Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинскийнациональный университет
имени Владимира ДаляУчебно-научныйинститут права и историиКафедраистории государства и права
Курсовая работа
По дисциплине«Конституционное право Украины»
На тему: «Избирательнаясистема в Украине»
Выполнила студентка II курса
группы ЮИ-155
Опренко М.В.
Проверил Рашидов С. Ф.
г. Луганск 2006
ПланВведение 3
1. Понятие избирательного права Украины 1.1Развитие избирательного права в Украине 51.2Общая характеристика мажоритарной избирательной системы 121.3Общая характеристика пропорциональной избирательной системы 14
2. Конституционные принципы избирательного права вУкраине 19
3. Избирательный процесс и его основныестадии 24Заключение 28
Список литературы 30
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых древнихинститутов человеческого общества является институт выборов. Определенная формавыборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществахГреции и Рима выборы также представляли собой важнейший принципгосударственности. В феодальном обществе определенные элементы выборностиимели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особеннобольшое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественныхотношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основевсеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистическогостроя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась какэффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности техили иных политических групп и их представителей.
В большинстве современныхгосударств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политическойжизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политическогорежима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введениенеобоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования,как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.
Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы вбольшинстве развитых демократических стран представляют собой арену остройполитической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательстваи сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следуетпонимать один из основных институтов конституционного права, состоящий изправовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев,регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способформирования представительных органов власти. В понятие избирательной системывходят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанныхдействительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявлениепобедителей на выборах.
Для определениярезультатов голосования используются специальные избирательные системы, т. е.установленный законом или другим нормативным актом способ определениярезультатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями. Традиционнымии наиболее распространенными избирательными системами являются две: системапропорционального представительства (пропорциональная) и система большинства(мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельныхстранах встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту идругую системы в зависимости от вида выборов.
Понятие избирательного праваУкраиныРазвитие избирательногоправа в Украине
Выборностьна территории современной Украины существовала с момента возникновениягосударства. Элементы выборности наблюдаются, в частности, у славянских племен.Руководство в этих племенах принадлежало лучшим людям, которые избирались. Этобыли преимущественно представители признанных родов, которые приобрели уважениесвоей деятельностью. Они собирались на «вече» — совет, где решаливажные вопросы жизни племени, войны и мира [6, С. 50-60].
Собразованием и укреплением Киевского государства принципы выборности приобрелиобщий характер, хотя публичная власть в Киевской Руси еще не имелапарламентских форм.
Дальнейшееразвитие института выборности в Украине связывается с существованиемГетманского государства, Запорожской Сечи и Слободской Украины, им присуща однаи одна и та же форма государственного управления — демократическая республика.Носителем суверенной власти в этих республиках выступает весь народ. Общей дляназванных государственных образований была тенденция объединения функцийобщественно-политических, государственных с военными. Все государственныеучреждения без исключений формировались только путем выборов. Акт, которыйимеет название «Правовой Уклад и Конституции относительно прав и вольностейвойска Запорожского», названный Конституцией Украины 1710 г. гетманаФилиппа Орлика, можно считать первым нормативным актом писаного избирательногоправа Украины, поскольку он впервые фиксировал принципы деятельности органовгосударственной власти, порядок, сроки и периодичность созыва высшегопредставительного органа тех времен — Генерального Совета [7, С.40].
Особоеместо в истории становления института выборности при условиях восстановленияукраинской государственности занимают выборы в Учредительное собраниеУкраинской Народной Республики. Нормы Конституции Украинской НароднойРеспублики, которые формировали основы избирательного права Украины к томувремени, вместе с Законом о выборах в Украинского Учредительного Собраниясоставляют значительную долю в истории возрождения демократических основвыборов в высшие представительные органов. Положительные демократическиетенденции сказывались, во-первых, в том, что выборы должны были осуществлятьсяна основе общего, равного, прямого избирательного и тайного голосования ссоблюдением принципа пропорционального представительства. Выборы проводились поизбирательным округам; во-вторых, устанавливалась система специальныхсамостоятельных, негосударственных избирательных органов — избирательныекомиссии, на основе коалиционного членства. Требовалось обязательное членствоюристов, представителей местных государственных властных структур, органовсамоуправления. Предполагалась широкая компетенция системы избирательныхкомиссий: они рассматривали все без исключения вопроса выборов. Деятельностьизбирательных комиссий осуществлялась открыто и гласно. Главная комиссия имеласвой печатный орган. В-третьих, законом устанавливалась довольно широкая иглубокая регламентация всех без исключения стадий избирательного процесса.Процедуры голосования и подсчета голосов отработанные были на уровне, близкомук современным требованиям; в-четвертых, существовала система судебной защитыизбирательных прав граждан. Тем не менее, выборы в Украинское Учредительное Собраниесостоялись не на всей территории Украины, а лишь в отдельных регионах. Такимобразом, вопреки всей своей демократичности, законодательство о выборах УНР небыло реализовано в полном объеме.
Особыйпериод развития избирательного права Украины составляет советское избирательноеправо. Концептуальным моментом относительно его развития выступает тезис Ленинао неприемлемости парламентаризма как модели организации политической власти.Советская избирательная система, конечно, не была постоянной.
Основнымихарактерными признаками первого периода установления так называемой«пролетарской» избирательной системы были:
первое- внедрение выборов на принципах не общего, косвенного, неравного избирательногоправа при открытом голосовании;
второе- существование в законодательстве открытого перечня политических, социальных,экономических, религиозных цензов относительно избирательных прав;
третье- отсутствие установленной законом системы проведения выборов и подсчетаголосов; выборы проводились аналогично с выборами в партийные органы; четвертое- отсутствие систематизированного законодательства;
пятое- в начале периода — отсутствие системы избирательных комиссий, а потомвременное их существование при соответствующих исполнительных государственныхорганах, которые закладывали основы для широких полномочий последних поорганизации и проведению выборов;
шестое- отсутствие судебной защиты прав граждан;
седьмое- учреждения специфических форм контроля за проведением выборов, непредвиденныхзаконодательством, со стороны партийных и репрессивных государственных органов.
Начинаниявторого периода развития советской избирательной системы связаны с КонституциейСССР 1936 г. Избирательной системе этого периода присущий следующие признаки:
1)выборы проводились на принципах общего, равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании;
2)подсчет результатов выборов осуществлялся фактически по мажоритарнойизбирательной системе абсолютного большинства;
3)законом устанавливались условия действительности выборов;
4)ликвидировались избирательные цензы, которые существовали раньше, кромепредусмотренных в законе;
5)устанавливался круг субъектов выдвижения депутатов;
6)существовала система избирательных комиссий во главе с Центральной, тем неменее чрезвычайно широкую компетенцию по организации и проведению выборов имелиисполнительные органы советов народных депутатов;
7)с 1936 г. до 1977-1978 гг. общее правовое регулирование выборов высшихпредставительных органов Украины осуществлялось на основе Конституции СССР,Конституции УССР и подзаконных актов: «Положения о выборах в ВерховнойРады УССР от 21.02.1938г., „Положения о выборах в УССР“ от26.10.1946г., „Положения о выборах в Верховный Совет“ от 12.12. 1950г., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г. — соответствующими нормами этих Конституций и Законом „О выборах в ВерховныйСовет Украинской ССР“ от 19.12.1978 г.
С1936 г. в советской избирательной системе вводится своеобразная „двойнаястандартизация“ для оценки избирательного права и практики проведениявыборов: одна шкала — декларированная социалистическая демократия, построеннаяна принципах общих, равных, прямых и тайных выборов; другая — для внутреннегопользования, направленная на обеспечение руководящей роли партии в обществе игосударстве. Это давало возможность на протяжении долгих лет существоватьрежиму, при котором народ фактически был смещен от реального участия вустановлении власти, выборы были ничем другим, как проверкой избирателей наблагонадежность и лояльность по отношению к партии и государства, а рольизбирательного права и, собственно, самого избирательного законодательства (каксовокупности материальных и процессуальных норм) сводилась почти на нет.
Последнийпериод советской избирательной системы начался в 1985 г. с реформирования всегомассива избирательного законодательства на территории СССР, в том числе в УССР.Избирательные кампании 1988-1990гг. можно назвать первыми демократическими,или, по крайней мере, полудемократичными выборами в СССР. Впервые, за периодсуществования советской власти в процессе выборов властвовала политическая борьба,разнообразие мыслей и кандидатов. Основные новеллы реформы избирательного законодательствабыли связаны с:
1)утверждением, как в законодательстве, так и в избирательной практике,общепринятых принципов избирательного права и внедрением новелл, таких каксостязательность или альтернативность, гласность, с расширением гарантийвнедрения этих принципов избирательного права в течение всего избирательногопроцесса;
2)расширением сферы судебной защиты избирательных прав;
3)внедрением более четкого правового регулирования всех процедур избирательногопроцесса.
Послеполучения Украиной независимости и создания собственной государственностиизбирательное законодательство претерпело изменения. На текущий момент системудействующего избирательного законодательства составляют 4 группызаконодательных актов:
1)Конституция Украины;
2)система специальных законов Украины о выборах: Закон „О выборах народныхдепутатов Украины“ [8]; Закон „О выборах Президента Украины“[9]; Закон „О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых,городских голов“ [10]; Закон „О выборах депутатов Верховной РадыАвтономной Республики Крым“; Закон „Про Центральную избирательнуюкомиссию“; Закон „Об особенностях участия граждан Украины из числа депортированныхиз Крыма в выборах депутатов местных советов в Автономной РеспубликеКрым“;
3)нормативно-правовые акты конституционного законодательства: Закон „Огражданстве Украины“; Закон „Об объединение граждан“; Закон»Об языке” и др.;
4)положения нормативных актов сопредельных областей, которые регулируютизбирательный процесс: нормы административного, трудового, жилого, уголовного,уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального,пенсионного, финансового, хозяйственного, таможенного, информационного,семейного, экологического законодательства, законодательства о связи.
Итак,становление института выборов в Украине прошло сложный путь. Историческийанализ свидетельствует, что украинская нация осуществила свой взнос в казнуобщечеловеческих достояний, таких как непосредственная демократия, свобода ит.п.
На современном этапе понятие избирательного праваиспользуется для обозначения двух юридических явлений. Во-первых, объективноеизбирательное право — это система конституционно-правовых норм, регулирующихобщественные отношения, связанные с выборами формирование органов государственнойвласти и местного самоуправления.
Во-вторых, субъективное избирательное право — это право граждан участвовать в выборах органов государства или местногосамоуправления.
Всвою очередь, субъективное право подразделяется на активное и пассивное.
Активноеизбирательное право — это право избирать при голосовании на выборах.
Пассивноеизбирательное право — это право быть избранным в выборные органыгосударства или самоуправления, право выдвигать свою кандидатуру или даватьсогласие на выдвижение, право участвовать в формировании избирательныхорганов, в выдвижении кандидатов, оспаривать итоги выборов и т.д.
Любыеобщественные отношения предусматривают четкое определение круга их участников,субъектов, их основные права и обязанности. Субъектами избирательного права иотношений, связанных с ним, в Украине являются: физические лица, которые имеютправо голоса, т.е. граждане Украины; органы государственной власти, которыеназначают внеочередные выборы (Верховная Рада Украины, Президент Украины,Верховная Рада Автономной республики Крым); органы государственной власти,которые организуют проведение выборов (Кабинета Министров, министерства идругие центральные и местные органы государственной исполнительной власти иорганы местного самоуправления); органы судебной власти; избирательные органы(комиссии); кандидаты в депутаты и их доверенные лица; политические партии иих блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты; официальные наблюдатели от партиии (блоков) — субъектов избирательного процесса, от кандидатов в депутаты, отиностранных государств и международных организаций.[19]
Все вопросы, связанные с выборами, в Украине регулируются Конституциейи законами Украины.
Данноезаконодательство определяет характер избирательной системы в Украине, принципыизбирательного права, стадии избирательного процесса, устанавливает основаниядля привлечения к ответственности за нарушение избирательногозаконодательства.
Избирательнаясистема — этоупорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органовгосударственной власти и местного самоуправления, составляющие порядоквыборов. Это способ распределения мандатов в выборных органах в соответствии срезультатами голосования. Известно 3 вида избирательных систем: мажоритарная,пропорциональная, смешанная.
Общаяхарактеристика мажоритарной избирательной системы
При мажоритарной системе избранным является тот кандидат, которыйнабрал установленное большинство голосов. Мажоритарная система предполагает,что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателейданного округа или страны в целом (если речь идет о выборах президента). Онаможет применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляеттолько одного кандидата, и избиратель голосует за кандидата той или инойпартии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партиявыставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель голосует не заотдельных кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список,собравший большинство голосов, забирает все мандаты по данному округу.
Мажоритарная система предусматривает распределение мандатовтаким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данномизбирательном округе большинство голосов, получает мандат или все мандаты отданного округа. Мажоритарная избирательная система не в состоянии адекватноотразить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ееосновное назначение состоит в обеспечении стабильности существующей системы. Взависимости от того, какого большинства требует закон, мажоритарная системаможет быть трех видов:
относительного большинства;
абсолютного большинства;
квалифицированного большинства.
По мажоритарной системе относительного большинствадепутатом считается тот, кто на выборах получил больше голосов, чем любой изего соперников. Положительным в этой системе является то, что голосование осуществляетсяв один тур, а недостатком — утрата голосов, поданных против победившегокандидата.
Мажоритарная система абсолютногобольшинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т.е.больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборахпрезидентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна ичасто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосовизбирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладатьочень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стране. Если никтоиз баллотирующихся кандидатов не соберет требуемого большинства голосов, возможнопроведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются.двакандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосования.Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов,чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировкевторично не допускаются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. Внекоторых случаях законом может быть предусмотрено проведение второго тура ввиде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, вчастности в перебаллотировке могут участвовать все кандидаты из первого тура,или же лица, собравшие в первом туре менее установленного минимума голосов,могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, ктособерет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины.Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместопроведения второго тура голосования проводится голосование в высшемзаконодательном органе власти. В данном случае для участия в выборахдопускаются два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туреголосования избирателей. Избирательные законы некоторых стран предусматриваютгипотетический случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютнопоровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатампредлагают бросить жребий.
При этом, в зависимости от какого количества избирателей идетподсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютногобольшинства:
а) когда большинство голосов необходимо получить от общегочисла зарегистрированных избирателей;
б) когда его нужно получить от общего числа поданныхголосов;
в) от общего числа поданных действительных голосов.
При данной системе также утрачиваются голоса, поданные закандидатов, потерпевших поражение на выборах, и она является нерезультативной,ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинствоголосов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во второй турпроходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифицированногобольшинства депутатом считается тот, кто на выборах получил большинствоголосов, установленное законом, но обязательно превышающее абсолютное (2/3голосов, 75%, 90% голосов и т.д.). Общая характеристикапропорциональной избирательной системы
Система пропорционального представительства политических партий предполагаетраспределение мест в представительном органе между партиями, в зависимости отколичества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательнаясистема гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, темсамым дает относительно верное отражение в парламенте действительногосоотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложныепроблемы при формировании правительства.
Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местногосамоуправления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданныхза нее голосов избирателей. Эта система позволяет партиям быть представленнымив выборных органах в соответствии со своим влиянием в политической жизнистраны и популярностью среди избирателей.
Распределение депутатских мест по пропорциональной системеосуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательнойквотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчетаобщего количества поданных и признанных действительными голосов путем деленияколичества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательныйокруг.
В некоторых странах”применяются определенные разновидности распределения оставшихся в избирательномокруге мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могутраспределяться в соответствии с установленными правилами в масштабеобъединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палатудепутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом рядестран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распределяемых поокругам, также распределяется определенное число мест в общегосударственноммасштабе. С целью более точного определения избирательной квоты применяютсистему наибольшего среднего или систему Д’Ондта (по имени бельгийского математика- изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов,полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. доцифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученныечастные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5.Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (внашем случае 18 тысяч), является общим делителем. Каждый список получаетстолько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим спискомчисле голосов. В нашем случае партия А получит 3 мандата, партия Б — 1 мандат,партия В не получит ни одного. Помимо системы Д’Ондта применяются различные ееразновидности, дающие более или менее приближенный к пропорциональному соотношениюголосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии,Португалии, Финляндии и т. д.
Особая разновидностьпропорциональной системы, применяемая в практике многих стран, — системаголосования по преференциям. Это означает, что внутри списка избиратель противфамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.),т. е. кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат неполучит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейсяразновидностью пропорциональной системы является панаширование, т. е.одновременное голосование за кандидатов из различных списков (Швейцария).Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главнымв данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбормежду личными качествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принадлежности.Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеруборьбы политических партий.
Также редко встречающейсяразновидностью пропорциональной системы является система «единогопередаваемого голоса» (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). Вданном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, набравшийдостаточное количество голосов по первым преференциям, объявляется избранным.Все остальные собранные им, но оказавшиеся излишними голоса передаютсякандидату, который получил наибольшее после него количество отметок опреференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьегокандидата и т. д. При этой математически довольно сложной системе голосаизбирателей не пропадают, а передаются как бы «по цепочке» от одногокандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственногообразования необходимой избирательной квоты.
Пропорциональная системаи ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции,Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.
В некоторых странахнаряду с применением пропорциональной системы действует законодательноустановленный «заградительный пункт» или оговорка, в соответствии скоторой обязательным условием участия партии в распределении мандатов являетсяполучение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партияне смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она недопускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует вИталии, Дании, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партияполучила право принять участие в распределении мандатов, она должна собрать вмасштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная«заградительная» оговорка) или победить не менее чем в трех одномандатныхокругах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильноискажают пропорциональную избирательную систему.
Важное значение припропорциональной избирательной системе придается распределению мандатов внутрисписка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правилжестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты втой последовательности, в какой они перечислены в списке. В других странах(Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков,когда первое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но затокандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилиирасположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И,наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков,при котором решающее значение придается преференциям, проставляемымизбирателями, в соответствии с которыми и осуществляется распределениедепутатских мандатов.
Пропорциональная системаболее предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержкуизбирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольшихостатков не только искажает пропорциональную систему, но может испособствовать получению мест мелкими партиями.
Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональнойсистемы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенносмягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.
Конституционные принципыизбирательного права Украины
Принципы избирательного права закреплены в ст. 71Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Изних следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными ипроводятся на принципах всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Этипринципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов. Принципвсеобщности избирательного права
Всеобщность избирательного права — это важнейший демократический принцип. Онозначает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психическиздоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизнипрактически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваютсяцензами, т.е. специальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотреныКонституцией.
Первым таким условием в Украине является гражданство.В соответствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украинеимеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства,проживающие в Украине, избирательного права не имеют. Кроме того, в Украинесуществует ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан,имеющих судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимостьне погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «Овыборах»).
Следующий избирательный ценз — возрастной. Он означаетпризнание за лицом избирательных прав по достижении определённого возраста. ВУкраине активное избирательное право предоставляется лицам, достигшим 18 лет,а пассивное избирательное право регламентируется несколько жёстче. Так, п. 1ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом можетбыть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года,имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридцатипятилетнийвозрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме того, добавляется цензоседлости (т.е. проживание в Украине определённое время) для кандидата в народныедепутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины — десять лет. Принципнесовместимости
К пассивному избирательному праву относится и такоеограничение, как несовместимость. Оно заключается в том, чтонародные депутаты осуществляют свои полномочия исключительно на постояннойоснове. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительногооргана государственной власти или органа местного самоуправления, а такженаходиться на государственной службе. Согласно Закону Украины «О статусенародного депутата Украины» статус депутата несовместим с занятием какой-либоиной деятельностью по совместительству с получением материальноговознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы илитературной, художественной и иной творческой деятельности в свободное от работывремя. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законодательствеисключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложныхи ответственных депутатских обязанностей.
По законам Украины права голоса не имеют граждане,признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо ограниченияизбирательных прав граждан Украины в зависимости от происхождения, социальногои имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода ихарактера занятий запрещаются. Конституционный Суд признал неконституционнымположение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том,что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые поприговору суда находятся в местах лишения свободы — на время пребывания в этихместах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет. Принципсвободных выборов
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать лиему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателямобеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободногоизъявления при голосовании.[11]
Неучастие избирателей в выборах называетсяабсентеизмом. Абсентеизм может быть как политическим, так и аполитичным.Аполитичным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за болезни,отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Политическимабсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах какполитическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции,когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.
Гарантией свободного волеизъявления гражданина приголосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов визбирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация. Равноеизбирательное право.
Этот принцип предполагает равную для каждогоизбирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенствоизбирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждогоизбирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя.Избиратель включается только в один список по одному избирательному округу, икаждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос водномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижениякандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.
Для соблюдения принципа равного избирательного праванеобходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результатвыборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждогодепутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормыобразуются избирательные округа).
Избирательное право осуществляется на равныхоснованиях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических,религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения,имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.
Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственноизбирателями: каждый голосует лично (избирательные бюллетени выдаются толькона основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа,удостоверяющего личность), голосование за других лиц не допускается. Принциптайного голосования
Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контролянад волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полнуюсвободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Закона Украины «О выборах народныхдепутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контрольнад волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосованиясоответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательногобюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил визбирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательныебюллетени в закрытой от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень визбирательный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечиваетсятакже закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые нарушили тайнуголосования. Принципгласности и открытости избирательного процесса
Важным моментом в подготовке и проведении выборовявляется гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12).Избирательные комиссии должны информировать граждан о своём составе, местонахождении,режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить ихсо списком избирателей, избирательными программами (платформами) кандидатов вдепутаты, партий и их избирательных блоков и т.д. Средства массовой информацииобъективно освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласностьпредполагает не только объективное освещение избирательного процесса, но иучастие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введениепрактики официальных наблюдателей.
Официальными наблюдателями могут быть представители отиностранных государств и международных организаций, от общественных организацийУкраины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальныхнаблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательнойкомиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей;полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательнойкампании.
Таким образом, избирательная система в Украинебазируется на демократических принципах. Выборы являются свободнымволеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открытои гласно.
Избирательный процесс и егоосновные стадии
Как любой юридический процесс, избирательный процесс — это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность.Цель избирательного процесса — обеспечить законный ход выборов и объективныерезультаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданамиконституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органывласти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствамии способами.
Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированнойзаконом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов вгосударственные органы власти и в органы местного самоуправления.
Избирательный процесс состоит из ряда стадий.Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:
1) составление и уточнение списковизбирателей;
2) образование избирательных округов;
3) создание избирательных участков;
4) создание избирательных комиссий;
5) выдвижение и регистрациякандидатов;
6) проведение предвыборной агитации;
7) голосование;
8) подсчет голосов избирателей иопределение итогов голосования;
9) определение результатов выборов иих официальное обнародование;
10) прекращение деятельностиизбирательных комиссий[15]
Если речь идет, например, о выборах президента, тоздесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение иопубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могутбыть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной РадойУкраины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украиныпринимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборовПрезидента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом овыборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, наосновании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. ВыборыПрезидента проводятся по единому общегосударственному одномандатномуизбирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]
Немаловажным является определение тех важнейшихдемократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются:
1) соблюдение принциповизбирательного права
2) принцип законности и запретанезаконного вмешательства в избирательный процесс;
3) принцип политического плюрализма имногопартийности;
4) принцип публичности и открытости;
5) принцип свободы предвыборнойагитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектовизбирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формысобственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками)которых являются политические партии;
6) принцип непредвзятости органовисполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий,учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц кпартиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.
Субъектами избирательного процесса в Украине являются:
1) избиратель;
2) избирательнаякомиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральнойизбирательной комиссии»;[20]
3) партия(блок),которая выдвинула кандидата в депутаты;
4) кандидат вдепутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;
5) официальныйнаблюдатель от партии (блока) — субъекта избирательного процесса.
Организацию подготовки и проведения выборов ПрезидентаУкраины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечиваетЦентральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующимгосударственным органом.
Согласно Закону Украины «О центральной избирательнойкомиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно – методическоеобеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местныхголов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательныхкомиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов ивсеукраинских референдумов, направляет их деятельность.
Назначает на должность и прекращает полномочия членовКомиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии передвступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срокполномочий члена комиссии составляет 7 лет.
В упомянутом выше законе определены полномочияКомиссия касательно подготовки и проведения выборов Президента Украины,народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовоеобеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовойстатус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссиии ее членов.
Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяетсятакже регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссииобеспечивает Секретариат.[18]
Центральная избирательная комиссия в установленномпорядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами,принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом МинистровУкраины, а также официальными материалами, которые распространяютсяцентральными органами исполнительной и судебной власти.
Заключение
Подводя итог всемусказанному, можно сделать определённые выводы.
Для определениярезультатов голосования используются специальные избирательные системы, т. е.установленный законом или другим нормативным актом способ определениярезультатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями. Традиционнымии наиболее распространенными избирательными системами являются две: системапропорционального представительства (пропорциональная) и система большинства(мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельныхстранах встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту и другуюсистемы в зависимости от вида выборов.
Мажоритарная системапредполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосовизбирателей данного округа или страны в целом (если речь идет о выборах президента).Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляеттолько одного кандидата, и избиратель голосует за кандидата той или инойпартии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партиявыставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель голосует не заотдельных кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список,собравший большинство голосов, забирает все мандаты по данному округу.
Мажоритарная система предусматривает распределение мандатовтаким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данномизбирательном округе большинство голосов, получает мандат или все мандаты отданного округа. Мажоритарная избирательная система не в состоянии адекватноотразить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ееосновное назначение состоит в обеспечении стабильности существующей системы.Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительногобольшинства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает,что победитель на выборах должен получить больше половины (50% плюс одинголос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая системаприменяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практикеона малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собратьбольше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политическойпартии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или вцелом по стране.
В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе напарламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применяласьмажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена толькона выборах Президента Украины.
В Украине парламент избираетсяна основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайногоголосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. Впериод с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количествозаконодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правлениягосударства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению исама избирательная система Украины: произошел переход отмажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной,что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, наосновании которых в большей степени и обновилась законодательная база всегоконституционного права Украины.
Список использованной литературы
1. Конституция Украины от 28.06.1996года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004
2. Конституционное право зарубежныхстран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.
3. Конституция Италии от 27.12.1947 г.// Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999. — 584 с.
4. Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран: Учебник. – М.: Юрист, 2001. — 600 с.
5. Конституционноеправо зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. – М.: БЕК,1996. – 947 с.
6. Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд напроблеми парламенту». /Вісник Академії правовихнаук України/ №4-1999, с. 50 — 60,
7. Журавський В. Розвиток доктриниукраїнського парламентаризму у XIX – на поч. XX ст.// Право України. –2000. — № 5 – С.37-42
8. Закон «Овыборах народных депутатов Украины» // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206
9. Закон «Овыборах Президента Украины» // Офіційний вісник України, 1999, № 12 (09.04.99), ст. 469
10. Закон «Овыборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов»// Відомості ВерховноїРади України, 1998, N 3-4, ст. 15
11. Конституційне право України / за ред.В.Ф. Погорілка. — К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.
12. Кривенко Л. «Регламентація діяльностіпарламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.
13. Тодыка Ю. Основы Конституционногостроя Украины. Харьков Факт, 1999, 239 с.
14. Конституційнеправо України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики — К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. — 376 с.
15. ЗаконУкраины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004
16. Чиркин В.Е. Основы сравнительногогосударствоведения. — М.: «Артикул»,1997. – 352 с.
17. Ведомости Верховной Рады Украины. –2004. -№36. – ст. 448
18. Фрицький О. Ф. Конституційне правоУкраїни: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Юрінком Інтер, 2006. –512 с.
19. Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г56 Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальнийпосібник. –Луганськ. – Видавництво – СНУ ім. В. Даля. – 2004 р. – 376 с.
20. Закон Украины «О центральнойизбирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.