АнализстихотворенияА. С. Пушкина«К***» («Я помнючудное мгновенье…»)(вместо анализастихотворения«Я вас любил…»)
Среди шедевровПушкинскойлюбовной лирикистихотворение«Я помню чудноемгновенье…»– одно из самыхпроникновенных, трепетных, гармоничных.Здесь чувствабез остаткараствореныв словах, а словакак бы самипросятся, ложатсяна музыку.
Это стихотворениепосвящено АннеПетровне Керн, с которой Пушкинвпервые познакомилсяв Петербургев доме Олениных, в начале 1819 г. Ужетогда поэт былочарован красотойи очарованиемАнны Керн. Послеэтой встречипрошло шестьлет, и Пушкинвновь увиделКерн летом 1825г., когда онагостила в Тригорскому своей теткиП. А. Осиповой.Неожиданнаявстреча всколыхнулав поэте почтиугасшее чувство.В обстановкеоднообразнойи тягостноймихайловскойссылки появлениеКерн вызвалопробуждениев душе поэта.Он вновь ощутилполноту жизни, радость творческоговдохновения, упоение и волнениестрасти и любви.
Стихотворениеначинаетсяс воспоминанияо дорогом ипрекрасномобразе, на всюжизнь вошедшемв сознаниепоэта. Это глубокосокровенное, затаенноевоспоминаниесогрето трепетными горячимнезатухающимчувством, благоговейнымпреклонениемперед святынейкрасоты:
Я помню чудноемгновенье:
Передо мнойявилась ты,
Как мимолетноевиденье,
Как гений чистойкрасоты.
«Гений чистойкрасоты» – этооблик земнойженщины, явившейсяперед поэтомво всем очарованиии блеске своейкрасоты. Но этотакже и обобщенныйобраз идеальной, прекраснойженщины.
Следующиестрофы автобиографичны.Пушкин вспоминаетгоды петербургскойжизни, прошедшие«в томленьяхгрусти безнадежной, в тревогахшумной суеты», воссоздаетиной настройчувств в периодюжной ссылки(«Бурь порывмятежный рассеялпрежние мечты»), говорит о «мракезаточенья»михайловскойссылки, о тягостныхднях, проведенныхв глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, безжизни, без любви.
Это не простовоспоминание, воспроизведениепрежних пережитыхвпечатлений.В памяти поэта«милые черты»не стираются,«голос нежный»все также звучитв душе. Гармоническаяумиротворенностьдостигаетсязадушевностьюинтонации, меланхолическимираздумьямио днях, прожитых«без божества, без вдохновенья».Своего родамузыкальнымрефреном звучитдважды повторенныйэпитет «голоснежный», рифмывнешне непритязательны(«нежный – мятежный»,«вдохновенья– заточенья»), но и они полныгармонии, песенности, романсовостистиха.
Но вдруг этагармония взрывается.Тихая нежностьуступает местобурной страсти.Вновь возрождениечувств в душепоэта, вновьприлив жизненныхсил, вновь приходтворческоговдохновения:
Душе насталопробужденье:
И вот опятьявилась ты,
Как мимолетноевиденье,
Как гений чистойкрасоты.
И сердце бьетсяв упоенье,
И для него воскресливновь
И божество, ивдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Упоение всепоглощающейлюбовью, упоениекрасотой любимойженщины приноситни с чем не сравнимоесчастье, блаженство.
В данном стихотворениитема любвинеразрывносочетаетсяс философскимираздумьямипоэта о своейсобственнойжизни, о радостибытия, о приливетворческихсил в чудныеи редкие мгновениявстречи с чарующейкрасотой. Явление«гения чистойкрасоты» внушилопоэту и целомудренноевосхищениеи упоение любовью, и просветленноевдохновение.