Министерство Внутренних ДелРоссии
Омский Юридический Институт
Кафедра теории права игосударства
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:“Правоохранительная деятельность органов внутренних дел”
ВЫПОЛНИЛ:слушатель 104 уч. группы
рядовоймилиции
Талько О.П.
ПРОВЕРИЛ:
Омск — 1997
ПЛАН:
1. Органы Внутренних Дел и охрана прав и свобод человека.
2. Органы Внутренних дел и борьба с преступностью.
3. Демократизация и деятельность Органов Внутренних Дел.
“Человек его права и свободыявляются высшей ценностью. Признание, защита прав и свобод человека игражданина — обязанность государства. “[1]
Милиция РФ система государственных органов Исполнительной власти,призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность,интересы общества и государства от преступных и иных противоправныхпосягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в деятельностимилиции, в качестве приоритетных провозглашены общечеловеческие ценности — жизнь, здоровье, права, свободы, собственность граждан и затем интересыобщественные и государственные.
Охрана прав и свобод граждан — одно из требований законности,характеризующих ее как составную часть демократии.[2]
Милиция в своей деятельности вступает в разнообразные правоотношения.Значительная часть этих правоотношений связана с охраной субъективных правграждан. Правоохранительные функции милиции проявляются на двух основных этапахразвития субъективных прав граждан, реализуемых деятельностью милиции: впроцессе пользования гражданами своими правами, в процессе восстановлениянарушенного права гражданина, привлечения к ответственности правонарушителя
( защитаправа частной собственности, в случаи кражи). Так, милиция охраняет праваграждан, обеспечивая обстановку общественного спокойствия, охраняет честь идостоинство граждан, нормальные условия труда, отдыха и быта; охраняет гражданот посягательств со стороны правонарушителей.
Права граждан, вступающих в правоотношения с сотрудниками милиции,обеспечиваются так же тем, что все действия милиции по отношению к гражданамдолжны осуществляться строго с соблюдением законности. Работникам милицииследует всегда исходить из наличия таких правовых институтов, какнеприкосновенность личности, недопустимость привлечения к уголовной ответственностибез достаточных к тому оснований недопустимость обыска, ареста без законных основанийи соответствующих санкций. Работникам милиции, участвующим в осуществлении иохране прав граждан очень важно грамотно владеть нормативным материалом и уметьнаходить в нормах права те фактические обстоятельства, которые имеютюридическое значение в качестве оснований возникновения прав граждан.
Защита прав граждан от преступных посягательств посредствам примененияуголовного наказания влечет за собой определенные ограничения прав и свободлиц, совершивших преступление ( заключение под стражу и т. п. )[3]
Поэтому важной остается проблема установления гарантий, препятствующихнеобоснованному применению этих ограничений к лицам, чье поведение непротиворечит требованиям закона или хотя и является неправомерным, но не имеетхарактера преступления. “ Каждый имеет право на свободу и личнуюнеприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению…” — гласит статья 22 КонституцииРоссийской Федерации. В то же время, лица, совершившие преступление неперестают быть гражданами своего государства, которое предоставляет реальныегарантии защиты их прав от необоснованного ущемления.
Лицо, совершившее преступление, не только несет обязанность подвергнутьсяуголовному наказанию, но и имеет соответствующее этой обязанности субъективноеправо требовать от органов расследования и судебных органов квалификации егодействий в точном соответствии с уголовным законодательством и вынесениянаказания соответственно тяжести совершенного преступления и степени вины.
Наряду с защитой прав подозреваемых в совершении преступлений лиц,необходимо помнить и о том, что также важно защищать права и свободыпотерпевших и свидетелей. Эта защита со стороны органов внутренних дел должнабыть удостоена большего внимания, так как такие граждане тоже являютсяучастниками уголовного процесса и в определенной степени подвержены особомувниманию со стороны лиц, подозреваемых в совершении этих преступлений. ЗакономРСФСР “ О милиции “ от 18 апреля 1991г. Провозглашена обязанность милициипринимать меры по охране свидетелей, а также членов их семей и близких, еслиздоровье или имущество этих лиц находится в опасности ( п.24 ст.10 )Аналогичная обязанность органов дознания, следователя, прокурора, суда былапредусмотрена Законом СССР “ О внесении изменений и дополнений в основыуголовного судопроизводства СССР и союзных республик “ от 12 июня 1990г. ( ст27п.1 )
Однако, законодатель, провозглашая защиту государством ряда участниковпроцесса, не определяет механизм ее реализации, а это является существеннымнедостатком.
Наличие пробелов в правовой регламентации положения свидетеля российскимзаконодательством подтверждает и практика. Здесь можно проследить рост случаевоказания противоправного воздействия и посягательств на свидетелей со сторонылиц, заинтересованных в принятии необоснованных и незаконных решений. Такоевоздействие находит выражение в уговорах, преследование, шантаже ( 91% ),подкупе ( 18% ), угрозе и применении психического и физического насилия куказанным лицам и их близким ( 16% ), причем насильственные воздействия нередко сопряжены с убийством, причинением тяжких телесных повреждений,изнасилованием, похищением детей, уничтожением и повреждением имущества, атакже другими тяжкими последствиями. Абсолютное большинство следователей ( 94%) считают, что в случае необходимости обеспечения безопасности свидетеля и егоблизких никаких мер не принимается и реальной возможности к этому у правоохранительныхорганов нет. Результатом сложившегося положения являются многочисленные случаиотказа граждан и уклонение их от свидетельствования, вплоть до дачи заведомоложных показаний.
Для того, чтобы пополнить такие пробелы необходимо принять ряд новыхзаконодательных и нормативных актов, регламентирующих аналогичную ситуацию, вкоторых виднелся бы выход из сложившейся ситуации.Необходимо предусмотретькомплекс конкретных правовых и организационных мер, направленных на обеспечениеличной безопасности свидетеля.
В качестве уголовно-правовой меры охраны и защиты интересов свидетеля желательнопредусмотреть ужесточение санкций за понуждение свидетеля к даче ложныхпоказаний, либо его подкуп ( ст.183 УК РСФСР), за разглашение данныхпредварительного следствия и дознания ( ст.184 УК РСФСР ).
Наряду с существующими бланками протоколов допроса свидетелей, в которыхприводятся их полные анкетные данные и другие сведения, не мешало бы ввестиспециальные бланки, которые бы не раскрывали место жительства и работысвидетеля.
Для суда сведения об адресах и способах вызова свидетелей целесообразно указатьв списке лиц, подлежащих вызову на судебное заседание согласно ст.206 УПКРСФСР, этот список является приложением к обвинительному заключению.Подсудимому же согласно ст.237 УПК РСФСР, вручается только копия обвинительногозаключения, т. е. список вручать ему не обязательно.
Уголовно — процессуальными мерами обеспечения личной безопасности могутбыть введены системы зашифровки ( кодирования ) установленных данных свидетеляв уголовном деле, закрепление законодательно условия предъявления лица для опознаниятаким образом, чтобы опознаваемый не видел опознающего; возможность оглашенияпоказаний свидетеля без его вызова в суд ( если это связано с реальной угрозойего безопасности ) или допрос такого лица в суде по месту жительства, а не поместу проведения судебного разбирательства. В общем необходимо как тозаинтересовать свидетелей в оказании ими помощи правоохранительным органам идать им гарантии.
II
В юридической литературе большое внимание уделяется проблеме борьбы спреступностью и, думается, нет необходимости затрагивать вопросы, которыекасаются способов и методов борьбы с правонарушителями. Рассмотрим два аспектаэтой проблемы: взаимодействие региональных органов внутренних дел и состояниекриминалистических учетов и их использование в борьбе с преступностью.
Одной из актуальных проблем полного и объективного расследования была иостается проблема взаимодействия правоохранительных органов. При ростеорганизованной преступности, когда наметились устойчивые тенденции межрегиональногосотрудничества организованных групп, актуализировался вопрос осовершенствовании межрегионального взаимодействия правоохранительных органов.
Типы преступных группировок по сфере деятельности могут бытьмежрегиональные и локальные. Поэтому в целях мобильности и эффективностирасследования совершенных ими преступлений в структуре МВД и УВД областейнесколько лет назад стали создавать отделы по борьбе с организованнойпреступностью. Их функция — выявление преступных группировок и расследование многоэпизодныхуголовных дел о наиболее тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлениях,а также бандитизме, умышленных убийствах, кражах, грабежах, разбоях. Сюдавходят и уголовные дела о разбойных нападениях на водителей автотранспортныхсредств, число которых резко возрастает. Только за 1991г. Зарегистрировано 400таких преступлений, в 160 случаях водителям были приченены телесныеповреждения, каждый третий случай закончился смертельным исходом.
Организованная преступность имеет большую разветвленность по регионам, вкоторых функционируют малые и средние подгруппы численностью до 20 человек.
Преступления чаще однопорядковые, совершаются самыми различнымиспособами, что создает трудность в установлении “ почерка “преступников. Всвязи с этим необходимо совершенствовать информированность правоохранительныхорганов об имеющихся гласных и негласных материалах, отладить механизмы ихсравнения. Так на счету уже установленных преступников нередко бывают десяткипреступлений, о которых они вспоминают лишь при осмотре с их участием местпроисшествия. В таких случаях, в целях полноты расследования требуются выезды вразличные области.
Практически же работники органов внутренних дел сделать этого неуспевают, так как каждый из них заинтересован, прежде всего в раскрытиипреступлений на своей территории.
В целях нейтрализации межрегиональной преступности целесообразно в штатеотделов УВД выделить оперативных и следственных работников, специализирующихсяна расследовании соответсвующих преступлений. Они могли бы на основе ихизучения и анализа проводить совместные оперативные совещания намежрегиональном и межреспубликанском уровнях, обмениваться имеющейся у нихинформацией и искать пути решения общих вопросов, разрабатывать планыпроведения совместных мероприятий, определять сроки их выполнения.
Необходимо также вести межрегиональную систему информированияправоохранительных органов о совершении особо опасных преступлений ( связанныхнапример с угоном автомобилей), с указанием имеющихся следов преступления. В результатесоставляя данные, добытые “ по горячим следам “, сложно иногда раскрытьсвязанные между собой по времени преступления. По таким делам существуетпроблема задержания преступников, угнавших автомобиль. Система органоввнутренних дел здесь выходит за пределы одной области, поэтому на базе УВДнеобходимо создавать группы оперативного реагирования, имеющие средстваспециального технического оснащения.
Более опасными и тяжкими преступлениями, связанными с транспортом,являются разбойные нападения на водителей.
В 1991 году отмечается рост таких преступлений, совершаемых даженесовершеннолетними.
При исчезновении водителей и транспорта, важно совершать рейды подорогам с целью отыскания следов преступлений, используя для этого поисковыхсобак и трупоискателей. Особенно тщательно должны быть проверены сельскиерайоны, где преступники, по отностельно невысоким ценам сбывают угнанныйтранспорт.
При межрегиональном взаимодействии органов расследования важноиспользовать возможности печати, радио и телевидение не только той местности,где совершено преступление, но и в регионах, на территории которых возможнопоявление преступников.
Сегодня эффективность деятельности по раскрытию и предупреждениюпреступлений во многом зависит от необходимого информационного обеспечения этихпроцессов, в том числе, от умелого использования информации, сосредоточеннойв криминалистических учетах. В последние годы, в связи с внедрением электронно- вычислительной техники, позволяющей зафиксировать значительные объемы информациии быстро получить нужные сведения, возможности криминалистических учетов исфера их применения значительно возросла.
Сотрудники правоохранительных органов крайне не достаточно используют существующие сегодня возможности. Виной этому и объективные причины.
Так информация о личности обвиняемого ( подозреваемого ) концентрируетсяв разных службах органов внутренних дел, что затрудняет ее сбор и суммированиев целях получения оптимальной модели лица, совершившего противоправное деяние.Очевидна полезность стыковки криминалистических учетов с другими видамирегистрации. Совершенно необходима унификация форм ведения различных видовучета. Разнообразие форм ( карточки, реестры, альбомы, журналы, патрульныефонды. ) затрудняет их использование.
Среди криминалистических учетов видная роль принадлежит учету по способусовершения преступлений. Известно, что способ совершения преступлений слагается из комплекса специфических действий преступника. Эти действия оставляют во внешней обстановке соответсвующие следы, которые представляют винформационном плане своеобразную модель преступления. Выявление прирасследовании однородных преступлений, признаков, типичных для “ почерка ”конкретного преступника, позволяет сначала предположить, а потом установитьфакт совершения или несколько уголовно наказуемых деяний. Посколькуаналогичными способами могут пользоваться разные преступники, поэтому должноучитываться и регистрироваться как можно больше признаков, способов каждогопреступления, что необходимо для составления их индивидуальной совокупности.
На сегодняшний день этот вид учета малоэффективен, разрознен, а поэтомуследователи и оперативные работники обращаются к нему редко. Однако даже самыескудные сведения, помогающие раскрыть преступления, должны быть использованы.
В связи с интенсивным развитием одорологии ( учение о запахе ) в рядеорганов внутренних дел уже созданы “ банки запахов “ по которым определяютподозреваемых в совершении преступлений.
В ближайшее время, очевидно, будут приняты попытки создать учет,основанный на признаках голоса и речи человека. Этому в немалой степениспособствует развитие научных основ фоноскопической экспертизы.
Исследование выделений с поверхности кожи человека показали, что онисодержат 271 вещество, а химический состав пота зависит от особенностей обменавеществ в организме. Это позволяет предположить возможность возникновенияучета, где будет находиться картотека характеристик группоспецифическихантигенов, находящихся в потожировых выделениях человека.
С дальнейшим развитием науки, вероятно, возможно и другие виды учетов,например, основанных на возможностях исследования молекул ДНК. Обнадеживающиерезультаты исследований в этой области уже получены.
Использование криминалистических учетов буде более эффективным при условииустранения недостатков в их ведении, постоянного совершенствования научно — технической базы, введение новых видов учетов систематизирует oбученияпрактических работников пользованию учетами в раскрытии и расследованиипреступлений. Хотелось бы обратиь особое внимание на деятельность органоввнутренних дел России по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в1996г.
В 1996 г. выявлен 1 млн. 618 тыс лиц, совершивших преступления ( на23тыс. больше, чем в предыдущем. ), из них 1 млн. 250 тыс. совершилипресьупления впервые. Почти половина из общего числа ( 777, 9 тыс. ) — лица, неимевшие постоянных источников доходов. В составе выявленных преступниковсохраняется высоким удельный вес ранее судимых (22, 7%), женщин ( 15, 9 % ),несовершеннолетних (11,9 % ), почти треть ( 28% ) совершили преступления вгруппе, были обьеденены общим умыслом.
/> />
/>
Такая обстановка в стране вызвала необходимость поиска новых решений иактивных мер с тем, чтобы усилить противодействие наиболее опасным проявлениямпреступности. Стратегический курс предопределен задачами, выдвинутыми ПрезидентомРФ Б. Н. Ельциным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ инаправленным на защиту жизни и достоинства личности, а так же мерамисодержащимися в утвержденной Правительством РФ Федеральной программе по усилениюборьбы с преступностью на 1996 — 1997г.г.
Важным и необходимым организационным условием выполнения возложенныхзадач стали мероприятия по улучшению управления системой МВД.
Прежде всего усилия органов внутренних дел были направленны насовершенствование работы по пресечению и раскрытию тяжких преступлений противличности. Был обновлен арсенал деятельности оперативных служб с учетомдополнительных возможностей предоставленных Федеральным Законом “ Обоперативно-розыскной деятельности “.
Ужесточили контроль за реагированием на заявления и сообщения осовершенных и готовящихся преступлениях, качеством следственных действий иоперативно — розыскных мероприятий. В результате раскрыто 1млн. 843тыс.преступлений, что на 98, 3тыс. больше, чем в 1995г. Повысилась раскрываемостьпосягательств на жизнь и здоровье граждан, а так же преступлений совершенных сприменением оружия и взрывных устройств. Установлены виновные в совершении 75%умышденных убийств ( 22,6 тыс. ), 75,8% — умышленных тяжких телесныхповреждений, 86% — изнасилованний[4].
Такое внимание теме раскрытия преступлений в моей работе уделяется неслучайно, так как именно в обеспечении принципа неотвратимости наказаниявиновных, выделяется решающее звено в цепи мер по обузданию преступности,профилактике насильственных преступлений, воровства, коррупции и др.противоправных явлений.
Динамика преступлений против личности (тыс.)./>
/>
Зарегистрированно 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Умышленных убийств, покушений на убийства 16122 23006 29213 32286 31703 29406 Умышленных тяж-ких телесных повре-ждений 41195 53873 66902 67706 61734 53417 Изнасилований, покушений на изнасилование. 14073 13663 14440 13956 12515 10888
Проблема обуздания коррупции в государственном аппарате сохраняетактуальность, хотелось бы вскольз задеть и ее, она прямо зависит от того,насколько эффективно ведется борьба с должностными преступлениями,взяточничеством. Всего за 1996г. выявленно 14, 8тыс. должностных преступлений,из них 5, 5тыс. — факты взяточничества. Почти на четверть больше выявленнофактов взяточничества в крупных и особо крупных размерах. В суды направлено 2,9тыс. уголовных дел на взяточников ( + 28,1% ). Можно привести пример, уголовноедело в отношении 19 должностных лиц Управления капитального строительстваадминистрации г. Воронежа, в этом деле фигурирует более 100 эпизодов получениявзяток на сумму около 800млн. рублей за предоставление более 70 — ти квартир изгосударственного жилищного фонда.
В борьбе с коррупцией не должно быть зон вне контроля. Дляответственнрости перед законом должны быть одинаково открыты работники органоввнутренних дел, судов, прокуратуры, депутаты всех уровней, служащиегосударственных и коммерческих структур. В борьбе с коррупцией недолжно быть зон вне контроля. Для ответственнрости перед законом должны бытьодинаково открыты работники органов внутренних дел, судов, прокуратуры,депутаты всех уровней, служащие государственных и коммерческих структур. Ноздесь существует большое “ но “, которое ну никак не обойти, работникиправоохранительных органов сталкиваются со всевозможного рода иммунитетами,коммерческими тайнами и т.п.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
1996 г./> /> /> /> /> />
Âûÿâëåíî íàðóøèòåëåé Óêàçà Ïðåçèäåíòà Ðîññèè îò 04.04.92ã. />
Âîçáóæäåíî óãîëîâíûõ äåë />
903
3688 />
ÂÑÅÃÎ /> /> /> /> /> /> /> />
â òîì ÷èñëå: /> />
Íà ðàáîòíèêîâ
â ñòðóêòóðàõ />
Îðãàíîâ ïðåäñòàâèòåëüíîé âëàñòè
Îðãàíîâ ãîñóïðàâëåíèÿ
ïðàâîîõðàíèòå-ëüíûõ îðãàíîâ />
77 /> /> /> /> /> /> /> /> />
469 /> /> /> /> /> />
321 /> /> />
III
Проблема законности и ее обеспечение в условиях формирования правовогогосударства требует обоснования, новых подходов к ее решению.
Сам факт существования правовых норм, требующих соблюдения законности,не является достаточным для установления подленного режима законности вобществе[5].
Важно, чтобы существовали надежный механизм, обеспечивающий соблюдениезакона, каждым гражданином, должностнным лицом, государственными органами.
Последовательная демократизация и гласность органически связана сукреплением дисциплины и законности, усилением борьбы с любыми нарушителямиправопорядка, поэтому вполне понятно пристальное внимание к правоохранительнойпрактике[6].
В настоящее время состояние законности и учетно-регистрационнойдисциплины находятся под постоянным контролем руководства Управления ВнутреннихДел.
Для получения объективной информации о работе милиции регулярноосуществляются встречи руководящего состава УВД с трудовыми коллективами игражданами по месту жительства. Используются средства массовой информации:проводятся прессконференции, брифинги, “ прямой провод “ в обласных и районныхгазетах — введены постоянные рубрики “ 01, 02, сообщают ”.
Каждому выявленному факту нарушения законности дается принципиальнаяоценка. Систематически анализируется состояние оперативной обстановки вобласти. Обеспечено регулярное информирование оперативных служб УВД.Разработаны и реализуются комплексные целевые программы по борьбе снаркоманией, кражами, угонами автотранспорта, кражами из квартир, предупреждениюправонарушений со стороны ранее судимых и несовершеннолетних
В настоящее время происходит рефорганизация структуры УВД. За счетсокращения управленческого аппарата колличественно и качественно укрепляютсяведущие подразделения органов внутренних дел, уголовного розыска, дежурныхчастей, участковых инспекторов милиции. Происходит ломка искусственно созданныхвнутриведомственных перегородок, препятсвующих реальному взаимодействиюобособлений служб и подразделений.
Главное — создать оптимальные и эффективно действующие структуры ведущихслужб.
Разумеется, не все сладко в нашей повседневной служебной деятельности.Сказываются изменения заорганизованность милицейской системы, несовершенствоноральной базы, законодательства.
Долгие годы мы считали, что располагаем законным учением о государстве иправе, что руководствуясь в своей деятельности выводами безупречной теории,опирающейся на положения Маркса и Энгельса, Ленина, формулировки партийныхдокументов[7].
То обстоятельство, что Маркс и Энгельс создали свою теорию полтора веканазад и за это время произошли огромные изменеия в общественном развитии, неучитывалось, что некоторые положения постаревшей теории наиболее очевиднопротиворечащие практике, такие как предсказание победы социализма в наиболее развитыхиндустриальных странах, необходимость преодоления товарно — денежных отношений.Государство и право несколько модифицировалось, но суть учения сохраниласьнеизменной и, что гораздо хуже, оно использовалось как руководство к действию.
В современных условиях мы постепенно отказываемся от отношения к наследиюклассиков марксизма — ленинизма, как абсолютно непогрешимому, пригодному длявсех времен и стран.
Сказанное относится и к учению о государстве и праве. Государственныймеханизм как орудие управления делами общества не претерпел принципиальныхизменений, те же средства осуществления публичной власти, поддержанияобщественного порядка. Но социальная направленность деятельности государствасущественно изменилась.
Отсюда и все более широкое использование таких общедемократических идейи институтов, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений,высокая роль суда, гласность.
Все это позволило охарактеризовать демократическое государство, какорудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовоегосударство по форме.
В этих явлениях единственно разумным выходом достойным человечества,стало формирование нового политического мышления.
Признав в государстве орудие не классового господства, а социальногокомпрмисса, нужно соответственно определить и его внутренние функции. Главноеиз них — учет и координация интересов различных групп населения, отыскание ипроведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальнымислоями.
Нужно сопоставить конструкции различных теоритических школ, не столькодруг с другом, сколько среальными историческими условиями.
Нормативная школа права исходящая из совпадения права и закона опираетсяна основы государственной власти в обществе.
Социологическая школа — приоритет общественным отношениям (правоотношения ) предшествуют нормам, право это то, что делает судья
Нравственная школа исходит из различия права и закона. Главное нанынешнем этапе преодолеть однозначно классовое определение права, увидеть в немне средство подавления, а механизм координации различных общественныхинтересов, достижение социального компромисса.
Изменение основополагающих представлений о государстве и праве позволяетизменить, углубить наши взгляды на управление обществом, усилитьдемократический потенциал политологии и юрисдикции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРФ.
2. Межвузовскийсборник “Борьба с преступностью на современном этапе”. Барнаул, издательствоАГУ 1982г., г. Москва с.7
3. Межвузовскийсборник “ Актуальные проблемы правоохранительной деятельности на современномэтапе ”., г. Новгород
4. МВШМ “Права исвободы граждан и роль милиции в их обеспечении ”.
5. Д. З. Ливмиц“ Государство и право в современном обществе. Необходимость новых подходов ”.
6. Пикуров Н. И.“ Охрана прав граждан ОВД при реализации уголовного закона ”.
7. Иванова З. Д.“ Возникновение субъективных прав и роль милиции в их обеспечении ”.
8. С. П.Сереброва “ Проблемы защиты свидетеля в уголовном судопроизводстве ”.
9. Российскаяправовая общественно-политическая газета “ Щит и меч ” от 25 февраля 1997г.