Конституционные обязанности личности

Введение.
Начиная данную работу, посвященную обязанностям, автор хотел бы раскрытьте причины по которым привлекла его данная тема и задачи, которые он передсобой поставил. Данная тема интересна для автора тем, что обязанности этоправовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества вкотором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определеннымколичеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзяреализовать право без взаимной обязанности или  хотя бы не препятствовать.Задача законодателя состоит в том, чтобы разделить «по справедливости»эти права и обязанности.[1]
Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе,Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Но все-таки данная тема недостаточно по мнениюавтора освящена в научной литературе. В своей работе автор  освятит следующиевопросы. Это понятие и юридическая природа  конституционных обязанностейграждан и содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации.
 
Конституционные обязанности гражданРоссийской Федерации.
1.
Понятие и юридическая природаобязанностей граждан.
         Слово«Конституция» — латинского происхождения, от «constitutio»- установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основнойзакон государства, определяющий его общественное и государственное устройство;избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти иуправления, основные право и обязанности граждан[2].  Вот обобязанностях граждан автор и поговорит в данной работе. Так что же такоеконституционные обязанности граждан Р.Ф. Конституционные обязанности — этоустановленные государством и закрепленные в Конституции  Российской Федерациивиды общественно необходимого поведения граждан.
         Основныеправа и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными вКонституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими вотношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характернымиявляются определенные признаки, свойства, которые отличают их от другихобязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природуосновных обязанностей.
1.      Конституционныеобязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны,в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни однодолжностное лицо не могут принять правовой акт или решение, котороепротиворечило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегдадействует конституционная норма.
2.      Конституционныеобязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемыхзаконодательством.
3.      Основныеконституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация,конкретизация осуществляется  в обязанностях, устанавливаемых отраслевыминормами.
4.      Толькоконституционные обязанности действуют на всей территории  Российской Федерациив отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5.      Длякаждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в  областиконституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие какпринцип правового положения граждан.
6.      Основные,конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер.Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо являетсягражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности[3].
Обязанности граждан, так же как и права, возникли и развивались вместе свозникновением государства. Можно сказать, что выполнение своих обязанностейгражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии ониполучили  конституционное подкрепление. Обязанности перед государством гражданбыли в разные времена и в разные века неодинаковы. Так, например, в США, вКонституции республики Массачусетс в ч1, именуемой «Декларация правжителей республики Массачусетс» в ст2 вменяется в обязанность публичноеотправление культа[4].Но историю этого вопроса автор рассмотрит более подробно на примере развитияобязанностей и прав в России, так как они неразрывно связаны друг с другом и изодного вытекает другое, но делая все таки упор на развитие обязанностей.
         Перваяконституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской СоциалистическойРеволюции 1917 года 10 июля 1918 года В ней в разделе 2 называющимся«Общие положения Конституции Российской Социалистической ФедеративнойСоветской Республики» 5 главе  в обязанности граждан входило трудиться  ибыл даже провозглашен лозунг «Не трудящийся да не ест». А в целяхохраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавалаобязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества иустанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революциюпредоставлялось только трудящимся на нетрудовые же элементы возлагалосьотправление иных обязанностей военных[5].Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это былигоды, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В странесложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самуюбеспощадную форму гражданской  войны. Тогдашнему государству пришлось отбиватьнападения  внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военныефункции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавлениесопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время,когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только вармии, но и на транспорте, военной промышленности  и в снабжениипродовольствием. Создался 30 ноября 1918 года Совет Рабочей и КрестьянскойОбороны которому, предоставлялась вся полнота власти в области обороны.Возглавил этот орган председатель  СНК В.И. Ленин. Что же касается труда, тоздесь надо сказать следующее, что новое государство было первым государством иэто был прогресс в то время установило восьми часовой рабочий день. Этораспространялось на всех и в том числе на работающих по найму. Рабочее время втечение недели не должно было превышать 46 часов, устанавливался перерыв врабочее время для отдыха и приема пищи длиною в час. Труд ночной запрещался дляженщин и для подростков до 16 лет. Нельзя было работать по найму не достигшим14 лет. Это тоже было правильно так как если бы не было запрета, начались бывсякие злоупотребления. Подлежало так же сокращению рабочий день в особовредных условиях. Что же касается возведения труда в обязанность и лозунга«кто не работает да не ест» то это не совсем правильно так как трудне должен быть обязанностью, а он должен быть правом ибо трудясь человек долженудовлетворять свои потребности и создавать блага для общества и государства.  Атруд из-под палки плохой труд ибо человек понимает, что если он не будеттрудиться и использовать свою обязанность то за это может наступить наказание.А лозунг «не трудящийся да не ест» вообще не понятен ибо под трудомкаждый понимает свое, например, как могли оценить в то время труд ученого ирабочего и военного и крестьянина. Каждый из них трудится по своему, а ведького то из них могли признать нетрудовым элементом, потому, что труд егонезаметен и не сразу видны результаты его труда. В целом же говоря оКонституции 1918 года можно сказать, что она носила четко выраженный классовыйхарактер являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариатаполновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом дляконституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской(1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922)[6]Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в основном законе — Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР,  утвержденнаяпервым съездом Советов СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Чтоже касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший втекст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. Посодержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года ипоследующие советские конституции. В ней нет характеристики общественногоустройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательныеправа, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решалисьреспубликанскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 годауделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР исоюзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзныхреспублик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности иглавы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года так как этаКонституция с помощью договора объединяла республики в единый союз исоответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная но историческиоказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя — авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями[7].Эффективность этого строя (сталинизма) снижалась, но не сводилась на нетсталинщиной. Это были годы массовых репрессий и террора против собственногонарода. И вот в этих условиях принимается решение о создании новой КонституцииСССР. В связи с этим была образована  Комиссия по созданию новой Конституции воглаве с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения в действующуюКонституцию, но потом поняли, что это невозможно. Поэтому комиссия сочлацелесообразным подготовить проект новой Конституции, который и был опубликован12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения.Наибольшее число предложений касались таких вопросов как определениеобщественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательнойсистемы, решения национального вопроса. Немалое количество поступивших предложенийкасалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. НоваяКонституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом  Советов 5 декабря1936 года. В те годы Конституцию 1936 года называли «Сталинской»  ноэто не совсем верно, так как над ней работали и оппозиционные по отношению кСталину политики. Это к примеру Николай Бухарин. В  Конституции СССР 1936 годав  отличие  от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права но иобязанности, а в предыдущей о них ничего не говорилось. Это говорит о зрелостигосударства. В Конституции 1936 года правам и обязанностям посвящена глава Xобязанностей становится больше. Но прежде чем о них говорить хотелось быотметить особо ст. 127[8]главы X в которой говорится что «гражданам СССР обеспечиваетсянеприкосновенность личности». Никто не может быть подвергнут аресту неиначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последниедесятилетия было много написано как осуществлялась в те годы неприкосновенностьличности.
         Статья130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдатьКонституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы,блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважатьправила социалистического общежития.
         Встатье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплятьобщественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновеннуюоснову советского строя, как источник богатства и могущества Родины, какисточник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
         Лицапокушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагаминарода.
         Статьи132-133 взаимосвязаны между собой потому что в них как и конституции 1918 годаговорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее невыполнение.
         Новымв этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права гражданст. 118. Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию впредыдущих двух об этом не упоминалось  по видимому в этом не былонеобходимости так как стояли перед государством другие задачи. Вообще жесоблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляетсяуважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны.Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых летученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится вКонституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная потомучто четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового)общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизниобщества и самое главное чтобы эти законы не противоречили конституции и былине против граждан а для граждан. Но в то время было все наоборот и законы быличасто против граждан. Так например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принялпостановление по которому обвиняемому во вредительстве и диверсияхобвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. По такимделам не допускалось кассационное обжалование. Президиум Верховного Совета СССР10 августа 1940 года издал указ «Об уголовной ответственности за мелкиекражи на производстве и за хулиганство» по нему виновные в мелких кражахподвергались тюремному заключению сроком на один год. В постановлении ЦИК и СНКСССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»устанавливалась уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возрасти заследующие тяжкие преступления — это кража, убийство, насилие и увечье. К этойгруппе преступлений относились такие действия несовершеннолетних которые могливызвать крушение поездов. За все остальные преступления указ президиума ВС СССРот 31 мая 1941 года устанавливает уголовную ответственность с двенадцатилетнеговозраста[9].Многие современные юристы отмечают не гуманность этих норм.
         Дисциплинатруда является важной составляющей трудового процесса так как при плохойдисциплине страдает производство и не только оно потому что трудиться можно нетолько на заводе. Видимо по этому соблюдение дисциплины труда было возведено вранг обязанностей. Важно чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, авместе с ним и работодатели должны различать где настоящий тунеядец, пьяница,прогульщик, а где человек работающий плохо по своим личным причинам.
         ВКонституции 1396 года упоминается так же о том что нужно честно относиться кобщественному долгу и уважать правила социалистического общежития это былонововведение этой Конституции они относились к обязанностям. Но это скорей необязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны бытькатегории социальные а не правовые потому что под общественным долгом каждый посвоему и не всегда бывает понятно что это такое. А правила общежития должныбыть вообще вне системы любой будь то социалистическая или капиталистическаясистема.
         Появиласьновая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическуюсобственность про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще непризнавалась потому что боялись что появятся богатые граждане и что они смогутсвергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь наКолыму и т.д., это кстати тоже написано было в Конституции.
         Воинскаяобязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о нейговорится в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1 сентября1939 года. В нем как  и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечестваесть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переходна сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж караетсяпо всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята изст. 133  Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР безразличия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза,социального происхождения и положения ст. 3 закона.
         Воинскаяслужба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте.
         Льготыпо семейному положению предоставлялись тем из призываемых которые являлисьединственными работниками с семье и содержали своим трудом двухнетрудоспособных родителей — ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службупредоставлялась учащимся средней школы до ее окончания но не старше 20 лет ст.29[10].
         Военнообязанные ивоеннослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанностисоветских граждан 29[11].Новая Конституция РСФСР принятая в 1937 году была точной копией Союзной в томчисле и по обязанностям да по другому и не могло быть ведь РСФСР входила всостав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане,установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила Конституционнозакрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.
         НоваяКонституция была нужна в связи с тем что старая была связана с именем Сталинано несмотря на это она просуществовала до 1977 года в этот год была принятановая Конституции СССР. Проект новой Конституции опубликованный в печати вначале июня 1977 года  был вынесен на всенародное обсуждение котороепредшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыремесяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализмавсенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституцииширочайшие массы трудящихся которые внесли множество предложений и дополнений ктексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советскогообщества.
         Вобсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически всевзрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовыхколлективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессияхсоветов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и вКонституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов человек. Участникиобсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проектаКонституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтеныпри доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7проекта Конституции она была посвящена основным правам, свободам и обязанностямграждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССРбыло принято 1683 предложения[12].После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессииВерховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимсяна обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано чтоосуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своихобязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этойКонституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье  67[13]обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важнаяобщегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля ее недра, воды,леса, животный мир, атмосферный воздух — все это не только предпосылкихозяйственной деятельности человека но и среда обитания людей. Здесь речь идеттак же о здоровье людей которое несомненно зависит от окружающей среды ибережном хозяйственном подходе к национальному богатству страны. К тому же этовопросы и будущего. От их решения зависят в каких условиях будут житьпоследующие поколения. Поэтому несомненно правильно что была введена такаяобязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были принятыОсновы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года. ЗаконСССР об охране атмосферного воздуха, Закон ССР об охране и использованииживотного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водныйв них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан.Ответственность предусматривалась двух видов административная и если гражданинсовершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался куголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты;добычу зверя и птицы охотиться на которых запрещено полностью или с применениемавтотранспортных средств — предусматривалось наказание в виде лишения свободыдо 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспортиспользуемый для преследования добычи признавался орудием охоты и изымался увладельца без возмещения стоимости.
  Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции  1977 года былосогласно статье 68[14].Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.Правда в ней говорится что это является и долгом. И это скорей должно бытьдолгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в неймного исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняяпамятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообщеучиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением что впериод развитого социализма памятники естественной природы материальной идуховной культуры  играют важную роль в решении многих задач  строительства[15]потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Ихсохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзныхреспублик. Советом министров было утверждено Положение об охране ииспользовании памятников истории и культуры[16].
Вообще же эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей посравнению с предыдущими Конституциями это свидетельствует об усилении ролигосударства в жизни общества и повышении ответственности граждан передгосударством. Кроме вышеперечисленных были еще следующие:
Обязанность оберегать интересы советского государства, способствоватьукреплению его могущества и авторитета[17]. Онавытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии сдействующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССРза границей пользовались защитой и покровительством Советского государства;гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь играждане СССР обязаны были защищать и всеми  доступными им способами оберегатьинтересы советского государства и способствовать укреплению его могущества иавторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либопричинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действияпорочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу илигосударственной безопасности Советского Союза, то по решению ПрезидиумаВерховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанностьнужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советскогограждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне.А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Авторне согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органачеловек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этоммогли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструментполитической борьбы с противниками строя.
         Обязанностьзаботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду,растить достойными членами Социалистического общества[18].        
Содержание конституционных обязанностей граждан России.
Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесносвязаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснитьто обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России(«Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человеканесущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей.Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядкаоснованного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан РоссийскойФедерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен вч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 года.  В нем в частностиговорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами исвободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РоссийскойФедерации.  В практическом плане это означает, что ни один гражданин не долженуклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется навсех граждан.
Но в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. ОднакоКонституция не освобождает их от некоторых обязанностей (например платитьналоги, сохранять природу и т.п.) коль скоро за ними закреплены многие права исвободы. Но некоторые обязанности на них не распространяются, они свойственнытолько гражданам Российской Федерации (например защищать Отечество, служба нагосударственных должностях и др.). Нельзя с этим не согласиться, потому чтозащищать хорошо свою Родину от внешних и внутренних врагов могут толькограждане, проживающие в России постоянно, что им есть что терять. А запретслужить в государственных органах по мнению автора связан  с тем, чтоиностранные граждане могут подспудно проводить политику страны своегопостоянного проживания.
Соблюдение Конституции и законов.
Это один из основополагающих обязанностей, лежащих на гражданах. Об этомговорится в ч.2 ст.15 Конституции России. Но по своей сути эта обязанностьраспространяется и на не граждан России, потому что нельзя допустить, чтобыкто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующеезаконодательство. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило незнающее исключений,  на  это указывает ряд авторов в своих работах.   С этимвысказыванием невозможно не согласиться, потому что конституция  и законынаиболее полно отражают весь  строй общественных отношений, и принятые вгосударстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых долженпридерживаться каждый человек и гражданин. Поэтому любое нарушение этих нормсвязано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.  Кроме тогособлюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект — своейдеятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействоватьпрактической реализации принципов конституции и положений законодательства.
 Однако данную конституционную обязанность не следует ограничивать толькоконституцией России и собственно законодательными актами. В этой обязанностизаложен и более широкий смысл, который можно определить, как законопослушание.Это значит, что граждане обязаны кроме того соблюдать подзаконные акты,Конституции и законы субъектов Федерации и акты местного самоуправления.
Кроме общей обязанности соблюдать конституцию, существует и прямоепредписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так в ч.5ст.13 Конституции РФ «Запрещаются создание и деятельность общественныхобъединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменениеоснов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжиганиесоциальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам,предписывая им воздерживаться от указанных действий.
Уважение прав и свобод других лиц.
Это важное условие общественных отношений и стабильности с правопорядкомв обществе. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других являетсяодновременным нарушением норм как права так и морали — это прямой путь кконфликтам, в том числе и на межнациональной почве и утверждению права на жизньсильных.  Поэтому конституция предлагает наиболее правильный путь избежатьэтого — это закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции врусло сознательной регуляции и разумного баланса собственных и чужих прав (ч.3ст.17 Конституции Российской Федерации 1993 г.).
Следующая обязанность не менее важная, чем другие — это закрепленная вконституции в ч.2 и 3 ст. 383 Конституции Забота о детях и нетрудоспособныхродителях. Этих обязанностей две. Во первых родители обязаны заботиться о детяхи их воспитании. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностейобоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав исвобод мужчины и женщины (ст.   Конституции).
Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейнымзаконодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеютравные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них(до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязанвоспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом исамое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получениедетьми основного общего образования. Они являются законными представителямисвоих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях слюбыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий.
Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиятьна объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель нетолько в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другойродитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиесявоспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаютсяотцом  и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Вслучае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересамидетей. Родители, злоупотребляющие своими правами и интересами детей, не тольконе могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в нихограничены или полностью их лишены. В соответствии со ст. 156 УК РФ»Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитаниюнесовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены этиобязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного,воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлятьнадзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением сне совершеннолетним, —
Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплатытруда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до1-го месяца либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы насрок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Как видно изданной статьи, наказание за неисполнение данной обязанности в УК предусмотренодостаточно серьезное.
Во втроых совершеннолетние трудоспособные дети в свою очередь, должнызаботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособныи нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителейнеобходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетнихдетей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут бытьпривлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК).  В  соответствии со 2 п.ст.157. злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты порешению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, —
наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либоисправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом,исходя из семейного и материального положения родителей и детей и других,заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемойпомесячно.
В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительнозаставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствиемпренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по судусверх алиментов дополнительных денежных средств, в том числе для оплаты трудалиц, осуществляющих за ними уход. Но не могут рассчитывать на защиту законародители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом отвыполнения родительских обязанностей. В целом же можно отметить, что этиобязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбусвоих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить своижизненные потребности. Является продолжением предыдущей обязанности следующая,это
Получение основного общего образования.
Согласно ч.3 ст.43. Конституции РФ 1993 года основное общее образование исоответственно государственная аттестация по его завершению являетсяобязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классовобщеобразовательной школы.  В 10-11 классы прием учащихся осуществляется толькопо их желанию.
Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основногообщего образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих. Вместе с темст.19 закона «Об образовании» устанавливает обязательность основногообщего образования лишь до достижения обучающимися 15 летнего возраста, еслисоответствующее образование не было им получено ранее.
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении сотрывом от производства ограничивается 18 летним возрастом обучающегося. Длялиц с отклонениями  в развитии, с девиантным (общественно-опасным) поведением,граждан содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возрастполучения основного общего образования в соответствии со ст. 19 закона «Обобразовании» может быть увеличен.
По взаимному согласию родителей (или лиц их заменяющих) и месного органауправления образованием, обучающийся достигший 15 летнего возраста, можетоставить образовательной учреждение до получения им основного общегообразования.  Дети естественно не могут нести ответствености за нарушение этойобязанности, нельзя себе представить ответственность гражданина и в зрелом возрасте.Единственым последствием для необразованного человека является невозможностьпоступления в ВУЗ и занятие ряда должностей. Вообще же правовой смысл данныхобязанностей, по мнению автора не велик, он сводится к разумному напоминаниюгражданам о необходимости получить их детьми основное общее образование, безчего им окажется очень трудно в дальнейшей жизни. Не менее важная обязанностьчем предыдущие — это забота о памятниках культуры и истории.   Оназакреплена в ч.3 ст.44. Конституции. Если в первых двух частях ст. 44 говоритсяо правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться осохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории икультуры. Ведь культурное наследие нашей страны очень богато. Это и материальныеи духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурныетерритории и объекты, которые значимы для сохранения и развития самобытностиРоссийской Федерации, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 1 и6 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории икультуры» 1978 г.)
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречьпамятники истории и культуры — это значит и соблюдать правила вывоза и ввозакультурных ценностей, установленные Законом РФ «О ввозе и вывозекультурных ценностей».
За невыполнение этих правил в соответствии со ст. 87 КОАП. Предусмотренаадминистративная ответственность граждан за нарушение правил охраны ииспользование памятников истории и культуры.
Впервые введена в Конституции для граждан обязанность в ст.57 платитьзаконно установленные налоги и сборы.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во всезвенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физическихлиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и вопределенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основныефункции — фискальную и регулирующую.
Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможнобольшей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов введущих зарубежных странах получила развитие в годы после второй мировой войны.
Все налоги делятся на прямые и косвенные. Косвенные налоги — это налогивзимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог надобавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольныеналоги. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходовналогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог наприбыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
В Российской Федерации самым массовым налогом является подоходный налог.Он используется как и все налоги и сборы, в качестве источника формированиябюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.
В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государствосовершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личностиналогоплательщика. Законом Российской Федерации «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» от 27.12.91.г. была определена налоговаясистема. вообще же налоговая система представляет собой совокупность налогов,действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов. Оконкретных видах налогов и сборов приняты самостоятельные акты. Вэти актывнесены изменения и дополнения.
Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации иместные. К федеральным налогам относятся, например подоходный налог сфизических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования илидарения и др. Более подробно автор хотел бы остановиться на подоходном налоге сфизических лиц.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992года. его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица безгражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученныйв календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральнойформах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсуЦентрального Банка, действующему на дату получения дохода. Доходы в натуральнойформе учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, апри их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая системальгот.  Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательствепредусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определеннойкратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупногогодового дохода налогоплательщика. Право на вычет 5 кратного       минимальногоразмера месячной оплаты труда имеют Герои Советского Союза, РоссийскойФедерации, инвалиды войны, инвалиды с детства и другие категории лиц. Право навычет из совокупного годового дохода 3 кратного размера минимальной месячнойоплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР,Российской Федерации; один из родителей, воспитывающих инвалида с детства илиинвалида первой группы. Все остальные граждане имеют право исключать однократныйразмер минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда, что оченьважно, индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного доходаналогоплательщика исключается одновременно и суммы расходов на содержание детейу обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размераминимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет,студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца неимеющего самостоятельного источника дохода). Кроме выше перечисленного, всовокупный годовой доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходныепособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагамгосударства и некоторые другие.
Как видно, подоходный налог с физических лиц по своей сути — прогрессивный налог.  С 1 января 1996 года действуют следующие ставки по этомуналогу:Совокупный годовой доход Подоходный налог До 12 млн. рублей 12% От 12 млн. руб. до 24 млн. руб. 1440 тыс. руб. плюс 20% с суммы, превышающей 12 млн. руб. От 24 млн. руб. до 36 млн. руб. 3840 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 24 млн. руб. От 36 млн. руб. до 48 млн. руб. 6840 тыс. руб. плюс 30% с суммы, превышающей 36 млн. руб. От 48 млн. руб. и выше 10440 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 48 млн. руб.
К налогам Субъектов Федерации относится налог га имущество предприятий, кместным — налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д.  Ониуплачиваются в бюджеты и во внебюджетные формы различного уровня.
Налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги,вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы,сведения, выполнять требования налоговых органов. Обязанность по уплате налогапрекращается, уплатой налога. Граждане, кроме того, обязаны платить и сборы.Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимыйпредприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило зауслуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления.Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местнымсборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера наквартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории.
Уплата налогов и сборов обеспечивается рядом государственных органов. Кним относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации,Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство органовРоссийской Федерации. Их деятельность направлена на своевременное и правильноевзыскание налогов, налоговых платежей и сборов. Обеспечению законностисодействуют судебные и арбитражные органы. В стране действует судебный порядокпринудительного взыскания налогов с физических лиц и административный — сюридических лиц.
За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушенияналогового законодательства, плательщики несут ответственность — финансовую(уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода),административную ( уплата штрафов), а в некоторых случаях и уголовную (ст. 198УК — Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды).
Но у налогоплательщика есть и ряд установленных законом льгот, он такжеимеет право знакомиться с материалами проверок производимыминалоговыми органамии обжаловать их решения в установленном законном порядке. В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации Законы устанавливающие новые налоги илиухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.
Следует согласиться с данной формулировкой, так как ухудшение положенияналогоплательщиков, в связи с введением новых налогов, например очень высокиепроценты,  может привести к тому, что налоги вообще перестанут поступать вдоход государства.
В целом же можно сказать, что уплата налогов и сборов обязанность нужная,потому что они в конечном счете возвращаются к самим налогоплательщикам в видебесплатного образования, здравоохранения и т.д. Доходы от взимания налоговнаправляются на обеспечение потребностей федерального бюджеты, бюджетовсубъектов Федерации и местного самоуправления.
 В статье 58 конституции российской Федерации сформулирована обязанность,которая касается не только граждан нашей страны, но и всего мира, потому что отэтого зависит будущее всех. В этой статье говорится о том, что каждый обязанохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчасбездумно губят леса, реки, озера, не думая о последствиях. Делают свое черноедело и техногенные катастрофы (например взрыв реактора на Чернобыльской АЭС) иприродные. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтомунеслучайно место данной обязанности в Конституции.
Конституционная обязанность граждан — охранять природу и окружающуюсреду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в несколькихзаконах. Первый закон — это закон Российской Федерации «Об охранеокружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.[19]
В соответствии со ст. 12 данного Закона граждане обязаны приниматьучастие в охране окружающей природной среды, а также соблюдать требованиеприродоохранительного законодательства, своим трудом оберегать и приумножатьприродные богатства, повышать свои знания о природе экологическую культуру ичто немаловажно, содействовать экологическому воспитанию подрастающегопоколения.
Участие граждан в охране окружающей природной среды может проявляться нетолько путем непосредственного добровольного выполнения работ по охранеприроды, но и путем внесения средств во внебюджетные государственныеэкологические фонды и общественные фонды окружающей среды. Вложенные в фордыденьги расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Гражданемогут участвовать в общественном экологическом контроле и общественнойэкологической экспертизе.
Закон «Об охране окружающей природной среды» закрепилнормирование качества окружающей среды, то есть установил предельно допустимыенормы воздействия на окружающую среду. Установленные нормы особенно важнособлюдать сельхозпроизводителям, так как они выращивают продукцию, котораяпотом попадает на стол потребителям. От качества данной продукции зависит издоровье граждан.
Достаточно подробно регламентирована охрана животного мира Федеральнымзаконом «О животном мире» 1995г. [20] Так встатье 25 этого закона говорится, что граждане занимающиеся содержанием иразведением животных обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащиесанитарно-ветеринарные и зоологические требования. Это означает, что животныхследует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний и людей,потому что некоторые болезни животных передаются и людям.
В законе предусмотрено что несоблюдение указанных в нем требований влечетза собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем объекты животного мира подлежатконфискации в судебном порядке. Ст. 40 вышеназванного закона запрещаетприменение ногозахватывающих капканов. Исключе6ние составляют случаи,предусмотренные законодательством. Статья 56  закона предусматривает, чтообъекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушениемзаконодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира,безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и отпускаются в средуобитания. Если же физическое состояние животного не позволяет возвратить его всреду обитания оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданскимзаконодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животномумиру незаконным изъятием.
Большая часть обязанностей граждан по охране природы и рациональномуиспользованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, вводном и лесном законодательстве. Так, например,  в ст. 101 Земельного кодексасказано следующее. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи иарендаторы осуществляют: рациональную организацию территории, восстановление иповышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земельот водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичногозасоления, иссушения, уплотнения,  загрязнения отходами производства,химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения, а такжепроводить защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земелькарантинными вредителями и болезнями растений.[21]
Предусмотрено экологическое стимулирование за рациональное использованиеи охрану земель возможны экономические льготы собственников земли,землепользователей и арендаторов, к примеру, установление повышенных цен наэкологически чистую продукцию, поощрение за улучшение качества земель,повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Законодательноне установлены формы  возможного поощрения. Это установлено на усмотрениегосударственных органов. Это могут быть льготы по платежам за землю, принятыеза счет бюджета или части расходов пользователей     земли, необходимых дляподдержания результатов проделанных работ.
За нарушение земельного законодательства установлены материальная,административная и уголовная ответственность. Так в УК РФ 1996г. в ст. 254Порча земли предусмотрено, что 1) Отравление, загрязнение или иная порча земливредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правилобращения с удобрениями.стимуляторами роста растений, ядохимикатами и инымиопасными химическими или биологическими веществами при их хранении,использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человекаили окружающей среде, —
Наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплатытруда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период отдвух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительнымиработами на срок до двух лет.
2) Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зонечрезвычайной экологической ситуации, –
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишениемсвободы на тот же срок.
3)Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет[22].
Но здесь нужно особо отметить, что применение ответственности к земельнымправонарушением возможно лишь в случае если они нашли отражение в действующейзаконодательстве.
Кроме того, ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водныйкодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 октября 1995г. иряд других законодательных актов. Столь широкий правовой спектр, начиная сконституции и кончая кодексами показывает нужность данной обязанности иявляется напоминанием что природная среда у людей одна.
И наконец, последняя обязанность, но по значимости ее можно поставить напервое место. Она записана в статье 59 Конституции РФ 1993г.[23]
Это обязанность  нести военную службу. Эта обязанность более подробноурегулирована в федеральном законе «О воинской обязанности и военнойслужбе»[24]в редакции от 21 июля 1998г. № 117-ФЗ.
Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации всоответствии со ст. 1 вышеназванного закона предусматривает:
Воинский учет;
Обязательную подготовку к военной службе;
Призыв на военную службу;
Прохождение военной службы по призыву;
Пребывание в запасе;
Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребыванияв запасе.
Исполнение воинской    обязанности гражданами обеспечивается всоответствии со статьей 4 ФЗ «О воинской обязанности и военнойслужбе» должностными лицами органов государственной власти, органовместного самоуправления и организаций.
Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоятьна воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва навоенную службу подлежит призыву на военную службу (ст. 22) закона «Овоинской обязанности и воинской службе».
Военная служба — особый вид федеральной государственной службыисполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, другихвойсках, органах внешней разведки и Федеральной службы безопасности. Хотелосьбы еще раз особо подчеркнуть, что лица не являющиеся гражданами РоссийскойФедерации не могут проходить военную службу.
Регулирование правоотношений, связанных с исполнением гражданами воинскойобязанности и прохождением воинской службы проходит в законе от 21 июня 1998г.ст. 37. Среди них — участие в боевых действиях, исполнение должностныхобязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами, несениебоевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей, выполнение приказа, распоряжения командира .
В соответствии с п.3 ст. 37 командирам (начальникам) запрещается отдаватьприказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнениюобязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательстваРоссийской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) ираспоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Кромепризыва граждане могут проходить службу по контракту (добровольно).
В соответствии со статьей 32 Федерального Закона от 6.03. 98 в редакцииФЗ от 21 июля 1998г. № 117-ФЗ[25]контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с министерством обороныРоссийской Федерации или федеральным исполнительным органом власти, в которомнастоящим Федеральным Законом предусмотрена военная служба, письменно потиповой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военнойслужбы. В контракте о прохождении военной службы закрепляется добровольностьпоступления гражданина на военную службу, срок в течение которого гражданинобязуется проходить военную службу и условия контракта.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в селяобязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, других войсках, воинских формированиях или органах в теченииустановленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие должностныеи специальные обязанности военнослужащих.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня егоподписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением опорядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключениявоеннослужащим иного контракта о прохождении военной службы.
Статья 34[26]указывает на то кто может заключит контракт. Его могут заключить:военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождениивоенной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев; граждане, пребывающие в запасе. Граждане мужского пола, непребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющиегосударственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки(специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшегопрофессионального образования. Граждане женского пола, не пребывающие в запасеи другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, долженсоответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиямвоенной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определениясоответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинскоеосвидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.[27]
В настоящее время сроки военной службы устанавливаются следующие ст. 36«Закон о воинской обязанности и военной службе» 1998г.
1) Для военнослужащих,проходящих военную службу по призыву — 24 месяца;
2) Длявоеннослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющиегосударственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки(специальностям) негосударственные образования, проходящих военную службу ислужбу по призыву — 12 месяцев.
3) Длявоеннослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу- 24 месяца.
4) Длявоеннослужащих, проходящих военную службу по контракту на срок, указанный вконтракте о прохождении военной службы.
Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, непреследующих политических целей, и участвовать в их деятельности не находясьпри исполнении обязанностей военной службы. Военнослужащие имеют право избиратьи быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, атакже участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией. Участиевоеннослужащих в забастовках запрещено. [28]
В случае уклонения от военной службы в действующем законодательствепредусмотрено наказание. Например, ст. 328 УК[29] Уклонениеот прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы.
Часть 3 ст. 59 Конституции РФ 1993г. предусматривает право гражданина назамену военной службы альтернативной гражданской службой.
Альтернативная служба во многих странах — это обязательная служба повыполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях,перечень которых устанавливается законами или постановлениями. В нашей странеальтернативная служба предоставляется тем, кто не может нести военную службу повероисповеданию. Правда, такого закона пока еще к сожалению нет, но думается,что под альтернативной службой можно понимать работу граждан, например,  вбольницах, на «скорой помощи», естественно, после соответствующейподготовки, а также, к примеру, работа в оборонной промышленности, если онявляется специалистом в данной области.
Что же касается этой обязанности в целом, то она требует изменения.Военная служба должна осуществляться только профессиональными военными так какв современной армии по мнению автора невозможно стать хорошим специалистом зате сроки, которые существуют. В армию должны идти только те, кто действительнохочет служить Родине. Военнослужащим нужно платить хорошую зарплату, чтобы неслужбе они думали о службе, а не о том как и чем им накормить семью. В концеконцов профессиональная армия хоть и тяжелая с экономической точки зрения вещьдля государства, но крайне выгодная так как повышается боеспособность армии, аэто приведет и к укреплению мощи нашего государства и потом на армии экономитьнельзя, так как это может обернуться против государства.
Заканчивая работу, автор пришел к выводу, что обязанности являютсянеотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы вжизни государства.