Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ

Дипломнаяработа
Тема:«Формированиеоснов здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ».

 

Содержание.
Введение.
Глава I. Обзор литературы.
1.1  Понятие здоровья. Общее представлениео ЗОЖ.
1.2  Главные факторы здоровья.
1.3   Значение занятий физическимиупражнениями для здоровья человека.
1.4   Обобщение опыта работ ведущихспециалистов-практиков.
Глава II. Организация и методы исследования.
         2.1 Организацияисследования.
         2.2 Методыисследования.
Глава III. Результаты исследования и ихобсуждения.
         3.1 Результатытестирования.
         3.2 Результатыанкетирования 
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложение..

Введение.
Человек –  высшее творение природы. Но для того чтобынаслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одномутребованию: быть здоровым.
Обычно молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться оздоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, вих числе и болезни воспринимаются «вдруг» — как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том то к сожалению и дело, что большинство болезней именнозаслуженны… А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когдаперестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Аздоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.      
Цель данной дипломной работы – исследоватьособенности основ здорового образа жизни у учащихся среднего школьноговозраста.
Объект исследования – процесс физическоговоспитания с помощью факультативных занятий.
Предмет – особенности формирования ЗОЖ у детейсреднего школьного возраста.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег и т.д.должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье,работоспособность, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократав наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогрессастановится в высшей степени актуальным – малоподвижный образ жизни делаеторганизм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения,приводит к ожирению. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Ожирениемстрадает каждый десятый ребенок. Тут в пору и колокола бить.
Актуальность темы состоит в том, что исследованияпсихологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательныхшколах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.
Гипотеза – Мы предполагаем, что введениеэкспериментальной программы «ЗОЖ» значительно повысит уровень мотивационно-ценностныхориентаций, уровень физической подготовленности у учеников среднего школьноговозраста.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1.   Изучитьлитературу по теме.
2.   Изучитьпроблему здоровья, ЗОЖ.
3.   Обобщитьопыт работы ведущих специалистов-практиков на основе публикаций в журнале«Физическая культура в школе».
4.   Выявить посредствам анкетирования отношение учащихся к ЗОЖ.
5.   Выявитьпосредством президентских тестов уровеь физической подготовленности.
В работе использовались следующие методы:
1.   Ретроспективноеизучение литературных источников.
2.   Обобщениеопыта работы ведущих специалистов-практиков.
3.   Анкетирование.
4.   Тестирование

Глава I. Обзор литературы.
1.1  Понятие здоровья.Общее представление о ЗОЖ.
1.1.1 Понятие здоровья
Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участиячеловека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означаетпонятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данныймомент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себяздоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, ноесть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное сэтим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?
Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинскаяформула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий.Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знакравенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оносчитают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым илипрактически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть.Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесиис окружающей средой и в них отсутствуют болезненные от5клонения. В то же времяВ.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье – понятие весьма относительное:«при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда иболее серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются всубъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегдасвидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз,злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинскихосмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателямиздоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических,биохимических исследований.
Диагноз «практически здоров» по мнению С.Б. Тихвинского,обозначает такое соотношение организма, при котором определенные патологическиесдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Существует понятиеи «динамическое здоровье» характеризующееся адаптационными возможностямиорганизма. Вопрос об адаптационной возможности человеческого организмарассматривается в работе С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущёвой «Детская спортивнаямедицина»: «Основным компонентом механизма общей адаптации является мобилизацияэнергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностяхорганизма». Логично было бы предположить, что здоровыми могут быть признанытолько те люди, которые обладают хорошим динамическим здоровьем.
Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколькодесятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений,носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). Поопределению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма,характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствиемкаких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяетсякомплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинскаяэнциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организмачеловека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средойи отсутствуют какие-либо болезненные изменения… В понятие здоровьявкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки,поскольку существует понятие о степени здоровья… В понятие здоровья входит исоциальная полноценность человека».
Институтом гигиены детей и подростков Министерстваздравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья:«здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие,нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность,устойчивость к неблагоприятным воздействиям  и достаточная способностьадаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.
В медицинской энциклопедии различается здоровье населенияи здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятиестатистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей(рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития,заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).
Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признатьокончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровьявынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещёнуждается в уточнении.
Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторымиучёнными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себеи то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям, находящимся втретьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вреднымхимическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людейпренебрегающих правилами здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всейпопуляции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенныхотличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки,недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы,десятилетия и даже всю жизнь… В третьем состоянии «истоки всех болезней».Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задачмедицины.
1.1.2   Общеепредставление о ЗОЖ.
Человеческий организм функционирует по законамсаморегуляции. При этом на него воздействуетмножество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательноевлияние. К ним прежде всего следует отнести:нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса;недостатки калорийности пита­ния;неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отяг­чённая илинеблагополучная наследственность; низкий уровень медицин­ского обеспечения и др.
Одним из наиболееэффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человекабольше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50%приходятся на эко­логию (20%),наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независя­щие отчеловека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отво­дится правильно организованной двигательнойактивности, которая со­ставляет около30% из пятидесяти.
Однако в определениистратегии и тактики решения задач оздоро­вительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, чтоуспешное решение проблемы здоровья возможно только в том слу­чае, когда человек наряду справильноорганизованной двигательной активностью будет систематически выполнять идругие заповеди сохра­нения здоровья:правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься,правильно думать. Соблюдение этих илиподобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должензаниматься физической культурой 24часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умелореализовывать свои по­требности изнания в своей практической деятельности в процессе са­мосовершенствования. Этому и должна способствоватьвся система фи­зического воспитанияподрастающих поколений.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимоси­стематически следить за своим образомжизни и стремиться соблю­дать следующиеусловия: достаточная двигательная активность, пра­вильное питание,наличие чистого воздуха и воды, постоянное зака­ливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек;рациональный режим руда и отдыха. Всёвместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Таким образом,здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс со­блюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в по­вседневной жизни, способствующих сохранениюздоровья, оптималь­ному приспособлению организма к условиям среды, высокомууровню работоспособности в учебной ипрофессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностя­ми, возможностями и склонностями человека. Онпредполагает актив­ную деятельность посохранению и укреплению собственного здоро­вья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:
·    осознанное, целенаправленноеприменение разнообразных форм физкультурной активности;
·    целенаправленное освоениегигиенических навыков и навыков
охраны здоровья;
·    использование естественныхприродных факторов в укреплении
здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
·    активная борьба с вреднымипривычками и их полное искоре­нение;
·    деятельность по пропаганде ивнедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Под индивидуальнымстилем ЗОЖпонимают присущий конкрет­ному человеку способорганизации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальныеинтересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной ибытовой деятельностью.
Таким образом, ЗОЖпредставляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимомфизических нагрузок. По поводу необходимостиопределённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена,который писал: «Единственный способсохранить своё здоровье — есть то, что не хо­чешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».
Но всё-таки ведущим изусловий, которые необходимо соблю­датьдля сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму иинтенсивности двигатель­ная активность. «Самое главное в режимесохранения здоровья есть занятия физическимиупражнениями, а затем уже режим пищи и режимсна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авицена) в книге: «Канон врачебнойнауки», в главе «Со­хранениездоровья».
Физическая активностьчеловека — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем незаменимое универсаль­ное средствопрофилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательныйрежим человека не одинаков в разном возра­сте. Однако общее состоит втом, что физическая активности абсо­лютно необходима ребёнку, взрослому,пожилому человеку. Она дол­жна быть постоянным фактором жизни, главным регуляторомвсех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна изсоставля­ющих, но и самый главный компонентЗОЖ. Она представлена в нём в видеежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематическихзакаливающих процедур, а такжедругих видов двигательной активности, направленных на со­хранение и приумножение здоровья.
Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формированиеорганизма, способствует сохранениюздоровья, высокой работоспособности, продлению жизни,
ЗОЖ немыслим безсоблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном егосоставлении и стро­гом выполнениивырабатывается чёткий ритм функционирования орга­низма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для пло­дотворнойработы и качественного восстановления сил.
Мощным оздоровительным средством ЗОЖ являетсязакаливание. Оно позволяет избежать многихболезней, продлить жизнь и на дол­гиегоды сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливанияв профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в некоторых случаях по­могаютвовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышаеттонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привы­чек. Алкоголь, наркотики, курение — злейшие врагичеловека, глав­ная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающихпро­должительность жизни людей.
Таковы основныеслагаемые здорового образа жизни. В их истин­ности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством кпрактическим действиям. Внедрение ихв повседневную жизнь людей требует комплексного под­хода, кропотливой целенаправленной деятельности состороны мно­гих государственныхучреждений и организаций. Однако оно предпо­лагает прежде всего активнуюдеятельность в этом направлении са­могочеловека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение ксобственному здоро­вью должно статьнормой поведения, главной отличительной чертой культурной,цивилизованной личности.
Многие люди живут помоде. Мода — это не только форма при­чёски. Мода — это и особенности поведения,которого придержива­ется значительная часть общества. Следовательно, вполнеуместно говорить и о моде на образжизни. Мода начинает распространяться тогда,когда процент её последователей достигает некоторого крити­ческого уровня. Важнейшей задачей настоящеговремени является создание моды наздоровье, здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те формы поведения, которые в той или иной степени связаны с биологическимипотребностями организма. Одной изтаких потребностей у человека является по­требность в двигательной активности, особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладыватьсяосновы ЗОЖ и мода на такой стильжизни.
ЗОЖ, основой которогоявляется режим ограничений и режим на­грузок,должен занять ведущее место в арсенале современных про­филактических средств.Наступит время, когда дозированная двига­тельная активность будет приписываться каждым врачом так же, как внастоящее время назначается медикаментозное лечение.

1.2      Главные факторы здоровья.
Человек – единственноеживотное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животногосостояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует егосознанию и должно быть создано самим им.
(Ф. Энгельс).
Здоровье человека, заболеваемость, течение и исходболезней (в частности вероятность возникновения хронических форм),продолжительность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от большогочисла факторов, которые сливаются в триединый поток информации. Степень«жестокости» этого потока зависит от социально-экономических условий жизниопределённых характером общественной формации. В условиях современнойнаучно-технической революции эта «жёстокость» достигла достаточно высокогоуровня и приводит среди прочего к определённой дезорганизации природных основэффективной жизни личности, кризис эмоциональности, основным проявлениямикоторого являются стресс, эмоциональная дисгармония, отчуждённость и незрелостьчувств, ведущие к ухудшению состояния здоровья и заболеваниям. Как считает А.Печчен, «… при всей своей важной роли, какую играют в жизни современногообщества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства идоговоры, при своей мощи созданной человеком техники, не они в конечном счётеопределяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасителя, пока сами людине изменят своих привычек, нравов и поведения…»
Люди не успевают адаптировать свою культуру всоответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источникиэтого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемогокак исходить прежде всего из изменений самого человека, его внутреннейсущности. Данную ситуацию Р. Апофф выразил более коротко: «главным препятствиеммежду человеком и будущим, к которому он стремится, является сам человек».«Кризис человека… коренится не в самой человеческой природе; он не являетсякаким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком; нет, это скореекризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокогонесоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, иизменяющимся реальным миром – другой. И кризис этот, при всей своей глубине иопасности – всё-таки можно преодолеть», — оптимистически заключает А. Печчен.Но для того чтобы этот кризис  преодолеть, нужно прежде всего разобраться впричинах, зависящих от самого человека, от его сознания.
Образ жизни. Очень большое значение для здоровья человекаимеет его образ жизни. По Ю.П. Лисицину, «образ жизни – опредёлённый способдеятельности  в материальной и нематериальной (духовной) сферахжизнедеятельности людей». Образ жизни – категория максиситской социологии, отражающаянаиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельностилюдей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. Социалистическийобраз жизни отличают свободный от эксплуатации труд, демократизм, гуманизм,коллективизм, интернационализм, и другие преимущества социализма.
Обобщающая роль классификаций, Ю.П. Лисицин включает вобраз  жизни четыре категории: «… экономическую – «уровень жизни»,социологическую – «качество жизни», и социально-экономическую – «уклад жизни».При прочих равных первых двух категориях (экономической и социологической)здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которыев большей степени обусловлены историческими традициями, закреплёнными всознании людей.

Движение и здоровье.
В течение многих тысячелетийчеловек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматическойвнезапностью ломается модель, созданная эволюцией.
К.Купер.
… человек, двигаясь иразвиваясь, сам заводит часы своей жизни.
И.А.Аршавский.
Объём и характер двигательной активности человека вбольшей степени зависит от специфики выполненного им труда. Тысячелетия жизньлюдей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на которыйприходилось до 90% и более усилий. За годы текущего столетия сложились обратныесоотношения, возник дефицит двигательной активности. Раньше жители города идеревни после тяжёлого физического труда находили радость в простых играх(городки, лапта), на любой поляне, а иногда в кулачной схватке («стенка настенку»). Всё было деятельно, несмотря на это, массового и без каких-либоспортивных сооружений. Теперь в нашей стране тысячи стадионов, спортивныхзалов, игровых площадок, футбольных полей. Но дефицит двигательной активностилюдей становится всё более острой проблемой. В актив деятельности в даннойсфере включается спорт. Фактически же значительно больше внимания, усилий иматериальных средств отдаётся спорту во имя того, что… чемпионы – это вершинапирамиды, в основании которой должно лежать массовое развитие физической культуры.В какой-то мере так оно и есть, но всё же примат рекордов и первенства,отключение большинства спортсменов «высшей лиги» от производственнойдеятельности, погоня за зрелищностью и доходами от спортивных мероприятий.
Питание издоровье.
Нормой считать, сколько надочеловеку, по науке, хлеба, мяса, молока, яиц и т.п., то есть норма не числокалорий, а количество и качество пищи.
В.И. Ленин.
Среди всей совокупности факторов, определяющих «качествожизни», питанию принадлежит весьма важная роль. Человек может защищаться отэкстремального климата и непогоды, может переменить место жительства, сменитьработу и семью, но ему никуда не уйти от необходимости ежедневного потребленияпищи. За 80 леи жизни это около 90000 приёмов пищи (60 различных продуктов).Вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурнойинформации; они определяют самое интимное общение человека с внешней средой,которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию.Сложный как мир пищевой поток состоит из тех же элементов, что и пиапета, в нёмсотни тысяч или даже миллионы природных веществ. В своих ранних работах К.Маркс писал «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело…что природа неразрывно связана сама с собой, ибо человек есть часть природы.
Много миллионов лет предки человека были вегетарианцами,последние два миллиона лет доисторический человек и его предшественники имелипищу, достаточную по белку, сравнительно богатую жирами и, обычно, беднуюуглеводами. Пищу людей составляли ткани растений и животных, которые они бралииз природы. Природа же одевала и давала строительный материал для жилища. Этобыл исторический способ получения материальных благ человеком, который получилназвание «собирательство». Приготовление пищи было индивидуальным, домашним ипримитивным, что обеспечивало почти полную сохранность природных комплексовбиологически активных веществ. Были длительные периоды засухи и другиестихийные бедствия.
Питание является одним из важнейших факторов внешней среды,оказывающих влияние на здоровье человека, на всю его жизнь, включая еёпродолжительность. Рациональное питание – это правильно организованное исвоевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкуснойпищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимыхдля  его развития и функционирования. Это питание здоровых людей с учётом ихпола, возраста, характера труда и других факторов.
Обмен веществ является главным фактором, отличающим живоеот неживого. Непрерывное обновление человеческого организма требует правильногои регулярного потребления основных пищевых веществ. Рациональное питание какраз и гарантирует своевременное поступление в организм определенного количествастроительных материалов: белков, минеральных солей, витаминов, микроэлементов идругих тонких регуляторов многочисленных обменных процессов.
Таким образом, рациональное питание способствуетсохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды,высокой физической и умственной работоспособности, а также активномудолголетию.
Основные принципы правильного питания слагаются изтребований к пищевому рациону, режиму питания и условий приёма пищи.
Наша пища должна быть разнообразной, вкусной, (за счётширокого ассортимента продуктов и различных приёмов кулинарной обработки) ивключать в себя вещества, из которых состоит организм человека (это в основномбелки), которые обеспечивают его энергией (жиры и углеводы), а также защитныевещества (витамины и минеральные соли). Между получаемой с пищей энергией и еёзатратами долго сохраняется равновесие. Чрезмерное поглощение энергии ведёт кувеличению массы тела, что является причиной многих заболеваний и сокращаетжизнь.
Рациональное, сбалансированное питание — непременноеусловие организации здорового образа жизни. Питание — основная биологичес­каяпотребность в жизни. Оно дает энергию, необходимые вещества для развитияорганизма и регулирования обмена веществ, обеспечивает рост и правильноеформирование организма, сохранение здоровья.
Любая пища представляет собой определённую комбинацию про­дуктов,состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минераль­ных веществ и воды.Основные требования к пище заключаются в том, что она должна бытьдоброкачественной, разнообразной, полноценной и оптимальной в количественномотношении, то есть соответствовать энергетическим затратам конкретногочеловека.
Энергетическая ценность пищевых продуктов определяетсясодер­жанием и соотношением в них белков, жиров и углеводов. При этом следуетпомнить, что калорийность 1 г белков и 1 г углеводов состав­ляет по 4 ккал., а1 г жиров — 9 ккал. Наиболее калорийны жиры и продукты из злаковых. Значительнониже калорийность мяса, рыбы, ещё меньше — овощей и фруктов.
Отрицательное влияние на организм оказывает какнедостаточная, так и избыточная калорийность пищи. При недостаточнойкалорийности уменьшается вес тела, ухудшается самочувствие, падает работоспособ­ность,снижаются защитные силы организма. При избыточной калорий­ности значительноувеличивается вес тела, что ведёт к ожирению и дру­гим серьёзным нарушениямздоровья. Поэтому одним из важных факто­ров здоровья и долголетия являетсяумеренность в еде, выражающаяся в соответствии калорийности пищи энергетическимзатратам организма.
Большое значение для сохранения здоровья и поддержаниявысо­кой работоспособности имеет правильный режим питания. Он устанав­ливаетсяв зависимости от возраста, характера трудовой или учебной деятельности,особенностей климата, бытовых условий, индивидуаль­ных особенностей человека.
Принимать пищу следует регулярно в определённое время.Это способствует образованию условного рефлекса на время. В результа­те кмоменту приёма пищи в органах пищеварения усиливается сек­реция, чтоспособствует улучшению аппетита и качественному усвое­нию пищевых веществ.
Наилучшая усвояемость пищи отмечается при четырёхразовомпри­ёме пищи, в рамках которого могут быть следующие варианты её коли­чественныххарактеристик: завтрак — 25%, обед — 35%. полдник — 15%, ужин — 25%. Второйвариант: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 10-15; обед — 40-45%, ужин — 15-20%. При трёхразовом питании кало­рийность суточного рациона должнараспределяться следующим обра­зом: завтрак — 30%, обед — 45%, ужин — 25%.      
    Многое из написанного о питании спортсменов и физкультурни­ков,к сожалению, отличается излишним многообразием рекоменда­ций, ихпротиворечивостью, а зачастую — откровенным невежеством. При этом нередко ониизлагаются в излишне категорической форме, приводя неискушённого читателя взаблуждение о том, что стоит ско­пировать диету какого-нибудь выдающегосяспортсмена, как пробле­мы развития силы, объёма и рельефности мускулатуры,совершен­ствования других физических качеств будут тут же решены.
Такие представления являются глубоко ошибочными. Дело втом, что особенности процесса пищеварения, обмена веществ обусловленыгенетически и могут быть сугубо индивидуальными. Эти индивидуаль­ныеособенности вносят свои, порой весьма значительные коррективы в делоформирования наиболее рациональной и эффективной диеты. Что полезно одному,может оказаться малоэффективным или непри­емлемым для другого. Поэтому решениеданной проблемы, как прави­ло, становится возможным только в процесседостаточно длительно­го и систематического поиска индивидуального вариантадиетическо­го содержания питания.
Вместе с тем имеют место и общие положения, знаниекоторых позволяет лучше сориентироваться в процессе индивидуального экс­периментированияи поиска в данном направлении.
Прежде всего следует помнить, что правильное питание пред­ставляетсобой, помимо всего прочего, ещё и очень важный компо­нент восстановления. Всвою очередь, процесс восстановления после мышечной деятельности являетсянеотъемлемым элементом любого тренировочного процесса.
Если говорить о самых общих основах сбалансированногопитания для тех, кто активно тренируется, то в каждом приёме пищи долж­ныприсутствовать:
•   мясные продукты — нежирное мясо, рыба, яйца;
•   молочные продукты — молоко, кефир, йогурт, сыр,творог;
•   злаковые продукты — чёрный хлеб, гречневая, ячневая,перло­вая, овсяная, пшённая и любые другие виды каши, макарон­ные изделия,причём, чем грубее мука, из которой они сдела­ны, — тем лучше;
•   бобовые продукты — чечевица, фасоль, горох, бобы;
•   овощи, фрукты — все их виды.
При этом очень важно знать, что первые две из приведённыхвыше групп продуктов обеспечивают работающие мышцы белком, который являетсясвоеобразным строительным материалом, необходимым для роста и восстановлениямышц. Третья и четвёртая группы продуктов обеспечивают организм белками иуглеводами, а пятая — углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Следует также иметь в виду, что наиболее правильнымсчитается    питание’, которое обеспечивает при каждом приёме пищи такой ба­ланспитательных веществ, при котором 30% всей энергии поставля­ют белки, 60% — углеводы и лишь 10% — жиры.
Из всех питательных веществ, пожалуй, менее всего следуетза­ботиться о жирах, так как их в питании, как правило, бывает излиш­не много.Поэтому, чем меньше потребляется сливочного масла, сала, маргарина, — темлучше.
Наиболее полезной для занимающихся интенсивнымитренировками является высокоуглеводная диета. Для лучшего понимания этого фактанеобходимо рассмотреть вопрос о «топливных» источниках обеспечения энергиейработающего организма. Таковыми являются: а) аденозинтри-фосфорная кислота(АТФ); б) циркулирующая в крови глюкоза; в) глюко­за, запасённая в видегликогена в мышцах и печени и г) жир.
Необходимо помнить (и об этом уже говорилось ранее), чтоса­мым непосредственным источником энергии для работающих мышц и многих других,требующих энергии реакций, является АТФ. Без неё мышечное сокращение становитсяневозможным. Другие поставщики энергии (глюкоза крови, гликоген мышц, жир)обеспечивают условия для создания запасов АТФ и для питания клеток напряженноработа­ющего организма. При этом только углеводы являются тем питатель­нымвеществом, чья энергия может быть непосредственно использо­вана для анаэробного(безкислородного) производства АТФ.
Во время напряжённой мышечной работы большая часть мышеч­нойэнергии формируется из запасов глюкозы, содержащейся в дан­ный момент в крови,и из запасов гликогена, содержащегося в мышцах и печени. Именно поэтому богатаяуглеводами диета столь важна для накопления и сохранения больших запасовглюкозы и гликогена в орга­низме. Когда энергии, образующейся из углеводов,оказывается недо­статочно, организм, чтобы покрыть этот недостаток, сжигаетамино­кислоты, необходимые для образования белков. Это крайне нежела­тельно,так как в таких случаях вместо строительства мышечной ткани, её развитияначинает иметь место её разрушение. Вот почему для того, чтобы сберечь мышечныеткани (например, при интенсивных заняти­ях атлетической гимнастикой),необходимо ежедневно принимать до­статочное количество богатой углеводами пищи.
Однако и здесь очень важным является чувство меры, таккак из­лишние дозы углеводов будут превращаться в жир. Весь вопрос за­ключаетсяв хорошем знании своего организма и того количества уг­леводов, котороеявляется достаточным при том или ином режиме тре­нировочной деятельности. Атакие знания приобретаются только в процессе накопления личного опыта.
Наиболее общей и очень полезной является рекомендация незло­употреблять простыми сахарами, особенно в виде концентрированных фруктовыхсоков. Следует помнить, что простые сахара, содержащие­ся в них, слишком быстровсасываясь в кровоток, вынуждают подже­лудочную железу к выбросу в кровь мощныхдоз инсулина, который мгно­венно снижает уровень глюкозы в крови, приводя кощущению ещё большей недостаточности энергии. К томуже такое систематическое «подхлёстывание» секреции поджелудочной железыистощает её и может привести к развитию очень тяжёлого заболевания — диабету.
Для создания наиболее подходящего для напряжённых трениро­вокнапитка надо в литровую бутылку добавлять всего 50 г концент­рированногофруктового сока. Такой напиток можно употреблять как до, так и во время и послеинтенсивных тренировок.
Для правильной организации питания в процессе такихтрениро­вок следует иметь достаточно ясное представление о темпах восста­новленияэнергетических веществ и структурных белков в организме. Это необходимо длясоздания необходимых условий протекания про­цессов восстановления послеинтенсивной двигательной деятельности.
Быстрее всего восстанавливаются запасы АТФ. На этоорганизму требуются считанные секунды. Восстановление гликогена продолжа­етсяот 12 до 48 часов. При этом вначале восстанавливается клеточный гликоген вмышцах, а затем гликоген печени. Только после этого мы­шечные клетки приступаютк усиленному синтезу разрушенных на­пряжённой мышечной работой структурныхбелков мышечных воло­кон. Этот процесс может продолжаться от 24 до 72 часов, ав отдель­ных случаях и более длительное время.
Таким образом, во время тренировки мы как бы запускаемруку в свои неприкосновенные запасы энергии. Но при этом всегда надо по­мнить,что никакой синтез белка (а значит рост и развитие тканей орга­низма)невозможен до того, как будет полностью (и даже с избытком) восстановленэнергетический потенциал клетки.
При организации питания в период интенсивных тренировоксле­дует помнить, что большое количество углеводов, принятое в пределах 4-хчасов до тренировки, оказывает неблагоприятное воздей­ствие на организм.Вечерняя порция пищи излишне богатая белками, может отрицательно сказаться накачестве ночного сна, без которого пол­ноценное восстановление и росттренированности немыслимы.
Эффективному тренировочному процессу и полноценномувосста­новлению лучше всего способствуют приёмы пищи, организованные на основесхемы дробного питания — есть чаще, но понемногу.
Начинать следует с завтрака, богатого белками, бедногожирами и умеренного по содержанию углеводов. Соотношение питательных веществ вовтором завтраке должно быть таким же.
В обед можно не особенно заботиться о его содержании.Главное, чтобы он состоял из доброкачественных продуктов и был достаточен, неоставлял чувства голода.
В пределах получаса до тренировки полезно принятькакую-либо легкоусвояемую пищу, съесть немного фруктов. Перед тренировкой надотакже позаботиться о жидкостном балансе в организме. При этом надо помнить, чтовозмещение углеводов в виде концентрированных соков эффективно только послеокончания тренировки, когда организм попа­дает в своеобразную энергетическуюяму. Наиболее благоприятными для этого являются первые полчаса после занятия.Для этого достаточно около 100 г напитка. Через двачаса уже следует позаботиться о вос­становлении белкового баланса, для чегонеобходимо принятие пищи богатой протеином. При этом не только вполнедопустима, но и очень выгодна белково-углеводная комбинация продуктов.
Недопустимым является основательный ужин с мясными,рыбными блюдами, сыром, творогом. Дело в том, что несмотря на значительноеколичество в организме аминокислот, недостаточное количество угле­водов неприводит к выраженной инсулиновой реакции, которая как раз в это время была быочень полезна. Аминокислоты, включая тирозин, отличающийся сильнымстимулирующим воздействием, оказываются в несвязанном состоянии. Как разтирозин и переводит деятельность не­рвной системы на повышенный уровень. Сонстановится прерывистым, тревожным, некачественным и человек поутру поднимаетсянеотдохнув­шим. Вот почему ужин интенсивно тренирующего человека должен со­стоятьпреимущественно из углеводных продуктов, которые способству­ют хорошему сну икачественному восстановлению.
В заключение необходимо подчеркнуть, что приведённаясхема орга­низации питания должна обязательно учитывать индивидуальные осо­бенностипищеварения и обмена веществ каждого конкретного человека.
Личная гигиена.
«Гигиена» (в переводе с греческого означает: «приносящийздоро­вье», «содействующий здоровью») — это одна из наук о здоровье чело­века,средствах и методах его сохранения и укрепления.
«Личная гигиена» — это соблюдение основных принципов иправил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.
Наряду с термином «гигиена» часто употребляют и термин«санита­рия», который в переводе с латинского означает — «здоровье». Однакоследует помнить, что в содержании этих понятий имеются существен­ные различия.Гигиена даёт знания о здоровье, о том, как его сохранить и укрепить, асанитария занимается практической реализацией требова­ний гигиены, контролем засоблюдением установленных ею правил.
Следование правилам личной гигиены предусматривает, преждевсего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды иобуви.
Соблюдение рационального суточного режима представляетсобой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отраже­ние идругие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активнойдеятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышениюумственной и физической работоспособности. Объясняется это тем, что присоблюдении режима вырабатывается оп­ределённый ритм функционирования организма,благодаря чему чело­век оказывается способен выполнять различные видыдеятельности с наибольшей эффективностью. Оздоровительное воздействие правиль­ногорежима дня обусловлено тем, что организм быстрее адаптирует­ся(приспосабливается) к относительно постоянным условиям жизнеде­ятельности. Это,в свою очередь, способствует повышению качества ра­боты и учёбы, нормальномупищеварению, повышению качества сна, который становится более глубоким испокойным.
Основой рационального суточного режима являетсяправильное распределение времени для различных видов деятельности и отдыха,питания и сна в течение суток. При установлении суточного режима необходимоиметь в виду, что условия жизни каждого человека су­щественно отличаются, ктому же каждый человек характеризуется своими индивидуальными особенностями. Поэтим причинам нецелесо­образно устанавливать жёсткий и единый для всех суточныйрежим.
Однако основные гигиенические положения в суточном режимелюбо­го человека могут и должны быть едины и незыблемы. К ним прежде всегоотносятся следующие положения:
•   выполнение различных видов деятельности в строгоопределен­ное время;
•   правильное чередование трудовой, учебной деятельностии от­дыха;
•   регулярное, в одни и те же часы,   питание;
•   регулярные занятия физическими упражнениями;
•   полезный досуг, полноценный сон.
Режим дня школьников устанавливается с учётом возрастаучащих­ся, их индивидуальных особенностей, а также особенностей условий, вкоторых они живут и учатся. При его составлении и особенно вы­полнениинеобходимо иметь в виду то, что помимо уже отмеченного выше весьмаположительного влияния на здоровье, физическое раз­витие и работоспособность,постоянное соблюдение режима оказыва­ет большое воспитательное значение. Особоважное значение его со­блюдение имеет в деле воспитания силы воли исамовоспитания. По этому поводу известный русский педагог В. А. Сухомлинскийписал: «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты неможешь сам заставить себя и сам требовать с себя».
По этой причине рациональный суточный режим долженвосприни­маться не как нечто навязанное извне, а как глубоко осознанное,личностно необходимое условие нормальной повседневной деятельности. Для этогоочень важно, чтобы каждый учащийся сам принимал активное уча­стие в егосоставлении и контроле за его соблюдением, руководствуясь при этом указаннымивыше незыблемыми требованиями. На основе этих требований, а также учётаиндивидуальных особенностей и конкретных условий жизнедеятельности, для каждогошкольника должен быть со­ставлен точный распорядок дня с указанием времениначала и окончания всех основных режимных моментов. В качестве возможных,наиболее удобных могут быть предложены следующие примерные варианты ре­жимовдня для старшеклассников, обучающихся в разных сменах.
Уход за телом включает в себя: уход за кожным покровом,воло­сами и полостью рта.
Уход за кожным покровом. Кожа имеет исключительно важноезна­чение для нормального состояния организма. Человеческая кожа, яв­ляясьнаружным покровом тела, представляет собой сложный орган, выполняющий множествоважных функций, главными из которых яв­ляются:
•   защита внутренней среды организма;
•   выделение из организма продуктов обмена веществ;
•   участие в деятельности теплорегуляционных механизмоворга­низма.
Кожа представляет собой тонкий и сложный чувствительныйпри­бор. В ней расположено большое количество нервных окончаний. Под­считано,что на 1см поверхности тела приходится около 100 болевых, 12-15 Холодовых, 1-2тепловых и около 25 точек, в которых сосредо­точены окончания рецепторов,воспринимающих атмосферное давле­ние. Такая мощная рецепторная оснащённостьпозволяет коже обеспе­чивать постоянную информацию организма о всех действующихна тело раздражителях.
При этом следует помнить, что все эти важные функциимогут выполняться в полном объёме только здоровой, крепкой и чистой ко­жей. Нотакое её состояние поддерживать не просто. Дело в том, что кожа человекапостоянно обновляется, постепенно отмирает и слущивается её верхний слой.Омертвевшие чешуйки кожи вместе с по­том, жиром и попадающей на неё пыльюобразуют грязь, которая за­купоривает поры, затрудняя обмен веществ. Всё этоспособствует воз­никновению кожных заболеваний и неблагоприятно отражается вцелом на здоровье человека.
У тех, кто не выполняет гигиенические требования, кожабыстро грубеет, в ней образуются болезненные трещины, через которые в орга­низмпроникают болезнетворные микробы. Для предотвращения этого необходимоповседневно следить за чистотой своего тела и обеспечи­вать тем самым процессысамоочищения организма и его защиту.
Главным средством ухода за кожей является регулярноемытьё го­рячей водой с мылом и мочалкой. Это надо делать не реже одного раза в4-5 дней, меняя каждый раз при этом нательное бельё. Наиболее за­грязнённыеучастки тела — лицо, шея, подмышечные и паховую обла­сти, стопы ног необходимомыть дважды в день, утром и вечером.
Особого внимания требуют кисти рук. Необходимо помнить,что их всегда следует тщательно мыть с мылом перед едой, после возвращения сулицы, посещения туалета, обращая особенное внимание на полости под ногтями.Подчёркивая исключительную важность систематического выполнения этогогигиенического требования, выдающийся русский хи­рург Н. И. Пирогов говорил,что есть истины, которые нужно повторять без конца, и обязательное мытьё рук — именно такая истина.
Уход за волосами предусматривает своевременнуюстрижку и мы­тьё, предохранение от чрезмерного загрязнения во времяфизкультурно-спортивных занятий и активного отдыха. Нельзя использовать длямытья волос хозяйственное мыло и синтетические порошки, пред­назначенные длястирки белья. Каждый человек должен иметь инди­видуальную расчёску илиспециальную массажную щётку.
Нередко на голове появляется перхоть. Причиной еёвозникно­вения может быть нарушение обменных процессов в организме, ко­тороенаблюдается при заболеваниях желудка и кишечника, болез­ни почек, жёлчногопузыря. Причиной появления перхоти могут быть и некоторые кожные заболевания,например, псориаз, себорейная экзема. Но чаще всего она возникает из-за частогозагрязнения го­ловы, окраски сухих волос химическими красителями, химическойзавивки и т. п.
Избежать перхоти позволяет правильный уход за волосами.Жир­ные волосы моют мылом типа: «банное», «лесное», ополаскивают от­варом ромашки,крапивы, тысячелистника, мяты. Сухие волосы реко­мендуется мыть один раз в10-12 дней мылом «косметическое», «дет­ское», «бархатное», в которых содержатсяспециальные жировые добавки, и ополаскивать водой, подкисленной лимоном,уксусом.
Правильный уход за зубами и полостью рта предохраняеторга­низм от множества инфекций и нарушений работы желудочно-кишеч­ного тракта.Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, необходимо полноценное питание сдостаточным количеством в пище кальция и витаминов «Д» и «В». Очень полезнысвежие овощи, лук, чеснок.
Заболевание зубов легче предупредить, чем вылечить. Длясвое­временного обнаружения порчи зубов необходимо 2—3 раза в год про­ходитьпрофилактический осмотр у врача-стоматолога.
Утром, перед сном и по возможности после каждого приёмапищи необходимо в течение 2-3 минут тщательно чистить зубы щёткой и пастой снаружной и внутренней стороны как по горизонтали, так и по вертикали. Полезнополоскать рот слабым раствором поваренной соли. Во время еды желательноизбегать быстрого чередования горя­чих и холодных блюд.
Соблюдение правил личной гигиены является одним изнепремен­ных условий, которыми характеризуется поведение культурного че­ловека.

1.3Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения(ВОЗ) здоровье- это состояние полного физического, психического и социальногоблагополучия.
Крепкое здоровье способствует успешности занятий любымвидом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследованияпоказали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихсяобщеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего со­стоянияздоровья и физических возможностей человека во многом за­висит память,внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.
Движения, мышечные напряжения, физическая работа были иостаются важнейшим условием поддержания нормального состоя­ния человеческогоорганизма. Известные афоризмы: «Движение — жизнь», «Движение — залог здоровья»и др., отражают общеприз­нанность и неоспоримость значения двигательнойактивности для здо­ровья человека.
О том, что жизнь требует движения, утверждал ещёАристотель. С тех древних времён известно, что движение является основным сти­муляторомжизнедеятельности человеческого организма.
Уже довольно давно усилиями мыслителей и естествоиспытате­лейдобыты ценнейшие данные о том, что «работа строит орган», что «частое инеослабевающее употребление какого-нибудь органа укреп­ляет мало-помалу этоторган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную сдлительностью самого употребления». Это положение составляет суть того, чтовеликим французским естество­испытателем Ж-Б. Ламарком определено как «первыйзакон — закон упражнения». Позже в деталях было понято и описано удивительноесвойство живых систем, которое заключается в том, что в отличие от техническихмеханизмов они не только не изнашиваются от рабо­ты, но и совершенствуются,развиваются благодаря свойственной живому способности с превышением восполнятьто, что утрачено им в процессе работы (явление «суперкомпенсации» или«избыточной ком­пенсации» по А. А. Ухтомскому).
Регулярные занятия физическими упражнениями в первую оче­редьвлияют на опорно-двигательный аппарат, его мышечную систе­му. Во время ихвыполнения усиливается кровоток. Кровь приносит к мышцам значительно большекислорода и питательных веществ. При этом в мышцах открываются дополнительные,резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, чтовы­зывает улучшение обмена веществ, повышение эффективности функ­ционированияразличных органов и систем.
Следовательно, физические упражнения действуют неизолирован­но на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, вы­зываяизменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутреннихорганах и их функциях, обмене веществ, имунной системе.
Усиление мышечной деятельности при выполнении физическихуп­ражнений заставляет работать с дополнительной нагрузкой сердце, лёг­кие идругие органы и системы организма, повышая тем самым его функциональныевозможности, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Уфизически тренированных людей на­блюдается лучшая переносимость кислородногоголодания, действия проникающей радиации на состав крови, устойчивость кперегрева­нию, охлаждению.
Таким образом, под влиянием физических нагрузокувеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количестваэрит­роцитов, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови. Под влияниемфизических упражнений совершенствуются не только фун­кции, но и строениевнутренних органов.
Если же двигательная система организма бездействует,ухудша­ется питание мышц, постепенно уменьшается их объём и проявляе­мая имисила, снижается эластичность и упругость, мышцы становят­ся слабыми и дряблыми.Ограничения в движении (гиподинамия), пас­сивный образ жизни постепенноприводят к предпатологическим и патологическим изменениям в организме.
Физические упражнения не только активизируют физиологиче­скиепроцессы, но и активно способствуют обеспечению восстановле­ния утраченныхфункций. Всякое заболевание сопровождается нару­шением функций с последующей (впериод выздоровления) их компен­сацией. Физические упражнения, повышая общийтонус, стимулируют защитные силы организма, насыщая кровь пластическими(строитель­ными) материалами, способствуют ускорению восстановительных про­цессов,ускоряя тем самым выздоровление.
Следовательно, физические упражнения выступают в ролиэффек­тивного средства неспецифической реабилитации и профилактики мно­жествафункциональных расстройств и заболеваний, а лечебная фи­зическая культура (ЛФК)рассматривается как эффективный метод вос­становительной терапии. ЛФК находитвсё более широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев,врачебно-физкультурных диспансеров.
По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека, охранысамой человеческой природы учёные всего мира на редкость единодушны. По­давляющеебольшинство из них главным источником развития и ук­репления ресурсов здоровьявидит в систематической физической ак­тивности на протяжении всейиндивидуальной жизни.
Вместе с тем многочисленные морфологические,биохимические, фи­зиологические исследования свидетельствуют, что положительныеиз­менения в организме происходят только под воздействием умеренных,оптимальных по величине нагрузок. Большие нагрузки, приводя к весьмазначительным сдвигам в структурах и химизме тканей работающих ор­ганов, нередкоявляются причиной нарушения обмена веществ, чрез­мерной   гипоксии тканей,нарушения функционирования многих органов и систем.  Очень интенсивныефизические нагрузки, оказывая столь глу­бокое воздействие на физиологическиепроцессы, могут привести к раз­витию состояния перетренированности, котороехарактеризуется фи­зическим и нервным истощением, подавленным психическимсостояни­ем, плохим самочувствием, нежеланием заниматься. В таком состояниипроисходит снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям. Этимобъясняется парадоксальный факт высокой степени подверженности спортсменовпростудным и инфекционным заболевани­ям. Перетренированность является такжеодним из главных факторов травматизма на занятиях физическими упражнениями.
Подводя итог изложенного в данном разделе, можноконстатиро­вать, что оздоровительный эффект от систематических занятий фи­зическимиупражнениями заключается главным образом в следующем.
•   Физическая активность задерживает развитиекоронарного ате­росклероза и тем самым предупреждает возникновение многих
болезней сердца.
•   Увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ),повышается эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развиваетсядыхательная мускулатура и, как следствие, всего этого, улучшается процессгазообмена в лёгких.
•   Под влиянием тренировок улучшается функцияподжелудочной железы, вырабатывающей инсулин — гармон, расщепляющий глюкозу.Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходованияэнергии организма.
•   Улучшается работа печени — главной биохимическойлаборато­рии организма. Активизируется   выработка ферментов и других важныхбиологически активных веществ, ускоряется очистка орга­низма от шлаков,образующихся в процессе жизнедеятельности.
•   Снижается содержание холестерина в крови. Подвлиянием тре­нировок жиры не откладываются в сосудах или подкожной клет­чаткемертвым грузом, а расходуются организмом.
•   Систематические занятия физическими упражнениямиспособ­ны исправить многие физические дефекты организма человека какврождённые, так и приобретённые.
Имеется и множество других весьма полезных следствий отрегу­лярных занятий физическими упражнениями. Их перечисление заня­ло бымножество страниц. Вряд ли в этом есть необходимость, так как и тех, которыебыли отмечены, вполне достаточно для понимания ис­ключительной роли средствфизической культуры для укрепления здо­ровья, профилактики множествазаболеваний, активного, творческо­го долголетия.

1.4 Обобщение опыта работ ведущихспециалистов-практиков
1.4.1 Обобщение опыта работы школы в Пущине-на-Оке наоснове методики В.А. Сухомлинского.
Говоря о проблеме здоровья  современном мире, невозможноне сказать о здоровье детей. Неблагоприятные экологические условия,неправильное питание и множество других факторов привели к тому, что с каждымгодом число здоровых детей уменьшается и возрастает число детей физическиослабленных.
В Пущине – на – Оке находится школа, куда по утрам бегутребятишки из соседних домов. Здесь прекрасно оборудованные кабинеты, триспортивных зала, 25 метровый бассейн. Кстати, из бывших шестилеток выросло 6мастеров спорта. Здесь ребятам хватало времени заниматься и искусством, испортом, и изучением иностранного языка.
Уроки четвёртой четверти в младших классах – это восновном уроки под открытым небом:  в поле, в лесу – природоведение, география,биология, рисование. Но не только ради изучения окружающей среды эти экскурсиина природу, уроки в «зелёных классах». Прежде всего ради здоровья детей. Ведьвся работа педагогов, воспитателей пущинской школы проникнута заботой оздоровье детей, об ограждении их от перегрузок – этого бича современной школы.
Зададимся таким простым вопросом: ради чего посылатьдетей в школу на год раньше, ради чего продлевать им на год обучение? Да преждевсего ради здоровья детей. Но и ради глубины их знаний, широты кругозора,готовности к выбору профессии. В пущинской школе ввели совершенно новый курс –курс мировой культуры. Ребята получали знания по истории мировой музыки,живописи, литературы. С первого класса изучали английский язык, а с пятогообществоведение. Играли, пели, рисовали, занимались спортом. И всё успевали. Ноглавное – без перегрузок, без утомляемости и с большой результативностью.
После третьего урока звонок зовёт ребят уже напродолжительный отдых – так называемую динамическую паузу. Это не перемена, а45-минутное занятие физическими упражнениями: дважды в неделю – урокфизкультуры, дважды – плавание в бассейне, один день – подвижные игры, ещё один– ритмика и, кроме этого ежедневно игры во время прогулок группы продлённогодня. Иначе говоря, урок физкультуры у учащихся начальных классов – каждый день!
На перемене в школе шум, беготня. Порой хочется зажатьуши, но учителя мужественно терпят, не одёргивают, не останавливают ребят и какбудто даже не замечают их, пошли наставления учёных: после урока дети должнывыкричаться, в шумных, подвижных играх они лучше отдыхают, быстрее сбрасываютусталость. Зато, какая тишина, какая сосредоточенность на уроках! Иногдаучитель говорит специально шепотом, и дети отвечают ему также. Уроки вначальной школе 35-минутные. Сколько ратовали за них гигиенисты, и вотрезультат – успеваемость в школе выше средних показателей.
Да вначале исследований НИИ физиологии детей и подростковАПН России разработал для шестилеток особый курс физического воспитания, но ужесо второго класса ребят учили по общей для всех школ программе. Правда, ныне свведением новой комплексной программы физического воспитания учащихся, которойпомимо уроков физкультуры установлены обязательные ежедневные внеклассныезанятия физической культурой и спортом, положение изменится.

1.4.2 Обобщение опыта работы О.В. Филинковой.
Опыт преподавания физической культуры в школе ОксаныВасильевны Филинковой, несомненно содержит в себе много ценного длясовременного учителя физической культуры.
«В основном меня считают специалистом по работе сдевушками, — пишет О.В. Филинкова. – Но далось мне это признание очень нелегко.Немало слез пришлось пролить, прежде чем удалось увлечь девушек заниматьсяфизическими упражнениями. Одни вообще не посещали уроки, другие приходили науроки, но с явным нежеланием заниматься лёгкой атлетикой, спортивнойгимнастикой, их раздражала монотонность длительного бега, они не понимали,зачем им нужен опорный прыжок…» Чтобы преодолеть этот барьер, О.В. Филинковапопыталась предстать пред своими учениками старшей подругой, дающей им советылишь в силу профессиональной подготовки. Всё больше использовалась вариативнаячасть учебной программы. На каждом уроке учительница попыталась создатьдружескую атмосферу. Климат комфортности. Когда внезапно возникали конфликты,О.В. Филинкова старалась часть вины брать на себя, слегка пожуривпровинившихся. Таким образом, чувством заинтересованности постепенно прониклисьдевушки всех классов в которых работала О.В. Филинкова.
Всестороннее развитие личности, её полная физическая,интеллектуальная и духовно-нравственная реализация является цельюпедагогической деятельности. Однако, в последние годы стали очевиднымимногочисленные примеры однобокого (в сторону умственного) воспитанияшкольников. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено. В этомзаключается опасность дисгармонии в развитии личности учащихся.
Понимая значимость проблемы, педагогический коллектив вкотором работает О.В. Филинкова, разработал комплексно-целевую программу«Здоровье». Это система мероприятий, направленных на сохранение и укреплениездоровья лицеистов.
Важнейшая часть физического воспитания в лицее – учебнаяработа по изической культуре. В то же время уроки физкультуры занимают лишьнезначительную долю недельного режима учащихся. В связи с этим уроки нецелесообразнопроводить только с целью повышения двигательной активности и физическойподготовленности учащихся.
Выполняя базовые требования образовательного стандарта,О.В. Филинкова содержание уроков в оптимальном объёме формирует в соответствиис потребностями учащихся, вводя новые виды, популярные у молодёжи – ритмическуюгимнастику, шейпинг, стэп-аэробику, статические упражнения. Эти новыеспортивные направления и оздоровительные системы обогащают и расширяютсодержание учебной программы. Учитель в современных условиях не можетоперировать лишь старыми методами, ориентироваться лишь на давно и хорошоизвестное.
Ещё одно новшество, введённое в программу физическоговоспитания лицея – обучение девушек XI класса на урокахфизкультуры приёмам самообороны. «К этому подтолкнула нас жизнь», — пишет О.В.Филинкова. Главное предвидеть возможные ситуации, постараться избежатьстолкновения с хулиганами лишь при необходимости решительно действовать.
Бесспорно система преподавания О.В. Филинковой поможетсовременному преподавателю физической культуры в школе правильно и регулярнопостроить свою систему преподавания.

Глава II. Организация и методы исследования.
2.1 Организацияисследования.
Исследование было организовано на базе школы №17 г.Георгиевска среди учеников 7 «В» класса. В исследовании участвовало 20учеников. В предварительной беседе с учащимися было получено их добровольноесогласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор класса проводился,исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление изакладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вреднымпривычкам.
Среди учащихся былопроведено анкетирование на тему «Место ЗОЖ в вашей повседневной жизни».
Также проводилосьтестирование с целью выявления среди тех же учеников уровня физическойподготовленности. По предложенной программе «Президентских состязаний» (прыжокв длину  места, бег 1000 м, подтягивание, отжимание) были взяты показатели  вначале и в конце года, которые в дальнейшем были обсчитаны, запротоколированы ипроанализированы.
2.2 Методыисследования.
В процессе исследования использовались следующие методы:
Тестирование  – стандартизированные задания,направленные га получение информации об уровне физической подготовленностиучеников. В переводе с англ. – «тест» — это проба или испытание. Тестированиебыло направлено на выявление результатов по следующим видам: бег 30 м, бег 1000м, подтягивание у мальчиков, подъём туловища в сед за 30 сек – у девочек,прыжок в длину с места.
1.   Бег 1000 м. – выполняется с высокогостарта. Для боле рационального проведения теста, класс был поделён на двегруппы по десять человек. На дистанции при необходимости возложен переход находьбу (спортивную и обычную).
2.   Прыжок в длину с места выполняется нагимнастический мат. Исходное положение: стать носками к стартовой черте,приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется одновременным толчком двух ног смахом рук. Длина прыжка с трёх попыток измеряется в сантиметрах от стартовойлинии и до ближайшего касании ноги мата.
3.   Подъём туловища в сед за 30 сек.Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены.Фиксируется количество выполненных упражнений  в одной попытке за 30 сек.
4.   Сгибание и разгибание рук в упорелёжа. Исходное положение: упор лёжа, голова, ноги, туловище составляют прямуюлинию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линиитела, разгибание до полного выпрямления рук. Даётся одна попытка.
Анкетирование – нацелено на сбор аналитическихсведений о человеке. Был заранее продуман перечень вопросов, направленных навыявление места ЗОЖ в вашей повседневной жизни.

Глава III. Результаты исследования и ихобсуждение.
3.1 Результаты тестирования.
В результате тестирования при окончании учебного годабыли получены результаты более высокие, чем в начале. Это обусловлено в первуюочередь желанием самих учащихся повысить свой спортивный результат. В процессеучебного процесса проводились факультативные занятия по темам закаливание, твойрежим дня, о вредных привычках, о правилах личной и общественной гигиены, оважности ЗОЖ для полноценной жизни в обществе (приложение 1 и 2).
Уровень физическойкондиции.
/>/>>1                     О             П               С               Б
1.0
0.9
0.8
0.7
0.6
/>/>0.5
0.4
/>/>/>0.3
/>0.2
0.1
/>0
-0.1
-0.2
-0.3
/>-0.4                                                                                           – конец                          
                                                                                     />                        – начало                                                                       начало конец
О
П
С
Б
0,23
0,07
0,32
-0,14
0,23
0,13
0,5
-0,07
          
 
Рис. 1. Индивидуальный уровень физической кондиции.
/>/>            0,4                  О             П               С               Б
0.3
0.2                                                  0,13
/>/>/>/>0.1       
/>/>/>0                 -0,03
/>-0.1          — 0,06                                                     -0,13
-0.2                              -0,06                             -0,16
-0.3
/>-0.4                                                                                           – конец                          
                                                                                     />                        -начало                                                                      
        
Рис. 1. Групповой уровень физической кондиции.
3.2 Результатыанкетирования.
В результате проведённого анкетирования были полученыследующие сведения:
·    На вопрос о соблюдении правил личной гигиены нами был получен100% положительный ответ. Это обусловлено тем, что знания по гигиенической имедико-санитарной обработке дети получают в школе при изучении таких предметовкак ботаника, зоология, анатомия. Также дети среднего школьного возраста,помимо закрепления знаний о режиме дня, личной гигиене, об уходе за жилищем, опредупреждении ряда инфекционных и глистных заболеваний и т.д. получаютсведения о физиологических механизмах формирования осанки, о таких понятиях каккруглая или плоская спина, искривление позвоночника, плоскостопие, а также омерах их профилактики. По-видимому, сказалось и проведение факультативныхзанятий. Например: в период повышения частоты простудных или инфекционныхзанятий, проводились беседы о мерах профилактики этих заболеваний.
·    75 % класса имеют свой личный распорядок дня. Из этого можносделать вывод, что большая половина класса осознаёт, что: соблюдение режима дняпредполагает более быстрое втягивание в работу, крепкий сон. Высокий процентположительных ответов обусловлен проведением факультативного занятия на тему:твой режим дня. Были затронуты следующие вопросы: влияние нормального режимадня на нормальное функционирование и чёткое взаимодействие всех органов исистем организма. О том, что правильное построение режима дня предохраняетнервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность напротяжении  учебного дня, года.
          Быловыяснено, что основными режимными моментами в суточном бюджете времени уучеников являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивныеразвлечения, прогулки, спортивные развлечения, прогулки, свободное время, приёмпищи, ночной сон, помощь в семье.
·    Результаты исследования свидетельствуют о том, что 50 % классадополнительно занимаются в спортивных секциях, группах. Это связано преждевсего с тем, что эти ученики состоят в общешкольных командах по различным видамспорта. Принимают участие в районных спортивно-классовых мероприятиях. Аспортивные секции в свою очередь способствуют повышению общей и специальной (поотношению к  определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворениюиндивидуальных интересов, и потребностей в занятиях любимым видом спорта,раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию вспортивных соревнованиях.
          В данной школе организованы лекционные занятия по следующим видам спорта:баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис.
Более подробные сведения о результатах анкетирования изложеныв приложении 3.

Выводы.
1.   Изучив ипроанализировав теоретическую и методическую литературу (16 источников) оданной теме, можно прийти к выводу, что этот вопрос проблематичен и актуален,т.к. исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости вобщеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье илифизические недостатки.
2.   Изучениепроблемы здоровья для специалиста в области физической культур и спортаявляется  важным, так как физическое воспитание влияет на физическое развитие,функциональные возможности организма, здоровья в целом.
3.   Обобщивопыт работы специалистов0практиков В.А. Сухомлинского и О.В. Филинковой ясчитаю, что их практическая деятельность поможет повысить уровень профессиональнойготовности будущего педегога по Физической культуре и Спорту.

Заключение.
Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимоему самому. Ведь, чем больше человек будет знать и уметь, тем легче емупретворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснеежить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья,физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровомтеле – здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическоевоспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вотпочему так важно для постоянного своего совершенствования регулярно заниматьсяфизическими упражнениями, быть физически культурным человеком. Не случайнофизическая культура считается важнейшей составляющей общей культуры, отсостояния которой зависит человеческий прогресс. Естественно при этом, что чембольше в обществе (государстве) будет разносторонне (в том числе и физически)развитых, культурных людей, тем оно будет богаче и сильнее.
Особенно большое значение приобретает физическая культурасейчас, когда бурное наступление техники на природу, изменения, вносимыенаучно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказываютзначительное негативное влияние на физическое состояние людей. Кромевозникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличениинагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходитсяусваивать постоянно возрастающий объём информации. В связи с этим наблюдаетсязаметное снижение двигательной активности,  том числе и у школьников. Возникаеттак называемая гиподинамия, характеризующаяся  нарушением функций организма(опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).
Актуальным становится внедрение различных формфизического воспитания в жизнь человека, ибо физические упражнения благотворносказываются на его здоровье. А крепкое здоровье как мы знаем, способствуетуспешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Исследованияпсихологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательныхшколах у 80% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. Отобщего состояния здоровья и физических сил во многом зависит память,внимательность, усидчивочть.
 

Литература.
1.     Адамский А.,Диепров Э. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системыобразования. Учительская газета 1997.
2.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. Изд – 2 доп.: — М., «Физкультура и спорт» 1990.
3.     Вайнбаум Я.С.Гигиена физического воспитания: уч пособие для студентов педагогических вузовМ., Просвещение, 1986.
4.     Долотина О.П.,Морозова Н.З., Хронин В.Г., Колеева Е.В. – «Физическая культура» — Калининград,1998.
5.     Исаев А. – Еслихочешь быть здоров. М., Физкультура и спорт. 1998.
6.     Кайков Г.Д.Работал с ослабленными детьми. Физическая культура в школе 1995, 6, стр 78
7.     М.М. Контратьева.Звонок на урок здоровья. Просвещение: М., 1991.
8.     Куколевский Г.М.Гигиенический режим спортсмена. М., Физкультура и спорт, 1967.
9.     Кузьмин. Нашсемейный доктор. М., Мир книги. 2001
10.    Лукьяненко: Книга
11.    Лисицин Ю.Г. Образ жизни и здоровьенаселения. М.: «Знание». 1987
12.    Лихницка И.И. – Что надо знать овозрастных и физических резервах организмах. Л., «Знание», 1987.
13.    Лаптев А.А. Закаляйтесь на здоровье.М., Медицина 1991
14.    Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методикафизического воспитания с основами теории М., Просвещение 1991
15.    Полиевский А. Физкультура изакаливание в семье. М., Медицина 1984.
16.    Семёнов В.С. Культура и развитиечеловека. Вопросы философии – 1982.
17.    Соловьёв Г.М. Основы ЗОЖ и методикаоздоровительной физической культуры – Ставрополь СГУ. 1998.
18.    Соловьёв Г.М. Биосоциальные проблемыЗОЖ. / уч пособ. Ставрополь, 1998.
19.    Филинкова О.В. Моё кредо — бытьздоровым / Физкультура в школе, 1997.
20.    Чумаков Б.Н. Ванеология. Курс лекций.
21.    Шейко Н. Формула молодости и красотыМ.,  мир книги, 2001.
22.    Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет издоровье спортсменов.: М., Физкультура и спорт 1985 г.