Институт референдума в современном российском законодательстве

Содержание
Введение
1. Понятие референдума и его классификация
2. История проведения референдумов в России
3. Конституция РФ – основной источник института референдума
4. Федеральное законодательство о референдуме
4.1 Федеральныйконституционный закон «О референдуме Российской Федерации»
4.2 Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»
5. Практика проведения референдумов в России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Становлениесовременной российской государственности — крайне сложная и противоречиваясфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипови поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классическихавторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядкуформирования государственных органов. Несомненно, большое значение в процесседемократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимаетинститут непосредственного участия народа в управлении государством в формевыборов и референдумов.
Статья 32Конституции Российской Федерации закрепляет право, традиционно считающеесяосновным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан — конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.Право граждан на участие в управлении делами государства выходит далеко зарамки обычного субъективного права, соприкасаясь с другими политическимиправами и свободами граждан: избирательными, правом на участие в референдуме имногими другими. Возможно, право граждан на участие в управлениигосударственными и общественными делами является не столько субъективнымправом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающимпринципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами.Данный принцип реализуется, в первую очередь, посредством осуществленияполитических прав и свобод граждан.
КонституцияРФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа,непосредственным ее проявлением. Для того чтобы референдум точнее выражалволеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннееобсуждение выносимого на голосование вопроса.
Референдум — голосование граждан,имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленномзаконом порядке вынесены на референдум в целях получения от участниковреферендума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или«против», — определяется в российском законодательстве применительно к видамреферендума в Российской Федерации. Таковых три: референдум РоссийскойФедерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российскойфедерации, местный референдум.
В настоящеевремя конституции многих государств предусматривают… возможность илиобязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива проведенияреферендума предоставляется главе государства, правительству, общественныморганизациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросыполитической жизни страны — принятие конституции и поправок к ней, изменениеформы государственного устройства или формы правления, принятие новых илиотмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международнуюорганизацию, присоединение к межгосударственному соглашению. Латинское словоreferendum означает «то, что должно быть сообщено».
Федеральныйзакон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан российской федерации» был подписан 19 сентября 1997года президентом России Б.Н. Ельциным и опубликован в «Российской газете»30 сентября 1997г. Принятие этого закона не обошлось без трудностей — для еговнедрения пришлось преодолеть вето совета федерации федерального собранияроссийской федерации.
В чем жесостояла важность и своевременность этого закона, почему для его создания былипривлечены многие парламентарии, ученые, специалисты в области избирательногопроцесса?
Российскоезаконодательство постоянно совершенствуется, и с принятием нового федеральногозакона был сделан еще один шаг в направлении обеспечения конституционных правграждан избирать и быть избранными, а также на участие в референдуме. Законсущественно расширяет федеральные гарантии избирательных прав граждан,установленные в прежней редакции федерального закона «Об основныхгарантиях избирательных прав граждан российской федерации», полнееучитывает практику прошедших избирательных компаний. Впервые в законеурегулированы вопросы обеспечения права граждан на участие в референдумесубъекта РФ, местном референдуме, в частности, установлен перечень вопросов,которые не могут быть вынесены не референдум, порядок выдвижения инициативы опроведении референдума и его назначения.
В законеустановлена система правовых норм, обеспечивающих проведение выборов иреферендумов в строгом соответствии с волей избирателей, участниковреферендума, уточнен порядок их формирования и место в системе государственныхорганов, закреплен принцип независимости комиссий от органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, обязательность их решений для всехучастников компаний по проведению выборов и референдума.
Детальнопрописан в законе институт общественного контроля за ходом проведения выборов иреферендумов: закреплены права и обязанности наблюдателей, полнее определеныполномочия членов комиссий с правом совещательного голоса.
В целяхобеспечения достоверности итогов голосования более полно определен порядокдосрочного голосования, голосования избирателей, участников референдума внепомещения для голосования, а также порядок подсчета голосов избирателей,участников референдума и составления протокола об итогах голосованияучастковыми избирательными комиссиями.
Цельюданной работы является раскрытие понятия референдума, его видов, историивозникновения и проведения референдумов, представление того, как отображенинститут референдума в современном российском законодательстве, когда и прикаких обстоятельствах проводились референдумы в России и какие вопросы они былипризваны решать. Помимо этого, перед нами стоит вопрос об отношении населения креферендуму как к механизму демократического принятия.

1. Понятие референдума и его классификация
Референдум (от лат. referendum) — это форманепосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании понаиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местногомасштаба.  Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляетсобой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один изспособов участия общественности в принятии решений, важных для государства идля каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет нарезультат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью(информированностью) по данному вопросу.
Вмировой политической и государственно-правовой теории и практике референдумтрактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенароднымопросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иногогосударственного решения путем народного голосования, придающего емуокончательный и обязательный характер. Различия между референдумом и плебисцитом:в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либозаконопроекта, поправок к конституции, решающих шагов во внутренней и внешнейполитике. В ходе плебисцита (от лат. «plebs» –простой народ, «scitum» -решение,постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности. Различиямежду референдумом и «всеобщими выборами»: если в ходе выборов избираютсявыборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или«нет» на поставленный вопрос. Если выборы непосредственно связаны спредставительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственнойдемократии. Законодательство по референдумам развитых демократических странвыделяют референдумы: — конституционный (голосование по новой конституции илипоправкам к ней); — обычный законодательный (по любому законопроекту,предложенному к ратификации в установленном порядке); — дозаконодательный иликонсультативный. Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. доутверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни дляправительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них; — послезаконодательный (ратифицирующий). После ратифицирующего референдумазаконопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительныхорганов; — обязательный (при наступлении точно установленных законом условий);- факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права);также оговорен и территориальный принцип. в современном государстве референдумпроводится и на общенациональном, и на региональном, и на местном уровнях.

2. История проведения референдумов в России
 
Референдумв Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет исобственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения навечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание ореферендуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно вКонституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСРпредоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственнойинициативе или по требованию одной из республик.
Вработах некоторых ученых-государствоведов встречаются высказывания о том, чтореферендумы в СССР проводились на местном уровне, они использовались длярешения национально-территориальных вопросов, вопросов управления территорией.
Исходяиз того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум каквсенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которыеутверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрениясовременного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу,результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен дляприменения) практики применения референдума в нашей стране действительно несуществовало.
Ст.5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственногонародовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум).Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г.Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этогоинститута, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимостипринятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведениявсенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре иосновным положениям будущего акта.
Вдекабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме. Занесколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем закон ореферендуме в РСФСР. После принятия союзного закона о референдуме были принятыреспубликанские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, вБелоруссии, Молдове. Некоторые республики в составе Российской Федерации такжеприняли соответствующие законы. Например, проект закона о референдуме вКабардино-Балкарской Республике был разработан на основе российского закона ореферендуме, Конституции РСФСР и Конституции Кабардино-Балкарии, вынесен в мае1991 г. на рассмотрение сессии Верховного Совета и принят в первом чтении.
КонституцияРФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает формы осуществления народом принадлежащей емувласти: непосредственно, а так же через органы государственной власти и органыместного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990г. также провозглашает две формы осуществления народом принадлежащей емугосударственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая приэтом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путемволеизъявления народа, выраженного в ходе референдума. После издания указанныхзаконов сложилась и практика проведения референдума.
Какизвестно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародноеголосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному изважнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашейстраны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.
Всоответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет былобязан объявить референдум по решению Съезда народных депутатов РСФСР или потребованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общею числанародных депутатов Верховного Совета РСФСР. Более трети всех депутатовпоставили свои подписи под требованием провести референдум но вопросамнационально государственного устройства России, сохранения РСФСР каксуверенного государства в составе обновленного союза и реорганизациигосударственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемоговсенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение обобъявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении вместе среферендумом СССР, наметил необходимые организационные меры. Таким образом, 17марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании постароссийского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме,предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.
Однакодемократические по своей сути институты прямой демократии не могли не затронутьустоев социалистического государства. Если пост президента был введен в Россиив результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохраненииСССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась.
Оживлениеполитической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССРвыражалось во множественном применении референдума — он сталконституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов,национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ вреспубликах Башкортостан и Татарстан решением референдума были утвержденыдекларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводилисьреферендумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показалапрактика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, какформа демократии и непосредственного участия населения в решениисоциально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметнуюроль.
25апреля 1993 г. состоялся всероссийский референдум, на который выносилисьследующие вопросы: «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?», «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемуюПрезидентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?», «Считаете ли Вынеобходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?», «Считаетели Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?». 5мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги иустановила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35Закона “О референдуме РСФСР”: Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г.состоялся. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за нихпроголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Потретьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосоваломенее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
12декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633“О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря1993 г.” состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было такжеутверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.
Этобыл первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россиянеоценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционнымсовещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей(54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало запринятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новойКонституции России.

3. Конституция РФ – основнойисточник закрепления института референдума
 
Однойиз новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие отпредшествующих, не просто декларирует возможность использования институтареферендума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественнойжизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия вРоссии (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа.Логическое развитие это положение главы “Основы конституционного строя”получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правовогостатуса человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которойзакреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.
Также,нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдумРоссийской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местныйреферендум, следовательно, институт референдума можно использовать на всехуровнях власти.
Действиенормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматриватьотдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономнойобласти, автономного округа принимается законодательным (представительным)органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции дляиспользования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной,так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие уставапредставительным органом, а не вынесение его на референдум.
Конституцияотнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума.По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народныхдепутатов, то есть за представительным органом.
Изменениесубъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложнымиусловиями развития России, так как сохранение этого права за столь политическиполяризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструментразрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.
Однакоэто не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающимэтим правом.
Всоответствии со ст.84 Конституции, Президент Российской Федерации назначаетреферендум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последнийпредусматривает условия обязательного назначения референдума по требованиюуказанных в нем органов, определенного количества депутатов, а такжеизбирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме каквысшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основаниемдля установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме.Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов РоссийскойФедерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектовРоссийской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционногостроя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими правограждан участвовать в референдуме (ст.32 Конституции).
Частьвторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местногосамоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность припринятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местныйреферендум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а такжеформируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Такимобразом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной ипредставительной демократии.
Местныйреферендум может использоваться в двух формах:
— во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственноговолеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В такомслучае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений,наряду с выборными органами местного самоуправления;
— во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющаяпредставительные органы самоуправления на данной территории. Такая формасамоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностьюнаселения.
Такимобразом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулируетвопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборамиявляется высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет правограждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего праваграждан непосредственно участвовать в управлении делами государства;разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулированияправ и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита –в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

4. Федеральное законодательство о референдуме
 
Институтреферендума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 г.Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял правотребовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан РоссийскойФедерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Законпозволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначенииреферендума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародномреферендуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он,обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в ихпроведении. Все это предопределило сравнительно редкое использованиереферендума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокиереформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.
Необходимоотметить, именно законом “О референдуме РСФСР”, принятым 16 октября 1990 г.,было проведено 17 марта 1991 г. всенародное голосование. Была поставлена задачавыявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: осохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерациисуверенных республик и введение поста Президента в России. В декабре 1993 г.референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того жегода он был использован как своеобразный арбитр в конфликте междузаконодательной и исполнительной властью.
Особенностьреферендума, проведенного 12 декабря 1993 г. состояла в том, что одновременно спринятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание,предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, чтопроект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, которыйранее (21 сентября 1993 г.) издал Положение о федеральных органах власти напереходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собраниесуществовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений овыборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) былоустановлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительныхбюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
Избирательнаякампания 1993 г. проходила в сложный период —  трагический финалконституционного кризиса наложил отпечаток на  всю политическую жизнь. Однако,несмотря на мрачные пророчества  оппозиции, все оппозиционные партии получилиправо  на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно  возобновиливыпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовойинформации. Политический режим сохранял  прежний демократический характер,общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочнойконституционной законности.
КонституцияРФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме.10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционныйзакон «О референдуме Российской Федерации».
4.1 Федеральный конституционный закон «О референдумеРоссийской Федерации»
 
РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙКОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
ОРЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одобрен
ГосударственнойДумой
11 июня 2004года
Одобрен
СоветомФедерации
23 июня 2004года
(в ред.Федеральных конституционных законов
от 30.12.2006N 7-ФКЗ, от 24.04.2008 N 1-ФКЗ,
с изм.,внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 21.03.2007N 3-П)
Референдумнаряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражениемвласти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление гражданРоссийской Федерации на референдуме Российской Федерации, защитадемократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие вреферендуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целяхпринятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также вцелях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека игражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
(в ред.Федерального конституционного закона от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)
Референдумнаряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражениемвласти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление гражданРоссийской Федерации на референдуме Российской Федерации, защитадемократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие вреферендуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целяхпринятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также вцелях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека игражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
Институтреферендума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 г.Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял правотребовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан РоссийскойФедерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Законпозволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначенииреферендума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародномреферендуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он,обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в ихпроведении. Все это предопределило сравнительно редкое использованиереферендума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокиереформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.
Необходимоотметить, именно законом “О референдуме РСФСР”, принятым 16 октября 1990 г.,было проведено 17 марта 1991 г. всенародное голосование. Была поставлена задачавыявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: осохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерациисуверенных республик и введение поста Президента в России. В декабре 1993 г.референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того жегода он был использован как своеобразный арбитр в конфликте междузаконодательной и исполнительной властью.
Особенностьреферендума, проведенного 12 декабря 1993 г. состояла в том, что одновременно спринятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание,предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, чтопроект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, которыйранее (21 сентября 1993 г.) издал Положение о федеральных органах власти напереходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собраниесуществовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений овыборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) былоустановлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительныхбюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
Избирательнаякампания 1993 г. проходила в сложный период —  трагический финал конституционногокризиса наложил отпечаток на  всю политическую жизнь. Однако, несмотря намрачные пророчества  оппозиции, все оппозиционные партии получили право  наведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно  возобновиливыпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовойинформации. Политический режим сохранял  прежний демократический характер,общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочнойконституционной законности.
КонституцияРФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме.10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционныйзакон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону,референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам,действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдумнаряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражениемвласти народа.
Отдельные,не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросыпроведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом “Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме гражданРоссийской Федерации”.
Законопределяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование гражданРоссийской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросамгосударственного значения. Законом регламентируется характер вопросов,выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядкевыносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, еслиКонституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародноеголосование проекта новой Конституции Российской Федерации . Ноопределенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Срединих вопросы:
1)изменения статуса субъектов РФ
2)досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, СоветаФедерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборовПрезидента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерациилибо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) обизбрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении илипродлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РоссийскойФедерации;
4) оперсональном составе федеральных органов государственной власти, иныхфедеральных государственных органов;
5) обизбрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срокаполномочий органов, образованных в соответствии с международным договоромРоссийской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых надолжность в соответствии с международным договором Российской Федерации, атакже о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иноене предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6)о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения
Вопросы,выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать илиотменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционныегарантии их реализации.
Такимобразом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены наобщероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать илиотменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционныегарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могутбыть предметом всенародного голосования.
Также,следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданинана участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекаютиз статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает,что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованныхограничений имеет право и возможность:
· приниматьучастие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредствомсвободно выбранных представителей;
· голосоватьи быть избранным на подлинных демократических периодических выборах,производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайномголосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
· допускатьсяв своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участиеграждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е.путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства)или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти илиместного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формойосуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различаютдве главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую черезорганы власти, прежде всего представительные учреждения и другие выборныеорганы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражениемвласти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди формнепосредственной демократии.
Вчасти третьей комментируемой статьи названы формы непосредственногоосуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальнуюзначимость: референдум и выборы.
Именнореферендум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении деламигосударства. При проведении референдума Российской Федерации действуют общиепринципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления притайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательныхправ и прав на участие в референдуме — не случайно они закреплены в одномфедеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом иголосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль заволеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не можетбыть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вреферендуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации,достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. ГражданинРФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдумаРоссийской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладаетвсей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать вреферендуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособнымили содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдумв соответствии со ст. 7 Закона не проводится в условиях военного или чрезвычайногоположения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также втечение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.Референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования(обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслуформулировкой вопроса.

4.2Федеральный закон«Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»
 
РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ ИПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Принят
ГосударственнойДумой
22 мая 2002года
Одобрен
СоветомФедерации
29 мая 2002года
с изм.,внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П,
Федеральнымзаконом от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
ПостановленийКонституционного Суда РФ от 25.02.2004 N 4-П,
от 14.11.2005N 10-П,
Федеральнымзаконом от 24.11.2008 N 207-ФЗ)
Демократические,свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органыместного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственнымвыражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободноеволеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защитадемократических принципов и норм избирательного права и права на участие вреферендуме.
Впоследней редакции федерального закона «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан российской федерации»устанавливается, что демократические свободные и периодические выборы в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумявляются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государствомгарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защитадемократических принципов и норм избирательного права и права на участие вреферендуме.
Начто надо прежде всего следует обратить внимание в новом законе?
Преждевсего следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека игражданина на участие в управлении делами государства, которое закреплено вст.32 конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. положения данной статьи непосредственновытекают из статьи 21 всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает,что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованныхограничений имеет право и возможность:
— принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так ичерез посредством свободно выбранных представителей;
— голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых наоснове всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании иобеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
— допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственнойслужбе.
Участиеграждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е.путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органовгосударства) или через избираемых ими же представителей в органахгосударственной власти или местного самоуправления, является выражениемсуверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизманародовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную)и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другиевыборные органы.
Конституцияобъявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, авысшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственнойдемократии.
Вчасти третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществлениянародом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость:референдум и выборы.
Референдуместь голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме,сами по себе обладают юридической силой и в каком- либо утверждении ненуждаются. Согласно конституции, референдум назначается президентом Российской Федерациив порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий кстатье 84).
Именнореферендум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении деламигосударства. Участие в референдуме имеет низший возрастной ценз, которыйсоставляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни скакими другим ограничениями.
Именнореферендум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Каковыже остальные положения о референдуме в федеральном законе «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»?
Федеральнымзаконом установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению кформам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, атакже законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований федеральномузакону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»применяются нормы названного федерального закона (пункт 7 статьи 1).
Федеральныйзакон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума:принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иныенормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только послеокончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).
Уточненопонятие всеобщего избирательного права. Установлена недопустимость введенияценза оседлости для приобретения пассивного избирательного права (пункт 5статьи 4).
Встатье 12 федерального закона оговаривается обязательность проведенияреферендумов:
1.Референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской
Федерации,местный референдум назначается и проводится в порядке и в сроки, которыеустановлены соответственно федеративным конституционным законом «Ореферендуме Российской Федерации», настоящим федеративным законом субъектаРоссийской Федерации, уставом муниципального образования.
2.Принятие органом государственной власти или органом местного самоуправлениярешения по существу вопроса, который в соответствии с федеральнымконституционным законом может быть вынесен на референдум, не являетсяобстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данномувопросу. Процедура назначения референдума описана в статье 16:
1.Референдум назначается в соответствии с конституцией и федеральным конституционнымзаконом.
2.Референдум субъекта Российской Федерации назначается органом государственной властисубъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом,конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации.
3.Местный референдум назначается органом местного самоуправления в соответствии снастоящим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставоммуниципального образования.
4.Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускаетсяназначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума РоссийскойФедерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть опубликованоне менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума – не менее чемза 45 дней.
5.В соответствии с законом субъекта Российской федерации, уставом муниципальногообразования дата проведения референдума не позднее чем за 25 дней дореферендума может быть перенесена на более поздний срок (но не более 90 дней)уполномоченным на то органом в целях совмещения референдума с иным референдумомлибо выборами. Решение о назначении референдума, а также о перенесении датыголосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в СМИ непозднее чем через 6 дней со дня его принятия.  Статья 14 перечисляетобстоятельства, исключающие проведение референдума:
1.Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения натерритории референдума, а также в течение трех месяцев после отмены военногоили чрезвычайного положения.
2.Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен срок, в течениеповторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанныйсрок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатовреферендума.
3.Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума,за исключением указанных в данной статье.
Встатье 15 содержится ряд норм, регламентирующих порядок выдвижения инициативыпроведения референдума, подготовки и проведения референдума:
— инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам РоссийскойФедерации, имеющим право на участие в референдуме. Законы могут определять иныхсубъектов;
— каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в референдуме, аравно общественные объединения, зарегистрированные органами юстиции не позднее,чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума;
— для назначения референдума субъекта Российской Федерации в орган, установленныйзаконом субъекта Российской Федерации, должны быть представлены подписиучастников референдума в поддержку инициативы его проведения;
— законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена реализацияинициативы проведения местного референдума также в форме собрания участниковреферендума.
Встатье 33 закона устанавливается минимальный количественный состав инициативнойгруппы по проведению референдума субъекта Российской Федерации (не менее 20человек), местного референдума (не менее 10 человек).
Встатье 13 закона установлен перечень вопросов, которые не могут быть вынесенына референдум:
1.вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а такжевопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации,определяются федеральным конституционным законом.
2.На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы,находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.
3.на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут бытьвынесены вопросы:
— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществленияполномочий органа власти, а также о проведении досрочных выборов;
— о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерацииили органов местного самоуправления, персональном составе органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления;
— об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение, надолжность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения.
4.Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничиватьили отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
5.Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно дать толькооднозначный ответ.
6.Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум,за исключением указанных в данной статье.
Всилу пункта 9 статьи 33 федерального закона избирательные комиссии (комиссииреферендума) должны проверять соответствие вопросов референдума этимтребованиям. в том числе возможно и проведение филологической экспертизы.
Федеральнымзаконом предусмотрено, что фонды для участия в референдуме создаются в порядке,предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов РФ,уставами муниципальных образований (пункт 19 статьи 47).
Федеральнымзаконом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»введено понятие «регистрация участников референдума»(статья 17).
Согласнопункту 8 статьи 22 центральная избирательная комиссия Российской Федерациисовместно с федеральными органами государственной власти, избирательнымикомиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления организует государственную систему регистрации (учета)избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций.
Вцелях устранения «двойного учета» уточнен порядок составления участниковреферендума. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 федерального законаоснованием для включения гражданина РФ в эти списки на конкретном участкеявляется факт его постоянного или преимущественного проживания на территорииэтого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.
Всоответствии с частью 3 статьи 55 конституции Российской Федерации, устанавливающей,что права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только втой части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересовдругих лиц, в пункте 6 статьи 18 закона применительно к проведению референдумавключено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящиевоинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующегомуниципального образования, в списки не включаются, если они не являлисьжителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи18).
Избирательныеокруга должны образовываться при соблюдении принципа примерного равенстваизбирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от среднейнормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а втруднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 процентов, приобразовании избирательных округов на территориях компактного проживаниякоренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормыпредставительства избирателей может превышать указанный предел, но не более,чем на 30 процентов.
Нормыфедерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РоссийскойФедерации», касающиеся вопросов статуса кандидатов, зарегистрированныхкандидатов, агитации и финансирования при проведении референдумов, призваныисключить возможность злоупотреблений при проведении предвыборной агитации,финансировании кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательнымиобъединениями, блоками своих избирательных кампаний, а также злоупотребленийдолжностным и служебным положением кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Чтокасается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемогокомиссиями референдума, то в законе закреплен принцип исключительно бюджетногофинансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотренмеханизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5статьи 46 федерального закона).
Правовоеобеспечение равных условий доступа к агитации через средства массовойинформации содержится в статьях 39, 40, 41 федерального закона: предоставлениебесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирномувремени, печатным площадям периодических печатных изданий.
Введенаобязанность инициативных групп по проведению референдума предоставлять вкомиссии референдума экземпляры агитационных печатных материалов или их копий(пункт 1 статьи 43 федерального закона).
Запрещаетсябесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкамюридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениямиработ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных свыборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданиномработ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечениятретьих лиц.
Всоответствии с законом РФ «О референдуме российской федерации» граждане РФ,общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законнымиметодами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума РФ,за или против участия в референдуме РФ, за или против законопроекта,действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ.
Недопускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,национальную или религиозную ненависть и вражду. запрещается пропагандасоциального, расового, национального религиозного или языкового превосходства.
Запрещаетсяпроводить агитацию, распространять любые агитационные материалы :
— федеральным органам государственной власти, органам государственной властисубъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам приисполнении служебных обязанностей;
— воинским частям, военным учреждениям и организациям;
— благотворительным организациям и религиозным объединениям;
— членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.
Агитациязаканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующегодню проведения референдума РФ. В день проведения референдума и в деньпредшествующий ему агитация запрещается.
Агитацияможет проводиться :
— через средства массовой информации;
— путём проведения различным мероприятий;
— путём выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационныхматериалов;
— в иных не запрещённых законом формах.
Запрещаетсяпроведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или нальготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежныхсредств.
Всеагитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях илицах, ответственных за их выпуск. распространение анонимных агитационныхматериалов запрещено.
Вывешиваниеагитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и впомещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, атакже в помещениях комиссий по проведению референдума РФ в помещениях участковреферендума запрещается.
Средствамассовой информации, одним из учредителей которых являются государственныеорганы, предприятия, учреждения и организации либо которые полностью иличастично финансируются за счёт государственных средств или средств местногосамоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за илипротив вопроса, вынесенного на референдум РФ.
Комиссииреферендума обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдумеграждан РФ, осуществляют подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации(пункт 3 статьи 21 федерального закона).  Соответственно, в большинстве статейфедерального закона в той или иной мере содержатся функции, полномочия иобязанности комиссий референдума.
Регистрацияинициативных групп по проведению референдума, контроль за проведением агитациипо вопросам референдума, применение мер ответственности за нарушение настоящегофедерального закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации,уставов муниципальных образований, подсчет голосов участников референдума, определениерезультатов референдума, издание в случаях, предусмотренных законом, инструкцийи иных нормативных актов – вот неполный перечень инструкций комиссийреферендума, установленных федеральным законом.
Статья21 федерального закона устанавливает систему избирательных комиссий, комиссийреферендума. как и ранее, эти комиссии составляют единую соподчиненную системутолько соответственно уровню выборов. Решения вышестоящей комиссии, принятые впределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решениякомиссии, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральнымзаконам или законам субъектов РФ, либо принятые с превышением установленныхполномочий, подлежат отмене в вышестоящей комиссии.
Уточненпорядок формирования центральной избирательной комиссии Российской Федерации(пункт 2 статья 22 федерального закона), а также комиссий референдума субъектовРФ, окружных территориальных и участковых комиссий референдума (статья 23 федеральногозакона). половина членов комиссии субъекта РФ, окружной комиссии назначаетсязаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, другая половина назначается исполнительным органом государственнойвласти субъектов РФ.
Формированиетерриториальных комиссий референдума, а также окружных выполняется выборныморганом местного самоуправления.
Неменее одной трети членов соответствующих комиссий референдума должно бытьназначено на основе поступивших предложений каждого из избирательныхобъединений, избирательных блоков, имеющих фракции в государственной думе, атакже на основе поступивших предложений объединений, имеющих фракции взаконодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РоссийскойФедерации и в выборном органе местного самоуправления.
Правопредлагать кандидатуры также предоставлено избирательным комиссиям прежнегосостава, действующим на постоянной основе.
Крометого, федеральным законом установлено, что государственные либо муниципальныеслужащие не могут составлять более трети от всего числа членов соответствующейкомиссии референдума.
Закрепленстатус центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательныхкомиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов,осуществляющих подготовку и проведение референдумов Российской Федерации идействующих на постоянной основе (пункт 9 статья 21, пункт 1 статья 22, пункт 8статья 23 федерального закона).
Комиссиямреферендума законом предоставлено правило рассматривать и принимать решения посуществу жалобы на решения и действия (бездействие) комиссий референдума и ихдолжностных лиц, нарушающие права граждан на участие в референдуме (пункт 6статья 63).
Широкимиполномочиями закон наделяет комиссии при осуществлении контроля зафинансированием инициативных групп.
Наиболееважный и ответственный этап деятельности комиссий референдума, в которомзадействованы все звенья системы комиссий, — организация, голосование, подсчетголосов участников референдума, установление результатов референдума. правовоерегулирование данного этапа достаточно подробно и детально, что делает этотэтап максимально открытым и гарантированным от фальсификаций, осуществляется вглаве 9 федерального закона.
Вопросыорганизации и порядка голосования, подсчета голосов участников референдума,установление результатов референдума и их опубликование регулируется статьями49-62 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных правграждан Российской Федерации». В силу пункта 3 статьи 66 федеральногозакона указанные статьи закона (за исключением статей 61-62) применяются припроведении всех референдумов, проводимых после вступления в силу данногофедерального закона, в том числе и тех, что назначены до его вступления в силу.таким образом, все комиссии, в том числе и находящиеся на заключительном этапеизбирательной кампании, с 30 сентября 1997 года обязаны были применять нормыуказанных статей закона. это требование не распространялось только наизбирательные комиссии, осуществлявшие дополнительные выборы (взамен бывшихдепутатов) или повторные выборы, для обеспечения равенства прав граждан припроведении одних и тех же выборов.
Нормыстатей 49-62 федерального закона призваны обеспечить открытость и гласностьважнейшего этапа избирательной кампании, при этом все избирательные действия навсех референдумах, проводимых в рф, унифицируются.
Встатье 49 федерального закона устанавливаются требования к помещению дляголосования, в статье 51 устанавливаются требования для избирательного бюллетенядля голосования в референдуме, требования к его изготовлению, степени защиты. впункте 16 указанной статьи перечислены случаи, когда избирательная комиссияможет непосредственно изготавливать бюллетени.  Допускается также передачаданных протокола об итогах голосования по техническим каналам связи ввышестоящую комиссию с последующим обязательным предоставлением всейизбирательной документации при наступлении первой возможности (пункты 30, 31статьи 56 федерального закона). Данные положения закона могут существенноснизить расходы на организацию выборов, референдума на избирательных участках,участках референдума, образованных в труднодоступных местах.
Статьи52, 53, 54 федерального закона содержат своего рода «единый порядок»голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования. Всоответствии с пунктом 3 статьи 53 федерального закона избирательный бюллетеньдля голосования, в частности, на референдуме, заполненный проголосовавшимдосрочно, вкладывается в конверт и заклеивается. на месте склейки на конверте,кроме подписей двух членов комиссии референдума, проставляется подписьпроголосовавшего. при организации голосования вне помещения для голосованиякомиссии референдума обязаны вести специальный реестр, в котором регистрируютсявсе поданные заявления избирателей, участников референдума, желающихпроголосовать вне помещения для голосования.
Статья55 федерального закона содержит единые для всех выборов и референдумовтребования к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
Встатье 56 федерального закона описываются действия комиссий при заполнениипротокола, подписании протокола об итогах голосования и его направления внепосредственно вышестоящую комиссию.
Встатье 58 устанавливаются основания для признания выборов несостоявшимися инедействительными. соответствующая комиссия референдума признает итогинедействительными в случае :
а)если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосованиянарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявленияучастников референдума;
б)если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой частиучастков референдума;
в)по решению суда.
В59 статье регулируются некоторые, наиболее важные вопросы, возникающие приповторном голосовании.
Встатье 60 федерального закона установлены сроки опубликования результатоввыборов, референдума.
Встатье 62 определяется порядок использования государственной автоматизированнойсистемы при проведении выборов, референдума.
Однимиз условий проведения свободных выборов является открытость и гласность при ихподготовке и проведении. федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав граждан Российской Федерации» содержит ряд норм,обеспечивающих эти условия проведения референдумов при их проведении, подсчетеголосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума.
Заседаниякомиссий референдума проводятся открыто. Согласно пункту 1 статьи 26федерального закона на всех заседаниях вправе присутствовать члены вышестоящихкомиссий, член или уполномоченный представитель инициативной группы попроведению референдума. Им не требуется дополнительное разрешение. Назаседаниях также вправе присутствовать представители средств массовойинформации. Гласность в деятельности комиссий референдума обеспечивается присутствиемнаблюдателей.
Встатье 26 федерального закона достаточно подробно указаны их права иобязанности. В соответствии с пунктами 3 и 5 этой статьи наблюдатели вправеприсутствовать на участках референдума в день голосования с момента началаработы участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятиивышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. наблюдатели также вправеприсутствовать в иных комиссиях референдума при установлении итогов голосованияи подсчете голосов.
Впункте 13 статьи 26 федерального закона уточнен порядок приглашения в РоссийскуюФедерацию иностранных наблюдателей.
Пунктом4 статьи 60 закона предусмотрена также официальная публикация полных данных орезультатах референдума в объеме данных протоколов соответствующих комиссийреферендумов всех уровней.
Федеральныйзакон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»предусматривает как государственно-правовую, так и административную и уголовнуюответственность за нарушение избирательных прав на участие в референдуме,участие в выборах граждан Российской Федерации.

5. Практика проведения референдумов в России
 
Принципнародного суверенитета означает, что все полномочия на осуществлениегосударственной власти (законодательной, исполнительно-распорядительной исудебной) институты и должностные лица государства приобретают в результатесвободно выражаемой в той или иной форме воли народа. Только воля народа делаетгосударственную власть правомерной и легитимной.
Высшимнепосредственным выражением власти народа является референдум. Наиболееочевидной и полной формой выявления мнения населения является референдум всубъектах Российской Федерации. Под выявлением мнения населения должнаподразумеваться процедура, вследствие реализации которой должны быть полученырезультаты, позволяющие ответить на ряд вопросов.
Однимииз самых актуальных в наши дни вопросов, которые решает население, являютсявопросы по изменению границ территории субъекта, муниципального образования, атакже отношение населения к строительству какого-либо объекта, например атомнойстанции или завода.
Примеромпервой ситуации может послужить Тюменская область, где осенью 2001 года в 18 из22 районов области успешно прошли референдумы по вопросу укрупнения муниципальныхобразований.
Процессукрупнения муниципальных образований преследовал несколько целей, в том числе ито, что отказ от поселенческой модели местного самоуправления и произведениеукрупнения позволяют более эффективно расходовать средства и осуществлять контрольза равномерным их распределением по территории муниципального образования.Также ожидалось, что значительно сократится штат чиновников.
Такимобразом, нужно отметить, что все эти действия могут повлечь далеко идущиепоследствия. Это видят многие политики, в частности, Союз правых сил – партия,у которой есть своя программа поддержки местного самоуправления. В июле 2001года в муниципальных образованиях юга Тюменской области побывала ИринаХакамада, которая предприняла эту поездку специально в связи с намечавшимисяреферендумами.
Однимиз ярких примеров проведения экологического референдума является Костромскаяобласть. 8 декабря 1996 г. в Костромской области прошел первый в нашей странерегиональный экологический референдум, на котором решался вопрос о согласиинаселения Костромской области с размещением и строительством атомной станции вКостромской области. Отрицательно на вопрос, вынесенный на референдум, ответили87,43% граждан области, принявших участие в референдуме.
Результатыэтого референдума оценивались как крупный успех экологической общественности,инициировавшей его проведение, так как, несмотря на агитацию Министерстваатомной энергетики, концерна «Росэнергоатом», удалось прекратитьстроительство Костромской АЭС. Этот референдум был тем прецедентом, на которомосновывали свою позицию инициаторы последующих экологических референдумов.
Хотелосьбы отметить последствия проведения этого референдума. Совершенно очевидно, чтосам факт проведения референдума, его результаты создавали опасность для атомныхгосударственных ведомств, поскольку общественные экологические организации вомногих регионах России стали выходить с инициативой о проведении аналогичныхреферендумов в своих регионах.
Летом1998 года, то есть через полтора года после проведения анти-атомногореферендума, в Костромской областной суд была подана жалоба от несколькихграждан, проживающих в поселке Чистые Боры и городе Буй (где планировалосьразместить АЭС), о нарушении их прав и свобод в связи с проведением референдумапо вопросу строительства Костромской АЭС.
Правовымоснованием жалобы послужило Заключение Аналитического центра по правовойполитике Президента РФ, подписанное заместителем директора Институтагосударства и права Российской академии наук, профессором Иконицкой И.А. В этомдокументе делается необоснованный с правовой точки зрения и нелогичный вывод онезаконности как Постановления Костромской областной Думы от 25 апреля 1996 г.,назначившего дату проведения референдума, так и самих результатов референдума.Правовое значение данного заключения весьма спорно, поскольку его исходящийномер идентичен исходящему номеру такого же Заключения о незаконностипланируемого референдума по Ростовской АЭС. Это, очевидно, свидетельствует отом, что оба заключения были под копирку подготовлены по заказу Минатома,увидевшего в Костромском референдуме и возможных референдумах в других регионахугрозу прекращения дальнейшего строительства атомных станций в нашей стране.
Несмотряна то, что обжалование результатов референдума не подсудно суду общейюрисдикции, и в жалобе не был указан ответчик, дело было принято кпроизводству. Судья собственным определением привлекла к участию в деле вкачестве заинтересованной стороны Костромскую областную Думу и Костромскоеобщественное экологическое движение «Во имя жизни».
Попросьбе движения «Во имя жизни» в процессе приняли участие юристИнститута «Экоюрис» Екатерина Хмелева и адвокат Московской областнойколлегии адвокатов, консультант Института «Экоюрис», ЕкатеринаГречушкина.
Посленескольких месяцев судебных слушаний, несмотря на обоснованную правовую позициюв защиту референдума, доказывающую полную несостоятельность доводов заявителей,25 января 1999 года судьей Костромского областного суда В.В. Царевой былопринято решение об удовлетворении жалобы.
Всвоем выступлении в прениях представитель Костромской областной Думы высказалнадежду, что в решении суда «принципы Конституции Российской Федерации,законность восторжествуют, высшая непосредственная власть народа, выраженнаягражданами Костромской области на референдуме, обретет подтверждение в духеправового и демократического государства».
Ксожалению, суд не смог оправдать этих надежд, встать на защиту конституционныхправ граждан и доказать свою независимость от давления атомного лобби, котороебыло очевидно в ходе судебного процесса.
РешениеКостромского областного суда было обжаловано в Верховный Суд РФ и пока еще невступило в силу. Но мне кажется, что именно сейчас необходимо опубликоватьимеющие огромное общественное значение процессуальные документы, обосновывающиенезаконность и неправомерность этого решения суда, которое фактическиперечеркнуло голоса трехсот тысяч граждан, высказавшихся против строительстваАЭС.
Нужноотметить, что нельзя равнодушно относиться к сложившейся ситуации. Это былпервый экологический референдум и поэтому, приводимые правовые аргументы могутбыть использованы при защите результатов состоявшихся экологическихреферендумов, а также при планировании и инициировании новых. Кроме того,важно, чтобы правовая несостоятельность решения Костромского областного суда,продемонстрировавшего слабость и зависимость судебной системы, была открыта дляобщественности, защищающей экологические интересы.
Хотелосьбы сказать о референдумах по принятию Конституции (Устава) субъекта РоссийскойФедерации, которые прошли в нескольких субъектах Российской Федерации.Несомненно, что референдумы проходили по-разному и имели различный результат.Одним из ярких примеров референдума по принятию Конституции субъекта РФ,является референдум, проведенный в республике Тува в 2001 году.
Верховныйхурал (парламент) Республики Тува одобрил проект новой Конституции и принялрешение вынести его на всенародный референдум 6 мая 2001 года. Проект былпредложен президентом республики Шериг-оолом Ооржаком в связи с тем, что встарой Конституции многие статьи давно перестали действовать, расходились сфедеральным законодательством и постоянно подвергались изменениям.
Интересно,что буквально за неделю до принятия проекта республиканская прокуратураобратила внимание парламента на большое количество (около 40) несоответствий вновом проекте Конституции федеральному законодательству. И это несмотря на то,что, по уверениям представителей исполнительной власти, проект прошелэкспертизу в Министерстве юстиции России. В рекордно короткий срок, всего заодно заседание, Конституционная комиссия Тувы ликвидировала все противоречия ипредставила депутатам исправленный проект. Парламентарии получили на руки новыйвариант Конституции за сорок минут до начала голосования и, естественно, дажене успели с ним толком ознакомиться.
Еслиследовать букве закона, решение о вынесении Конституции на референдум таило всебе множество юридических ошибок. В частности, согласно ст. 63 действовавшейна тот момент Конституции Тувы парламент обязан был не просто вынести текст нареферендум, а подробно обсудить его не менее чем в двух чтениях (чего сделаноне было). Последние же поправки в Конституцию вообще вносились неизвестно как — Конституционная комиссия Тувы, почти сплошь состоящая из лично преданныхпрезиденту республики людей, не имеет юридических полномочий на подобноезаконотворчество.
Такимобразом, можно сделать вывод, что проект новой Конституции Республики Тува, былво многих вопросах не доработан, однако был вынесен на референдум, состоявшийся6 мая 2001 года.
Однаконеобходимо отметить, что Конституция Республики Тува была принята подавляющимбольшинством 7 мая 2001 года. В голосовании приняли участие 85,46% избирателей,имеющих право голоса. Высказались “за” — 85,46%, “против” — 18,69%.
Средиглавных положений Основного закона Республики Тува, следует отметить заменустатуса “президента” на статус “глава правительства”, который будет обладатьболее широкими полномочиями, а также создание двухпалатного парламента из 162депутатов, 32 из которых будут работать на постоянной основе.
Такимобразом, нужно подчеркнуть, что как показывает практика, в период всеобщейдемократизации общества, институт референдума, как форма демократии инепосредственного участия населения в решении социальных, политических иэкономических вопросов широко используется в нашей стране.

Заключение
 
Свободавыбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствованиячеловека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Какверно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеикоторого и поныне определяют развитие конституционного права, способностьчеловека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственнаядеятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда,когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что дляполитически активных граждан референдум – это нормальная потребность ивозможность выражения своей позиции.
КонституцияРоссийской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником властимногонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти,определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимаетнепосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим егопроявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанноепозволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народомпринадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии.Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формынепосредственного волеизъявления народа.
Подводянекоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда доверие к демократии вРоссии подорвано, когда “нет консенсуса о том, является ли парламентскаядемократическая организация власти лучшей в российских условиях”, когда низокуровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство инеразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о ролиреферендумов в процессе становления и развития демократического правовогогосударства в России.
Политическоезначение института референдума состоит в том, что с его помощью гражданеприобретают возможность эффективного воздействия на формирование политикигосударственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, — возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однаконеобходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функциюреферендум может выполнить только при наличии согласованного законодательства.Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречитфедеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве.Хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах,который бы значительно помог систематизировать местное законодательство.
Большуюостроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования междуорганами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятиирешений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместноговедения. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависитпсихологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосоватьили нет.
Крометого, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума игосударственными органами, одинакова – они являются плодамигосударственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа –верховного обладателя власти.
Отсюдаследует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за ихнеисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правоваядействительность.
Толькос усвоением народом демократических ценностей важнейший демократическийинститут референдума начнет играть все более и более важную роль в процессестановления и развития демократического правового государства в России. Сегодняидет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и какпоказывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходитстановление и развитие демократического государства и роль и место в этомреферендума велика.

Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – Ростовн/Д: Феникс, 2008. – 62с.
2. Федеральный конституционный закон «О референдумеРоссийской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов РоссийкойФедерации 2007. №5.
3. Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» от 12 июня 2002 года // Сборник Законов. 2007. № 67.
4. Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003года // СПС «Консультант плюс». №131
5. Сборник законов Российской Федерации. Сизменениями и дополнениями на 1 сентября 2007 года. – М.: Эксмо, 2007. с 960.6. Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo PФ /учебник — M., 2001. с 3567. Дoмpин A.H. Фeдepaльнaя интepвeнция:ocoбeннocть пpaвoвoгo peгyлиpoвaния в зapyбeжныx cтpaнax. / Oчepкикoнcтитyциoннoгo пpaвa инocтpaнныx гocyдapcтв: / Oтв. peд. Д.A. Koвaчeв. — M.,1999.8. Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoeпpaвo Poccии / учебник- M., 2002. с 565.
9. Кривачев А.А. Роль и место выборов иреферендумов в процессе развития правового демократического государства вРоссии // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. С 38-45.
10. Платковский В.В. Референдум в России: итогидемократических преобразований / — М.: Социс. 1995 С.12.
11… Устинов Д.Ю. Народовластие как важнейшаяоснова конституционного строя России / Конституционные чтения. Межвузовый сборникнаучных трудов — Саратов: ПАГС, 2000 с 26-29.