Жизнеобеспечение населения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях, вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТС

Министерство образованияРФ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Кафедра безопасностижизнедеятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Жизнеобеспечениенаселения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях,вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТС»
Уфа — 2005 г.

Аннотация
В данномкурсовом проекте излагаются основные мероприятия материально-технического итылового обеспечения населения и личного состава формирований Единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,участвующих при ликвидации последствий аварии на гидротехнических сооруженияхП-й ГЭС – разрушение русловой плотины.
Потенциально-опасныйобъект – русловая плотина П-й ГЭС.
Зоначрезвычайной ситуации – речная долина реки У.
Зона бедствия– микрорайон С. города У.
Время – весна2001 года.
Времяразрушения – 7 часов 20 минут.
Температураокружающей среды на момент ЧС — +11°С.

Введение
Основныепонятия, термины и определения.
При написанииданного курсового проекта использовались следующие термины и определения:
Чрезвычайнаяситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источникачрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акваториинарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза ихжизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству иокружающей природной среде.
Различаютчрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные,биолого-социальные и военные) и по масштабам (трансграничные, федеральные,глобальные, региональные, местные и локальные).
Зоначрезвычайной ситуации (зона ЧС) – территория или акватория, на которой врезультате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространенияего последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
Зона бедствия– часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленнопредоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайнойситуации.
Пострадавшеенаселение – часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействиепоражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели,ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
Жизнеобеспечениенаселения (ЖОН) – создание и подержание условий по удовлетворениюфизиологических, материальных и духовных потребностей населения для егожизнедеятельности в обществе.
Видыжизнеобеспечения населения (виды ЖОН) – сгруппированные по функциональному предназначениюи сходным свойствам услуги и соответствующие материально-технические средствадля удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностейнаселения.
Жизнеобеспечениенаселения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – совокупность взаимоувязанных повремени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий,направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых длясохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, намаршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам инормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленномпорядке.
Виджизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС) – деятельностьпо удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зонечрезвычайной ситуации.
К видамжизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечениеводой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметамипервой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.
Первоочередныепотребности населения в чрезвычайных ситуациях – набор и объемы жизненно важныхматериальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни иподдержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
Первоочередноежизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации (первоочередное ЖОН взоне ЧС) – своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения взоне чрезвычайной ситуации.
Орган управлениясистемы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управлениясистемы ЖОН ЧС) — организационная структура системы жизнеобеспечения населенияв чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своейкомпетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения иоперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.
Резервматериальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях(резерв ресурсов ЖОН ЧС) — запасы материальных средств, заблаговременнонакапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации.
Российскаясистема по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) – Единая государственная системапредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1. Краткоеописание рассматриваемой чрезвычайной ситуации
В результатепаводка редкой повторяемости, имевшего место весной 2001 года, гидротехническиесооружения П-ой ГЭС не смогли обеспечить постепенный сброс воды из верхнегобьефа, так как шлюз-водосброс находился в неработоспособном состоянии, а такжедругое механическое оборудование было не полностью подготовлено к пропускупаводка.
Резкий(аварийный) сброс воды вызвал гидравлический удар, в результате которогоначалось землетрясение мощностью 3-4 балла.
Гидротехническиесооружения построены без учета сейсмостойкости, в результате чего началсяпроцесс разрушения плотины всего напорного фронта ГТС.
Кроме того,землетрясение вызвало оползень, после которого в водохранилище оказаласьогромная масса различных пород, складывающих берег водохранилища. Увеличениеобъема воды в верхнем бьефе обеспечило поднятие уровня воды выше отметки ФПУ =142,00, произошел перелив воды через гребень плотины и начался размыв гребня инизового откоса плотины. Это ускорило процесс разрушения плотины напорногофронта ГТС, и в 7 часов 20 минут русловая плотина П-й ГЭС полностьюразрушилась.
В результатеразрушения плотины П-й ГЭС образуется волна прорыва, которая, двигаясь сбольшой скоростью вниз по течению, вызывает «сильные», «средние» и «слабые»разрушения в десяти населенных пунктах с небольшим населением, а также вмикрорайоне С. города У. с населением 120 500 человек.
В общейсложности в зону затопления и зону прохождения волны прорыва попадают жителинаселенных пунктов, расположенных ниже гидроузла, в количестве около 140 000человек. Время добегания волны прорыва: от 16 мин в близких к ГТС створах и до15,5 часов. Возможность вывода и вывоза населения или материальных ценностейсуществует.
В сложившейсяситуации встает вопрос о первоочередном жизнеобеспечении населения в зоне ЧС,которое имеет свои характерные особенности в каждой отдельно взятойчрезвычайной ситуации, такой как прорыв плотины гидротехнических сооружений.
1.1 Основныепринципы и требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Основнымобъектом первоочередного жизнеобеспечения в ЧС является личность с ее правом набезопасные условия жизнедеятельности
Первоочередномужизнеобеспечению подлежат все граждане РФ, а также иностранные граждане и лицабез гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, гдевозникла чрезвычайная ситуация.
Вопросыпервоочередного жизнеобеспечения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритетперед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной властисубъектов РФ, органов местного самоуправления и органов управления региональныхи территориальных подсистем РСЧС.
Главной цельюпервоочередного жизнеобеспечения в ЧС является создание и поддержание условийдля сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
Организацияпервоочередного ЖОН осуществляется постоянно действующими органами управления,силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной властисубъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные органы управления исилы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальныхподсистем РСЧС.
Первоочередноежизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения осуществляется силами исредствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от формсобственности), в обязанности которых входит решение вопросов ЖОН, иосуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.
Подготовкатерритории субъектов РФ к организации первоочередного ЖОН в ЧС осуществляетсязаблаговременно.
Планированиеи осуществление мероприятий по подготовке территорий к организациипервоочередного ЖОН проводится с учетом экономических, природных и иныххарактеристик и особенностей территорий и степени опасностей для населениявозможных ЧС, характерных для каждой территории.
Объемы исодержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередногоЖОН определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможногоиспользования имеющихся сил и средств.
Снабжениепострадавшего населения в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил,привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, продуктами питания и водойосуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) иэнергетической достаточности.
Органыуправления региональных и территориальных подсистем РСЧС при организациипервоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в чрезвычайныхситуациях осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленныхФедеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актамиРФ.
Разработкапланов и мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС должна проводиться в режимеповседневной деятельности органов управления региональных и территориальныхподсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории привозникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Органыуправления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченные нарешение задач ЖОН, должны знать возможную обстановку, которая может сложитьсяна территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути иметоды решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшегонаселения.
Личный составсил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организациипервоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащенсоответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовленк действиям в случае возникновения ЧС.
Первоочередноежизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременнои комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретнойобстановке видам жизнеобеспечения.
Всемероприятия по первоочередному ЖОН должны быть увязаны по срокам и месту сдругими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровьяпострадавшего населения.
При выборемероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических,материальных и финансовых средств на их реализацию.
Приорганизации первоочередного ЖОН по всем его видам органы управлениярегиональных и территориальных подсистем РСЧС руководствуются основнымиположениями и требованиями соответствующих законодательных и нормативныхдокументов.
Прифункционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятностивозникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОНразрабатываются на все возможные случаи возникновения ЧС, а оценка еевозможностей и подготовленность – для наиболее крупномасштабной ЧС.
В режимеповседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постояннаяготовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач попервоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС.
Припланировании мероприятий по первоочередному ЖОН необходимо учитывать спецификуих организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние факторавремени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управлениявсеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность прирешении этих задач.
ПервоочередноеЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач РСЧС, позволяющихуменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за созданиенормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ в повседневнойжизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
Подготовкатерритории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления(решения) главы администрации субъекта РФ или постановления (закона) егозаконодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ поэтой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органахисполнительной власти (главные управления, комитеты, департаменты, отделы поделам ГО и ЧС). Органом управления в ЧС является комиссия по ЧС органаисполнительной власти субъекта РФ. Глава органа исполнительной власти являетсяпредседателем этой комиссии.
Комиссия поЧС каждого субъекта РФ состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населенияи территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главойадминистрации – председателем комиссии.
В связи сосложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач,целесообразно в составе комиссий по ЧС субъектов РФ иметь специальнуюподкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и всубъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты,аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.
Основнымисилами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН в ЧС являютсяспециально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты исредства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий(независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН иосуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.
Организационнойосновой решения этих задач первоочередного ЖОН в ЧС являются «Планы действий попредупреждению и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийнымибедствиями» (Указание МЧС России от 27.09.93 г. №114).
1.2Материально-техническое обеспечение формирований РСЧС в зоне бедствия (основныепринципы и требования)
Дляпредупреждения и ликвидации ЧС создана Единая государственная системапредупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая объединяет органы управления,силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления иорганизаций, в полномочиях которых входит решение вопросов защиты населения итерриторий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем иимеет ряд уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный иобъектовый.
Задачи,организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальныхподсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемымисоответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональныеподсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти дляорганизации работы по защите населения и территории от ЧС в сфере ихдеятельности и порученных им отраслях экономики.
Каждыйуровень РСЧС имеет: координирующие органы, постоянно действующие органыуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защитынаселения и территорий от ЧС (далее именуются – органы управления по деламгражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям), органы повседневногоуправления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов,системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Важнейшимэлементов, определяющим эффективность функционирования и развития РСЧС,является система ее материально-технического обеспечения (МТО), созданиекоторой лежит на путях формирования комплексного организационно-экономическогои правового механизма, позволяющего решать вопросы материально-техническогообеспечения надежно и эффективно.
Управлениеработами по материально-техническому обеспечению при возникновении ЧСосуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:
сбор данныхоб обстановке;
анализ иоценку потребности материально-технического обеспечения (количество,укомплектованность, обеспеченность, готовность формирований и служб, наличие,потребность в материальных средствах для обеспечения привлекаемых сил исредств, пострадавшего населения, других мероприятий);
подготовкувыводов и предложений для решения МТО;
принятие(уточнение) решения на МТО и доведение задач до исполнителя (решение включаетследующие основные элементы: краткие выводы из данной обстановки, замыселдействий МТО, задачи подчиненным формированиям, подразделениям, мерыбезопасности, организацию взаимодействия, МТО общих действий формирований);
организациювзаимодействия;
МТО действийсил и средств (порядок снабжения формирований продовольствием, питьевой водой,техническими средствами, горюче-смазочными материалами и другим имуществом,оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и специальной обработки).
Системаматериально-технического обеспечения функционирования РСЧС состоит из двухосновных направлений. Это материально-техническое обеспечение подведомственныхМЧС России структур и отдельных элементов РСЧС, а также материально-техническоеобеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
МТО войсковыхчастей ГО, штабов по делам ГО и ЧС, поисково-спасательных служб осуществляетсячерез соответствующие отделы и службы ДВРЦ ГО, а при наличии денежных средствна статьях отдельные материальные средства закупаются на местах.
МТОформирований ГО. Обеспечение формирований ГО техникой, имуществом и всемивидами материально-технических средств народно-хозяйственного назначенияосуществляется субъектами РФ, министерствами, ведомствами, предприятиями,учреждениями и организациями. Для укомплектования формирований ГО используетсятехника, не приписанная Вооруженным силам по мобилизации. Другимиматериально-техническими средствами, предусмотренными штатами и табелями,формирования обеспечиваются в первую очередь за счет имеющихся на предприятии,в организации для обеспечения производственной деятельности.

2. Исходныеданные для проектирования
2.1 Прогнозобстановки, которая может сложиться на территории, подвергшейся воздействиюфакторов чрезвычайной ситуации
В результатеразрушения образовалась волна прорыва, достигающая максимума в створе гидроузлаи створе «Кр. К», вызвавшая «сильные» разрушения зданий и сооружений,расположенных ниже створа гидроузла. Таким образом, пострадают два поселкагородского типа Н-ского района: П-ка с населением 3,9 тыс. человек, Кр. К. снаселением 3,1 тыс. человек. Время добегания фронта волны с высотой 20 м и 50 мдо этих населенных пунктов соответственно 1 мин и 16,46 мин. Максимальнаяскорость течения 11,01 м/с и 20,36 м/с соответственно.
Пострадаеттакже районный центр Н-ского района село Кр. Г. Время добегания фронта волныпрорыва с высотой 10,20 м составляет 69,03 мин. Максимальная скорость течения7,01 м/с. Согласно методике расчета волна вызывает «сильные разрушения».
Самым крупнымнаселенным пунктом, попадающим в зону затопления и зону прохождения волныпрорыва, является микрорайон С. города У., в котором проживает около 120 500человек. Основные параметры волны прорыва в створе гидроузла и створе«микрорайон С.» приведены в таблице 2.1.1.
Таблица2.1.1.ПАРАМЕТРЫ ПРОРЫВА \\ № СТВОРА 0 ст. С. ст. Удаление створа от гидроузла Lci км 0,00 156,00 Максимальный расход воды в створе Qi т.м3/с 40,74 17,37 ВРЕМЯ    Добегания фронта волны Tфi мин 0,00 928,8  Добегания гребня волны Tгi мин 0,00 2769,00  Добегания хвоста волны Txi мин 367,66 4089,0  Затопления Tзт мин 367,66 3160,2 Максимальная скорость течения Vi м/c 11,01 1,80 Высота волны Hгi м 20,00 3,39 Максимальная глубина затопления Hi м 21,00 3,89 Максимальная отметка затопления Zi м 126,00 93,5 МАКСИМАЛЬНАЯ ШИРИНА ЗАТОПЛЕНИЯ    По Левому берегу м 283,10 1928,55  По Правому берегу м 283,10 831,06 Программа Волна 2.0
Из таблицы2.1.1 видно, что подъем уровня воды при разрушении плотины водохранилища П-ойГЭС происходит до отметки 93,5 по Балтийской системе, начало подъема уровняводы через 15,48 часов, максимума достигает через Ч+46,15 часов, спад до уровняотметки половодья, периодичностью 1 раз в 20 лет через Ч+68,15 часов.
В данномкурсовом проекте в качестве зоны бедствия рассматривается микрорайон С. городаУ.
Началоподъема воды в микрорайоне С. города У. Ч+15,48, расчеты показывают, чтосуществует возможность вывода и вывоза населения и материальных ценностей иззоны затопления. При этом возможен выход из строя сети газоснабжения, объектовэнерго- и водоснабжения, инженерных сетей, наносу ила и гравийно-песчаной смесина затопленных территориях, разрушению окон и дверей первых этажей зданий исооружений, ухудшению криминогенной обстановки в районе бедствия.Продолжительность затопления – 52,67 часов (около 2-х суток).
В результатевоздействия ударной волны и размыва прибывающей водой пострадали здания исооружения, расположенные в квартале Н., заключенном улицами П-ная и Р-ская, атакже улицей Б-я, так как этот квартал лежит ниже отметки 93,5 по Балтийскойсистеме высот, а защитная дамба в виду ее недостроенности не смогла сдержатьнапор воды. Остальная же часть микрорайона С. города У. практически непострадала, не считая затопления подвалов зданий из-за поднятия уровнягрунтовых вод. Таким образом, территория затопления распространяется только нате участки микрорайона, которые расположены ниже отметки 93,5 по БС, т.е.квартал Н, площадью 1,05 кв. км.
В затопляемомквартале Н. расположены 8 девятиэтажных крупнопанельных жилых зданий класса В2,5 семиэтажных кирпичных жилых зданий класса Б3, 1 одноэтажная котельная классаБ1 и 1 3-х этажная кирпичная школа №4569.
Согласнотаблице 2.1.2, приведенной в Методике расчета (программа Волна 2.0,разработанная ВНИИ ГОЧС в 1996 году), в микрорайоне С. города У. будутследующие разрушения зданий и сооружений при скорости волны прорыва – 1,80 м/с,высоте волны прорыва – 3,39 м:
Таблица2.1.2.№ Класс Характеристика строения Разрушение Слабое Среднее Сильное Скорость Высота Скорость Высота Скорость Высота 1
А1
А2
А3 из местных материалов 1 1 1,5 2,5 2 3,5 2
Б1
Б2
Б3 кирпичные, из тесанного камня или бетонных блоков 1 2 2 3 2,5 4 3
В1
В2
В3 железобетонные, каркасные, крупнопанельные и деревянные рубленные 1,5 3 2 3,5 2,5 5 4 С7 Сооружения с сейсмостойкостью 7 баллов 1,5 3 3 6 4 7,5 5 С8 Сооружения с сейсмостойкостью 8 баллов 1,5 3 3 6 4 7,5

2.2Численность населения, которая может пострадать в результате аварии.
В затопляемомквартале Н. расположены 8 девятиэтажных крупнопанельных жилых зданий класса В2,5 семиэтажных кирпичных жилых зданий класса Б3, 1 одноэтажная котельная классаБ1 и 1 3-х этажная кирпичная школа №4569, как отмечалось в п. 2.1.
В общейсложности в квартале Н. проживает:
Таблица2.2.1.Вид здания или сооружения Количество зданий в квартале Количество квартир в одном жилом здании/ этажей в производст. здании Среднее количество человек в одной квартире / работающих на этаже Общее количество людей в одном здании Общее количество Крупнопанельные 9-ти этажные здания, В2 8 135 4 540 4320 Кирпичные 7-ми этажные здания, Б3 5 70 4 280 285 Кирпичная 3-х этажная школа 1 3 1 (сторож) 1 1 Котельная, одноэтажная, Б1 1 1 2 2 2 Итого: 4608
Такимобразом, в зону бедствия попадет население в количестве 4 608 человек. Следуетотметить, что школа находится на весенних каникулах и на момент ЧС в нейнаходится только 1 сторож.
Учитывая тотфакт, что разрушение плотины произошло в 7 часов 20 минут, а начало подъемаводы в микрорайоне С. города У. Ч+15,48, приходим к выводу, что точное времяначала подъема уровня воды в населенном пункте: 7ч 20мин + 15ч 29мин = 22ч49мин.
Оперативностьдействий сил РСЧС на начальном этапе обеспечивает оповещение жителеймикрорайона С. только к 8.00. Столь поздний срок оповещения вызван тем, чторадиус действия сирены, установленной на самой плотине, намного меньшерасстояния от плотины до микрорайона С. города, и информирование производилосьтолько с помощью телефонов и посыльных на автомобилях (оповещение организаций),и по теле- и радиотрансляционной сети, а также подвижными громкоговорителями на4 автомобилях районного управления внутренних дел (оповещение населения).Учитывая вероятность размещения людей в зданиях на момент оповещения, т.е. с7.00 до 9.00, равную 0,6, а в момент подъема уровня воды, т.е. с 20.00 до23.00, равную 0,9, приходим к выводу, что в зону затопления попадаетприблизительно: 4 608 * 0,6 = 2 764,8 ~ 2 765 человек.
2.3Прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения
Эффективностьспасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН привозникновении ЧС зависит от времени начала их проведения, их продолжительностии выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.
СогласноПлану действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного итехногенного характера микрорайона С. города У. возможные санитарные потери прикатастрофическом затоплении следующие:
Общее числопострадавших – 174 человека.
Структурапотерь:
легкаястепень поражения — 104 человек;
среднейтяжести — 52 человек;
тяжелой икрайне тяжелой — 18 человек.

2.4Продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения прирассматриваемом источнике возникновения ЧС
Продолжительностьзатопления, рассчитанная с помощью программы «Волна 2.0», равна 52,67 часа,т.е. около 2-х суток. Учитывая продолжительность восстановления легкоповрежденныхзданий и сооружений, а также другие мероприятия по ликвидации последствий ЧС,такие как восстановление дорог, очистку улиц от нанесенного ила и др.,продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения оценивается как 5суток.
После 5–тисуток, т.е. после временной эвакуации и практически полной ликвидациипоследствий ЧС, население размещается:
в собственныхквартирах, не пострадавших от воздействия факторов ЧС,
в местахпроживания родственников,
всанатории-профилактории нефтеперерабатывающего завода, промышленногопредприятия «ХП», строительного треста (500 коек),
пострадавшеенаселение размещается и проходит лечение в близлежащих к пострадавшемумикрорайону С. больницах.
2.5Определение сил и средств РСЧС, привлекаемых для работ в зоне бедствия
Прикатастрофическом затоплении
к Ч+2ч приводитсяв готовность эвакокомиссия, т.е. к 7ч 20мин + 2ч 00мин = 9 ч 20 мин;
к Ч+3ч приводитсяв готовность 3 сборных эвакопункта на базе средних общеобразовательных школ №9696,№5430 и №9697, т.е. к 7ч 20мин + 3ч 00мин = 10ч 20мин.
Кроме того,
Силы охраныобщественного порядка (ООП) на плавсредствах:
Nгооп =0,0033×Nzatг = 0,0033 * 2765 = 9 групп ООП.
Количестволичного состава 1 группы ООП – 16 чел.
Силы оказанияпервой медицинской помощи: 1 сандружина. Количество личного состава 1-йсандружины – 23 чел. Ориентировочные возможности за сутки работы 300пораженным.
Санитарныепотери городского населения составят:
Nсанг = 0,05× Nzatг = 0,05*2765 = 138,25чел,
чтоподтверждается более точным расчетом, приведенным в Плане действий попредупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера микрорайонаС. города У.
Потребноеколичество плавсредств для эвакуации населения из зоны затопления (с пунктовсбора пострадавших) в виде надувных лодок «Идель» и «Кайнар» (см. приложение 1)при спасаемом количестве людей около 200 человек, рассчитывается по формуле:
/>
В данномслучае, при учете того факта, что пассажировместимость лодок – 8 человек,Кпс=14 лодок.
Потребноеколичество автомобильного транспорта для перевозки пострадавшего населения отуреза (границы) затопления в районы расселения

/>
В данномслучае, при использовании заказных и ведомственных автобусов «Mercedes-Benz0302 C V-8», не работающих на постоянных маршрутах, вместимостью 40 чел,времени эвакуации 5 часов, для вывоза 2765 человек необходимо около 15 единицыавтобусов.
Аварийно-восстановительныеработы.
Определениесил на восстановление магистральных линий электропередач (ЛЭП) за 10 часовработы показывает, что количество аварийно-технических команд восстановленияЛЭП равно 1 ед (численность одной аварийно-технической команды » 25 человек).
Определениесил восстановления магистральных кабельных линий связи показывает, чтоколичество команд связи равно 1 ед (количество личного состава – 7 чел).
Определениесил ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях затопленнойтерритории города показывает, что количество аварийно-технических команд дляликвидации аварии на электросетях (nлс = 24 человека) равно 1 ед.
Определениесил на восстановление и строительство защитных дамб и на восстановлениеразрушенных дорог показывает, что количество дорожно-восстановительных команд(nлс = 35 человек) равно 1 ед.
Спасательныхзвеньев (спасательных групп), ориентировочные возможности которых за 10 часовработы спасения около 300 человек – 2 ед. Количество личного составаспасательной группы – 35 чел.
Тыловоеобеспечение:
8 постоврегулирования движения;
1 подвижныйпункт общественного питания (личный состав – 25 чел);
1 подвижныхпунктов продовольственного снабжения (личный состав – 12 чел);
1 подвижныхпунктов вещевого снабжения на базе торгового центра «Б» (личный состав – 14чел);
2 подвижныхавтозаправочных станций (личный состав – 5 чел);
2 звеньев дляподвоза воды (личный состав – 6 чел);
1 колонны дляперевозки населения (личный состав – 15 чел на 15 ед. автобусов «Mercedes-Benz0302 C V-8»);
1автомобильная колонна для перевозки грузов (личный состав – 20 чел).
Такимобразом, результат определения сил ликвидации последствий ЧС можно представитьв таблице 2.5.1.
Таблица2.5.1.Формирование Количество Личный состав Всего Группы охраны общественного порядка 9 16 144 Сандружины 1 23 23 Команды восстановления ЛЭП 1 25 25 Команды связи 1 7 7 Команды ликвидации аварий на КЭС 2 24 47 Дорожно-восстановительные команды 1 35 35 Спасательные звенья 2 35 70 Подвижный пункт общественного питания 1 25 25 Подвижный пункт продовольственного снабжения 1 12 12 Подвижный пункт вещевого снабжения 1 14 14 Подвижная автозаправочная станция 2 5 10 Звено подвоза воды 2 6 12 Колонна для перевозки населения 1 15 15 Автоколонна для перевозки грузов 1 20 20 ИТОГО: 459
Потребность вкоммунально-бытовых услугах для эвакуируемого населения минимальна, посколькуэваконаселение располагается в лечебно-профилактических учреждениях, санаторияхи учреждениях культуры, которые в этом аспекте полностью обеспечиваются.
Проработкавопросов обеспечения эваконаселения банями, душевыми, прачечными, туалетами нетребуется.
2.6Потребность населения и формирований РСЧС в различных видах жизне- иматериально-технического обеспечения
Материально-техническоеобеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и полногоснабжения формирований техникой, средствами защиты, продовольствием, вещевымимуществом, горюче-смазочными материалами и другими материалами и средствами,необходимыми для обеспечения действий сил при проведении спасательных работ иликвидации последствий ЧС.
Такимобразом, потребность вычисляется для 2765 эваконаселения, 459 спасателей идругих категорий участников ликвидации последствий ЧС, 174 пострадавших.
Припроведении мероприятий по организации снабжения населения целесообразноруководствоваться следующими требованиями:
запасыресурсов жизнеобеспечения создавать в объемах, необходимых для удовлетворенияпотребностей пострадавшего населения по нормам ЧС с учетом природных и другихусловий в зоне предполагаемых бедствий;
в создаваемыхресурсах продовольствия предусматривать запасы в виде сухого пайка сдлительными сроками хранения, имеющих особый статус;
хранениересурсов жизнеобеспечения осуществлять в местах, предотвращающих порчу,затопление, заражение и расхищение;
дляраспределения ресурсов предусмотреть сеть торговли и общественного питания спропускной способностью, обеспечивающей соблюдение норм и нормативов ЧС.
Припланировании обеспечения всех формирований транспортом, техникой, специальнымимуществом и материально-техническими средствами необходимо предусматриватьпервоочередное обеспечение формирований, привлекаемых в мирное время дляликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабженияпри ликвидации последствий случившейся ЧС являются:
средствазащиты (защитные спасательные костюмы, резиновые сапоги, спасательные жилеты идр.);
средствасвязи и оповещения;
индивидуальныесредства медицинской защиты (индивидуальные аптечки, профилактический антидот идр.).
Приопределении объемов необходимых для пострадавшего населения продуктов питанияследует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания иодноразового в сутки питания консервными продуктами или сборными пайками.Обеспечение продуктами питания предполагает снабжение населения следующимивидами продуктов: хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука и макаронныеизделия, сахар и кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, рыба ирыбопродукты, молоко и молокопродукты, картофель и овощи, соль и чай. Первыетрое суток до организации горячего питания суточный рацион для различныхкатегорий (спасателей, других категорий участников ликвидации последствийаварии, а также эваконаселения) состоит из консервированных продуктов или сухихпайков, рассчитанных исходя из приведенной нормы (см. таблицу 2.6.1) по маркировкена упаковке или таре этих продуктов (пайков).
Таблица2.6.1.№ пп. Наименование продуктов Норма, г/чел в сутки для спасателей для населения для других категорий 1 Хлеб из смеси ржаной, обдирной и пшеничной муки 1-го сорта 600 250 400 2 Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта 400 250 400 3 Мука пшеничная, 2 сорт 30 15 24 4 Крупа разная 100 60 80 5 Макаронные изделия 20 20 30 6 Молоко и молокопродукты 500 200 300 7 Мясо и мясопродукты 100 60 80 8 Рыба и рыбопродукты 60 25 40 9 Жиры 50 30 40 10 Сахар 70 40 60 11 Картофель 500 300 400 12 Овощи 180 120 150 13 Соль 30 20 25 14 Чай 2 1 1,5
Потребностиво временном жилье, в палатках, сборных юртах, сборных домиках оценивается почисленности населения, оставшегося без крова, поступивших в сборный эвакопунктпри дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшеенаселение. Норма обеспечения жилой площадью 2-2,5 кв. м на человека приразмещении в сохранившихся зданиях, а в палатках – по их нормативнойвместимости.
Потребности вмедицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его частии остального пострадавшего населения.
Особоевнимание должно быть уделено обеспечению в полной мере медицинских бригад наэтапе оказания первой медицинской помощи получившим механических травмы(антибиотики, противошоковые препараты, кровью и кровезаменителями и т.п.). Дляостального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинскомимуществе для амбулаторного лечения определяется нормами, установленнымиМинздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС.
Санитарно-эпидемиологическаяслужба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контролякачества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиеническихи противоэпидемиологических мероприятий по ликвидации антисанитарныхпоследствий ЧС в соответствии с нормами Госкомсанэпидемнадзора.
К товарампервой необходимости относятся: белье и бельевой трикотаж, верхняя одежда,обувь, посуда, одеяло и постельные принадлежности, галантерея, парфюмерия (мылои зубная паста), табачные изделия, спички, керосин.
В видусравнительно достаточного времени на эвакуацию населению была предоставленавозможность захватить в места эвакуации сменную одежду и другие необходимые имматериальные ценности и документы. Учитывая этот факт и тот факт, чтопродолжительность жизнеобеспечения 5 суток, снабжение эваконаселения одеждойсведено до минимума: постельное белье, полотенца и т.п., т.е. предметы первойнеобходимости (см. таблицу 2.6.2).
Таблица2.6.2.№ пп. Наименование предмета Единицы измерения Количество 1 Миска глубокая металлическая шт/чел 1 2 Ложка шт/чел 1 3 Кружка шт/чел 1 4 Ведро шт на 10 чел 2 5 Чайник металлический шт на 10 чел 1 6 Мыло г/чел / мес 200 7 Моющие средства г/чел / мес 500 8 Постельные принадлежности компл/чел 1
Минимальнаяфизиологическая норма обеспечения спасателей питьевой водой при дефиците воды взоне ЧС составляет 31 л на человека в сутки, из них для питья 4,5 л в сутки(ГОСТ 22.3.006-87в). В летнее время при температуре около +30°С норма воды дляпитья увеличивается в 2 раза. При температуре +35°С – в 3,5 раза, при +40°С – в5 раз.
Для условияработы, требующей ежедневной санитарной обработки или помывке спасателейнеобходимо 45 л воды и 20 г мыла на 1 человека в сутки. Нормы обеспечениянаселения водой представлены в таблице 2.6.3.

Таблица2.6.3.№ пп. Виды водопотребления Единицы измерения Количество 1 Питье л/чел в сутки 2,5/5,0 2 Приготовление пищи, умывание, в том числе л/чел в сутки 7,5 — приготовление пищи и мытье кухонной посуды; л/чел в сутки 3,5 — мытье индивидуальной посуды; л/чел в сутки 1,0 — мытье лица и рук. л/чел в сутки 3,0 3 Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений л/чел в сутки 21,0 4 Выпечка хлеба и хлебопродуктов л/кг 1,0 5 Прачечные, химчистки л/кг 40,0 6 Для медицинских учреждений л/чел в сутки 50,0 7 Полная санобработка людей л/чел 45,0
2.7 Краткаяхарактеристика места эвакуации
Эвакуациянаселения и пострадавших в результате воздействия вредных факторов ЧС людейпроисходит оперативно и в кратчайшие сроки. Местом эвакуации служат учрежденияздравоохранения и культуры (близлежащих к зоне бедствия районов). Основнаячасть эваконаселения размещается в больницах №21, №6, №15, железнодорожнойбольнице №2, Русском академическом театре драмы, диспансерах района, а также всанаториях-профилакториях УНПЗ, промышленного предприятия «ХО», строительноготреста №21.
Места эвакуациинаходятся выше отметки возможного затопления (120 по БС). Дорожно-транспортнаясеть от сборных эвакопунктов в микрорайоне С. до места эвакуации развита,дороги в хорошем состоянии.
Водоснабжениемест эвакуации из тех районов, где водоисточники не были загрязнены проходомволны прорыва. Питание организуется сухими пайками первые двое суток, а затемгорячим, осуществляется с помощью передвижных пунктов питания ипродовольственного снабжения. Обеспечение предметами первой необходимостипроисходит на местах с помощью передвижного пункта вещевого снабжения.
2.8 Развитиеи состояние дорожной сети в зоне ЧС, в том числе железнодорожный, речной,автомобильный транспорт. Наличие аэродромов
Автотранспортноеобеспечение проводится в целях своевременной перевозки эваконаселения,поддержания в исправном состоянии всех видов техники, организации иосуществлении технически правильного использования и обслуживания.
Сроки ипорядок выполнения мероприятий автотехнического обеспечения зависят от режимаготовности (повседневная готовность, повышенная готовность, режим ЧС).
Приобеспечении горюче-смазочными материалами автотранспорт микрорайонаобеспечивает вывоз населения из зоны бедствия.
Прикатастрофическом затоплении микрорайона С. города У. имеющийся водный транспортне обеспечивает потребность района.
Микрорайонснабжен вертолетной площадкой, расположенной на возвышенном месте (отметке 95,0по БС) рядом с цирком и обеспечивающей 1 вертолет (8-12 чел).
Пропускнаяспособность автомобильных дорог района – от 2 до 6 тысяч машин в час взависимости от ширины дороги. Наиболее уязвимые участки на пути эвакуации –У-ое шоссе (особенно в период гололеда), улица Б-я.
При веденииаварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) инженерные сооруженияна транспортные коммуникации не влияют.
Призатоплении из-за отставания строительства дорог и тротуаров в микрорайоне С.города ограничительная пропускная способность существующих дорог может привестик срыву утвержденных расчетов вывоза и вывода населения из возможной зоны затопления.
2.9 Наличиеводоисточников в зоне ЧС и вблизи ее
Микрорайон С.имеет мощную трубопроводную подземную систему водоснабжения в виду расположениянекоторых важных производственных объектов, не попадающих в зону затопления.Однако забор воды из реки происходит в местах, расположенных ниже створаплотины, т.е. использование воды в качестве питьевой невозможно ввиду попаданияв реку вредных веществ, движущихся вместе с волной прорыва.
Следуетотметить, что население эвакуируется в места с водоснабжением, использующимресурсы другой реки и подземных источников.
2.10 Районырасположения формирований, выдвигаемых в район ЧС
Непосредственносилы и средства формирований РСЧС, а также временный оперативно-диспетчерскийпункт, располагаются на территории школы №9696, расположенной на расстоянии 3км от границы зоны затопления.
Координирующийорган – Комиссия по ЧС района в составе 11 человек – располагается в зданииадминистрации района, расположенном на расстоянии 15 км от зоны ЧС.
Органуправления – штаб по делам ГО и ЧС района – располагается в соседнем здании отшколы №9696 микрорайона С. города У.

3.Обеспечение населения и формирований РСЧС водой в зоне ЧС
3.1 Разведкаисточников водоснабжения, анализа качества и организация защиты водоисточников,определение потребного количества воды для ликвидации последствий ЧС, дляжизнеобеспечения населения, для обеспечения потребностей личного составаформирований
Водоснабжениемикрорайона С. города У. в случае ЧС переключается на водоснабжение из другихрайонов, базой которым служит другая река, поэтому в обеспечении подвоза водыне нуждается.
ФормированияРСЧС, а также население близлежащих домов к кварталу Н., нуждается вобеспечении водой, как питьевой, так и для других нужд.
Дляликвидации последствий ЧС (тушения пожаров, постановки водяных завес и т.п.)снабжения водой не требуется.
Согласно ГОСТ22.3.006-87в минимальная физиологическая норма обеспечения спасателей питьевойводой при дефиците воды в зоне ЧС составляет 31 л на человека в сутки, из нихдля питья 4,5 л в сутки. Учитывая, что количество спасателей, работающихнепосредственно в зоне бедствия (квартал Н.), составляет 386 человек, то общаяпотребность воды формирований РСЧС составит:
386чел * 31л* 5сут = 59 830 л.
Согласнонормам обеспечения населения водой, приведенных в таблице 2.6.3 потребноеколичество воды для населения составляет 2,5+7,5=10 л. С учетом потребностейгигиены и санитарии 30л в стуки на человека. Тогда, при количестве оставшихсябез водоснабжения четырех домов с 200 жителями, общая потребность населения вводе составит:

200 * 30 * 5= 30 000 л.
Такимобразом, общая потребность зоны бедствия в воде составляет:
59 830 + 30000 = 89 830 л.
3.2 Выбор ипланирование мероприятий по обеспечению водой
Дляобеспечения личного состава формирований и пораженного населения водой дляпитья и приготовления пищи предназначены звенья подвоза воды. Состав: 6человек, 6 автоцистерн или грузовой автомобиль с бочками (120 бочек по 200 л).Учитывая возможности звена для подвоза воды, а именно: за 10 часов работыподвоз 75 000 л воды, делаем вывод, что для обеспечения личного составаформирований и пораженного населения водой необходимо 2 звена подвоза воды,общей численностью 12 человек.
Доставка водыосуществляется с пункта предприятия «Городской водоканал», расположенного нарасстоянии 20 км.
Кромеорганизации подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и врасфасовке (исключительно для спасательных команд), а также подачи ее временнымводоводами, планируется:
использованиевсех сохранившихся и вновь оборудованных систем водоснабжения и автономныхводозаборов, водоочистных сооружений, установок;
введение иорганизация нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
организациявосстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевоговодоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

4.Обеспечение населения и формирований РСЧС продуктами питания
4.1Определение состояния мощностей по производству продуктов питания, пищевой имясомолочной продукции, определение состояния предприятий общественногопитания, наличия запасов продовольствия на складах
Определениесостояния мощностей по производству продуктов питания, пищевой промышленности ипредприятий общественного питания показывает, что данный район (в которыйтерриториально входит микрорайон С. города У.) имеет:
стационарныхпредприятия торговли – 71;
предприятийобщественного питания – 31;
предприятийхлебопечения – 6;
предприятий,содержащих продовольствие – 2;
предприятийпищевой промышленности – 2.
Оценкавозможностей материально-тылового обеспечения показывает:
предприятияобщественного питания 17/6566 посадочных мест;
хлебопечение– 60 т в сутки;
предприятия,содержащие продовольствие и пищевое сырье:
коммерческийцентр «Союз» — 420 т продукции;
предприятий«Плодовощ» в осенне-зимний период – 700 т пищевого сырья;
предприятияпищевой промышленности:
завод «Б-ий»2,5 т дрожжей в сутки, разлив 1,5 млн. бутылок безалкогольных напитков;
фабриказаготовок мясных и рыбных полуфабрикатов – 4,5 т мясной продукции в сутки, 1,5т в сутки – рыбной.

4.2 Выяснениепотребности в продуктах питания пострадавшего населения и личного составаформирований
Дляопределения потребности в продуктах питания учтем суточные нормы, приведенные втаблице 2.6.1. для каждой категории обеспечиваемых, а также их количество иструктуру:
спасателей(спасательные звенья и сандружины) – 116 чел;
население –2765 чел;
другиекатегории участников ликвидации последствий ЧС – 343 чел.
Тогда,учитывая суточные нормы, получим потребность в продуктах питания пострадавшегонаселения и личного состава формирований:
хлеб из смесиржаной, обдирной и пшеничной муки 1-го сорта – 898 050 г ~ 898,5 кг;
хлеб белый изпшеничной муки 1-го сорта – 874 850 г ~ 875 кг;
мукапшеничная, 2 сорт – 53 187 г ~ 53,5 кг;
крупа разная– 204 940 г ~ 205 кг;
макаронныеизделия – 67 910 г ~ 68 кг;
молоко имолокопродукты – 713 900 г ~ 714 кг;
мясо имясопродукты – 204 940 г ~ 205 кг;
рыба ирыбопродукты – 89 805 г ~ 90 кг;
жиры – 102470 г ~ 102,5 кг;
сахар – 139300 г ~ 139,5 кг;
картофель – 1024 700 г ~ 1 050 000 кг = 1,05 т;
овощи – 404130 г ~ 404,5 кг
соль – 67 355г ~ 67,5 кг;
чай – 3 511,5г ~ 4 кг.
Анализмощностей предприятий района показывает, что район справляется с потребностямив продуктах питания населения и личного состава формирований. Для организацииснабжения продуктами питания представляются 1 подвижный пункт общественногопитания с личным составом 25 человек, а также 1 подвижный пунктпродовольственного снабжения с личным составом 12 человек.
Подвижныйпункт общественного питания предназначен для обеспечения сил, участвующих вликвидации последствий ЧС, и пораженного населения горячей пищей. Состав: 25человек, 3 грузовых автомобиля, 1 авторефрижератор, 1 автоцистерна, 2 кухни.Возможности: за 10 часов работы, при 2-х разовом питании, приготовить и раздатьпищу на 1000 человек.
Подвижныйпункт продовольственного снабжения предназначен для обеспечения личного составаформирований и пораженного населения сухими пайками. Состав: 12 человек, 2 грузовыхавтомобиля, 2 автоприцепа. Возможности: за 10 часов работы скомплектовать ивыдать 5000 сухих пайков.

5.Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего населения
Обеспечениепредметами первой необходимости (одеждой, обувью, тканями, одеялами, посудой,галантереей) пострадавшего населения проходит согласно нормам, приведенным втаблице 2.6.2, с помощью подвижного пункта вещевого снабжения.
Подвижныйпункт вещевого снабжения предназначен для обеспечения пунктов специальнойобработки, санитарно-обмывочных пунктов и эвакопунктов обменным фондом вещевогоснабжения. Состав: 14 человек, 2 грузовых автомобиля, 2 автоприцепа.Возможности: за 10 часов подвезти и выдать до 1500 комплектов вещевогоснабжения или предметов первой необходимости.
Места выдачипредметов первой необходимости организуются на площадках перед местом эвакуации(кинотеатр, театр, санатории и т.п.). Порядок выдачи организуется по талонам иучетным карточкам.
Анализвозможностей обеспечения пострадавших показывает, что оно возможно за счетсобственных ресурсов, включая имеющиеся резервы.
Такимобразом, общая потребность в предметах первой необходимости пострадавшегонаселения составляет (с учетом вышеупомянутых норм и требований):
мискаглубокая металлическая – 2765 шт;
ложка – 2765шт;
кружка – 2765шт;
ведро – 276шт;
чайникметаллический – 276 шт;
мыло – 92,5кг;
моющиесредства – 230,5 кг;
постельныепринадлежности – 2765 комплектов.
Кромеорганизации обеспечения, подвоза и раздачи предметов первой необходимостипредусмотрены:
организациясбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимостииз поврежденных и подтопленных складов;
выявлениеобъемов дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения продукции всобственном районе с использованием возможностей войск других регионов принеобходимости;
определениеобъемов, сроков, путей доставки и отправки соответствующих запросов.

6.Обеспечение населения и личного состава жильем
Обеспечениеличного состава жильем не требуется поскольку места его проживания находятся внепосредственной близости к микрорайону. Осуществляется доставка личногосостава формирований РСЧС к месту работы автобусами в количестве 3 штук.Непосредственно размещение сил и средств формирований РСЧС, а также временногооперативно-диспетчерского пункта предусматривается на территории школы №9696,расположенной на расстоянии 3 км от границы зоны затопления.
Обеспечениенаселения жильем осуществляется с помощью лечебно-профилактических учреждений иучреждений культуры. В частности:
больницы №21,№15, №6, железнодорожная больница №2, городской наркологический ипсихиатрический диспансеры, республиканский онкологический диспансер послевыписки больных, находящихся на дневном стационаре, а также больных с легкойстепенью тяжести, способных проводить лечение в домашних условиях и районнойполиклинике, смогут предоставить до 3950 коек;
Санатории-профилакториинефтеперерабатывающего завода, промышленного предприятия «ХО», строительноготреста №21 смогут предоставить 300 коек;
Русскийакадемический театр драмы, используя хранящиеся на случай ЧС в подвале сборныекойки и раскладушки, через 2 часа после оповещения сможет предоставить 500 местдля размещения эваконаселения.
Такимобразом, население, подлежащее эвакуации, с помощью 15 автобусов из автомобильнойколонны для перевозки населения эвакуируется в:

Таблица6.1.1.

пп Наименование учреждения Количество мест 1. Больница №21 630 2. Больница №6 420 3. Больница №15 260 4. Железнодорожная больница №2 280 5. Русский академический театр драмы 500 6. Городской наркологический диспансер 100 7. Городской психиатрический диспансер 150 8. Республиканский онкологический диспансер 125 9. Санаторий-профилакторий УНПЗ 100 10. Санаторий-профилакторий ПО «ХО» 100 11. Санаторий-профилакторий строительного треста №21 100 ИТОГО: 2 765
Из таблицы6.1.1 видно, что эвакуируемое население полностью обеспечивается временнымжильем. В случае необходимости предоставляются дополнительные места влечебно-профилактических учреждениях, местном кинотеатре (переоборудуется втечение 3-х часов).
Кроме того,проводится оценка состояния поврежденных жилых и общественных зданий кварталаН. после схода воды, определение потребности во временном жилье в случае егонехватки, путей и средств доставки недостающего из других регионов, порядкаприема и распределения пострадавших; подготовка и отправка соответствующихзапросов.

7.Медицинское обеспечение населения в соответсвии с установленными нормами
Медицинскоеобеспечение эваконаселения организуется по территориально-производственномупринципу.
Цельмедицинского обеспечения – прогнозирование, предупреждение ЧС, своевременное иквалифицированное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим и ихлечение, ликвидация медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийныхбедствий и других видов ЧС.
Район, ккоторому территориально относится микрорайон С. города У., имеет:
санатории-профилактории– 3 на 500 коек;
аптеки – 6;
больницы – 3;
поликлиники –6 (из них 2 стоматологические);
диспансеры –4.
В общейсложности район может предоставить:
коек – 3950;
врачей –1072;
транспорта –131.
Медицинскоеимущество, санитарно-хозяйственное и специальное, каждой бригады экстренноймедицинской помощи комплектуется и хранится в учреждении формирователе вспециальных укладках, готовых к выезду на 30 пострадавших при 12 часах работы.Снабжение каждой бригады экстренной медпомощи, в том числе постояннойготовности, осуществляется по принципу приоритетного обеспечения.Ответственность за поддержание бригады в готовности возлагается на руководствоучреждения-формирователя бригады. Если потребности при ЧС не могут бытьудовлетворены табельными средствами, то используются различные системыснабжения в соответствии с «Положением о службе экстренной медпомощи населениюстраны в ЧС» от 1991 г. (ТПО «Фармация», ПО «Медтехника»).
Численностьсанитарных потерь, как было рассчитано в п. 2.3 и п. 2.5, составляет 174человека при точном расчете, представленном в Плане действий по предупреждениюи ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера микрорайона С.города У., а при грубом: Nсанг = 0,05× Nzatг = 0,05*2765 =138,25 ~ 139чел.
Количествосандружин: Nсд = 0,0033×Nсанг = 0,0033 * 174 ~ 1 ед. При использованиисандружин расчет их количества для обеспечения первой медпомощи пострадавшемунаселению (174 человека) показал, что их число составляет – 1 ед. с личнымсоставом 23 чел. После оказания первой медпомощи пострадавшие доставлялись вбольницы района бригадами экстренной медпомощи.
Кроме того,до начала эвакуации осуществлялись:
подготовка кразвертыванию и развертывание медпунктов на эвакопунктах и в пути следования;
назначение всостав эвакокомиссий представителей органов здравоохранения;
подготовкамедицинских учреждений к эвакуации из зон ЧС (уточнение количестватранспортируемых, не транспортируемых и подлежащих выписке больных и др.).
усилениеконтроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологическихтребований на пунктах общественного питания и водоснабжения, а такжеэвакопунктах;
непрерывноенаблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных ит.п.;
снабжениемедпунктов, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологическихучреждений и формирований здравоохранения медицинским имуществом.

8. Расчетобеспечения зоны ЧС необходимыми материалами, запасными частями, оборудованиемдля ликвидации последствий
Дляликвидации последствий прорыва плотины П-й ГЭС привлекаются силы и средстваРСЧС, размещаемые на территории школы №9696.
Потребноеколичество плавсредств для эвакуации населения из зоны затопления (с пунктовсбора пострадавших) в виде надувных лодок «Идель» и «Кайнар» (см. приложение 2)при спасаемом количестве людей около 200 человек, рассчитывается по формуле:
/>
В данномслучае, при учете того факта, что пассажировместимость лодок – 8 человек, времяэвакуации 120 минут, продолжительность рейса – 30 минут, Кпс=7+7=14 лодок.
Согласнорасчету сил, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, задействовано: 1команда восстановления ЛЭП, 1 команда связи, 1 команда ликвидации аварий наКЭС, 1 дорожно-восстановительная команда. Учитывая оснащенность этих команд а такжеавтоколонн и спасательных звеньев, а именно:
дорожно-восстановительнаякоманда – 35 чел. Техника: экскаватор, 2 бульдозера, грейдер, 2 самосвала, 2автомашины;
спасательныезвенья (2 ед.) – 35*2 чел. Техника (на 2 звена): 6 грузовых автомобиля, 6 газорезок;
автоколоннадля перевозки грузов – 20 чел. Техника: 15 автомобилей, ремонтная мастерская;
автоколоннадля перевозки населения – 15 чел. Техника: 15 автобусов, ремонтная мастерская;
команда связи– 7 чел. Техника: мотоцикл.
получаем, чтообеспечение сил для ликвидации последствий ЧС включает всю перечисленнуютехнику.
Формированиясоздаются на базе объектов экономики, специализированных предприятий и частейГО. Количественный состав определяется исходя из объемов работ и возможностиформирований.

9.Информационное обеспечение
9.1Организация оперативного информирования населения
Организацияоперативного информирования населения производится с использованием автомобилейс громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановкеи порядке действия в сложившейся обстановке.
16организаций управления информируются по телефону, 51 черездежурно-диспетчерские службы. В нерабочее время – посыльными на 29 автомобилях.
Населениеинформируется по теле- и радиотрансляционной сети и 4-мя подвижнымигромкоговорителями, установленными на 4-х автомашинах районного управлениявнутренних дел. В центре микрорайона С. города У. информирование населениявозможно через городской радиоузел по уличной громкоговорительной сети.
Информированиенаселения ведется об обстановке, мерах безопасности, о местах размещенияэвакопунктов и медицинских пунктов.
9.2 Созданиеинформационных групп и организация информационного центра
Организуетсяинформационная группа по 3 человека из депутатов, ответственных работниковисполнительных и законодательных органов власти для выяснения нужд, запросов,настроения пострадавшего населения и доведения до него оперативной информации.В группу вошли: глава администрации района (председатель КЧС района),территориально включающего микрорайон С. города У., депутаты Городского Советагорода, выдвинутые от данного района.
В местахэвакуации создается справочно-информационная служба, позволяющая информироватьэвакуированное население о возможностях и порядке обеспечения водой, питанием,предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов илечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами.
Для болееполного информирования населения об обстановке в зоне ЧС и ходеаварийно-спасательных и других неотложных работ создан информационный центр,организованный с привлечением всех средств массовой информации.
Организациюсвязи руководства спасательных и восстановительных работ обеспечиваетсоответствующая служба связи и оповещения района. Восстановление поврежденныхпоражающими факторами ЧС линий связи осуществляет 1 команда связи в составе 7человек. Команда состоит: командир звена, 2 радиста, 3 телефониста,мотоциклист-связной. Звено связи в зависимости от сложившейся обстановки можетусиливаться личным составом и средствами связи.
Кроме того,организовано через соответствующие службы, проведение психологическоговоздействия текстовыми речевыми сообщениями в целях снижения стрессовогосостояния населения.

10.Обеспечение топливом техники, участвующей в аврийно-спасательных и другихнеотложных работах
Одной изважных задач МТО формирований РСЧС является обеспечение спасательной и другойтехники на базе автомобиля горюче-смазочными материалами. Расчет расхода топливи смазочных материалов основан на предварительном определении номенклатуры иколичества спасательной техники, учета дорожно-транспортных эксплуатационныхфакторов, учета климатических факторов и т.п.
Основные видытехники, а также их количество, применяемой в ходе проведения АСДНР при затоплениимикрорайона С. города У., вызванного прорывом плотины П-й ГЭС, представлены втаблице 10.1.1.
Таблица10.1.1.№ пп Вид техники Марка Формирование Кол-во 1 Автобусы Mercedes-Benz 0302 C V-8 Автоколонна 15 2 Мотоцикл   Звено связи 1 3 Грузовые авто КамАЗ-53202 Автоколонна + спас. группа + сандружина + звено подвоза воды + прод. снабж. + вещев. снабж. + АЗС + пункт питания + дор.-восст. ком 38 4 Экскаватор  на базе Т-150 дор.-восст. ком 1 5 Бульдозер  на базе Т-150 дор.-восст. ком 2 6 Автомашина  УАЗ-315100 дор.-восст. ком 2 7 Грейдер  на базе Т-150 дор.-восст. ком 1
Расчетырасхода топлива для техники проводились согласно нормативным материалам,утвержденным Департаментом автомобильного транспорта Российской Федерации 26августа 1993 года и введенные в действие с 1 октября 1993 года.
Учитывая, чтотемпература окружающей среды +11 °С, расчет расхода топлива на работуотопителей не нужно, поэтому расход топлива для автобусов аналогичен расчетудля легковых автомобилей.
/>
Согласнонормативам /> дляавтобусов «Mercedes-Benz 0302 C V-8» — 32д, для автомашин марки УАЗ-315100 –16; расстояние от сборного эвакопункта до места эвакуации составляет 20 км(следовательно, с учетом обратного направления – 40 км).
Поправочныйкоэффициент D для района равен: D = 10% (миллионный город) + 10% (пониженнаяскорость) — 10% (заказные авто) = 10%. Тогда, расход топлива для 15 автобусов,2 легковых автомобилей и 1 мотоцикла будет равен:
для автобусов(5 рейсов):
/>=15шт*0,01*32*40км*5рейсов*(1+0,01*10) = 1056 л дизельного топлива;
дляавтомобилей и мотоцикла:
/>=3шт*0,01*15*100км*(1+0,01*10) = 49,5л бензина.
Согласнонормативам /> длягрузовых автомашин типа КамАЗ-53202 – 25,5д, расстояние для каждого грузовика50 км, следовательно, расход топлива для 38 грузовых автомашин согласно формуле
/>

будет равно:
/>=38шт*0,01*(25,5*100км+1,3*8т*60км)*(1+0,01*10) = 38шт*0,01*1587*1,1 = 1330 лдизельного топлива.
Согласнонормативам нормы расхода топлива для 2 бульдозеров, экскаватора и грейдера набазе трактора Т-150 без прицепа составляет 16 л/час. Учитывая работу даннойтехники в течение 11 часовой смены в течение 2 суток
/>= 4шт*22ч*16л/ч*2сут= 2816 л дизельного топлива.
Такимобразом, дизельного топлива для техники, применяемой при рассматриваемой ЧС,требуется 5202 л, бензина – 49,5 л.
Дляобеспечения данного количества топлива применяется подвижная автозаправочнаястанция. Состав: 5 человек, 2 авто топливозаправщика, 2 автоприцепа.Возможности: за 10 часов работы обеспечивает заправку 400-500 ед. техники.
Припроведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при данной ЧСиспользуется автомобильная техника, техника на базе тракторов, а также надувныерезиновые лодки, топлива для которых не требуется. Воздушный транспорт(вертолет) и другой водный при ликвидации последствий данной ЧС не применяется.

11. Расчетрасхода смазочных материалов автомобильной техники
Нормы расходасмазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативногоучета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребностив автотранспортных предприятиях.
Нормы расходасмазочных материалов установлены на 100 литров общего расхода топлива,рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установленыв литрах на 100 литров расхода топлива, нормы смазок соответственно вкилограммах на 100 литров расхода топлива.
С учетомнормативов, а также с учетом рассчитанного расхода топлива для автомобилей впредыдущем разделе, результаты по расчету расхода смазочных материалов можнопривести в виде таблицы 12.1.1.
Таблица11.1.1.Вид техники Кол-во Расход топлива Моторные масла Трансмиссион-ные масла Специаль-ные масла Пластич-ные смазки Mercedes-Benz 0302 C V-8 (Икарус-250) 15 10,56 4,5 0,5 0,1 0,3 КамАЗ-53202 38 13,3 2,8 0,4 0,15 0,35 УАЗ-315100, мотоцикл 3 0,495 2,2 0,2 0,05 0,2 Итого: 2131 282 92 225

12.Обеспечение ремонта спасательной техники, участвующей в работах в зоне ЧС
Успехвыполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многомзависит от своевременного и правильного осуществления мероприятий потехническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных наповышение срока работоспособности машин.
Припроведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строймаксимально возможного количества машин при организации ремонта необходиморуководствоваться следующими основными принципами:
непрерывностьремонта;
в первуюочередь ремонт тех машин, которые имеют меньший объем работ по ремонту инаиболее необходимы в ближайший период;
текущийремонт машин сравнительно небольшой трудоемкости производится, как правило, наместах выхода машин из строя, а ремонт значительной трудоемкости – на пунктесбора поврежденных машин;
основнойметод ремонта – агрегатно-узловой.
Основныемероприятия по техобеспечению машин при проведении АСДНР будут выполнятьсяподвижными средствами для техобслуживания.
Длятехобслуживания и ремонта машин, рассредоточенных по территории, будутприменяться подвижные мастерские, механизированные агрегаты техобслуживания,механизированные заправочные агрегаты, автоцистерны для перевозки и заправкимашин топливом и водой.
В настоящеевремя установлен табель оснащения управления механизации передвижнымисредствами техобслуживания строительных машин по норме на 100 машин с радиусомобслуживания до 20 км, шт.:
агрегатытехобслуживания – 3;
подвижныемастерские – 2;
механизированныезаправочные агрегаты – 3.
Приопределении потребности в передвижных средствах обслуживания в числе 100 машинучитываются только экскаваторы, бульдозеры, скреперы, краны на пневмоколесном игусеничном ходу грузоподъемностью 15 т и более, погрузчики, тракторы,автогрейдеры и моторные катки.
При радиусахобслуживания до 50 км установленное табелем число средств техобслуживанияувеличивается в 1,3 раза, а при более 50 км – в 1,8 раза.
Учитываявышеизложенное, а также тот факт, что в 5 км от границы зоны затоплениямикрорайона С. находится ремонтная база, оснащение зоны ЧС специальнымигруппами ремонта техники не требуется. Ремонтная база организует подвижнуюремонтно-восстановительную группу (по ремонту инженерной техники) для быстрогореагирования в случае необходимости. Состав: 20 человек, сварочный аппарат,агрегат механического ухода, 2 ремонтные мастерские, 2 грузовых автомашины.Возможности: за 10 часов работы – 3 условных текущих ремонта.
Созданиеодной такой группы достаточно при использовании 2 бульдозеров, экскаватора,грейдера и др. техники.

Заключение
В результатеразрушения русловой плотины П-й ГЭС образовалась волна прорыва, вызвавшаяразрушения и затопления в микрорайоне С. города У.
Аварияпроизошла в 7 часов 20 минут, оповещение населения и органов РСЧС через 40-70минут. В результате в зону затопления попало население квартала Н. в количестве4 608 человек. На момент разрушения в зданиях оказалось около 60 % проживающегонаселения, поэтому число пострадавших составило 174 человека, количествонаселения, подлежащего эвакуации – 2 765 человек.
Анализобстановки показал, что в течение 6 часов возможна эвакуация населения изопасной зоны с использованием ведомственных автобусов в количестве 15 единиц.
Исследованиемощностей, обстановки и резервов микрорайона показало, что район готов полностьюобеспечить население и формирования РСЧС, привлекаемые для проведения АСДНР,необходимыми средствами и материалами: питанием, водой, предметами первойнеобходимости, жильем, коммунально-бытовыми услугами, техникой и необходимымидля нее топливом и смазочными материалами.
Периодпервичного жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения составляет 5 суток. Втечение 5 суток население размещается в учреждениях, предоставляемыхадминистрацией района, обеспечивается питанием, предметами первойнеобходимости, коммунально-бытовыми услугами с помощью подвижного пунктапитания, пункта вещевого и продовольственного снабжения. Обеспечение водойэваконаселения не требуется.
Обеспечениеводой необходимо жителям близлежащих к кварталу Н. домов, а также спасателям(расфасовка по бутылкам), для чего организуется подвоз воды звеном подвозаводы.
Такжеобеспечивается работа спасательной техники топливом, смазочными материалами иремонтом при необходимости с помощью подвижной автозаправочной станции, а такжеподвижной ремонтно-восстановительной группы.
В результатеанализа обстановки и возможностей района к ликвидации последствий прорываплотины П-й ГЭС и обеспечения населения и личного состава формирований РСЧСследует, что жизнеобеспечение и материально-техническое и тыловое обеспечениеосуществляется силами района.

Списоклитературы
1. Методическоепособие по организации материального обеспечения при подготовке и в условияхвозникновения чрезвычайных ситуаций, разработанное службой материальных средствотдела тыла Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороныи чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Методическиерекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения вчрезвычайных ситуациях под ред. Дзыбаева М. М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г.
3. Нормырасхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей, используемых приэксплуатации и ремонте вооружения и наземной военной техники армии и флота. Книга2, часть 1 к приказу Министерства обороны РФ №065 от 1992 года.
4. Нормырасхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте(Р3112199-0295-93), утвержденные Департаментом автомобильного транспорта РФ 26августа 1993 года, Москва, 1993 г.
5. ТаракановН.Д., Овчинников В. В. Комплексная механизация спасательных и неотложныхаварийно-восстановительных работ, Москва, 1984 г.