Утилизация отходов на предприятии ООО "Стройнеруд"

Содержание
Введение
Цель данной работы
Задачи
I. Литературный обзор
1) Особые видывоздействия на биосферу
1.1 Загрязнение отходамипроизводства
1.2 Защита от отходовпроизводства
1.3 Шумовое загрязнение
1.4 Защита от шумовогозагрязнения
2) Промышленные методыобработки ТБО
2.1 Компостирование ТБО
2.2 Сжигание твердыхотходов: диоксиновая опасность
2.3 Переработка ТБО
3) Утилизация отдельныхвидов отходов
3.1 Утилизациялюминисцентных ламп
3.2 Утилизация шин
4) Плата за хранение иразмещение отходов
5. II. Материалы и методы
6. III.Результаты
7. Выводы
8. Список литературы

Введение
 
Одной изнаиболее экологических проблем в настоящее время является загрязнениеокружающей природной среды отходами производства и потребления и в первуюочередь опасными отходами.
Сконцентрированныев отвалах, хвостохранилищах, терриконах, несанкционированных свалках отходыявляются источником загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностныхвод, почв и растительности.
Все отходыподразделяют на бытовые и промышленные. Они могут находиться как в твердом, таки жидком и реже в газообразном состоянии.
Твердыебытовые отходы (ТБО) – совокупность твердых веществ (пластмасса, бумага,стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов, образующихся в бытовых условиях.
Жидкиебытовые отходы представлены в основном сточными водами хозяйственно-бытовогоназначения. Газообразные – выбросами различных газов.

Цельданной работы
ООО«Стройнеруд» выполняет гидромеханизированные работы по проекту«Обустройство водохранилища на реке Старый Зай в г.Альметьевск » споследующей транспортировкой по пульпопроводу пульпы на переработку для«Борского комбината строительных материалов». В процессе работыпредприятия образуется 19 наименований отходов общей массой 1,906 тонн,представленные различными классами опасности отходов. Класс опасностиопределялся согласно ФККО (федеральный классификационный каталог отходов).
Цель даннойкурсовой работы заключается в выявлении и инвентаризации всех видов отходовпроизводства и потребления, образующихся в процессе деятельности предприятия.

Задачи
 
Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:
1) выявление и инвентаризация всех видов отходов производства ипотребления, образующихся в процессе деятельности предприятия;
2) организация системы контроля за образованием, размещением,перемещением, утилизацией и состоянием места складирования отходов производстваи потребления;
3) формирование банков данных о физико-химическом составе, классеопасности отходов, полигонах и местах складирования отходов, технологиях поутилизации (переработке) отходов с целью государственного регулирования(управления) отходами производства и потребления.

I.Литературный обзор
 
1.Особые виды воздействия на биосферу
 
1.1Загрязнение отходами производства
Попроисхождению отходы производства и потребления делятся на бытовые,промышленные, сельскохозяйственные, строительные и др. По агрегатному состояниюотходы делятся на твердые, жидкие, и газообразные. Отходы являются источникомзагрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв ирастительности.
Бытовые(коммунальные) отходы образуются в бытовых условиях. Большая часть ихпредставлена твердыми веществами – ТБО (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.)и пищевыми отбросами. Но они могут быть и жидкими (сточные водыхозяйственно-бытового назначения), и газообразными (выбросы различных газов).
 Промышленные(производственные) отходы (ОП) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившиеполностью или частично исходные потребительские свойства. Они бывают твердыми(отходы металлов, пластмасс, древесина и т.д.), жидкими (производственныесточные воды, отработанные органические растворители и т.д.) и газообразными(выбросы промышленных печей, автотранспорта и т.д.). В России ежегоднообразуется более 120 млн тонн промышленных отходов. Промышленные отходы частьюсконцентрированы в отвалах, терриконах хвостохранилищах, но в основном, как ибытовые, из-за недостатка полигонов захоронения вывозятся нанесанкционированные свалки. Обезвреживается и утилизируется только одна пятаяих часть.
Опасныеотходы – отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним изопасных свойств (токсичность, взрывчатость, инфекционность, пожароопасность ит.д.) и присутствуют в количестве, опасном для здоровья людей и окружающейприродной среды. К ним относятся металлические и гальванические шламы, отходыстекловолокна, асбестовые отходы и пыль, остатки от переработки кислых смол,дегтя и гудронов и т.д. Наиболее опасны отходы, содержащие радиоактивныеизотопы, диоксины, пестициды, бенз(а)пирен и некоторые другие вещества. ВРоссии к опасным отходам относят около 10% от всей массы твердых отходов.
Радиоактивныеотходы (РАО) – продукты ядерной энергетики, военных производств и другихотраслей промышленности, здравоохранения, содержащие радиоактивные изотопы вконцентрации, превышающей утвержденные нормы. РАО классифицируются по различнымпризнакам: по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные; попериоду полураспада на короткоживущие (менее 1 года), среднего времени жизни(от 1 года до 100 лет) и долгоживущие (более 100 лет); по удельной активностина низкоактивные (менее 0,1 Ки/м ) и высокоактивные (свыше 1000 Ки/м ); посоставу излучения на α-, β-,µ- и нейтронные излучатели.
Во многихстранах в настоящее время накопились огромные количества РАО. На территории Россиисуммарная активность незахороненных отходов составляет 1,5 млрд Ки, чторавняется 30 чернобылям. По прогнозам МАГАТЭ, после 2005 г. из-за превышениясрока работы (более 30 лет) должны быть ликвидированы десятки ядерных реакторовАЭС и сотни других ядерных устройств. В результате потребуется обезвредитьогромное количество низкоактивных отходов и обеспечить захоронение более 100тыс. тонн высокоактивных.
1.2Защита от отходов производства
Для защитыокружающей природной среды от загрязнения твердыми промышленными отходами (ТПО)осуществляют следующие мероприятия:
— захоронениена полигонах,
— сжигание, вчастности, методом пиролиза,
— складирование в поверхностных хранилищах (шламонакопители, хвостохранилища идр.).
Вопросыразмещения промышленных отходов регулируются Федеральным законом «Об отходахпроизводства и потребления» от 24 июня 1998 г. Место для размещения каждоговида отходов осуществляется на основе специальных исследований и только приналичии положительного заключения государственной экологической экспертизы.Приему на полигон не подлежат отходы, для которых разработаны эффективныеметоды извлечения металлов и других ценных веществ, а также токсичные отходы.Токсичные твердые промышленные отходы обезвреживают на специальных полигонах и сооружениях.Для предотвращения загрязнения почв и подземных вод отходы подвергаютотверждению цементом, жидким стеклом, битумом, обработке полимерными вяжущимисредствами и т.д.
Существуютразличные способы утилизации и захоронения радиоактивных отходов (РАО). Какправило, высокоактивные отходы концентрируются и изолируются, низкоактивные –разбавляются и распыляются, загрязняя окружающую среду. Изоляция осуществляетсяпутем захоронения отходов в специальных емкостях на значительную глубину вземную кору (в брошенные шахты, штольни, соляные копи, скважины в скальныхпородах и пр.) или глубокие впадины морского дна.
В Россиирадиоактивные отходы обычно концентрируются при АЭС или в отдельнорасположенных хранилищах, где отходы выдерживаются для снижения радиоактивности.К сожалению, существующие методы обезвреживания (цементирование, остеклование,битумирование, а также сжигание РАО в керамических печах) представляетзначительную опасность для окружающей среды. Для захоронения РАО на территорииРоссии имеется 15 полигонов.
Существуетпотенциальная опасность перемещения в Россию радиоактивных и других опасныхотходов из Западной Европы, США, Японии и других стран. В соответствии с п.3ст. 48 Закона «Об охране окружающей среды» (2002) запрещается, во-первых, ввоз вцелях хранения или захоронения РАО путем отправки их в космическоепространство, кроме случаев, установленных данным Федеральным законом.
1.3Шумовое загрязнение
Шумовоезагрязнение – форма физического загрязнения, характеризующаяся превышениеместественного уровня шума и ненормальным изменением звуковых характеристик(периодичности, силы звука и т.п.) на рабочих местах, в населенных пунктах ит.д.
Основныеисточники антропогенного шума – транспорт (автомобильный, рельсовый ивоздушный), промышленные устройства и бытовое оборудование. 80% от общего шумаприходится на автотранспорт.
Практическилюбые звуки, возникшие не из природных источников или исходящие от объектов,нормально окружающих человека в течение тысяч лет его эволюции (домашнихживотных и т.п.), можно рассматривать как антропогенное шумовое загрязнение.Шумовое загрязнение приводит к повышению утомляемости человека, снижению егоумственной активности, понижению производительности труда (до 40-70%),физическим и нервным заболеваниям, постепенной потере слуха. Физически к шумупривыкнуть невозможно, можно его лишь субъективно не замечать, что не снимает,а даже усугубляет, опасность разрушения органа слуха и других неблагоприятныхпоследствий для здоровья человека.
Громкость(сила) звука измеряется в децибелах (дБ). Диапазон слышимых звуков для человекасоставляет от 0 до 170 дБ. Высокие уровни шума(>60 дБ) вызывают жалобы, при90 дБ органы слуха начинают деградировать,110-120 дБ считаются болевым порогом,а уровень шума свыше 130 дБ – разрушительный для органа слуха предел. При силешума в 180 дБ в металле замечены трещины.
 В Россиипримерно 35 млн человек (или 30% городского населения) подвержены воздействиютранспортного шума, превышающего нормативы. Шумовое воздействие – одна изнаиболее острых экологических проблем современности: более половины населенияЗападной Европы проживает в районах с уровнем шума 55-70 дБ.
1.4Защита от шумового загрязнения
Для защитынаселения от вредного влияния шума осуществляют комплекс мероприятий:нормативно-законодательных, технико-технологических, градостроительных,архитектурно-планировочных и др.
Нормативно-законодательныеакты регламентируют интенсивность шума, время действия и другие параметры. Воснову норм положены также уровни шумового воздействия, действие которых втечение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организмечеловека, а именно, 40 дБ днем и 30 – ночью. Допустимые уровни транспортногошума установлены в пределах 84-92 дБ.
Технико-технологическиемеры – комплекс технических мер по снижению шума на производстве (установказвукоизолирующих материалов и др.) и на транспорте (глушители выбросов,установка дисковых тормозов, шумопоглощающий асфальт и др.).
Градостроительныемеры – зонирование населенных пунктов с выносом источников шумов за пределыжилой застройки, организация транспортной сети, исключающей шумные магистрали вжилых массивах.
Архитектурно-планировочныемеры – рациональные расположение зданий, отнесение жилых строений вглубькварталов, организация полос зеленых насаждений, «взятие» рельсовых дорог втуннели, создание шумозащитных зданий, обеспечивающих в помещениях нормальныйакустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер(герметизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающимиматериалами и др.).
Организационныемеры – запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом,особенно в ночное время, и т.п.

2.Промышленные методы обработки ТБО
В мировойпрактике наибольшее распространение получили следующие методы обращения с ТБО:1) строительство полигонов для захоронения и частичной их переработки; 2)компостирование с получением азотного удобрения или биотоплива; 3) сжиганиеотходов на мусоросжигательных заводах; 4) ферментация (получение биогаза); 5) предварительнаясортировка, утилизация и реутилизация ценных веществ из отходов; 6) пиролиз ТБО— высокотемпературный (около 1700°С) нагрев без доступа воздуха.
2.1Компостирование ТБО
Компостирование ТБО. На многих мусороперерабатывающих заводах(МПЗ) осуществляется промышленная переработка ТБО в органическое удобрение —компост.
Компостами называют органические удобрения, получаемые врезультате разложения растительных и животных остатков микроорганизмами. Для ихприготовления используют навоз, навозную жижу и помет птиц в смеси с различнымивидами торфов, городской мусор, опавшие листья деревьев, солому и др. Прикомпостировании в органической массе повышается содержание питательных веществ(азота, фосфора) в усвояемой растениями форме, обезвреживается патогеннаямикрофлора, уменьшается количество целлюлозы и пектиновых веществ; удобрениястановятся сыпучими, что облегчает их внесение в почву. Разные по составу испособу приготовления компосты применяют под многие культуры, выращиваемые наразличных почвах, кроме, торфяно-болотных. Компосты часто используют вместоостродефицитных органических удобрений (навоз, торф).
В специальных компостных установках процесс разложенияцеленаправленно регулируется: создается температура до 70°С, при которойпогибают микробы и семена сорных растений. 9. Порядок обращения скрупнотоннажными отходами 389
/>
Рис. 9.6. Технологическая схема компостирования мусороперерабатывающегозавода:
1 — мостовой грейферный кран; 2 — пластичный питатель; 3 —барабанный грохот; 4 — ленточный конвейер; 5 — сепаратор электрическийподвесной; 6 — конвейер для металлических банок; 7 — пакетировочный пресс; 8 —молотковая дробилка; 9 — элеваторный подъемник; 10 — система реверсивныхленточных конвейеров; 11 — биотермические башни со шнековы-ми механизмами; 12 —резонансный виброгрохот; 13 — конвейер компоста; 14 — воздуходувка; 15 —аспирационная установка; 16 — склад компоста; 17 — бункер металлических
ТБО перегружаются в бункер-накопитель, откуда грейферным краном 1подаются в загрузочные воронки, затем во вращающиеся барабанные грохоты — 3,где разделяются на две фракции — мелкую и крупную. Мелкая фракция ТБО проходитчерез дробилку — 8 и поступаете биотермические башни — 11, где за 3—4 суток врезультате аэробного процесса мусор превращается в компост, который послепросеивания на виброгрохотах — 12 отправляется на склад готовой продукции -16.Крупная фракция поступает в котлоагрегаты и сжигается при температуре 800—1000°С. Дымовые газы обеспыливаются в электрофильтрах на 96—98% и выбрасываютсяв атмосферу.
В котлоагрегатах образуется пар с давлением 13 атм. и температуройдо 250°С, который отчасти используется для нужд завода.
Предварительно магнитными сепараторами —5 из поступающих отходовизвлекается черный и цветной металлолом; он пакетируется и реализуется каквторичное сырье.
Компостирование — вполне рациональный способ ликвидацииопределенных отходов, однако при переработке отходов, содержащих металлы,последние могут накапливаться в компосте в больших количествах. Во избежаниезагрязнения компоста тяжелыми металлами последние стараются заблаговременноудалить.
Признается целесообразным осуществлять совместное обезвреживание ипереработку ТБО и осадка сточных вод. Такая технология способствует насыщениюкомпоста разнообразной полезной для почвы микрофлорой и микроэлементами ипозволяет поддерживать биотермический процесс в оптимальном режиме. При этомгибнет большинство болезнетворных микроорганизмов, яйца гельминтов, личинкимух.
2.2 Сжигание твердых отходов: диоксиновая опасность
Сжигание твердых отходов в кострах или примитивных печах нельзясчитать целесообразным ни с экономической, ни тем более с экологической точекзрения. При этом не только загрязняется воздушная среда, но и не используетсяобразующаяся тепловая энергия. Ряд специалистов считает, что оно может бытьоправдано только в том случае, если сочетаются утилизация тепловой энергии иочистка отходящих газов. Такой процесс происходит на мусоросжигательных станциях(заводах), которые имеют паровые или водогрейные котлы со специальными топками.Температура в топке должна быть не менее 1000°С, чтобы сгорели вседурнопахнущие примеси.
Б. Небел приводит в качестве примера электростанцию в Балтиморе(штат Мериленд, США). Она сжигает в день 2000 т мусора; получаемый пар приводитв действие генератор, вырабатывающий электроэнергию для 60 тыс. жилых домов.
Выбор сжигания или компостирования для обезвреживания твердыхотходов зависит от местных условий. В интересах сельского хозяйства, очевидно,компостировать отходы целесообразнее в Нечерноземных районах. Что касаетсямусоросжигания, оно как способ использования ТБО должно рассматриваться какпройденный этап. Например, в европейских странах за последние 10 лет не введен ниодин мусоросжигательный завод; сжигают лишь то, что остается после сортировки иутилизации. Это, в частности, объясняется тем, что при сжигании мусора с самымразнообразным сочетанием компонентов образуется огромное количество вредныхпродуктов, содержащих такие опасные вещества, как диоксины, фосген, сильнаякислота и другие, а также золы и шлаки неизвестного состава и снепредсказуемыми свойствами.
Диоксины – общепринятое название группы органических веществ,которые относятся к классу полихлорированных полициклических соединений (ПХПС). Под этим названием объединено более 200 веществ. Хлор может быть замещенбромом, полученные вещества будут также относиться к диоксинам.
Диоксины признаны наиболее опасными веществами –супертоксикантами. Борьба с ними объявлена мировым сообществом специальнымдокументом – Стокгольмской Конвенцией, открытой для подписания 23 мая 2001 г.Через год Россия присоединилась к указанной Конвенции.
Диоксины являются концерогенами (провоцируют раковые заболевания)и тератогенами (поражают генофонд человека). Воздействуя на белковый обмен,диоксины способствуют биоактивации мутагенов и разрушению витаминов, лекарств,гормонов. Особенно чувствительны к диоксинам молодые особи и эмбрионы.
По этой причине в России в 1994 г. были приняты очень жесткиенормативы по диоксинам: для воздуха ПДК равна 0,5*10- мг/м3, воды – 2*10- мг/л,для почвы – 0,06 мг/кг.
Одним из основных источников диоксинов являются свалки и сжиганиетвердых отходов. Так, в золе мусоросжигательных заводов №2 и 3 г. Москвыобнаружено от 0,1 до 0,2 мкг диоксинов на 1 кг золы. При не полном сгорании 1кг несортированных ТБО, содержащих 5-10% пластиков, в атмосферу, по даннымученых США, поступает 40 мкг диоксинов. Этого достаточно для доведения до ПДКпо существующим нормам 80 млн м3 воздуха. Содержатся диоксины в любых видахсажи, в том числе и пепле сигарет 0,5- * 10- г на 1 кг сажи (пепла).
Диоксиновая опасность вынудила Правительство РФ принять в 1995 г.специальную долгосрочную программу «Защита окружающей природной среды отдиоксинов и диоксиноподобных токсикантов», в которой предусматривались нетолько мероприятия по контрольному мониторингу, но и предложения попредотвращению загрязнения природной среды диоксинами. Последнее являетсянаиболее важным. Следует избегать применения хлоросодержащих материалов в быту,сжигания несортированного мусора, горения уличных свалок и опавших листьев.
Из-за диоксиновой опасности были закрыты многиемусоросжига-тельные заводы в США, Нидерландах и других странах; оставшиеся, всвязи с резким ужесточением требований к их работе, подвергаютсямодернизации. Согласно имеющимся данным, на переоборудование оставшихся 8 МСЗ вНидерландах было затрачено более I млрд додд США. На них была введена многоступенчатая системаочистки: 1) электрофильтр грубой очистки; 2) испаритель загрязненной воды(разбрызгиватель); 3) электрофильтр тонкой очистки; 4) скруббер водный (1-яступень); 5) скруббер щелочной (2-я ступень); 6) очиститель сточных водскрубберов; 7) теплообменник; 8) реактор на активированном угле-9) пылевыефильтры; 10) подогреватель газов перед дожиганием; 11) реактор-дожигатель дляподавления образования оксидов азота и дожигания диоксинов.
2.3 Переработка ТБО
Расчеты показывают: вывозить содержимое мусорных контейнеров насвалку (полигон) экономически и экологически нецелесообразно. Так, например,существующие полигоны в Подмосковье заполнены более чем на 90%. В этих условияхпредпочтительна организация двухступенчатой системы сбора и переработки, прикоторой отходы везут не на свалку, а на расположенные в черте городамусороперерабатывающие заводы. Там отходы сортируют, измельчают, уплотняют,прессуют, извлекают из них полезные материалы, а остатки направляют на свалки(рис. 9.8).
Многие МПЗ в России пока работают по простой схеме. Из поступающихТБО и твердых промышленных отходов (ТПО) выделяется металл (магнитнаясортировка), остальное после измельчения поступает на компостирование. Послеувлажнения субстрата (до 45—60% влажности) из него отсортировываются цветныеметаллы, стекло, песок, камни и другие не компостируемые материалы. Часть изних (остатки резины, пластиков, пленок и т. п.) смешивается с такими жепромышленными материалами и подвергается пиролизу с получением газового топливаи пирокарбона (углерода) или вывозится на полигоны.
Проблема мусоропереработки может быть облегчена, если населениевозьмет на себя обязанность отделять пищевые отходы на стадии сбора ТБО. Тогдаработа МПЗ сведется к сортировке составляющих и передаче их на переработкуспециализированным заводам. Обычно так работают некоторые зарубежные МПЗ.
Подобно мусоросжигательным, мусороперерабатывающие заводы в Россиимощностью более 40 тыс. т/год отнесены к предприятиям I класса опасности сустановлением санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не менее 1000 м, а до 40 тыс. т/год— ко II классу (СЗЗ — 500 м), предприятия по компостированию — к III классу (СЗЗ не менее 300м).
Такая схема имеет ряд преимуществ: существенно снижается пар*мусоровозов, экономятся площади полигонов и продлевается время ихфункционирования (до 40%), появляется возможность продавать некоторые продуктыпереработки. Подсчитано, что для города с населением 500 тыс. жителей вполнедостаточно мусороперерабатывающего завода производительностью 40—50 тыс. тонн вгод.
С каждым годом, как это ни парадоксально, растет ценность ТБО каккомплексного сырья. Это становиться понятным, если учесть, что в его составеоколо 20—40% макулатуры, 2—3% черных и цветных металлов, 25—40% пищевыхотходов, 1—5% пластмассы, 4—6% стекла, 4—6% текстиля и др. Поэтому ни поэкономическим, ни тем более экологическим соображениям нет смысла подвергатьТБО сжиганию; их следует подвергать глубокой переработке.
Предварительная сортировка мусора позволяет очистить выбросы ватмосферу от многих вредных веществ. Так, фирма «Сорайн чекини» в Риме из 1800тонн мусора ежедневно выделяет 50 тонн черных металлов, производит 25 тбумажных волокон. В годовом исчислении это означает спасение от вырубки почтиполмиллиона деревьев. Там же из пищевых отходов делают гранулированноеорганическое удобрение, из пластиков — полимерную пленку. В целом около 55% ТБОпревращают в товарную продукцию и только оставшуюся часть сжигают.
При производстве бумаги или картона из макулатуры (по сравнению спроизводством из деловой древесины) выбросы в атмосферу снижаются на 85%,загрязнение воды — до 40%. Одновременно более бережно расходуются природныересурсы: 1 т макулатуры экономит 4 м3 древесины. Даже в такойбогатой лесами стране, как Швеция, сбор бумажного вторсырья достигает 1,9 млн тв год.
Получать алюминий из природного сырья — бокситов — в 10 раздороже, чем извлекать его из использованных консервных банок. То же самое можносказать и об олове. Более 100 млн электролампочек с нитями накаливания извольфрама попадает на свалки, туда же отправляются и сотни тысяч отработавшихсвинцово-кислотных аккумуляторов. Зарубежные фирмы охотно покупают у российскихпредприятий стеклобой, а в тысячах наших городов и поселков миллионы бутылокваляются на свалках. Из 1 тонны изношенной резины можно получить примерно 600кг нефти, 300 кг сажи и 100 кг попутного газа.

3.Утилизация отдельных видов отходов
 
3.1Утилизация люминесцентных ламп
Все известныесегодня способы утилизации (демеркуризации) люминесцентных ламп оченьтрудоемки, опасны, энергозатратны и экономически нецелесообразны: стоимостьподобной операции практически сравнима со стоимостью новой лампы. Технологияновосибирских водников дешева и экологически безопасна. Специальный химическийраствор позволяет полностью удалить все опасные компоненты люминофорного слоя состекла, и после дальнейшей переработки, использовать их повторно, как впрочем,и само стекло, и цоколи.
 По мнениюразработчиков, внедрение подобной технологии в масштабах государства позволитоградить граждан от пагубного воздействия ртути — последствий бесконтрольногоежегодного складирования более чем 100 миллионов люминесцентных ламп.
3.2Утилизация шин
Проблемуутилизации отработанных автопокрышек решили на Западно-Сибирскомметаллургическом комбинате в Новокузнецке. Специалисты предприятия разработалиуникальную технологию, и теперь старую автомобильную резину используют привыплавке стали. Отработанные автопокрышки от легковых и грузовых автомобилей, способнызаменить уголь, который традиционно используется при производстве стали. Ктакому выводу еще год назад пришли на Западно-Сибирском металлургическомкомбинате. Как сообщил Новокузнецкий 10-й телеканал, здесь провели рядэкспериментов, в частности, чтобы предотвратить опасность взрывов припроизводстве, так как покрышки содержат большое количество водорода. В итогеоказалось, что автомобильные шины — превосходное топливо для предварительного подогреваметаллолома.
Тонна угля всреднем стоит восемьсот рублей, а отработанные покрышки никаких дополнительныхзатрат не требуют. Автотранспорт комбината регулярно может поставлять довольновнушительное количество отслужившей авторезины. К тому же есть немалопредприятий, которые желают утилизировать свои шины.
Способностьлинии утилизировать автомобильные покрышки имеет особое экологическое иэкономическое значение. Изношенные шины являются одним из самых многотоннажныхполимерных отходов, накапливаются в местах эксплуатации, оказывая крайневредное влияние на окружающую среду, и в то же время являются крайне ценнымсырьем для получения вторичной резины.
Использованиеизношенных шин имеет также существенное экономическое значение, посколькутехнические свойства, содержащейся в них резины близки к первоначальным, чтоявляется важным фактором ресурсосбережения. Кроме того, полученное вторичноесырье можно использовать в: дорожном строительстве (резиново-битумныйконцентрат), при реконструкции и строительстве верхнего слоя трамвайных путей,строительство эластичных дренажных слоев стадионов (из резиновой крошки) и т.д.

4.Плата за хранение и размещение отходов
Плата за размещение отходов (П0) определяется последующей формуле:
По = Σ Слi*Млi+5Слi(М — Млi),
где i — вид отхода (i = 1, 2, 3, …, n);
Слi,- — ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределахустановленных лимитов, руб.;
Mni — фактическое размещение i-го отхода в пределахустановленных лимитов;
М — общее количество размещения данного отхода.
Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходовпринята в зависимости от их деления на два вида — нетоксичные и токсичные. Вобъеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающейпромышленности и отходы переработки. Токсичные отходы подразделяются на четырекласса опасности — от чрезвычайно опасных (I класс) до малоопасных (IV класс).
Базовые нормативы платы за размещение 1 т отходов в пределахустановленных лимитов составляют от 0,0025 до 14 руб. соответственно дляотходов добывающей промышленности и отходов I класса опасности.
Для расчета платы за размещение отходов необходимо учитывать то,что в настоящее время объемы их размещения регламентируются по одному параметру— в пределах лимита.
Так, при размещении отходов на территории природопользователя всоответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающийкоэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащемудалении от селитебных территорий в расчет платы вводятся повышающиекоэффициенты, имеющие значение от 3 до 5.
Лимиты размещения (складирования) отходов устанавливаются исходяиз норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема продукции завычетом планового объема отходов, используемого в качестве сырья или материаловв соответствии с программами по использованию отходов и развитию, безотходныхтехнологий.
К сверхлимитным объемам размещения отходов относятсянеиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленныхнормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемыобразования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическимирегламентами и норматива-; ми, а также объемы размещения (складирования)отходов без оформленного в установленном порядке разрешения. При размещенииотходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый нормативплаты умножается на коэффициент 0,3.
Размер платы за размещение отходов на не отведенной для этой целитерритории (несанкционированная свалка) определяется путем умножениясоответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленныхлимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратныйповышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
 При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов,водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент,равный 5, если от границ вышеперечисленных объектов менее 3 км — коэффициент,равный 3. Нарушение правил хранения минеральных удобрений, ядохимикатов,перенасыщение ими полей следует рассматривать как размещение отходов снарушением правил хранения, и размер платы определяется как при размещенииотходов на несанкционированных свалках. Объем размещения отходов в этих случаяхопределяется расчетно или инструментальным путем — замером с моментавозникновения нарушения до его ликвидации.

II. Материалы и методы, с помощью которых выполнялась работа
ООО «Стройнеруд» занимается углублением дна и обустройствомбереговой линии (намыв дамб, пляжных откосов) на реке Старый Зай а такжетранспортировкой по пульпопроводу речного песка и гравия для «Борскогокомбината строительных материалов», работы выполняются при помощиэлектрического земснаряда Тип 350-50Л, фреза земснаряда вращаясь разрабатываетгрунт на дне водоёма, разработанный грунт вместе с водой(пульпа) засасываетсягрунтовым насосом в напорную линию земснаряда и по плавучему пульпопроводунаправляется к месту укладки в карту или /для дальнейшей переработки. Офиспредприятия располагается в арендуемом помещении находящимся в здании ОАО«Спецатоммонтаж» которое располагается в черте г. Наб.Челны в посёлкеГЭС, имеется также арендуемое офисное помещение расположенное вадминистративно-бытовом корпусе ОАО«Альметьевский завод ЖБИ „г.Альметьевск, своей или арендованной земли предприятие не имеет, вся техника атакже бытовые вагончики базируются на территории строительного обьекта иперемещаются в зависимости от того где ведутся работы.
Все отходы до передачи их на захоронение и утилизацию временнохранятся на территории строительного объекта и в помещении офиса.
Отходы I класса опасности представлены одним видом — лампы люми-нисцентныемассой 0,0003 т, что составляет 0,02% от общего тоннажа отходов;
Отходы II класса опасности представлены отработанным электроли-том(сернаякислота) массой 0,005 т, что составляет 0,26% от общего тоннажа отходов;
Отходы III класса опасности представлены пятью видами — отработанноемоторные и трансмиссионные масла, отработанные АКБ(в сборе), отработанныемасляные фильтры, отработанные бумажные фильтры, общая масса составляет 0,107т,это 5,6 % от общего тоннажа отходов;
Отходы IV класса опасности представлены шестью видами — это мусор от бытовыхпомещений, отработанные покрышки и автокамеры, обтирочный материал,загрязнённый маслами, смет с территории, шлак сварочный, промасленная ветошь,изношенная рабочая обувь общей массой 0,850т это составляет 44,6% от общеготоннажа отходов;
Отходы V класса опасности представлены шестью видами — это макулатура, ломчёрных металлов, лом цветных металлов, отработанная спецодежда, остатки иогарки сварочных электродов, электрические лампы накаливания, общая массасоставляет 0,944т это 49,52% от общего тоннажа отходов;
Все вышеперечисленные отходы хранятся временно на территориипредприятия до момента передачи на переработку, обезвреживание или захоронение,места размещения отходов следующие:
— в офисном помещении хранятся отработанные люминисцентные лампы вколичестве 1шт. или 0,0003т, которые затем передаются на обезвреживание ООО СЭП«Экосервис» согласно договора;
— в кладовке в бытовом вагончике хранится макулатура в количестве0,056т которая затем передаётся на утилизацию ООО СЭП «Экосервис» согласнодоговора;
— в закрытой металлической таре в кладовке хранится промасленныйобтирочный материал в количестве 0,054т/год для дальнейшей передачи её наобезвреживание в ООО СЭП «Экосервис»;
— на открытой площадке с грунтовым покрытием в закрытойметаллической бочке, в смеси хранятся отработанные моторные и трансмиссионныемасла общим весом 0,079т до последующей передачи их в ООО СЭП «Экосервис»;
— в кладовке на металлическом поддоне хранятся отработанныесвинцовые аккумуляторы в сборе с электролитом общим весом 0.024т дляпоследующей передачи их в ООО СЭП «Экосервис»;
— на открытой площадке с грунтовым покрытием, навалом размещаютсяотработанные покрышки — 0,083т, автокамеры — 0,016т, в последующем онипередаются в ООО «СЭП «Экосервис»;
— на открытой площадке с грунтовым покрытием без тары, в смеси,размешают лом чёрного металла общим весом 0,799т, цветного металла весом 0,009ти остатки и огарки сварочных электродов весом 0,05т в дальнейшем их передают напереработку в ООО “Фирма Проммет» г.Альметьевск.
— на открытой площадке с грунтовым покрытием размещёнспециализированный контейнер ТБО объёмом 1,0 м3 в который собираютмусор от бытовых помещений(ТБО) в количестве 0,637т и шлак сварочный вколичестве 0,045т который периодически отправляют на специализированном автотранспортена полигон ТБО Г.Г.Альметьевск.
— отработанную спецодежду и обувь собирают в кладовке в бытовомвагончике в количестве 0,034т в конце года её передают в ООО СЭП«Экосервис» для утилизации.
— отработанные лампы накаливания собираю’! в помещении офиса вколичестве 0,002т и в конце года сдают её в ООО СЭП «Экосервис.»
— Отработанные воздушные фильтры собирают в кладовке в бытовомвагончике в количестве 0,003т в конце года её передают в ООО СЭП«Экосервис» для утилизации.

III.РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Отработанныелюминесцентные лампы
Расчётведется в соответствии со «Сборником удельных нормативов образованияотходов производства и потребления» Министерство экологии и природныхресурсов РТ г. Казань 2003год.
Nл.л. = nл.л. ž Тл.л. / Тр.л.л.шт / год
Тл.л.= Кл.л. ž С
Где:
N — количество люминесцентных ламп, подлежащих обезвреживания, шт.;
n — количество установленных ламп на предприятии;
Т — времяработы лампы данного типа часов в год;
К — среднее времяработы одной лампы, 4,57 часов в смену;
С — числорабочих смен в году, 252см.
Тр — нормативный срок службы ЛБ-40 составляет 15000 часов.
/>
Весотработанных люминесцентных ламп определяется:
Мл.л.= Ол.л. ž Gл.л.
Где:
Мл.л.– вес отработанных люминесцентных ламп, т / год.
Gл.л. – вес одной лампы ЛБ –40 = 0,32 кг
Мл.л.=(1 штž 0,32кг) ž 10-3 = 0,0003 т / год
2. Отработанныеэлектрические лампы накаливания
Исходя изтехнических характеристик ламп накаливания количество ламп подлежащихутилизации будет рассчитываться по формуле:
/>
Мнк= Онк ž mнк ž 10-3
Где:
Онк — количество ламп накаливания подлежащих утилизации, шт.;
Мнк– масса ламп накаливания подлежащих утилизации, тн.;
mнк — масса одной лампынакаливания, 0,05 кг.;
Кнк-количество ламп накаливания установленных на предприятии, шт.;
Чнк — среднее время работы лампы накаливания, 8 час/сут.;
Ннк — нормативный срок службы лампы накаливания 2500 часов горения;
С — количество рабочих дней в год.
/>
Мнк= 35 шт ž 0,05 кг ž 10-3 = 0,002 т / год
3. Отработанные моторныемасла
Расчётведется в соответствии со «Сборником удельных нормативов образованияотходов производства и потребления» Министерство экологии и природныхресурсов РТ г. Казань 2003 год.
Отработанноемоторное масло образуется при эксплуатации автотранспортной техники скарбюраторными и дизельными двигателями, спецтехники и некоторых видовтехнологического оборудования.
Количествоотработанного моторного масла для автомобильного транспорта (т/год)определялось в соответствии с методикой по формуле:
/>
где:
Мотх — количество отработанного моторного масла, т/год;
Ni — количество автомашинi-ой марки, шт.;
Vi- заправочная емкостьсистемы смазки i-той марки автомашины, л;
Pмот — плотностьотработанного моторного масла, Pмот = О,9 кг/л;
k — коэффициент полноты слива масла, k = 0,9;
Li — среднегодовой пробег(наработка) автотехники определенной марки,
тыс. км, м/час.
Lн — норма пробега (наработка) автотехники определённой марки до замены масла,тыс/км, м/часов.
Результатырасчёта целесообразно внести в таблицу 1.
Таблица 1Марка автотехники
Количество автотехники i-той марки
mi ед.
Годовой пробег (нароботка) автотехники i-той марки Нi
тыс.км
Заправочная емкость системы смазки

Vi л
Периодичность регламент. ремонт
Тi тыс.км
Количество отхода моторного масла
Ммас.мот. Т 1 2 3 4 5 6 Газ-33023 1 56 6 10 0,027 Ваз-21093 1 40 3,5 10 0,011 Бульдозер Т-130Б 1 180 м/час 27 120 м/час 0,033 Всего: 0,071
4. Отработанныетрансмиссионные масла
Количествоотработанного трансмиссионного масла, образующегося при эксплуатацииавтотранспортной техники (т/год), определяется по расчёту в соответствии со«Сборником удельных нормативов образования отходов производства ипотребления» Министерство экологии и природных ресурсов РТ г. Казань 2003год.
N = (Тб + Тл)ž 0,30
Тб= Yб ž Нб ž 0,885
Тд= Yд ž Нд ž 0,885
Где:
N — количество отработанного трансмиссионного масла, т/год;
Тб — нормативный расход трансмиссионного масла для двигателя работающего набензине, т;
Тд — нормативный расход трансмиссионного масла для двигателя работающего надизтопливе, т;
Yб — расход бензина, л/год;
Yд — расход дизтоплива,л/год;
Нб — норма расхода трансмиссионного масла 0,003л/л расхода топлива поавтотранспорту работающему на бензине;
Нд — норма расхода трансмиссионного масла 0,004 л/л расхода топлива поавтотранспорту работающему на дизтопливе;
0,885 кг/л — плотность трансмиссионного масла.
Исходныеданные и результаты расчета нормативного количества образования отработанноготрансмиссионного масла приведены в таблице 2.
Таблица 2Величина Единица измерения Тип топлива, на котором работает автотранспорт На бензине На дизельном топливе 1 2 3 4 Расход топлива л 3400 4944 Нормы расхода трансмиссионного масла л/л 0,003 0,004 Нормативный расход трансмиссионного масла Т 0,009 0,018 Количество отработанного трансмиссионного масла Т 0,003 0,005
Мотр.транс.= 0,003 т + 0,005 = 0,008 т
5. Отработанные АКБ (всборе)
Расчётколичества отработанных АКБ ведётся в соответствии со «Сборником удельныхнормативов образования отходов производства
и потребления» Министерство экологии и природных ресурсов РТ г. Казань2003год.
Расчётнормативного объёма образования отходов аккумуляторных батарей производится поформуле:
/>, т / год
Где:
Nа.б. — масса отработанных аккумуляторных батарей за год, т;
ni — количествоустановленных аккумуляторных батарей i-ой марки на предприятии;
mi — средний вес однойаккумуляторной батареи i-ой марки, кг;
ti — срок службы однойаккумуляторной батареи i-ой марки, лет;
u — норматив зачёта присдаче (80 — 100%);
10-3 — коэффициент перевода размерности из кг в т.
Исходныеданные и результаты расчета количества отработанных аккумуляторных батарей поавтотранспортной технике целесообразно свести в таблицу 3.
Таблица 3Марка аккумулятора Количество аккумуляторов Вес аккумуляторов
Срок службы аккумуляторной батареи,
год
Количество отработанных АКБ
Т
Одного,
кг
Всего,
т 1 2 3 4 5 6 6 СТ-60 1 19,5 19,5 2 0,01 6 СТ-55 1 17,5 17,5 2 0,009 Итого: 0,019
6. Отработанныйэлектролит (серная кислота)
Расчётколичества отработанного электролита АКБ ведётся
в соответствии со «Сборником удельных нормативов образования отходовпроизводства и потребления» Министерство экологии и природных ресурсов РТг. Казань 2003 год.
Nа.б. = 1,26 ž 10-3 ž Эi ž ni / ti, т / год
Где:
Nа.б. — нормативный объём образования на предприятии отработанного электролита, т/год;
Эi — количество электролитав аккумуляторе i-го типа, л;
ni — количествоаккумуляторов i-ro типа, шт;
ti- средний срок службыодной аккумуляторной батареи i-го 3 типа, год;
1,26 — плотность отработанного электролита кг/л;
10-3 — коэффициент перевода размерности из кг в т;
Исходныеданные и результаты расчета количества отработанного электролита целесообразносвести в таблицу 4.
Таблица 4Марка аккуму-лятора Коли-чество аккуму-ляторов Объем электролита
Плот- ность электро-лита
кг/л
Вес электро-лита
кг
Срок служ-бы АКБ
год
Кол-во отра-ботан-ного элек-тролита
т При-меча-ние
В одной батарее
л
Всего
л 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6 СТ-60 1 3,8 3,8 1,26 4,8 2 0,0024 6 СТ-55 1 3,8 3,8 1,26 4,8 2 0,0024 Всего: 0,005
7. Промасленная ветошь
Расчётведётся в соответствии со Сборником нормативно-методических документов”Отходы производства и потребления” г. Казань изд. «НовоеЗнание».
Количествопромасленной ветоши рассчитывается по формуле:
Овет.= М / 10000 х Л и Овет. = Мн х Н
где:
Овет. — общее потребное количество обтирочной ветоши;
М/1 0000 — удельная норма расхода обтирочного материала на 10 тыс. км пробега автомобиля,принятая по усредненным данным автопредприятий РФ, кг/10000 км;
Мн — удельная норма расхода обтирочного материала на единицу автотехники, принятаяпо усредненным данным автопредприятий РФ, кг/ед.;
Л — годовойпробег автомашин;
Н — количество единиц автотехники;
Исходныеданные и результаты расчета потребного количества образования обтирочной ветошидля эксплуатации автотранспортной техники сведены в таблицу 5.
Таблица 5Марки автомашин
Количество автомашин
Ед.
Годовой пробег автомашин
Км
Удельный показатель образования отходов
Кг / 10000 км
Общее количество образовавшегося отхода
Т 1 2 3 4 5 Ваз-21093 1 40000 1,05 0,004 Газ-33023 1 56000 2,18 0,012 Итого: 0,016
Норма расходаобтирочных материалов составляет 100 грамм в смену на одного слесаря ремонтникаи 50 грамм в смену на одного электрослесаря.
(1рем-кž 0,1 кг/см ž 252 см + 1эл-к ž 0,05 кг/см ž 252 см) ž 10-3 = 0,038т/год
Всего:
Мвет.= 0,016 т + 0,038 т = 0,054 т
8. Отработанные масляныефильтры
Расчётведётся в соответствии со Сборником нормативно-методических документов«Отходы производства и потребления» г. Казань изд. «НовоеЗнание».
Количествоотработанных масляных фильтров рассчитывается по формуле:
/> или />
Где:
Оф.о. — общее количество отработанных масляных фильтров, т;
П — годовойпробег автомашин, км;
Пмот. — годовая наработка автотранспортной техники, м-час;
Н — нормативный пробе г для замены фильтров, тыс. км;
Нмот. — нормативная наработка для замены фильтров, м-час;
Мф.- масса фильтра, т.
Исходные данныеи результаты расчета количества образования масляных фильтров сводятся втаблицу 6.
Таблица 6Марки автомашин
Количество автомашин
Ед.
Годовой пробег (наработка) автомашин
Км Норматив на замену фильтров
Общее количество отработанных фильтров
Шт. 1 2 3 4 5 Ваз-21093 1 40000 10000 4 Газ-33023 1 56000 10000 6 Итого: 10
Всегоотработанных фильтров по предприятию — 10 шт.
Средний весотработанного фильтра составляет 570 граммов.
Оф.о.= 10 шт. ž 0,570 ž 10-3 = 0,006 т/год
9. Отработанные автошины
Расчётколичества отработанных автошин ведётся в соответствии со «Сборникомудельных нормативов образования отходов производства и потребления»Министерство экологии и природных ресурсов РТ г. Казань 2003 год.
Нормативноеколичество и масса изношенных шин и камер определяется по формуле:
Мотх.= 0,001 ž Пср.i ž Ki ž ki ž Mi/Hi т/год
Где:
Мш.изн. — масса изношенных шин, т;
Пср.i — среднегодовой пробегавтомобиля i-ой марки, тыс. км;
Ki – количество автомобилейi-ой марки, шт.;
Ki — количествоавтопокрышек, установленных на i-ой марке автомашины, шт.;
Mi — масса i-ой моделиавтопокрышки, кг;
Hi — нормативный пробегi-ой модели автопокрышки, тыс. км.
Исходныеданные и результаты расчёта сводятся в таблицу 7.
Таблица 7Марка автома-шины
Кол-во авома-шин
Кi
Ед.
Средне-годовой пробег автома-шины i-ой марки Пср. Тыс.км М.час
Норма-тивный пробег авто-машины i-ой марки
Hi
Тыс.км
М.час.
Кол-во подвиж-ных колес
ki
шт. Размеры i-ой мо-дели шины
Масса изно- шенной i-ой мо-дели шины
Мi
Кг
Кол-во изно-шенных шин
Шт.
Масса изно-шенных шин
Мотх.
Т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Газ-33023 1 56 60 6 185/75 9,5 6 0,057 Ваз-21093 1 40 40 4 175/70 6,6 4 0,026 Всего: 10 0,083
10. Отработанныеавтокамеры
Расчётколичества отработанных автошин ведётся в соответствии со «Сборникомудельных нормативов образования отходов производства
и потребления» Министерство Экологии и природных ресурсов РТг.Казань2003год.
Количествоотработанных камер соответствует количеству изношенных автошин. В среднем вескамеры легкового автомобиля составляет 1,6 кг, а грузовых — 4,0 кг. Исходя изэтого определяется общий вес изношенных камер.
Мкамер= 10 шт · 1,6 кг · 10-3 = 0,0 16 т/год.
11. Огаркисварочных электродов
Расчётколичества огарков сварочных электродов ведётся
в соответствии с «Материалами к технической учёбе» Министерстваэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан г. Казань 2002 год.
Огаркисварочных электродов образуются при проведении сварочных работ, их количестворавно 10-12% от количества израсходованных электродов, по среднестатистическимданным на предприятии расходуется 0,450 т, электродов в год.
Мог.= Мэл. · 0,11 = 1,9 т · 0,11 = 0,21 т/год
Где:
Мэл. — фактический расход электродов, т/год.
N = 0,450 т ·0,11 = 0,05 т/год
12. Шлаксварочный
Расчётколичества огарков сварочных электродов ведётся в соответствии с«Материалами к технической учёбе» Министерства экологии и природныхресурсов Республики Татарстан г. Казань 2002 год.
Отходы в видешлака составляют 10% от массы электродов.
Мшл…= Мэл. · 0,1 т/ = 0,450т · 0,1 = 0,045 т/год
Где:
Мшл.-фактический расход электродов, т/год.
13. Ломчёрных металлов
Расчётобразования количества лома чёрных металлов при ремонте автотранспорта ведётсяв соответствии со «Сборником удельных нормативов образования отходовпроизводства и потребления» Министерство экологии
и природных ресурсов РТ г. Казань 2003год.
Количествообразования лома рассчитывается по формуле:
N = пi · u · Мi, т/год
Где:
N — количество лома чёрных металлов, т/год;
ni — число единиц i-го вида автомашин, шт.;
Мi- масса металла наединицу i-говида автотранспорта, (для легкового автотранспорта М = 1,33, для грузовогоавтотранспорта, М = 4,74, для строительного транспорта М = 11,6).
ui — нормативныйкоэффициент образования лома (для легкового автотранспорта u — 0,016, для грузовогоавтотранспорта u — 0,016, для строительных машин u — 0,0174).
Исходныеданные и результаты расчёта сводятся в таблицу 8.
Таблица 8Тип автомашин
Кол-во автомашин
Ед.
Масса металла на единицу вида автотранспорта
Мi
Нормативный коэффициент образования лома
ui
Общее кол-во образовавшегося отхода
Т 1 2 3 4 5 Легковые 1 1,33 0,016 0,021 Грузовые 1 4,74 0,016 0,076 Строительные машины 1 11,6 0,0174 0,202 Итого: 0,299
Согласносреднестатистическим данным в результате производственной деятельности (изнострубопроводов, оборудования и.т.д.) на предприятии образуется 0,5 т лома чёрныхметаллов в год (справка прилагается).
Всего:
М = 0,299 т +0,5 т = 0,799 т/год
14. Ломцветных металлов
Расчётобразования количества лома цветных металлов при ремонте автотранспорта ведётсяв соответствии со «Сборником удельных нормативов образования отходовпроизводства и потребления» Министерство экологии
и природных ресурсов РТ г. Казань 2003год.
Количествообразования лома рассчитывается по формуле:
N = ni · u · Мi, т/год
Где:
N — количество лома цветных металлов, т/год;
ni — число единиц i-го видаавтомашин, шт.;
Мi — масса металла наединицу i-ro вида автотранспорта, (для легкового автотранспорта М = 1,33, длягрузового автотранспорта М = 4,74, для строительного транспорта М = 11,6).
ui- нормативный коэффициентобразования лома (для легкового автотранспорта u — 0,0002, для грузовогоавтотранспорта u — 0,0002, для строительного транспорта u — 0,00065).
Исходныеданные и результаты расчёта сводятся в таблицу 9.
Таблица 9Тип автомашин
Кол-во автомашин
Ед.
Масса металла на единицу вида автотранспорта
Мi
Нормативный коэффициент образования лома
ui
Общее кол-во образовавшегося отхода
Т 1 2 3 4 5 Легковые 1 1,33 0,0002 0,0003 Грузовые 1 4,74 0,0002 0,0009 Строительные машины 1 11,6 0,00065 0,0075 Итого: 0,009

15.Отработанные накладки тормозных колодок
Расчётколичества отработанных накладок тормозных колодок автотранспорта производитсяв соответствии с техническими характеристиками автомашин и физическимисвойствами тормозных накладок.
От.к. = Ni· ni · mi · Li / Lni · 10-3
Где:
Ni — количество aвтомашин i-ой марки, шт.;
ni — количество переднихнакладок тормозных колодок установленных на автомашине i-ой марки, шт.;
mi -масса одной накладкитормозной колодки, кг;
Li -средний годовой пробегавтомобиля i-ой марки, тыс. км;
Lni — норма пробегаподвижного состава до замены передних накладок тормозных колодок, тыс. км;
Необходимыеданные для расчёта и результаты расчёта приведены в таблице 10.Марка автомашины
Кол-во авто-машин
Ед.
Годовой пробег автома-шин
Тыс.км
Кол-во передних тормозных накладок на одной автомашине
Шт.
Масса одной тормозной накладки
Кг
Норма пробега до замены тормозных накладок
Тыс.км
Кол-во отраб-х тормозных накладок
т/год 1 2 3 4 5 6 7 Ваз-21093 1 40 4 0,5 20 0,004 Газ-33023 1 56 4 0,5 20 0,064 Всего: 0,008
16.Отработанные воздушные фильтры
Расчётколичества отработанных воздушных фильтров производится исходя из техническиххарактеристик воздушных фильтров
и условиях внешней среды в которой производится их эксплуатация. Отработанныевоздушные фильтры образуются в результате эксплуатации автотранспортнойтехники.
Исходныеданные и результаты расчета количества образования отработанных воздушныхфильтров сводятся в таблицу 11.
Таблица 11Марка автомашин Количество автомашин
Годовой пробег автомашин,
км
Норматив на замену фильтров
км
Общее кол-во отработанных фильтров
шт 1 2 3 4 5 Ваз-21093 1 40000 10000 4 Газ-33023 1 56000 10000 5 Итого: 9
В среднем весодного воздушного фильтра составляет на легковой автомашине 0,3 кг, на грузовойавтомашине 0,5 кг.
9 шт · 0,3 кг· 10-3 = 0,003 т/год
17. Твёрдыебытовые отходы
Количествотвёрдых бытовых отходов рассчитывается по утвержденной Минприроды РеспубликиТатарстан методике (от 06.03.98 г.
N 152) «Методика расчета количества образующихся твердых отходов напромышленных предприятиях и в учреждениях Республики Татарстан».
Отбоп.= (Gа · Na · ja + Gп · Nп ·jп) · 10-3, м3
Wтбоп.= Gтбоп. / Р = Gтбоп. / 0,175
где:
Gа, Gп — норматив ТБОП для административно-управленческого
и производственного персонала, кг / сотр. сут.;
Na, Nп — количество сотрудников административно-управленческого
и производственного персонала;
ja, jп — количество рабочих дней для административно-управленческого
и производственного персонала;
Р — плотностьТБОП равная 0,175 т/м3.
Отбоп. =(0,22 кг / сотр. · 4 чел. · 252 дн.) + (О, 17 к / сотр. · 11 чел. · 252 дн.) 10-3= (221,76 кг + 471,24 кг) · 10-3 = 0,693 т/год
Из нихмакулатура составляет:
(0,056кг/чел. · 4 чел. · 252 дн.) · 10-3 = 0,056 т / год
Итого:
ТБОП = 0,693- 0,056 = 0,637 т / год или 3,6 м3
18.Отработанная спецодежда
Расчётколичества отработанной спецодежды производился в соответствии с«Методикой расчёта твёрдых отходов образующихся на предприятиях розничнойторговли Республики Татарстан» г. Казань 1999 год.
— Рукавицы х/б
— Рукавицы брезентовые
— Костюм х/б
100 пар · 0,00015 т = 0,015 т
32 пар ·0,0003 т = 0,01 т
10 шт. ·0,001 т = 0,01 т Всего: 0,035 т/год
Мисп. =Мнов. · 0,8 = 0,035 т · 0,8 = 0,028 т / год
Где:
Мисп. — масса использованной спецодежды;
Мнов. — масса новой спецодежды;
0,8 — коэффициент остаточной массы спецодежды.
Изношенныеботинки
10 пар · 0,0015 т = 0,015 т/год
Наименованиепредприятия ООО «Стройнеруд»
ИИИ1650065092

Таблица 1.8
ПЕРЕЧЕНЬОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВНаименование отходов Код по ФККО (ВРКО) Производство (наименование) Опасные свойства отхода Класс опасности отхода для окружающей природной среды (по ФККО)
Кол-во
м3 / т/год 1 2 3 4 5 6 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (люминесцентные) 353 301 00 13 01 1 Освещение Т I 0,0003
Итого
I класса опасности: 0,0003 Кислота аккумуляторная серная отработанная 521 001 01 02 01 2 Замена АКБ Т II 0,005
Итого
II класса опасности: 0,005 Отработанные моторные масла 541 002 01 02 03 3 Техническое обслуживание автомашин П III 0,071 Отработанные трансмиссионные масла 541 002 06 02 03 3 Техническое обслуживание автомашин П III 0,008 Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные со слитым электролитом 921 101 02 13 01 3 Техническое обслуживание автомашин Т III 0,019 Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, устройств не вошедшие в другие пункты (масляные фильтры). 9200000000000 Техническое обслуживание автомашин – III 0,006 Отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (воздушные фильтры) 1872000000000 Техническое обслуживание автомашин – III 0,003
Итого
III класса опасности: 0,107 Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) 549 027 01 01 034 Ремонт и ТО автомашин П IV 0,054 Отработанные покрышки (автошины) 575 002 02 13 00 4 Замена автошин – IV 0,083 Камеры пневматические отработанные (автокамеры) 575 002 01 13 00 4 Замена автошин – IV 0,016 Мусор от бытовых помещений организаций не сортированный (ТБО) 912 004 00 01 00 4 Жизнедеятельность сотрудников – IV 0,637 Шлак сварочный 314 048 00 01 99 4 Сварочный пост – IV 0,045 Обувь кожаная рабочая. потерявшая потребительские свойства 147 006 01 13 00 4 Естественный износ – IV 0,015 Итого IV класса опасности: 0,850 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (макулатура) 187 103 00 01 00 5 Работа АУП – V 0.056 Остатки и огарки стальных сварочных электродов 351 216 01 01 99 5 Сварочные работы – V 0,05 Лом черных металлов в кусковой форме не загрязненный 351 302 00 01 99 5 Металлообработка – V 0,799 Отходы содержащие алюминий в кусковой форме 353 101 12 01 99 5 Ремонт автомобиля – V 0,009 Обрезки и обрывки тканей смешанных (отработанная спецодежда) 581 011 08 01 99 5 Естественный износ – V 0,028 Электрические лампы накаливания отработанные в брак 923 101 1000 19 95 Освещение помещения – V 0,002
Итого
V класса опасности 0,944 ИТОГО: 1,906
Условные обозначения опасных свойств отходов:
П – пожароопасность
Т — токсичность

Выводы
 
Владение определенной долей ассимиляционного потенциала означаетобладание правом размещать в окружающей среде определенное количество вредныхотходов.
Прямое административное регулирование предполагает установлениелимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следятгосударственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, платаза квоту все равно взимается.
С целью установления нормативов определяются стандарты качествасреды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя,местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие«лицензии на загрязнение».

Список используемой литературы
1)Методические указанияпо разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение (приказ Министерство природных ресурсов России №115 от11.03.2002г.).
2)Критерии отнесенияопасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (приказ МПРРоссии от 15.06.2001г. №511).
3)Сборник удельныхпоказателей образования отходов производства и потребления. Госкомэкологии. М.:1999.
4)Методические указанияпо использованию отработанных турбинных и трансформаторных масел натехнологические нужды энергопредприятий. РД 34.43.302-91 М.: СПО ОРГРЭС, 1993.
5)Инструкция оборганизации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов вРоссийской Федерации. М.: Минтопэнерго от 25.09.98, №311.
6)Индивидуальные нормырасхода трансформаторного масла на ремонтные и эксплуатационные нужды дляоборудования энергопредприятий. М.: СПО Союзтехэнерго. 1987.
7)Методика понормированию сбора отработанных моторных и индустриальных масел на предприятияхМиннефтехимпрома СССР. М.: ППБ ЦНИИТЭнефтехима, 1985.
8)СНИП 2.04.03-85.
9)Тепловые и атомныеэлектрические станции. Справочник, М.: «Энерго-издат» 1982.
10)Отраслевой каталог «Абразивныематериалы и инструменты», М.: ВНИИАШ, 1991.
11)Правила пожарной безопасностидля энергетических предприятий. ВППБ 01-02-95 (РД 34.03.301-95), фирма«АОСКО», Челябинск, 1995.
12)Правила техникибезопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций итепловых сетей. М.: «Атомэнергоиздат», 1985.
13)Методические указанияпо разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение, утв. приказом Министерства природных ресурсов России от11.03.2002г.(зарег. в Минюсте России от 9.07.2002г. №3553).
14)Гирусов Е.Э. Экологияи Экономика природопользования. Изд. «Юнити» 2007 г.
15)Передельский Л.В.Экология. Учебник. Изд. «Проспект» 2007 г.
16)Денисов В.В. Промышленнаяэкология. Уч. курс. Изд. «МарТ» 2007 г.
17)Колесников С.И.Экология. Уч. пособие. Изд. «Дашков и К» 2007 г.
18)Куприянов М.Е.Экология. Учебник. Изд. «Феникс» 2005 г.