Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях недостаточной комплектации мастерских

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»
Кафедратехнологии и технических дисциплин
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВНА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ МАСТЕРСКИХ
Допустить к защите:
Зав. кафедрой технологии и
технических дисциплин:
____________________
Научный руководитель:
____________________
Выпускная квалификационная работа
студента 5 курса факультета физики и информатики,специальность
«Технология и предпринимательство»
Халитова Динара Сильфертовича
Научный руководитель:
к.п.н. старший преподаватель
Кутумова Алсу Ахтамовна
Тобольск 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования практическихумений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и«навык»
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков науроках технологии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыковпо деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерскойоборудованием
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы поизучению тем деревообработки в 5 классе
2.2. Организация практической деятельности учащихся встолярной мастерской
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработкидревесины в 5 классе
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Формирование и закрепление трудовых умений, обобщение опыта работы школи специальных психолого-педагогических исследований показывает, что дляформирования трудовых практических умений решающее значение имеют структураучебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников.
Успех занятий трудового обучения во многом определяет ихматериально-техническое обеспечение. В современных условиях это – один изнаиболее болезненных факторов организации обучения технологии.
Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной школыпредставляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых дляэффективной организации трудового обучения, воспитания и профессиональнойориентации учащихся, является органической частью системы более высокогопорядка учебно-материальной базы школы.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работызаключается в решении проблемы формирования практических умений учащихсясогласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условияхнеполной комплектации мастерских оборудованием и инструментами.
Цельисследования – разработать методические приемы организации практическойдеятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских напримере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектомисследования учебно-воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования– методика формирования практических умений у учащихся на уроках технологии.
Гипотезаисследования состоит в следующем:
приемыразделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектациимастерских оборудованием обеспечат формирование практических умений и навыков всоответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Всоответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
— провестианализ педагогической и учебно-методической литературы;
— изучить опыт работы учителей;
— разработать план-конспекты уроков;
— провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты эксперимента.
Дляосуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— анализсодержания программ, учебников, методических пособий по педагогике, психологиии технологии;
— наблюдениепрактической деятельности учащихся во время проведения практических занятий;
— экспериментпо практической деятельности учащихся.
 Этапыисследования. На первом этапе изучены теоретические основы организации практическойработы. На втором этапе разрабатывались конспекты и тематическое планированиепрактических занятий. Проведение педагогического эксперимента и анализ егорезультатов составляло содержание третьего этапа.
Научнаяновизна заключается в разработке рекомендаций по проведению занятий поформированию практических умений и навыков при неполной комплектации школьныхмастерских.
Теоретическаязначимость исследования заключается в обосновании видов практическойдеятельности, направленных на формирование практических умений и навыков.
Практическаязначимость определяется возможностью применения разработанных дидактических материаловв профессиональной деятельности педагога.
Структурадипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основыформирования практических умений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализпонятий «умение» и «навык»
Проблемаформирования умений у школьников очень давно привлекает вниманиеученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф.Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формированиеинтеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоенияучениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения:первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связиновых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителемматериала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений напрактике.
Проблемойформирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как РубинштейнС.Л., Талызина Н. Ф., Хуторской А. В., Фридман Л. М. и др. [9,14,19,20].
ФридманЛ. М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшегоуровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [19].
КлимовЕ. А. определяет умения как системные образования, устойчивые целостности вструктуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки вовнешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения игибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешнеумение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решениипрофессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умениятолько к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную имотивационную основу, которую обеспечивает это поведение [5].
Педагогии психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяютнесколько типов умений.
Двигательные
Включаетв себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторныеаспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена наоснове этих умений.
Многократноевыполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, ихосмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.
Познавательные
Включаютспособности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкойинформации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагаютформирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретаетсамостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент,измерение.
Использованиеметодов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод,метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль.Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания иупражнения, построение алгоритма.
Теоретические
Связьс абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать,обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из однойзнаковой системы в другую.
Творческаядеятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленнаяна стимулирование мыслительной деятельности учащихся.
Практические
Скоропись,беглое чтение.
Заданияи упражнения с элементами самоконтроля.
Интеллектуальные
Включаютумения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать,классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.
Специальныеупражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.
Исследовательские
Включаютумение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объектисследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение,проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.
Включениев исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий,индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенныхзнаний, развитие когнитивных способностей учеников.
Коммуникативные
Уменияслушать, слышать другого. Включают описание поведения — сообщение о наблюдаемыхспецифических действиях других людей без приписывания им мотивов действия.Коммуникация чувств — ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание– принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь.
Общение.Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях.
Нарядус понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматриваетсяпонятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагогФридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала какумение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется,процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процессаперестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – уученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходитв навык [19].
Рубинштейнрассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинкта подобныекомпоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля [9].
Многиепедагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий,которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действийосуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобыобеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиесямладших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных снаписанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в рукеи осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило,автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобыобеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.
Одноиз основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек всостоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих всостав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменнымконечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другимпри изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоватьсяимеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом,найдет выход в практически любой ситуации.
Фридмансчитает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельностьи обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальныйконтроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизацияинтеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когдаизменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующиеоперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровнецентральной нервной системы осуществляются более высокимианатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровнекоры головного мозга[19].
ТалызинаН. Ф. отмечает, что все умения, формируемые в каком-то учебном предмете, можноразделить на две категории: общие, которые формируются у учащихся при изученииэтого предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющиеприменение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике,например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.; специфические (узкопредметные),которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебномупредмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти всмежных предметах. К общим видам умений относят и все приемы логическогомышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются сиспользованием каких-то специфических знаний [14].
1.2 Процесс формирования практических умений и навыков науроках технологии
Процессформирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает неодин год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всейжизни человека.
ФридманЛ. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями,соответствующими учебными умениям и навыкам:
0уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять еголишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь пообразцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознаваякаждый шаг;
4уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия [19].
Нодалеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации истановиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-гоуровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они впоследующем обучении совершенствуются.
Формированиеумений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителярассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, чтоспециальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна,поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, — это неверно.
Школьникв своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебнойработы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит ктому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольнорезко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель,как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество,полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемыучебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказатьсянерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученикупродвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкиесистемы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняютформирование умений и их автоматизацию.
Чтоже должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимыеумения? Отметим два главных момента – постановку цели и организациюдеятельности.
Преждевсего, перед детьми ставится особая цель – овладеть определенным умением. Когдаучитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужновначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают лиони ее?
Оченьраспространенный недостаток организации учебной работы учащихся – то, что онине видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же,на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем,учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которуюдолжен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретаютумение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания,умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Чтобыпоставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметьсоответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системеорганизации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебномминимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны бытьобязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебныйминимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знаниякоторых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включаетсятакже освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и непредусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будетдостаточно рациональной и эффективной.
Помимоосознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своейдеятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет своюсистему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно,что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только припознавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательноймотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкиесоциальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходитсяориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данномуумению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностныйсмысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, онсможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что онвыполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа;получать при этом высокие оценки и т. д.).
Послемотивационного формирования умения следует этап организации совместной сучителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, преждевсего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получаяготовый образец, дети сами разрабатывали систему правил, по которой они будутдействовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с даннымобразцом. Совместная с учителем деятельность по выработке совместного умениявсегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способностьвнутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу.
Послеосознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимыупражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знатьрациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их всобственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатываетсяумение, должны быть разнообразны.
Большоезначение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям.Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствованиеумений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработкиумений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянныхсистематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют своикачества.
Тренировка,нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение,которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бываеттрудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разныхумений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильномприменении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от негораспределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, ононачинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещатьформируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно,одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Основнымусловием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний,пользуясь которой школьники выполняют усваиваемое действие. П. Я. Гальперинвыделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения [1].
Первыйтип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная системаориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать дляправильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычногоспособа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к егооднократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесномуописанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действиеметодом «проб и ошибок». И на тех участках, где у ученика нет нужныхориентиров, он действует вслепую, часто ошибаясь и лишь в результатемногочисленных проб осваивая данное действие. Даже сформированное действиеостается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия в новыеобъекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.
Второйтип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полнаяориентировочная основа действия. Здесь нет «слепых проб», ошибки чаще возникаютлишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникаетбольшая экономия времени, сил и материальных средств.
Полнуюориентировочную основу действия можно сконструировать, оформить и дать ученикамв готовом виде разными способами. При этом система ориентиров подбираетсяэмпирически, выясняя, какие указания нужны для правильного выполнения действияслабым учеником.
Однакоестественно возникает вопрос: можно ли научить самого ученика самостоятельносоставлять ориентировочную основу действия для каждого конкретного готовогозадания? Оказалось, что можно, и тем самым был разработан еще один тип учения.
Третийтип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав,ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого классаявлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действиясоставляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который емудается» [1].
Вкаждой школе необходимо разработать программу формирования общеучебных умений инавыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. На основеразработанной программы составляется общешкольный план формирования, включенныхв программу общеучебных умений и навыков, в котором конкретно указывается, вкаких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществлятьсяэто формирование. А на основе этого плана каждый учитель в годовой итематические планы изучения предмета включает в качестве органического разделаформирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своихузкопредметных умений и навыков.
Вшколе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладенияучащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частностипоможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолениюнеуспеваемости.
Можносделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить вотрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должныпротекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темынеобходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременнобудут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только посодержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность дляразных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебныхчасов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными:мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но влюбом случае должны быть проверены все учащиеся.
Подводяитог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на:специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, нопервая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходимапри решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процессформирования умений является длительным, а многие умения формируются в течениевсей жизни человека.
Длятого чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед нимицель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
Подпонятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия,освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков,формируемый путем упражнений. Умение создает возможность выполнения действия нетолько в привычных, но и изменившихся условиях.
Впервой главе данной выпускной квалификационной работы раскрытапсихолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык». Дана общаяхарактеристика практических умений и навыков, их анализ и составляющие.Показана необходимость формирования практических умений и навыков на урокахтехнологии. Так же рассмотрен процесс формирования практических умений инавыков на уроках технологии.

Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков подеревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерскойоборудованием
2.1 Анализ учебных программ иметодической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализеучебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 классаобъемом 16 часов рассматриваются следующие:
Вводноезанятие (2ч)
Содержаниеи задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда иоборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещениеинструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Сведенияпо материаловедению. Элементы графической грамоты (2ч)
Древесинакак природный конструкционный материал. Применение древесины в народномхозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и иххарактерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Видыпиломатериалов.
Понятиео техническом рисунке, эскизе и чертеже детали призматической формы. Главныйвид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали.Понятие об инструкционно-технологической карте.
Изучениеконструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям иизделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Разметка,строгание и пиление (4ч)
Столярныйили комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы ипоследовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты,приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечныеи продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов.Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стуслокак средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемыхповерхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Приемыстрогания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда привыполнении этих операций.
Сверлениеотверстий. Изготовление изделий из древесины (2ч)
Обозначениеформы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область ихприменения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрелью. Контрольразмеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Изготовлениедеталей из древесины, имеющих отверстия.
Отделкадеталей и их подготовка к сборке (2ч)
Приемызачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубойнасечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатостиповерхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности трудапри выполнении отделочных операций.
Сборкаи отделка изделий (4ч)
Сборочныйчертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей издревесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точностивзаимного расположения деталей.
Украшениеизделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты иприспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композицийобычным прибором для выжигания и при помощи нагретых металлических стержней определенногопрофиля (штемпелей).
Подготовкаповерхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда приработе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработкедревесины.
Практическиеработы, предусмотренные программой для учащихся 5 класса:
Составлениетехнического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумяэлементами. Чтение чертежей и инструкционно — технологических картизготавливаемых деталей.
Подготовкак работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений всоответствии с инструкционно — технологической картой. Организация рабочегоместа и создание безопасных условий труда.
Изготовлениеизделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пилениедревесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий спомощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильником с грубойнасекой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями.Контроль качества изделий.
Лабораторно– практические работы, предусмотренные программой:
1.        Определение породдревесины и ее пороков.
2.        Контроль основныхпараметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарнойповерхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматическойформы и тел вращения.
Практическимумениям и навыкам, получаемым в 5 классе можно отнести следующие:
·          организациюрабочего место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок вовремя работы;
·          выполнениеосновных операций по обработке древесины ручными налаженными инструментами,изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическимкартам;
·          контролькачества изготавливаемых изделий;
·          владениепростейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка,выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистовогометалла (фольги) давлением по готовым рисункам;
·          иметь общеепредставление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных стехнологией обработки конструкционных материалов;
·          выполнениеработы в заданное время;
·          проявлениеэлемента творчества на всех этапах;
·          соблюдениеправила безопасной работы ручными инструментами [8].
2.2 Организация практическойдеятельности учащихся в столярной мастерской
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы.Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закрепленопределенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком,столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструментыкладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами –режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы неполучить травму самому и не поранить товарища.
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
·          являтьсяна занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
·          иметьтетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ изаписей;
·          вначале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться коборудованию, инструментам и материалам.
4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.
Основным оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработкудревесины выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярныхверстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеютдеревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку сзажимами.
Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы ими было удобнопользоваться.
В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С егопомощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещениеприжимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь.
Высота крышки столярного верстака от пола должна соответствовать ростуработающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака иположите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходитсянаклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно.
На поверхности верстака не должно быть повреждений. Винтовой зажимдолжен иметь легкий ход.
Верстак – основное рабочее место столяра. Столяры изготовляют мебель,оконные рамы, двери, игрушки, отдельные детали вагонов, судов, автомобильныхкузовов. Рабочие этой специальности должны хорошо знать строение, свойства,пороки древесины, умело использовать ее текстуру.
При выполнении большинства работ по ручной обработке дерева необходимопрочно закреплять обрабатываемую заготовку. Для этой цели на слесарном верстакеустанавливают специальное зажимное приспособление – слесарные тиски. Взависимости от характера выполняемой работы используют стуловые, параллельныеили ручные тиски.
Стуловые тиски получили свое название от способа крепления их надеревянном основании в виде стула. В дальнейшем они были приспособлены дляфиксации на верстаке. Параллельные неповоротные тиски состоят из основания, спомощью которого крепятся болтами к крышке верстака, неподвижной и подвижнойгубок.
Ручные слесарные тиски используют при опиливании или сверлениинебольших деталей, которые неудобно или опасно держать руками.
Одним из основных элементов организации рабочего места является егопланировка, при которой учитываются требования научной организации труда.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование нарабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, закоторыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы,используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук,согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зонедосягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) неболее 30%.
По возможности избегают такого размещения оборудования, которое требуетповоротов и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов изодной руки в другую.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму иразмеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталеймежду собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническомрисунке.
Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определеннымправилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходяиз того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева.
Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материаледеталей заносят в специальную таблицу – спецификацию.
На производстве часто применяется эскиз – изображение предмета,выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точногомасштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частямипредмета.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное отруки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, изкоторого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживаясоотношения между отдельными частями предмета.
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определитьназвание изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельныхдеталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, видсоединения.
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить,т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняюткарандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки,столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническимрисунком.
Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных подпрямым углом друг к другу, и проверки прямых углов.
Измерительная линейка служит для определения размеров после обработки,других измерений, а также для проведения прямых линий.
Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска.
От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайтео припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки(при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).
Следует обратить внимание учащихся на следующие правила при разметкепрямоугольной детали из фанеры:
1.        Выбираютбазовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить попредварительно нанесенной по линейке базовой линии).
2.        Поугольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) нарасстоянии примерно 10 мм от торца.
3.        Отпроведенной линии по линейке откладывают длину детали.
4.        Поугольнику проводят линию, ограничивающую длину детали.
5.        Полинейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали.
6.        Соединяютобе полученные точки.
Обращаем внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска,то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет,то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхностина заготовке отмечают волнистыми линиями. Правила проведения разметкирассказывают учащимся в последовательности:
1.        Отлицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочнуюлинию.
2.        Рейкурейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки былоравным толщине детали.
3.        Рейсмусомразмечают толщину детали.
4.        Размечаютдлину детали с помощью линейки и угольника.
Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющихкриволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Онивыполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Описание технологии изготовления тех или иных изделий может бытьизменено исходя из местных условий, опыта работы. Учитель может сам вноситьтакие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах,или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатыватьтехнологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебныекарты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихсяпри изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока,индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующиеварианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие(фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиесяконфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливаютразличные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).
I.   Комплексныеизделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает своюдеталь, а потом все вместе собирают изделие.
II.   При изготовленииразличных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальныетехнологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельныхопераций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественныедетали и изделия.
Сегоднябез полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценнопроводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как быосновательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полномобъеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.
Современнаясистема средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии стребованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы ипредусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическимтребованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениямнаучно-технического прогресса.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальнойобеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практическойдеятельности учащихся.
Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желаниюразбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видампрактической деятельности, например, строгание древесины. Целью заданияявляется освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройстворубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре.Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков иначинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролироватьдействия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физическойнагрузкой не более 10 минут.
Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки,а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителемзаготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию,а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся навыполнение пиление.
Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:
·         Составгрупп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами,например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
·         Работойгруппы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – сцелью научиться и руководить и подчиняться.
·         Группыработают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковыеситуации и оценивает индивидуальные результаты.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработкидревесины: пиление и строгание.
Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. Наследующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.
Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек– строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковыеумения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролироватьработу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.
До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливаютдеревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкойучащиеся распиливают заготовку в стусле.
При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранеезаготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганиюзаготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.
2.3 Этапы формирования умений инавыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по тремгруппам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные,наглядные и практические.
Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическуюнагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практикой рекомендации поособенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь ввиду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта вгармоническом единстве.
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различатьособенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следуетотметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которыеможно передать живой речью.
Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которыепрофессионал должен выполнять.
Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятияшкольниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами дляосмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются изапоминаются, — все это обычные методические условия устного изложения.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимаютдемонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называтьсовокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самихпредметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений илипроцессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный иконкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять сним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методикипоказа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:
Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какойцелью;
Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо виделидемонстрируемый предмет;
Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органамичувств, а не только посредством зрения;
Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили научащихся наиболее сильное впечатление;
Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движенияхи изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяютследующую методику:
— показ трудового процесса;
— показ его в замедленном темпе;
— показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, принеобходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
— заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;
— проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанноготрудового процесса.
Практические методы должны варьироваться учителем в применении: взависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возрастаобучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применятьсяподготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держатьинструменты, по координации и т.д. При выполнение упражнений учитель технологиидолжен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить сосвоими действиями и оценивать их результат.
Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познаниедействительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерноподдерживаться с первых же занятий.
Методы практических занятий охватывают достаточно широкую областьдействия учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний врешении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых иуглублению имеющихся знаний.
Навыки пиления в 5 классе
Наиболеечастая операция, которую приходится выполнять столяру, — пиление древесины.Пиление – это обработка материала резанием, причем в зависимости от видараспила применяют, как вы знаете, различные инструменты.
Пиление– довольно трудоемкая операция, поэтому, чтобы облегчить труд и ускоритьпроцесс разрезания, необходимо пользоваться очень острыми инструментами. Приработе передние и боковые режущие кромки зубьев пил затупляются, и их следуетпериодически затачивать.
Заточкапилы – очень ответственная, требующая большого терпения работа. А научитьсязатачивать пилу необходимо каждому, кто будет работать с древесиной.
Пиладля ручного пиления древесины имеет форму ленты различной ширины и толщины, наодной стороне которой нарезаны зубья – резцы. У каждого зуба две или трирежущие кромки – передняя узкая и две боковые.
Пилывыпускаются для продольного, поперечного и смешанного пиления древесины. Зубьяинструмента для продольного пиления имеют форму косоугольного треугольника сострым углом 45-60˚; для поперечного – равнобедренного треугольника суглом 60-70˚. Зубья пил для смешанного разрезания материала имеют форму прямоугольноготреугольника с углом заточки 50-60˚.
Укаждого зуба-резца пилы различают следующие режущие кромки: переднюю и двебоковых. Эти кромки образованы передней, задней и боковыми гранями.
Размерзубьев пил зависит от шага и высоты зубьев. Шаг – это расстояние междувершинами зубьев, то есть между передними режущими кромками; высота – этократчайшее расстояние от вершины до основания зуба. Прямая линия, соединяющаявершины зубьев, называется линией вершин зубьев. Между вершинами и основаниемзубьев имеется выемка, называемая пазухой. Линия, ограничивающая дно пазух,называется линией пазух.
Каждыйзуб пилы имеет следующие углы: угол резания δ, угол заточки β, переднийугол γ, задний угол α.
Припилении образуется пропил, в котором различают дно и боковые поверхности.Напомним, что при продольном распиливании древесины передняя кромка зуба режетволокна материала поперек, а передняя грань давит на срезаемую древесину ивводит ее в пазуху. При этом боковые кромки подчищают боковые поверхностипропила.
Припоперечном распиливании волокна древесины перерезаются боковыми режущимикромками зуба. Передняя же открывает стружку внутри пропила и тоже удаляет ее впазуху. При выходе полотна инструмента из пропила стружка и опилки высыпаются.
Навыки строгания в 5 классе.
Послепиления стенки пропила заготовок имеют ворсистую поверхность, непрямолинейныйпропил и другие дефекты, для устранения которых применяют строгание. В основеконструкции всех инструментов для ручного строгания заложена конструкциярубанка. Рубанок очень древний инструмент.
Различаютплоское и профильное строгание. Наиболее простыми являются инструменты дляплоского строгания.
Подготовкаинструментов для строгания к работе состоит из двух последовательных этапов:заточки ножей и наладки, то есть установки ножей в колодку и крепление ихклином.
Наладкастрогальных инструментов очень ответственная операция. От ее правильностизависит качество строгания и затраты физических усилий. Строганием получаютгладкую поверхность деталей, требуемые размеры, придают им нужную форму. Дляобработки древесины со снятием стружки широко используют различные строгальныеинструменты. Для плоского ручного строгания применяют рубанки (металлические идеревянные), для профильного – специальные инструменты.
Приработе усилие, прикладываемое к инструменту, зависит от породы обрабатываемойдревесины, вида резания, углов заточки резца. Например, строгать липу и осину в2 раза легче, чем ясень и дуб. Сопротивление резанию поперек волокон примерно в2 раза больше, чем строганию вдоль волокон. При торцовом строгании надозатрачивать усилий в 4-6 раз больше чем при продольном.
Приувеличении угла резания строгать становится тяжелее; то же самое происходит,если мал задний угол ножа. Тупой нож режет древесину с трудом, на работузатрачивается больше усилий.
Приработе рубанком его леток надо периодически очищать от стружки, проталкивая еетонкой щепкой со стороны клина или вытягивая вверх.
Навыки сверления в 5 классе.
Изучая тему «Сверление», учитель знакомит школьников с типами сверл.Рассказ целесообразно начать с сообщения о том, что сверление – одна изстарейших технологических операций. Лучковый привод вращения был известен ужепервобытным людям.
Сквозныеи несквозные (глухие) цилиндрические отверстия в заготовках из древесинывыполняют с помощью специальных режущих инструментов – сверл.
Сверлабывают разных форм и размеров. В процессе работы вам могут встретиться четыревида сверл: ложечные, винтовые, центровые и спиральные. Первые два вида сверлслужат для получения небольших отверстий, центровое – для сверления отверстийсравнительно большого диаметра. Спиральные сверла предназначены для сверленияразличных отверстий диаметром 1-20 мм. Длина сверл равна 40-180 мм. Спиральные сверла с конической заточкой и с подрезателями и направляющим центром. Спиральныесверла с конической заточкой применяют для сверления вдоль волокон, а сподрезателями – для сверления поперек волокон.
Сверлазакрепляют, в патроне коловорота или дрели.
Вручной дрели вращение сверла обеспечивается благодаря специальному механизму –зубчатой передаче. С ее помощью вращение ручки дрели передается патрону.Простейшая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес, находящихся взацепление друг с другом. Они могут быть одного или разных диаметров, с разнымколичеством зубьев.
Зубчатыеколеса, как и винты, гайки и другие детали, используются не только в дрели, нои в других машинах и механизмах. Такие детали называют типовыми.
Передсверлением размечают карандашом или шилом центр будущего отверстия. В этойточке устанавливают сверло под прямым углом к заготовке. Ладонью левой рукинажимают на упор коловорота или дрели, а правой рукой вращают рукоятку.Направление вращения – по часовой стрелке. В конце сверления нажим на упоруменьшают.
Дляполучения ровных краев отверстия на выходе сверла и предохранения крышкиверстака от повреждения под заготовку подкладывают доску и струбциной прижимаютих к крышке верстака.
Привыполнение практических работ школьники, кроме освоения технологическихприемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостногоизделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
2.4 Анализ результатовпедагогического эксперимента
Экспериментпроводился во время государственной педагогической практики МОУ СОШ №18г.Тобольска в 5а классе на уроке технологии.
Цель:проверить эффективность методики формирования практических умений ручнойдеревообработки в условиях недостаточной инструментальной базы столярныхмастерских.
В экспериментебыло задействовано 10 школьников 5а класса:
1)        Бакугов Игбал
2)        Горшенин Дмитрий
3)        Леонкин Никита
4)        Моцный Дмитрий
5)        Нестеров Василий
6)        Павлик Дмитрий
7)        Полетаев Алексей
8)        Сульхарнаев Рушан
9)        Сычев Павел
10)     Шевелев Иван
Проведениеэксперимента было ориентировано на цели и задачи исследования.
Входе педагогического эксперимента рассматривается выбор объекта труда,совпадающих с желанием учащихся их изготавливать, обеспеченный материально иохватывающий тематику разделов программы.
Взначительной степени зависимость преподавателя от материальной обеспеченностиможно снизить за счет тщательного подбора объектов труда школьников.
В мастерскихшколы №18 имеется следующий перечень инструментов и оборудования представленныхниже в виде таблицы:
Таблица№1.№ Наименование
Единица
измерения количество 1 Набор сверл по металлу шт 1 2 Станок горизонтальный-фрезерный шт 1 3 Набор универсальный шт 1 4 Станок ВСН шт 3 5 Станок СДН шт 1 6 Станок СТД-120Н шт 5 7 Станок ЭТ-93 шт 2 8 Станок деревообрабатывающий шт 1 9 Станок настольный токарный шт 4 10 Станок сверлильный шт 1 11 Электродрель шт 1 12 Верстак столярный ВС-3 шт 40 13 Набор надфилей наб 1 14 Набор напильников наб 2 15 Ножницы по металлу шт 5 16 Ножовка по дереву шт 5 17 Сверло мелкое шт 12 18 Табл. «Безопасность труда при металлообработке» шт 5 19 Табл. «Технология обработки металлов» шт 11 20 Халат рабочий шт 2
План-конспектурока по теме «Строгание древесины»
5класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программеВ.Д. Симоненко.
Цель:обеспечить усвоение учащимися приемов строгания древесины и зачисткиповерхностей деталей; воспитывать у учащихся аккуратность в работе;способствовать к развитию трудовых навыков.
Оборудование:столярный верстак, рубанок
Типурока: комбинированный
ХодурокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников I.Организационный этап. 5 мин
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся.
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Строгание древесины»
Наша основная задача — получить необходимые знания, умения и навыки работы со строгальными инструментами. Учащиеся приветствуют учителя.
II. Изучение нового материала
28 мин
III. Практическая работа.
30 мин
IV. Итог урока.
5 мин
V. Задание на дом
2 мин
Что такое строгание?
Какими инструментами выполняется строгание?
Строгание заключается в срезании с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей. Строгание осуществляется с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки. Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.
Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка – прямолинейная.
Шерхебелем с узким и закругленным ножом выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей. «Шерхебель» — слова немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Им удается без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.
Для чего предназначен рубанок?
Рубанком осуществляют окончательное, чистовое строгание. Рубанок предназначен для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесины, а также сострагивания заготовки в нужный размер.
Частое строгание выполняют только вдоль волокон рубанком с одиночным или двойным ножом. Лезвия их заточены по прямой линии, а у рубанка с двойным ножом имеется и стружколом.
Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.
Рубанок состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4. Основная деталь рубанка – колодка. Конструкция ее зависит от материала, из которого она изготавливается древесины или металла. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он выступает на 1…3 мм, у рубанков с одиночным и двойным ножом – на 0,1…0,3 мм.
Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой – колодку или ручку с передней стороны. Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. В начале движения его прижимают левой рукой, в конце – правой, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны. В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.
Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.
Качество строгания периодически проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности.
На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.
Строгание древесины.
Проведем вводный инструктаж.
Даем задания:
1)          ознакомьтесь с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка;
2)      выберите базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определите лучшую и худшую пласти и закрепите заготовку;
3)     Прострогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания.
Перед тем как начать работу рассмотрим технику безопасности:
1)     необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2)     Следует надежно закреплять заготовку на верстаке.
3)     Работать необходимо рубанком с остро заточенным ножом.
4)     Нужно крепко удерживать при строгании.
5)     При перемещении рубанка нельзя касаться пальцами заготовки.
6)     Нельзя проверять качество строгания движением пальцев по отстроганной поверхности. Класть рубанок на верстак следует лезвием от себя.
7)     Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, нужно пользоваться щеткой-сметкой.
Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся.
Учащимся раздаются инструменты, и они приступают к ее выполнению работы. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины
Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему.
Уборка рабочих мест.
Учитель со всеми прощается!
Предполагаемые ответы учащихся: Строгание – это удаление шероховатости с поверхности заготовки.
Предполагаемые ответы учащихся: рубанок
Предполагаемые ответы учащихся: рубанок предназначен для получения гладких поверхностей и сострагивания стружек.
Учащиеся внимательно слушают.
Группа мальчиков делятся
на две. 1-я группа начинает строгать, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а 1-я группа учащихся делает заготовки. Для выполнения работы учащиеся берут инструменты:
заготовки, рубанки, шерхебели, фуганки.
Учащиеся внимательно слушают.
Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест.
До свидания!
План-конспектурока по теме «Пиление столярной ножовкой»
5класс, раздел «Технология обработки конструкционных материалов» по программеВ.Д. Симоненко.
Цель:познакомить учащихся с процессом пиления столярной ножовкой; прививать навыки рациональногоиспользования материалов; способствовать развитию технического мышления.
Оборудование:столярный верстак, столярная ножовка.
Типурока: комбинированный
ХодурокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников I.Организационный этап. 5 мин
Приветствие учителя. Контроль готовности к уроку учащихся.
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Пиление столярной ножовкой»
Наша основная задача — получить необходимые знания, умения и навыки работы со столярной ножовкой. Учащиеся приветствуют учителя.
II. Изучение нового материала
28 мин
III. Практическая работа.
30 мин
IV. Итог урока.
5 мин
V. Задание на дом
2 мин
Что такое пиление?
Какие инструменты применяются для пиления?
Пиление заключается в разделение древесины на части с помощью пилы.
Пилой называют многорезцовый режущий инструмент резцами, которого являются зубья, они прорезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил. Пилы бывают различные по устройству и назначению чаще всего применяется широкая столярная ножовка, она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки – узкую, обушком, наградку, складную.
Узкую ножовку используют для раскроя тонких пиломатериалов фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у этой ножовки узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья бывают средние и мелкие.
Ножовка с обушком имеет утолщение – обушок. Он придает ножовке жесткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина полотна 0,8 мм, зубья мелкие.
Ножовку наградку применяют для выполнения не сквозных пропилов. Толщина полотна 0,4…0,7 мм и мелкие зубья.
Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного пиления досок, брусков, реек. На ее полотне насечены зубья двух видов – прямые и наклонные.
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один тот же угол. В результате ширина пропила получается больше чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление – упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.
Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами.
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
На производстве пилят на круглопильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики.
Пиление древесины столярной ножовкой.
Проведем вводный инструктаж.
Даем задания:
1)      разметьте заготовки при помощи циркуля
2)      выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой
3)      распилите заготовки в стусле.
Далее с учащимися проводится правила техники безопасности:
1)     Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2)     Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку.
3)     Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.
4)     Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя.
5)     Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.
6)     Следует обратить внимание на экономное использование материала.
 Учащимся раздаются столярные ножовки, и они приступают к выполнению работы.
Учитель заранее готовит заготовки для выполнения практического задания для нескольких учащихся.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины
Повторить пройденный материал и прочитать следующую тему.
Уборка рабочих мест.
Учитель со всеми прощается!
Предполагаемые ответы учащихся: Пиление – это разделение древесины на части с помощью пилы.
Предполагаемые ответы учащихся: ножовка.
Учащиеся внимательно слушают.
Учащиеся выполняют задание – группа мальчиков делятся на две. 1я группа начинает пилить, а 2-я приступает к выполнению заготовок для обработки. На следующем уроке 2-я группа на основе своих заготовок выполняет задание учителя, например, выполняет строгание, а
1-я группа учащихся делает заготовки для других классов.
Учащиеся записывают домашнее задание и приступают к уборке рабочих мест.
До свидания!
Послепроведения практических занятий по теме «Строгания» и «Пиление» у учащихсясформировалось практические умения и навыки строгания и пиления. В результатеучащимся были выставлены следующие оценки:№ ФИО учащегося Оценки за выполнения задания По строганию По пилению 1 Бакугов Игбал 4 5 2 Горшенин Дмитрий 5 5 3 Леонкин Никита 4 4 4 Моцный Дмитрий 4 5 5 Нестеров Василий 5 5 6 Павлик Дмитрий 5 4 7 Полетаев Алексей 5 5 8 Сульхарнаев Рушан 4 5 9 Сычев Павел 5 5 10 Шевелев Иван 5 4
Входе анализа результатов эксперимента мы пришли к выводу, что при недостаточнойматериальной базы школьных мастерских разработанные нами приемы разделениятруда способствуют формированию практических умений и навыков на урокахтехнологии.
Входе проведения эксперимента с использованием разработанных дидактическихматериалов для проведения занятий можно отметить, что учащиеся с большейлегкостью, чем в начале экспериментальной работы выполняли предложенные имзадания, уровень практических умений и навыков повысился. Учащиеся беззатруднений выполняли процессы обработки древесины: пиление и строгание,правильно использовали чертежные инструменты, с желанием и интересом выполнялипрактическое задание по технологии. Учащиеся не копировали действия учителя, аосознанно выполняли индивидуальные и групповые задания.
Результатыпроведённого нами педагогического эксперимента подтверждают справедливостьгипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся в условияхнеполной комплектации мастерских оборудованием обеспечат формированиепрактических умений и навыков в соответствии с требованиями государственногостандарта общего образования.
Даннаяметодика обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками практическихумений и навыков; предусматривает использование в процессе обучения методапроектов и поэтому обеспечивает получение школьниками технологическогообразования.
Выводпо второй главе
Во второй главе рассматривается методика формирования практическихумений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярноймастерской оборудованием. Проводится анализ учебных программ и методическойлитературы по изучению тем деревообработки в 5 классе, а также рассматриваетсяорганизация практической деятельности учащихся в столярной мастерской и этапыформирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе.
Результатыпроведённого нами педагогического эксперимента подтверждают справедливостьгипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся в условияхнеполной комплектации мастерских оборудованием обеспечат формированиепрактических умений и навыков в соответствии с требованиями государственногостандарта общего образования.

Заключение
Практическимрезультатом данной выпускной квалификационной работы явились разработкиметодического материала для учителя технологии по проведению уроков,практических работ и дидактического обеспечения для проведения занятий вусловиях неполной комплектации школьных мастерских. Разработанные материалымогут быть использованы в практической деятельности учителя технологии науроках.
Практическина всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения инавыки. Но не все учителя придают этой проблеме значение. Дипломная работасистематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методикеобучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнятьэскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры; учащиеся научилисьпользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующийэксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные имзадания с легкостью и с интересом.
Знания,умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведенияо различных профессиях. Учитель технологии на уроках должен грамотнопреподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих влюбых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи снехваткой рабочих кадров в России.
Цельдипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены и гипотезаподтверждена.

Список используемой литературы
1.        Гальперин П. Я.Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжныйдом « Университет», 2000. – 112 с.
2.        Гушулей И.Н.,Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл.сред.шк. – М.: Просвещение, 1988. – 159.: ил.
3.        Ильин Е.П. Уменияи навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
4.        Карабанов И.А.Технология обработки древесины: Учеб. пособие для учащихся 5 – 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.: ил.
5.        Климов Е. А.Основы психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.
6.        Кругликов Г.И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
7.        Лаптев Г.Г.Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа ипроизводство. – 2003. — №5. – с 84 – 85
8.        Обучениетехнологии в средней школе: 5 – 11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд.Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Б-ка учителя технологии).
9. Рубинштейн С. Л. Бытиеи сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.
10.   Сидоров В.П.Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство.–2004. -№ 3. –С. 24-26.
11.   СтепановБ.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебникдля нач. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.– С. 336.
12.   Столяренко Л. Д.Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
13.   Столярное дело:Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, — М.: Просвещение, 1989– 223 с.
14.   Талызина Н. Ф.Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений.– 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
15.   Технология:Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2003. – 256 с.
16.    Технология. Содержаниеи образования: Сборник нормативно-правовых документов и методическихматериалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 304с. – (Современное образование).
17.    Трудовоеобучение: Проф. учеб. пособие для 4 кл. сред. шк. / А.К. Бешенков, Е.В.Васильченко, А.И. Иванов и др. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
18.    Тхоржевский Д.А.Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихсяпед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр.школы». – М.: Просвещение, 1980. – 112с.
19.    Фридман Л. И.Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. – М.:Ин-т практ. психологии, 1997. – 287 с.
20.    Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.