Авторы: емельянов евгений Николаевич, кандидат психологических наук, консультант по организационному развитию. Поварницына светлана Ефремовна, консультант по организационному развитию

”Психология бизнеса” авторы: ЕМЕЛЬЯНОВ Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, консультант по организационному развитию.ПОВАРНИЦЫНА Светлана Ефремовна, консультант по организационному развитию. Top of Form 1ВВЕДЕНИЕ В некогда помпезном Кремлевском Дворце съездов с этажа на этаж ходили люди. В холле их встречали Баба Яга, предсказывающий судьбу шарманщик, ловкий фокусник и другие ряженые. На этажах м.б. за солидную сумму метнуть в цель дартс, попытаться набросить кольца на палку в духе старых парковых аттракционов или принять участие в шоу типа “Поля чудес”. Праздничные наряды большинства посетителей составляли обычные деловые костюмы, а на лицах многих сохранялась печать привычной усталости. Общее впечатление от наблюдения за ними неожиданно отлилось в фразу – “Вот те люди, которые платят налоги”. Это б. февраль 1997 г., и в зале Дворца собрались те, о к-рых чуть позже мэр Москвы сказал, что именно благодаря им город получил 40% своего бюджета, что эти люди позволили максимально смягчить в Москве угрозу безработицы, предоставив жителям больше миллиона рабочих мест, и многое другое. Вспомнил он и цитату из одного из первых подписанных им на заре открытия кооперативного движения в России документов: “Разрешить кооперативам заниматься предприним-ской деят-тью, устанав-вая свободные цены на свою прод-цию, но на ур-не на 20% ниже, чем гос-венные цены”. И это тоже – б., и это б. хар-рный штрих эпохи, когда все это начиналось. Так в России б. отмечено первое десятилетие малого предпринимательства. “Малого” – так как официальное начало и большому, и среднему бизнесу положили те самые кооперативы и НТТМ – общества научно-технического творчества молодежи, получившие еще до принятия Закона о кооперативной деят-ти права осуществлять определенные виды предпринимательской (в терминах тех лет – “хозрасчетной”) деят-ти, к-рые начали действовать в 1987 г. По сути же, в России отмечалось десятилетие возрождения новой, или, если угодно, давно и прочно позабытой “старой” экономической, социальной и психологической реальности – бизнеса. Разумеется, значение этого события далеко превосходит величины цифр по налогам или количеству рабочих мест, хотя сами эти цифры впечатляют и говорят об очень важном обстоятельстве – предпринимательство в России состоялось и стало фактом, не считаться с к-рым уже невозможно. Тем более, если к вкладу малого предпринимательства добавить и то, что привнес с собой “большой бизнес” с его громкими именами, впечатляющими оборотами, очевидным влиянием на политические процессы в стране. Действительное событие состоит в том, что в России возродился целый пласт общественной жизни, самостоятельная субкультура, без к-рой давно не мыслит себя уже практически ни одна страна. Это – предпринимательство, бизнес, атмосфера, пока еще весьма слабо стимулирующая, но хотя бы уже допускающая предприимчивость, инициативу, активность, конкуренцию – все то, что десятилетиями и веками двигало вперед экономическое развитие многих государств. Одно десятилетие – не слишком большой отрезок времени в сопоставлении с этими масштабами. Однако это достаточный срок для того, чтобы попытаться хоть как-то осмыслить происходящее в данной сфере. Пусть даже это будет лишь один из возможных разворотов темы – тот, который относится к психологии бизнеса. Во введении традиционно принято писать, для кого предназначена книга. Вместо длинного перечня категорий людей, на к-рых ориентировались авторы в ходе работы, легче всего б. бы привести обычный конец принятой в таких случаях фразы – “… для всех, кому интересна данная тема”. Хотя главных читателя всего два: Психолог, к-рый твердо намерен работать в сфере бизнеса и потому остро заинтересован в понимании его устройства, а также Бизнесмен, к-рый уже понимает, что психологические процессы в его деле не менее важны, чем финансы, товародвижение или рынки сбыта. Не менее важен и вопрос, зачем б. написана эта книга. Самый простой ответ состоит в том, что мы просто любим свою работу, к-рая целиком и полностью связана со сферой бизнеса, и хотим рассказать о том, что накопилось и вызрело в процессе ее осуществления. Однако, задавшись вопросом, за что мы любим эту работу и почему мы гордимся ею так, как никогда не гордились в период своих занятий психологией науки или психологией семейных отношений, мы обнаружили несколько неожиданный для себя ответ. Оказ-сь, что мы едва ли не впервые почувст-ли реальный смысл, реальную отдачу и реальную соц-ю знач-ть этой работы. Поверьте, мы не любим пафоса в жизни. Но то, что здесь б. сказано, м. выглядеть именно так. Нас искренне радовали инт-сные находки в обл-ти психологии науки и научных групп. Но это почти не имело никакого знач-я, т.к. наука б. организ-на т.о., что изменить в ней реально б. почти ничего невозможно. А потом она и вовсе стала умирать на глазах при более чем красноречивом пренебрежении к этому процессу со ст-ны гос-ва. М. б. глубоко и красиво работать с семейными проблемами и реально помогать отдельным людям. Но нельзя б. закрывать глаза на тот факт, что среди причин жизненных неурядиц наших клиентов постоянно встречалась одно и то же – невозможность решить квартирный вопрос, разъехаться с родителями, поместить кого-то в хорошую клинику, заработать деньги для решения назревших проблем и т.д. То, что наше общ-во д. б. измен-ся, понимали практич-ки все. Но то, как оно начало меняться, не устроило практически никого. Это оказались совсем не те изменения к лучшему, к-рых многие ожидали в глубине души. Когда-то, начиная свое новое дело, мы тоже менее всего ожидали встретить именно в бизнесе надежду на позитивные перемены. Мы далеки от намерения идеализировать бизнес, и все же сегодня мы уверены: едва ли не единственная конструктивная сила, от к-рой м. ожидать хоть каких-то перемен к лучшему в России – это бизнес. Питаясь до тех пор, как и многие читатели, леденящими душу историями о криминале в бизнесе, издевательскими анекдотами о “новых русских”, туманными намеками на коррумпированные связи бизнеса и политики, мы были поражены, реально столкнувшись с живыми людьми бизнеса. Это б. отнюдь не те несколько десятков имен, к-рые постоянно мелькают в прессе, но к-рые представляют скорее не бизнес, но лишь одно из ответвлений политики, т.к. их “дело” построено на специфическом контакте с государственными ресурсами. Настоящими людьми бизнеса оказ-сь десятки тыс. рук-лей гораздо менее знач-льных по сравнению с “крупняком” кооперативов, фирм и корпораций, бывшие научные сотруд-ки и инженеры, военные и бухгалтеры, студенты и пенсионеры. В невероятно сложных условиях хаоса и беззакония они начинали свое дело, стремясь обрести независ-ть, решить свои простые семейные и личные проб-мы – и создавали маленькие, но действующие произв-ва, насыщали рынок товарами, добираясь до крупнейших поставщиков на всех континентах мира и до напрочь заброшенных российских деревень, давали другим людям работу и заработок, ощущение стабильности, хоть какой-то увер-ти в завтрашнем дне. И этот процесс продолжается, приобретая все более зримые масштабы. Так получилось, что, в достаточной мере отведав историю классич-й советской эпохи, мы с первых шагов стан-ния бизнеса в России оказ-сь в непосредст-ной близости к людям и орг-циям, вступившим на этот тернистый путь. Нам довелось работать с комсом-цами, одноврем-но циниками и энтузиастами, создававшими и развалив-шими знаменитые НТТМ. Мы пытались помогать “красным директорам” и нач-кам их произв-в, когда повальная приватизация и развив-щийся экономич-й кризис со всей силой ударили по их предпр-ям. Мы видели первых зап-х предприним-лей, осваив-щих фантастич-й для них российский рынок; бывших советских инженеров-физиков из “закрытых” НИИ и вузов, потерявших возмож-ть заним-ся любимой наукой и наш-ших себя в предприним-стве; спортсменов, решивших искать рекордов на новом для себя поприще; администраторов и чиновников, весьма успешно использ-ших свои многочисленные связи и опыт для создания коммерч-х компаний, а также “челноков”, доведенных до отчаяния усугуб-щейся нищетой своих семей, шаг за шагом создав-ших нач-ный капитал, свои соверш-но особые “артели” и первые коммерч-е объед-ния. В конце концов мы и сами решились испытать на себе опыт предприним-ства и продолж-м это испытание, переживая все хар-рные для бизнеса проб-мы и трудности. Каждый из тех, кто повстречался нам на этом пути – предприниматели-одиночки, владельцы небольших фирм, акционеры крупных банков и финансовых структур, – стали для нас нашими главными учителями в понимании многочисленных разветвлений данной темы – психологии бизнеса. И мы искренне благодарны им за это. Многое в понимании темы помогли нам осознать наши коллеги, студенты – психологи, к-рым в стенах МГУ читались курсы по маркетинговому мышлению и орг-ционному развитию в бизнесе, консультанты, посещающие семинары Консалтинг-Центра “ШАГ”, и другие. Для всех этих людей, главным образом, и написана эта книга, и мы надеемся тем самым хоть частично выразить им свою глубокую признательность. Данная книга – не совсем типичный учебник. Как уже отмечалось, в ее основу заложен опыт – но при этом, хочется надеяться, это и не совсем “индуктивная” работа. Поразительная особ-ть российского бизнеса состоит в том, что он с необыкн-ной скоростью воспроизв-т в себе многие тенденции, использ-т разнообразные мех-змы и приемы, на выработку и осмысление к-рых в странах “классич-го кап-зма” уходили 10-летия. Поэтому мы как консультанты часто обращаемся и многое используем из тех разработок, к-рые сделаны нашими коллегами во всем мире. В какой мере нам удается при этом избежать смешения “французского с нижегородским” – судить читателю. Как бы то ни б., нас не особенно привлекали рекомендации многочисл-х книг о бизнесе вообще. То, что мы находили достойным особого внимания, прежде всего относится к идеям и положениям, неоднократно на наших глазах подтверждавшим свою жизненность и эффективность в контексте развития российского бизнеса. Разумеется, акцент на российскую ситуацию неизбежно привносит нек-рые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации “классического” бизнеса. Это заметно, напр-р, при рассмотрении проблем маркетинга или построения учредительских отношений. Но в то же время эта “начальная чистота” российской ситуации, возможно, позволяет яснее увидеть те важные моменты, к-рые уже практически невозможно рассмотреть под многолетними наслоениями истории развития бизнеса в др-х странах. Другое важное обстоятельство, к-рое следует отметить – то, что сама данная тема, “психология бизнеса”, как это ни м. показаться странным, не является настолько разработанной, чтобы по ней м. б. писать классический учебник. В библиографических разделах по теме гораздо чаще м. встретить самые разнообразные варианты связанных с ней “психологий” (“психология предприним-ства”, “индустриальная психология”, “экономическая психология”, “психология деловых отношений”, “психология торговли”, “психология рекламы”, “психология менеджмента” и другие), чем собственно развороты темы о психологии бизнеса. Просмотр библиотечных полок и каталогов, равно как и информационных систем INTERNET в поисках данных о психологии бизнеса, позволил обнаружить скорее редкие вкрапления сколь-нибудь целостных исследований по данной теме, нежели развернутую систему взглядов или сформированную предметную область. Примечательно при этом, что о психологии бизнеса чаще пишут практики – консультанты, менеджеры, специалисты по управлению персоналом, – нежели классические представители академической и университетской психологической науки. Об этом предстоит более обстоятельный разговор, пока же отметим главное для нас в этой связи. Определение темы как “психологии бизнеса” для нас важно и принципиально в следующем отношении. Бизнес – весьма разносторонняя деят-ть, и в ней м. найти множество самых разных психологических аспектов: личностные особенности людей и ч-ские отношения, нормы и цели, способы принятия решений, самооценку и самопрезентацию, манипуляцию и альтруизм. Выстроить все это в более-менее логическую последовательность нам помогло одно принципиальное понимание, сложившееся из наблюдений за людьми бизнеса и за теми проблемами, к-рые все они вынуждены решать с неизбежной закономерностью, из сопоставления этих наблюдений с чтением биографий и автобиографий крупнейших имен в истории бизнеса; из книг внимательных теоретиков, обращавшихся к осмыслению специфики бизнеса – как собственно психологов, так и экономистов, маркетологов, социологов, специалистов по культурной антропологии. Идея, к-рая легла в результате в основу этой книги, состоит в следующем: бизнес для людей, посвятивших себя ему, – это особый путь. Путь, к-рый, используя известный термин А. Маслоу, м. б. бы смело назвать путем самоактуализации лич-ти, поиска ч-ком в себе все новых и новых ресурсов роста и личностных изменений, к-рых требует от него изменяющаяся по мере перехода от одной ступени к другой его деят-ть в бизнесе. И в этом смысле мы вынуждены прямо противопоставить этот подход позиции известного последователя А. Маслоу Эверетта Шострома, к-рый, на наш взгляд, столь же смело, сколь и бездоказательно, заявляет в названии одной из глав своей работы “Анти-Карнеги”: “Бизнес и личность – вещи несовместимые”. Отождествляя всех известных ему бизнесменов с учениками Дэйла Карнеги, а их деят-ть – с бесконечным манипулированием другими людьми, Шостром в итоге делает вывод, что личность в бизнесе – это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Но на таком уровне аргументации мы с той же легкостью м. обвинить в отсутствии личности и представителей других многочисленных видов деят-ти, обозвав политика машиной по манипулированию властью, спортсмена – машиной для достижения рекордов, учителя – машиной по воспроизведению уроков, а медика – машиной по выписыванию рецептов или наложению повязок. В бизнесе действительно положено делать деньги, и это важная составляющая данного вида деят-ти. Причем психологически и ценностно настолько непростая, что вопросу об отношении к деньгам в этой книге посвящена отдельная глава. Но мы, в отличие от Э. Шострома, убеждены, что даже самых блестящих, навыков манипуляции ч-ку м. б. достаточно только для того, чтобы провернуть с десяток успешных сделок. Но на основе манипуляций никогда не построить устойчивый, имеющий хорошие перспективы, долговременный бизнес. Это – гораздо более сложная задача, и именно о пути к построению серьезного бизнеса идет речь в этой книге. На этом пути есть разные вехи, и предприним-ство – только одна из первых, вслед за к-рой ч-ка бизнеса ожидает еще долгий путь изменений. В какой-то момент времени ч-к бизнеса д. “наступить на горло собственной песне” – характерному для предприним-ства приоритету изобрет-ти и творчества – и научиться осваивать в каком-то смысле противоположные вещи: регулярный менеджмент, науку орг-ции, деловое администрирование. И если в начале пути предприним-ль м. “поверхностью кожи” ощущать запрос рынка, ту нишу, в к-рой м. добиться успеха, то, по мере того как развивается его бизнес, он все больше д. развивать другие способы понимания и чувст-ния. Закон бизнеса – это постоянный рост, и возможности “заморозить” свое дело на определенном уровне на сколь-нибудь длительные промежутки времени почти невероятны. Но рост дела предполагает одновременную задачу учиться новому, осваивать новые качества, развивать в себе новые способности. И так – без конца. Т.о., бизнес – это не просто школа и даже не университет; это практически непрерывный экзамен, к-рый приходится сдавать всю свою жизнь – по крайней мере до тех пор, пока бизнесмен остается в своем деле. И именно о психологических требованиях к сдающему этот экзамен мы хотим поговорить в данной книге. Стр-рно книга сост-т из 6 частей, в к-рых мы попыт-сь предст-ть осн-ные развороты темы психологии бизнеса. В части 1 рассматр-ся общие особ-ти бизнеса как социокультурного института и как вида деят-ти, провод-ся сравнение его с другими видами деят-ти, анализир-ся треб-ния, к-рые эта деят-ть предъяв-т к реализ-щему ее ч-ку. Часть 2 посвящена субъекту данной деят-ти, опр-нию того, что есть Ч-к бизнеса. Здесь прослеж-ся основные этапы жизн-го пути ч-ка в бизнесе, внутр-ние закономер-ти, наблюд-мые в динамике переходов от этапа к этапу. Часть 3 дополняет этот анализ, сосредоточившись на осн-ных психологич-х кач-вах, к-рые оказ-ся принц-льно важными для ч-ка, действующего в бизнесе. От уровня развития этих кач-в зависит выживание постав-го дела и вероятность достижения успеха в бизнесе. Эти кач-ва достаточно специфичны для бизнеса, сюда относ-ся: активность бизнесмена, готовность к действию в условиях неопр-ти, “счетность” и “маркетинговость” мышления. Часть 4 дает обзор специфических социально-психологических процессов в бизнесе, фокусируясь на конкурентных отношениях, учредительских отнош-ях и отношениях м/у собственниками и наемным персоналом. Часть 5 продолжает и развивает эту тему в приложении к орг-ционной психологии бизнеса. Орг-ция в бизнесе выступает как самостоятельное образование, имеющее свою динамику развития, внутреннюю логику смен одних состояний другими. В процессе этих изменений коренным образом меняются требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры. Часть 6 затрагивает еще две темы, принципиально важные для понимания природы многих процессов в бизнесе, – это психология отношения к деньгам и этика бизнеса. В “Заключении” резюмируются ключевые идеи тем, обсуждавшихся в основных разделах, и говорится о перспективах развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания. Авторы хотели бы выразить особую благодар-ть Фонду “Культурная инициатива” Дж. Сороса за предостав-ную возмож-ть написать эту книгу и пост-ную помощь в работе, а также тем людям, к-рые на разных этапах работы сделали многое, для того, чтобы эта книга состоялась. Среди них – профессора Г. М. Андреева, Л.А. Петровская и М. Г. Ярошевский, заведующий сектором соц-й психологии науки ИИЕТ РАН А.В. Юревич, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН В. С. Магун и др. Мы особенно признательны также ведущему консультанту Консалтинг-Центра “ШАГ” О.А. Сидельниковой, первому читателю рукописи книги, оказавшей неоценимую профес-льную и технич-ю помощь в ее подготовке, а также другим спец-стам и сотруд-кам Центра. Bottom of Form 1Top of Form 1Глава 1. БИЗНЕС КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Еще с университетской скамьи, в те годы, когда в стенах факультета психологии МГУ безусловно доминировала “теория деят-ти” А. Н. Леонтьева, и позже, когда в уникальной научной школе профессора М. Г. Ярошевского нам приходилось заниматься исследованиями социально-психологических процессов в научных группах и лабораториях, мы приучили себя к мысли, неоднократно помогавшей впоследствии по мере приближения к решению практических задач: постигать психологию в отрыве от понимания деят-ти, в к-рую погружены люди, – занятие достаточно схоластическое. Поэтому прежде, чем говорить о психологии бизнеса, попробуем определиться с тем, что представляет собой сама эта деят-ть, полагая при этом, что слово “психология” понятно читателю и не требует специальных определений.По страницам энциклопедий. Определение природы бизнеса. Самый простой способ опр-ть какое-л. понятие – это заглянуть в энциклопедии и справоч-е издания. Поступили так и мы, пройдясь по справочным полкам крупнейших библиотек, – и б. достаточно ощутимо разочар-ны. Нельзя сказать, чтобы о бизнесе не было написано ничего, – разумеется, нет. Однако, как оказалось, в справочниках и энциклопедиях вовсе нет желаемого единодушия и лаконичности, к-рые украсили бы вводную главу книги однозначными и четкими определениями. Что же, неоднозначность и противоречивость в определениях также м. стать поводом для анализа и, следовательно, более глубокого понимания. Разночтения порой м. дать не менее интересное представление о сути происходящего, чем только совпадения мнений, и потому мы приглашаем читателя еще раз вместе с нами пройтись по избранным местам справочных изданий. Проще всего обстоит дело с Большими Советскими энциклопедиями. Слова “бизнес” там нет и в помине – как в первом издании 1927 г., так и в последнем – 1976 г. Это, с одной стороны, понятно, т.к. в СССР бизнеса как такового не существовало. Но он существовал во многих других местах земного шара, и Энциклопедии д. б. как-то выразить свое представление о нем. Такое представление действительно появляется во 2-м издании 1950 г., когда еще свежо было впечатление от соприкосновения с Западом после Отечественной войны 41-45 г.г. Опр-ние, приводимое здесь, при всей его явной идеологич-й нацеленности, имеет во многом психологич-й хар-р: “Бизнес (буквально – дело, сделка, коммерческая деят-ть, бизнесмен – коммерсант, делец) – распростр-ный термин среди капиталистов Англии и особенно США. Капиталисты и их прислужники, буржуазные экономисты и политиканы, в целях одурманивания трудящихся масс распространяют вредоносные иллюзии, будто каждый ч-к, участвуя в каком-либо Б., м. стать в будущем капиталистом и даже миллионером…” (13, с.153). Определив т.о. свое понимание мотивации ч-ка, идущего в бизнес, а заодно очертив и основной ареал использования понятия (Англия и США), автор статьи далее останавливается только на 2-х ключевых моментах, определяющих, с его точки зрения, истинную природу бизнеса. Используя известный в формальной логике прием представления единичного как всеобщего, он указывает на то, что стремление к миллионам приводит бизнес к изготовлению некачественных лекарств в медицине и, соответственно, к потере трудящимися возможности сохранить свое здоровье, а стремление капиталистов наживаться на военных поставках обуславливает милитаристическую кровожадность капиталистических государств. Этих двух обвинений, ориентированных на важные для каждого ч-ка ценности – здоровье и мира, – оказывалось достаточно для того, чтобы возбудить в читателях требуемое чувство “классовой ненависти”. В гораздо более сжатом виде подает те же идеи “Словарь иностранных слов”, изданный “Советской энциклопедией” в 1964 г. как “общедоступное пособие для самого широкого круга советских читателей”. Информация о бизнесе представлена здесь в двух коротких статьях:”Бизнес – дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция”.”Бизнесмен – делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы” (79, с.102). И это тоже – б. Мы далеки от мысли смеяться над авторами, писавшими свои статьи в совершенно опр-ных условиях и вряд ли имевшими возмож-ть написать что-то иное. Однако важно помнить и о том, что эти статьи – часть живой истории, а сам дух этой эпохи и подобного отнош-я к бизнесу пока еще витает в воздухе и во многом опр-т “психологию масс”, в частности – отнош-е к бизнесу в России сегодня со ст-ны старших поколений. Но что пишут о бизнесе те, кто сам живет в этой среде? Парадоксально, но в классических энциклопедиях стран – прародителей этого понятия, Англии и Америки, также не просто найти ответ на интересующие нас вопросы. Так, в одном из наиболее обстоятельных и популярных в США изданий, “The Encyclopedia Americana”, нет определения понятия “бизнес” как такового. Правда, там представлена достаточно обстоятельная статья под названием “Бизнес-карьера”, в к-рой определение бизнеса приводится в задаваемом заголовком контексте: “Под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деят-ть, к-рая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований” (120, с.43). Здесь же приводится не менее интересное определение того, что традиционно понимается под бизнес-карьерой в США; оказывается, здесь речь м. идти о двух существенно различающихся видах занятий: во-первых, о менеджерской, т.е. управленческой работе на различных уровнях; во-вторых о так называемой клерковской, офисной, секретарской и иной исполнительской работе в рамках бизнес-орг-ций. Несколько более конкретную информацию м. найти в другом обстоятельном американском издании – “Encyclopedia International”. Резюмируя в основном то, что уже стало ясным из предыдущих определений (“Бизнес как общий термин означает те виды активности людей, к-рые связаны с покупкой и продажами товаров и услуг с целью получения прибыли”), и подчеркивая особо, что “важнейшая мотивирующая сила бизнеса – это прибыль”, издание рекомендует обратиться для более глубокого развития темы к таким статьям, как “система свободного предприним-ства”, “продуктивность и производит-ть”, “прибыльность”, “администрирование и менеджмент в бизнесе”, “орг-ции в бизнесе” (121, с.423). Возм-но, в связи с тем, что слово “бизнес” для англоязычной среды представ-ся самодост-чным и понятным, более наполн-ные опр-ния этого термина нах-ся не в энциклопедических изданиях, а в толковых словарях. Так, “American Heritage Dictionary” приводит следующие варианты словоупотребления данного понятия. “Бизнес – 1. Занятие, в к-рое вовлечен ч-к. 2. Коммерческие, промышленные или профессиональные сделки. 3. Коммерческое предприятие. 4. Объем коммерческой торговли (напр. Бизнес пришел в упадок). 5. Патронаж, управление (напр. Распространить свой бизнес повсюду). 6. Интерес или озабоченность. 7. Серьезная работа (напр. Погрузиться в бизнес). 8. Синоним “дела”, “предмета”. 9. Внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы. 10. (неформальное) Словесное оскорбление, нагоняй (напр. Что за дела с твоими опозданиями). (106, с.118). В свою очередь, популярнейший толковый словарь Уэбстера, в дополнение к изложенным вариантам повседневного словоупотребления, добавляет специальную статью: “Бизнес – коммерция, торговля, индустрия, транспорт – означает такие формы активности, к-рые имеют своим рез-том предоставление услуг и предметов потребления. Бизнес как составное понятие включает в себя обозначение этих сложных видов деят-ти, связанных с закупкой и продажей предметов потребления или с финансовыми взаимодействиями людей; так, коммерция и торговля – деят-ть тех, кто связан с обменом и транспортировкой предметов потребления; индустрия – деят-ть тех, кто производит предметы потребления; транспорт – деят-ть тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.). (152, с.113). С французским изяществом, не вдаваясь в излишние экономич-е и соц-е подробности, исходя прежде всего из здравого смысла и утвердившихся способов употребления иноязычного слова в собст-ной культуре, подходит к пониманию бизнеса французский толковый словарь “Grand Larousse”. Его определение гласит следующее: “Бизнес (работа) – 1. Активность, направленная на финансовые и коммерческие дела (напр. – Иметь чутье на бизнес). 2. Работа (напр. – Пойти в бизнес); 3. Запутанное или сомнительное дело (напр. – Это что еще за сделка?). Аналогично просто определяется здесь и слово “бизнесмен”: бизнесмен – это “деловой ч-к”. (125, с.463). Список подобных опр-ний м. б. бы продолжить. Но во многом они повторяли бы др/др, уже не сильно проясняя ситуацию. Попроб-м просто подвести нек-рые промеж-чные итоги того, что мы увидели, заглянув в словари. Как минимум, из сказанного ясно, что “бизнес” – это слово, связанное с деловой активностью. Область этой активности относится к процессам купли – продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. Все авторы едины в том, что доминирующий мотив бизнеса – это получение прибыли, хотя в нек-рых случаях речь идет также о не очень понятных пока “усовершенствованиях”. При этом, если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности. Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему “психология бизнеса”, при всей страсти американской психологии к поиску новых исследовательских областей и четкому обозначению границ м/у ними, не стала специальным предметом анализа. Эта причина – чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении “занятости”, “занятия” и “бизнеса” как специфического вида деят-ти. Если в российской ситуации новая деят-ть вошла в повседневный быт вместе с достаточно новым словом, имевшим до того лишь ругательный оттенок (что, впрочем, в силу особенностей российского менталитета, м. добавить этому термину авторитета и популярности), то в англоязычных странах происходит обратный процесс отделения нового значения слова от традиционных вариантов его употребления. Если сказанное верно, то для исходного формального опр-ния понятия “бизнес” инф-ции, обнаруженной в справочных изданиях б. бы и достаточно. Для продолж-я разговора нас вполне устроит тот вар-т “профес-льного” (в отличие от бытовых, обыденных словоупотреблений) опр-ния бизнеса, к-рый приводится в словаре Уэбстера. Однако для более серьезного понимания собственно психологии бизнеса, наполненной бесконечным разнообразием дел, событий, людей, страстей и отношений, этого десятка слов о бизнесе явно недостаточно. И т.к. в этой картине на равных сталкиваются Человек со своим устройством, желаниями и возможностями и Бизнес со своими внутренними законами, необходимо продолжить наше исследование. Попробуем несколько развернуть призму анализа и взглянуть на бизнес под другим углом: сравнить общеизвестные представления о бизнесе с тем, что характеризует другие виды деятельности.Бизнес в сравнении с другими видами деятельности.Бизнес и спорт. Бизнес ближе всего к такому виду человеческой активности, как спорт, с точки зрения доминирования и там, и здесь ценности успеха. Как и в спорте, в бизнесе важнее всего – достижения и успехи. Главная цель профессионального спортсмена – стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной шкале, от кандидата в мастера спорта и до чемпиона мира или Олимпийских игр. Для бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с другими. Уровень, к-рого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли, отделкой офиса, а зачастую – сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха: костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные Олимпиады и соревнования заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира – строками в книге рекордов Гиннеса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний. Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным (в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой этики. Спортсмены и бизнесмены одинаково ревниво относятся к достижениям друг друга, т.к. часто победа одного – это исчезновение возможностей для другого. Так же пристально изучаются особенности конкурентов, методы их работы, сильные и слабые стороны, намерения и решения. Как в спорте, так и в бизнесе на старте, в массовых состязаниях и “дворовом футболе” начинают пробовать себя многие, но остается профессионалами спорта и бизнеса значительно меньшее количество людей, а в “бизнес высших достижений” проходят лишь единицы. Различие “индивидуальных” и “командных” видов спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное высказывание тренеров – “ты – не командный игрок”), м. напрямую соотноситься и с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах существует возможность выбора между “индивидуальной игрой” руководителя бизнеса и “командным взаимодействием” группы учредителей или акционеров. Однако при всем сходстве этих видов деят-ти, в практике бизнеса спортсмены не так часто становятся хорошими бизнесменами, как это м. б. бы предположить. Однозначного понимания причин этого у нас нет, хотя отдельные наблюдения показывают, что экс-спортсмены, чрезвычайно активные и целеустремленные на начальных этапах становления бизнеса, часто теряют темп сразу после появления первых ощутимых результатов. Используя военную терминологию, их отличает нечто вроде “психологии десантников”, ориентированных на захват ключевых позиций и удержание их до подхода основных сил. Стремясь к достижению первенства, спортсмены часто теряются после того, как захватывают лидерские позиции – и вскоре утрачивают все плоды своих достижений. Чрезвычайно успешные в тактике, они зачастую оказываются неспособными работать в долгосрочной стратегической перспективе. ^ Бизнес и военное дело. “Я добивался успеха лишь потому, что всегда пытался сосредоточить имеющиеся у меня ресурсы в нужное время в нужном месте”, – сказал нам однажды рук-ль крупной финансово-торговой компании, начинавший свое дело с производства пластмассовых расчесок. Эта фраза почти буквально повторяет ключевое наставление всех авторов, когда-л. писавших о военном искусстве. Умелое распоряжение ресурсами, концентрация сил на направлении возможного прорыва, точное сочетание стратегич-х целей с тактикой действий на театре военных действий и, наконец, правильная организация войсковых соединений – такая “картина мира” близка и полезна каждому бизнесмену. Словарь бизнеса не случайно во многом перекликается с терминологией начальников штабов: “стратегич-е планир-е”, “разведка рынка”, “захват ниши”, – из разряда наступательной терминологии, “падение спроса”, “потеря рынка”, “сворачивание направлений” – как действия в обороне и отступлении. Как бизнес, так и военное искусство постоянно озабочены поиском оптимальных орг-ционных форм, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. При достижении этой цели им приходится учитывать 2 ключевых фактора – это характер имеющихся ресурсов и “боевой дух” действующих людей. Построение боевых колесниц персидского царя Ксеркса или танковый клин Гудериана одинаково используют техническую мощь своих средств в целях прорыва обороны противника. Но умение превратить наличные ресурсы в мощную силу с помощью подходящей организационной формы – это особый талант как полководца, так и бизнесмена. Фаланга Македонского была технически прогрессивной организационной формой. “Греки и римляне в то время, когда они появились в истории со своей фалангой, обладали уже развитой индустрией, облегчавшей им более широкое производство оружия”, – пишет в этой связи Франц Меринг (57, с.70). Фаланга м. ввести в бой гораздо больше бойцов и оружия. 10 000 ч-к в десяти-шеренговой фаланге имели в шеренге по тысяче ч-к и столько же оружия. В бою фаланга охватывала традиц-е построения противника со всех сторон и “заглатывала” его. Но римляне, к пр-ру, не решились захватить германские земли, населенные воинственными племенами, противопост-шими им принципиально иную орг-ционную тактику. Имея гораздо меньше людей и вооружения, германские племена использовали способ построения в каре 100 ч-к по фронту, 100 ч-к в глубину. Т.о., “они принуждены б. иметь узкий фронт, т.к. у них б. лишь ограниченное колич-во хорошего вооружения, и они стремились восполнить этот недостаток тем, что делали возможно неотразимее первый массовый удар”, – пишет автор (57, с.71). Если германским племенам удавалось прорвать таким строем фалангу, то та теряла орг-цию и управление и в беспорядке отступала. Но если не срабатывал рГлава 2. БИЗНЕС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.Штрихи истории бизнеса. Желая понять суть явлений, трудно обойтись без знания их истории. Попробуем дополнить то, что говорят о бизнесе словари, энциклопедии и сравнения, небольшим обзором истории, тех основных шагов, к-рые прошел бизнес в своем развитии. Мы далеки от намерения представл