Содержание
Введение
1. Конституция — основной законгосударства
1.1 Конституция как нормативноправовой акт
1.2 Федеральные конституционныезаконы
2. Юридические свойства КонституцииРоссийской Федерации
2.1 Верховенство Конституции РФ
2.2 Юридическая база текущегозаконодательства
2.3 Стабильность Конституции РФ
2.4 Особый порядок принятия иизменения
2.5 Прямое действие3. Конституционностьгосударства и правовая охрана Конституции Российской Федерации3.1 Конституционность государства
3.2 Правовая охрана Конституции РФ
Заключение
Список литературы
Введение
В жизни современного общества особое место занимаетконституция. При характеристике источников отрасли конституционного права былопоказано, что основным из них является Конституция Российской Федерации, и былараскрыта ее роль в этом качестве.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, еепринципиально особое место во всей правовой системе государства вызываютнеобходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объектанаучного познания.
Ученые анализируют понятие и сущность конституции,предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место вправовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовойприроды конституции.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяютсяконституции, что всегда связано с существенными, а чаще и коренными переменамив жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями.Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституциисоответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход историческогопроцесса.
Содержание и главные черты Конституции РФ определяются тем,что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином,обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципыорганизации государственного аппарата. Конституционное право – одна из отраслейсистемы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционноеправо представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательныхправил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаяхобеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.Конституция выполняет роль «главного регулятора». Правовые нормы, образующиеотрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками,тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Этипризнаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулированиекоторых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Прежде чем приступить к анализу юридических свойствКонституции РФ, дадим определение.
Конституция Российской Федерации — это нормативно правовойакт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционногостроя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство;систему органов государственной власти; принцип организации местногосамоуправления.
1. Конституция- основной законгосударства
1.1 Конституциякак нормативно правовой акт
Конституция- Основной закон государства. Она являетсянормативно правовым актом, законом со всеми присущими ему чертами: принятие вустановленном законом порядке, обязательность для всех участниковправоотношений; длительное применение; особая защита со стороны государства.Характеристика конституции как Основного закона подчеркивает ее особое место всистеме законов. Отсюда можно сделать вывод, что конституция закрепляетважнейшие начала жизни общества и государства, формулирует новые или изменяетпрежние базовые ценности.[1]
Характеристика конституции как Основного закона во многомсвязана с теми общественными отношениями, которые находят отражение вконституционных нормах. Никакой другой правовой акт не имеет такой сферыправового воздействия, как конституция. Это воздействие охватывает отношения вовсех областях жизни общества- политической, экономической, социальной и др.
От всех других правовых актов конституцию отличают следующиечерты: конституционность правовой охрана конституция
1. Конституция принимается народом (или от имени народа).
Действующая Конституция РФ была принята путем всенародногоголосования 12 декабря 1993 г. Причем это первая в Российской историиконституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путемвсенародного голосования.[2]
2. Конституцияявляется правовым актом, имеющим учредительный характер. В конституциивоплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитетаи единственным источником власти.
Учредительныйхарактер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основыгосударственного и общественного устройства,учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуетсягосударственная власть, принципы их создания и деятельности.
Толькоучредительная власть может изменить радикальным образом, основы устройстваобщества и государства. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядоксоздания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовойсистеме.
Согласно действующейКонституции весь массив российского законодательства, регулирующегодемократические институты народовластия, должен соответствовать не толькоконституционным принципам демократического республиканского устройства, но иобщепризнанным принципам и нормам международного права.
При этом рядобщепризнанных в современном мире принципов избирательного права, имеющих дляРоссии первостепенное значение, получил непосредственное закрепление вКонституции нашего государства. Это в первую очередь относится к нормам,касающимся прав и свобод человека. Так, согласно статье 2 Конституции человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В ряде положенийКонституции РФ прямо зафиксировано суверенное право российского народа наосуществление народовластия, в том числе посредством свободных выборов иреферендума, право граждан избирать и быть избранными, признание в Россииполитического многообразия и многопартийности, принципа разделения власти,самостоятельности местного самоуправления, универсальные принципы всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном и периодически проводимомголосовании.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимаетсянародом (путем референдума) или от имени народа (представительным органомгосударства — парламентом или же органом, специально созданным для принятияконституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнотагосударственной власти.
В ч. 1 ст.3Конституции Российской Федерации говориться: «Народ осуществляет свою властьнепосредственно, а также через органы государственной власти и органы местногосамоуправления». Вданном случае статья выступает гарантией существования народовластия в стране.Смысл ее сводится к подтверждению исключительности народа как источника власти.
К формам непосредственнойдемократии относятся: выборы, референдум, собрания, митинги, уличные шествия,демонстрации и т. д. Их эффективность зависит от уровня политической активностиграждан, адекватности правового регулирования и способности власти на ответнуюреакцию. Тем не менее Конституция относит из этого перечня к числу высших формнепосредственной демократии выборы и референдум.
Выборы — это способделегирования в высшие органы публичной власти соответствующего уровняпредставителей данной части избирательного корпуса, называемой электоратом.Важными признаками выборов являются периодическое их проведение и сменяемостьвыборных лиц. Выборы в Российской Федерации осуществляются на основетрадиционных принципов: всеобщего равного прямого избирательного права притайном голосовании. При этом в действующей Конституции впервые сформулированновый для отечественной избирательной системы принцип свободных выборов.Причина состоит в том, что на протяжении всей истории нашего государства выборыбыли несвободными, т.е. избиратели не имели юридической возможности в полноймере реализовать свой выбор.
Референдумпри внешней схожести с выборами имеет ряд существенных отличий. Это решение,принимаемое гражданами непосредственно в форме, установленной Законом, ненуждающееся в каком-либо последующем утверждении и имеющее высшую юридическуюсилу по сравнению с иными нормативно-правовыми актами, принятыми органамипубличной власти того же уровня.
Вслучае принятия конституция приобретает государственно- обязательную силу, хотяэто и не исключает официального провозглашения принятия конституции ивступления ее в силу парламентом, либо президентом государства, либоцентральной избирательной комиссией.[3]
Суверенитетнарода производен от суверенитета нации и означает верховенство политическойволи народа над государством, его органами, отдельными гражданами. Всовременном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражаетсяв правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.
Только учредительная власть может изменить, в том числе исамым радикальным образом, основы устройства общества и государств. Этоозначает, что для установления положений конституции не существует никакихправовых ограничений.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что еепредписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления норм конституции не существует никаких правовыхограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы бытьвключена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому- либоправовому акту данного государства.[4]
Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ееКонституции. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречитьКонституции и федеральным законам, постановления Правительства не могутпротиворечить Конституции, федеральным законам, указам Президента. УКонституции Российской Федерации нет такого юридического ограничения.
На процесс выработки конституции воздействуют широкая системасоциальных, экономических, политических, внешнеполитических, международно — правовых, исторических факторов и др.
3. Важной чертой, характеризующей конституцию, являетсяособый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слояобщественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающимхарактером, чего не имеет никакой другой нормативно правовой акт. Конституциязатрагивает все сферы жизни общества- политическую, экономическую, духовную,социальную, регулируя в этих сферах основы общественных отношений.
1.2 Федеральные конституционные законы РФ
В нашей стране предусмотрен такой вид актов, как конституционныезаконы. На уровне Российской Федерации это федеральные конституционные законы.К такими законам можно отнести акты которые решают одну из перечисленных нижецелей:
1 вносят измененияи дополнения в текст конституции;
2 исключают какие-то положения из текста конституции;
3 являютсядополнением к конституции и действуют вместе с нею, как самостоятельные акты;
4 заменяют собойкакие- то положения конституции, т.е. действуют вместо них;
5 провозглашаютвновь принятую конституцию и вводят ее в действие;
6 принимаются попрямому указанию конституции и регулируют названные в ней общественныеотношения;
7 принимаются вразвитие норм конституции акты об институтах демократии, основызаконодательства.
При этом не важно, предусмотрен ли официально конституционныйзакон в качестве специального вида нормативных актов или нет. Важно, что естьпредмет регулирования для таких законов.
О конституционных законах можно говорить лишь в том случае,когда они прямо предусмотрены конституцией. Если в государстве такого вида актне провозгласили, нельзя самостоятельно поднимать отдельные акты до уровняконституции, запрещено даже использование наименования конституционного закона.Бывает что конституционные законы официально предусмотрены с юридической точкизрения, но это тоже не дает право на формальное провозглашение конституционногозакона. Все связано с назначением и предметом регулирования длясоответствующего акта, в этом и кроется его правовая сила. Если такие актырассматриваются как дополнение к конституции, то их рассматривают как единуюписаную конституцию. Существуют такие случаи, когда конституционный законзаменяет собой часть норм конституции, которые перестают действовать. Отсюдаможно сделать вывод, что государство приняло данные виды конституционных законовна уровне конституции. В Российской Федерации федеральные конституционныезаконы таких назначений не имеют.
Извсего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Конституция является, прежде всего,основой государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качествеона составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — этополитический документ, так как она, оказывает регулирующее воздействие наполитические отношения в обществе.
Нормы Конституции, как основного источника конституционногоправа – являются исходными для всех отраслей права.
В общем виде конституцию можно определить как основной законгосударства, выражающий волю и интересы народа в целом либо в отдельныхсоциальных слоях общества.
Конституция РФ является юридической, т. к. федеральноконституционные законы являются писаными[5].
Рассмотрим юридические свойства Конституции в следующейглаве.
2. Юридическиесвойства Конституции Российской Федерации
Конституция отличается отобычных парламентских законов своими особыми признаками, которые принятоназывать юридическими свойствами конституции.
К юридическим свойствамКонституции относятся: признание конституции Основным законом государства;верховенство; юридическая база текущего законодательства; стабильность; особыйпорядок принятия и изменения, прямое действие.[6]
2.1 ВерховенствоКонституции РФ
ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системенормативно-правовых актов, действующих на территории России.
ВерховенствоКонституции России означает то, что в иерархии нормативных правовых актов идругих источников права Конституция России обладает высшей юридической силой.[7]
Качествоверховенства конституции является важнейшим признаком соответствия идеямконституционализма в данном обществе. В содержании верховенства можно выделитьтри составные части:
1. строгоеи точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицамигосударства, общественными организациями и гражданами;
2. связанностьдействий и актов государства, гражданского общества положениями конституции;
3. следованиеидеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданскогообщества, гражданами. Следование выражает творческую направленность действий повоплощению потенциала конституции как верховного документа государства,общества и личности.[8]
Высшаяюридическая сила Конституции РФ предполагает, что все иные нормативные правовыеакты, принимаемые на территории РФ, не могут противоречить Конституции России,а в случае такого противоречия подлежат применению положения Конституции РФ.Конституция РФ, таким образом, возглавляет своеобразную «пирамиду»нормативно-правовых актов, составляющих правовую систему России.
Гарантиямиобеспечения верховенства Конституции РФ выступают:
1. Конституционныйконтроль, который в России осуществляется Конституционным Судом РФ, большинствополномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции всистеме действующего законодательства.
2. Право ПрезидентаРФ отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному законустраны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституцииактов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 3 ст.115; ч. 2 ст. 85Конституции РФ)
3. В качествегарантии обеспечения верховенства российской Конституции в субъектах Федерацииможет выступать деятельность Государственного Совета Российской Федерации,образованного в 2000г. Одной из основных задач этого органа является укреплениеоснов федерализма, что предполагает обсуждение вопросов об исполнении исоблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ,приведение ими в соответствие с Федеральным Основным законом своих конституций,уставов, законов и других нормативных актов.[9]
Наиболеесложной проблемой при прямом применении норм Конституции РФ является оценкапротиворечия того или иного нормативно-правового акта как противоречащего ей.Эта функция Конституции РФ отнесена к исключительной компетенции КонституционногоСуда РФ. В силу этого Конституционный Суд РФ указал, что суд общей юрисдикцииили арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФфедерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его вконкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом опроверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться вКонституционный Суд РФ с таким запросом существует независимо от того, было лиразрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применениянеконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующихнорм Конституции РФ.
Изсудебной практики постановление Пленума Верховного суда РФ « О некоторыхвопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия» было серьезно скорректировано постановлением КС РФ от 1 июня 1998г.№ 19 –П. Суть его в том что постановление КС РФ обязывает суды в случаях, еслиони приходят к выводу о неконституционности закона, для официальногоподтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд.[10]
ВерховенствоКонституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, котороебудет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступленияКонституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится,что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РоссийскойФедерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, непротиворечащей Конституции Российской Федерации».
ВерховенствоКонституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративногогосударственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют своюконституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемыесубъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральнойКонституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
В части 2 ст.4 Конституции России закреплено свойство верховенства Конституции России инаправлено оно прежде всего на обеспечение суверенитета государства в целом,единства государственной власти на всей территории страны. Принцип верховенстваКонституции России указывает на особое место и особую юридическую силу этогоакта в системе российского права, актов публичной власти, правоприменительнойдеятельности должностных лиц, актов институтов гражданского общества.[11]
Изверховенства Конституции вытекает, что она является юридической базой текущегозаконодательства.
2.2Юридическая база текущего законодательства
Конституционныепринципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности.Текущее законодательство может развивать конституционные предписания,конкретизировать их, устанавливать дополнительные гарантии прав и свободчеловека и гражданина, а также организации и деятельности различныхгосударственных институтов.
Конституция дает импульс для создания новых норм права, создаетпредпосылки для принятия новых правовых актов, часто прямо определяет те сферыобщественных отношений, где требуется правовое регулирование. Конституция прямопредусматривает, какие федеральные конституционные законы требуются длярегулирования наиболее важных отношений и институтов: например, о референдумеРФ ( ст. 84); о чрезвычайном положении ( ст. 88), об Уполномоченном по правамчеловека (ст. 103, ч. 1), о Конституционном Суде РФ (ст. 128, ч.3)[12]
Конституция предусматривает и принятие многих федеральных законов:о гражданстве (ст.6), об общих принципах организации представительных иисполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ч.1, ст.77) имногих других.
СтатьиКонституции часто сформулированы так, что из них очевидна обязательностьпринятия акта текущего законодательства, с помощью которого конституционнаянорма будет реализована наилучшим образом либо будут установлены дополнительныегарантии ее реализации.[13]
Примероммогут служить нормы ст. 36, устанавливающей право частной собственности на землю.Из материалов судебной практики можно привести следующий пример:
ВКонституционный суд РФ обратились члены Законодательной Думы Хабаровского краяо толковании части 3 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи со статей 36Конституции РФ, на что Конституционный Суд Российской Федерации вынес решениеотказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательной Думы Хабаровскогокрая, так как соответствующая правовая позиция выражена Конституционным судомРФ в Определении от 5 июля 2001 года № 135-О.
Ещеодним примером нормы может служить статья 40, закрепляющей право на жилище иопределяющей, что малоимущим гражданам и другим указанным в законе лицам,нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии сустановленными законом нормами.
Такимобразом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархиинормативно правовых актов, действующих в России.
Конституцияявляется юридической базой текущего законодательства. Данное свойствоКонституции проявляется в том, что именно она определяет весь процессправотворчства, устанавливая, какие нормативно- правовые акты принимаютразличные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяяих юридическую силу. Конституция устанавливает общие правила законодательногопроцесса, называя субъектов права законодательной инициативы, регулируя в самомобщем виде порядок принятия различных видов законов РФ, порядок ихобнародования.
2.3 Стабильностьконституции
Конституция — акт долговременного действия. Стабильность конституции является одним изважнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условияуспешного и бесконфликтного развития общества и обеспечение единстваконституционного пространства страны.
СтабильностьКонституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовойсистемы и организации государственной власти, определенности отношений междуличностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность втечении длительного времени.[14]
Стабильностьконституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текстконституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, так как это можетпривести на нет сам принцип стабильности.
Стабильность зависитот многих факторов (например, от расклада социально-политических сил,действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовойкультуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантиейстабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесенияконституционных поправок.
КонституцияРоссии относиться к числу жестких конституций, которые предусматриваютдостаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.
Применительнок порядку принятия Конституции он заключается, во- первых, в том, что дляразработки проекта Конституции создается специальная Конституционная комиссия,от участников которой требуется высокая степень квалификации в самых разныхотраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические изаконодательные навыки.
Во- вторых,особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения еепроекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении ееспециально создаваемым органом типа Учредительного собрания- КонституционнымСобранием.
Принятиеконституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороныобщества. Первоначальные проекты конституций публикуются на страницах газет сбольшим тиражом и издаются отдельными брошюрами.
2.3 Особыйпорядок принятия и изменения
КонституцияРоссии фактически относиться жестким конституциям.
Принципы иположения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системызаконодательства. Именно Конституция сам процесс правотворчества –устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования,юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.[15]
В самойКонституции названы федеральные конституционные законы и многие федеральныезаконы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новойКонституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущегозаконодательства.
Особыйпорядок изменения и дополнения Конституции предусмотрен в гл. 9, специальноусложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре илиизменении различных частей Конституции требуется соблюдение интересовбольшинства субъектов федерации, выраженное в обязательности утверждения такихизменений путем принятия соответствующих законов представительными органамигосударственной власти субъектов РФ.[16]
КонституцияРФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включениеназвания нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основедобровольного присоединения территории зарубежного государства или в результатеобразования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ,уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции.[17]
Первыйспособ.Положения гл. 1, 2, 9, в соответствии со ст. 135 Конституцииизменяются в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой минимальнойпоправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции.Данные нормы глав Конституции составляют «фундамент» всех иных конституционныхнорм. Любая норма гл. 1, 2, 9, находиться в системной связи с другимиконституционными положениями. Поэтому даже незначительное изменение можетпривести к тому, что придется заново пересматривать содержание конституционноготекста в целом.
Второйспособ. Поправки к гл. 3- 8, в соответствии со ст. 136 Конституции принимаютсяв порядке, предусмотренном для Федерального Конституционного закона (ст. 108),и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менеечем двумя третями субъектов Федерации. При раскрытии содержания данных статейзаконодатель в ФЗ от 4 марта 1998г. «О порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции Российской Федерации» исходит из толкованияКонституционным Судом РФ.
Третий способ.Часть 1 ст. 137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции,предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта илиобразование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменениеконституционно правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся наосновании федеральных конституционных законов. Особенности принятия такихфедеральных конституционных законов установлены ФКЗ от 17 декабря 2001г. «опорядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе новогосубъекта Российской Федерации».
Четвертыйспособ. Все три изложенных способа изменения конституции относятся к числужестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и вупрощенном порядке на основании указов Президента РФ.[18]
Наряду спринятием поправок развитие Конституции РФ осуществляется путем принятияфедеральных конституционных законов.
2.4 Прямоедействие
КонституцияРФ имеет прямое действие согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».
Это означает,что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для ихосуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных,конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормыКонституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования,нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущегозаконодательства.
Проблема обеспеченияпрямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получиларазрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РоссийскойФедерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешаядело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когдазакрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ееприменения при условии принятия федерального закона, регулирующего права,свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда судпридет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РоссийскойФедерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда судпридет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силуКонституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями КонституцииРФ;
г) когдазакон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, которыйдолжен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Рассмотревюридические свойства Конституции РФ можно сделать следующие выводы. Конституцияявляется основным источником любой отрасли национального права, и в первуюочередь конституционного. Конституция принимается народом или от имени народа,она является высшей формой воплощения государственной воли народа.
Конституционныенормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципысуществования государства (основы конституционного строя), основы организациигосударственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм.Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которомуКонституция должна бы была соответствовать./>
3. Конституционность государства иправовая охрана Конституции Российской Федерации 3.1 Конституционностьгосударства
Практически во всехсовременных государствах (независимо формы государственного устройства игосподствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие вгосударстве конституции еще не позволяет отождествлять его с “конституционнымгосударством” в современном смысле. Конституционность государства отнюдь неисчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно,закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил,устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органоввласти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной законобладает реальным практическим действием, верховенством по отношению костальным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческойпроцедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционнойгосударственности. В современном смысле конституционность государства — этопрежде всего его связанность правом, а конституция — в первую очередьдекларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающихее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая формаосновополагающего узаконения правового характера организации и функционированиявласти в ее отношениях с субъектами гражданского общества. “Конституционнаязапрограммированность” осуществления по государственной власти означает, чтолежащие в основе законотворчества представления о праве и его позитивности, осоциальных функциях и инструментальном характере законов подчинены идеологииправ человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективновозникающих из бытия человека в современном индустриальном и постиндустриальномобществе.[19] Эти требованиясоставляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим,а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характерагосударства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии, позволяющиесудить о функционировании государственной власти с позиции права, приводитьосуществление власти в соответствие с правом. Таким образом, в демократическомконституционном (правовом) государстве система гарантий свободы,самостоятельности и собственности должна быть закреплена прежде всего вконституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм иэффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет оправах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободыв обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательныхзапретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающихпределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в ихотношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьиконституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, чтоосуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может бытьограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют.Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограниченияправ и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционногостроя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы,предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимостьэффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическоезаконодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности исобственности. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равнокак и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда)конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности исобственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочийустанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которыхдействуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает илиупускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор междулюбым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащихгарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор можетрассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, которыйподчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование всвете аксиом и принципов права. Далее, законодатель вправе запрещатьтолько те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являютсяобщественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основамконституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такойзаконодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционныйсуд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебнойпрактике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самымнарушающее конституционные права граждан. А если конституционные праванарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, неустраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защититьправа в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаныникакими обыкновениями законоприменительной практики. Описанные требованияконституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве внормативном смысле: современная конституционная государственность предполагаетдостаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантийсвободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограниченияпубличной политической власти правами человека и гражданина.[20]Интересно отметить, что первый советский Основной закон -Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон закреплял формальноенеравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав былилишены “эксплуататоры и их пособники” (лица, прибегающие к наемному труду,живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники,священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами;гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциацийтрактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещенийи вообще всех необходимых технических и материальных средств “в распоряжениерабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в действительности,правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты” выступалатоталитарная бюрократия. А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте былипровозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларацииправ человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех“трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были ужеуничтожены). А в действительности человек был совершенно бесправен и бессиленперед лицом сверхмощной машины тотального террора. Фиктивной была иКонституция СССР 1977 г. Проекты первой Конституции Российской Федерациив принципе соответствуют стандартам демократической правовой государственности,особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Нопрежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен,когда в стране не только сформируется нормальное гражданское общество, но ипрактика эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция,являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником конституционногоправа. Ибо конституция — это не просто совокупность декларативных и нормативныхустановлений, а фундаментальные правила правового общения, которые должныпостоянно применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формированияи развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всегоправового законодательства. Таким образом, “конституционность” законов — это нестолько их непротиворечие конституции, сколько их, так сказать,“конституционно-правовая органичность”. Последнее означает, что любой правовойзакон является в той или иной мере “органическим” в том смысле, что онразвивает и конкретизирует правовые положения, сформулированные илизафиксированные в конституции. Однако любой процесс содержательного развитияконституционно-правовых начал (особенно в том, что касается прав человека игражданина) — это процесс толкования права. А толкование права — функция нестолько законодателя, ибо над ним всегда довлеют конкретныесоциально-политические интересы, сколько независимого суда. Такое суждение неозначает принижения роли демократического законотворчества в процессеобъективирования права, а лишь подчеркивает, что развитие и конкретизацияконституционного права должны происходить в первую очередь через практикуконституционного суда. С ней должен сверяться законодатель. Когдаконституционный суд признает закон антиконституционным, он одновременно даетопределенное толкование конституционно-правовых начал и формулирует “конкретное”,или “интерпретированное”, конституционное право. Соответственно правовые законыдолжны приниматься с учетом этих авторитетных интерпретаций и развиватьконституционно-правовые начала в органичном единстве с уже выработаннымиинтерпретациями. Итак, конституционность государства, рассмотренная в аспектеорганизации и функционирования власти в ее отношениях с индивидами,предполагает наличие судебного института, основная функция которого состоит врассмотрении споров между гражданами и органами государственной власти поповоду конституционности актов, издаваемых последними, т. е. по поводунарушения прав, которые имеют фундаментальный характер и не могут быть нарушеныдаже законодателем. Таким образом, суд, или конституционный суд, являетсявысшим хранителем конституционности государства и, следовательно, не только контролируетсоблюдение конституции, но и выступает как интерпретатор наиболеефундаментальных прав независимо от их эксплицитного выражения в текстеконституции и в этом смысле — как творец живого конституционного права”.Можно сказать, что идея и практика конституционализма осуществляются черезюрисдикцию, а их начало непосредственно связано с выступлениями правосудияпротив неправовых или антиправовых законов.
/>
3.2 Правоваяохрана КонституцииРоссийской Федерации
КонституцияРоссии закрепляет принадлежность государственной власти. Источником этой властиявляется многонациональный народ. Поэтому многонациональный народ являетсяосновным субъектом охраны Конституции России. Он вправе выражать свою волю навыборах, референдуме, а также в иных допускаемых федеральным законом формах иметодах. Вместе с тем в Конституции России выделяют два важнейших субъектаохраны Конституции России: Конституционный Суд и Президент России.
Правоваяохрана конституции — это совокупность юридических средств, с помощью которыхдостигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режимаконституционной законности.
Согласноч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию РФ и законы.
Критерийконституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебнойвласти РФ и её субъектов — соответствие принципам и нормам федеральной конституции.
Действиеконституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентскогоконтроля.
Парламентскийконтроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример — Пост. Госдумыот 22 июля 1994 г -“По итогам парламентских слушаний “О проблемах соответствияконституций республик, уставов краев… Конституции РФ”).
Важнуюроль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступаетгарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президентазащищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую онприносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и СоветаФедерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).
Гарантомсоблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе Россиивыступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.
Особоезначение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Этифункция возложена на Конституционный суд России[21],который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального,республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).
Аналогичныеорганы создаются и республиках — Башкортостан, Бурятия, Карелия,Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитеты конституционного надзора(Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия — Алания). В ряде республик(Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено.
ЗаконыРоссийской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом несоответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения егорешения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежитпрекращению.
Еслисуды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела илиарбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон,который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрениедела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением опризнании этого закона неконституционным.
Важнуюроль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовыхактов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125Конституции).
Важнымусловием правовой охраны конституции является четко разработанный механизмразрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и еёсубъектов.
Заключение
Такимобразом можно сделать следующий вывод: конституционное право России — ведущаяотрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм,закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которыеобеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостнойсоциальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации,статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, отношения междучеловеком и государством, между государством и институтами гражданскогообщества.
Конституцияявляется основным сборником законов. Без соблюдения Конституции нет и впринципе не может быть законности как таковой. Основной – следовательно,обязательный для всех, исполняемый неукоснительно.
Вообще, надочестно признать, что нынешняя Конституция далека от совершенства. И ееобъективные слабости, шероховатости, недоработки иногда провоцируют органы властии должностных лиц на антиконституционные действия.
Необходимопривести Конституцию в соответствие с реальным правом. И главное при этом,чтобы провозглашенная Основным Законом полнота прав и свобод человека игражданина наполнилась бы адекватным содержанием.
Необходиморезко повысить качество принимаемых законов. Конечная цель такова: исключить ихпротиворечие праву, и прежде всего, естественно, конституционному. Законы,отличаясь точностью, не должны также нуждаться ни в каких министерскихинструкциях о порядке своего применения.
Каждому фактунарушения Конституции должна даваться неотвратимая правовая оценка.Конституционный Суд не имеет права уклоняться от рассмотрения подобных дел,безмолствовать по поводу противоречащих Основному Закону действий и актов.Конкретные же виды реальной ответственности за нарушения Конституции следуетустановить невзирая на лица.
Если удастсяреализовать хотя бы этот политико-правовой минимум, то наша российскаяконституционность может приблизиться к идеальному уровню.
Практическиво всех цивилизованных странах конституции возведены в ранг государственныхсвятынь.
По-иному,очевидно, и быть может, если руководители государств, ведущие политики делаютвсе, чтобы граждане искренне уважали конституцию своей страны, гордились ею.
Если мы воткрытую провозгласили, что Россия стремится к построению правовогогосударства, то и нам следует действовать в том же ключе. Ведь без движения идоверия к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквыКонституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественнойстабильности.
Список нормативно-правовых актов
1. КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. //Российская газета. – 2009г.январь №7.
2. Федеральный КонституционныйЗакон от 17 декабря 2001г. № 52- ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерациюи образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Доступ изсправочно- правовой системы Консультант плюс/
3. ФедеральныйКонституционный Закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ « О Конституционном СудеРоссийской Федерации» // Доступ из справочно- правовой системы Консультантплюс/
4. Федеральный законРФ от 4 марта 1998 г. № 10-ФЗ « О порядке принятия и вступления в силу поправокк Конституции Российской Федерации» // Доступ из справочно- правовой системыКонсультант плюс/
5. Авакьян, С.А.«Конституционное право России» / С.А. Авакьян // М.,-2007. -719с.
6. Васильева, С.В.,Виноградов, В.А., Мазаев, В.Д. «Конституционное право России» / С.В. Васильева,В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев // М., -2010. -559с.
7. Витрук, Н.В.«Верность Конституции» / Н.В. Витрук // М., -2008. -223с.
8. Дмитриев, Ю.А.«Конституция Российской Федерации» (Научно-практический комментарий) /Ю.А.Дмитриев // М., -2007. -532с.
9. Зорькин, В.Д.Современный мир, право и конституция» / В.Д. Зорькин // М., -2010. -543с.
10. Козлова, Е.И.,Кутафин, О.Е. «Конституционное право» / Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин // М.,-2007. -593с.
11. Кокотов, А.Н.,Кукушкин, М.И. «Конституционное право России» / А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин //М., -2007. -543с.
12. Кудинов, О.А.«Конституционное право Российской Федерации» / О.А. Кудинов // М., -2009.-192с.
13. Прудникова, А.С.,Авсеенко, В.И. «Конституционное право России» / А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко// М., -2006. -686с.
14. Чиркин, В.Е. «Конституционное право России» / В.Е. Чиркин // М., -2009. -495с.
15. ПостановлениеПленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судамиКонституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» КС РФ от 16 июня1998г. № 19-П.