Муниципальное управление в сфере образования

Введение
В обыденном понимании под местным самоуправлением, как правило, подразумевается система решения вопросов обеспечения повседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее. Не случайно положение о конституционной гарантированности местного самоуправления изложено в главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ.
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности — это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Нередко упомянутая система понимается исключительно как механизм взаимоотношений Президента и Парламента России (или их аналогов на уровне субъектов РФ), позволяющий согласовывать позиции различных политических сил, стоящих у власти. Но наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.
Вопросы предоставления общеобразовательных услуг в муниципалитетах
При осуществлении полномочий в сфере образования органы местного самоуправления руководствуются положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также Уставом (Конституцией) и иными законами субъекта Российской Федерации.
К вопросам местного значения, связанных с образовательной сферой Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит, в частности:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При этом к вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;1
4) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Полномочия местного самоуправления в сфере предоставления общеобразовательных услуг
Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предусматривают:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.2
Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
ДОГОВОР-УСТАВ
гор. Полысаево «____» __________200__ г.
Муниципальное учреждение культуры «Детская музыкальная школа № 13» в лице директора Винтер Виктора Вольдемаровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Муниципальное учреждение культуры «Детская художественная школа № 21» в лице и.о. директора Казаковой Надежды Михайловны, действующей на основании Устава, и приказа, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1.1. Стороны договорились о создании Муниципального образовательного учреждения «Детская школа искусств № 54», именуемое в дальнейшем «Учреждение», в соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ путем слияния муниципального учреждения культуры «Детской музыкальной школы № 13» и Муниципального учреждения культуры «Детской художественной школы № 21».
Учреждение является правопреемником муниципального учреждения культуры «Детская музыкальная школа № 13» и муниципального учреждения культуры «Детская школы искусств № 21».
Учреждение в своей деятельности руководствуется правилами Гражданского кодекса РФ, ФЗ РФ “О некоммерческих организациях”, закона РФ “Об образовании” и другими нормативными актами.
1.2. Учредителем (участником) учреждения является:
Комитет по управлению муниципальным имуществом гор. Полысаево Кемеровской области.
1.3. Полное наименование учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Детская школа искусств № 54», сокращенное наименование МОУ «ДШИ № 54».
1.4. Учреждение является юридическим лицом и действует на основании гражданского законодательства, закона РФ «Об образовании», настоящего Устава и локальных правовых нормативных актов, обладает обособленным имуществом, действует на основании полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, печать с эмблемой своим полным наименованием с указанием на местонахождение общества, собственные бланки, товарный знак и другие средства индивидуализации.
1.5. Срок деятельности учреждения не ограничен.
1.6. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
1.8. Учреждение несет ответственность за результаты своей деятельности за выполнение взятых на себя обязательств перед бюджетом, банком, партнерами по договорам, а также перед трудовым коллективом согласно действующему законодательству.
1.7. Место нахождения учреждения: 652560, РФ, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, гор. Полысаево, ул. Ягодная, 6.
1.8. Основной целью учреждения осуществление образовательной деятельность, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
1.9. Предметом деятельности учреждения является:
— Учебно-воспитательная деятельность в области дополнительного образования учащихся:
— реализация образовательных программ в области музыкального, хореографического, вокального, театрального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
— подготовка наиболее талантливых учащихся для поступления в средние специальных и высшие учебные заведения;
— организация и проведение городских, зональных, областных, конкурсов, выставок и фестивалей юных дарований.
— Просветительная работа:–PAGE_BREAK–
— просветительная деятельность, пропаганда художественной, музыкальной, театральной, хореографической культуры в городе;
— организация выставок, концертов, фестивалей, конкурсов преподавателей и учащихся в городе и за его пределами.
— Научно-методическая работа:
— издание методических работ преподавателей и сотрудников учреждения, авторских, учебных планов и программ;
— организация школьных, городских и областных конференций, методических совещаний.
Основная образовательная деятельность учреждения осуществляется на следующих отделениях: музыкальное, хореографическое, театральное, вокальное, художественное.
1.10. Для осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен федеральным законом, учреждение получает специальное разрешение (лицензии). Право учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено международными договорами и соглашениями, законодательство РФ.
1.11. Учреждение обладает полной хозяйственной самостоятельностью и имеет право:
осуществлять права владения, пользования и распоряжения имуществом учреждения, передавать его другим предприятиям и организациям, обменивать и сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование бесплатно либо взаймы, а также списывать с баланса, если оно изношено или морально устарело;
учреждать на территории России представительства и филиалы, наделенные основными и оборотными средствами, действующие на основании положения о них, утвержденных учреждением и имеющие самостоятельный баланс. Филиалами и представительствами руководят лица, назначенные учреждением и имеющие доверенность на это;
создавать совместные предприятия в порядке, установленном международными договорами, соглашениями, законодательством РФ;
определять направление использования прибыли, остающейся в распоряжении учреждения,
устанавливать порядок и размеры оплаты труда работников учреждения.
1.12. Организация образовательного процесса Учреждения строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с типовым учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
1.13. Учреждению по согласованию с отделом (управлением) культуры предоставляется право вносить изменения в объем учебных часов и наименование дисциплин, определенных учебным планом, не выходя за рамки общего количества учебных часов.
1.14. Для обеспечения учебного процесса и полноценного усвоения учащимися учебных программ устанавливаются следующие формы работы:
а) групповые занятия по всем дисциплинам;
б) индивидуальный подход к учащимся;
в) самостоятельная домашняя работа учащихся;
г) участие в конкурсах, выставках, фестивалях, спектаклях;
д) персональные выставки, концерты учащихся;
е) переводные и выпускные экзамены.
1.15. Учреждение вправе оказывать населению, предприятия, учреждениям и организациям дополнительные платные услуги (обучение по дополнительным программам, расширенные курсы по любому предмету, занятия с углубленным изучением дисциплин, подготовка детей дошкольного возраста к обучению в учреждении, концерты, семинары, лекции, консультации, репетиторство, создание и реализаций изделий народного творчества, станкового искусства, выполнение работ по художественному оформлению, приобретение и реализация художественных материалов, классы самоокупаемости и т.д.). Данная деятельность не относится к предпринимательской.
1.16. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в городской бюджет. Обжаловать указанное действие учредителя учреждение может в судебном порядке.
1.17. Учебный план учреждения разрабатывается на основе типового учебного плана муниципальной школы искусств РФ.
1.18. Органом управления учреждения является Педагогический Совет, Совет учреждения.
1.19. Педагогический Совет под председательством директор учреждения действует по Уставу. Педагогический Совет созывается не реже 4-х раз в год. Решение его является правомочным, если на заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников учреждения, и если за него проголосовало более половины присутствующих.
1.20. Непосредственное управление учреждением осуществляется директором, назначенные главой города по предложению отдела (управления) культуры.
1.21. Компетенция учредителя:
— наделяет учреждение муниципальным имуществом на праве оперативного управления в соответствии с договором;
— осуществляет контроль за использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, один раз в год, согласно утвержденному графику;
— реорганизует и ликвидирует учреждение по решению городского Совета и главы города Полысаево;
— согласовывает кандидатуру директора Учреждения;
— вносит изменения и дополнения в Устав учреждения, по согласованию с отделом (управлением) культуры;
— имеет право получать полную информацию, отчеты о деятельности учреждения.
1.22. Единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство деятельностью учреждения является директор. Директор назначается главой города по предложению отдела (управления) культуры.
1.23. Директор учреждения:
— без доверенности действует от имени учреждения;
— выдает доверенности на право представительства от имени учреждения, в том числе доверенности с правом передоверия;
— осуществляет прием и увольнение работников, применяет меры поощрения и взыскания;
— издает приказы о назначении на должности работников учреждения, об их переводе и увольнении;
— заключает договора, предъявляет претензии и иски к юридическим лицам и гражданам;
— открывает расчетный и другие счета в банках и других кредитных учреждениях;
— осуществляет иные полномочия, не противоречащие законодательству РФ и Уставу учреждения.
1.24. Имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления учредителем на основании договора.
Имущество учреждения является муниципальной собственностью и состоит из основных и оборотных средств.
1.25. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, настоящим Уставом и законодательством РФ.
1.26. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
— бюджетные и внебюджетные ассигнования;
— имущество, переданное ему собственником;
— доход, полученный от услуг, а также от других видов, разрешенной учреждению хозяйственной деятельности;
— безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан;
— спонсорская помощь родителей;
— другие источники в соответствии с законодательством РФ.
1.27. Учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, полученные от реализации дополнительных образовательных услуг, выходящих за рамки образовательного стандарта (согласно действующего законодательства), Учреждение самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается этой собственностью и учитывает ее на отдельном балансе.
1.28. Предоставление имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления в аренду, осуществляется в порядке, установленном Положением о предоставлении в аренду объектов муниципального нежилого фонда в гор. Полысаево.
1.29. Учреждение может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Реорганизация учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Реорганизация учреждения влечет за собой переход его прав и обязанностей к правопреемнику.
1.30. Учреждение может быть ликвидировано добровольно, на основании решения городского Совета гор. Полысаево, или по решению суда о признании недействительной регистрации учреждения, в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства РФ или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характере, по решению. Суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.     продолжение
–PAGE_BREAK–
Ликвидация учреждения влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
1.31. Решение о ликвидации и реорганизации учреждения принимается городским Советом гор. Полысаево на основании совместного представления учредителя и отдела (управления) культуры.
1.32. Учредитель обязан незамедлительно сообщать о ликвидации учреждения письменному органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации или реорганизации.
1.33. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителем по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами учреждения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого учреждения выступает в суде.
1.34. Реорганизация учреждения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ. Передаточный акт (разделительный баланс) осуществляется: учредителем либо органом, принявшим решение о реорганизации учреждения.
1.35. Ликвидационная комиссия оценивает наличие имущества учреждения, выявляет дебиторов и кредиторов, рассчитывается с ними, принимает меры к оплате долгов третьим лицам, помещает в печати публикацию о ликвидации учреждения, составляет промежуточный ликвидационный баланс.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) Общества или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
1.36. Ликвидация считается завершенной и учреждение прекращает существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
11.9. При реорганизации учреждения в форме присоединения другого юридического лица, учреждение считается реорганизованным с момента внесения в единые государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
1.37. При реорганизации учреждения документы передаются в соответствии с установленными правилами правопреемнику.
В случае ликвидации учреждения, документы постоянного хранения передаются на хранение в городской архив. Передача и упорядочение документов осуществляется за счет средства учреждения в соответствии с требованиями городского архива.
Муниципальное учреждение Муниципальное учреждение культуры
«Детская музыкальная школа №13» «Детская художественная школа № 21»
Директор _______________ и.о. Директора ______________
В.В. ВИНТЕР Н.М. КАЗАКОВА
Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования
Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и задачи по их реализации:
На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:
— развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
— повышение качества профессионального образования;
— обеспечение доступности качественного общего образования;
— повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
— Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач.
Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:
— создать условия для расширения числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
— создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
— создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием;
— сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
— создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
Для повышения качества профессионального образования
необходимо:
— установить уровни высшего образования;
— реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;
— создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;3
— разделить вузы на три категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики.
Для повышения доступности качественного общего образования необходимо:
— максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»);
— перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей;
— создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;
— перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;
— изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
— создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
— создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
— обеспечить введение новых принципов финансирования вузов и школ;
— обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и мер по их реализации. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования
Современная система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.
Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
Для того чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.
Основными элементами этой инфраструктуры являются:
— программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности;
— общественно-профессиональные организации, деятельность которых направлена на формирование адекватных запросам рынкатруда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ;
— единая система зачетных единиц, построенная на основе современной информационной инфраструктуры учета, хранения и накопления данных о результатах образования и подготовки, полученных человеком в различных образовательных организациях;2
— независимая от организаций, реализующих образовательные программы, общенациональная система оценки качества образования, призванная обеспечить единство образовательного пространства за счет предоставления гражданам возможности объективного контроля уровня приобретенных знаний и компетенций.
Для формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества необходимо расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, включив в него крупные производственные, коммерческие и иные необразовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных образовательных программ в рамках внутрифирменного обучения.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Для того чтобы придать импульс к повышению качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности должны осуществляться по отношению именно к образовательным программам.
Создание принципиально новых механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ потребует формирования организационных и правовых условий для развития общественно-профессиональных организаций, в состав которых войдут представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений работодателей. Одной из основных задач таких организаций должно стать формирование требований к уровню необходимой профессиональной квалификации, содержанию и технологиям обучения, а также компетенциям работников, занятых в различных секторах общественного производства. Указанные общественно-профессиональные организации должны также обеспечить эффективный контроль качества образовательного процесса и соответствие подготовленных кадров динамичным перспективным запросам рынка труда. Особое внимание следует уделить привлечению работодателей к участию в мониторинге рынка труда и формировании перечня направлений (специальностей) подготовки специалистов.
Создание единой системы зачетных единиц (кредитов), обеспечивающей повсеместное признание образовательных результатов, переход к управлению образовательными программами, а также распространение модульного принципа построения программ позволят обеспечить институциональную возможность для обучения в разных образовательных учреждениях в рамках одной и той же индивидуальной образовательной траектории гражданина. Расширятся возможности выбора образовательных программ, образование и подготовка кадров приобретут целевой характер и станут более эффективными.
Независимая общенациональная система оценки качества образования должна стать неотъемлемой частью инфраструктуры непрерывного образования, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства и повышение объективности процедур оценки достигнутого образовательного уровня за счет их отделения от процессов образования и подготовки. В эту систему должны войти некоммерческие организации, осуществляющие проведение экзаменов и сертификацию образовательного потенциала граждан. В перспективе такие структуры должны обеспечивать проведение экзаменов после основной и старшей школы, при поступлении на второй уровень высшего образования, а также осуществление других квалификационных испытаний.
Обеспечение инновационного характера сферы образования
В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.
Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
— разработка проектов, связанных с развитием различных технологий, предприятий, секторов и отраслей экономики;
— проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера;
— разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс.
Приоритетными задачами обеспечения инновационного характера развития образования становятся создание и поддержка образовательных программ, включающих в себя все указанные выше характеристики.
С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы высшего образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно более высокий уровень подготовки кадров.
Проблемы муниципалитета г. Томска в сфере общего образования
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2008 году привлечено федеральных средств 246 млн. рублей, в т.ч. 117 млн. рублей на реализацию Комплексного проекта модернизации образования:
21 общеобразовательное учреждение получили финансирование в размере 1 млн. руб. из федерального бюджета);
69 педагогов стали победителями конкурсного отбора лучших учителей для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Томской области в рамках ПНПО и получили по 100 тыс. руб.;
в 129 общеобразовательных учреждениях перешли на НСОТ с 1 сентября 2008 года, в чего обеспечен рост номинального значения средней заработной платы учителей на 25% по сравнению с данными ноября 2008 г..
получено 53 комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования на общую сумму 13 053 тыс. рублей;
36 педагогических работников стали лауреатами премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранении и культуры и получили по 50 тыс. руб.
Введено в эксплуатацию три школы на 505 ученических мест. проведен капитальный комплексный ремонт в четырех зданиях школ на сумму 600 млн. руб.
Увеличилось количество мест для дошкольников на три тысячи мест.
С 2008 года Томская область наряду с Республикой Татарстан и Пермским краем стала пилотным регионом по апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в рамках Федерального проекта «Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 — 2008 годах».
Предпрофильным и профильным образованием в области охвачены 96% обучающихся.
Система начального и среднего профессионального образования
Разработаны Концепция реформирования и развития системы начального и среднего профессионального образования Томской области на 2008-2010 годы и комплексная программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров, востребованных экономикой Томской области на 2008   2010 годы».
Профессиональный технико-коммерческий лицей № 1, агропромышленный лицей № 7, профессиональное училище № 29, Томский сельскохозяйственный техникум, Томский экономико-промышленный колледж стали победителями приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе «Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
Учреждениями освоено средств федерального бюджета в объеме 122 млн. рублей, областного бюджета в объеме 40,2 млн. рублей, средств работодателей и внебюджетных средств в объеме — почти 42 млн. рублей.
Открыто 5 ресурсных центра:
на базе ГОУ НПО ПТКЛ № 1 по подготовке рабочих кадров по металлообработке, победитель приоритетного национального проекта «Образование»;
на базе ОГОУ НПО АПЛ № 7 по подготовке рабочих кадров для сельского хозяйства, победитель приоритетного национального проекта «Образование»;
на базе ГОУ НПО ПУ№ 27 по подготовке рабочих кадров для малого и среднего бизнеса сферы строительства и ЖКХ;
на базе Северского промышленного колледжа по подготовке кадров для атомной отрасли;
на базе Томского сельскохозяйственного техникума по подготовке специалистов для АПК области.
Проблемы предоставления дополнительных образовательных услуг в муниципалитетах
Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным, культурным уровнем, творческим потенциалом. Средний возраст специалистов, работающих в системе дополнительного образования, за последние два-три года снизился на 13 лет и составляет сегодня 40 лет, при чём 46% специалистов – это мужчины. Среди педагогов – инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса и другие специалисты.
Необходима более тесная интеграция учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, деятельность которых направлена на обеспечение здорового образа жизни; особенно это значимо для сельских территорий, где нет разветвлённой сети спортивных учреждений.
На уровне регионов появляются программы и механизмы педагогической переподготовки. Развитие этих программ позволяет привлечь к образованию детей свежие силы, новых интересных людей из числа работников учреждений куль туры, спорта, медицины, а также родителей, которые владеют этими специальностями и готовы определенное время потратить на то, чтобы их дети были лучше подготовлены.
Список используемой литературы
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
«Муниципальная власть».
Местное самоуправление.-М: Деловой альянс,1998 — Нормативная база.
Баранова Л.Г. Врублевская О.В. и др. Бюджетный процесс в РФ.-М: Издательство « Перспектива»: ИНФРА- М, 1998 -222с.
Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право в РФ –М: Юристь, 2000г.
Шугрина Е.С. Муниципальное право Учебное пособие- Новосибирск, Из-воНовосиб, ун-та, 1995.
9. Управление государственной собственностью: Учебник / под редакцией д.э.н., профессора В.И. Кошкина и др. – М; ИНФРА-М, 1997    продолжение
–PAGE_BREAK–

«Согласовано»
Учредитель
_______________________
«___» __________ 2007 г. Смета расходов и доходов департамента образования г. Полысаево
Ведом-
ство
Перечень распоряди-телей бюджетных средств
Раз-дел
Под-
раздел
Целевая
статья
Вид
расходов
Экономическая статья
Сумма (тыс, руб.)
1
2
3
4
5
6
7
8
14
Департамент образования г.Ленинск-Кузнецкого

153627

Управление
01
06
000
000
000000
70864

Оплата труда

110100
35756

Оплата труда гражданских служащих

110100
35896

Начисления на оплату труда

110200
1877

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов В т.ч горюче- смазочные материалы

110300

110340
1870

136

Прочие предметы снабжения

110350
53

Командировки и служебные разъезды

110400
1700

Транспортные услуги

110500
21

Оплата услуг связи

110600
280

Оплата коммунальных услуг
В т.ч. оплата содержания помещений
Оплата потребления тепловой энергии
оплата эл.энергии
оплата водоснабжения

110700

110710

110720

110730
110740
6380

60

1849

1005
483

Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря
Оплата договоров по вневедомственной охране
Оплата договоров по пожарной сигнализации
Прочие расходы

111040 00

111040 01

111040 02
111040 12
70

43
17

10    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
15 –PAGE_BREAK–
Оплата договоров по пожарной сигнализации
Подписка на приобретение периодических изданий
Приобретение книг, учебной литературы
Проведение общегородских праздничных мероприятий
Трансферты населению –PAGE_BREAK–

110720

110730
110740
7295

178

4270

4270
1297

Прочие расходы

111040
844

В т.ч
Оплата договоров по вневедомственной охране
Оплата договоров по пожарной сигнализации
Подписка на приобретение периодических изданий
Приобретение книг, учебной литературы
Проведение общегородских праздничных мероприятий
Трансферты населению

111040 01

111040 02

111040 03
111040 04
111040 05

130300
60

120

30
30
144

576

Выплаты воспитанникам при выпуске

130300 30
41

ПРИОБРЕТЕНИЕ оборудования

240120
50

Приобретение спортивного инвентаря

240120
50
Директор _____________ (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _____________ (Ф.И.О.)
М.П.

Обоснование затрат
Приобретаемые товары
Критерии эффективности использования средств
1
Усовершенствование и расширение компьютерного парка для учащихся и учителей в соответствии с современными требованиями.
Компьютеры для компьютерного класса
Использование современных программ оболочек для изучения информатики и информационных технологий. Повышение качества результатов творческой деятельности учащихся.
2
Материально-техническое оснащение кабинетов химии, физики, истории, математики, технологии, информатики, географии, трудового обучения, литературы.
Мебель для учебного класса
Создание современных классов в соответствии с санитарскими требованиями, эстетических условий обучения.
3
Материально-техническое оснащение школы №20
Музыкальный центр
Качественное музыкальное сопровождение проводимых массовых традиционных и воспитательных мероприятий
4
Материально-техническое основание кабинетов литературы, физики, информатики с целью расширения возможностей использования современных информационных технологий в процессе обучения химии и организации индивидуальной и групповой проектной, научно-практической и научно-исследовательской работы учащихся.
Мультимедиа-проекторы и экраны
Внедрение проектных и научно-исследовательских технологий в урочный процесс. Повышение качества результатов творческой деятельности учащихся. Повышение наглядности и эффективности обучения.
5
Материально-техническое основание спортивного зала с целью улучшения подготовки учащихся к массовым спортивным мероприятиям.
Спортивные тренажеры
Организация условий для качественной подготовки учащихся к массовым спортивным мероприятиям с соблюдением санитарно- гигиенических требований.
Директор _____________ (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _____________ (Ф.И.О.)
М.П.