Московский Педагогический Государственный УниверситетВарнавский Евгений, 103 грДоклад по историисоциологии на тему Концепции Я у Ч. Кули и Дж. Мида Москва2000Одним изисследователей самости то есть понятий я I , меня Me , мое mу , я сам myself и автором концепциизеркального Я был Чарльз Хортон Кули 1864 1929 – один изоснователей символического интеракционизма.
Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именамикоторой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный типчувства, которое можно назвать чувством моего my-feeling или чувством присвоения sense of appropriation . Почти всевиды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы я или мое . Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное,оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию иобъединению всевозможных особых деятельностей индивидов.
Оно, таким образом,очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимодля любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.Кули поставил перед собой задачу исследоватьпроцесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей.В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепциисобственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанногопроцесса и не может осуществляться без
участия других личностей, т.е. безсоциального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом,может почувствовать мое только в том случае, если он вспоминает о мире людей,над которым он имеет тайную власть.Самость может быть агрессивной, и тогда онавыражается в присваивании себе объектов общего желания.Из понятия самости следует концепция зеркального Я , имеющая очень большое значение в социологии.Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строитсвое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми онвступает в контакт. Кроме простого восприятия Я через самого себя, мы такжевоспринимаем свое Я как бы видя его отражение в других. То есть огромную рольдля индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думаюто нем другие.
Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, исудим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими, через их оценкикаждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный илинекрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может несоответствовать реальности.Как отражение в зеркале дает образ физического Я,так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образсоциального
Я. При этом существует возможность неправильного истолкованиямнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятныевысказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можемотнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как этопросто служит проявлением его плохого настроения.Кули подробно проанализировал развитие личности наосновании концепции зеркального Я . Уже в возрасте шести месяцев, отмечаетКули ребенок по-разному реагирует на разных людей
и по-разному организует в ихприсутствии собственное поведение. Юный актер скоро научается быть разным дляразных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как онаорганизует свою деятельность . В этом наблюдении Кули уже содержатся основысовременной теории социализации, ролевой теории личности и прочих микросоциологических концепций, детальная разработка которых – заслугапозднейших теоретиков символического интеракционизма.Идеи Кули развил ДжорджГерберт Мид 1863 1931 Мид разработал теорию, в которой объясняется сущностьпроцесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция обобщенногодругого , в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. Всоответствии с концепцией Дж. Мида обобщенный другой представляет собойвсеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют учленов этой группы индивидуальный
Я-образ. Индивид в процессе общения как бывстает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оцениваетсвои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его обобщенного другого , как бы смотрит на себя со стороны.Это осознание обобщенногодругого развивается через процессы принятия роли и исполнения роли . Принятиероли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации илив другой роли концепция социальной роли рассматривается в следующей главе .
Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре вдом ты будешь мамой, ты папой, ты ребенком . Исполнение роли этодействия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время какпринятие роли только претендует на игру.Мид пишет, что особенноважную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно черезвосприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самомсебе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал тристадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия в возрасте от 1 до 3 лет , во время которой ребенокимитирует поведение взрослых без какого-либо понимания например, девочканаказывает куклу . Вторая стадия, называемая игровой в 3-4 года , наступаеттогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, ноисполнение роли еще неустойчиво. Третья заключительная стадия в 4-5 лет иболее , в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным ипроявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером илианалогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещенияпо полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия спартнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера ипредставлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде.
Командавозникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не толькособственную роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательновсе стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть своесобственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе ихреакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других всознании личности формируется обобщенный другой . Он является грубымсравнением со стандартами и ценностями общества.
Повторяя принимаемую роль обобщенного другого , индивид формирует свою концепцию Я.Стадии принятия ролидругого, других, обобщенного другого все это стадии превращенияфизиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение Я , такимобразом, целиком социально. Использованная литература История теоретической социологии. Т. 3С.С. Фролов Социология
Ч. Кули Социальная самость Д. Мид Интернализированные другие и самость Д. Мид Аз и Я