МарийскийГосударственныйТехническийУниверситет
КафедраФилософии
Реферат
Мировыерелигии.
Христианство, буддизм, ислам.
Выполнила: БахареваА. С.
Студентка2-го курса ЗМТ-22, ФУП
Шифр:01151002
Проверила: КарандаеваТ. А
Йошкар-Ола,2002.
План:
Введение………………………………………………………………3.
Христианство………………………………………………………….3
Католицизм…………………………………………………………3.
Православие…………………………………………………………5.
Протестантизм………………………………………………………5
Буддизм………………………………………………………………..6.
Ислам…………………………………………………………………..8.
5.Списоклитературы…………………………………………………..11.
Введение.
Религия –в том смысле, в каком принятоговорить о трехмировых религиях: христианстве, буддизме иисламе, — этосложное совокупноепонятие, включающеев себя определеннуюмифологию, систему догматов, культовые иобрядовыедействия, социализированныерелигиозныеинституты (церковь вхристианстве), конкретныеформы взаимоотношениямежду верующимии религиознойорганизациейи многое другое.Для каждойрелигии всеэти моментыимеют своеспецифическоесмысловоенаполнение, свою историювозникновения и дальнейшегосуществования, свое каждыйраз особенноепреломлениечерез этническую, национальную, классовую ииндивидуально-личностнуюпризму. Конкретноеизучение всехэтих смысловыхи организационныхособенностейв становлениирелигий и ихисторическихразновидностейотносится кособой науке– религиоведению,в которойрассматриваютсятакже и конкретныефилософскиевопросы теологии, и социальныефункции религиив различныхисторическихусловиях. Данныйматериал позволитнам поверхностноузнать о трехосновных мировыхрелигиях: христианство, буддизм, ислам.
Христианство.
Христианствосуществует2000 лет. Сначалаэто была единаярелигия, носегодня онасуществуетв виде несколькихсамостоятельныхнаправлений.
Католицизм.
Первое разделениехристианствапроизошло вXI веке. Появилисьдве крупныецеркви: западная, с центром вРиме, и восточная, с центром вКонстантинополе(Византия). Западнаяцерковь получиланазвание католической ( греч. Katholicos — всеобщий, вселенский).Это названиеотразило стремлениезападной церкви к вселенскомувсемирномураспространению.Глава западнойкатолическойцеркви имееттитул папыРимского.
Восточнаяцерковь оставилаза собой названиеправославной.В этом названиипредставителивосточногохристианствастремятсяподчеркнутьсвое правильноепониманиеучения Христаи считают, чтолишь они правильно, истинно говорят(славят) о Боге.
Догматическиеособенности.
Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца.
Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет.
В католицизме существует практика индульгенций ( лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.
С этим же связано и католическое учение о чистилище ( принято на Флорентийском соборе в 1439г. ) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.
В католицизме принят догмой о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.
Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры.
Католическая церковь признает святость и богодуховенность Священного писания ( Библии ) и Священного предания ( всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание.
Обрядовыеотличия.
В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду.
Миропамазание в католицизме ( католики называют его конфирмацией ) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем.
В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый.
У католиков крестное знамение пятиперстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие.
В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике.
Каноническиеотличия.
В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.
Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно.
В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет.
Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные.
У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета.
Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.
Православие.
Другое крупноенаправлениехристианства– православие( около 170 млн.человек ) широкораспространенов основном встранах восточнойЕвропы. В отличииот католицизмаправославиене имеет единогорелигиозногоцентра. Каждаяболее или менеекрупное православное образованиесуществуетотдельно, образуетавтокефалиюи не подчиняетсядругим центрам.В настоящеевремя существует15 автокефалий.В соответствиис церковнойтрадицией, учитывающейвремя полученияавтокефалий, официальныйпереченьавтокефальныхцерквей представленв следующемвиде: Константинопольская, Александрийская( охватываетЕгипет и некоторыестраны Африки), Антиохийская( Сирия, Литва), Иерусалимская ( Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская иАмериканская.
Старообрядничество.
В серединеXVII века русскоеправославиепретерпелораскол. Возникло старообрядничество.Богословы видятего причиныв действииБожественногопромысла испорах о правильностибогослужения.Сторонникинаучного пониманиярелигии связываютего с социально-экономическимипрогрессами, происходяшимив России этоговремени.
В настоящеевремя в Россиисуществуютобщины старообрядцев.В 1988 г., отметивтысячелетиекрещения Руси, старообрядцыстраны объединилисьв единую Русскуюправославнуюстарообрядническуюцерковь.
Протестантизм.
Третьимкрупным течениемхристианстваявляетсяпротестантизм(около 550 млн.человек ). ЭтаразновидностьХристианствашироко распространенов западнойЕвропе, Америке, России. Наиболееактивнымипредставителями являютсяевангельскиехристиане –баптисты ( ЕХБ), адвентистыседьмого дня( АСД ), пятидесятники, СвидетелиИеговы. К протестантамотносятсястарокатолики, меннониты, квакеры, мармоны, моравскиебратья, «христианскоесодружество»,«христианскаянаука» и т. д.
Протестантизмвозник в XYIIвеке в Германии.Свое названиеон получилпотому чтопредставлялсобой протестверующих ЗападнойЕвропы наадминистративноезасилие Ватиканаи римских пап.
Т. о. Протестантизмявился не толькопричиной второгораскола христианствано и его следствием.
Основателемпротестантизмабыл немецкийбогослов МартинЛютер ( 1483-1546 гг. ); его последователиназывали себялютеранами.Другим яркимпредставителемРеформациибыл французскийтеолог Кальвин( 1509-1564 ); последователикоторого сталиназыватьсякальвинистами.В Англии протестантизмполучил названиеангликанства.
Буддизм.
Свое названиерелигия получилапо имени своегооснователяБудды ( с санскр.– просветленный). Буддизм – этоодна из трехмировых религий.Распространенв странах Южной, Центральнойи Юго-ВосточнойАзии ( Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, наТибете ). В формеламаизма егоисповедуютнароды Бурятии, Тувы, Калмыкии.
Буддизмзародился вИндии в VIв. до н. э. какоппозициябрахманизму.Однако из-закастовогоустройстваиндийскогообщества неимел широкойпопулярности.В настоящеевремя лишь 0,5% индусов называютсебя буддистами.
Основателембуддизм считаетсяГаутама ( 563-483 дон. э. ) Преданиерисует егостройным, худощавымчеловеком сголубыми глазами, кротким и яснымвыражениемлица и необычайномелодичнымголосом. Обычнойодеждой ГаутамыБудды быложелтое рубище, ставшее впоследствиитрадиционнойодеждой буддистскихмонахов.
В буддистскойкультуре естьдва пониманияобраза Будды.Так называемые«северныебуддисты»считают Гаутамуисторическойличностью, действительножившей в Индиив VI в. до н.э. Но, по ихпредставлениям, это не бог, алишь человек, великий учительмудрости. Вучении «северныхбуддистов»первостепенноезначение придаетсяэтике и нравственномуобразу жизнипоследователяБудды. Поэтомуформа буддизмаболее похожана философию, чем на религию.Другой представитель«южного буддизма»Будда был Богом.Он и родилсякак Бог, необычайнымобразом. МатериГаутама приснилсясвященный слон, который вышелу матери междуребрами в подмышке.Однако, исследователибуддизма склоннысчитать, чтоБудда личностьлегендарная– это означает, что реальноон не существует, а есть образ, созданныйнародной фантазией.
О Будде естьцелая легенда, и самое главноев ней, это ЧетыреВеликие встречи,во время которыхГаутама познаетвсе ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть.Он начал жизньотшельника.Через некотороевремя ГаутамеоткрылисьЧетыре благородныеистины, показавшиепуть к спасению:
1. Гаутамапонял, что всякоесуществованиеесть страдание.Не только болезнь, старость исмерть, но исамо рождение и подчинениезакону рожденияесть страдание.
2. Причинойстраданийявляются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатстваи т. д.
3. Прекратитьстрадание возможно. Дляэтого нужноотказатьсяот желаний.Следует достичьтакого состояния, когда ничегоне хочется.Состояние безжеланий называется нирваной ( ссанскр. – покой).
4. Гаутамеоткрылся такназываемый«восьмиричныйпуть» спасения.Он состоит из8-ми правил:
«Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том, что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;
«Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;
«Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им.
«Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.
«Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).
«Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти.
«Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя.
Постигнувэти ЧетыреВеликие истины,Гаутама сталБуддой (просвященным).Будда посчитал, что он долженрассказатьоб этом людями показать импуть к спасению, отказавшисьор искушенияпогрузитьсяв состояниенирваны. Егоучение получилоназвание Дхармы.У него появилисьученики и оносновал общину.Далее по всейИндии началивозникатьобщины. Вступившиетуда брилиголову, одевалижелтые одежды, были вегетарианцамии имели присебе самоенеобходимое– кружку длясбора подаянийи воды, бритву, посох. Большуючасть времениони временив странствияхи проповедях.Когда кто-тоиз общины умирал, его хоронили.Позднее на этих местахвозводилисьмогильныесооружения– ступы –куполообразныестроения-склепыс наглухозамурованнымвходом. В последствииоколо этих ступстали возникатьхрамы и монастыри.
С появлениеммонастыреймонахи пересталистранствовать.Вскоре монастырипревратилисьв главную иединственную форму организациибуддистов. Онистали центрамибуддизма, своеобразнымиуниверситетами и библиотеками.Ученые буддистскиемонахи записывалидревние священныетексты, изучалии комментировалиих. Так возниклаСвященноеписание буддистов– Трипитака( в переводес пали – тройнаякорзина. Впервыебуддистскийканон был записанна пальмовыхветках, которыезаняли трикорзины ). Трипитакасостоит из трехчастей: Винайя– питака излагаетэтику буддизма, Сутта – пятакасодержащаядогматику, Абидхаша –посвященафилософии.
В буддизмесуществуютдва пути спасения.Махаяны (большаяКолесница, взначении широкийпуть спасения)и хинаямы(малая Колесница, в значенииузкий путь).Первый — длявсех, второй- монахов, полностьюотказавшихсяот земной жизни.
В III векедо н. э. индийскийимператор АшокпревратилБуддизм вгосударственнуюидеологию.Позже вытесненныйиндуизмом, получил широкоераспространениев других странах, превратившисьв мировую религию.
Во II векепроник в Китай, где изменилсяпод влияниемуже давно сложившихсяКитайскихверований итрадиций. Результатомтворческихпоисков сталаособая формабуддизма, возникшаяв Китае в YIIвеке чань-буддизм.
Через Китай буддизм пришелв Японию. В YI-YIIв. в Японии сталистроитьсямонастыри, устанавливатьсяалтари и изображенияБудды. Но и здесьБуддизм испытална себе влияние японской культурыи прежде всего, японскогосинтоизма.
Как и в Китае, в японскомбуддизме можновыделитьпредставлениепростого народаи привилегированной верхушки общества.Появилсядзень-буддизм.Появилисьпредставленияо возможностиучеников подруководствомучителя достичьпросветленногосостояния –сатори.
В VI векебуддизм пришелв страны Тибета, где получилназвание ламаизма.Тибетскиемонахи называютсяламами. Средилам существуетиерархия ижесткая дисциплина.На вершине иерархическойпирамиды находитсяглава и непререкаемыйавторитетламаизма Далай-лама(монах-океан).Ламаисты отмечалитакие праздникикак: праздник«Белого месяца»(Цагаман, началонового года),«КруговещениеМайдари» или«Майдари хурал», посвященныйприходу грядущегоБудды.
Простыеверующие совершалибольшое количествообрядов:
покаяние за животных (дзул-хурал)
обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)
обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)
обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)
похоронный обряд.
В настоящеевремя ламаизмраспространенне только наТибете.
Ислам.
Ислам (в переводес арабского«покорность»,«предание себяБогу») – третьяи самая поздняяпо возникновениюмировая религия.В настоящеевремя в миренас начитываетсяболее 800 млн.мусульман.Ислам распространенболее чем в 120странах, в 35 изних — это самаявлиятельнаярелигия, в 28 –ислам являетсягосударственнойрелигией.
Ислам возникна ближнемвостоке, т. е.там же, где иудаизми христианство.Исследователисчитают, чтоислам воспринялте же идеи, которыепитали иудаизми христианство.Однако, исламотличаетсяот других религийследующимиособенностями:
В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма.
Ислам более, чем другие религии, требователен соблюдению своих правил.
Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений. Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди.
Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.
Мусульманскоепридание такобъясняетпоявлениеислама: естьлишь один, единыйдля всех людейБог — Аллах. Именноему поклоняютсявсе народы мира(язычники, ииудею, и буддисты, и христиане).Но их религияявляетсянеправильной, так как их пророкине были верныБогу. Мусульманесчитают, чтоАллах посылалуже несколькопророков наземлю. В XIVвеке до н. э. онпослал людямпророка поимени Муса(Моисея), но онизвратил словоБога и создалрелигию иудаизма, в VI веке дон. э. был посланГаутама, но ион не был веренБогу, объявилсебя Буддойи создал Буддизм.В I векеАллах послалпророка Ису(Иисуса), но ион извратилсущность Бога, возниклохристианство. Лишь пророкМухаммед осталсяверным богу, а ислам сталединственноправильнойрелигией. Отсюдамусульманеназывают себя«правоверными»( т. е. вернымиБогу, имеющимправильнуюверу, а представителейвсех другихрелигий называют«неверными»Богу). ПророкМухаммед (онже Мухаммад, Мохаммад, а досередины XXвека в России часто Магомед)– историческоелицо. Датойрождения считается570 г. Он сталпроповедникомидеи веры вединого Бога– Аллаха. Мусульманскиепредания содержатсведения о том, что пророкМухаммед неоднократновстречалсяи беседовалс христианскимимонахами. Основнойобщий догматиудаизма ихристианствао единобожиибыл воспринятМухаммедоми лег в основу его учения обАллахе. Позднее, уже в 53-х летнемвозрасте переездМухаммеда вЯсриб изменилего социальныйстатус: изпроповедникановой религиимМхаммед превратилсяв посланникаАллаха, пророка, передающеголюдям божественныезаконы, которымони должныследовать вих земной жизни.
Краеугольнымкамнем религиознойверы в исламеявляется широкоупотребляемая известнаяфраза: «НетБога кромеАллаха и Мухаммедпророк его».
В этом выражениичетко выраженосамостоятельноеглавное положениеислама: существуетодин Бог (Аллах).Он безлик, неимеет конкретногообраза. Мусульманеникогда неизображаютБога и отрицают иконы. Аллахвсемогущ, мудр, всемилостлив.Он творец всегосущего и верховныйсудья над мироми людьми. ОтАллаха зависитвсе. Люди должныбезропотноподчинятьсяего воле: «Навсе воля Аллаха».
МусульманепоклоняютсяАллаху падаяему ниц (это иесть выражениепокорности).Ислам учитверующих смиренно, терпеливо, мужественнопереноситьвсе невзгодыземного существования, не завидоватьбогатым, жалетьбедных. Мусульманеверят в душуи бессмертие, загробноевоздаяние, райи ад, ангелови демонов, конецсвета и предшествующуюэпоху бесчестияи неверия, часСтрашного суда.Основные положенияислама изложеныв Коране – священнойкниги мусульман.Коран делитсяна 114 глав, которыеназываютсясурами, каждаясура состоитиз аятов. Слово«аят» означает«знамение, чудо».
Другой религиознойкнигой мусульманявляется Сунна.Она возниклав IX веке.После смертиМуххамедаостались устныепредания о егожизни и деятельности– хадисы. Онии составилиосновное содержаниеСунны. ВероучениеИслама обязуеткаждого мусульманинасоблюдать«столпы веры»- пять обязательныхправил:
Исповедание веры.
Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами.
Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).
Милостыня. Основанием для милостыни является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.
Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этогомусульманесоблюдают ещенесколькообрядов: обрезание–суннат, свадебныйобряд — никах, похоронныйобряд — джиназа.
У мусульманмного праздников:Ураза – праздникразговения.Курбан-Байрам– великийпраздникжертвоприношения.Мавлюд – деньрожденияпророка Мухаммеда.Мирадж (Раджаб– байрам) –посвященныйвознесениюпророка Мухаммедана небо, к Аллаху.Ашуру ( Шахсей-вахсей)– день всеобщейскорби.
Уже отмечалось, что отличительнойчертой исламаявляется то, что он оказали оказываетбольшое влияниена все стороны жизни мусульманскогообщества.Подтверждениемтому являетсяШариат –мусульманскоезаконодательство, который былсоздан в VII-XVIIвеках.
Шариат (отараб. Шарма –ясный путь, покоторому надлежитследовать) –мусульманскоезаконодательство, включающеенормы, которыерегулируютсемейно — брачные, гражданские, бытовые и др.взаимоотношениямусульман, атак же определяющиеусловия действияверховногосуда.
Ислам, каки др. религиине избежалрасколов. Существуютдва основныхтечения: шиитыи сунниты(противостояниешиизма и суннизманаходило своевыражение вборьбе за устройствомусульманскогогосударства между сторонникамихалифата ииммамата), итак же естьдругие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Суннитызанимают большуючасть мусульман90 %.
Центральныйобъект любойрелигиознойверы – идеяБога, главнаяи самоценнаяидея, из которойвыводится всеостальноесодержаниерелигии. Труднонайти в историичеловечествадругую идею, которая попродолжительностивоздействиямогла бы сравнитьсяс идеей Бога, с тем комплексомощущений, чувстви побуждений, которые с нейсвязаны и которыесоставляютоснову целостногорелигиозногожизнепонимания, мировоззрения.
Списоклитературы:
Буркова Г. А. «История религий». Лекции. Йошкар-Ола, 1999 г.
А. Г. Спиркин. «Основы философии». Учебное пособие. 1988.
С. А. Токарев. «Религия в истории народов мира». Москва, 1986 г.
«Религии мира». «Просвещение». 1994 г. Москва.