Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»Учитель русского языка и литературы Е.Н. Салтыкова Урок литературы 5 класс Тема: «И всю жизнь снится мне это утро»Цель урока:- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, рассказом «Дядя Ермолай»;-развивать умения монологической речи, выразительного чтения текста с учётом художественных особенностей;- воспитывать интерес к творчеству В.М. Шукшина, к искусству слова, формировать представления о нравственных ценностях.Оборудование: – мультимедийный проектор (презентация «Жизнь и творчество В.М. Шукшина»;- текст рассказа «Дядя Ермолай»^ Структура урока 1. _____Вступительное слово учителя (чтение стих. под муз. сопровождение) __Разметалось село в предгорьях,Где Катунь расплескалась светло,Знало вдоволь и лиха и горяСтародавнее это селоЗдесь мальчишка торил дорожку,Пьяный ветер вдыхал с лугов,В огороде тяпал картошку,На Катуни тягал чебаков…Край сибирскийПейзаж неброскийБьёт о берегКатуни волнаЗнает каждый в России, что Сростки –Это родина Шукшина. (Г. Кондаков)? О чём мы сегодня поговорим на уроке?(формулирование темы и цели урока совместно с детьми)? Беседа с учащимисяЧто вам известно о творчестве, жизни В.М. Шукшина?Бывали ли вы на родине Шукшина в с. Сростки? Шукшинских чтениях? Какие у вас остались воспоминания, что особенно привлекло внимание?2009 год объявлен губернатором края А.Б. Карлиным Годом Шукшина. Почему ?Сегодня мы с вами познакомимся со страницами биографии, творческого пути нашего земляка, рассказом «Дядя ермолай»2. Рассказ о жизни и творчестве Шукшина (презентация)3.Чтение рассказа «Дядя Ермолай»? Определите тему рассказа. (воспоминание о детстве, об одном эпизоде, который спустя годы не даёт покоя)? Кто главные герои рассказа ?? Как вы думаете, почему Шукшин назвал рассказ «Дядя Ермолай»?4.Работа с текстом рассказаВ основе рассказа лежит случай, который произошёл с автором, поэтому – это автобиографический рассказГерои не выдуманы. Шукшин даже имён не изменил.^ Емельянов Ермолай Григорьевич, земляк Шукшина, совхозный бригадирВаська….Рассказ был написан в 1971 году, за три года до смерти В. Шукшина, а случай, о котором идёт речь в рассказе, произошёл, когда автору рассказа было 11-12 лет.Постыдный случай : ребят уличили во лжи, а они упорно стояли на своём.В коротком вступлении к рассказу Шукшин написал: « Вспоминаю из детства один случай».? Почему ВСПОМИНАЮ ?( этот случай не даёт покоя главному герою, он помнит о нём постоянно)^ Из чернового наброска рассказа мы узнаём о том, что действительно этот случай произошёл утром, после дождя.« И всю жизнь снится мне это утро», – пишет Шукшин? Но ведь ребята не совершили преступление. Подумаешь, солгали…Зачем же всю жизнь об этом помнить? ( чтобы жить по совести)^ Память навсегда запечатлела проступок, и через много лет Шукшин пишет рассказ «Дядя Ермолай».Центральную часть рассказа составляет диалог дяди Ермолая и мальчиков.^ Это своеобразный поединок. Проследим за их поведением, чувствами героев.Чтение по ролям ? Почему, солгав, дети стоят на своём?Сознаются ли они потом?Почему Дядя Ермолай упорно добивается правды?(м. б. боится, что маленькая ложь породит большую?)? Почему этот случай не отпускает главного героя всю жизнь?? О чём рассказ говорит нам, читателям?? В чём главная мысль рассказа?? О чём эпилог рассказа?( дать понятие литературного термина «эпилог»)В эпилоге В. М. Шукшин размышляет о жизни.В чём смысл жизни таких людей, как дядя Ермолай?^ Как Шукшин относится к своему герою, в каких словах это видно?Что ценит Шукшин в человеке?(записать слова – труженик, добрый, честный и т. д.)Творческое задание(5-7 мин.)«Жить по совести». Как я это понимаю?Что мне особенно понравилось, запомнилось в рассказе?( чтение и обсуждение работ учащихся)Не стоит на месте время, летят годы, проходят…Нет дяди Ермолая…Нет самого Шукшина…Но вечными остались такие понятия, как СОВЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ЛЮБОВЬ…И ВЕЧНОЙ должна быть память о человеке, прославившим свою малую родину, близких и дорогих ему людей.Домашнее задание: Написать небольшой рассказ, один случай из вашей жизни, ваших друзей, близких и т. д., который особенно запомнился, почему. Начните свой рассказ с фразы: «И всю жизнь снится мне…»
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…