Финансовый менеджмент как основа управления ресурсным обеспечением производства

НОУ Гуманитарный Техникум Инновационных Технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы отраслевых технологий и организация производства»
на тему «Финансовый менеджмент как основа управления ресурсным обеспечением производства»
студентки 2ого курса отделения экономики
Содовой Елены
Москва, 2001
Содержание:
Введение. 3
Основная часть
Роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике. 4
Формы собственности 4
Возникновение финансовых отношений 4
Аспекты финансовой деятельности 4
Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера.
Квалификационная характеристика финансового менеджера 6
Функции финансового менеджера. 7
Планирование финансов. 7
Прогнозирование 8
Организация 8
Регулирование 8
Стимулирование 8
Координация 8
Управление финансами 11
Контроль 12
Анализ. 12
Заключение 14
Список литературы 15

Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу.
Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм
регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию,
акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может
обеспечить только правильное управление движением капитала и финансовых
ресурсов, находящихся в их распоряжении.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и
отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов
регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения
конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для
управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так
как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчётов,
основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с
финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода
количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и
соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При
среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряются
значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с
инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами
большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в
области финансового бизнеса- финансовые менеджеры (финансовые директора).
Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер приобретая
опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой
бизнеса.
Подъём экономики России невозможно представить без участия в этом
высококвалифицированных кадров с обширными теоретическими знаниями и
хорошей практической школой, позволяющей им осуществлять объективную защиту
интересов инвесторов, аукционеров, заимодателей и прочих участников
финансовых отношений. Вот почему в настоящее время в России уделяется много
внимания подготовке и обучению профессионалов в сфере финансовой
деятельности.
Роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных
мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально
ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме
их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая
часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации
государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа
финансового менеджера
Разнообразие форм собственности предприятий
В соответствии с Российским законодательством на территории страны
могут создаваться и действовать следующие виды предприятий:
–Товарищества, как объединения лиц, непосредственное участие
учредителей в их действиях обязательно:
— Общества, как объединения капитала.
–форма производственных кооперативов, как форма участия в
производстве обычных граждан, а не предпринимателей.
–государственные предприятия
Хозяйственное общество может быть трех видов:
1. Акционерное общество;
2. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью;
3. Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью.
Разнообразие форм собственности, возникновение в России фондового
рынка подразумевает возникновение обширных финансовых отношений между
участниками рынка
Финансовые отношения возникают:
– между предприятиями и организациями в процессе формирования и
распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой
продукции;
– при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном
кредитовании, долевом участии;
– между предприятиями и отдельными работниками в процессе
использования дохода;
– между юридическими, физическими лицами и банковской системой;
-между предприятиями и иностранными партнерами при использовании валютного фонда.
Аспекты финансовой деятельности предприятий
1. Регулирование государством производственной и экономической
деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую
очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.
2. самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо
предусмотренных законодательством.
3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.
4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.
6. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом
банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных,
кредитных и кассовых операций.
7. Предприятие вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством.
8. Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а
также другие виды их доходов устанавливаются предприятием
самостоятельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и
социальной защиты работников независимо от видов собственности и
организационно-правовых форм предприятия.
9. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет
перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и
необходимости производственного и социального развития предприятия,
повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора,
заключенные с потребителями продукции.
10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам,
устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях,
предусмотренных законодательством, по регулируемым государством ценам.
11. Предприятие, независимо от его организационно правовой формы,
ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом
законодательством РФ.
12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых
обязательств, а также за нарушение иных правил предпринимательской
деятельности, предприятие несет ответственность в соответствии с
законодательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный
нерациональным использованием земли и других природных ресурсов,
загрязнением окружающей среды.
13. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника
имущества, либо по решению трудового коллектива государственного или
муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных
законодательством. Предприятие может быть учреждено в результате выделения
из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных
подразделений с сохранением за данным структурным подразделением
существующих обязательств перед предприятием и партнерами. Предприятие
может быть учреждено в результате принудительного разделения в
соответствии с антимонопольным законодательством.
14. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде
его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).
Предприятие ликвидируется в случаях: а) признания банкротом; б) принятия
решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий,
установленных законодательством; в) признания судом недействительными
учредительных документов и решения о создании предприятия.
15. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концерны, и
т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установления единой
ценовой политики и т.д.
Сущность и теоретические основы деятельности финансового менеджера.
Квалификационная характеристика финансового менеджера.
Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему
требования в области его теоретической подготовки и практических умений
работы. Квалификационная характеристика состоит из двух разделов: «Должен
знать» и «Должен уметь».
Должен знать:
1. Теорию менеджмента.
1. Теорию финансов, кредита и денежного обращения.
1. Теорию финансового менеджмента.
1. Бухгалтерский учет.
1. Экономическую статистику, действующую статистическую учетность.
1. Действующее законодательство РФ в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности.
1. Основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности.
1. Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.
1. Правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке РФ.
1. Основы совершения операций на международном финансовом рынке.
1. Основы экономики хозяйствующего субъекта.
1. Методологию и методику экономического анализа.
1. Делопроизводство и корреспонденцию.
Должен уметь:
1. Читать бухгалтерский баланс.
1. Разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.
1. Разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.
1. Анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
1. Анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.
1. Прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.
1. Разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.
1. Составлять финансовый план.
1. Составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана.
1. Подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.
1. Вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.
1. Осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств.
Функции финансового менеджера.
Планирование финансов.
Понятие планирования.
Финансовое планирование – это планирование всех его доходов и
направлений расходования денежных средств для обеспечения развития
предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления
финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и
объектов планирования.
Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные,
текущие и оперативные.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является
бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических
странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых
видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку
плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для
разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на
определенных условиях к участию в создании нового предприятия или
финансированию новой производственной программы.
Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему
управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки
целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых,
материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана
позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
Руководство предприятия все время находится перед необходимостью
выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации,
принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много
другое.
Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность
предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные
поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы
предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых
результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при
составлении бюджетов (планов) предприятия.
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование.
Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую
перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как
приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение
ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность
предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных
планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно
невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную
конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и
имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем,
что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все
типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок
выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет
(план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень
детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок
уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном
предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для
обеспечения координации отдельных запланированных действий.
Цели планирования.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям
планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и
величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия
независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области
экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как
указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности
предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к
результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов
деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для
выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в
области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение
акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в
бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты
деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с
запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В
этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от
плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом
пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.
Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях
деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно.
Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что
сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В
обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с
тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения
планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную
в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства,
закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В
программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная
координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта
зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий
производства; количество выпускаемой продукции – от ожидаемого объема
реализации; величина отпускной цены – от того, каких объемов закупок сырья
и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на
следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала
деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность
того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа
альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в
самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством
предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в
дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения
(децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки.
Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство
предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации
процесса принятия оперативных решений.
Организация планирования.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень
мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в
собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность
самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по
составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь
именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт
в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и
т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно
тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга.
При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины
покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные
цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих
предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой
содержится повременной план, а также распределение обязанностей и
ответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы
организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down
(сверху вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down
работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. финансовый
менеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые
показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной,
по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме
включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот.
Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые
подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия
сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может
войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные
тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих
методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий
процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов
различных подразделений.
Процесс планирования.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух
основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности)
его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и
финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного
планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии
необходимо проводить планирование использование как основного, так и
оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного
капитала является планирование времени поступления дохода и расхода.
Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени
начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития
предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые
здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного
капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс
стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать
новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о
потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по
маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов
предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее
собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении
лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда
возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать
необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого
нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время,
соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться,
сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на
банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В
частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок
акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
Прогнозирование.
Прогнозирование в финансовом менеджменте -разработка на длительную
перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его
частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу
непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти
прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений.
Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении
финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития
финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.
Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее
с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения
изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у
финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а
также применения гибких экстренных решений.
Организация.
Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению
людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и
процедур. К последним относятся создание органов управления, построение
структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между
управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и
т.п.
Регулирование.
Регулирование в финансовом менеджменте – воздействие на объект
управления, посредством которого достигается состояние устойчивости
финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных
параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по
устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий,
установленных норм и нормативов.
Стимулирование.
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении
работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего
труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением
материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества
затраченного труда.
Координация.
Координация в финансовом менеджменте – согласованность работ всех
звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация
обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления,
аппарата управления и отдельного работника.
Управление финансами.
Управление активами.
Существуют следующие основные направления расходования фондов
большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим
и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы,
оборудование, здания, земля – все это активы. Любое увеличение активов
означает использование фондов.
Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно
другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые
предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат
банковских займов.
Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что
осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит
владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на
себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.
Управление текущими активами.
Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может
держать в пределах года. Текущие активы используются в качестве оборотного
капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят
определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных
материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в
кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и
инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не
используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату
пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного
капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии
оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-
техническими ресурсами (запасами) посредством:
– планирования закупок необходимых материалов;
– введения жестких производственных систем;
– использования современных складов;
– совершенствования прогнозирования спроса;
– быстрой доставки.
Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в
уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке
ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в
оценке счетов, предъявляемых к оплате.
Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в
лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы
держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие
ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные
сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным
соглашением) приносят доход в виде процентов.
Управление основными активами.
К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года.
Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей
финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на
приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или
сокращение пассива, или на уплату

собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового
капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к
которому приведет его использование.
Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе
составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс,
поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по
прошествии нескольких лет.
То обстоятельство, что главным для финансистов является основной
капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления
недвижимостью.
Контроль.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации
финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля
собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом
состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности,
вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового
менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ –
часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль
является оборотной стороной финансового планирования и должен
рассматриваться как его составная часть – контроль за выполнением
финансового плана, за исполнением принятых решений.
Анализ финансового состояния предприятия и данные, используемые при анализе.
Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и
краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут
быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением
его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния
проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые
ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность
работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными
средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-
материальных ценностей, состояние и динамика дебиторской и кредиторской
задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальное обеспечение
банковских кредитов, платежеспособность.
Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от
улучшения таких качественных показателей, как – производительность труда,
рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по
прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует
правильная организация материально-технического обеспечения производства,
оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому анализ
финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-
хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения
предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять
на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения.
В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других
сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.
Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, проверка
расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых
затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов,
ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.
В связи с различным функциональным назначением и особенностями
использования в планировании и учете средства предприятия подразделяются на
основные и оборотные.
К основным относятся средства стоимостью не менее 100 минимальных
заработных плат и со сроком службы не менее одного года, независимо от их
стоимости. Основные средства функционируют в течение ряда лет, не меняя
формы. Их стоимость относится на затраты производства в течение всего
срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия,
обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат в
процессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья и
материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до
ее реализации, денежные средства и дебиторскую задолженность.
Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия
является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются
денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов,
авансирования затрат для обеспечения непрерывности процесса производства и
реализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые и
ненормируемые.
Нормируемыми называют оборотные средства, по которым устанавливается
норматив минимальных запасов, необходимых для производства и реализации
продукции. Ненормируемыми называются оборотные средства, по которым
нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями за
отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами,
недостачи и т.п.).
Оборотные средства, обслуживающие производство, включая материалы,
топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называются средствами в
сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотных средств
предприятия. Оборотные средства в сфере обращения предназначены для
бесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершения
расчетов и состоят из готовой продукции, товаров отгруженных, денежных
средств и средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств
делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства
выделяются на покрытие запасов и расходов будущих периодов в минимальных
размерах и постоянно находятся в распоряжении предприятия. Заемные
оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и
временных потребностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением
производственных заданий.
Основной источник данных для анализа финансовой деятельности
предприятия – отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение
уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализируют содержание
его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на
финансовые показатели. Кроме того, привлеченные данные финансового плана,
показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и
д.р.
Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначение
средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму таблицы,
состоит из двух частей – актива и пассива. В активе показывают состав,
размещение и использование средств, сгруппированных в зависимости от их
функциональной роли в хозяйстве.
Группировка экономически однородных статей баланса увязана с
источниками их образования. Анализ баланса заключается в раскрытии
внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива и пассива
баланса.
Раздел I актива “Основные средства (фонды) и внеоборотные активы”
отражает основные и отвлеченные средства предприятия. В активе баланса
основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стоимости с
одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К отвлеченным
относятся средства, изъятые из хозяйственного оборота предприятия (платежи
из прибыли в бюджет, уплата банку процентов за кредит, перечисление средств
вышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе отражаются
убытки.
Раздел II актива “Нормируемые оборотные средства” отражает не только
фактические остатки, но и установленные нормативы по всей группе средств.
Поэтому данный раздел баланса содержит четыре графы показателей: нормативы
и фактические остатки на начало и конец отчетного периода.
Раздел I пассива “Источники собственных и приравненных к ним средств”
включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратное
финансирование и прибыль. В заключительном балансе безвозвратное
финансирование присоединяется к уставному фонду.
К источникам, приравненным к собственным, относятся устойчивые пассивы
– привлеченные предприятием средства, имеющие постоянный (устойчивый)
характер. Здесь же отражаются средства, изъятые у предприятия в связи с
кредитованием по обороту.
Раздел I пассива является источником покрытия I и II разделов актива.
При этом раздел I актива покрывается разделом I пассива полностью, а раздел
II актива разделом I пассива только в размере установленного норматива.
В разделе II пассива “Кредиты банка под нормируемые оборотные
средства” отражается задолженность банку по ссудам. Этот раздел является
источником покрытия раздела II актива в части запасов товарно-материальных
ценностей.
За общим итогом этого раздела показывается регулирующая статья II-1
“Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”, которые в активе
отражаются по первоначальной стоимости. Здесь же отражается статья II-2
“Резерв на покрытие предстоящих расходов или потерь”.
В разделе III актива показаны как ненормируемые оборотные средства,
так и другие вложения, связанные с основной деятельностью, а в разделе III
пассива – их источники.
Раздел III актива “Денежные средства, расчеты и прочие активы”
отражает ненормируемые средства: кассу, расчетный счет и прочие счета в
банке, прочие денежные средства , товары отгруженные, дебиторскую
задолженность. Денежные средства показываются в сумме действительного
наличия, другие статьи – в размере фактической задолженности на день
составления баланса. В этом же разделе показываются расходы, не перекрытые
средствами специальных фондов и целевого финансирования, излишне внесенная
в банк амортизация, недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм
естественной прибыли. В отдельный подраздел по активу и пассиву выделены
средства на капитальный ремонт и все затраты, включая авансы поставщикам и
подрядчикам.
Заключение.
Деятельность финансового менеджера настолько широка и
многофункциональна. И это понятно, так как финансовый менеджмент в
современной рыночной экономике есть – высококвалифицированный профессионал
своего дела. Только на изучение теоретических основ этой, безусловно,
интересной науки уходят годы учебы. А чтобы стать настоящим финансовым
менеджером-асом нужны долгие годы практики. По деятельности финансового
менеджера можно писать тома учебников и все равно полностью не раскрыть ее
смысл.
Как известно, на любом предприятии имеется бухгалтер, задачей которого
является ведение учета оборота финансовых средств на предприятии. Но в
связи с тем, что функции бухгалтера ограничены только учетом оборота этих
средств и составлением отчетной документации, встает вопрос о необходимости
управления финансовыми ресурсами предприятия с целью извлечения
дополнительного дохода (деньги должны «делать» деньги). Именно эту роль
берет на себя финансовый менеджер.
Оперируя такими финансовыми инструментами как: ценные бумаги (акции, облигации, опционы, векселя, фьючерсы и др.); Оптимизация налогообложения (совместно с бухгалтером); Банковское кредитование; Лизинг, трансферт; Залоговые операции, ипотека; Страховые операции; Валютные операции; Офшорные операции
и многие другие, предприятия, непосредственно не занимающиеся финансовой
деятельностью (банки, страховые компании, биржи, трастовые компании,
брокерские фирмы), имея хорошего специалиста в области финансового
менеджмента могут успешно действовать на финансовом рынке с целью
извлечения дополнительного дохода.
Для успешного осуществления своих обязанностей финансовый менеджер
должен обладать высокой профподготовкой, которая включает в себя знание
экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированных
знаний по финансовому менеджменту.
Хотелось бы подчеркнуть, что специфика работы не предполагает наличие
у него такого качества обычного линейного менеджера, работающего с людьми,
как лидерство, так как он является функциональным менеджером и работа с
людьми у него ограничивается кругом равных людей. И знание обычного
менеджмента не является необходимым. Хотя можно отметить, что в основе
работы финансового менеджера, как и любого другого, находятся все те же
четыре основные функции менеджмента: планирование; организация; мотивация; контроль.
В данном случае объектом приложения этих функций являются финансы
предприятия, и только объектом мотивации является сам менеджер, и его
желание хорошо выполнить и улучшить свою работу.
Если раньше предприятия не уделяли финансовому менеджменту
достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становиться
распространенным явлением, и более того – объективной необходимостью в
складывающихся условиях жесткой конкуренции.
Список литературы:
1. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?»- М.: Финансы и статистика, 1994г.
2. Рындин А.Б, Шамаев В.И. «Основы финансового менеджмента на предприятии» – М.: Финансы и статистика 1995г.
3. Шеремет А.Д, Сайфулин Р.С, « Финансы предприятий.» М. Инфра-м
1997г.
4. « Финансовый менеджмент: Теория и практика» – учебник под редакцией
Е.С.Стояновой.-М.:Перспектива 1996г.