–PAGE_BREAK–Из истории
В различные исторические периоды в России отношение к бракам россиян с иностранцами было неодинаковым, в том числе и негативным, что находило свое отражение, и в семейном законодательстве. Во многом это было обусловлено церковной формой заключения брака и предрассудками религиозного характера. Впервые браки православных христиан с христианами иных конфессий были разрешены Петром I в 1721 г. Однако при этом предусматривалось существенное ущемление прав и законных интересов лиц, не исповедовавших православие, и их потомства. Определенные ограничения при заключении подобных браков продолжали действовать и в последующем — в XIX в. и начале XX в. Глава вторая и третья раздела первого книги первой «О правах и обязанностях семейственных» части первой десятого тома Свода законов гражданских (издание 1900 года) были посвящены бракам «христиан неправославного исповедания между собою и с лицами исповедания православного» и бракам «нехристиан между собою и с Христианами». Христианам разных исповеданий дозволялось вступать в браки между собой. Если брак совершался за границей, необходимо было соблюдать требования как Российского, так и иностранного государства. Вопрос о действительности или недействительности такого брака решался духовным судом. Иностранцы, заключающие браки на территории России, должны были подчиняться законам Российской Империи, то есть, действовал территориальный принцип. Браки Российских подданных с нехристианами запрещались вовсе.
Неоднозначно решался этот вопрос и после 1917 г., когда браки советских граждан с иностранными гражданами не только не поощрялись, но зачастую являлись основанием для политических репрессий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» они вообще не допускались. На протяжении длительного времени в РСФСР фактически не допускалось и применение норм иностранного семейного права. Так, согласно ст. 161 Кодекса о браке и семье при заключении на территории РФ браков советских граждан с иностранными гражданами и браков иностранных граждан между собой разрешалось использовать только советское семейное законодательство. Безусловно, это ущемляло права иностранных граждан и не могло не сказаться на динамике браков с их участием, которые в СССР были нераспространенным явлением.
Свобода выезда граждан за пределы Российской Федерации, закрепленная п. 2 ст. 27 Конституции и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы и трудоустройство граждан Российской Федерации за границей существенно сказались на расширении контактов российских граждан с иностранцами и, как следствие, на увеличении количества «интернациональных» браков.
Отношения с иностранным элементом
Брак с иностранными гражданами относится к семейным отношениям с иностранным элементом. Термин «иностранный элемент» закреплен законодательно в п. 1 ст. 1186 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает применение права «к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей». Таким образом, иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:
1) в иностранном гражданстве его участников;
2) в нахождении объекта гражданских прав за границей;
3) в иных характеристиках.
Закон, как видно, перечень не закрывает. Например, в качестве иностранного элемента может выступать то обстоятельство, что юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение отношения, имел место за границей.
В семейном праве в подавляющем большинстве случаев связь правоотношения с иностранным государством выражается в иностранной характеристике субъектов правоотношения. Раздел VII Семейного Кодекса Российской Федерации, посвященный семейным отношениям с иностранным элементом, назван «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».
Под гражданством понимают правовую принадлежность лица к конкретному государству, устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, т.е. признание этого лица в качестве полноправного субъекта правовых отношений.
Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII Семейного Кодекса, согласно ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Принадлежность к гражданству другого государства подтверждается соответствующим документом (как правило, национальным паспортом). Статья 62 Конституции Российской Федерации допускает возможность приобретения гражданами Российской Федерации одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При таких обстоятельствах гражданин — обладатель двух гражданств формально обязан исполнять законодательство обоих государств, гражданство которых он имеет. Как гласит п. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
В Семейном Кодексе не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях, как это было ранее в ст. 160 Кодекса о браке и семье. Это объясняется тем, что их правовое положение определено Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федераций иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Действие Конституции Российской Федерации и федерального законодательства распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, за отдельными исключениями, специально оговоренными законом, то есть для них установлен национальный режим независимо от места постоянного проживания.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации национальным режимом в семейных отношениях. Они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации (то есть могут вступать в брак, расторгать брак, иметь родительские права и обязанности и т. п.), за некоторыми исключениями.
Раздел VII Семейного Кодекса регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан, когда такие отношения локализованы на территории иностранного государства.[3] М.И.Брун указывал, что «наряду с теми правоотношениями, которые всеми своими элементами привязаны к территории одного правопорядка, существует множество других, которые отдельными своими элементами одновременно соприкасаются с правопорядками нескольких территорий: субъект права может быть иностранец, объект права может находиться за границей, субъективное право возникло на одной территории, его осуществление может требоваться на другой»
Таким образом, помимо субъектов в данном разделе необходимость определения подлежащего применению права связывается также с местом жительства участников или с местом совершения акта бракосочетания. Так, в отдельных статьях речь идет о супругах — российских гражданах, проживающих за границей или заключающих за границей брак.[4]
продолжение
–PAGE_BREAK–Правовое регулирование
В Российской Федерации брачные отношения с иностранным элементом регулируются рядом нормативно-правовых актов.
Ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулирует статус иностранного гражданина в России.
В Семейном кодексе Российской Федерации раздел VIIрегулирует применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Глава 45 Гражданского процессуального кодекса устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов, что важно при регулировании расторжения брака и признания его недействительным.
Помимо законодательства Российской Федерации, данные отношения регулируются также нормами международного права. 10 декабря 1994 года Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была заключена в 1993 году в Минске в рамках СНГ. Данная Конвенция определяет, законодательство какого государства будет применяться для регулирования отношений граждан из разных стран-участников данной Конвенции. Кроме этого, Минская Конвенция содержит нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами. Заключение данной Конвенции стало необходимым, поскольку распад СССР привел к тому, что множество семей было разделено и их члены оказалась проживающими на территории различных государств. Право выбора гражданства, которое в ряде случаев было предоставлено жителям этих стран, также повлекло за собой появление семей, члены которых имеют различное гражданство. В результате возникло большое количество дел о расторжении брака, разделе имущества супругов, взыскании алиментов, установлении отцовства, в которых стороны являются гражданами различных государств, а иногда и проживают на территории разных стран.
Семейные отношения с участием иностранного элемента регулируют также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные еще СССР и действующие до сих пор, или Российской Федерацией с рядом государств. Такие договоры, например, заключены с Азербайджаном (1992г.), Албанией (1958 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г.), Египтом (1997 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Румынией (1978 г.), Финляндией( 1978 г.), Эстонией (1993 г.). Цель всех этих договоров состоит в том, чтобы обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого. Договоры строго исходят из принципов равенства и уважения суверенитета каждой страны. В них регулируются отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты, определения и разграничения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи, признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам.
Заключение брака на территории Российской Федерации
Заключение брака в органах записи актов гражданского состояния Российской Федерации
В теории права брак определяется, как добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.[5]
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.
Вместе с тем при этом следует учитывать особенности национального законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак, предусматривающего иные, чем в Российской Федерации, условия вступления в брак. Так, например, некоторые правовые системы не исключают возможность многоженства (полигамии). С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия и др.) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. В этой связи для защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации существенное значение имеют положения ст. 156 Семейного Кодекса об условиях, форме и порядке заключения браков с иностранными гражданами на территории Российской Федерации.
Условия заключения брака определяются:
а) для иностранца — законодательством страны его гражданства, а если он имеет несколько гражданств — по его выбору.
б) для человека с двойным гражданством, одно из которых российское, – законодательством Российской Федерации;
в) для лица без гражданства — законодательством страны, где оно имеет постоянное место жительства.[6]
В соответствии с п. 1 ст. 156 Семейного Кодекса форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий. Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак.
Ранее действовавшим законодательством к заключению браков иностранных граждан между собой или с гражданами РСФСР на территории Российской Федерации предусматривалось применение только отечественного семейного права[7], т.е. действовал так называемый «территориальный» подход. Принятым в 1995 году Семейным Кодексом установлены принципиально иные требования к условиям заключения таких браков.
Согласно п. 2 ст. 156 Семейного Кодекса условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Например, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Франции в отношении российского гражданина должны соблюдаться требования ст. 12—15 Семейного Кодекса, а в отношении гражданки Франции должны соблюдаться требования французского Гражданского кодекса о брачном возрасте, о согласии на вступление в брак, о препятствиях к заключению брака. Следовательно, при заключении брака на территории Российской Федерации иностранные граждане не связаны необходимостью достижения брачного возраста в восемнадцать лет, предусмотренного ст. 12 Семейного Кодекса, если по закону их государства допускается заключение брака в более раннем возрасте, чем в Российской Федерации (например, пятнадцатилетняя француженка и шестнадцатилетняя англичанка или австралийка может вступить в брак с гражданином Российской Федерации без получения какого-либо специального разрешения на вступление в брак)[8]. С другой стороны, для них может существовать обязанность соблюдения условий заключения брака, не предусмотренных Семейным Кодексом Российской Федерации, но закрепленных национальным законодательством (например, получение разрешения на брак соответствующего компетентного органа своего государства).
В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.
Законом предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 Семейного Кодекса. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между:
а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
в) усыновителями и усыновленными;
г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Перечень документов, которые необходимо представить иностранному гражданину при заключении брака на территории Российской Федерации Семейным кодексом не регламентируется. Как правило, требуются документы, удостоверяющие:
а) личность вступающего в брак (паспорт или документ, его заменяющий);
б) отсутствие препятствий к вступлению в брак;
Наряду с предъявлением паспорта (документа, удостоверяющего личность) необходимо представить в орган ЗАГС перевод его текста на русский язык. Верность перевода свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо, министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом, в том числе Российской Федерации.
Выполнение требований ст. 14 Семейного Кодекса для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федерации в орган загса заявления о вступлении в брак должен представить доказательства, подтверждающие, что он в браке не состоит. Одним из доказательств того, что лицо, вступающее в брак, не состоит в другом браке, является отсутствие в его паспорте штампа о регистрации брака. При регистрации браков иностранцев, в документах которых нет сведений о семейном положении, они должны по требованию учреждения, регистрирующего брак, представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров. Лицо без гражданства представляет аналогичную справку, выданную компетентным органом страны его постоянного проживания. Как правило, такая справка составляется на русском языке или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Что касается лиц, состоявших ранее в зарегистрированном браке, то они должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Таким документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака. Любой из вышеуказанных документов должен быть выдан компетентным органом и соответствующим образом легализован (консульская легализация или проставление апостиля), если иное не предусмотрено договорами со страной гражданина, вступающего в брак. С рядом стран Российская Федерация имеет договоры о взаимном признании документов без их легализации. Так, Минская Конвенция устанавливает, что документы, которые на территории одной страны-участницы Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения.[9]
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.
Требования о препятствиях к заключению брака, содержащиеся в ст. 14 Семейного Кодекса, всегда — минимальные условия заключения брака. Если условия, установленные национальным законодательством лиц, вступающих в брак, менее строги, выполнение требований российского законодательства все равно обязательно. Например, если законодательство страны, гражданами которой являются жених и невеста, допускает заключение браков недееспособными в период так называемого светлого промежутка при наличии согласия опекуна, заключение такого брака на территории России невозможно, поскольку это противоречит ст. 14 СК.
То же самое касается заключения полигамных браков. Оно не допускается даже в тех случаях, когда вступающие в брак являются гражданами государства, признающего полигамные браки.
Если иностранное законодательство устанавливает более жесткие требования по сравнению с российским, эти требования должны быть выполнены. Например, в ряде стран не допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами, разрешенные в России. Это означает, что на территории России брак между лицами, национальное законодательство одного из которых запрещает такие браки, заключен быть не может.[10]
Условия заключения брака на территории Российской Федерации лицом без гражданстваопределяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (п. 4 ст. 156 СК). Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в Российской Федерации, то условия вступления в брак будут для него определяться по российскому законодательству.
Статья 8 Закона о гражданстве Российской Федерации не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец (иностранка) — гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.
продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение брака лицом, имеющим несколько гражданств
Важное значение имеет вопрос о том, законодательство какого государства должно применяться к условиям заключения брака лицом, имеющим несколько гражданств (двойное, тройное и т. д.). При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является российским, возможные затруднения при определении подлежащего применению законодательства преодолеваются указанием в п. 3 ст. 156 Семейного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств по выбору данного лица применяется законодательство одного из этих государств. В данном случае не требуется устанавливать, с каким государством лицо более тесно связано, — выбор законодательства принадлежит исключительно самому вступающему в брак лицу. При этом оно не должно обосновывать свой выбор, однако выбор ограничен законодательством тех государств, гражданином которых лицо является.[11]
Однако в том случае, когда лицо, вступающее в брак, наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, то к условиям заключения брака в отношении данного гражданина применяется законодательство Российской Федерации. Ссылки российского гражданина на имеющееся у него, кроме того, гражданство иностранного государства, подтвержденное соответствующими документами, в этом случае не должны приниматься во внимание и не должны влечь за собой применение иностранного законодательства.
Заключение браков иностранных граждан в дипломатических представительствах и консульских учреждениях
На территории Российской Федерации допускается заключение браков между иностранными гражданами не в российских органах загса, а в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 157 СК). Такие браки признаются действительными в Российской Федерации только на условиях взаимности. Это означает, что если по законодательству государства, граждане которого заключили на территории Российской Федерации «консульский брак», не признаются действительными браки между российскими гражданами, заключенные в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве, то и в Российской Федерации не будут признаваться действительными браки, заключенные гражданами данного государства в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях в Российской Федерации.
То есть взаимность предполагает ответное признание иностранным государством браков, заключенных российскими гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве. Для признания Российской Федерацией действительности брака, заключенного на ее территории иностранными гражданами в дипломатическом представительстве или консульском учреждении необходимо также, чтобы лица, вступающие в брак, являлись гражданами одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Подобный подход находит закрепление в консульских конвенциях, заключаемых Российской Федерацией с другими государствами. Так, в Консульской конвенции 22 декабря 2004 года между Российской Федерацией и Королевством Бельгия предусмотрено, что консульское должностное лицо вправе в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что это не противоречит законодательству государства пребывания, осуществлять действия по регистрации заключения и расторжения брака при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства[12].
При заключении брака иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации, как следует из смысла п. 2 ст. 157 СК, применяется законодательство государства, гражданами которого являются вступающие в брак лица, а не законодательство Российской Федерации. Иными словами форма, порядок, условия заключения брака, препятствия к вступлению в брак определяются брачно-семейным законодательством государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
Заключение брака за пределами Российской Федерации
Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации
В п. 1 ст. 157 СК предусмотрена норма, согласно которой браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.Данное положение позволяет гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, специально не приезжать на родину для заключения брака. Браки российских граждан регистрируются при их заключении в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. к порядку, форме и условиям заключения брака применяются ст. 10—15 Семейного Кодекса. Последующей государственной регистрации браков, заключенных российскими гражданами, проживающими за границей, в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, в органах загса уже не требуется.
Эти браки приравниваются к бракам, заключенным на территории Российской Федерации в органах загса с соблюдением установленного законом порядка.
Согласно статье 2 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава СССР», консульскими учреждениями, выполняющими государственную функцию, к которой относится регистрация заключения брака, являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.
Государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца со дня представления в загранучреждение всех надлежащим образом оформленных документов. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, этот срок может быть изменен руководителем загранучреждения при наличии уважительных причин. Срок может быть уменьшен, а также увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.[13]
продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение браков в компетентных органах иностранного государства
Российские граждане, находящиеся на территории иностранного государства, могут заключать браки между собой не только в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации, но также и в компетентных органах этого государства. В компетентном органе иностранного государства может быть заключен также брак между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом форма, порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательством иностранного государства. Не исключено, что в таком случае форма заключения брака может отличаться от предусмотренной Семейным Кодексом и быть, например, религиозной формой. Поэтому брак, заключенный в религиозной форме гражданином Российской Федерации в государстве, где за таким браком признается юридическая сила (Англия, Кипр, Лихтенштейн и др.), будет действительным и на территории Российской Федерации. Условия заключения брака также устанавливаются законодательством иностранного государства. Вполне возможно, что требования законодательства иностранного государства к условиям заключения брака при наличии иностранного элемента будут такими же, как и в Семейном Кодексе, т.е. условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого является будущий супруг в момент заключения брака. Тогда соответственно к будущему супругу — российскому гражданину в этом государстве будут применяться положения Семейного Кодекса об условиях заключения брака.
Для признания в Российской Федерации действительными браков российских граждан, заключенных в компетентных органах иностранных государств, необходимо не только соблюдение законодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 Семейного Кодекса, предусматривающей препятствия к вступлению в брак. При заключении брака российскими гражданами за пределами территории Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства с нарушением требований ст. 14 Семейного Кодекса он не будет признаваться действительным в Российской Федерации. Других обстоятельств, препятствующих признанию действительными браков, закон не предусматривает. Признание действительным брака, заключенного за пределами территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации между собой или с иностранными гражданами или с лицами без гражданства, означает, что он имеет такую же юридическую силу (создает права и обязанности супругов), как и брак, заключенный в органах загса на территории Российской Федерации.
Таким образом, заключенные российскими гражданами в компетентных органах иностранных государств браки признаются действительными в Российской Федерации при условии соблюдения законодательства государства места заключения брака и отсутствии предусмотренных обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, согласно п. 2 ст. 158 Семейного Кодекса признаются действительными в Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок. Отсюда следует, что в Российской Федерации признаются действительными даже такие браки между иностранными гражданами, заключение которых в Российской Федерации было бы невозможным. Это связано с тем, что главенствующим здесь признаны не положения Семейного Кодекса, а соответствующие правовые нормы государства, на территории которого заключен брак между иностранцами.
Недействительность брака
Отмена Семейным Кодексом территориального подхода к заключению браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и введение нового способа определения условий вступления в такие браки (на основании законодательства государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак) не могло не отразиться и на основаниях признания их недействительными.
В соответствии со ст. 159 Семейного Кодекса основания недействительности брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами, следуют из требований того законодательства, которое применялось при заключении брака. Так, если при заключении брака в России подлежало применению российское законодательство, недействительность брака с точки зрения формы и порядка, а также условий заключения брака российского гражданина будет определяться по российскому законодательству.
Если при заключении брака на территории России применялось иностранное законодательство, например, условия заключения брака определялись для супруга — иностранного гражданина по законодательству государства, гражданином которого он является, то брак может быть признан недействительным в связи с нарушением подлежавших применению норм соответствующего иностранного законодательства об условиях вступления в брак.
Если брак был заключен за границей иностранными гражданами с применением иностранного законодательства о форме и условиях вступления в брак, недействительность его определяется этим иностранным законодательством. Если же брак был заключен за границей с применением российского законодательства, брак может быть признан недействительным по мотивам нарушения требований российского закона об условиях вступления в брак.
Так, если брак заключен на территории Российской Федерации между гражданкой Российской Федерации и иностранным гражданином, то основаниями признания его недействительным будут нарушения норм законодательства, применявшегося при его заключении. В частности, форма и порядок заключения этого брака, условия заключения брака российской гражданкой, а также препятствия к вступлению в брак как для российской гражданки, так и для иностранного гражданина, будут определяться российским законодательством.[14] Следовательно, по российскому семейному законодательству следует определять и основания, порядок признания данного брака недействительным, а также круг лиц, имеющих право требовать признания этого брака недействительным, и правовые последствия недействительности брака.
Признание иностранных решений о недействительности брака осуществляется в России согласно ст. 415 ГПК РФ.
Такой же, как в ст. 159 СК, способ определения права, подлежащего применению в отношении недействительности брака, предусмотрен и п. 1 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. По делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства — члена СНГ, в соответствии с которым определялись форма, порядок, условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак. Конвенцией также установлено, что по делам данной категории (о признании брака недействительным) компетентны учреждения государства, чье законодательство подлежит применению (п. 6 ст. 27, п. 2 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Поэтому решения судов государств — членов СНГ о недействительности браков признаются на территории Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 52 Конвенции основания к отказу в их признании.
Аналогичный порядок определения права, подлежащего применению при установлении недействительности брака, предусмотрен в большинстве международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях.
продолжение
–PAGE_BREAK–Расторжение брака
Расторжение брака на территории Российской Федерации
Бракоразводное законодательство иностранных государств отличается большим разнообразием. Например, в Великобритании, Испании и некоторых других государствах лежит концепция расторжения брака, основанная на подтверждении определенного периода раздельного проживания супругов. В других же государствах (Ирландия, Аргентина, Колумбия) развод вообще запрещен. В то же время есть страны, где получить развод очень просто. В Швеции, например, судья лишен права вмешиваться в развод. Он обязан развести супругов, не требуя никаких доказательств распада семьи, ограничиваясь постановлением о последствиях расторжения брака.[15]
Очевидно, что применение законодательства различных государств в части условий и порядка расторжения браков к одному бракоразводному процессу может представлять собой в большинстве случаев серьезную проблему. Поэтому во многих государствах при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, используется территориальный принцип места расторжения брака.
В России законодатель также придерживается данного принципа, если брак расторгается в Российской Федерации: независимо от гражданства супругов в этом случае действуют нормы российского права. Это значит, что расторжение брака на территории нашей страны производится на условиях и в порядке, предусмотренных Семейным Кодексом.
Таким образом, брак граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брак иностранных граждан между собой может быть расторгнут на территории Российской Федерации в органах записи актов гражданского состояния при наличии соответствующих оснований или в суде. Возможность признания произведенного в России расторжения брака в соответствии с законодательством Российской Федерации действительным за границей (например, расторжение брака между иностранными гражданами) определяется законодательством государства, гражданами которого являются лица, расторгшие брак. К примеру, если в судебном порядке на территории Российской Федерации был расторгнут брак между совместно проживавшими в России гражданами Великобритании, где разводу должно предшествовать предварительное раздельное проживание супругов в течение нескольких лет, то такое расторжение брака может быть не признано действительным в Великобритании, поскольку между данным государством и Российской Федерацией не заключен по этому поводу международный договор.
Существуют особые случаи, когда во время судебного заседания, связанного с процедурой расторжения брака может присутствовать один из супругов, а не оба, как это бывает обычно. Например, российский суд может рассматривать дело о разводе с иностранным гражданином, не проживающим на территории Российской Федерации в том случае, если иск подан гражданином, проживающим на территории России. В данном случае рассмотрение дела о разводе возможно без присутствия ответчика (иностранного гражданина) в том случае, если будут соблюдены процессуальные права иностранного гражданина. Ответчику обязательно должны быть отправлены все необходимые судебные документы.
Российские граждане, проживающие за границей, могут расторгнуть брак в суде Российской Федерации. При этом не играет роли ни гражданство другого супруга, ни место его проживания — в нашей стране или за ее пределами. Это правило введено в основном для защиты прав российских граждан в тех случаях, когда законодательство страны, в которой они проживают, не допускает развода вообще или делает его получение чрезвычайно затруднительным. Расторжение брака в суде Российской Федерации возможно и при отсутствии другого супруга, если он был извещен о рассмотрении дела, но не пожелал в нем участвовать. Такой развод будет действительным в России, однако он может быть не признан таковым в стране постоянного проживания супругов.
Аналогичная норма содержится и в ГПК. Так, согласно п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК суды в России вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если хотя бы один из супругов является российским гражданином. Таким образом, брак между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в Российской Федерации, не может быть расторгнут в судебном порядке на территории Российской Федерации. Не может быть расторгнут брак в судебном порядке также по требованию супруга — иностранного гражданина или лица без гражданства, который не проживает в России, несмотря на то, что другой супруг является резидентом Российской Федерации.
Расторжение брака в компетентных органах иностранного государства
Возможно возникновение ситуации, когда появляется необходимость расторжения брака между гражданином Российской Федерации и иностранным гражданином на территории иностранного государства. Такой вариант возможен в том случае, если оба супруга проживают на постоянной основе в одной стране или если один из супругов является жителем той страны, в которой возбуждено дело о расторжении брака. Согласно законодательству Российской Федерации браки, заключенные между гражданами России и браки, заключенные между супругами один из которых не является российским гражданином, могут быть расторгнуты за пределами Российской Федерации в компетентных органах иностранных государств. В подобных случаях брак расторгается по законам этого государства. Развод, осуществленный за границей соответствующими компетентными органами с соблюдением законодательных норм того государства, в котором данный развод осуществлен признается действительным в России. Документы, которые выданы как свидетельство расторжения брака в соответствии с законами страны, в которой произведен развод, также являются действительными на территории Российской Федерации.
13 декабря 2005 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела частную жалобу А. на определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики по делу по возражениям А. относительно признания на территории Российской Федерации не подлежащего принудительному исполнению решения суда г.Вильгельмсхафен (Республика Германия) от 23 апреля 2001 года о расторжении брака.
Решением суда г. Вильгельмсхафен (Республика Германия) от 23 апреля 2001 года брак между А.М. и А., проживавшими в то время на территории Германии, был расторгнут.
А. обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с возражениями относительно признания указанного решения иностранного суда на территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что это решение не содержит отметки о вступлении его в законную силу, так как имеющаяся на нем отметка «решение обнародовано» не тождественно понятию «вступило в законную силу». Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики данные возражения оставил без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для удовлетворения жалобы и отмены определения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 413 ГПК РФ решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики возражения относительно признания этого решения.
Согласно ст. 414 ГПК РФ отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-5 части первой статьи 412 настоящего Кодекса.
Решение о расторжении брака между супругами А.М. и А. было принято германским судом по требованию А. Именно она обратилась в суд г. Вильгельмсхафен с иском к А.М. о расторжении брака, хотя стороны вправе были обратиться в консульское учреждение Российской Федерации в Германии, так как несовершеннолетних детей от брака не имеют, спора о разделе совместно нажитого имущества между ними не возникло и А.М. дал согласие на расторжение брака. В 2001 году указанное решение с отметками о том, что оно обнародовано и «правосильно», то есть вступило в законную силу, было направлено сторонам. А. по получении данного решения по почте сразу же выбросила его и лишь 26 августа 2005 года обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с возражениями против признания этого решения иностранного суда, пропустив установленный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами Российской Федерации, совершенное за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака, признается действительным в Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отказа в признании решения иностранного суда, исходя из требований ст. 414, пунктов 1 — 5 части первой ст. 412 ГПК РФ, по настоящему делу не имеется.[16]
Существенным является факт вынесения решения компетентным органом. Если, например, расторжение брака отнесено законодательством страны места расторжения брака к ведению судов, компетентным надо считать суд, а не какой-либо другой орган. Соблюдение законодательства страны места вынесения решения о компетенции вынесших решение органов означает также, что выполнены требования законодательства о пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении брака (международная подсудность). Такая компетенция устанавливается в разных государствах по-разному.
Пункт 3 ст. 160 Семейного Кодекса Российской Федерации связывает признание иностранных решений и с соблюдением законодательства государства места вынесения решения о подлежащем применению праве. Имеется в виду соблюдение норм семейного права данного государства. Поэтому при решении вопроса о признании в России решения иностранного суда о расторжении брака, например, двух российских граждан важно установить, что норма, регулирующая семейные отношения с участием иностранных граждан, государства, суд которого вынес решение, соблюдена. Если эта норма отсылает к законодательству страны гражданства супругов, следует убедиться, что при расторжении брака было применено российское законодательство.
Так, на территории стран — членов СНГ применяется право государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о разводе. Если же они — граждане разных государств, применяется право страны, учреждение которой рассматривает данное дело[17].
Аналогично расторжение брака между иностранными гражданами и лицами без гражданства, когда они не проживают в России, возможно в органах записи актов гражданского состояния Российской Федерации. Брак между указанными лицами может быть расторгнут при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Однако ст. 32 Закона об актах гражданского состояния, определяет местом государственной регистрации расторжения брака место жительства супругов (одного из супругов) или место государственной регистрации заключения брака. Следовательно, для расторжения брака между вышеуказанными лицами в органе записи актов гражданского состояния, помимо условий ст.19 Семейного Кодекса необходимо, чтобы один из супругов проживал в Российской Федерации, либо расторгаемый брак был заключен на территории Российской Федерации.
продолжение
–PAGE_BREAK–