–PAGE_BREAK–Несмотря на то что рынок «пластиковых денег» становится все насыщеннее, культура пользования пластиковыми картами недостаточно развита. Далеко не все знают, что такое банковские карточки, для чего они и как ими пользоваться. Поэтому нередко на крупных промышленных предприятиях, а также в отдаленных регионах их распространение обеспечивается организационными мерами «добровольно-принудительного» характера. В таких случаях перевод зарплаты на спецкартсчета — это воля руководителя организации. Это значит, что эффективность использования зарплатных карточек в таких ситуациях сводится к механическому получению наличности через банкомат, что само по себе не влияет на развитие безналичных расчетов с использованием пластиковых карт и получением преимуществ, связанных с этими расчетами.
Из-за невысокого уровня доходов у большинства возникает необходимость сразу потратить полученную зарплату, отдав в первую очередь долги свои коллегам. А это удобнее сделать, получив деньги в кассе компании. Естественно, что в этом случае деньги не задерживаются на спецкартсчете, и, следовательно, нет никаких перечисленных выше преимуществ.
Инфраструктура по обслуживанию банковских карт различных платежных систем развивается в различных регионах недостаточно активно и отстает от темпов эмиссии карт.
Процесс установки терминалов в торгово-сервисные сети по обслуживанию банковских пластиковых карт развивается не очень динамично. Поэтому далеко не все торговые точки и сервисные фирмы готовы обслуживать платежи по карточкам.
Это связано с тем, что они выплачивают очень низкий процент за инкассацию наличных, а потому не заинтересованы отчислять банкам более высокие проценты в рамках карточных проектов. И кроме того, оснащение торговых и сервисных точек электронными терминалами, линиями связи и другим оборудованием для таких целей связано с существенными дополнительными расходами, в то время как клиентская база еще недостаточно развита.
Таким образом, из-за того, что большинство эмитированных банками-резидентами карт являются «зарплатными», а также из-за недостаточно развитой инфраструктуры их обслуживания держатели зарплатных карт предпочитают использовать их исключительно для снятия наличных, а не для оплаты товаров и услуг.
Поэтому главной инфраструктурой для держателей зарплатных карт остается банкомат. Однако география и концентрация банкоматов, функционирующих в открытом доступе, не всегда удовлетворяет интересам держателей таких карт, особенно на окраинах городов.
В свою очередь, снятие наличных не всегда просто осуществить. В удобном для вас месте (ближайшем банкомате или пункте выдачи наличных денежных средств «своего» банка, выдавшего карту) может не оказаться нужного количества денег, и придется куда-то ехать. А за снятие денег в «чужом» банке придется заплатить комиссию, причем комиссию возьмет «свой» банк, выдавший карту. Но с «чужим» банком, установившим банкомат, «свой» банк тоже поделится. Кроме того, по инициативе «чужого» банка, установившего банкомат, в ряде случаев взимается дополнительная комиссия за снятие наличных. Таким образом, за получение наличных в «чужом» банке придется заплатить в общей сложности довольно высокий процент. В то время как бесплатно можно снять деньги только в «своем» банке.
Глава 2. Корпоративные банковские карты
Уголок кредитки в портмоне — такой же неотъемлемый атрибут современного делового человека, как, например, мобильный телефон или лэп-топ. Кредитная карточка может рассказать о своем держателе больше, чем, например, визитка. Какая-то карта подойдет начинающему, а какая-то — уже состоявшемуся специалисту.
Корпоративные карты используются сотрудниками для расчетов от имени компании. Такие карты относят к категории Business. С их помощью максимально оптимизируется и упрощается учет столь любимых представительских и командировочных расходов, а также расходов, связанных с хозяйственным обеспечением организации. Ими можно расплатиться с партнерами по бизнесу, имеющими оборудование для приема карт международных платежных систем.
Наличие корпоративных Business карт у компании — свидетельство ее высокой надежности, финансового благополучия и корпоративной культуры.
Корпоративные карты: роскошь или необходимость?
В международной бизнес-практике применение корпоративных карточек широко распространено. Причем существует несколько их видов:
— для оплаты командировочных и представительских расходов (T&E cards);
— для оплаты издержек, связанных с обслуживанием корпоративного парка грузовых автомобилей (fleet cards);
— корпоративные закупочные карточки (purchasing cards), известные так же, как procurement cards или p-cards, то есть карточки материально-технического обеспечения для осуществления нерегулярных закупок канцелярских принадлежностей и других товаров для офиса.
Кстати, в России около трех миллионов человек постоянно совершают деловые поездки. Тем не менее у нас в стране корпоративные карточки — это своего рода карточный эксклюзив. Ведь они пока еще не получили большого распространения и не столь востребованы организациями, как того хотелось бы банкам. В основном корпоративные карточки используют крупные организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Большинство же компаний ограничиваются зарплатными карточками для своих сотрудников. Это объясняется рядом причин.
О минусах…
Во-первых, очень часто компании не рассматривают для себя новые схемы расчетов по учету командировочных и представительских расходов как привлекательные, предпочитая вести учет по старинке. Но ведь не случайно Чарльз Дарвин как-то написал: «В изменяющихся условиях выживают те организмы, которые демонстрируют наиболее благоприятные изменения». Это утверждение вполне справедливо и для бизнеса.
Во-вторых, если корпоративная карточка используется для оплаты командировочных расходов за границей, то операции по ней подпадают под действие законодательства о валютном регулировании и контроле. И тогда компании необходимо особенно тщательно оформлять всю отчетность по таким операциям с приложением огромного количества соответствующих первичных документов, подтверждающих произведенные расходы. Это обусловлено тем, что данные операции являются предметом пристального контроля со стороны Банка России и налоговых органов.
В-третьих, банки довольно часто устанавливают высокие требования по надежности корпоративных клиентов и более жесткие условия обслуживания для корпоративных карт. К примеру: тарифы за обслуживание таких карт высоки; дополнительные услуги (бесплатные и льготные страховки, дисконтные карты и пр.) на держателей корпоративных карт могут не распространяться; на счет корпоративной карты часто не начисляются проценты.
В-четвертых, в определенных конкретных случаях корпоративная карточка международной платежной системы — экономически неоправданное дорогое удовольствие для организации, связанное с существенными налоговыми рисками. Не случайно в «Методических рекомендациях по применению главы 25 „Налог на прибыль организаций“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 содержится следующее разъяснение: «Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Несмотря на то что принцип рациональности законодательно не установлен, о нем надо помнить всегда — ведь, как говорится, «в булочную на такси не ездят»:
… И о плюсах!
Тем не менее для крупных компаний корпоративная пластиковая карта является не только незаменимым средством расчетов при частых командировках сотрудников за пределы страны, оплате представительских и хозяйственных расходов, но и выгодной альтернативой чековой книжки.
Business-карта является универсальной, то есть может использоваться как для операций по получению наличных денежных средств, так и для расчетов в точках торгово-сервисной сети. Причем оплачивать покупки для компании можно на любую сумму, в том числе и превышающую 60 000 руб. При этом можно не опасаться за то, что компанию обвинят в нарушении установленного лимита наличных расчетов с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Это связано с тем, что установленный Банком России лимит расчета наличными деньгами по одной сделке на безналичные расчеты по корпоративным карточкам не распространяется.
Напомним, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Правила осуществления расчетов устанавливаются Центральным банком РФ (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Согласно пункту 1 Указаний ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 000 руб. При этом расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами. Об этом говорится в совместном письме ЦБ РФ и МНС России от 02.07.2002, от 01.07.2002 N 85-Т, N 24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами».
Перечисления с корпоративных пластиковых карт признаются безналичными платежами. В перечне форм безналичных расчетов, приведенных в статье 862 ГК РФ, платежи с использованием платежных карт не указаны, но этот перечень открыт. Согласно статье 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» наличные денежные расчеты — это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отнесение расчетов с использованием платежных карт к безналичным платежам подтверждается также и мнением контролирующих ведомств, изложены в письме Минфина России от 3 июня 2003 г. N 04-05-12/60 и письме МНС России от 27 февраля 2003 г. N 22-1-15/453-3133.
Корпоративные карты, открытые компанией для своих сотрудников, выезжающих в заграничные командировки, избавляют от необходимости открытия валютного счета и покупки иностранной валюты на командировочные расходы. Сотрудники имеют возможность получить наличную иностранную валюту на командировочные расходы непосредственно в стране командирования. Причем денежные средства будут списываться с карточного счета компании с автоматической конвертацией командировочных расходов в валюту той страны, в которой находится держатель карты.
Кроме того, в отличие от традиционных расчетов наличными отсутствует риск, связанный с невыдачей сотруднику аванса на командировку, что является нарушением трудового законодательства и чревато наложением на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ (ст. 5.27 КоАП РФ). Как известно, при направлении сотрудника в командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). Порядок возмещения указанных расходов установлен Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР», действующей в части, не противоречащей ТК РФ. Согласно пункту 19 данной Инструкции перед отъездом командированному сотруднику выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточных, за который он должен отчитаться в течение трех дней по возвращении из командировки.
Несомненным преимуществом корпоративных карт является и то, что, даже если они открыты к рублевому счету компании, ими можно расплачиваться в валюте, будучи в зарубежной командировке (п. 4.6 Положения ЦБ РФ от 09.04.1998 N 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». В этом случае деньги не зачисляются на текущий валютный счет компании — владельца рублевого счета. Это выгодно для компаний, направляющих сотрудников в загранкомандировки и не желающих возиться с открытием валютных счетов.
Помимо возможности круглосуточного доступа к своему счету практически в любой точке мира использование Business-карт дает существенную экономию наличных денежных средств компании.
Корпоративные карты являются инструментом эффективного бюджетирования (budgeting). Кстати, системы бюджетирования сегодня внедрены уже во многих компаниях.
Глава 3. Таможенные карты
О чем, как вы думаете, мечтает таможенник? Оказывается, таможенник мечтает о том же, о чем и участник внешнеэкономической деятельности или таможенный брокер, пришедший на таможню, — о том, чтобы не возиться всякий раз с большим числом разнообразных документов, перепроверять их по нескольку раз, возвращать документы и принимать их снова и т.д.
В современных условиях ряд таможен предоставляет возможность оплаты таможенных платежей с использованием специальных карт — таможенных карт. И если ваша компания занимается внешнеэкономической деятельностью, то таможенная карта позволит ей оптимизировать систему уплаты всех таможенных платежей, включая экспортный НДС, упростить и ускорить таможенную процедуру.
А как это все начиналось?..
Знакомьтесь: таможенная карта
Давайте попробуем разобраться, что представляет собой таможенная карта.
Реализация проекта по внедрению общероссийской электронной системы оплаты таможенных платежей «Таможенная карта» началась 1 февраля 2001 года по инициативе Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). Приблизительно тогда был принят и один из основных нормативных документов, регулирующих технологию расчетов по таможенным и иным платежам с применением пластиковых карт — это приказ ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей».
Координатором эмиссии таможенных карт, используемых для уплаты таможенных и иных платежей, является ООО «Таможенная карта» (приказ ГТК России от 03.08.2001 N 758). Его учредителями являются несколько российских юридических лиц, среди которых НАТБ и аффилированная с Росбанком процессинговая компания USC.
Сама же таможенная карта представляет собой расчетно-идентификационную микропроцессорную локальную пластиковую карту, содержащую всю необходимую для таможенного оформления информацию. Это — достаточно специфический и узкоспециализированный банковский продукт.
Таможенная карта выпускается кредитными организациями (банками-эмитентами). Она служит:
во-первых, для уплаты таможенных платежей, пеней и штрафов, других платежей, которые перечисляют в бюджет участники внешнеэкономической деятельности и таможенные брокеры. Причем оплата таможенных платежей с использованием таможенной карты может производиться как в отделе платежей таможни, так и непосредственно на таможенных постах в момент таможенного оформления;
во-вторых, для идентификации плательщиков — участников внешнеэкономической деятельности.
Обратите внимание на то, что к таможенным платежам относятся:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 318 Таможенного кодекса РФ.
Банк-эмитент выдает таможенную карту, на лицевой стороне которой должно быть указано имя ее держателя, а на оборотной — его подпись.
Держателем таможенной карты (в зависимости от статуса владельца) может быть не только сам участник внешнеэкономической деятельности (карта юридического лица), но и лицо, действующее в его интересах. Например, таможенный брокер (карта физического лица), который вправе от собственного имени, за счет и по поручению участника внешнеэкономической деятельности совершать любые операции по таможенному оформлению, а также выполнять другие посреднические функции в области таможенной деятельности. Таможенная карта предоставляет возможность оперативной оплаты таможенных платежей и сборов, избавляя как самих участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенных инспекторов от выполнения рутинной работы.
продолжение
–PAGE_BREAK–