Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990–2000 годов

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедрасоциальной работы

Теориясоциальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования,становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990 – 2000 годов
Москва
2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Социальная работакак научная дисциплина
1.1 Социальная работа какнаука
1.2 Определениесоциальной работы
Глава 2 Становление иразвитие социальной работы
2.1 Возникновениесоциальной работы
2.2 Становлениесоциальной работы в РоссииГлава 3 Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъектсоциальной работы
3.2 Принципы социальнойработы
Заключение
Список источников илитературы

Введение
Теориясоциальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизациизнаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента ифакторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержаниетеории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами:история, философия, психология, медицина и другие.
По мереувеличения научного знания и числа специальных научных дисциплин, направленныхна изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средойобитания, а так же формированию личности человека как таковой, все острее сроитвопрос о создании общей теории, которая могла бы адекватно объяснить логикуповедения жизнедеятельности человека, использования и формирования жизненныхсил.
Объектомнауки является реально существующая действительность. Он имеет множество сторони свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения.
Предметом социальнойработы можно назвать группы людей, которые нуждаются в социальной защите, опекеили помощи. Предмет социальной работы многообразен: в него входят: молодежь,одинокие престарелые люди, безработные, мигранты, семья и другие.
Целью даннойработы не ставится рассмотрение различных групп, входящих в предмет социальнойработы. Цель работы: понять как проявляет себя социальная работа в областинаучного знания, обозначить, что является объектом и субъектом социальнойработы, рассмотреть историю происхождения и развития социальной работы.
Задачи работы- изучить работы исследователей двух последних десятилетий таких как: М.В.Фирсова, Е.И. Холостовой, В.И. Курбатова и других, сравнить их точки зрения наразличные положения в социальной работе, и, на основание этого рассмотретьнекоторые составляющие социальной работы.

Глава1. Социальная работа как научная дисциплина
 
1.1     Социальнаяработа как наука
В этомразделе рассмотрены позиции профессора В.И. Курбатова, А.Г. Гусляковой идругих. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работыкак теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальнойработы как научной дисциплины.
Представляется,что теория социальной работы- система деятельности по защите «слабых»общественных групп. Теория социальной работы состоит из социальных ипсихологических теорий.
Как системанаучных знаний, социальная работа предполагает наличие двух качественноотличающихся, но неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга разделов:теоретический и практический. Первый включает в себя методологические основыпознания, законы, общий категориальный аппарат и другое. Второй – сведения опрактическом применении общих теоретических положений в практике социальнойработы.
Как наука,социальная работа имеет собственный объект и предмет исследования, своеобразнуюпроблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социальноговзаимодействия для того, чтобы решить проблемы клиента возникающие под влияниемразличных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории науки,является то, что она получила свое собственное развитие после признаниясоциальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результатнастоятельной потребности в научно – теоретических исследованиях в областисоциального развития и взаимоотношения между личностью и обществом на новомсоциально политическом и экономическом этапе развития общества, а такжепотребности в научно – практических и методологических рекомендациях пооказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Социальнаяработа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук:философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. Вчисло ее проблем входят специфические исследования связанные с отношениемсоциальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же сответственностью общества за адекватное развитие личности.
Изначально,социальная работа возникла как общественное явление, как особая сферадеятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чащестановится объектом специальных научных исследований.
Научноеосмысление социальной работы в России начиналось с понимания важности такогосоциального феномена как благотворительность.
По словамХолостовой, теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идеткак бы в трех направлениях:
1)        Определяется место социальной работы как научной дисциплины средитаких наук, как социальная философия, социальная история, политология,социальная психология, культурология.
2)        Ведется поиск собственной теоретической постоянной социальнойработы как специфического объекта исследования.
3)        Выявляется ее взаимосвязь с другими науками о человеке и обществе.
В теориисоциальной работы складываются системные представления о социальной защите,социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей,оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При всем этом усиливается ориентацияна целостный подход к теории социальной работы. Сейчас развитие теориисоциальной работы в России идет в условиях постоянных дискуссий. Особо острорассматривается ее место в системе социальных наук. В настоящее время теориясоциальной работы имеет все структурные признаки, которые дают возможностьсудить о ней как о полностью сформировавшейся, в научном плане, дисциплине: онаимеет особый предмет исследования, объект исследования, закономерности,принадлежащие предмету исследования, специфические понятия, категории и методыдеятельности.
Сфункциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться каквзаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социальногоуправления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъектосуществляет данное воздействие.
Если обобщитьвсе выше сказанной, то можно понять, что способствовать тому, чтобы каждыйчеловек жил и развивался в соответствии со своей социальной природой, — является основной целью практики социальной работы, эта цель определяет и еетеоретическую основу как науке о человеке, способах улучшения его социальногосамочувствия.
В отличие отконкретных социальных наук социальная работа рассматривает проблемы социальногоплана с точки зрения их особенных признаков. Социальная работа включаетпредварительный сбор информации, анализ объекта, выдвигает предположения,сопоставляет полученные факты, строит модели развития.
Теориясоциальной работы имеет тесную связь с другими науками: она используемпсихологические подходы в работе с клиентом, рассматривает историюблаготворительности для описания истории социальной работы, использует в своейдеятельности общефилософские подходы и другое.
Все этосвидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер.
М.В. Фирсов такжеговорит о том, что основной социальной работы как науки, так же являетсямеждисциплинарные связи, общественная практика, а также теория познания.[1]
Основнымэтапом развития социальной работы в России, стал этап начавшийся с 1990-хгодов. Это этап научного обоснования социальной работы. Основным толчком кэтому послужили принятые в 1991 году постановления Госкомтруда СССР о введенииновой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той жеспециальности в учебные заведения.
Итак, намстало понятно, что социальная работа стала формироваться как система научногознания лишь после становления ее как практической деятельности и она являетсямеждисциплинарной наукой.
1.2Определение социальной работы
По мнениюВ.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни:первичные и вторичные. Первичные – отражают эмпирический опыт социальнойработы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные – интерпретируютпервичные понятия и образуют, путем логических операций над ними, теоретическиеположения.
Итак,вторичный уровень – это теория социальной работы, с которой логичнее всегоначать. Теория социальной работы, определяется здесь как – наука озакономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальныхпроцессов, их динамики под влиянием психолого – педагогических управленческихфакторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Социальнаяработа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, целькоторой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизниобщества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и другихгрупп и слоев в обществе.
В литературеимеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, чтосоциальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена наоказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабыхслоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научнуюдисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднегоуровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности идр. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущностьсоциальной работы.
Социальнаяработа как общественное явление представляет собой своеобразную модельсоциальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период,сообразно с особенностями национально – культурного, социально – политическогоразвития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкованиепонятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех еепроявлениях и сферах деятельности.
В более узкомсмысле, социальная работа есть общественно – необходимая деятельность,направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаясягарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана,препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определитькак специфическую форму государственного и негосударственного воздействия начеловека с целью обеспечения достойного культурного, социального иматериального уровня жизни населения.
Только что мырассмотрели термин «социальная работа» с теоретической точки зрения, с точкизрения выполняемых его ролей в обществе. Но кроме теоретических составляющихсоциальной работы существует, так называемая, практическая составляющая или, какмы определились ранее, первичный уровень. К нему мы будем относить все то, чтосвязанно с практической деятельностью социальной работы.
Как нам ужеизвестно, социальная работа существует, в основном, как практическаядеятельность. То есть в эту подструктуру входят такие определения социальнойработы как: профессия; деятельность;, направленная на социальную помощь и т.д.В эту группу относятся понятия отражающие специфику организации социальнойработы с различными социальными группами: людьми пожилого возраста, сограниченными возможностями, беженцами, семьями и детьми группы риска и т.д.
Такого родаопределения, связанные с объяснениями социальной практики в различных сферахобщественной жизни, обычно описываются при помощи категорий, являющихсяспецифическими, собственно категориями социальной работы (социальная защита,социальная поддержка, социальная помощь и др.). Следовательно, для того, чтобылучше разобраться с практической подструктурой, следует разобраться вкатегориях входящих в нее. Рассмотрим самые основные категории, как ихопределяет их В.И. Курботов[2]:
Социальнаяпомощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг,оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой дляпреодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социальногостатуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальнуюподдержку – можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержаниеусловий достаточных, для существования «слабых» социальных групп, отдельныхсемей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности идеятельного существования.
Подсоциальной защитой – следует понимать систему мероприятий, осуществляемых обществоми его различными структурами, по обеспечению гарантированных, минимальнодостаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельногосуществования человека.
Социальнаяподдержка, защита людей, в целом социальная работа, определяются социальнойполитикой государства как определенной ориентацией и системой мер по улучшениюсоциального развития общества, отношений между социальными и другими группами,созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей ихпредставителей.
Социальнаяработа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальнаяработа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтомумы дали ее определение как практической деятельности и как системы научногознания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определениипонятия социальной работы.

Глава2 Становление и развитие социальной работы
 
2.1Возникновение социальной работы
По словампрофессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей ещеза долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникалапотребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальнаясправедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появиласьпотребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степениразличные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя изсоциальной практики в целом.
Российскоеобщество у своих истоков самобытно, в нем сочетается общинное самоуправлениекрестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства исвободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических условий,хозяйственных и экономических условий жизни порождало вопросы и противоречия,как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский народ не привыксамостоятельно справляться со своими жизненными трудностями, поэтому в условияхперехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не былготов к резкому изменению характера и форм социальных отношений, к ломкепривычных стереотипов жизненного поведения, к утрате многими людьми социальногостатуса и перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможносправиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали,что защищать их в таких условиях некому. Все это повлекло за собойразвертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, дляпомощи нуждающимся.
Народничество,славянофильство, западничество, коммунизм — эти социальные движения и ихдеятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлоговека. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, чтовсе они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельностичеловека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросысоциальной справедливости.
Исследованиявторой половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистикисвидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных,показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. Вначале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различныхсоциальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и неопределенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальнаяподдержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация,социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектомизучения теории социальной работы.
По словампрофессора Холостовой, история социальной работы начинается сблаготворительности, существовавшей на всех этапах развития не толькоевропейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания кближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славянебыли милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые попрошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться житьмежду славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]
В Х векевозник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятиючеловеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему:«любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему,ее первым требованием признавали милостыню».[4]
Уже в 996году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору ипопечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей,больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятаячасть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]
Холостоваговорит о том, что продолжение благотворительность получила в деяниях ИоаннаГрозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалосьделом общества, которое регулирует государство путем царского правления изаконом. Именно в этот период благотворительность в России осуществила переходиз общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение занеблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре Великом,который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нуждыи определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждениенищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся работоспособных,профессиональных нищих и другие категории. Создавал органы презрения.[6]Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделялв группу нуждающихся новые для России группы общества такие как:незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе вдальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других.Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидныедома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги,нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.
Главнымначинание Петра Великого заключалось в ограничении роли церкви в социальнойполитике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственнымструктурам. Но все это являлось только элементами структуры социальногообеспечения.
Только всередине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складыватьсяусловия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это времясоздаются специальные учреждения для образования и воспитания детей изнеблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей,незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатеринаотменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учестьарестантов.
На рубеже ХІХ-ХХ веков остро всталапроблема потребности в систематическом изучении различных форм помощинуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность как наиболееустойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союзучреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основнойзадачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ вединое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощинуждающимся.
В первой четвертиХХ века было принято постановление об упразднении всех благотворительныхорганизаций и передаче их денежных средств государству на поддержание воинскихсил. Отказавшись от благотворительности как от одной из форм социальной помощи,новое российское правительство основные силы отдавало на государственную помощьв форме социального обеспечения и социального страхования.
Но русскомународу нужно было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течениемвремени, в ходе развития советского общества вновь стали возрождатьсяобщественные организации, которые способствовали повышению форм социальногообеспечения. В настоящее время роль негосударственных предприятий играетзначительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и вовсем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это оченьважно для помощи нуждающимся людям.
ОднакоФирсов, автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положениемЕ.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, чтооформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитиемписьменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературыпредставлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, уХолостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место вразвитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматриваетстановление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так жеотмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового,произошло при Петре Великом. Фирсов говорит, что с этого периода начинаетсяпересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с началаправления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населенияпереходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются вгруппу социально — неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что этопроблема всего русского народа.
Однако вработе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственнаямонополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века.И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная системапомощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственныхмер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усилениязаконодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи,группами и государством.
По вопросуначального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева иХолостовой схожие мнения, они оба считают, что социальная работа получила своиистоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Мнекажется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказываетвлияние на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную.Социальная работа оказывает помощь всем нуждающимся.
2.2Становление социальной работы в России
Е.И.Холостова в своей работе «теория социальной работы» рассматривает становлениесоциальной работы в России как процесс незавершенный. Она считает, чтосоциальное обслуживание населения в России находится на начальном этапе.
В работезамечено, что важнейшим признаком становления системы социального обслуживаниянаселения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В РоссийскойФедерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений. За пять летих число выросло в 2 раза. Это уже свидетельствует о том, что развитиесоциального обслуживания населения стало довольно быстро расти.
Однакопо-прежнему остро стоит проблема лиц без определенного места жительства изанятий, «бомжей», отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигшихпенсионного возраста и так далее. Для них создаются специальные социальныеучреждения: дома-интернаты, дома ночного пребывания.
Быстрымитемпами стала развиваться сеть учреждений социального обслуживания семьи идетей в системе социальной защиты населения. Развивается сеть учрежденийсоциального обслуживания детей в системе образования.
На данномэтапе развития завершается первый этап становления социального обслуживаниянаселения России. Исходя из этого особую актуальность приобрел учет и анализпубликованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм,идей и опыта социального обслуживания. Для обработки материала большой интереспредставляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомствпо вопросам, имеющим отношение к социальным службам. На современном этапестановится очевидным, что для того, чтобы результативно решить поставленныезадачи социального обслуживания, нужно прибегнуть к внедрению в практикурезультатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание илинедостаточное знание основных положений социальной работы, слабость разработкиданных вопросов в современной отечественной науке и многие другиенеблагоприятные факторы приводят к недостаточной эффективности деятельностисоциальных служб.
По соблюдениюнорм и правил существует множество стандартов и законов[7]но, сожалению, не все они осуществляются в достаточной мере. Поэтому необходимоукреплять деятельность социальных служб Российской Федерации действиемспециальных комиссий по контролю за деятельностью в данном направлении.
Фирсов всвоей книге «теория социальной работы», приходит к одинаковому результату сХолостовой, по вопросу становления российской социальной работы, он так жеговорит, что социальная работа находится на этапе формирования инезавершенности. Автор выделяет два периода в оформлении идей социальнойподдержки:
Первый – с1919 по 1941гг., когда происходит оформление новой парадигмы знания осоциальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.
Второй – с50-х по 2000 гг., когда особо интенсивно и последовательно развиваетсяврачебно-трудовая экспертиза, методика социально правовой реабилитацииинвалидов[8].
Итак,социальная работа в России находится на этапе незавершенности и развития.Социальная работа берет свое начало из благотворительности, котораясуществовала на всех этапах развития российского общества.

Глава3. Основы теории социальной работы
 
3.1Объект и субъект социальной работы
Прежде всегостоит определиться, что называть объектом и субъектом социальной работы. Поопределению профессора Е.И. Холостовой: Сторона, которая осуществляет познаниеили деятельность, называется субъектом; сторона на которую направлено познаниеили деятельность, называется объектом.
Отношенияобъекта и субъекта многопланово. То, что в одной ситуации мы можем назватьобъектом, в других условиях и при других обстоятельствах, процессе познания илидеятельности выступает как субъект, и наоборот. Кроме того в сфере общениямногие отношения можно понимать как субъект субъектные, в которых обе стороныявляются активными продуктами деятельности и познания, влияют друг на друга.Социальная работа относится именно к одной из таких сфер социальной деятельности.
В ходе работыв данной сфере специалисты всегда задумывались над вопросом: как назвать тогокому оказывается помощь. В связи с тем, что индивид, обратившийся в службусоциальной помощи способен, хотя бы частично, принимать участие в деятельностипо устранению своих затруднений утвердилось мнение о том, что лиц, которымпредоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами.Клиент может быть групповым и индивидуальным.
Социальныйработник любого ранга – всегда активная сторона. Поэтому, по определениюХолостовой, которое она дает в своей книге «Теория социальной работы», объектомсоциальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся втрудной жизненной ситуации. Трудной, жизненная ситуация называется в случае, еслиона нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социальногофункционирования указанных объектов. И если самостоятельно индивиды справитьсяс ней не могут. Группами, которые нуждаются в социальной помощи, различны.Однако, принято выделять в, так называемые, «группы риска» одиноких инвалидов,престарелых, женщин, детей и многие другие группы. Принято также выделять клиентов– людей с особыми проблемами. Это люди, которые попали в тяжелую жизненнуюситуацию. Потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того,какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность.
Следуетпомнить, что социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, в первуюочередь имеет дело с его социальной ситуацией. Социальной ситуацией называется конкретноесостояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального илигруппового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношениек разрешению данной проблемы [9]. Цельюдеятельности социального работника является улучшение социальной ситуацииклиента.
Социальнаяработа является деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, обэтом говорит Агапов Е.П. в его труде «введение в социономию». Он говорит, чтосоциальная работа включает в себя два основных элемента: объект и субъект. Подобъектом социальной работы, он подразумевает тех людей, которые нуждаются впомощи, а под субъектом – тех, кто ее оказывает. Поэтому, социальную работуможно понимать как взаимодействие объекта и субъекта, имеющее главной своейцелью помощь людям в решении для них жизненно важных вопросов и вопросов,улучшающих качество их жизни. Объектом социальной работы в любом случаеявляются те, кто ставит перед собой определенные цели, но не в состоянии самиих реализовать, будь это индивидуальный клиент или группа людей.
Группы людей,которые являются объектами социальной работы, можно разбить на три категории:
1)        социально незащищенные группы;
2)        маргиналы;
3)        лица с отклоняющимся поведением.
Когда говорятоб объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которыеиспытывают трудности в решении своих проблем. Другими словами этот объектнеоднороден: это не только человеке без определенного места жительства, но и вполнереспектабельный человек, страдающий от одиночества.
Субъектсоциальной работы так же не является однородным. В нее входят как социальныеслужащие, социальные агентства, так и государство в целом. Социальная работаневозможна без государства, которое создает для нее законодательную основу, атак же агентств, которые занимаются ее организацией. Стоит отдельно заметить,что социальные работники выполняют непосредственную работу с людьми, поэтомуони являются важнейшим субъектом в этой сфере.
Мнение КурбатоваВ.И. в основном совпадает со мнением других исследователей социальной работы.Однако, он говорит, что основное место в социальной работе занимают объект ипредмет, он называет их основополагающими категориями. Курбатов говорит, чтопредметная сущность социальной работы характеризуется понятием «социальности»,которое выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия вобществе как системе целостных социальных субъектов.
Объекту исубъекту социальной работы, автор отдает важнейшую роль. Называя объектом –клиента — человека нуждающегося в социальной защите. А субъектом – того, ктоосуществляет социальную помощь. Он говорит, что в основе оказываемой социальнойпомощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, так жекак и со значимым социальным окружением клиента.

3.2Принципы социальной работы
С точкизрения профессора Холостовой, принципы социальной работы являются важнейшимиструктурными элементами логических форм научной теории и основополагающимиправилами эмпирической деятельности.(5)[10]
Холостова,ссылаясь на Гуслякову Л.Г., выделяет следующие принципы теории социальнойработы:
Социально –политические принципы. Данные принципы освящают требования, зависимости социальнойработы и социальной политики государства. Зависимость выявляет концепцииподходов к выбору предпочтений в социальной защите населения, соотноситобщественные и индивидуальные интересы в социальной работе. Основнымипринципами этой группы являются: единство подходов социальной работы во всехрегионах страны, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условийжизни социальной группы или личности при выборе работы с ними. Законность исправедливость деятельности социального работника.
Общефилософскиепринципы. Эти принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке имеханизмах их взаимодействия. К этим принципам относятся: принцип детерминизма,принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности,принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.
Организационныепринципы. Среди них можно особо выделить такие, как социальная итехнологическая компетентность кадров, так же в них заключатся принцип контроляи проверки исполнения, также принцип функциональной определенности, единстваправ и обязанностей, полномочий и ответственности.
Педагогико-психологическиепринципы. Они занимают большое место в структуре логических форм научной теориисоциальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому ипедагогическому воздействию на человека, обратившегося в социальную службу,также предполагают необходимость учета индивидуальных характеристик  приосуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценкиусловий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами.Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход ккаждому клиенту.
Далеепрофессор Холостова говорит о специфических принципах социальной работы,которые определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальныхуслуг нуждающемуся населению.
Принципуниверсальности. Который требует исключить дискриминацию при оказаниисоциальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим,религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждомуклиенту по единой причине – его потребности в социальной помощи.
Принципсоциального реагирования. Принцип предполагает осознание необходимостипринимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать всоответствии с данными обстоятельствами социальной ситуации конкретногоклиента, а не ограничиваться только стандартным набором действийориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принципмаксимизации социальных ресурсов. Всем известно, что каждая социальная системас неизбежностью выделяет малое количество средств на оказание социальной помощинаселению. Конечно большую роль в этом всем играет социально – экономическоеразвитие государства, но там не менее в основном доля государственных затрат насоциальную защиту мала. Поэтому социальные работники должны прилагать усилиядля привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путемпривлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческихорганизаций. Также социальные работники могут использовать и другие, незапрещенные государством способы.
Принциптолерантности. Заключается в том, что социальный работник не может делитьклиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек,который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социальногоработника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлениюразнообразия клиентов.
ТакжеХолостова и Гуслякова выделяют еще несколько принципов, но принципырассмотренные выше являются базовыми и самыми важными.
Нам сталоясно, принципы играют большую роль в социальной работе, потому что толькоруководствуясь ими социальный работник сможет качественно выполнить своюработу. Здесь прослеживается важность теории социальной работы, которая, впоследствии, используется в практике социальной работы. Также мы выяснили, чтоне только социальный служащие, но и агентства, а также государство в целом,имеют большое значение в структуре социальной работы.

Заключение
Итак, в ходеданной работы мы изучили работы ученых – теоретиков в области социальной работытаких как: В.И. Курбатов, З.В. Козлова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, М.В.Басова и другие. Рассмотрели основные составляющие социальной работы. Поняли, чтосоциальная работа является отраслью не только практического знания, но и имееточень основательный теоретический базис.
В работерассмотрена социальная работа как научная дисциплина, происхождение социальнойработы и ее развитие, определен объект и субъект социальной работы.
Также, намстало понятно, что социальный работник в своей работе должен быть толерантным ивоспитанным, он должен находить подход к каждому отдельному клиентуиндивидуально. Несмотря на то, какие люди являются клиентами социального работника,он не должен делить их на «хороших» и «плохих», а должен одинаково качественнооказывать им социальную помощь.
Так же мыпоняли, что предметом социальной работы является прежде всего человек, егоместо в обществе. Государство является основной составляющей в сфере социальнойзащиты населения. Оно помогает развитию социальной работы и ее становлению.Ведь социальная работа представляет собой своеобразную модель социальнойпомощи, которую общество пронесло с собой, начиная с самого его основания. Социальнаяработа – это общественно необходимое явление, без нее невозможно существованиени одного государства, потому что в каждом государстве есть социально незащищенная группа или группы людей. Теория социальной работы лишь собирает всепрактическую информацию, отслеживает ее эффективность и создает такие методы,которые могут сделать социальную работу более легкой и практичной.

Списоклитературы
1.        АгаповЕ.П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.
2.        ГусляковаЛ.Г. Социальная работа в структуре социальных наук //Российский журналсоциальной работы. – 1996. № 1.
3.        ГригорьевА.Д. История социальной работы. М., 2006.
4.        КлючевскийВ.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.
5.        МаксимовЕ. Историко-статистический очерк благотворительности в России. // Антологиясоциальной работы. М., 1994.
6.        Основысоциальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Н.Ф. Басов, В.И. Басова, О.Н. Бессоннова и др.: под ред. Н.Ф. Басова. Издание3-е, исправленное. М., 2007.
7.        ПановА.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной   деятельности испециальность в системе высшего профессионального образования. // Российскийжурнал социальной работы. – 1995. № 1.
8.        Словарь– справочник по социальной работе. М., 1997.
9.        СоловьевС.М. Сочинения. Книга 1. История России с древнейших времен. М., 1988.
10.     Социальнаяработа. Словарь – справочник. М., 1998.
11.     Социальнаяработа: история, теория и технология. / Под ред. И.Ф Анбеговой, З.В. Козлова.Ярославль, 1997.
12.     Социальнаяработа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «учебники, учебные пособия» – Ростов,2000.
13.     Социальнаяработа: учебное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное. – Ростов,2003.
14.     Теорияи методология социальной работы: учебное пособие. / Григорьев С.И., ГусляковаЯ.Г. М., 1994.
15.     Теориясоциальной работы. М., 1998.
16.     Федеральныйзакон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от15 ноября 1995г.
17.     ФирсовМ.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. М., 2000.
18.     ФирсовМ.В. История социальной работы. М., 2004.
19.     ХолостоваЕ.И. Теория социальной работы. М, 2003.
20.     ШанинТ. Социальная работа: идеология профессионализма//Журнал исследованийсоциальной политики. Том 2. – 2004. – № 3.
21.     ЯсперсК. Смысл и назначение истории. Издание 2-е. М., 1994.