1. «Отцы и дети» И. С. Тургенева и общественное движение в России 60-гг

1. «Отцы и дети» И.С. Тургеневаи общественное движение в России 60-гг.События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Неудачная для России Крымская война 1983 – 1856 годов обнажила гнилость и бессилие самодержавно-крепостнического строя, обострила до предела его кризис, всколыхнула народные массы и всю прогрессивную общественность. После поражения в Крымской войне со всей остротой и неумолимостью встал вопрос о немедленной ликвидации крепостного права. К этому вело Россию ее экономическое развитие, втягивавшее страну на путь капитализма. На этой почве в 1859 – 1861 гг. в России созрела революционная ситуация. С каждым годом усиливавшееся народное движение за ликвидацию феодального строя питало революционную борьбу и идейные искания русской демократической интеллигенции, которая подняла знамя борьбы за освобождение народа, за преобразование всего общественно-политического строя русской жизни. Выдающаяся роль в этой борьбе принадлежала А.И. Герцену и Н.П. Огареву, которые в 1857 г. начали выпускать в Лондоне знаменитый «Колокол». Этот свободный от царской цензуры печатный орган пользовался огромной популярностью в России и сыграл значительную роль в воспитании и организации ее революционных сил. В самой России накануне 1861 года развернулась на страницах «Современника» могучая проповедь «мужицких демократов» Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, идейных вдохновителей и организаторов революционно-демократических сил. С этого момента начался буржуазно, или разночинский, период в истории русского революционно-освободительного движения и общественной мысли. На смену революционерам из дворян пришли революционеры-разночинцы во главе с Чернышевским и Добролюбовым. В предреформенные годы складывалась и идеология российского буржуазного либерализма. Либералы стояли на почве признания крестьян сверху и ратовали за сохранение монархии, помещичьего землевладения, с негодованием отвергая революционные идеи об уничтожении помещичьей собственности и помещичьей власти. В 1861 году достигло кульминационного подъема и демократическое движение интеллигенции во главе с Чернышевским. Представителям демократической России был ясен антинародный. Кабальный характер крестьянской реформы. «Современник» не откликнулся за царский манифест 19 февраля, демонстрируя тем самым свое глубоко отрицательное отношение к нему. Действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, последовавших уже после падения крепостного права, в 1861 г. «Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», – писал Тургенев Достоевскому. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов русской жизни. Основное внимание автора романа обращено на конфликт разных мировоззрений – либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Таким образом, на противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа.^ 2. Общественно-политическое и общечеловеческое содержаниеконфликта в романе. Его сюжетно-композиционное решение.В центре романа «Отцы и дети» конфликт двух направлений русской общественно-политической жизни того времени – либерализма и революционного демократизма. Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практической точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно. Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, «убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит» и «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым «постоянно противоречили его поступки». Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о России, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью. В Павле Петровиче Тургенев, верный исторической правде, раскрывает всю ограниченность дворянско-аристократического либерализма, его ненависть к демократическому движению, к демократической молодежи 60-х гг. Это тип уходящего барства.Главный герой романа – Евгений Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергавшая суду мысли. В этом отношении Базаров был типичным представителем разночинцев-шестидесятников. Критика старых принципов жизни, за которые «держались» отцы» давно уже велась на страницах «Современника». Базарова, как разночинца-демократа, не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные ее исправления. Базаров не либеральный реформатор. Он требует уничтожения и замены самых основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого, несомненно отразились революционные устремления передовой демократической молодежи. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…» (гл. 26)^ Сюжетно-композиционное решение. Уже само название романа «отцы и дети» подсказывает, что роман построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев. Конфликты между персонажам, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописаниями самих героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродному роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х гг. XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтического повествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности. В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные интриги тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из 28 глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц построена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров – Павел Петрович, Базаров – Николай Петрович, Базаров – Аркадий, Базаров – Одинцова, Базаров – родители, Базаров – Ситников и Кукшина, Базаров – дворовые в Марьине, Базаров – мужики в его собственной деревне, Базаров – Фенечка и т.д. Но думается, главное сопоставление – это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь. Чтобы осуществить эту задачу, Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся огородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе, любви, вражде, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа. Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы. ^ 3. Приемы раскрытия характера Евгения Базарова.Своеобразие психологического анализа в романе. Тургенев – сторонник скрытого психологизма. В отличие от Толстого он полагал, что автор не должен глубоко «врываться» в сознание героя. Внутренний психологический процесс героя надо изображать, не прямо, с помощью внутреннего монолога (как это обычно бывает у Толстого), и не с помощью монолога-исповеди (как у Достоевского), а косвенно, через внешние проявления. Психологические конфликты в сюжете романа назревают подспудно, сначала выражаются в незначительных деталях поведения героев, потом выходят на первый план. Другое средство раскрытия характеров – психологический портрет. Вот молодой Кирсанов еще в дороге представляет своего друга отцу. Как тонко в этой, казалось бы, внешней встрече обрисовываются черты героя. Даже базаровский длинны балахон с кистями – словно вызов моде и рабочая красная рука человека, не привыкшего к тому, чтобы холить свое тело, и спокойное лицо, выражавшее сознание справедливости своих убеждений, самоуверенность и ум, и даже эти длинные волосы, как некий признак неподчиненности стандартной внешности, волосы, о которых не раз (и не случайно!) упоминается в книге (Павел Петрович так и называет Базарова «волосатый»). Таким образом, в тургеневской книге всякая деталь бьет в цель. Большое значение имеют также некоторые детали поведения. Примером может быть описание состояния Базарова после любовной катастрофы с Одинцовой. Базаров становится рассеянным и замкнутым в себе («Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй», – Базаров отправился к себе в комнату. «Здравствуй», – подумал Аркадий, – разве мы не виделись сегодня?»), он не может скрыть своих чувств («В Базарове стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя и глядел сердито»), стыдился («С Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его»). Тургенев обращает внимание на речевой портрет героя, выражаемый в монологах, диалогах, внутренних монологах, отдельных репликах. Так, свое нарастающее чувство Базаров сначала с напускной развязностью прикроет небрежными штрихами об Одинцовой типа «На остальных баб не похожа!», затем вдруг почувствует, что сконфузился, а на следующий день ему станет досадно, но, превозмогая себя и храбрясь, заговорил он преувеличенно развязно. Существенно важна для раскрытия характера связь с пейзажем. Когда Базаров влюбился в Одинцову, «отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя…» Важным способом психологического анализа является также и авторский комментарий.^ 4. «Отцы и дети» в критике 60-х гг. Глубокий и интересный разбор «Отцов и детей» сделал Писарев в своей статье «Базаров». Основную заслугу Тургенева Писарев увидел в том, что он сумел в своем романе отразить историческую истину – изобразил демократа как передовую силу России. «Из Базаровых, – писал критик, – при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели», которые «всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более широкую и более занимательную…» И далее, говоря уже конкретно о возможной для Базарова деятельности, Писарев в статье смело намекал на то, что это может быть и борьба за свободу. А Н.Н. Страхов обратил большее внимание не на сам образ Базарова, а на те детали. Которые делают живым этот образ: «Не будем говорить здесь об описании природы, той русской природы, которую так трудно описывать и на описание которой Тургенев такой мастер. В новом романе он таков же, как и прежде. Небо, воздух, поля, деревья, даже лошади, даже цыплята, – все схвачено живописно и точно». А Чехов вот как написал об этом романе: «Болезнь Базарова сделана так сильно. Что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано, просто гениально». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М., 1986.История русской литературы XIX века. – М., 1974.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература. – М., 2001.Пустовой П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1991.Троицкий В.Ю. Книга поколений. О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1979.Тугренев И.С. Отцы и дети. – М., 1998.