Индустриальная база гостиниц и туристических комплексов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального образованияКрасноярский технологическийколледжКонтрольная работа
По дисциплине
Индустриальнаябаза гостиниц и туристических комплексов
Вариант6
Выполнил:студентка IV курса
заочногоотделения

Красноярск2009

Содержание:
 
Введение. 3
1.  Архитектурный масштаб. 4
2.  Бассейны – в зданиях гостиниц и в туристических комплексах. 9
Заключение. 13
Список используемой литературы: 14

Введение
Масштаб — отношение, позволяющееопределить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек могреально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя быподсознательно сравнивать размеры здания и деталей с чем-либо хорошо известным.Архитектурный масштаб — степень крупности архитектурных форм по отношению кчеловеку. Отношение человек-здание может рассматриваться в трех аспектах: — антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрахчеловеческой фигуры (аспект является основным при определении физическойвеличины здания; — социально-пространственные параметры помещений, исходя изусловий социального общения, взаимодействия людей; — анализ гармоничноговзаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которогосоздано здание.
Архитектурный масштабвыступает и как средство архитектурной композиции, и как художественноекачество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначныкрупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание невоспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той жевеличины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры зданияи его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерамиархитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общеймассы здания и его членений.
1.        Архитектурныймасштаб
Масштаб – это не толькоотношение линейных размеров, принятых на чертеже или в макете, копии ксоответствующим размерам сооружения, осуществленного в натуре. В широком смыслеслова масштаб – размер, размах, внушительность сооружения, объекта,художественного произведения.
Архитектор не простопередает действительные размеры здания, но и то впечатление величины, котороехочет создать. В некоторых пределах проектировщик может заставить зрителявоспринимать свое здание больше или меньше своей действительной величины.
При восприятииархитектурного масштаба большое значение имеют зрительные иллюзии – т. е.неправильные, искаженные восприятия, вызываемые определенными законамиощущения.
Различное восприятиеравновеликих форм в зависимости от их членений, положения в пространстве,цвета, сочетания с другими формами. Некоторые из них объясняются явлениямииррадиации.
Иррадиация (от лат. irradio– сияю, испускаю лучи) – кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черномфоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне(положительная иррадиация) или при малых яркостях фона – обратная картина(отрицательная иррадиация).Таким образом, белые, или вообще светлые,архитектурные сооружения, архитектурные формы выглядят крупнее, чем равные импо величине темные.
Масштаб здания задаетсяуже на начальных стадиях разработки его плана, в котором учитываются функциональныеи социальные процессы, происходящие внутри. Масштаб экстерьера задаетсясистемой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величиназдания зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседнимиобъектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательносравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведениялюдей.
С помощью масштабавозможно достижение значимости архитектурных форм, вне зависимости от ихабсолютных физических размеров.
Постоянной иллюзией глазаявляется переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными.Например, правильный квадрат кажется вытянутым кверху и производит впечатлениепрямоугольника, расчлененный архитектурный объем выглядит больше равного ему поразмерам нерасчлененного. Последнее обстоятельство имеет особое значение вмасштабном строе сооружения, при этом архитектурный объем, члененный повертикали, воспринимается большим по сравнению с члененным по горизонтали и т.д.
Ряд иллюзий обусловлентем, что архитектурные формы воспринимаются не изолированно, а в сопоставлениис окружающими их другими формами, всегда в известном “целом”. Зрительныеиллюзии не являются, конечно, средствами композиции, но их использованиеобостряет выразительность их масштабного строя.
Единство масштабногостроя недостижимо без учета визуальных связей архитектурных форм, входящих вединую композиционную систему. Эти связи могут быть и непосредственными, ипостроенными на способности человека воспринимать целое на основе сменяющихсязрительных впечатлений о визуально разобщенных элементах среды.
Зодчие прошлогостремились достигнуть в малом пространстве ощущения простора и величия. Передсовременными архитекторами часто стоит другая, точнее противоположная задача –ослабить отрицательное влияние огромных пространств на восприятие человека.
Особый интерес длярешения данной проблемы имеет анализ существующих произведений мастеровархитектуры, в которых реализованы их представления о масштабе. В этом смысле,неоценимую помощь будущим проектировщикам, оказывает изучение таких дисциплин,как “История искусств” и “История архитектуры”.
Большое значение имееттакже и то обстоятельство, что масштаб сооружения и его размер воспринимаютсяне однозначно – по чертежу и в натуре.
В ортогоналикрупномасштабное сооружение из-за крупности членений и деталей кажется меньшесвоей действительной величины. Так, например, восприятие по чертежу масштаба ивеличины многих Древнерусских сооружений не соответствуют впечатлению отреального масштаба этих объектов.
Измельченностьдеталировки архитектурного объема, напротив, создает впечатление, чтоизображенное на чертеже здание больше своей подлинной величины, тогда как внатуре оно кажется менее значительным из-за дробности деталировки.
В натуре здание получаетзначительный масштаб благодаря укрупненности своих элементов. В то же времяздание масштаб, которого на чертеже воспринимается как нормальный, в натуребудет выглядеть несколько измельченным.
Ортогональные проекции неотражают истинного восприятия объекта в натуре, не только из-запространственных перспективных сокращений, но и потому что масштабное выражениеэтой композиции на чертеже не соответствует его действительному значению.
Современный архитекторпоставлен перед необходимостью разрыва с традиционными представлениями – вцелях создания новых пластических и пространственных характеристик формы.Несомненно, что гостиница, построенная на морском вокзале (г. Одесса) измениламасштаб восприятия сложившегося архитектурного ансамбля на Приморском бульваре,а опора въездной эстакады в морской порт резко повлияла на восприятие ансамблядворца Воронцова. Подобные масштабные изменения неизбежны в живой,развивающейся ткани города. Они могут быть положительными, отрицательными,нейтральными, но самое главное, чтобы подобные изменения были прогнозируемыми.
Тем более важно, вусловиях нестабильности современной городской среды, бережно относится кархитектурному наследию, не разрушать сложившуюся масштабную шкалу города.
Художественный образ —форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль,раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления другс другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.
В древнеиндийскомискусстве, согласно Анандавардхане (IX в.), образная мысль (дхвани) имела триосновных типа: поэтическую фигуру (аламкара-дхвани), смысл (васту-дхвани),настроение (раса-дхвани). Каждый из этих типов образной мысли строился позаконам художественного сопряжения, сопоставления разных явлений. Вот как,например, выражает поэт Калидаса дхвани настроения в «Сакунтале». Обращаясь кпчеле, которая кружится у лица его любимой, царь Душьянта восклицает: «Ты то идело касаешься ее трепещущих глаз с их подвижными уголками, ты нежно жужжишьнад ее ухом, как бы рассказывая ей секрет, хотя она и отмахивается рукой, тыпьешь нектар ее губ — средоточия наслаждения. О пчела, поистине ты достиглацели, а я блуждаю в поисках истины». Здесь, прямо не называя чувство,овладевшее Душьянтой, поэт передает читателю настроение любви. Достигается этопутем искусного сопоставления мечтающего о поцелуе влюбленного с пчелой,летающей вокруг девушки.
В древнейшихпроизведениях метафорическая, природа художественного мышления предстаетнаиболее наглядно. Например изделия и украшения, выполненные скифскимихудожниками в «зверином стиле», причудливо сочетают реальные животные формы:хищные кошки с птичьими когтями и клювами, фантастические грифоны с туловищамирыб, человеческими лицами и птичьими крыльями. У племен Аляски были распространенырисунки и маски, в которых формы человека и животных фантастическипереплетаются между собой. Одна из масок представляет выдру с вполнедостоверным туловищем и демонской рожей.
Изображения такихмифологических существ, как дракон, богиня Нюй-ва (Древний Китай), бог Анубис —человек с головой шакала (Древний Египет), кентавр (Древняя Греция),человеко-олень (лопари), могут послужить моделью художественного образа. Здесьхудожественная мысль соединяет предметы так, что каждый из них и сохраняется и растворяетсяв другом, в результате чего возникает невиданное существо, причудливосочетающее в себе элементы своих прародителей.
Древнеегипетский сфинкс —человеколев. Это не лев и не человек, а человек, представленный через льва, илев, понятый через человека. Все «львиное» в человеке и все «человеческое» вольве так воссоединены, что возникает новое существо, неизвестное природе, нопомогающее человеку познать и природу, и самого себя. Через причудливоесочетание человека и царя зверей раскрывается вся царственная мощь человека,его реальное господство над миром. Логическое мышление устанавливает иерархию,соподчиненность явлений. В образе раскрывается один предмет через другой,сопоставляются два равных самостоятельных явления. В этом и состоит суть художественноймысли: она не навязывается извне предметам мира, а органически вытекает из ихсопоставления, из их взаимодействия.
Эти особенности образахорошо видны в миниатюре римского писателя Элиана: «… если тронуть свинью, онаестественно начинает визжать. У свиньи ведь нету ни шерсти, ни молока, нетничего, кроме мяса. При прикосновении она сейчас же угадывает грозящую ейопасность, зная, на что годится людям. Так же ведут себя тираны: они вечноисполнены подозрений и всего страшатся, ибо знают, что, подобно свинье, любомудолжны отдать свою жизнь». Образ у Элиана построен по тому же принципуразвернутой метафоры, что и сфинкс. Однако если сфинкс — это человеколев, тоэлиановский тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существнеожиданно дает новое знание, и читатель утверждается во мнении: тирания —свинство.
Структура художественногообраза не всегда так наглядна, как в сфинксе или элиановской человекосвинье. Нои в более сложных случаях в искусстве всегда имеет место то же своеобразноемышление, которое В. Г. Белинский называл образным. Например, в романах Л. Н.Толстого и Ф. М. Достоевского герои раскрываются через те отсветы и тени,которые они бросают друг на друга, на окружающий их мир, и через отсветы итени, которые бросают на них окружающие явления. В «Войне и мире» Толстогохарактер Андрея Болконского раскрывается и через любовь к Наташе, и черезотношения с отцом, и через небо Аустерлица, и через тысячи вещей и людей,которые, как он осознает в смертельной муке, «сопряжены» с каждым человеком.
Мышлениехудожника ассоциативно. Облако для него, как для чеховского Тригорина, похожена рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень отмельничного колеса — вот и лунная ночь готова»; судьбу же девушки он раскрываетчерез судьбу птицы: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детстваживет молодая девушка… любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, какчайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, каквот эту чайку».2.        Бассейны– в зданиях гостиниц и в туристических комплексах
Бассейны, согласноотечественным нормативам, допускает­ся устраивать в гостиницах высшегостроительного разряда, расположенных на морских побережьях и предназначенныхдля приема иностранных туристов, а также в гостиничных комплек­сах, сооружаемыхв столицах союзных республик, на курортах, в зонах отдыха и туризма.
Закрытые бассейныразмещают в цокольном или на первом этаже здания, в пристройке, соединенной сгостиницей крытым переходом, в зарубежных гостиницах иногда на верхних этажахздания. Во всех случаях пути посетителей к бассейну должны быть удобные и повозможности короткие, поэтому вблизи бас­сейна часто размещают лифт,соединяющий его с жилыми эта­жами гостиницы.
Обычно в состав бассейнавходят ванный зал, где размещена ванна бассейна, и ряд вспомогательныхпомещений для обслу­живания посетителей и технической эксплуатации бассейна.
Ванный зал делаютплощадью 200—350 м2 и более. Ванны крытых бассейнов в основном имеютпрямоугольную форму в плане и размер от 3,5X8 до 21×50 м, но чаще до 12×25 м.Устройство ванны бассейна иной формы (круглой, сложной и т. д.) при равнойплощади зеркала воды приводит к значи­тельному увеличению объема зала и поэтомуприменяется очень редко. Вокруг бассейна (или по трем его сторонам) имеютсяобходные дорожки и рекреационная площадка, где можно разместить шезлонги искамьи для отдыха, иногда устраивают пляж, буфет или бар.
Открытые плавательныебассейны, в том числе плескательные, делают любой формы — прямоугольные,квадратные, круг­лые, сложного очертания и т. д. Плескательные бассейны частооборудуют горками для скатывания в воду (табаганы).
Глубина бассейнапринимается в зависимости от его назначения: наименьшая глубина спортивногобассейна—1,2 м: плавательного —0,9—1,07; плескательного — 0,1—0,5 м. Дни ваннвыполняют с нулевым уклоном, с постоянным или переменным уклоном,обеспечивающими различную глубину бассейна. Для придания воде приятного цветаванну облицовывают голубой или светло-зеленой керамической плиткой, дноплескательных бассейнов иногда выкладывают из цветной мозаики. Вышки дляпрыжков в воду в закрытых бассейнах гостиниц обычно устраивают, так как этотребует существенного увеличения высоты помещения (до 5—6 м) и минимальнойглубины ванны 3,4—3,8 м. Бассейны обычно рассчитывают в основном на проживающихв гостинице.
Часто ванные залыбассейнов имеют естественное осветление, боковое, верхнее или комбинированное.Сплошное остекление хотя бы одной из сторон зала создает ощущение связибассейна с окружающей природой, однако в летний период моя привести к перегревупомещения бассейна, а зимой — к его охлаждению и неоправданным расходам наотопление и вентиляцию, поэтому может применяться только с учетом климатическихособенностей места строительства.
Вспомогательные помещениябассейнов делятся на обслуживающие (для посетителей), административные,подсобные технические. Их размещают с одной, двух или трех сторон ванного зала.Технические помещения бассейнов имеют большие размеры и предназначаются дляподачи и очистки воды, установки насосов, фильтров, бойлеров, водомеров идругого оборудования. Иногда часть вспомогательных помещений бассейна(подсобные, технические и др.) размещают в эксплуатируемых пространстве подванной бассейна.
В состав обслуживающихпомещений входят: душевые, санитарные узлы, раздевальни для мужчин и женщин,комнаты инструкторов (площадью не менее 9 м2), иногда помещения для массажа, медицинские кабинеты, ванны с минеральной водой. Раздевальни, душевыеи санитарные узлы обычно составляют единый блок. Размещение и взаимосвязь этихпомещений диктуется гигиеническими требованиями. Посетитель проходит израздевальни к бассейну через душевую, которую оборудуют душевыми кабинами(размером 1X1 м) из расчета 1 душ 6 мест враздевальне. Ширина прохода между рядами душевых кабин принимается не менее 150 см. между кабинами и стеной — 130 см. При выходе из душевой в ванный зал обычно устанавливаютспециальные ножные ванны или души.
Раздевальни оборудуюткабинами для переодевания и хранения одежды (размером 1×1.2 м’), или скамьями ииндивидуальными шкафчиками для одежды (размером 60X30, высотой 210 см), которые иногда размещают в два яруса. Расстояние между скамьями должно обеспечивать удобствопереодевания и возможность свободного прохода; между рядами скамей при сидениилицом друг другу – не менее 150 см; между скамьей и стеной (или шкафом) – неменее 110 см. боковые проходы принимаются шириной не менее 50 см, главные – не менее 100 см. кроме того, в раздевальне желательно иметь одну-две кабины длясушки волос.
Заключение
Архитектор не простопередает действительные размеры здания, но и то впечатление величины, котороехочет создать. В некоторых пределах проектировщик может заставить зрителявоспринимать свое здание больше или меньше своей действительной величины.
При восприятииархитектурного масштаба большое значение имеют зрительные иллюзии – т. е.неправильные, искаженные восприятия, вызываемые определенными законамиощущения.
Различное восприятиеравновеликих форм в зависимости от их членений, положения в пространстве,цвета, сочетания с другими формами. Некоторые из них объясняются явлениямииррадиации.
В высококомфортабельныхгостиницах часто предусматри­вают помещения и сооруженияспортивно-оздоровительного на­значения: закрытые и открытые плавательные,купальные или плескательные бассейны, сауну, залы для физических упражне­ний(спорт-зал, гимнастический зал, кегельбан, меди­цинское обслуживание (кабинетврача, приемная, комната медсестры); на территории гостиниц — спортивныеплощадки (тен­нисные корты, гольф, минигольф и пр.). Наиболее часто пре­дусматриваютбассейны и сауны.
Списокиспользуемой литературы:
1.  Айрапетов Д.П. Архитектурноематериаловедение М.: Стройиздат, 1983
2.  Гостиничный и туристический бизнес. /Под. ред. Чудковского А.Д. – М., 2000.
3.  Джонс Дж. К. Инженерное ихудожественное конструирование (пер. с англ). М.: 1976.
4.  Лисициан М.В. Архитектурноепроектирование жилых зданий М.: Стройиздат, 1990
5.  Маклакова Т.Г. Конструированиегражданских зданий М.: Стройиздат, 1998
6.  ОльховаА.П. Гостиницы. М.:Стройиздат, 1983
7.  СНиП 2.08.01-89 Градостроительство,планировка и застройка городских и сельских поселений М.: Стройиздат 1991
8.  СНиП 2.08.01-89 Жилые здания М.: ЦиТП1991
9.  Токарь В.А. Композиция вархитектурном проектировании. Одесса.: ОЦНТЭИ, 2000.
10.  Туполев М.С. Конструированиегражданских зданий М.: Стройиздат, 1973
11.  Чудновский А.Д. Гостиничный итуристический бизнес М.: «Тандем», 1998
12.  Шевцова К.К. Архитектура гражданскихзданий М.: Стройиздат, 1983