–PAGE_BREAK–Мировой экономический кризис в Российской Федерации
Экономический кризис, развивающийся в России, называют кризисом ликвидности. Используются и другие термины – например, финансовый кризис, экономический кризис и даже дефолт. Все они, кроме дефолта, разумеется, более или менее пригодны для обозначения, сложившейся ситуации, однако с академической точки зрения происходящее является именно кризисом ликвидности и его последствиями.
Для того чтобы понять, что такое кризис ликвидности, необходимо разобраться в самом определении ликвидности. В сущности, ликвидность представляет собой способность банка обеспечить своевременное погашение своих обязательств, то есть степень соответствия активов и пассивов банка по объемам и срокам. Кризис ликвидности отдельно взятого банка имеет место в том случае, когда пассивы ощутимо превышают активы, то есть обязательства банка превышают потенциальную возможность их покрытия.
Существует две теории возникновения кризиса ликвидности: «западная» и «восточная».
«Западная» гипотеза о причинах возникновения экономического кризиса ликвидности.
Российские кредитно-финансовые учреждения активно привлекали западные кредиты, отдавая в залог ценные бумаги. Западные финансисты в свою очередь охотно приобретали российские ценные бумаги и активно торговали ими – до тех пор, пока не начались проблемы на западном фондовом рынке. По мере развития финансового кризиса в США и Европе инвесторы начали активно переводить капиталы туда, где они были нужнее. В результате российская фондовая биржа лишилась изрядной части активов, что повлекло за собой снижение стоимости ценных бумаг – тех самых, которые были залогом при получении кредитов. Снижение стоимости автоматически привело к тому, что кредиторы начали требовать возврата части кредитов, а взять новые кредиты российским предприятиям, привыкшим к легким деньгам, было негде.
«Восточная» гипотеза о возникновении экономического кризиса ликвидности.
Восточная гипотеза, в сущности, мало отличается от западной: она также рассматривает в качестве движущей силы кризиса западную кредитную «иглу», на которую «подсели» многие российские предприятия, включая таких гигантов, как «Газпром». Необходимость платить по обязательствам и отсутствие возможности перекредитования повлекли за собой некоторые сложности. Уменьшение притока дешевых денег, связанное со снижением стоимости нефти и сокращением экспорта, добавило масла в огонь и — вот он, кризис.[1]
Выделяется три канала распространения кризиса на российскую экономику:
1. Отток капитала с развивающихся рынков из-за массового бегства от рисков, что привело к фактическому прекращению рефинансирования внешнего долга российских корпораций и банков;
2. Паралич мировой торговли из-за остановки торгового финансирования и резкого сокращения спроса в развитых странах;
3. Падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары.
Первая внезапная остановка притока капитала в Россию произошла еще в самом начале финансового кризиса в США осенью 2007 года (рисунок 1). Затем приток капитала восстановился, но в I квартале 2008 года вновь случился отток. Каждая остановка притока капитала приводила к кризису ликвидности на банковском рынке, который, однако, не имел существенного влияния на остальную экономику.
Массовый отток капитала из России осенью 2008 года привел уже не
просто к кризису ликвидности, но и к неплатежеспособности ряда банков.
В нескольких случаях (Банк Глобакс, Северная Корона и др.) наблюдалась
классическая банковская паника, но она была быстро локализирована.
Введение страхования операций на межбанковском рынке и выдачи беззалоговых кредитов окончательно стабилизировали ситуацию в банковском секторе. Однако остановка притока капитала затронула уже не
только банки, но и крупнейшие компании, многие из которых накопили
значительные долги в результате внешних заимствований. Первой реакцией Правительства РФ было предоставление компаниям возможностей рефинансировать зарубежные кредиты за счет средств Фонда национального благосостояния. Таким образом, было распределено около 11 млрд. долл. из 50 выделенных на эту программу, после чего она была закрыта и крупнейшие российские заемщики приступили к переговорам с кредиторами о реструктуризации долга, в которых государство иногда выступало посредником.
Изменение внешних условий, падение фондового рынка и цен на
недвижимость в конечном итоге привели к резкому замедлению темпов кредитования и ухудшению условий получения кредитов. Тем не менее, похоже, что этот фактор не играл решающей роли в трансмиссии глобального кризиса на российскую экономику. Ведь массовое падение производства началось не в конце лета, когда кредитный фактор уже вступил в силу, а в октябре-ноябре 2008 года, когда обрушился мировой спрос на сырье, и произошел обвал сырьевых цен. Тот факт, что сырьевые отрасли пострадали от кризиса первыми, еще раз доказывает, что решающим оказался именно сырьевой фактор.[2]
Необходимо ответить тот факт, что кризис в Росси связан не только с общемировыми процессами, т.е. является социально-экономическим, или системным кризисом, но имеет также ряд внутренних причинно-следственных зависимостей. Поэтому следует указать лишь на его более характерные признаки, которые необходимо учитывать при выработке антикризисных мер.
Во-первых, появление кризиса в России связано не только с общемировыми процессами, но и с существованием диспропорций, вызванных «жизнью взаймы», т.е.за счет доходов от экспорта сырья, а не за счет развития своего наукоёмкого производства. О превращении России в общество потребления свидетельствовал массовый повышенный спрос на автомобили, бытовую технику, электронику, жилую площадь, туристические путевки и тд. за счет банковских кредитов.
Во-вторых, в основе российского экономического кризиса лежит технологическая отсталость страны и товарно-импортная ментальность её населения. При этом засилье импорта усиливает эту однобокую ментальность. Сформировавшаяся потребительская ментальность населения, состоящая в желании покупать высококачественные товары, не подкрепляется производственно-технической ментальностью, состоящей в способности этого же населения производить конкурентоспособные товары. Люди не хотят покупать то, что сами производят. Делаем некачественно, но мы оптимисты.
В-третьих, современный российский экономический кризис не является кризисом перепроизводства товаров. Избытка товаров по отношению к платежеспособному спросу не наблюдается, как бывает при классическом экономическом кризисе. Наоборот, в России товаров не хватает для удовлетворения спроса безразмерно выросшей денежной массы. Поэтому для сбалансирования спроса и предложения применяется рычаг увеличения цен.
В-четвертых, протекание российских кризисных явлений зависит от внешних факторов, прежде всего от валютного курса рубля.
продолжение
–PAGE_BREAK–