МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТ экономики СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Экономика и управление на предприятии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История экономических учений ГРУППЫ СТУДЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Минск 2004 Контрольная работа N1. Проекты экономических преобразований в России. Денежная реформа С.Ю.Витте и аграрная реформа
П.А.Столыпина. 2. Гуманистические направления в экономической науке. Проекты экономических преобразований в России. В настоящее время глубокие социально-экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей. Они имеют более глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера.
Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальные процессы и требования поддержки широких слоев населения. В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций. Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается
ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества. В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономике адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в
хозяйственной сфере, а не темпами роста производства. При анализе возможностей реализации в России условий – перехода к социально ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что и подтверждается опыт России. Вместе с тем требуется поддержка сверху, то есть, осознан органами управления необходимости
изменения политики адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух названных форм социальной поддержки является важнейшей предпосылкой дальнейших экономических преобразований. Приемлемость и поддержка реформ гражданами зависят от – оценки степени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность – признания легитимности и справедливости новых законодательных норм и институциональных структур – принятия населением реализуемых принципов распределения,
в противном случае создаются предпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности – степени доверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам преобразований, а также к мерам по защите населения от возможных негативных последствий. Отчуждение или даже враждебность к преобразованиям становится серьезным препятствием на пути продолжения всех видов реформ в России. Фактически речь идет о глобальном кризисе.
При этом следует обратить внимание на три момента, оказывающие существенное влияние на состояние общества. Во-первых, уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм углубляется и при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко ухудшиться. Во-вторых, все больше рост общественного недовольства и социально-психологической напряженности происходит на фоне невысокой политической активности. В-третьих, в стране не представлена или не осознана система
интересов многих социальных групп. Практически отсутствуют цивилизованные формы защиты интересов населения, поскольку нет механизма взаимодействия общество – партия – власть, характерного для развитых стран. Нынешняя стратегия развития российской экономики доказала свою ошибочность и нежизнеспособность. Общество вновь оказалось перед выбором пути развития. Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных
отношений, а о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований. Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов.
При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие социального партнерства и т.д. Учет мирового опыта при разработке качественно новой стратегии в России даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжить
его формирование в тесной увязке с экономическими факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера. Главное – мобилизация факторов долговременного действия уже накопленных и будущих, их встроенность в развивающуюся рыночную систему. Российская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает – обеспечение приоритета социальных факторов роста образования, науки, здравоохранения, культуры в целом
– социальную поддержку экономически активного населения – формирование рынка с минимальными социальными рисками – социальную защиту малообеспеченных слоев населения – дальнейший рост социального потенциала. Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. С другой – в силу сложившихся обстоятельств и особенностей формирования
дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий характер что не исключает в отдельные периоды приоритета экономических факторов Денежная реформа С.Ю.Витте и аграрная реформа П.А.Столыпина. В истории России конца ХIХ – начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава
Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета – таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, и особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей
и одновременно беспомощности мощной государственной системы. Бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1889 г когда ему был предложен важный пост директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С. Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили
все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С. Ю. Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.
При ближайшем участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе введение казенной винной монополии 1894 г строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией 1894 г. и 1904 г развитие сети технических и профессиональных училищ.
Узловым же пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли промышленности. Будучи долгое время убежденным монархистом-славянофилом, С. Ю. Витте далеко не сразу осознал необходимость преобразования экономики России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное
промышленное развитие страны – залог государственной устойчивости. Восстановление размена кредитного рубля на металлическую монету потребовало от правительства длительных усилий и крупных затрат. Прежде надо было накопить большое количество золота и устранить колебание курса рубля. К середине 80-х годов эти цели были достигнуты. Уже в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту.
Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои денежные системы, положив в основу денежных единиц золото и чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в России до прекращения размена был серебряный рубль. Восстанавливая размен кредитного рубля на звонкую монету, пришлось в качестве денежной единицы установить золотой рубль. Министр финансов С. Ю. Витте провел в 1897 г. денежную реформу, согласно которой содержание
золота в рубле было определено в 66 23 прежних металлических копеек, что соответствовало тому курсу кредитного рубля, который установился к этому времени в результате мероприятий правительства. Благодаря этому денежная реформа не отразилась на ценах на товары. Были выпущены в обращение новые золотые монеты, на которые кредитные билеты стали обмениваться рубль за рубль. За время министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд.
руб. Существенно изменялись главные статьи бюджета, что подтверждало экономический динамизм. Позднее С. Ю. Витте писал, что когда он стал министром финансов в 1893 г то уже не сомневался в том, что денежное обращение, основанное на металле, есть благо но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного. Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят
сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий. Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль.
В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины 1 копейка за 100 рублей, запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим,
в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу на базе монометаллизма золото или биметаллизма серебро и золото. В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.
Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента.
В их числе разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным – продавать и производить платежи по тому же курсу затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.
Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным рублем и кредитным устанавливался исходя не
из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения. Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г.
Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации. Значение и масштабы исторической роли С. Ю. Витте, сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии – Петра Аркадьевича Столыпина. Целей у реформы было несколько социально-политическая – создать в деревне
прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей крепкие хозяйства должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне социально-экономическая – разрушить общину , насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где е поглотит растущая промышленность экономическая – обеспечить подъм сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав. Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия. Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное
владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали в собственность отдельных домохозяев все земли, состоящие в его постоянном пользовании. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным
ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам. В 1906 – 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования.
Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об
открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи. Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно.
В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы
Столыпина привели к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойки в результате обезземеливания основной массы крестьян. Действительность показывает обратное – увеличение удельного веса средних слоев в крестьянском землепользовании. Гуманистические направления в экономической науке. Первая половина XIX в. стала временем необычайного взлета в культурном развитии
России. Впоследствии этот период вошел в историю как золотой век отечественной культуры. Если в экономическом и социально-политическом отношениях Россия ощутимо отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но часто опережала их. В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства, которые на века вошли в сокровищницу мировой культуры.
Значительных успехов достигла русская наука. Достижения русской культуры определялись многими факторами петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами.
Увеличилась численность городского населения. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, усилилась потребность в грамотных и образованных людях. В указанный период культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г которая оказала существенное
влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Одним из показателей культурного состояния народа, страны является образованность общества. В конце XVIII первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности у приходского дьячка.
Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения военизированные кадетские училища и др. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала
университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры. Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России. В отличие от XVIII в для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой
половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин естественных и гуманитарных. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Освободительные реформы 1860-70-х гг. направили течение русской духовной жизни в новое русло. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах.
После 1861 г. стала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед в 60-е годы читать умело лишь 6 населения, в 1897 г 21. Количество начальных школ выросло за пореформенный период примерно в 17 раз к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся.
И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Развивалось и среднее образование его давали классические гимназии и реальные училища. Возникли женские гимназии. К концу XIX в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия и около 200 женских средних
учебных заведений с 75 тыс. учащихся. Совершенствовалось высшее образование массы гимназистов, реалистов, выпускников духовных семинарий каждый год пополняли студенческие ряды. Во второй Половине XIX в. был основан ряд новых университетов Варшавский, Новороссийский в Одессе, Томский но больше внимания уделялось Специальным высшим учебным заведениям. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период
в четыре с лишним раза с 14 до 63, в них обучалось около 30 тыс. студентов. Просвещение в Дореформенную эпоху распространяли также библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности и различными обществами. Число публичных читален выросло за полвека, после крестьянской реформы, в три с лишним раза с 280 до 862. Во второй половине XIX в. были основаны Исторический музей,
Политехнический музей. Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека в Москве, Русский музей в Петербурге. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов. К 1890 г. Россия стала третьей в мире после Германии и Франции страной по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50-Ю-е годы в 14 раз с 96 до 1300.
Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. В России она несла особую нагрузку, ей приходилось восполнять наряду с университетами, адвокатурой отсутствие партий и парламента. Важной силой становились и газеты. Число общественно-политических органов печати выросло за пореформенные годы в сто с лишним раз с 15 до 160, в сего к началу XX в. в России существовало около 800 изданий.
Тиражи журналов доходили до 10 тыс газет до 25 тыс. Развитие просвещение создавало базу для расцвета науки. Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. С.М. Соловьев создал фундаментальную Историю России с древнейших времен в 29 томах.
Ученик Соловьева В.О.Ключевский больше внимания уделял народной жизни, быту, социально-экономическим процессам и изложил результаты своих исследований в блестящем Курсе русской истории. Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX в колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы
о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 1996 2. История России 1961-1917. Москва, Терра, 1996 3. И. Д. Ковальченко Столыпинская аграрная реформа
История СССР Москва 1992 г. 4. Сборник речей Петр Аркадьевич Столыпин Нам нужна великая Россия Москва Молодая гвардия 1990 г. 5. Россия в мировой истории И. П. Смирнов и др. Учебное пособие.