Полномочия Минздравсоцразвития России и влияние экономики на здоровье популяции

1.        ПолномочияМинздравсоцразвития России
 
Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации(Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социальногоразвития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организациимедицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа,медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности,качества, эффективности и безопасности лекарственных средств,санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения,демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельныхотраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологическойоценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической ихимической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, втом числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования,условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятостинаселения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы,государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальнойзащиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а такжепо оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом всфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинскойпомощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов итканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий,новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи,предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинскихи судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения,оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведениемедико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку,повышение квалификации медицинских, фармацевтических исанитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развитияи курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охранытруда.
Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферездравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
В ведении Министерстванаходятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения исоциального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентствопо здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическоеагентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.
Министерство осуществляеткоординацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социальногострахования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинскогострахования.
Исходя из целейсоциально-экономического развития, определенных Президентом РоссийскойФедерации и Правительством Российской Федерации, деятельность Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральныхагентств и федеральных служб, входящих в ведение Министерства, а такжекоординируемых государственных внебюджетных фондов направлена на достижениеследующих стратегических целей.
·          Цель 1 — улучшениедемографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации.
·          Цель 2 — повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежнымдоходам населения.
·          Цель 3 — повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственногообеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечениесанитарно-эпидемиологического благополучия.
·          Цель 4 — повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, впервую очередь пожилых граждан и инвалидов.
·          Цель 5 — содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан вобласти труда.
В рамках указанных целейМинистерство решает 25 задач, выполнение которых оценивается по 82 показателям.Перечень целей, задач и показателей (включая их значения в 2007 и 2008 годах)приведены в приложении.
Общий объем бюджетныхассигнований, выделенных Минздравсоцразвития России как субъекту бюджетногопланирования на 2008 год, составляет 261,96 млрд. рублей.
По целям и задачамраспределены 260,2 млрд. рублей (99,3%), в том числе по национальному проекту всфере здравоохранения – 71,2 млрд. рублей (27,4%), по федеральным целевымпрограммам – 6,7млрд. рублей (2,6%). Не распределены по целям и задачам1,76 млрд. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфереустановленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственныхфедеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Наибольшаячастьрасходов (61,2%) направляется на решение цели 3 «Повышение качества идоступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно длямалоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологическогоблагополучия» — 160,5 млрд. рублей.
Распределение бюджетныхрасходов по другим целям следующее:
·          Цель 1 — улучшениедемографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации – 17,6 млрд. рублей (6,8%).
·          Цель 4 — повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, впервую очередь пожилых граждан и инвалидов – 17,9 млрд. рублей (6,9%).
·          Цель 5 — содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан вобласти труда – 39,5 млрд. рублей (15,2%).
На цель 2 — повышениеблагосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходамнаселения – ассигнования Министерству как субъекту бюджетного планирования в2008 году не выделяются.
Финансированиемероприятий по достижению этой цели производится из следующих источников:
·          в части повышениязаработной платы — за счет средств работодателей, федерального бюджета иконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
·           в частиповышения пенсий и отдельных видов социальных пособий – за счет средствПенсионного фонда Российской Федерации, в том числе перечисляемых в Пенсионныйфонд Российской Федерации из федерального бюджета;
·          в части выплат посоциальному страхованию — из средств Фонда социального страхования РоссийскойФедерации;
·           в части выплатыряда социальных пособий гражданам, нуждающимся в социальной защите – из средствконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расходы Пенсионного фондаРоссийской Федерации на решение целей и задач Минздравсоцразвития Россиисоставят в 2008 году 2236,2 млрд. рублей, Фонда социального страхования — 173,3млрд. рублей, Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 43млрд. рублей.
1. Цель – улучшениедемографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по улучшениюдемографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации, выполняются на основании:
Концепции демографическойполитики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной УказомПрезидента Российской Федерации от 9 сентября 2007 г. № 1351;
Плана мероприятий пореализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики РоссийскойФедерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р;
Плана основныхмероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи,утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 1405-р;
Направлений, основныхмероприятий и параметров приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2008год, рассмотренных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации пореализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25декабря 2007 г. (протокол № 25) и 4 февраля 2008 г. (протокол № 26).
Основные показателидемографического развития, запланированные на 2007 год, выполнены. Увеличиласьрождаемость. Снизилась смертность. Сверх запланированного уровня сократилосьчисло безнадзорных и беспризорных детей. Увеличились объемы социальнойреабилитации этих детей. Перевыполнены показатели объема реабилитационныхуслуг, оказанных детям-инвалидам в специализированных учреждениях для детей сограниченными возможностями, и охвата детей всеми формами отдыха иоздоровления.
В связи с улучшениемположения семей с детьми, вследствие введения с 1 января 2007 года мер поусилению их материальной поддержки, несколько снизилась потребность в услугахучреждений социального обслуживания семей с детьми.
В 2008 году мероприятияпо улучшению демографической ситуации будут продолжены.
На созданиеблагоприятных условий для повышения рождаемости,улучшения положения семей с детьминаправлены следующиемероприятия:
1) введение с 1 января2008 года на основании федерального закона от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в целяхповышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости наборасоциальных услуг» ежегодной индексации государственных пособий гражданам,имеющим детей, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленногофедеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год иплановый период. Пособия в увеличенных размерах получат более 2,5 млн. женщин.Финансирование мероприятия по выплате государственных пособий гражданам,имеющим детей, осуществляется как из средств федерального бюджета, передаваемыхв Фонд социального страхования Российской Федерации и субъектам РоссийскойФедерации, так и за счет собственных средств Фонда социального страхованияРоссийской Федерации;
2) подготовка нормативнойправовой базы, обеспечивающей выплату с 1 января 2010 года средств материнского(семейного) капитала, включая проекты постановлений «О Правилах отказа отнаправления средств (части средств) материнского (семейного) капитала наформирование накопительной части трудовой пенсии», «О внесении изменений вИнструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учетасведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионногострахования, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от15 марта 1997 г. № 318»;
3) проведение мероприятийпо повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в периодбеременности и родов, новорожденным детям и детям первого года жизни (в рамкахприоритетного национального проекта «Здоровье»).
В составе этихмероприятий:
·          обеспечение наосновании родовых сертификатов медицинской помощи, оказываемой женщинам впериод беременности, родов и в послеродовой период, в том числе медикаментозноеобеспечение женщин в период беременности, а также диспансерное(профилактическое) наблюдение ребенка, поставленного в течение первого годажизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет;
·          организацияработы по обследованию 1,6 млн. детей на наследственные заболевания(галактоземия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром), а также поаудиологическому скринингу детей первого года жизни;
·          совершенствованиеорганизации деятельности педиатрических и родовспомогательных учреждений,включая строительство и реконструкцию учреждений родовспоможения, лечебно-профилактическихи научно-исследовательских институтов материнства и детства, перинатальныхцентров, разработку новых и усовершенствование существующих технологий оказаниямедицинской помощи беременным женщинам, новорожденным, детям и подросткам,совершенствование неонатального и аудиологического скринингов,совершенствование диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции.
Мероприятия будутпроводиться в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010годы (подпрограмма «Здоровое поколение»), утвержденной постановлениемПравительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172;
·          организацияработы по проектированию, строительству и оснащению современным медицинскимоборудованием федеральных и областных (краевых, республиканских) перинатальныхцентров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4декабря 2007 г. № 1734-р.
В 2008 годупервостепенное значение будет уделяться снижению смертности, в первую очередьот предотвратимых причин, поскольку показатели достижения цели, запланированныена 2007 год, не достигнуты в связи с тем, что средства на финансированиесоответствующих мероприятий в 2007 году не были выделены. Смертность отболезней кровообращения составила 829,3 на 100 тысяч населения, вместо 800,0.Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (от внешних причин смерти)– 174,8 вместо 170,0. Смертность от всех видов транспортных травм составила в2007 году 27,4 на 100 тысяч населения, что на 2,2% больше, чем в 2006 году.
2.        Влияниеэкономических спадов на здоровье популяции
 
Еще сравнительно недавновсе устоявшиеся общества в истории человечества были сельскохозяйственными.Большинство населения было занято в сельском хозяйстве или связанных с нимремеслах. Главные угрозы благополучию такого общества были чаще всегоприродными, а не экономическими. Плохие урожаи вызывали голод и нищету, аэпидемии — сокращение населения. Такой была ситуация и в Европе в конце среднихвеков, когда здесь постепенно начали складываться рынки для излишка продуктов.Такие рынки соединяли регионы устойчивыми торговыми связями, повышали значениетоварно-денежных отношений и вели к распространению кредита.
Проходили столетия; жизньобщества все больше и больше определяли такие экономические категории, какцены, спрос и предложение. Однако экономическое развитие не всегда шло гладко.Большая инфляция XVI в., когда цены в Европе выросли в четыре раза, была,вероятно, первым реальным свидетельством, того, что развитие денежной экономикинесет и реальные проблемы. Одной из причин данной инфляции был поток золота исеребра, хлынувший в Европу из Нового Света. Большая часть этих средств шла вказну короля Испании Филиппа II, который, не задумываясь, тратил их на свои политическиекомбинации. Инфляция такого масштаба разрушила многие устойчивые связи, разоривмногих людей, имеющих фиксированные доходы. Среди общественных институтов,пострадавших от инфляции, была и королевская власть в Англии, чья финансоваяслабость сыграла свою роль в борьбе короны с парламентом в XVII в. В XVIII в.растущая потребность в капитале привела к созданию в Голландии, Англии иФранции фондовых бирж. Фондовая биржа — это место, где человек со свободнымиденьгами может приобрести участие (пай или акции) в каком-то коммерческомпредприятии. Деньги вкладывались в предприятия, казавшиеся надежными иобещающими хорошую прибыль, из которой пайщики (акционеры) получалисоответствующую их вкладам часть (дивиденды). Причиной покупки могло быть такжежелание с выгодой продать свой пай через некоторое время. Люди, совершающиетакого рода операции купли-продажи (игра на бирже), получили название биржевыхмаклеров.
В начале XVIII в. дваэпизода ясно показали, что спекуляции на фондовых биржах, иногда не основывающиесяни на чем, кроме слухов, могут привести к катастрофическим последствиям вмасштабах страны. Истории с «Компанией Южных морей» в Великобритании и«Компанией Миссисипи» во Франции развивались по сходным сценариям. В результатеажиотажного спроса цена акций «Компании Южных морей» на Лондонской бирже в июне 1728 г. выроста с 128 фунтов стерлингов до 1100 фунтов, но уже к декабрю 1730 г. акции упали в цене в 7 раз. Крах «Компании Южных морей» вызвалцепную реакцию банкротств, и развитие английской экономики замедлилось намногие годы. Схема биржевого краха, связанного с «Компанией Южных морей», сталаобразцом периодически возникающих биржевых подъемов и падений, когда за однойволной покупок следует вторая и цена акций растет до фантастических значенийбез какой-либо связи с реальной прибылью. Затем наступает прозрение и «мыльныйпузырь* оптимизма лопается: акционеры принимают решение продавать акции.Стоимость акций резко падает, компания прекращает деятельность, а многие люди,вложившие в это предприятие свои сбережения, разоряются. Современная эпоханачалась в конце XVIII в. с началом промышленной революции, лидером которойбыла Британия. Возник новый тип общества, основанный на капитале и фабричномпроизводстве. Однако вскоре стало ясно, что его экономическое развитиепротекает циклично: годы промышленного роста (подъема) всегда сменяются спадомактивности (кризисом или депрессией), который также может длиться нескольколет. Спад может быть длительным или кратковременным, умеренным или сильным, нопока он длится, производство падает, предприятия закрываются, а безработицарастет.
Одна из наиболееразрушительных особенностей экономического спада — это эффект «домино».Закрытие одного предприятия уменьшает объем продаж его поставщиков, часть ихработников теряет работу и ограничивает свои покупки, что, в свою очередь,уменьшает продажи других предприятий, вынуждая их увольнять сотрудников и т. д.Различные фазы экономических циклов могут быть связаны с текущими событиями.Например, войны обычно вызывали временные подъемы экономической активности.Поскольку действующая армия требует оружия и снаряжения, то с началом военныхдействий в промышленности создаются новые рабочие места и экономика оживляется.По этим же причинам окончание войны иногда вело к экономическому спаду — военная промышленность сокращала производство, а на рынок труда поступалаизбыточная рабочая сила демобилизованных военнослужащих. Такой спад произошел,например, в Британии после длительного периода Наполеоновских войн (1793-1815).
После I мировой войнычередование экономических подъемов и спадов стало еще более ярко выраженным. В 1920 г. в странах Европы, разрушенных войной и обремененных долгами, начался экономический спад.Кризис, переживаемый в это время побежденной Германией, был самым острым: онастолкнулась с необходимости» выплачивать огромные репарационные платежистранам-победителям. В этой ситуации немецкое правительство нашло простойвыход: оно начало печатать все денег, и в 1923 г. началась одна из самых сильных и масштабных инфляции в истории человечества. Было время,когда заводские рабочие требовали выдачи заработной платы через каждые двачаса, и после каждой выплаты необходимо было успеть потратить деньги до того,как их стоимость снова упадет.
США, напротив, закончиливойну как преуспевающий кредитор и страна-экспортер. 1920-е гг. были временем длительногоэкономического подъема в их экономике пока биржевой крах на Уолл-Стрит(название улицы, где расположена нью-йоркская фондовая биржа) в 1929 г. не возвестил о начале Великой депрессии — спада, быстро охватившего весь мир. Путьпреодоления спадов был предложен британским экономистом Джоном МейнардомКейнсом. По Кейнсу основная проблема спада заключалась в том, что объемпроизводства падает из-за отсутствия спроса на товары и услуги. Это — т. н.«эффективный спрос» (определяемый не только желанием приобрести товар, но иплатежеспособностью потенциального покупателя). Кейнс утверждал, что в периодкризиса для обеспечения занятости и создания платежеспособного спросагосударство должно реализовывать программы широкомасштабных общественных работи, кроме того, уменьшать налоги, оставляя в распоряжении людей больше денег,что также стимулирует спрос.
Сразу после оживленияэкономики вмешательство государства следует прекратить. Вряд ли былосовпадением то, что после прихода к власти в 1933 г. Гитлер проводил именно кейнсианскую экономическую политику. В Германии была реализованамасштабная программа строительства и модернизации автомагистралей, оживившаянемецкую экономику и вернувшая в нее миллионы рабочих рук. С началом II мировойвойны потребности вооруженных сил и милитаризация экономики дали мощный толчокпромышленности и привели к исчезновению безработицы. Послевоенный период, посленачальных трудностей, также был периодом необычайного роста промышленногопроизводства развитых стран. Конечно, в это время тоже случались спады, но онибыли кратковременными и относительно умеренными. Кроме того, непредвиденныйстабилизирующий эффект вызвали получившие в послевоенное время широкоераспространение системы социального обеспечения. Поддержка, оказываемаябезработным, помогала сохранить их покупательную способность. В то времяказалось, что современное общество может гарантировать как полную занятость,так и экономический рост. Через 20 лет после окончания войны экономическийподъем еще продолжался. Его поддерживали, в частности, развитие технологии ивоенные затраты холодной войны.
Но в это же времявозникла новая опасность — инфляция, которая стала особенно ощутимой в 1970-егг. Заработная плата и цены в это время непрерывно росли, подхлестывая другдруга. Особенную остроту эта проблема приобрела в США и Великобритании,правительства которых не смогли обеспечить эффективного сотрудничествапрофсоюзов и работодателей. В 1973 г. по экономике развитых стран ударилисогласованные действия стран-экспортеров нефти, приведшие к резкому росту ценна энергоносители и, как следствие, к четырехкратному повышению цен на всетовары. Вскоре после «энергетического кризиса» наступила т. н. «стагфляция»,когда инфляция продолжается, несмотря на застой (англ. stagnation) в экономикеи рост безработицы.
В конце 1970-х гг. многиеправительства применили новые подходы к преодолению инфляции. Вначале это былмонетаризм, заключавшийся в контроле за поступающей в экономику денежной массойи кредитными ресурсами. Однако результаты такого контроля разочаровывали, иправительства прибегли к более радикальным мерам — они подняли банковскуюпроцентную ставку, резко повысив стоимость кредитных ресурсов. Эта мерапродемонстрировала свою эффективность: инфляция замедлилась, но в начале 1980-хгг. начался самый сильный с 1930-х гг. экономический спад, сопровождаемыйволной банкротств и резким ростом безработицы. Тем не менее, через некотороевремя было объявлено о «выздоровлении» экономики, а существенное понижениеналогов оживило к этому времени потребительский спрос. Как и во времяпредыдущих подъемов, выросли цены на собственность и акции. Стали поощрятьсязаймы, особенно под залог недвижимости -домов и квартир. Считалось, чтобесконечное процветание обеспечит надежную и безболезненную выплату кредитов.Но в «черный понедельник» 1987 г. крах на Уолл-Стрит привел к падению котировокна фондовых биржах всего мира. Большинству стран Запада вновь грозила инфляция,и им пришлось вернуться к высокой процентной ставке, что вызвало новыебанкротства и остановило рост цен на недвижимость.
Создалась ситуация, когдадолги многих людей, взявших кредит под залог жилья, стали превышать стоимостьзаложенного имущества. В 1990 г. снова начался спад. На этот разкапиталистический мир «заболел» из-за крушения коммунистической системы.Главными факторами стали воссоединение Германии, оказавшееся оченьдорогостоящим и длительным процессом, а также экономический и политический хаосв странах Восточной Европы и бывшем СССР. Экономические потрясения в Азии вконце 1997 г. вызвали еще один обвал мировой экономики. Международный валютныйфонд (МВФ) вынужден был предпринять ряд радикальных мер, направленных настабилизацию рынков. При резком падении деловой активности никогда нельзя суверенностью сказать, как долго будет длиться спад и не вызовет ли онбезудержную инфляцию. Сегодня экономисты хорошо знают, что волшебной палочкидля решения проблемы экономических спадов не существует.

Список используемой литературы
1.        БрехманИ.И. «Введение в валеологию–науку о здоровье», М., Наука, 1987
2.        Валеология–сборникнаучных трудов, №1, СПб., Наука, 1993
3.        ЗобовР.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбуниверситета, 2001.
4.        ЕвсеевЮ.И. Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5.        КозловаС.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М.,1996.
6.        КопытН.Я., Скворцов Е. С. Алкоголь и подростки. М.: Медицина, 1985г., 48с.
7.        КорховаИ.В. Методыоценки здоровья // Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века.Проект «Таганрог» / под ред. Н.М. Римашевской. – М.: ИздательствоИСЭПН, 2001.
8.        МаклаковА.Г. – «Общая психология», СПБ, 2003 – 592с. (Глава 19).
9.        МириновГ. Б. Заболевания органов дыхания: профилактика. – М.: изд. Знание, 1990.
10.     Назарова И.Б. Здоровье российскогонаселения: факторы и характеристики (90-е годы) // Социологическиеисследования. –2003.– №11.
11.     Новиков Ю.В. Вода как фактор здоровья. – М.: изд. Знание, 1989
12.     ПетеленкоВ.П. «Валеология человека», Минск, 1996
13.     СваффордМ., Косолапов М.С., Козырева П.М. Российский мониторинг экономического положения издоровья населения России (РМЭЗ): Измерение благосостояния россиян в 90-е годы// Мир России.–1999.– № 3.
14.     СмирновВ.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник длястудентов средних и высших заведений. – М.: Владос-пресс, 2002, 608 с.
15.     СорокинП. / Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992