Почему повесть "Княжна Мери" занимает центральное место в романе "Герой нашего времени" ?

Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе«Герой нашего времени»?
    Реализм, как направление в литературе,имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный ипротиворечивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа встихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество,как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развиваетэту традицию Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказываетавтор, то Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова,показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия егосложного характера. В этом смысле Лермонтов был новатором.
    Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа«Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что«история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее ине полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печоринаотнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный.Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина.Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа. Какова жеособенность его композиции?
    При описании важнейших событий в жизниглавного героя автор нарушил хронологическую последовательность. Если еёвосстановить, то первое место в романе должна занять повесть «Тамань», ведьименно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кавказ. После службы вдействующем отряде он отправляется на «воды», живёт в Пятигорске и Кисловодске,убивает на дуэли Грушницкого. За участие в дуэли его высылают в крепость, гдемолодой человек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на короткоевремя отправляется в станицу. Потом Печорин едет в Петербург и через пять летснова оказывается на Кавказе, отправляясь в Персию. На обратном пути из Персиион умирает. Но почему же Лермонтов отказывается от такой последовательностиизложения? Дело в том, что автору важно показать своего героя с разных точекзрения, в новой общественной среде, в окружении людей, занимающих различноеположение в обществе.
    Вроман Григорий Александрович Печорин входит человеком «странным». Рассказчикомв первой повести романа — «Бэле» — выступает Максим Максимыч, старый офицер,проведший большую часть своей жизни на Кавказе, где дослужился до чинаштабс-капитана. У Максима Максимыча нет основательного образования, он не был ввысшем свете. Одним словом, перед нами обыкновенный, простой человек.
    Штабс-капитан полюбил молодого человека. Онпонял незаурядность, силу натуры главного героя, его железную волю, способностьвсех подчинять себе. Однако, что важно, для старика его сослуживец так иостался человеком «странным». Послушав его, мы и сами начинаем считать Печориназагадочным человеком, но понять и объяснить этот характер мы не в состоянии.Это ли не лучшее начало романа?
    Во второй повести, где действие происходитуже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже онём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный иотносящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаемдовольно подробный портрет Григория Александровича с некоторыми психологическимизамечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, чертылица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «несмеялись, когда он смеялся!.. Это признак — или злого нрава, или глубокойпостоянной грусти». Портрет настолько красноречив, что перед нами встаёт зримыйобраз человека, много пережившего и опустошённого.
    Здесь же мы узнаём о чрезвычайно странномповедении сослуживца Максима Максимыча. Почему, прекрасно зная, чтоштабс-капитан ждёт его на ужин, Печорин не пришёл? Почему он сухо подал рукустарику, когда тот готов был броситься ему на шею? Почему даже не поговорил сбывшим приятелем? Но зачем ему это? Вновь ворошить давно прожитое, вспоминатьжизнь в крепости, Бэлу, он не хотел. Дружеских чувств к старику (как, впрочем,и к кому-нибудь другому) не испытывал. Так зачем же?
    Повесть эта разжигает наше любопытство кглавному герою, порождает вопросы о причинах формирования такого характера.Однако ответа на эти вопросы здесь мы найти не можем.
    Познакомившись с Григорием АлександровичемПечориным из рассказов других людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов,чем ответов. Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдёмже к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себябольшую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самимсобою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренниймир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшеедостоинство дневника молодого человека.
    Первая повесть журнала Печорина, «Тамань»,является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаясяс ним во время  пути на Кавказ. И уже вэтой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этомучеловеку, — любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайнупрекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов».Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопроси не находит на него ответа.
    Следующая повесть («Княжна Мери») даётответы на большинство поставленных нами вопросов. В ней намечаются основныемотивы всего «Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, любопытство,толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, егобезрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивыих поступков, постичь их психологию.
    «Княжна Мери» построена на дневниковыхзаписях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный геройописывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют),сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует своюдушу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
    Повесть эта начинается необычно. В отличиеот «Тамани», где Печорин чрезвычайно деятелен, никогда не сидит на месте, здесьмы видим его любующимся пейзажем наслаждающимся видом цветущей черешни ииспытывающим отрадное чувство, когда «весело жить в такой земле» понимаем, чтомолодой человек в душе поэт. Однако в эту идиллию врывается проза: ГригорийАлександрович идёт к Елисаветинскому источнику, где собирается водяноеобщество. Печорин даёт меткие характеристики степным помещикам, чтохарактеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося влюдях.
    До этой повести мы ни разу не встречалиГригория Александровича в толпе людей. Здесь же это довольно частое явление.Так, может быть, среди такого количества людей у молодого человека есть друзья?Ведь здесь, на «водах», он встречается с юнкером Грушницким. Однако Печориначто-то раздражает в Грушницком. Почему же этот 21-летний мальчишка так ненравится прапорщику? Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведькто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек,но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, — это егонекоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокогоразочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозьфальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. Как тут не вспомнитьстихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён»: вокруг молодого человека«мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», что ему, конечно,неприятно. Раздражённый, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. К этомумолодого человека подталкивает и скука. Без каких-либо угрызений совести онвмешивается в судьбу юнкера, влюбляет в себя Мери, чем восстанавливает противсебя Грушницкого.
   В повести есть ещё один человек,с которым, кажется, главный герой дружен. Это доктор Вернер. В докторе егопривлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно,Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшимичертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие отмолодого человека: у него есть дело,ведь он врач. Как мы увидим в дальнейшем у Печорина-то дел не было.
    Возможна ли дружба между такими умными,понимающими друг друга людьми? Оказывается, нет. Во-первых, как говорит самПечорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один рабдругого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящиедрузья равны).Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор)относится к людям, которые «по правде… ко всему довольно равнодушны кромесамих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо радидружбы. Дневник Печорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк
К добру и злупостыдно равнодушны…
… И ненавидим мы, илюбим мы случайно,
Ничем не жертвуя низлобе, ни любви…
  Это равнодушие никому не мешает, пока всё идёт гладко. Но что делать,когда случается буря? А буря случается, ведь Печорин не может жить без них, онсам их создаёт (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса», прекраснохарактеризующие молодого человека: «А он, мятежный, просит бури, как будто вбурях есть покой»). Так вот, в такой ситуации холодное равнодушие Печоринаможет обернуться злом и оборачивается злом (вспомним, например, «Тамань»).
    От доктора Вернера молодой человек узнаёт оприезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что её-тоон любит, понимаем потому, что пишет он теперь в том же тоне, в каком описывалприроду Кавказа. Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен налюбовь: Бэла ему вскоре надоела, к Максиму Максимычу он нисколько не привязан. А Вера — его давняя любовь.Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её.  Налицо явное противоречие: если он любитВеру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?
    16 мая молодой человек делает в своёмжурнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужаснопродвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну изжелания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого.Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он нелюбит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другогочеловека.
    «Из чего же я хлопочу?» — спрашивает онсебя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едвараспустившейся души!» Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принестини Печорину, ни окружающим.
    Комедия, задуманная Печориным, превращаетсяв трагедию. Защищая честь оклевётанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль.И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на которыйрешится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить,насколько Грушницкий подчинён злу, хватит ли у него сил и подлости убитьбезоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен).Чудом он остаётся в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера.Грушницкий погибает.
    Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, чтоГригорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам онперед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. Ито и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошиекачества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум,проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Идействительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.
    Эта глава играет главнейшую, центральнуюроль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как впервых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать оформировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Обэтом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такоевот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта«болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всёбольше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, онуже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе.«Скучно»,-заключает он.
    «Княжна Мери» показывает нам истиннуютрагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию онтратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?!
    Все основные вопросы романа — социальные,психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почемуона занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающуюновеллу «Фаталист», где герой снова пытается решить важную загадку: в чёмистинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизничеловека играет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведениемПечорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных веройв какую-то высшую идею.
    Таким образом, читая роман, мы понимаем.Что Григорий Александрович Печорин как бы поднёс зеркало ко всему своемупоколению. Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более,что и мы ведь живём в то время, когда, разрушив старые принципы, ещё невыработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мычеловеческого облика? Не становимся ли «нравственными калеками»? На эти вопросыпоможет найти ответ роман «Герой нашего времени» и особенно повесть «КняжнаМери», ведь, как мы видим, она действительно занимает центральное место вромане.