Юридическая служба на предприятии, ее роль и функции

Юридическая служба на предприятии, ее роль и функции

Точноеи неуклонное соблюдение и исполнение требований законодательства — одно изосновных условий нормального функционирования предприятий всех формсобственности, организаций и учреждений. Этим и определяется значительная рольюридической службы.
Вшироком смысле под юридической службой понимается совокупность всех правовыхподразделений или специально уполномоченных должностных лиц в хозяйственных ииных организациях с целью содействия законности в их деятельности.
Вузком смысле этого понятия имеются в виду соответствующее подразделение, группадолжностных лиц или лицо, занимающееся правовой работой на предприятии, вучреждении или организации.
Юридическаяслужба — самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющаяконтрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данномпредприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации иподразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применениемзаконодательства.
Говоряо нормативных актах, регулирующих деятельность юридической службы, необходимоучитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положениеюридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро),главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства,исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации,учреждения» (в дальнейшем – «Общее положение»), утвержденноеПостановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г № 4678 (Бюллетеньнормативных актов Министерств и Ведомств СССР, 1978, № 8, Стр15).
Данныйнормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли неединственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанностиюридической службы в народном хозяйстве Многие предписания «Общегоположения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которыхсегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которыев настоящий период возлагаются на юридическую службу.
Юридическаяслужба в России имеет свою историю.
Упоминаниео работниках юридической службы имеется в первых актах, принятых в Советскойреспублике. Организационное руководство и контрольные функции за деятельностьююридической службы в первые же годы Советской власти были возложены на НародныйКомиссариат юстиции РСФСР. До 1922гв своей практической деятельностиюрисконсульты руководствовались постановлениями Народного Комиссариата юстицииРСФСР, в частности, постановлением «Об отделах юстиции в Москве иПетрограде».
Впостановлении указывалось, что отделы юстиции могут возлагать некоторые своифункции на районные юридические отделы, юрисконсультов райсоветов. Районныеюридические отделы, юрисконсульты райсоветов должны были обслуживать нуждырайонных Советов депутатов в области юрисконсультской, административно-правовойи организационной деятельности.
Вобласти юрисконсультской деятельности на них возлагались: дача заключений поюридическим вопросам, возникающим в работе Советов и их отделов; составление иредактирование издаваемых Советом депутатов обязательных постановлений,инструкций и наказов. Кроме того, они осуществляли предварительное рассмотрениеи давали президиумам Советов депутатов заключения по жалобам на неправильныедействия должностных лиц, состоящих на службе Совета депутатов; рассматривалислучаи нарушения предприятиями установленного порядка их функционирования,причем в случае обнаружения признаков уголовного деяния все делопроизводствонаправляли в следственную комиссию или народный суд.
Такимобразом, правовая помощь предприятиям оказывалась как со стороны юрисконсультовведомств, так и со стороны юрисконсультов Советов депутатов трудящихся.
Вобязанности юрисконсультов входили функции по составлению списков кандидатов внародные судьи, членов коллегий защитников и др. Общее руководство юристами — хозяйственниками осуществлялось законодательно — кодификационным отделомНаркомата юстиции республики, который имел право издавать по вопросам,относящимся к компетенции юридических органов, инструкции и распоряжения. Емупредоставлялось право созывать периодические или экстренные собрания заведующихюрисконсультскими органами или совещания юрисконсультов РСФСРВ 1929г функциинепосредственного руководства юридической службой были переданы прокуратуререспублики, которая являлась структурным подразделением Наркомата юстиции.
Следуетотметить, что вплоть до середины тридцатых годов формы связи прокуратуры июрисконсультов предприятий и хозорганов успешно развивались и, несмотря напроисходившие в различные периоды изменения этих форм, надзорные функции ипомощь органов прокуратуры сыграли важную роль в работе юрисконсультов.Хозяйственные наркоматы и ведомства по своей линии стали также вырабатыватьмеры координации деятельности юрисконсультов подведомственных им предприятий,организаций.
Характернойчертой того периода было широкое привлечение юрисконсультов к выработке новыхзаконопроектов в области экономической жизни страны. Важную роль в определенииправового положения юриста на предприятии имели общесоюзные совещания юрисконсультов.Первое из них состоялось в 1925г., а второе — в 1927гШирокое распространениеполучили совещания юристов-хозяйственников отдельных отраслей народногохозяйства
Вовторой половине тридцатых годов, когда шел процесс создания отраслевыхнаркоматов, роль органов прокуратуры в организационном руководстведеятельностью юридической службы заметно снизилась. В отдельных наркоматахюридические службы аппарата взяли на себя функции методического руководстваюрисконсультами системы.
Важнуюроль в повышении роли юриста на предприятии сыграло постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР от 23 декабря 1970г№ 1025 «Об улучшении правовойработы в народном хозяйстве». На Министерство юстиции СССР и его органы наместах было возложено методическое руководство правовой работой в народномхозяйстве. Этим постановлением Министерству юстиции предоставлено правопроводить ознакомления с состоянием правовой работы на предприятиях и даватьсоответствующие рекомендации по ее улучшению.
Ещеодним этапом в организационном укреплении юридической службы, в регламентацииее прав и обязанностей явилось принятие Советом Министров СССР 22 июня 1972г.Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте,юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Советадепутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Юридическая службав народном хозяйстве фактически приравнена к основным службам предприятий,организаций и учреждений, юрист стал главной фигурой на предприятии.
Основнымизадачами, которые возлагаются на юридическую службу:
а)укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельностипредприятия;
б)активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий поускорению социально — экономического развития;
в)обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укреплениятрудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдениядоговорной дисциплины;
г)защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;
д)правовое воспитание трудящихся.
Основныенаправления деятельности (обязанности) юридической службы:
1.        проверкасоответствия требованиям законодательства представляемых на подписьруководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, другихдокументов правового характера;
2.        осуществлениеконтроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений идругих актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия,и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующегозаконодательства;
3.        подготовкасовместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующихили фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правовогохарактера, изданных на предприятии;
4.        участиев подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке иосуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;
5.        рганизациясовместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров;
6.        организацияи ведение претензионно — исковой работы;
7.        участиев рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской икредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер кликвидации этой задолженности;
8.        осуществлениеконтроля за соблюдением на предприятии установленного действующимзаконодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;
9.        представительствои защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах прирассмотрении правовых вопросов;
10.     обобщениеи анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий,практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представлениеруководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков;
11.     участиев подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и вподготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзывпредприятию;
12.     консультирование,подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельностипредприятия;
13.     участиев разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатовфинансово — хозяйственной деятельности предприятия;
14.     подготовкас участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпускенедоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иныхправонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а такжепринятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию;
15.     организациясистематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемыхим нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.
Важной гарантиейкачественного выполнения работниками юридической службы своих обязанностейявляется то, что они могут быть назначены из числа лиц, имеющих высшееюридическое образование. Лишь в виде исключения юрисконсультами могут статьлица, не имеющие такого образования, но при условии, что у них есть стаж работыпо юридической специальности не менее трех лет. Допускается назначение надолжности юрисконсультов лиц, обучающийся на последних курсах юридическихвузов.
Начальник юридическогоотдела (бюро), юрисконсульт министерства или ведомства назначается на должностьи освобождается от нее соответствующим министром или руководителем ведомства.
Начальники юридическихотделов (бюро), юрисконсульты государственных предприятий, учрежденийназначаются на должность и освобождаются от нее соответствующим руководителем споследующим утверждением вышестоящей организацией. Упразднение юридическогоотдела или сокращение должности юрисконсульта допускается с согласиявышестоящей организации.
Назначение на должностиюридической службы на предприятиях с различной формой частной собственностиосуществляется, как правило, на основании договоров (контрактов), заключенных сюрисконсультом соответствующим руководителем предприятия. Освобождение отдолжности юрисконсульта на этих предприятиях, как правило, допускается поокончании срока действия договора, сокращения штатов и по другим основаниям.Законодательно этот порядок на такого рода предприятиях пока нерегламентирован.
Работникиюридической службы правомочны:
1.        проверятьсоблюдение законности в деятельности предприятия в целом, а также в егоотдельных структурных подразделениях;
2.        требоватьв случаях необходимости от руководителей и иных должностных лиц соответствующуюдокументацию;
3.        ссогласия руководства привлекать соответствующих работников для оказания помощив осуществлении мероприятий, проводимых юридической службой.
При выполнении своихдолжностных обязанностей работники юридической службы используют различныеформы и методы. В частности они:
— проверяютсоответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектовприказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документыне противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе позаключению хозяйственных договоров;
— представляют интересыпредприятия в общих, арбитражных и третейских судах;
— консультируютруководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового,финансового, гражданского и другого законодательства;
— вносят предложениясвоему руководству об изменении или отмене устаревших приказов;
— ведут пропагандузаконодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новомзаконодательстве, и выполняют другую юридическую работу.
В своей повседневнойдеятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастуюучаствуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатностии других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующихформах:
— участие в проверкахсоблюдения законодательства об охране собственности;
— разработкамероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другимислужбами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическимилабораториями и т.д.);
— оформление материалово хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции дляпередачи их в следственные или судебные органы;
— участие в работе повозмещению ущерба, причиненного предприятию;
— участие в работе пообеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей.
О каждом случаеправонарушений, нарушений законности работниками предприятия, учреждения,организации начальник юридического отдела (бюро) или юрисконсульт обязаныпоставить в известность руководителя. В соответствии с «Общимположением», в случае, если указанные работники юридической службы неприняли мер к устранению нарушения законности, они несут ответственность нарядус руководителем предприятия. Естественно, что еще более жесткое требованиеставить в известность о подобных нарушениях предъявляется к юрисконсульту,работающему на предприятии с частной формой собственности.
Следуетобратить внимание на классификацию форм организации юридической службы:
а)юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.
Ониведут правовую работу как в государственных, так и в частных организацияхОрганизация юридической службы, ее понятие, задачи и функции.
Численностьперсонала юридического отдела определяется исходя из объема и основныхнаправлений юридической работы. Подготовку материалов для предъявленияпретензий, исков и ответов на предъявляемые претензии и иски целесообразновозложить на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но учитываянеобходимость подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявленияпретензий и исков, проверки правильности калькуляций и т.д., желательно иметь вчисле претензионистов лиц со специальным бухгалтерским и, возможно, экономическимобразованием.
Нормальноефункционирование юридического подразделения, особенно крупного, невозможно безвспомогательных (технических) работников, ими являются секретари. В штаткрупного юридического подразделения должна быть введена должность кодификатора.Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала нетолько государственных органов, но и нормативных актов, издаваемыхадминистрацией данной организации.
б)выполнение юридических функций по совместительству.
Этаформа допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридическогоработника на полной ставке нецелесообразно. Следует особо отметить, чтозаконодательством запрещено работать по совместительству (кроме научной,преподавательской деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров,следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.
в)юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическимифирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.
Организации,заключившие договоры с юридическими фирмами или юридическими консультациямиколлегий адвокатов, должны осуществлять контроль за качеством выполненияфирмами и адвокатами договорных обязательств. В необходимых случаях договоры наюридическое обслуживание могут быть расторгнуты. Общим недостатком правовогообслуживания предприятий юридическими фирмами, как правило, является тообстоятельство, что последние не в состоянии изучать технологию,производственные особенности и другие стороны деятельности предприятия, что отражаетсяна качестве проводимой ими работы. Постоянные же юрисконсульты теснеесоприкасаются с жизнью рабочего коллектива.
г)выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятияштатной должности.
Подобное«внутреннее совместительство» нежелательно и может практиковатьсялишь там, где объем юридической работы невелик. Основная причинанежелательности названной формы состоит в том, что выполняемая в порядке «нагрузки»юридическая работа вольно или невольно отодвигается на второй план. Кроме того,при такой форме юридической службы из числа работников данной организации оченьтрудно, а подчас и невозможно, подыскать лицо, имеющее специальное юридическоеобразование и необходимый опыт.
д)юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.
Сутьтакой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организациисистематически или в отдельных случаях проводит правовую работу набезвозмездных началах.
В своей работеюридические отделы (бюро), юрисконсульты руководствуются Конституцией РФ,законами и подзаконными актами РФ, указаниями, приказами и распоряжениями лиц иорганов, которым они непосредственно подчинены, а также указаниями вышестоящихюридических служб.
Юридическаяслужба предприятий доказала необходимость своего существования. В настоящеевремя ее роль в хозяйственной деятельности высока. И нет сомнений в том, что помере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельностипредприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.

Списоклитературы
1.        АйзинС.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: настольная книгаюристконсульта. –М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006 г.
2.        ГриммД.К вопросу о понятии и источниках обязательности юридических норм. СПб., 2001,С.36
3.        РеутовВ.П. Юридическая практика и развитие законодательства: Дис. на соиск. уч.степени канд. юрид. наук. Свердловск, 2002 г.
4.        СтоляренкоА.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал.2004. N 5
5.        Юристыи психологи за «круглым столом» // Психологический журнал. Т. 4. N 4