориентированных насемейную производственную единицу. Моннэ считал, что технологический прогрессможет быть реализован лишь на крупномасштабных предприятиях, обладавших в рядеслучаев монопольными позициями. Однако, с другой стороны, ряд французскихтрадиций содействовал успеху идеологии экономического дирижизма, включавшего всебя централизм и индикативное планирование — давняя тенденция вмешательствагосударства в экономику, тесные взаимоотношения между предпринимателями ивысшими чиновниками — в большинстве своем выпускниками одних и тех же элитныхучебных заведений. Моннэ был назначен подчиненный премьер-министру Генеральныйкомиссариат по планированию, через Комитеты по модернизации поддерживавшийсвязи с многочисленными кругами промышленников, рабочих и аграриев.
Отставка де Голля в январе 1946 г. не изменила курса на экономическийдирижизм. За годы Четвертой республики (1946-1958) во Франции были реализованыдва плана модернизации и оснащения. Государство сконцентрировало усилия наразвитии восьми базовых отраслей, игравших ключевую роль в структурнойперестройке промышленности: угольной, сталелитейной, цементной, энергетике,производстве горючего, транспорте, изготовлении сельскохозяйственных машин иазотных удобрений. Выполняя стратегические функции, Генеральный комиссариатсоставлял для правительства и частного сектора прогнозы экономическогоразвития, что уменьшало степень риска при принятии важных решений,способствовало оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективнойструктуры социального взаимодействия. Климат сотрудничества в Комитетах помодернизации, где велись споры о плане на отраслевом уровне, содействовалпониманию экономических явлений широкими слоями населения.
К моменту второго приходагенерала де Голля к власти содержание и главные направления модернизациифранцузской экономики были четко определены. Став в 1958 г. премьер-министром,де Голль добился принятия новой Конституции, установившей во Франции режимпрезидентской Пятой республики, ограничивавшей полномочия Парламента. На этотраз своим экономическим советником де Голль выбрал либерального экономиста Ж.Рюэффа, тем не менее, генерал сохранил приверженность экономическомудирижизму, провозгласив выполнение плана «пламенным долгом каждогофранцуза».
Умелое вмешательство в экономику государственных органов Пятой республикибыло нацелено на решение следующих основных задач:
— совершенствованиеэкономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутыхнациональных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп,деятельность которых приобрела международные масштабы;
– «устройство территории»(равномерное развитие всех регионов страны);
– поддержание классового согласия,смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.
1960-е гг. стали годами«больших проектов» по созданию или радикальному обновлению атомнойэнергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ. Вотличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счетнационализации, на этот раз их исполнение было возложено на частный бизнес.Участие государства ограничивалось организационной стороной дела и финансовымсодействием. Результатами «больших проектов»
стали ракета «Ариан», сверхзвуковой пассажирский самолет«Конкорд», аэробусы, сверхскоростные поезда, производство во Францииэлектронно-вычислительной техники и средств связи на уровне США и Японии.
Для голлистской модернизации характерна активная региональная политикагосударства — преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированнымПарижским регионом ресурсов провинции. Региональному выравниваниюспособствовали политика размещения государственных и стимулирования частныхинвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры — отнациональных скоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе,создание на периферии «полюсов научно-технического роста» вокруг«больших проектов» и университетских центров (Гренобль, Нант).
Большое место вмодернизации экономики Франции заняли преобразования в сельском хозяйстве,превращение его из архаичного парцеллярного в современное фермерское икооперативное, интегрированное в агроиндустриальный комплекс с химическойпромышленностью и машиностроением. Не допустив обвального свертывания посевовряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседнихгосударств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального(многопродуктового) характера французского сельского хозяйства.
При сокращении с середины50-х гг. к концу 60-х гг. доли занятых в сельском хозяйстве с 27 % до 15%Франция вышла на второе после США место в мире по экспорту сельскохозяйственнойпродукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых икрупнейшим в мире — молочных продуктов, не говоря уже о винах.
Политика де Голля былапродолжена его преемником Ж. Помпиду (премьер в 1962-1968 гг., президент в1969-1974 гг.). В результате глубокой структурной перестройки, технологическоймодернизации, развития организационно-хозяйственной, транспортной икоммуникационной инфраструктуры, научно-технического потенциала, Франция кначалу 70-х гг. по уровню эффективности производства заняла ведущее место средиевропейских стран.
2. Страны Восточной Европы и Россия
2.1. Развитие рыночной экономики в странах Восточной Европы
Рассмотрим теперь экономические достижениявосточноевропейских стран за последнее время и попытаемся определить причиныболее успешного продвижения этих государств в сторону развития рыночногохозяйства, по сравнению с Россией.
Несмотря на замедление в 2002 году темповэкономического роста Восточной Европе, они по-прежнему превышали темпы развитиямировой экономики в целом. Об этом говорится в Докладе о процессе перехода,опубликованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 годуобъем производства в странах операций ЕБРР увеличился на 3,5%, в то время как в2001 году темпы роста достигли 4,2%. Это выше показателей роста объема мировогопроизводства, которые на 2003 год прогнозируются на уровне 1,5%.
Устойчивость экономики этих стран — результат решительно проводимых в нихреформ и явного улучшения условий для предпринимательской деятельности.Показатели процесса реформ, приводимые в указанном докладе ЕБРР, демонстрируюттенденцию к повышению в большинстве стран операций ЕБРР, причем вот уже второйгод подряд наибольший прогресс отмечается в СР Югославия.
Обзор, подготовленный и опубликованный по заданию ЕБРР, по итогам 6000 личныхсобеседований с предпринимателями в странах Восточной Европы, свидетельствуетоб улучшении положения в области финансов, инфраструктуры, налогообложения,борьбы с коррупцией и преступностью. Как показал, например, обзор показателейделового климата и деятельности предприятий, проведенный совместно ЕБРР и Всемирнымбанком, за истекшие три года средний размер уплаченных предприятиями взяток какдоли от их поступлений снизился приблизительно с 2% до 1,5%.
Восточновропейские страны с формирующейся рыночной экономикой, в целом,остаются одним из ярких пятен на общем мрачном фоне мировой экономики. Реформы,проводимые в регионе, носят энергичный характер. «Лакмусовой бумажкой» реформявляется создание условий для привлечения иностранных инвестиций. Несмотря нато, что в 2003 году прогнозируется рекордный уровень притока в регион прямыхиностранных инвестиций — 31 миллиард долларов, их объем по-прежнему мал всравнении с размерами территории стран операций; тем не менее, относительноаналогичных показателей российской экономики эти цифры выглядят крайне внушительно.
В Восточной Европе в 2003 году прогнозируется повышение темпов роста до 3,7%. ВПольше и в странах Юго-Восточной Европы перспективы развития остаютсяблагоприятными, что отражает укрепление политической стабильности исубрегионального сотрудничества. Темпы развития в них прогнозируются в этом2003 году на уровне 3,6%, а в 2004 — 4,1%.
Среди стран Центральной и Восточной Европы наибольшее продвижение вперед попути реформ, особенно в финансовом секторе, отмечено в Словацкой Республике иСловении. Явным стимулом для них служат приближающиеся сроки вступления этихстран в ЕС. Среди стран Юго-Восточной Европы за последний год значительныеуспехи в реализации реформ достигнуты в Боснии и Герцеговине и СР Югославии врезультате благоприятного развития политической и экономической ситуации.
В ходе обзора ЕБРР у фирм в странах Восточной выясняли их мнения о состоянииделового климата и опыт их работы в конкретных условиях. Итоги обзора отражаютне только повышение макроэкономических показателей, но и коренное улучшениесистемы корпоративного управления. Ключевым показателем сравнения обзоров 2002и 1999 годов является улучшение делового климата в странах операций, в целом,примерно на 0,5 бала по четырехбальной шкале. Наиболее масштабные улучшенияотмечены в некоторых менее продвинутых странах Юго-Восточной Европы.
Мнения о состоянии делового климата улучшились больше всего в таких областях,как финансы, инфраструктура, налогообложение, борьба с коррупцией ипреступностью. Положительные результаты отмечаются практически по всемурегиону, за исключением финансов и борьбы с преступностью, по которымотносительно высокие показатели зафиксированы в Юго-Восточной Европе. Менеезаметны улучшения в таких областях, как регулирование предпринимательскойдеятельности и судебная система. Частично проблема здесь заключается в том, чтомногие государства все еще слишком слабы и не могут приструнить своихчиновников или обеспечить исполнение собственных норм и законов.
Идет также процесс стирания различий в условиях деятельности для фирм разноготипа — от небольших, вновь создаваемых частных фирм до крупных государственныхпредприятий. Поэтому, по мере того, как начинает сокращаться разрыв междунаиболее и наименее продвинувшимися по пути перехода странами, предпринимателии новые предприятия видят перед собой больше возможностей для преодолениянегативного наследия социалистического прошлого.
Несмотря на достигнутый прогресс, наиболее проблемными участками деловогоклимата в 2002 году оставались финансы, налогообложение и борьба с коррупцией.Хотя в настоящее время, согласно сообщениям, сократилось число фирм,вынужденных давать взятки, а масштабы мздоимства уменьшились как доли от ихгодового оборота, в регионе еще многое предстоит сделать для совершенствованияформ корпоративного управления. Меньше всего проблем зафиксировано в областиинфраструктуры.
2.2.Развитие рыночной экономики в России
Теперь попробуем проанализировать экономическую политику России, чтобы найтипричины ее более медленного, по сравнению со странами Восточной Европы,прогресса в развитии рыночного хозяйства. В первую очередь здесь необходимоуделить внимание проблеме взаимодействия России и Европейского Союза, посколькуименно последний во многом влияет на ход и реализацию экономических реформ встранах Восточной Европы, в большинстве своем являющихся ближайшими кандидатамина вступление в ЕС.
В последние годы сталвырабатываться реальный подход к формированию экономической европейскойполитики России. Согласно Концепции внешней политики РФ, утвержденной в июне2000 г., «Россия видит в Европейском Союзе одного из важнейшихэкономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного,устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурныхколебаний…»
Диалог ЕС-РФ сегодня асимметриченпрактически по всем направлениям, начиная с определения приоритетных сферсотрудничества: экономика для России и политика для ЕС.
Применительно к экономическомусотрудничеству — это прежде всего асимметричный характер структуры и объема ЕСво внешней торговли России (около 35%, а после расширения ЕС этот показательможет вырасти до 50%) и России в ЕС (3,5%). Насколько разные интересы сторон вэтой области очевидно из хотя бы из выступления Кристорфера Паттена вДипломатической академии МИД РФ в январе 2001 г., где он относительно»ключевого элемента экономических отношений — энергетическогодиалога”, в рамках которого, предусматривается участие России в созданиисистемы энергетической безопасности стран ЕС, осуществления инвестиций ЕС вэнергетические отрасли России сказал следующее: «Как Россия может бытьнадежным энергетическим поставщиком для ЕС на длительное время без технологий икапитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может бытьгарантировано без правильного правового климата? Это первая задача, которую намнадо решать….». В настоящее время около 80% экспорта российскихэнергоносителей приходится на долю ЕС, на саммите в Париже в октябре 2000 г.Романо Проди предложил увеличить вдвое российские поставки газа и нефти вЕвропу, т.е. инвестиционная политика ЕС в энергетические отрасли России вомногом определяется желанием и в будущем стабильно получать необходимый ЕСобъем российских энергоносителей.
Следует понимать, что стабильность европейской рыночной экономики итвердые перспективы экономического роста в Европе достигаются прежде всего припомощи интеграционных процессов между европейскими государствами, в первуюочередь – в экономике. Подобно ЕС, СНГ сейчас также в некоторой степениподвержено попыткам разного рода интеграций. Интеграция и взаимоусилениеэкономик стран-членов СНГ могли бы помочь решить большое количествоэкономических трудностей в этих государствах. Естественным центроминтеграционных процессов является Россия, однако, в отличие от ЕС, на путиинтеграции в СНГ существует куда больше проблем. Каковы же причины торможенияинтеграционных процессов на территории СНГ?
Во-первых, трудность созданиярегионального объединения заключается в национальной специфики России (как,впрочем и большинства стран СНГ), в корне отличной от Европы. Россия — странасо сложившейся традиционно сильной государственной властью, которая долгоевремя служила неким компенсирующим факторам в исторических условиях догоняющегоразвития. Усиление государственной власти привело к ослаблению общества, кобразованию так называемой «перевернутой пирамиды», когда государствосоздает основу общества, а не общество формирует государственную власть, какэто происходит в европейских странах.
Во-вторых, неудачный опыт искусственносозданного союза — СССР. В развитии интеграционных процессов на территории СНГстраны-участники априори видят реализацию имперских импульсов России, каждыйшаг к интеграции часто рассматривается через призму восстановления СССР.
В-третьих, ориентация стран СНГ вбольшей степени на ЕС, а не на Россию. Вместе с тем, эти ожидания не оправданыдаже для западных стран СНГ: Украины, Белоруссии, Молдавии. ЕС не сможетосуществлять инвестиции в эти страны, т.к. в связи с расширением ЕС проблем,связанных с относительным выравниванием экономического уровня стран-кандидатову ЕС больше, чем достаточно. Создание зоны свободной торговли, таможенногосоюза между ЕС и отдельными странами СНГ на данном этапе представляется некой«хрустальной мечтой» по вполне понятным причинам: хлынувшая дешеваярабочая сила, преступность. Здесь вряд ли будет работать формула«заграница нам поможет». ЕС поможет, но только в той мере, какаянеобходима для обеспечения безопасности своих границ.
В-четвертых, отсутствие разработанной стратегии интеграциина государственном уровне и у России, и у стран СНГ. Здесь вырисовываетсядовольно циничная картина развития интеграционных процессов на территории СНГ — «квазиинтеграция». В настоящее время в экономической жизни России имногих стран СНГ велика роль олигархов. Так, к примеру, целый комплексразногласий в российско-украинский экономический диалоге сводится к определениюразмеров российского пакета акций в украинских предприятиях: представители российскогобизнеса не согласны на 10-15%, которые им готовы продать украинские коллеги,т.к. хотят иметь гарантии для своих инвестиций, т.е. доступ к контролю иуправлению, который обеспечивается блокирующим пакетом акций (как минимум 25%).Как известно, контроль основных отраслей промышленности неизбежно приводит к«сращиванию капитала и власти», и проникновение российского капитала(вернее капитала олигархов) в страны СНГ, в частности на Украину, приводит квлиянию российских олигархов на политические процессы. Для избежания подобногосценария необходимо четко обозначить государственную политику в создании идеятельности транснациональных компаний. В послевоенной Европе удалось избежатьвоссоздание картелей, главным образом, благодаря наднациональным институтам.
Каксоздать подобную европейской стабильную систему «экономическогофедерализма» в странах СНГ?
Прежде всего следует применятьфункциональные методы строительства, предусматривающие через функциональноеединство в отдельных сферах создание общности, в которой главные единицыоснованы на функциях. Эта модель предполагает так называемую «секторнуюинтеграцию», которая позволит осуществлять конкретные проекты вэкономической области. Надо тщательно изучить возможности применения европейскогоопыта создания наднациональных структур, с учетом высокой степени экономическойвзаимодополняемости стран СНГ.
Этот длительный процесс интеграции требуетподготовки общества, укрепления доверия между структурами власти, деловымикругами и населением через развитие прямых связей между местными властями,организациями, гражданами. Интеграционная политика должна бытьсбалансированной, взвешенной, основанной на соответствии институциональныхмеханизмов реальным потребностям СНГ, а не политической или экономическойконъюнктуре, проводиться поэтапно, без форсирования и волюнтаризма. Необходиморазвитие многоуровневой интеграции, которая, формально, уже заложена вКонцепции внешней политики России.Заключение
Не вызываетникакого сомнения то, что Россия в настоящее время избрала для себя в качествеспособа дальнейшего развития так называемый «западный путь», которым достаточнодавно прошли многие развитые западные государства, и в первую очередь –европейские. Страны Восточной Европы, будучи издревле органически связанными сЦентральной и Западной Европой многочисленными культурными и экономическимисвязями, испытывают гораздо меньше сложностей на пути создания эффективнойрыночной экономики. Эти государства никогда не были полностью, до своих корней,втянуты в экономическую и политическую систему, созданную в свое времяСоветским Союзом, и потому возвращение в мир капитализма и рыночной экономикипроисходит в них гораздо легче, поскольку имеет под собой вековую почвухарактерных для Европы как политических, так и экономических устоев итрадиций. Россия же до сих пор борется с последствиями распада СССР, чемобуславливается львиная доля ее проблем. До тех пор, пока они не будут решеныокончательно (а для этого недостаточно одних лишь реформ, необходима полнаясмена поколений в руководящих слоях общества), попытки пересаживания западногоопыта на российскую почву большим успехом не увенчаются. В заключение можнопривести написанные почти полтора века назад известные строки:
«У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы — европейские слова
И азиатские поступки»
Список литературы
1. Делор Ж. От Европы, которая необходима, к идеальнойЕвропе: единое
пространство иевропейская модель общества.// Актуальные проблемы Европы.
Экономика,политика, идеология. -М.: ИНИОН, 1990, Вып.4.
2. Алексашкина Л.Н.Новейшая история 1945 — начала 1990-х годов: События,
люди, проблемы.- М.: 1995 г.
3. Лойберг Н.Я.История экономики. – М. 1997.
4. Подколзина И.Единая Европа: Эксперимент в реальном времени. – МЭМО,
2000, №8.
5. Историяевропейской интеграции (1945 – 1994). Под ред. А.С. Намазовой,
Б.Эмерсон — М.,1995.
6. www.eur.ru/neweur/emag
– журнал «Европа».