Неналоговые доходы бюджетов Российской Федерации

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
«Неналоговые доходы бюджетовРоссийской Федерации»
2010

 
Содержание
 
1. Общая характеристика неналоговыхдоходов бюджета
1.1Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2.Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
2.1Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2Местные неналоговые доходы.
3.Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

 
Введение
Актуальностьвыбранной темы определяется следующим. Как известно, бюджет на всех его уровняхиграет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижениинаучно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнотабюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономическогозначения бюджета, то оно заключается прежде всего в том, что он может активновлиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговыхдоходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структурыобщественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций враспределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды,материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства исоциальной сферы.
Существованиебюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходови общую сумму расходов, анализировать данную ситуацию, классифицировать доходыи расходы и определять тем самым их относительную важность и срочность.Следовательно, бюджет является сметой всех финансовых потребностей государстваи всех финансовых ресурсов, которые необходимы, чтобы обеспечить эти потребности.Но, кроме того, сейчас необходимо большое внимание уделять неналоговым доходами обязательным платежам бюджета. Неналоговые доходы и обязательные платежи –платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления вбюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государствомразных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности ипредпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующихпродаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банкаи органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а такженекоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства,конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления изнегосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажибывших в употреблении товаров, отходов и лома.
Ктеме моего реферата в той или иной степени обращались следующие авторы: Заяц Н.Е., Зевакин М. Ю., Селезнев А. З., Косарева Т. Е., Алиев Б. Х., Боженок С. Я.Кроме того, в определенной мере вопросы неналоговых доходов затрагивались внаучных работах, посвященных бюджетной системе, системе государственныхдоходов: Андреев В. К., Врублевская О. В., Горбунова О. Н., диссертационноеисследование по данной теме было проведено Боженком С. Я. на тему оказанияплатных услуг как источника неналоговых доходов МВД, а также Карасевым В. А.,посвященная вопросам финансово-правового регулирования неналоговых доходов.Таким образом, на сегодняшний день отсутствуют какие-либо научные труды в сферефинансового права, комплексно исследующие проблему неналоговых доходов. Целью работы,связанной с данным рефератом, является комплексный анализ общественныхотношений по поводу неналоговых доходов бюджета Российской Федерации. Для этогопоставлены задачи:
Рассмотрениевидов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
Изучениесостава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета РоссийскойФедерации.
Длябольшей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание, намой взгляд, должно быть уделено именно управлению собственными источникамидоходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ
 
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие,содержание
 
Неналоговыедоходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной властиРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговыхдоходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетнойклассификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексомРоссийской Федерации.
Неналоговыеформы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их отналоговых поступлений:
· порядокустановления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативныхдокументов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный инеобязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
· неопределены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
· большаяцелевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актахпо порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
· нетжесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактическихпоступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции иизменений в законодательстве.
· вгруппу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получениекоторых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, чтоони не являются налогами.
Неналоговыедоходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступленияв бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставлениягосударством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторыебезвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушениезаконодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущиепоступления из негосударственных источников.
Итак,к неналоговым доходам — по законодательству Российской Федерации относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности;
— доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности;
— доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местногосамоуправления;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительногоизъятия;
— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов другихуровней бюджетной системы РФ;
атакже иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса РоссийскойФедерации.
Нужноотметить, что в различных нормативных документах приводится не только разныйсостав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, всоответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящихуровней относилась к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ“О бюджетной классификации” от 06.05.2003 года помощь бюджетам других уровнейотносится к самостоятельному разделу «безвозмездные перечисления»[1].
Неналоговыедоходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговыхпоступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируетсякомплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств,получаемых в порядке приватизации государственного или муниципальногоимущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации,а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами РоссийскойФедерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательныйхарактер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них неопределены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговыеэлементы.
Какправило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджетыв полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетомзакреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализациигосударственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам,установленным федеральными законами.
Вструктуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерациинаибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, авторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося вгосударственной собственности.
Резервомроста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества,находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов поакциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости[2].

1.2 Источники неналоговых доходов РФ
Основнымисточником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФявляются доходы от использования имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности.
Врассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:
· средства,получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение ипользование или во временное пользование имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности;
· средства,получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитныхорганизациях;
· средства,получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
· платаза пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам,иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
· доходыв виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственныхтовариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РоссийскойФедерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
· частьприбыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся послеуплаты налогов и иных обязательных платежей;
· другиепредусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использованияимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Имущество,находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется загосударственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативногоуправления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использованияимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов исборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходовот использования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконногохарактера.
Доходыот продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессеприватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых всоответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации);порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального)имущества (определяется соответственно федеральными законами, законамисубъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).
Доходыот платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведениисоответственно федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, длябюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современногороссийского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности,дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетныхорганизаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которыестановятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам[3].Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и инойдеятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в сметедоходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходахсоответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказанияплатных услуг.
Штрафы,как правило, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов по месту нахожденияоргана или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммыконфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые вдоход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии сзаконодательством и решениями судов.
Такимобразом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представленыдоходами от собственности и внебюджетными источниками государственных имуниципальных предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какойконкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходныхисточника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользованииприродными ресурсами[4]. Вместе с тем согласнобюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроменалоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономическойдеятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетомналичия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи «иные неналоговыедоходы» (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступаютназванные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такойобъемный по поступлениям в бюджет источник доходов к «иным» непредставляется правильным[5].

II.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
 
2.1Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Доходы бюджетов субъектов– это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке всоответствии с законодательством Российской Федерации и области в распоряжениеорганов государственной власти области.
Доходы бюджетов субъектовРоссийской Федерации формируются за счет:
1)налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов иналогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56 БК РФ);
2) неналоговыхдоходов;
3) иныхпоступлений.
Неналоговые доходыбюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями41 — 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:
· части прибылиунитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейсяпосле уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах,устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
· платежей запользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы задревесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100 процентов;
· сборов за выдачулицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством иоборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемыхорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу100 процентов.
· платы занегативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 процентов;
К неналоговым доходамбюджетов субъектов относятся:
1) доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной собственности области,после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах исборах, в том числе:
-средства, получаемые ввиде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование иливо временное пользование имущества, находящегося в государственнойсобственности области;
-средства, получаемые ввиде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитныхорганизациях;
-средства, получаемые отпередачи имущества, находящегося в государственной собственности области, подзалог, в доверительное управление;
-плата за пользованиебюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностраннымгосударствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
-доходы в виде прибыли,приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственныхтовариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;
-другие предусмотренныезаконодательством Российской Федерации доходы от использования имущества,находящегося в государственной собственности области;
2) часть прибыли (дохода)государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжениипосле уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемыхзаконом области об областном бюджете;
3) доходы бюджетногоучреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящейдоход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством оналогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходовбюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы отиспользования имущества, находящегося в областной государственнойсобственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
4) доходы от платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в веденииАдминистрации области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах;
5) средства, полученные врезультате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовнойответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а такжесредства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммыпринудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерациии области, решениями судов;
6) доходы, получаемые отпродажи имущества, находящегося в государственной собственности области,подлежащие зачислению в областной бюджет в полном объеме.
7) плата за негативноевоздействие на окружающую среду — по нормативу 40 процентов;
8) платежи за пользованиелесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину,отпускаемую на корню, — по нормативу 100 процентов;
9) иные неналоговыедоходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и области.
Вдоходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговыедоходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля доходовприходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном избюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов).
 
2.2Неналоговые доходы местных бюджетов
Неналоговые доходыместных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 — 46Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарныхпредприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, вразмерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальныхрайонов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативноевоздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
В бюджеты городскихокругов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий нарозничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местногосамоуправления, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений,городских округов до разграничения государственной собственности на землюпоступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственнойсобственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городскихокругов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100процентов.
В бюджеты муниципальныхрайонов до разграничения государственной собственности на землю поступаютдоходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственностиземельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенныхдля целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов[6].
Доходыместных бюджетов формируются за счет следующих источников:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов,предусмотренных специальными налоговыми режимами;
3) неналоговых доходов.
Местныеналоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а такжененалоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местныхбюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговыеплатежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БюджетногоКодекса РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительнымиорганами местного самоуправления в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и направляемые в местные бюджеты.
Неналоговые доходыформируются:
1) от использования(сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2) от платных услуг,оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями,находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) от доходов от продажиимущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) в местный бюджетпоступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций ипр.);
5) неналоговые доходыместных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальныхунитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах,устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
К неналоговым доходамотносятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:
-финансовой помощи избюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
-субвенций изрегиональных фондов компенсаций;
-перечислений из бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов;
-перечислений отфизических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.
Доходы местных бюджетовформируются за счёт собственных доходов и доходов за счёт отчислений отфедеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговыхдоходов и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых доходов в доходной частиместного бюджета составляет 3,6 %. К основным источникам неналоговых доходовместных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся вмуниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций,находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами,которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников[7].
 

III.ЗНАЧЕНИЕНЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
 
3.1Вопрос о повышении эффективности неналоговых доходов бюджета РФ
Управлениененалоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходамигосударства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такиефункциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль.По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлениемненалоговыми доходами. Они либо планируются методом «отдостигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировойпрактике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется.Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическимметодом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либоосуществляется так называемое пообъектное планирование.
Автоматическийметод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и непредполагается их пересмотр. Пообъектное планирование — более сложнаяпроцедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет картунедвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости откатегории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит отрасположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения,ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшаютстоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновники контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяютпотенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и наоснове карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будетнаходиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановыепоступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновникитакже проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручаютпоиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услугипридется арендатору.
ВРоссии государству принадлежат приблизительно 50 тыс. юридических лиц(предприятий, организаций, учреждений), представляют их около 40% экономики. Изних свыше 35 тыс. юридических лиц находятся практически на полном бюджетномфинансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты,федеральные казенные предприятия оборонного значения). По состоянию на 1 января2006 г. в России насчитывается 5 тыс. федеральных государственных унитарныхпредприятий и 36,5 тыс. федеральных государственных учреждений. В собственностиРоссийской Федерации находятся акции 2 тыс. акционерных обществ. В отношении419 акционерных обществ применяется специальное право на участие РоссийскойФедерации в их управлении («золотая акция»)[8].
Результатыфункционирования государственных предприятий показали их экономическуюнеэффективность. По данным Счетной платы Российской Федерации, ежегодно врезультате неэффективного использования государственной собственностигосударство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд руб. Кроме того,приватизационные процессы в России дали отрицательный результат в 20 млрд дол..
Бюджетнымпосланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывалосьна то, что до сих пор неизвестны подлинные объемы государственного сектора иинвентаризация государственного имущества не завершена. Указывалось также нато, что необходимо «четко и максимально быстро определиться с имуществом,которое следует оставить в государственной собственности». Это,безусловно, должно стать главным направлением в управлении неналоговымидоходами — инвентаризация имущества, в частности идентификация унитарныхпредприятий, определение их количества, установление их ведомственнойпринадлежности и функционального предназначения (сохранение в неизменном видедля выполнения государственных функций, преобразование в казенные предприятия,акционерные общества, ликвидация и др.).
Крометого, следует определить состав имущества, необходимого в качествеэкономической базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий,и установить порядок его формирования. Такое имущество должно находиться тольков собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено,и не может быть отчуждено ни в результате приватизации или банкротства, ни врезультате исполнительного производства.
Послеопределения оптимального количества унитарных предприятий можно осуществлятьпреобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением случаев, когдазадачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованыхозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Другимнаправлением повышения эффективности неналоговых доходов в России видится управлениесобственностью, а не избавление от нее. Однако на правительственном уровнепоставлена и постепенно реализуется задача из 8,8 тыс. федеральныхгосударственных унитарных предприятий реорганизовать, ликвидировать илиприватизировать 5-6 тыс. Результаты работы Правительственной комиссии попроведению административной реформы показали наличие на настоящий момент более6 тыс. федеральных государственных учреждений, излишних для выполнения функцийфедеральных органов исполнительной власти. Наряду с передачей их в ведениеорганов исполнительной власти субъектов РФ (посредством безвозмездной передачиимущества в установленном порядке), а также преобразованием в иные формынекоммерческих организаций, одним из способов оптимизации сети федеральныхгосударственных учреждений является их приватизация[9].
В2005 г. были приняты решения об условиях приватизации 741 предприятия, изкоторых 39 реализуются на торгах как имущественные комплексы и 702преобразовываются в открытые акционерные общества. Российским фондомфедерального имущества объявлены продажи пакетов акций (долей) 927хозяйственных обществ. Завершена приватизация 539 обществ. Эффективностьпроведения продаж (отношение количества состоявшихся и объявленных продаж) быладостаточно высокой — 56,2%. По объявленным 273 продажам подведение итоговсостоится в 2006 г. Анализ отраслевой структуры состоявшихся продаж 2005 г.показывает, что в основном предпочитали акции предприятий агропромышленногокомплекса (17,9% общего числа приватизированных объектов), машиностроения(11,1%), оборонно-промышленного комплекса (10,4%), кредитных организаций(10,2%) и предприятий непроизводственной сферы (9,8%).
Вместес тем после проведения инвентаризации имущества нужно рассматривать и вариантывыкупа в государственную собственность некоторых предприятий. Только лишьраспродажей государственной собственности вопросы эффективного управления ею нерешить. На сегодняшний день практически не задействованными выступают такиеформы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление,вклады в уставные капиталы акционерных обществ, выпуск акций под конкретныйпроект, лизинг. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда егоникак невозможно эффективно использовать. Государственный сектор может быть большим,как в Швеции, Франции и других европейских странах, или относительно маленьким,как в Японии, но он обязан быть сильным и эффективным.
Другойважной сегодня проблемой выступает отсутствие эффективной координации вдействиях ответственных ведомств между собой, со своими территориальнымиорганами, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которыевозложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях(сферах управления) по всем вопросам идентификации унитарных предприятий, чтоотрицательно влияет на обеспечение поступлений в федеральный бюджет платежей изприбыли этих предприятий. Такими структурами являются Федеральная налоговаяслужба России (ведущая единый государственный реестр юридических лиц), Федеральноеагентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная службагосударственной статистики (составляет единый государственный регистрпредприятий и организаций)[10]. Так, по состоянию на 1января 2003 г., количество федеральных государственных унитарных предприятий,по данным трех учитывающих ведомств, колеблется от 9 801 до 15 564 единиц.
Однимиз эффективных методов управления государственным имуществом, как показываетмировой опыт, является передача в концессию. Основное его отличие от аренды втом, что концессионеру передается право осуществления деятельности илипредоставления услуг, отнесенных к функциям государства или местногосамоуправления. И уже для обеспечения такой деятельности передаетсягосударственное или муниципальное имущество. Механизм концессии позволяетпривлекать в общественный сектор частные инвестиции и необходимуюсобственность. Что же касается приобретения или создания нового имущества,обеспечивающего государственные функции, то для этого должны быть серьезныеэкономические причины и определенные источники финансирования. Возмездноеприобретение или создание имущества должно корреспондироваться с федеральнойадресной инвестиционной программой и расходной частью федерального бюджета.
Вцелях совершенствования механизмов приватизации 4 октября 2005 г. принятопостановление Правительства «О внесении изменений в положение оборганизации продажи находящихся государственной или муниципальной собственностиакций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»,утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 г.N 585. 26 декабря 2005 г. принято постановление Правительства «Обутверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизациифедерального имущества и внесении изменений в правила подготовки и принятиярешений об условиях приватизации федерального имущества».
Политикауправления государственной (муниципальной) собственностью должна строиться напринципах строгого соответствия состава государственного имущества функциямгосударства. В качестве основных в этом направлении Правительство РФопределяет следующие задачи:
· совершенствованиезаконодательства по управлению государственным имуществом, направленное наоптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшеесокращение избыточной части государственного и муниципального секторовэкономики, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий РоссийскойФедерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также на определениечетких критериев участия иностранного капитала в экономике России, имея в видуотрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры,предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработкуместорождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение;
· повышениеэффективности использования государственного и муниципального имущества,необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий РоссийскойФедерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Длярешения данных задач выделены меры, направленные:
· насовершенствование порядка реализации государственного и муниципальногоимущества, в том числе повышение информационной прозрачности процессаприватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества,совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества;
· науточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичнымиобразованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) междуфедеральными органами исполнительной власти, органами государственной властисубъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспеченияимущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенныхна них Конституцией РФ и федеральными законами;
· напреобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализации функцийгосударства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
· насовершенствование института наследования выморочного имущества.
Длярешения задач по повышению эффективности использования государственного имуниципального имущества предлагаются следующие меры:
· совершенствованиемеханизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий иучреждений;
· оптимизациядеятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечениянеобходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), атакже соответствия расходов на их производство установленному объемуфинансирования из средств федерального бюджета;
· обеспечениепрозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти игосударственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
Внастоящее время необходима принципиально новая модель управлениягосударственным (муниципальным) имуществом, реализация которой позволитдобиться эффективного выполнения государственных функций, оптимизации составаимущества, рациональной структуры доходов бюджета и в целом государства. Вцелом вся система неналоговых доходов бюджетов нуждается в совершенствованиизаконодательства и выработке эффективных методов управления ими.

Заключение
Основная часть доходногопотенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговыхдоходов. Но неналоговые поступления играют также большую роль в бюджетах всехуровней. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод отом, насколько эффективно используется государственная собственность, насколькоправильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видамненалоговых поступлений следует уделить особое внимание или что стоит изменитьдля увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимоанализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуютулучшению уровня жизни населения.
Несмотря на то, чтоосновными источниками неналоговых доходов в бюджет составляют поступления отиспользования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организацийи доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равносоставляют незначительную долю доходного потенциала – около 1%.
Это свидетельствует окрайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку еёдоля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётсядостаточно высокой – около 30%, а отдача в виде отчислений от её использованияи сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.
Неналоговые доходы играютбольшую роль для государства, так как они являются одним из источниковформирования государственного бюджета. Да, неналоговые поступления составляютнезначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это,государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты,потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицитавсех уровней.
Изучив общие понятияненалоговых поступлений, состав и структуру неналоговых поступленийфедерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и проанализировавненалоговые поступления федерального бюджета с помощью законодательныхдокументов Российской Федерации, данных статистической отчетности, учебныхпособий и учебников, цель работы была достигнута.
Я изучила и проанализировалаособенности формирования и значение неналоговых поступлений в бюджетыРоссийской Федерации.
Таким образом, ростненалоговых доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а,следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных,социальных, экономических и других проблем.

Список литературы
1.Налоговыйкодекс РФ.
2.Бюджетныйкодекс РФ.
3.ПостановлениеПравительства РФ от 10.04.2002 N 228 «О мерах по повышению эффективностииспользования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведениифедеральных государственных унитарных предприятий» (с изм. от 23.03.2006)
4.Программасоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2006-2008 гг.). Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N38-р.
5.ПостановлениеПравительства РФ от 26.12.2005 N 806 «Об утверждении Правил разработкипрогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесенииизменений в правила подготовки и принятия решений об условиях приватизациифедерального имущества».
6.Журнал«Проблемы современной экономики», № 2(26)
7.Исчислениеналоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер – 2000 г. №7
8.ЗаяцН.Е. Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 1997 г
9.Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru
10.Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибылифедеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2010.-№ 22.
11.Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2010.
12.Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса.2008
13.Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2009.
14.Боженок С. Я. (Сергей Ягорович). Правовое регулирование неналоговых доходов
государственных иместных бюджетов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатаюридических наук. Специальность 12.00.14