КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву
Тема: «Аттестация госслужащих»
План
Введение
Принципы, цели, задачи и функции аттестации государственныхслужащих
Организация и порядок проведенияаттестации государственных служащих
Заключение
Список используемой литературы:
Введение
Государственная служба — это профессиональная служебнаядеятельность граждан Российской Федерации, предполагающая наличие у лицасоответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих закреплен назаконодательном уровне в ст.4 Федерального Закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
К государственному гражданскому служащему законодательствомпредъявляются определенные квалификационные требования. К ним относятсятребования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственнойслужбы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональнымзнаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Оценка соответствия уровня профессиональной подготовкигосударственных служащих квалификационным требованиям, а также выполнение имсвоих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом,выявляется в результате проведения специальной процедуры — аттестациигосслужащих. Помимо этого аттестация позволяет выявлять наиболее перспективныхгосударственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе; направлятьна переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебнойдеятельности которых вызывают сомнения, и при определенных условиях избавлятьсяот государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.
Актуальность рассматриваемой темы обосновывается тем, чтосущественные изменения, происходящие в настоящее время в институтахгосударственной и муниципальной службы в результате проводимых административнойреформы, реформы государственной службы и местного самоуправления, заставляютобратить более пристальное внимание к содержанию понятия аттестациигосударственных служащих, а также к его правовым последствиям.
В результате принятия новых нормативных актов, в процедуреаттестации госслужащих произошли ряд изменений, что также требует определенногоанализа.
Вопрос о правовом регулировании аттестации имеет важноепрактическое значение в регулировании отношений в сфере труда. Между тем донастоящего времени в законодательстве отсутствует легальное определение понятияаттестации.
Актуальность данного исследования определила цель и задачиработы. Цель настоящей работы — подробно рассмотреть особенности и процедуруаттестации государственных служащих. Для достижения цели работы необходиморешить следующие задачи:
Определить понятие аттестации государственных служащих;
Обозначить принципы, цели, задачи и функции аттестациигосударственных служащих;
Рассмотреть процедуру организации и порядок проведенияаттестации государственных служащих;
Для выполнения поставленных задач и раскрытия темы в работеиспользовались действующее законодательство, регулирующее вопросыгосударственной службы, комментарии к этому законодательству, монографииавторов А.Ф. Нуртдиновой, А.Ф. Ноздрачева, Л.А. Чикановой, Ю.Н. Полетаева,статьи в специализированных газетах и журналах авторов И.Н. Сурманидзе, А.В. Куракинаи А.А. Савостина, а также учебная литература. Рассматриваемая тема такжеосвещалась в работах В.Ф. Халипова и Е.В. Халиповой, В.И. Курилова, А.П. Жирова,А.Г. Хныкина, Ф.П. Негру, Д.М. Овсянко, Д.Н. Бахрах и др.
Для раскрытия поставленной темы определена следующаяструктура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия главотображают их содержание.
Понятие аттестации государственного служащего
Необходимо отметить, что действующее законодательство несодержит конкретного определения аттестации в целом, и аттестациигосударственных служащих в частности. Относительное разнообразие определенийаттестации встречается лишь в специальной юридической литературе, посвященнойрассматриваемой проблематике.
Рассмотрим понятие аттестации, предлагаемое в специальнойюридической литературе.
Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (отлат. attestation — свидетельство) как свидетельство, определение квалификацииработника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику[1].
Энциклопедический юридический словарь понимает податтестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствиязанимаемой должности»[2].
Толковый словарь терминов и понятий дает определениеаттестации как процессу оценивания соответствия кого-либо или чего-либонекоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, всовокупности характеризующих качество объекта оценки [3].
Справочник по государственному и муниципальному управлениютрактует аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловыхи личностных качеств государственного служащего, установление егослужебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к государственнойслужбе[4].
Ученые-правоведы в своих научных работах дают следующиеопределения аттестации.
В.Ф. Халипов и Е.В. Халипова определяют аттестацию как отзыво способностях, знаниях, деловых и иных качествах какого-либо лица,характеристику[5].
В.И. Курилов рассматривает аттестацию в узком и широкомсмыслах: так, в узком смысле аттестация — это проводимая предприятием,учреждением, организацией с помощью аттестационной комиссии в целях постоянногоповышения деловой квалификации и идейно-политического уровня работников,улучшения их подбора и расстановки, периодическая проверка деловых,политических, организаторских, моральных и личных качеств работниковопределенной категории в специальной организационной форме; в широком — этоопределение квалификации, уровня знаний работника, учащегося, гражданина,соответствия его деловых и политических качеств определенной профессии,специальности, квалификации или должности[6].
А.П. Жиров характеризует аттестацию как установленнуюгосударством форму периодической проверки специальной трудовой правоспособностиопределенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовойфункции с целью установления соответствия аттестуемых занимаемой должности,повышения их профессионального и морально-политического уровня, а такжесодействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров[7].
А.Г. Хныкин понимает под аттестацией периодическуюкомплексную проверку уровня деловых, личностных, а также соответствие моральныхкачеств работника его должности и выполняемой работе[8].
Ф.П. Негру отмечал, что аттестация — это проведение проверкиквалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков,способностей, т.е. его соответствия занимаемой должности или выполняемой работе[9].
К определению понятия «аттестация государственныхслужащих» также существует разный подход. Так, Д.М. Овсянко определялаттестацию как процедуру, способствующую совершенствованию деятельности поподбору, повышению квалификации, расстановке государственных служащих,определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемойдолжности, присвоению очередного квалификационного разряда[10].
Д.Н. Бахрах аналогично В.И. Курилову выдвинул двойственнуютрактовку аттестации. Так, Д.Н. Бахрах выделяет: общую аттестацию, проводимую вцелях оценки работы государственных служащих, повышения у них чувства ответственности,и персональную аттестацию, проводимую в целях решения вопросов о присвоениигосударственному служащему очередного звания, о назначении государственногослужащего на иную должность, об увольнении служащего, как следует из названия,персональная аттестация проводится в отношении отдельных государственныхслужащих[11].
Ю.Н. Полетаев определяет аттестацию государственныхгражданских служащих как «юридическую обязанность проходить периодическуюпроверку уровня своей профессиональной подготовленности (квалификации) исоответствия занимаемой должности, организуемую представителем нанимателя всоответствии с установленными правилами с целью оптимизации использованиякадров, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности иустановления возможности сохранения, изменения или прекращения служебныхконтрактов»[12].
Как уже упоминалось выше, действующее законодательство несодержит определения аттестации государственных служащих. Часть 1 ст.48Федерального закона «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»[13]лишь указывает цель аттестации гражданского служащего — определениесоответствия государственного служащего замещаемой должности гражданской службы.
Стоит заметить, что определение аттестации, приводимое вуказанном выше Федеральном законе, хотя и значительно уже по своему содержанию,однако сохранило базовую сущностную характеристику определения ранеедействовавшего Федерального закона «Об основах государственной службыРоссийской Федерации»[14],а также определений аттестации ряда иных подзаконных нормативно-правовых актов.Так, ч.1 ст.24 Федерального закона «Об основах государственной службыРоссийской Федерации» указывала, что аттестация проводится с цельюопределения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственногослужащего занимаемой государственной должности государственной службы, а такжедля решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационногоразряда.
Аналогичные выводы можно сделать, проведя сравнительныйанализ ранее действовавшего Положения об аттестации государственных служащих инового Положения об аттестации, подготовленного на основе Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, ст.1 Положения о проведении аттестации федеральногогосударственного служащего[15]указывала, что аттестация призвана способствовать совершенствованиюдеятельности государственного органа по подбору, повышению квалификации ирасстановке федеральных государственных служащих, определению уровня ихпрофессиональной подготовки и соответствия замещаемой государственнойдолжности, а также решению вопроса о присвоении федеральному государственномуслужащему очередного квалификационного разряда (классного чина,дипломатического ранга).
Статья 2 Положения о проведении аттестации государственныхгражданских служащих Российской Федерации[16]указывает, что аттестация проводится в целях определения соответствиягражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценкиего профессиональной служебной деятельности[17].
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее определениеаттестации государственного служащего — это административно-правовая процедурапо оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемойгосударственной должности, направленная на совершенствование государственнойслужбы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогампринять установленные законодательством административно-правовые меры, чтоспособствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциалакадров[18].
Принципы, цели, задачи и функции аттестациигосударственных служащих
Аттестация как правовой институт в системе государственнойслужбы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.
К основным принципам аттестации относятся те, которымируководствуются во всех государственных и муниципальных органах, в которыхпроводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность,всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексностьаттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестациигосударственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационнойкомиссии, действенность аттестации.
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» в ст.24 определяет, чтоаттестация проводится в целях:
а) определения уровня профессиональной подготовки;
б) определения соответствия занимаемой должности;
в) для решения вопроса о присвоении квалификационногоразряда;
г) совершенствования деятельности государственного органа.
Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать отом, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интересгосударства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированныхспециалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использоватькадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуютличностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационнойпроцедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе,награды и т.п. [19]
Л.Л. Попов, называя цели аттестации государственныхслужащих, указывает, что аттестация призвана способствовать формированиюкадрового состава государственной гражданской службы, повышениюпрофессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных сопределением преимущественного права на замещение должности гражданской службыпри сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а такжевопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих[20].
Основной задачей аттестации госслужащих является определениесоответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходепроведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:
выявление перспективы использования потенциальныхспособностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
определение степени необходимости повышения квалификации,профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
обеспечение возможности долгосрочного планированияпередвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должностиили перевода на менее квалифицированную работу[21].
Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в болеешироком понимании аттестация решает следующие задачи:
соблюдение принципов государственной службы;
обеспечение дисциплины и законности в системегосударственной службы;
формирование профессионального кадрового потенциалагосударственных органов;
выявление потенциальных возможностей государственногослужащего с целью продвижения его по службе;
применение к государственному служащему мер ответственностии стимулирования;
обеспечение реального функционирования механизма продвижениягосударственных служащих по служебной лестнице;
поддержание стабильности в системе государственной службы;
стимулирование повышения квалификации и профессионализмагосударственных служащих[22].
Функции аттестации государственных служащих можноподразделить на явные и скрытые.
Явной функцией аттестации государственного служащегоявляется установление факта соответствия занимаемой государственной должностигосударственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные спроведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. Графикпроведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащемуподготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестациягосударственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении илисохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристикафиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.
Скрытые функции аттестации государственного служащего: приданиебольшого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства сподчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективудополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда,планирование карьеры сотрудников и др. [23]
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что исходяиз своих принципов, целей, задач и функций, аттестация государственных служащихпризвана способствовать:
совершенствованию деятельности государственных органов поподбору, повышению квалификации и расстановке кадров;
определению уровня их профессиональной подготовки исоответствия занимаемой должности;
повышению эффективности управленческого труда и развитиютворческой инициативы;
обеспечению социальной защищенности гражданских служащихпутем дифференциации оплаты их труда;
решению вопроса о повышении гражданского служащего вдолжности, другого трудового стимулирования.
Организация и порядок проведения аттестации государственныхслужащих
Аттестация государственных гражданских служащих,военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы осуществляется всоответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданскихслужащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2005г. [24](далее — Положение), Порядком организации и проведения аттестации офицеров ипрапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ, установленным Приказом Министраобороны РФ от 6 апреля 2002 г. [25],Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органовРоссийской Федерации, утвержденным Приказом Государственного таможенного комитетаРФ от 29 октября 2003 г. [26],и другими нормативными правовыми актами, учитывающими особенности того или иноговида государственной службы.
Аттестации подлежат все государственные гражданские служащиенезависимо от занимаемой должности. Однако на основании других критериевнекоторые гражданские служащие освобождаются от прохождения очереднойаттестации. В соответствии со ст.48 (ч.8) Закона N 79-ФЗ к ним относятсяслужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходуза ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудниковможет быть проведена не ранее чем через один год после окончаниясоответствующего отпуска.
Положение о проведении аттестации расширяет круг гражданскихслужащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. В дополнение кслужащим, указанным в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает, чтоаттестации не подлежат гражданские служащие:
проработавшие в занимаемой должности гражданской службыменее одного года;
достигшие возраста 60 лет;
беременные женщины;
в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданских служащих проводится регулярно, одинраз в три года. Однако в некоторых случаях возможно проведение внеочереднойаттестации (ч.5, 6 ст.48 Закона N 79-ФЗ).
Для проведения аттестации гражданских служащих по решениюпредставителя нанимателя издается акт государственного органа, содержащийположения: о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графикапроведения аттестации, о составлении списков гражданских служащих, подлежащихаттестации, о подготовке документов, необходимых для работы аттестационнойкомиссии.
В состав аттестационной комиссии включаются представительнанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе изподразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового)подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащийаттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федеральногогосударственного органа по управлению государственной службой илигосударственного органа субъекта Федерации по управлению государственной службой,а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций,приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой позапросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистовпо вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данныхэкспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее однойчетверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационнойкомиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможностьвозникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемыеаттестационной комиссией решения.
Оценить работу государственного служащего очень трудно, таккак профессиональная служебная деятельность состоит в осуществлении публичныхфункций, не имеющих стоимостных оценок. Однако Положением определены некоторыепроцедуры, призванные обеспечивать объективную оценку его деятельности.
Не позднее чем за две недели до начала аттестации ваттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащиматтестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационныйпериод, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденныйвышестоящим руководителем. К отзыву прилагаются сведения о выполненныхгражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов. Кадроваяслужба государственного органа должна ознакомить аттестуемого с представленнымотзывом. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссиюдополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности зауказанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывомили пояснительную записку на отзыв.
Аттестация проводится с приглашением аттестуемогогражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявкиего без уважительных причин или отказа от аттестации гражданский служащийпривлекается к дисциплинарной ответственности.
Аттестационная комиссия рассматривает представленныедокументы, заслушивает сообщения аттестуемого, а в случае необходимости — егонепосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельностислужащего. Если требуется, аттестационная комиссия вправе перенести аттестациюна следующее заседание комиссии.
Профессиональная служебная деятельность гражданскогослужащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационнымтребованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решениипоставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач,сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. Порезультатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссиейпринимается решение, которое сообщается ему непосредственно после подведенияитогов голосования.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный листгражданского служащего, который знакомится с ним под расписку. Аттестационныйлист хранится в личном деле служащего.
Решение должно быть принято в течение одного месяца со дняпроведения аттестации (голосования аттестационной комиссии), не считая времениболезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего (п.24Положения о проведении аттестации).
Если гражданский служащий соответствует занимаемойдолжности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранениидолжности и т.п.) не принимается.
Если аттестационная комиссия рекомендовала служащего квключению в кадровый резерв для повышения в должности, издается правовой акт (приказ,распоряжение) о включении служащего в кадровый резерв для замещения вакантнойдолжности гражданской службы в порядке должностного роста (ст.64 Закона N 79-ФЗ).
В случае необходимости гражданский служащий направляется сего согласия на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ст.62Закона N 79-ФЗ).
Если он признан несоответствующим замещаемой должности, онпонижается в должности гражданской службы, т.е. переводится с его согласия надругую — нижестоящую должность (ст.28 Закона N 79-ФЗ).
В том случае, когда гражданский служащий отказывается отпрохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации илиперевода на другую должность, он может быть уволен по подп. «б» п.1 ч.1ст.37 Закона.
Указанные решения оформляются правовым актомгосударственного органа или представителя нанимателя (п.23 Положения опроведении аттестации).
Гражданскому служащему предоставляется право обжаловатьрезультаты аттестации в соответствии с ч.18 ст.48 Закона N 79-ФЗ. Однако ЗаконN 79-ФЗ не предусматривает порядка обжалования результатов аттестации. Очевидно,в этом случае необходимо руководствоваться общими правилами рассмотренияиндивидуальных служебных споров (ст.70 Закона N 79-ФЗ).
Условия и порядок проведения аттестации являются едиными длявсех государственных гражданских служащих независимо от занимаемой должности иуровня прохождения гражданской службы (федеральная или субъектов РФ). СубъектыРФ в своих нормативных правовых актах не могут изменять установленные нафедеральном уровне правила.
Таким образом, четкий, регламентированный порядок проведенияаттестации госслужащих позволяет обеспечить объективность принимаемого решения,эффективность ведения кадровой политики, контроль за деятельностьюгосударственных служащих.
Заключение
Подводя итоги рассматриваемой темы, можно сделать следующиевыводы.
В результате принятия нового Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации», а такжеутверждения подготовленного на основе указанного закона Положения о проведенииаттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, произошлинекоторые существенные изменения в регулировании аттестации госслужащих.
Так, четко определена основная цель аттестациигосударственных служащих — определение пригодности служащего к дальнейшейработе в занимаемой должности.
Другой важный момент — по новым нормативным актам быласущественно сокращена стимулирующая составляющая аттестации. В соответствии сновым законодательством о государственной гражданской службе при аттестацииболее не решается вопрос присвоения служащему квалификационного разряда — классногочина. Вопросы присвоения гражданскому государственному служащему классного чинарегулируются отдельной статьей (ст.49) Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» лишь на основаниисамостоятельной процедуры — квалификационного экзамена. Следовательно, можноговорить об усложнении процесса карьерного продвижения служащего: вместо единойпроцедуры аттестации, на которой решались как вопросы соответствия служащего замещаемойдолжности, так и присвоения ему очередного классного чина (квалификационногоразряда), вводятся две самостоятельные — аттестация и квалификационный экзамен.
С учетом законодательных нововведений единственнойстимулирующей составляющей аттестации согласно п.2 ч.15 ст.48 Федеральногозакона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» остаетсялишь рекомендация к включению в установленном порядке в кадровый резерв длязамещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
Ряд важных изменений произошли в самой процедуре аттестации.Во-первых, действующее в настоящее время законодательство об аттестацииуказывает о необходимости включения в состав аттестационных комиссийнезависимых экспертов, число которых должно составлять не менее ¼ отобщего числа членов аттестационной комиссии. Ранее в аттестационные комиссиинезависимые эксперты либо вообще не привлекались, либо их участие было крайненезначительным.
Во — вторых, законодательство об аттестации государственныхслужащих устанавливает необходимость личного присутствия служащегонепосредственно на аттестации. Проведение аттестации служащего в его отсутствиезапрещено. А в случае неявки гражданского служащего на аттестацию безуважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданскийслужащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестацияпереносится. По ранее действующему законодательству никаких мер ответственностик отсутствующему служащему не применялось.
В-третьих, существенным повышением гарантий выносимойаттестационной комиссией оценки является предоставляемая новымзаконодательством возможность перенесения аттестации на следующее заседаниеаттестационной комиссии, в случае если аттестуемый гражданский государственныйслужащий представил дополнительные сведения о своей служебной деятельности. Прежнеезаконодательство об аттестации государственных и муниципальных служащих непредусматривало такой возможности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного можноконстатировать, что аттестация служащих приобрела вид узкоспециализированногоявления, единственной целью которого является определение дальнейшегосоответствия служащего замещаемой должности; с учетом законодательныхнововведений процедура аттестации гражданских государственных служащих сталаболее объективной; жесткое разделение процедур аттестации и государственногоквалификационного экзамена приводит только к лишнему затягиванию и усложнениюкарьерного процесса служащего, вынужденного проходить две самостоятельные иразделенные во времени процедуры.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004г., № 31, Ст.3215.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системегосударственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.06.2003 г., №22, Ст. 2063.
3. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведенииаттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗРФ, 07.02.2005, № 6, Ст.437.
4. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 «Об утвержденииПоложения о проведении аттестации федерального государственного служащего»// Российская газета. 1996.16 марта.
5. Большой юридический словарь / Под ред.А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е.Крутских. М.: Инфра-М, 1998.
6. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
7. Куракин А.В., Савостин А.А. «Процедуры, обусловленные прохождениемгосударственной гражданской службы Российской Федерации» // «Право иполитика», 2004, № 8.
8. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. «Кадровику госслужбы»/ «МЦФЭР», 2006.
9. Полетаев Ю.Н. «Правовое положение государственных гражданскихслужащих в сфере труда» / ОАО «Издательский дом „Городец“, 2005
10. Сурманидзе И.Н. „К вопросу об аттестации государственных имуниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика, законодательныенововведения“ // „Юридический мир“, 2006, № 8.
11. Административное право: Учебник. Издание второе, переработанное идополненное / под ред.Л. Л. Попова, „Юристъ“, 2005.