СОДЕРЖАНИЕ/>
Введение… 2
ГЛАВА I.Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике… 4
1.1 Сущность ифункции налогов… 4
1.2 Научныеподходы к роли налогов в государственном регулировании экономики. 10
ГЛАВА II.Роль налогов в государственном регулировании экономики… 17
2.1 Сущность налоговойполитики, ее принципы… 17
2.2 Налоговая политикав условиях рыночной экономики… 20
2.3 Налоговая политикакак инструмент государственного регулирования экономики 28
Заключение… 38
Список использованной литературы… 41
Приложение 1… 43
Приложение 2… 44
Приложение 3… 45
/>/>/>Введение
В общей системегосударственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежитналогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающаядинамику определенной сферы экономических отношений государства, а такжеструктур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг– юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы ивладеющими имуществом.
Налогообложение каккомплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно сгосударством. По мере развития общества на государство возлагаются все новыефункции. В условиях преобладания частной собственности налоги выступаютосновным источником финансового обеспечения деятельности государства.
Государственноерегулирование экономики — одна из основных форм участия государства вэкономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, науровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.
Государственное регулированиепри помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высотыналоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют двероли:
· Это главныйисточник финансирования государственных расходов
· Это инструментрегулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложитьналогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия нахозяйственное поведение.
Теоретико-методологическийфундамент налогов и налогового регулирования был заложен в трудах классиковэкономической теории В.Петти, А. Смита, Д.Рикардо и впоследствии развиты такимиэкономистами, как А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, А.Лаффер и др.
Советские экономисты А.Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можностимулировать промышленность, регулировать производство, потребление,предложение, спрос, цены.
Цель исследования – определитьроль налогов в государственном регулировании экономики.
Задачи исследования:
· Исследоватьэкономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функцийналога
· Сделать обзорэкономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике
· Определить рольналоговой политики в современном государстве
· Проанализироватьразличные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики
· Показать значениеналогов в государственном регулировании экономики
Актуальность темы состоитв том, что современная налоговая система России представляет собой сложнуюструктуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономикии предпринимательства в России требует снижения уровня налогов до минимума, сдругой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат.Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним изосновных вопросов развития страны. Особенно актуальна роль налогов вгосударственном регулировании экономики сейчас, во время мирового экономическогокризиса, так как такая экономическая ситуация требует продуманноговмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений иуспешного восстановления экономики.
/>/>/>/>ГЛАВА I.Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налоговв экономике/> 1.1 Сущность ифункции налогов
Под налогом принятопонимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов:федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации(региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующуюфинансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных)бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость,налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих.Часть их сумм в соответствии с законом РФ о бюджете на соответствующий годможет поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов Федерации(региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправлении(муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по доходам и расходам.
Законодательство РФ оналогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ипринятых в соответствии с ними федеральных законах о налогах и сборах (ч.1 ст.1НК РФ). Понятие налогов и сборов дано в НК РФ (ст.8).
Налог – это обязательныйбезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор понимается какобязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершения в интересах плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий).
Налоги как экономическаякатегория выражают взаимоотношения органов государственной власти разныхуровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложениявыражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способывзимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированиемгосударственного бюджета — финансового плана страны, баланса доходов и расходовгосударства.[1]
Все виды налогов и сборовустанавливаются соответствующими законами Российской Федерации. Основнымзаконом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс РоссийскойФедерации. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессыналогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органови плательщиков, характеристики их прав и обязанностей и кончая порядком расчетаи уплаты налогов. Налоговый кодекс максимально приближен к закону прямогодействия и предусматривает эволюционное преобразование налоговой системы без еекардинальных изменений. В нем доминирует ориентация на фискальные функцииналогообложения, на максимизацию изъятия средств в пользу государства.
Следует отметить, чторегиональные и местные налоги могут устанавливаться соответствующими органамивласти только в пределах перечня и размеров, установленных Федеральным законодательством(Налоговым кодексом РФ). Это положение является основополагающим дляцентрализованного регулирования всей налоговой системы.
Будучи финансовойкатегорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налогиобеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондовфинансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социальногострахования и др. Следует отметить нравственно-этические аспектыналогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностейотдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня исфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.).
Социально-экономическоесодержание налогов раскрывается в их функциях[2].Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную,перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнотаосуществления государством своих функций зависит от величины главногофинансового фонда страны – консолидированного бюджета Российской Федерации,равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функцияналогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этогоизъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с цельюсвоевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных имуниципальных фондов финансовых ресурсов.
Реализация фискальнойфункции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего –перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налогиперераспределяются на те или иные цели. – просвещение и науку, оборону,здравоохранение, содержание органов управления и т.д. В процессе взиманияналогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано вполном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует системуконтроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годыдостигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что являетсяположительным показателем функционирования налоговой системы.
Особая роль вналогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно онапридает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступатьв качестве комплексного экономического рычага, который активно используетсягосударством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорцийразвития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщениярынка товарами и экономического роста. Реализовываться эта функция должна черезизменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектамрыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия дляразвития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционнойстратегии.
Кроме указанных функцийналогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает израссмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционнойстратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложениедолжно стимулировать инвестиции[3]в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышенияконкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и навнешних рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которыепользуются повышенным спросом.
И, наконец, социальная функцияналогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупногоинтеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего черезобеспечение качества жизни – ее продолжительности, достойных условийсуществования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощьюналогов осуществляется регулирование этого процесса.
Функции налогов активноиспользуются государством для разработки и реализации налоговой политики.Налоговая политика представляет собой систему мер государства поцеленаправленному использованию налогового механизма в интересах развитияпроизводства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспеченияна этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.
В настоящее время главнойпроблемой, определяющей действенность системы налогообложения, являетсяоптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно,что придает налоговой системе качественное содержание, обеспечиваяпотенциальную возможность реализации основных направлений повышения ееэффективности.
Налоговая система должнаориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочныхстратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем какповышение темпов роста экономики, так и качества жизни.
Наконец, нужнопоследовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единаянаправленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такойналоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала быинтеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленностьналоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствоватьэффективном развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.[4]
Все это требует измененияконцепции налогообложения. Оно должно превратиться в решающий комплексныйфактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом кинтересам производства, стимулируя его рост на основе использованияинновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставокналогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов изприбыли предприятий не приостанавливало развития производства, а создавалодополнительный импульс для его роста.[5]Мировая практика налогообложения базируется на положении об эластичнойзависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, иналоговых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденциядоходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговыхплатежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства,доходов.
Таким образом, налоговаясистема представляет собой качественно определенную совокупность рядаэлементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а такжевзаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поленалогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этихзвеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективностьналоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется черезналоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупностьорганизационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Будучи частью налоговойсистемы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальныепотоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости– национального дохода, но в определенной мере и других частей валовогонационального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активногорычага в руках государства по формированию новой эффективной структурыэкономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. В решении тактических истратегических социально-экономических задач налоговой системе принадлежитособая роль. />1.2 Научные подходы к роли налогов в государственномрегулировании экономики
С развитиемэкономической науки развивались и теоретические взгляды ученых-экономистов наместо и значение налогов в экономике. Попытки теоретического обоснованияпрактики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюцияпроисходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономическойполитики государства. Долгое время господствующим было только классическое представлениео роли налогов в экономике.
Классическаятеория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет высокий теоретическийуровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов АдамаСмита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственныхдоходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этомкакая-либо иная роль (регулирование экономики; страховой платеж, плата зауслуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теориирыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит. В рыночных условияхудовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономическойсвободы, свободы деятельности субъектам. А. Смит выступал противцентрализованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Неуделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализацияпозволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на точто рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей,она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование оприроде и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила,к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкампроизводства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.
Адам Смитсформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципаналогообложения, желательных в любой системе экономики: 1) Подданныегосударства должны участвовать в содержании правительства соответственнодоходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемомуравенству или неравенству налогообложения.
(Принципсоразмерности)
2) Налог,который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точноопределен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
(Принципопределенности)
3) Каждыйналог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнеевсего оплатить его.
(Принципудобности)
4) Каждыйналог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал изкармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.(Принцип дешевости)
А. Смит такжесчитал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики,охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государствунеобходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямыхдоходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается,основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступленияот налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительствои содержание дорог, содержание судебных учреждений и т. д.), то они должны покрыватьсяза счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этомсчиталось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборыне должны рассматриваться в качестве налогов.
По словамфранцузского ученого Поля Мари Годме, представителя классической теории,единственная цель налога — финансирование государственных расходов. Этаконцепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства ипризнающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией«государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело ктрансформации и смягчению этой теории. Так, не отрицая влияния налогов наэкономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее,исходили из того, что следует избегать такого искажения экономическогопроцесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производстваво вред другим, или, иначе говоря, призывали к благоразумию при использованииналогообложения в экономических процессах.
В то же времяпредставляется очевидным, что классическая теория сегодня абсолютнонесостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налоговчетверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезныхэкономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательнуюспособность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенныеналоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само посебе влияет на многие экономические процессы в обществе.
В настоящеевремя выделяют два альтернативных направления использования налогов вгосударственном регулировании: 1)кейнсианское; 2)неоклассическое. Дж. Кейнсявился основоположником теории и практики государственного регулированияэкономики, одним из инструментом которой являлись налоги. Кейнсианская модельгосударственного регулирования главное значение придает «эффективному спросу»населения, в недостатке которого автор видит основную причину кризисных явленийв экономике. Государство должно восполнить недостающий спрос за счет увеличениясвоих расходов, налогов, стимулирования инвестиций и производства. Именно государство,считал Кейнс, в экстремальные периоды должно выбирать приоритетные направленияразвития экономики и проводить соответствующее финансирование за счет своихдоходов. Образовавшийся при этом дефицит государственного бюджета покрываетсягосударственными займами, а выплаты процентов по этим займам проводятся за счетналогов.
Варьируяразницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретныхэкономических условий, государство может влиять на изменение основныхмакроэкономических пропорций. В данной системе налоги становятся не толькосредством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления иинвестиций.
Налоги,полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики. Отводя государствуведущую роль, он обосновал тезис о возможности изменения налоговых ставок взависимости от фазы цикла или темпов роста экономики.
Кейнсианскийподход к макроэкономическому регулированию нашел отражение в официальныхпрограммах экономической политики ряда стран.
Экономическаяреальность 70-80-х годов XX в., связанная с обострением инфляционных процессов,снижением темпов экономического роста, повышением уровня безработицы ибюджетным дефицитом, изменила приоритеты экономического развития.
Кейнсианскоенаправление в макротеории уступило место неоклассическим концепциям,базирующимся на принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, аследовательно, отрицании активной государственной политики. В неоклассическомнаправлении широкое распространение получили две концепции: монетаризм и теорияэкономики предложения.
В отличие отКейнса, яркий представитель монетаристской теории М. Фридман решительновыступал против расширения экономических функций государства. Поставив подсомнение кейнсианский механизм бюджетного финансирования, где измененияналоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный приростнационального дохода, монетаристы отводят налогам незначительную роль встабилизации экономики.
В их теорииналоги, наряду с другими механизмами, воздействуют лишь на денежное обращение,изымая излишнее количество денег.
Изъятиебольшой доли доходов ведет к тому, что люди предпочитают уменьшатьпродолжительность и интенсивность труда, и труд заменяется досугом. В то жевремя налог, частично обесценивая доход, вынуждает индивида изменять объем иструктуру потребления.
Теорияэкономики предложения была сформулирована в начале 80-х годах американскимиучеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лаффером. Данная теория исходит из того,что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционнуюактивность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей.Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставитькорпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, помнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту[6].
Необходимымусловием устранения дестимулирующего воздействия на функционирование экономикиявляется снижение налоговых ставок. Теория Лаффера обосновала положение о том,что более низкие налоговые ставки могут не изменить или даже увеличитьналоговые поступления. Лаффер считал, что сокращение налогов, понижениепредельных норм обложения может иметь стимулирующий эффект на экономику,налоговую базу:
· налоговая базабудет расти вследствие расширения объема производства;
· частьэкономических субъектов выходит из так называемой подпольной экономики влегальную;
· активизируетсярациональное использование производственных возможностей.
Эти триэффекта, взятые вместе, указывал Лаффер, демонстрируют простую логику того, каксокращение отдельных налоговых ставок может в действительности увеличитьналоговые поступления. Зависимость между налоговыми ставками и налоговымипоступлениями представлена кривой Лаффера.(см. график 1)
/>
График 1.Кривая Лаффера[7]
На основе анализастатистических данных были выведены оптимальные предельные ставки. Авторыналоговой реформы в США И. Брэдли и Р. Гефард установили предельную ставку длякорпораций — 30—35%, М. Фридмен понижал ее до 25%, а М. Эванс предлагал ещеболее низкие ставки, которые позволят затормозить и инфляционные процессы.
Как установлено мировойпрактикой, максимально возможный уровень изъятия добавленной (вновь созданной)стоимости через налоговую систему должен находиться в среднем в пределах33-35%. Дальнейшее повышение ставок тормозит развитие производства, лишая егоисточников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую базу и ведет к уменьшениюналоговых платежей. Снижение же налоговых ставок (до определенного уровня)стимулирует развитие производства и ведет к росту налоговых поступлений.
При дальнейшем ростеналоговых ставок налоговые поступления резко сокращаются. Налоговая система,таким образом, должна строиться так, чтобы не препятствовать проявлениюпредпринимательской инициативы и интереса приложения труда в сфере производстватоваров и услуг.
Подводя итог, можносказать, что теория налогового регулирования экономики не менее важна, чемреализация той или иной научной концепции на практике. При разработке налоговойполитики необходимо учитывать исторический и научный опыт предыдущих поколений(см. Таблицу 2 в Приложении 2) чтобы выбрать такую модель построенияналоговой системы, которая отвечала бы требованиям времени и существующейэкономической ситуации.
/>/>/>/>ГЛАВА II.Роль налогов в государственном регулировании экономики/>/>/>/>2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы
Налоговаяполитика — система мер, проводимых государством в области налогов иналогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов,величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектовналогообложения, в налоговых льготах.
Налоговаяполитика государства является одним из основных инструментов бюджетной политикигосударства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется взаконах, Налоговом кодексе, нормативных актах и других документах. В РФ главныминструментом бюджетного регулирования признается как оптимизация налоговогобремени физических и юридических лиц, так и отдельных сфер труда.
Налоговоебремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретныхналогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношениеобщей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта ипоказывает, какая часть произведенного общественного продуктаперераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономическиразвитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значениеналогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше:с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%[8].
Для конкретногоналогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этоголица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всехначисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Показательналогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, напредприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, ондостигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов;сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговыельготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%. Распределение налогового бремени междуналогоплательщиками опирается на принцип налогообложения получаемых благ и напринцип платежеспособности.
Региональные и местныебюджеты формируют финансовые ресурсы для социально-экономического и культурногоразвития соответствующей территории.[9]Исходный момент при этом – определение расходов на социально-экономическиенужды и источников их покрытия. Призванная стимулировать процессывоспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики,налоговая политика реализуется государством через:
· Предоставление иизменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующихразвитие одних видов деятельности и свертывание других;
· Введение однихналогов и сборов и упразднение других.
Таким образом, налоговаяполитика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовыхмер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспеченияфинансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, атакже развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, ииспользует эти функции для проведения активной налоговой политики. [10]
С одной стороны,налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободнов выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другойстороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговаяполитика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы илогика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние наэкономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаяхпосредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условиядля развития экономики, в других — оно тормозится.
На выбор конкретноговарианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общаяэкономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения)производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства;соответствие между сферой производства, находящейся под государственнымконтролем, и приватизированным сектором. [11]
Различают краткосрочную идолгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная направлена насоздание условий для преодоления спада и обеспечения подъема экономики страны,в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции иуровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени сцелью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.
На практике налоговаяполитика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собойсовокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управленияналогообложением. Государство придает этому механизму юридическую формупосредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективностигосударственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорциимежду прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.
Подводя итог, можносказать, что налоговая политика государства – важный фактор регулированияэкономики. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в нужномрайоне (местности) на важные в определенное время для развития экономики видыдеятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать личное потреблениенаселения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а такжевзаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулироватьразвитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечениечерез систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны./>/>/>/>2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики
В современных условияхналоговая политика государства нужна, чтобы обеспечивать рост рентабельности иснижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целяхреализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политикадолжна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.Наконец, ей принадлежит гарантировать социальную устойчивость и решениенаиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованныефонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализацииобщегосударственных социально-экономических программ развития. [12]
Н.В. Миляковвыделяет две модели рыночной экономики[13],классифицируя их по исторически-эволюционному формированию. Первая – либеральнаямодель, которую характеризуют:
· Незначительноевмешательство государства в хозяйственные процессы; широкая свободахозяйствующих субъектов
· Узкийгосударственный сектор экономики
· Минимальноеучастие государства в решении социальных задач
Такая модельсложилась в США, Великобритании, Франции и др.
Вторая –социально ориентированная модель, отличительные особенности которой:
· Большая степеньгосударственного регулирования
· Значительныйгосударственный сектор
· Масштабноефинансирование из бюджета социальных программ
Такая модельсложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др.
Выбор той илииной модели рынка определяет налоговое бремя производства. Либеральная модельпозволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная –предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительныельготы.
Макроэкономическаяполитика современного государства, как правило, основывается на базовойэкономической теории. Развитие экономической системы приводит к постояннойсмене экономических концепций, лежащих в основе экономической политикигосударства. Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частейобщей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех,поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагомгосударственного регулирования рыночной экономики. Именно выполнением этойкомплексной функции характеризуются системы налогообложения в странах сразвитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.). При этомреализуется принцип адекватности налоговых систем. Он состоит в том, что формыи методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретнымусловиям формирования рыночной экономики. Налоговая политика государства вомногом определяет формирование эффективного рыночного механизма.
Через налоговую политику государствореализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. Опыт США,Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система –наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономическогоразвития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономическойдеятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетныхотраслей.
Стимулированиеприоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условийналогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Черезэто прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны.Эта политика активно применяется в Китае.
Большое значение имеетпереход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежитрассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством.Благодаря этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полнотеоказываемых услуг, их адекватности величине налогов (охрана личности и бизнеса,организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития,формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационнойосновы развития, качества жизни и решения комплекса социальных задач и т.п.).Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государстваза реализацию его регулирующих функций. [14]
Требуется также болееполный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночнойэкономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственныхработников. Для этого понадобится снижение налогового бремени, возлагаемогопрежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, атакже перехода к дифференцируемому налогообложению прибыли, в зависимости отуровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспеченииэкономического роста.
Немаловажен и переход отпассивно-конфискационной организации налогообложения к активно-стимулирующейчерез изменение порядка формирования налогооблагаемой базы и дифференциациюналоговых ставок в зависимости от источников прибыли (например, применениенулевой ставки к прибыли, полученной в данном году за счет снижениясебестоимости продукции, что создает стимулы экономить ресурсы, используемые впроизводстве).
В начале своегоформирования на рубеже 1980-1990-х годов налоговая система России впитала всебя весь накопленный западными налоговыми системами опыт налоговогорегулирования и стимулирования инвестиционной активности. Постепенно, а сначалом налоговой реформы – достаточно решительно, многие инструментыналогового стимулирования были ликвидированы. С началом разработки и принятиявторой части Налогового кодекса РФ был взят курс на преимущественноеиспользование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговаяставка. В этот период ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%, ставкапо НДС – с 20 до 18%, по ЕСН – с 36,5% дог 26%. Существенной корректировке всторону уменьшения были подвергнуты и ставки единого налога для организациймалого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах.
Для обеспечения процессапостоянного поступательного экономического развития и успешного преодолениякризисных явлений правительства каждой страны используют арсенал методов,имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии спринятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной модельюэкономического развития. В послевоенной истории действовали три основные моделиэкономического развития, каждая из которых отводила свое место системегосударственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики вэтом процессе.
Первая из них –«либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развитиянациональной экономики реализуется правительствами таких государств, как США иВеликобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики впределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономическогопорядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятийустанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечитьгосударство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.
Вторая модель –планово-административная экономика. Ее важнейшая черта – высокий уровеньгосударственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежатгосударству и управляются органами власти директивным методом. В данной моделиэкономического развития значение налоговой политики минимально, посколькугосударство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, содной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия – с другой. Государствоизымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением тойее индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считаласьнормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствованиясогласно утвержденному государственному плану.
Третья модель – этоусловно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, чтоконструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. Врамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящуюроль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциалроста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегиюускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот,которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния наэкономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесенапосредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физическихлиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственномрегулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития»достаточно высока.
Рассматриваянаправления налоговой политики государства, Л. Окунева выделяет три её типа.Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взятьвсе, что можно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когдаповышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип— политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства,обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип — налоговаяполитика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но призначительной социальной защите.
При сильнойэкономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются.
Все этимодели сходны в одном – даже в странах с «либеральной» экономической политикойсуществует государственное регулирование экономики и налоговая политика как егоосновная часть.
Государственноерегулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущихему экономических функций, важнейшими из которых являются:
· Обеспечениезаконодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективномуфункционированию экономики;
· Обеспечение конкурентоспособностиэкономики и защита национального производства;
· Обеспечениепроцесса социально справедливого перераспределения доходов и национальногобогатства;
· Оптимизацияструктуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразноцелям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;
· Сглаживаниевлияния экономических циклов на национальную экономику, стимулированиеэкономического роста. [15]
Вышеперечисленные функциигосударства в большей или меньшей степени отражаются в налоговой политике,реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимыхв области налогов налогообложения. Приход к власти различных политическихпартий, имеющих различные взгляды на налогообложение и государственное вмешательствов управление экономикой, может повлиять на ход экономического развития либопутем предоставления частному бизнесу больших свобод, нежели ранее, или жепосредством интенсификации государственных инвестиций. Даже в наиболеелиберальной экономике США правительство играет важную роль в установлениизаконодательных границ экономической жизни, оказывает услуги по поддержаниюправопорядка, контролирует уровень загрязнения окружающей среды и регулируетпредпринимательскую деятельность с помощью развитой системы государственныхинститутов и контрактного права.
Методы государственногорегулирования условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываютсяна властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится иполитика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованностиили незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенныеэкономические методы государственного регулирования более удачно вписываются всуществующую реальность и поэтому в рамках рыночной системы они получилинаиболее широкое распространение.
Ученые, исследовавшиепроблемы налогообложения и налогового регулирования в системе государственногорегулирования, давал налогам различные определения. Все они, однако,подчеркивают следующие особенности: тесную связь налогов с государственнойвластью, для которой они являются важнейшим источником доходов; принудительный,законодательно установленный характер платеже; влияние налогов на экономическиепроцессы.
Анализируя бюджет России,нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихсяважнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от70до 90% всех бюджетных поступлений. (см. таблицу 1)
Более подробные данныепредставлены в Приложении 3.
2007 год 2008 год
Всего поступило в бюджетную систему РФ, млн.руб.
8 643,4
10 032,8 в том числе: Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 Государственные внебюджетные фонды 1 283,2 1 577,1
Таблица 1. Структурапоступлений в бюджетную систему РФ за 2007-2008 гг. [16]
Таким образом, мироваяпрактика доказала, что главной формой мобилизации средств в казну являютсяименно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходовгосударственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, чтотакже требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государствоможет прибегнуть к выпуску денег в обращение, однако это может привести к«раскручиванию маховика» инфляции и чревато тяжелыми экономическимипоследствиями. В результате остается основной канал формированиягосударственных доходов — налоги.
Итого, налоговая политикавыступает одной из важнейших составных частей общей экономической политикигосударства. Она во многом определяет ее успех, поскольку системаналогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственногорегулирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во многомопределяет формирование эффективного рыночного механизма. Через налоговуюполитику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорцииразвития./>/>/>/>2.3 Налоговая политика как инструмент государственногорегулирования экономики
Налоговая политикаявляется одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработкатребует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого — интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В такихусловиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени посравнению с государствами — конкурентами порождает бегство инвестиций,соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объемасредств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним изфакторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоковявляются государственное регулирование экономики и продуманная налоговаяполитика как его составляющий элемент.
Одна из основных задачгосударственной налоговой политики на современном этапе – созданиеблагоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельностисубъектов экономики и стимулирование экономического роста путем достиженияоптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимальногосоотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, исредствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.[17]
Условно выделяют 3возможных типа налоговой политики.
1. Первый тип – высокий уровеньналоговой политики, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличениемналогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации,когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступленийв бюджеты различных уровней. Подобная налоговая политика проводилась в России ссамого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы встране в 1992г. В то же время предпосылок для проведения политики максимальныхналогов в это время не существовало, поэтому подобная политика привела к резконегативным последствиям:
· уналогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовыхресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство; экономика страныс каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производстваво всех отраслях;
· широкие масштабыприобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, чтогосударство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихсясредств;
· массовый характерприобрела ”теневая экономика”, уровень производства в которой, по разнымоценкам, достигал от 25 до 40%; укрываемые от налогообложения финансовыересурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счетав зарубежных банках и ”работали” на экономику других стран.
Всеэто стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998г. острогофинансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговаяполитика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики черезболее активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.
2. Второй тип налоговой политики –низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не толькособственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Такаяполитика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реальногосектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый иинвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идетширокий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, исоответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики).Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, ногосударственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетныедоходы сокращаются. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс дляпредпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы.Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширениекапитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится вто время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти вэкономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название”рейганомика”, были использованы, в частности, в США в начале 80-х годовХХвека.
3. Третий тип – налоговая политика сдостаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и дляфизических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнемсоциальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантийи программ.
К проблеме ориентированияналоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существует два подхода.В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридическиелица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налогипо сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящейсобственностью (принцип платежеспособности).
Второй подход основан натом, что более высокий налоги должен платить тот, кто получает наибольшуювыгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализацияпринципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должныоплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Однакоосновной недостаток обоих концепций заключается в том, что во-первых,определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существованияармии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых,методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщикаотсутствуют.
Для достижения целей,стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорцийфункционирования налогового механизма государство использует различныеинструменты, и в частности такие, как конкретные виды налогов и их элементы,объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Специфика институтаналоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями ихиспользования и странами их применения. [18]Мироваяпрактика выработала оптимальный комплекс принципов организации налоговогорегулирования, включающий:
· Применениеналоговых льгот не несет избирательного характера;
· Инвестиционныельготы представляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнениегосударственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
· Применение льготне должно наносить ущерба государственным экономическим интересам;
· Порядок действияналоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкамна местном уровне.
С началом разработки и спринятием второй части Налогового кодекса РФ применение целевых налоговых льготбыло признано неэффективным и, начиная с принятия главы 25 «Налог на прибыльорганизаций», акцент в Российской налоговой политике был сделан на сокращение,а по отдельным налогам – и на полную отмену льгот.
Сегодня налоговаяполитика в рассматриваемой сфере стала опять меняться – начался постепенныйвозврат к «смешанной» форме налогового стимулирования инвестиционнойактивности.
Другим важныминструментом государственного налогового регулирования экономики являютсяналоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечиваютисполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащеевыполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых,они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельностиболее эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, чтодейственность санкций зависит от эффективности работы контролирующих и карающихорганов.
Таким образом,экономическое стимулирование в результате все предусмотренных меросуществляется сегодня как в форме пониженной налоговой ставки и освобожденияот налога, так и в форме целевых налоговых льгот. Однако государство не имеетникаких гарантий, что высвободившиеся в результате предоставления льготсредства будут использованы налогоплательщиком на развитие производства или нанаучные исследования. Как показывает мировой опыт, даже добропорядочныецивилизованные налогоплательщики в подобных случаях на цели экономическогоразвития расходуют не более одной трети высвободившихся финансовых ресурсов.Между тем, предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически100% использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели,которое оно преследует, предоставляя ту или иную льготу. [19]
Поэтому, согласно мнениюВ.Г.Панскова, снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога должныприменяться, как правило, в тех случаях, когда основная цель – снижениеналоговой нагрузки на экономику. Причем государство должно четко осознавать,что в этом случае только часть полученной экономии будет направленаналогоплательщиками на инвестиции или инновационное развитие. Вместе с тем,государство может и должно получить гарантированный экономический эффект какпри любой другой форме предоставления налоговых преференций.
Особое место среди средствГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списаниеосновного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов,осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационноесписание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулированиянакопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействияна хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания,государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, котораяможет быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производстваи затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новыхкапиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаггосударственного регулирования инвестиций освобождение прибылей от налогов, укрытиеих в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений.Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительноесокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовойприбыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается.Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от ихреальной цены. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основногокапитала широко используется во всех развитых странах как средство государственнойконъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследованийи внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошозаметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает.Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступленийот налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышениедругих налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственногорегулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут бытьгосударственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг вчастном секторе.
М.М. Соколоврассматривает амортизационную политику[20]как особую форму налогового воздействия на развитие экономики. Он считает, чтовзгляд на амортизацию как на метод простого учета физического и моральногоизноса основных фондов, как на процесс возмещения утраченной данными фондами своейстоимости в процессе их использования и эксплуатации — устаревший и архаичный;отмечает, что в последние 50 лет в развитых странах амортизационная политикапревратилась в один из инструментов стимулирования роста экономики.
Амортизационныеотчисления – это своеобразный «двуликий Янус» в экономике. С одной стороны, длягосударства они являются элементом издержек производства и поэтому не подлежатналогообложению. С другой, для хозяйствующих субъектов амортизация по сути неэлемент издержек, а часть прибыли целевого назначения, не облагаемая налогамина прибыль и другими налогами. И как у прибыли целевого назначения, уамортизационных отчислений, наряду с функцией по возмещению износа основных фондов,сформировалась и вторая не менее важная функция – они стали основным источникоминвестиций в большинстве развитых стран. Преобладающая роль амортизационных отчисленийв общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованиемускоренной амортизации. [21]
Формирование налоговойбазы также является серьезным инструментом налоговой политики государства,поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательствразличных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или,наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов исоответствующего роста (снижения) экономического развития.
В период кризисаналоговое законодательство претерпевает изменения. Так, Лидия Львовна Горшковав беседе с журналом «Все о налогах»[22]говорит о том, что много изменений внесено в главу 25 Налогового кодекса «Налогна прибыль организаций». И самая значимая поправка в этой главе – снижениеставки налога на прибыль на 4 процентных пункта. Такая мера, по ее словам,существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков данного налога и, какследствие, приведет к высвобождению значительных средств налогоплательщиков. Вусловиях финансового кризиса это очень важный и решительный шаг на пути ксовершенствованию налоговой системы. Также коснулись изменения в налоговомзаконодательстве и физических лиц. С 1 до 2 миллионов увеличился размервозможного имущественного вычета. Таким образом, государство содействуетулучшению жилищных условий населения, способствует облегчению выплатыналогоплательщиками ипотечных кредитов, что очень актуально в современнойситуации на рынке ипотечного кредитования. Конечно, сегодня трудно говорить суверенностью, что такие антикризисные меры смогут минимизироватьсоциально-экономические последствия кризиса, поскольку скорейший выход Россиииз кризисной ситуации будет зависеть не только от прямого и косвенноговоздействия государства в сфере экономики. Как положительное, так и негативноевлияние могут оказать международные отношения, готовность граждан и организацийсодействовать государству и изменениям. В первую очередь, необходимо отметить,что большинство изменений направлены на то, чтоб у предприятий оставалосьбольше средств, однако куда предприятия станут их вкладывать – точно сказатьнельзя. В идеале – организации будут вкладывать средства в поддерживаемыегосударственные секторы экономики: сельское хозяйство, НИОКР, обрабатывающуюпромышленность. Скорее всего, в условиях кризиса выводившиеся средства пойдутна поддержание текущей деятельности налогоплательщиков.
В. Г. Пансков такжеподчеркивает, что одна из серьезнейших задач, особенно актуальная в периодмирового финансового кризиса, — выработка эффективных инструментов налоговогорегулирования и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующихсубъектов. Эффективность той или иной формы стимулирования зависит прежде всегоот условий финансовой поддержки государством. Но существенны и настройналогоплательщиков, и их готовность направить дополнительно полученныефинансовые ресурсы именно на инвестиционные цели.[23]
Основными направленияминалоговой политики в РФ на 2008-2010 годы, одобренными правительством РФ,определены концептуальные подходы. В среднесрочной перспективе предполагаетсяпринимать последовательные меры по совершенствованию налоговой системы,включающие создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказатьсяот необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, оптимизироватьприменяемые налоговые льготы и освобождения, интегрировать российскую налоговуюсистему в международные налоговые отношения. [24]
Таким образом,рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы может сказать,что по своему характеру налоговое стимулирование может быть стимулирующим илисдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнениевсех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектовэкономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства. Дляпродуманной налоговой политики одним из самых важных моментов являетсяправильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этогонеобходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромиссамежду государством и налогоплательщиком.
В условиях рыночнойэкономики любое государство широко использует налоговую политику в качествеопределенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как ився налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой вусловиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения,налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения,государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях истимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешногофункционирования налоговой системы во многом зависит результативностьприменяемых экономических решений. Применение налогов является одним изэкономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственныхинтересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимоот ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовойформы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговаяполитика государства отражает тип, цель и степень государственноговмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.
/>/>/>/>Заключение
Государство, выражаяинтересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает иосуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную,экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфереэкономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного,ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействияобъекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
В ходе исследования были:
· Исследованы экономическую сущностьналога, понятия налоговой системы и значение функций налога
· Сделан обзор экономических учений иих взглядов на место государства и налогов в экономике
· Определена роль налоговой политики всовременном государстве
· Проанализированы различные моделиналоговой политики в условиях рыночной экономики
· Показано значение налогов вгосударственном регулировании экономики
Будучи финансовойкатегорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налогиобеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондовфинансовых ресурсов.
Налоговая системапредставляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В неевходят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними.Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управленияналогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общиеинтеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.
Действие налоговойсистемы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественноопределенную совокупность организационно-правовых норм и методов управленияналогообложением.
Функции налогов активноиспользуются государством для разработки и реализации налоговой политики.Налоговая политика представляет собой систему мер государства поцеленаправленному использованию налогового механизма в интересах развитияпроизводства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспеченияна этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Налоговая политикапредставляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мергосударства по формированию налоговой системы страны в целях обеспеченияфинансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, атакже развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, ииспользует эти функции для проведения активной налоговой политики.
По своемухарактеру налоговое стимулирование может быть стимулирующим или сдерживающим.При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторонналоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики кминимизации налогов, а с другой – интересы государства. Для продуманнойналоговой политики одним из самых важных моментов является правильноеопределение оптимального размера налогового бремени.
Налоговая политикапредставляет собой систему мероприятий государства в области налогов и являетсясоставной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политикиобусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами,стоящими у власти, стратегическим целями, определяющими развитие национальнойэкономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Теоретическое ипрактическое применение адекватных форм и методов налогового стимулированияважны для активизации налогового механизма в создании благоприятногоинвестиционного климата в российской экономике.
Налоговая политика выступает одной из важнейших составныхчастей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ееуспех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагомгосударственного регулирования рыночной экономики. Налоговая политикагосударства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма.Через нее государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорцииразвития.
налоговаяполитика рыночная экономика
/>/>Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ (частипервая и вторая): По состоянию на 15 января 2009 года. — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 572 с.
2. Налоги и налоговоеправо: Учебное пособие /под ред. А. В. Брызгалина. — М.-1997. — 600с.
3. Экономика/ подред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – С.504
4. Государственноерегулирование экономики/под. ред. В.И. Кушлина. – М.: Экономика, 2005. – 623 с.
5. Теория и историяналогообложения: Учебник/И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
6. Налоги иналогообложение: Учебник/ Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520 с.
7. Налоги иналогообложение/под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 489 с.
8. Налоги иналогообложение/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер,2007. – 496 с.
9. Налоги иналогообложение: Учебник/Т.Ф. Юткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 576 с.
10. И.В.Горский. Налогив системе регулирования экономики//Все для бухгалтера. – 2001. — №17. – С.25-33
11. Экономическаяситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. – 2001. — №2. – С. 3-46
12. И. В. Яремчук. Бюджетно-налоговыеи денежно-кредитные регуляторы: обеспечение взаимосвязи в условияхэкономического роста//Экономика и право. – 2003. — №4. – С.3
13. Т.А.Жукова. Налогикак системообразующий фактор экономического развития//Финансы и кредит. – 2004.- №4. – С. 47-49
14. Г.В.Грицюк. Налогово-бюджетнаяполитика как инструмент макроэкономического регулирования//Финансы и кредит. –2004. — №13. – С.42-53
15. Л.В.Давыдова,О.Г.Фокина.Роль налогов в формировании стратегии экономического роста//Финансыи кредит.-2004. — №28. – С.7-9
16. В. Новосельский. Налоговыефакторы государственного регулирования// Экономист. – 2007. — №5.
17. Т.А.Журавлева. Налоговаясоставляющая экономического роста// Финансы и кредит. – 2007. — №13. – С 36 — 40
18. М.М.Соколов. Измененияв амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитиеэкономики//Все о налогах. – 2008. — №3. – С.23-34
19. Л.В.Полежарова. Путисовершенствования налогообложения прибыли и меры по их реализации// Налоговыйвестник. – 2008. — №8. – С.3
20. Л.Л.Горшкова. Налоговыемеры по борьбе с кризисом//Все о налогах. – 2009. — №1. – С. 7-10
21. В.Г.Пансков. Оналоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. — №2. –С. 37-43
22. Д.А.Бармин. Путиповышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования намакроэкономические процессы в целях развития экономики России//Финансы икредит. – 2009. — №4. – С.25-31
/>Приложение1
Общая номенклатура налогов в налоговой системе составляетсейчас 15 наименований. К федеральным налогам и сборам относятся:
/>1) налог на добавленную стоимость;
/>2) акцизы;
/>3) налог на доходы физических лиц;
/>4) единый социальный налог;
/>5) налог на прибыль организаций;
/>6) налог на добычу полезныхископаемых;
/>/>7) водныйналог;
/>8) сборы за пользование объектамиживотного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
/>9) государственная пошлина.
/>/>/>К региональным налогам относятся:
/>1) налог на имущество организаций;
/>2) налог на игорный бизнес;
/>3) транспортный налог.
/>/>Статья 15.Местные налоги
/>К местным налогам относятся:
/>1) земельный налог;
/>2) налог на имущество физических лиц.[25]
/>Приложение2
/>Теории Классическая теория Кейнсианская Неоклассическая Монетаристская Экономики предложения Представители и сторонники теории А.Смит, Д.Рикардо, П.М.Годме и последователи Дж.М.Кейнс М.Фридмен М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер Роль государства в экономике Правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности Ведущая роль в регулировании экономики Роль государственного вмешательства в стабилизации экономики — незначительна Государство – основной субъект воздействия на предпринимательскую и инвестиционную активность Роль налога Налоги — один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Налоги – средство стабилизации экономики и балансирования бюджета, инструмент регулирования потреблений и инвестиций Налог воздействует лишь на денежное обращение, изымая из оборота лишние деньги Налоговая нагрузка — средство регулирования экономической активности Основные научные достижения (с точки зрения теории налогов) Классические принципы налогообложения: соразмерность, определенность, удобность, дешевость. Изучение кризисных явлений экономики и борьбы с ними; обоснование тезиса об изменении налоговых ставок в зависимости от конъюнктуры Анализ объема и структуры потребления и влияние на них налогов Анализ влияния налоговых ставок на налоговые поступления; теория Лаффера Таблица2. Сводная таблица учений некоторых экономических школ.
Приложение3
Поступлениеадминистрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации,включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг.[26]
млрд.руб
2007 год 2008 год
Всего поступило в бюджетную систему РФ
8 643,4
10 032,8 в том числе: Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 Государственные внебюджетные фонды 1 283,2 1 577,1
Налоги и сборы — всего (вкл. ЕСН)
7 360,2
8 455,7 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 747,6 4 078,7 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 3 612,6 4 377,0 из них: Налог на прибыль организаций 2 172,2 2 513,0 в федеральный бюджет 641,3 761,1 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 530,9 1 751,9 Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 266,1 1 665,6 Единый социальный налог в федеральный бюджет 405,0 506,8 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации*) 1 390,4 998,4 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 34,3 40,3 Акцизы 289,9 314,7 в федеральный бюджет 108,8 125,2 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 181,0 189,4 Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 235,1 1 742,6 в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 77,8 105,1 в том числе: налог на добычу полезных ископаемых 1 197,4 1 708,0 в федеральный бюджет 1 122,9 1 604,7 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 74,5 103,4 из него нефть: 1 070,9 1 571,6 в федеральный бюджет 1 017,3 1 493,0 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 53,6 78,6
Таблица 3. Поступлениеадминистрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации,включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг.