Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

Министерство почрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь
Государственноеучреждение образования
«Командно-инженерныйинститут»
Кафедра тактикипроведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаровКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
«Тактика тушения пожарови проведения аварийно-спасательных работ»Минск – 2005

Вопрос 1: Тушение пожаров летательныхаппаратов на земле
Поофициальным данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), всреднем ежегодно только на зарубежных регулярных воздушных линиях происходитоколо 30 авиационных катастроф с гибелью более 800 человек.
Количествопогибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовойэксплуатации воздушных средств с большой вместимостью пассажиров, до 350-500человек и более.
Увеличениеразмеров самолетов увеличивает и вероятность возникновения пожаров впослеаварийных ситуациях.
При аварияхсамолетов с длиной фюзеляжа до 30 м пожары возникали более чем в 60% случаеваварий, а для самолетов с длиной фюзеляжа более 30 м этот показатель доходит до 85%.
Статистическиеданные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущербот пожаров на самолетах не только не уменьшается, но и имеет тенденцию роста.
Скоротечностьпроцесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышеннойпожаровзрывоопасности при низкой защищенности.
Основнуюпожарную опасность представляет наличие на борту большого количестваавиатоплива (50-200 т и более), которое быстро разливается вокруг самолета приударе его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большойплощади до 1000 м2 и более.
При этом вцентре огня отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищеннойалюминиевой оболочке оказываются десятки, сотни людей.
Критическиеусловия для жизни людей, находящихся в самолете, наступают уже через 2-3 минутывследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого повышения температуры,появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.
Все это взначительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасениелюдей [5].
При пожарелетательных аппаратов на земле возможно:
o быстроераспространение огня при повреждении топливных систем, а также по сгораемымматериалам внутренней отделки пассажирских салонов, взрывы баллонов со сжатымгазом;
o угрозалюдям и трудность эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;
o интенсивноегорение узлов и деталей из алюминиево-магниевых и других сплавов;
o значительноеудаление очага пожара от водоисточника;
o припожаре вне территории аэродрома – трудность доставки к месту аварии пожарныхавтомобилей и огнетушащих веществ [6].
Насовременных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:
o пожарыорганов приземления (шасси);
o пожарыразлитого топлива под самолетом;
o пожарывнутри фюзеляжа;
o пожарысиловых установок (двигателей) [5].
Пожарышассивозникают в основном при посадке самолетов и связаны, главным образом, сгорением 3 видов материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Однимиз наиболее часто встречающихся пожаров является горение гидрожидкости приразрушении гидросистемы шасси. Гидрожидкость, попадая в разогретый до высокойтемпературы (300-600 0С) тормозной барабан, воспламеняется, чтоприводит к загоранию резины покрышек колес. развивающаяся при этом высокаятемпература может привести к загоранию магниевых сплавов барабанов колестележки шасси, которое наступает обычно через 6-8 минут пожара. Характернымпризнаком пожара магниевых сплавов является белое свечение пламени, наличиебрызг горящего металла и появление белого плотного дыма.
В процессепроведения специальных экспериментальных исследований наблюдались случаи, когдадействие высокой температуры пожара приводило к взрыву гидроаккумуляторов (иамортстоек) и энергией взрыва они отбрасывались на 100-150 м [5].
Тушениепожара разлитого топлива.
При авариисамолета топливо может растекаться на значительную площадь. Согласно требованиймеждународной организации гражданской авиации за расчетный параметр принимаетсяплощадь практической критической зоны, которая связана с линейными размерамисамолета с помощью следующих соотношений:
/>
при l ≤ 10 м;
/>
при l> 10 м.
В данныхформулах l – длина самолета, м; d – диаметр фюзеляжа, м.
В зависимостиот линейных размеров воздушных судов и частоты движения аэропортыподразделяются на 9 категорий:
1 категория –при длине самолета 0-9 м.
2 категория –при длине самолета 9-12 м.
3 категория –при длине самолета 12-18 м.
4 категория –при длине самолета 18-24 м.
5 категория –при длине самолета 24-28 м.
6 категория –при длине самолета 28-39 м.
7 категория –при длине самолета 39-49 м.
8 категория –при длине самолета 49-61 м.
9 категория –при длине 61-76т м.
Поэтомучисленный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средствдолжны соответствовать категории аэропорта.
Важная рольпри тушении пожаров воздушных судов отводится разведке пожара. Разведка пожарадолжна начинаться еще при движении пожарных автомобилей к месту происшествия.При этом определяются следующие основные факторы: место пожара и характер,наличие людей и степень угрозы им, размер пожара, направление распространенияогня, место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа, а также влияние метеоусловийна развитие пожара.
Все силы исредства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальнойстадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожараавиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также созданиеэвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.
Одновременнос тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной илираствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0.2л/(с∙м2). На начальном этапе тушения охлаждение целесообразнопроизводить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащеесредство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета.
При тушениирозлива авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производитьпод острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, «подрезая» его. Тушениеистекающего топлива из разрушенных баков и коммуникаций начинают с тушенияплощади, куда истекает струя, а затем огнетушащую струю переводятнепосредственно на струю истекающего топлива и начинают маневрирование по струеснизу вверх, доводя процесс до тушения. При этом поверхность земли в местеистечения струи должна находится постоянно под контролем огнетушащего состава,чтобы исключить повторные воспламенения. Кроме основного огнетушащего вещества– пены низкой кратности — розлив ЛВЖ и ГЖ можно тушить комбинированнымспособом, используя порошок и пену. Первоначально в зону горения подаетсяпорошок. Образуется порошковое облако, которое прекращает объемное горение.После подачи порошка необходимо сразу же подать пену низкой кратности дляизоляции и охлаждения очага горения.
Обеспечениетушения комбинированным способом может быть осуществлено с помощью автомобилейкомбинированного тушения [5].
Тушениепожара внутри фюзеляжа.
Определяетсяследующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местомрасположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинахэкипажа, бытовых помещения или багажных, грузовых или технических отсеках.
Наиболеетрудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременнонеобходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытиеконструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечениямаксимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушногосудна.
Первоначальнойзадачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне,кабине, а также локализации пожара с помощью распыленных струй с высокойстепенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена.Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом,чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия тепловогопотока, и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших вслучае, если вскрыть горящий отсек не предоставляется возможным. Подачуогнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника.
В любомслучае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматьсяне менее 2 человек л/с подразделений МЧС. Весь л/с, работающий на бортуаварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты(теплоотражательные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленную зонусалона обязательно организуются посты безопасности. Пост безопасностиподдерживает связь с личным составом, работающем в задымленном салоне, принеобходимости оказывает ему немедленную помощь.
Для тушениявнутрифюзеляжных пожаров применяют воду (в виде распыленных струй, водного растворапенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокойстепени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности [5].
Тушениепожаров силовых установок.
По прибытииподразделений к воздушному судну с горящим двигателем необходимо оценитьобстановку и расставить пожарные автомобили на исходные позиции, учитывая силуи направление ветра и наиболее опасное распространение пожара. При этомнеобходимо выключить двигатели, т.к. реактивная струя выхлопных газов представляетсерьезную опасность и затрудняет действия л/с по ликвидации пожара и проведенияспасательных работ.
Тушениепожаров с помощью лафетных стволов малоэффективно, т.к. огнетушащее вещество непопадает во внутренний объем мотогондолы. Поэтому тушение пожаров двигателейосуществляется ручными стволами, подающими огнетушащее вещество непосредственнов очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Для подачиогнетушащих составов в подкапотное пространство можно использовать стволыпробойники. Основные огнетушащие составы: пена низкой и средней кратности,порошок, газовые составы объемного тушения.
Установкиобъемного тушения следует использовать немедленно, если есть возможностьдоступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализованпенными струями.
Силовыеустановки, смонтированные в хвостовой части воздушного судна представляютособые трудности при тушении пожара, т.к. находятся на значительной высоте отуровня земли, достигающей 10.5 м [5].
Притушении пожаров органов приземления л/с должен принять все необходимые меры дляпредотвращения распространения пожара в нише шасси и на воздушное судно вцелом.
Для тушениягидрожидкости и резины колес следует использовать раствор пенообразователя или пенунизкой кратности, подаваемые ручными стволами. Причем тушение должно вестисьинтенсивно, чтобы предотвратить воспламенение магниевых сплавов барабановколес. При тушении колес шасси необходимо учесть, что может произойти разрывпневматиков, обладающих большим запасом энергии давления, во избежание чеговодный раствор пенообразователя подают в виде тонкораспыленных струй скороткими импульсами продолжительностью 5-10 с через каждые 25-30 с. Такаяподача обеспечивает равномерное охлаждение колеса шасси. Струи должны подаватьсяпод острым углом к тележке шасси, ствольщики должны находиться на расстоянии неближе 2-3 м.
Через 2-3минуты после начала загорания гидрожидкости начинается воспламенение и горениемагниевых сплавов, содержащихся в конструкции колеса. Для тушения магниевыхсплавов рекомендуется применять 4-6% водный раствор пенообразователя,подаваемый стволами РС-70 со снятыми насадками при давлении 0.15-0.2 МПа.
В случаеодновременного горения разлива топлива и магниевых сплавов, в первую очередь,необходимо воздушно-механической пеной низкой кратности из лафетных стволов потушитьразлитое топливо, а затем подача струй пены низкой кратности переводится натушение пожара магниевых сплавов тележки шасси.
Эффективноетушение магниевых сплавов достигается огнетушащими порошками, подаваемыми изручных стволом автомобиля порошкового или комбинированного тушения. При тушениипорошком на горящей поверхности образуется слой спекшейся корочки, которыйпрекращает горение. Потушенную поверхность охлаждают раствором пенообразователяили пеной низкой кратности [5].
Организациятушения пожара и проведение аварийно-спасательных работ.
Спасаниеэкипажа и пассажиров воздушного судна при пожаре будет наиболее успешным, есливремя прибытия подразделений и ликвидация пожара будут минимальными. Этодостигается регулярными проведением занятий и тренировок, максимальноприближенных к реальным условиям.
Пожарнаяаварийно-спасательная техника и л/с подразделений в каждом аэропортуразмещается на аварийно-спасательных станциях (АСС). Место расположения станцийдолжно обеспечить прибытие расчетов к торцам взлетной полосы за время, непревышающее 3 мин. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательные вышки, дежурныепомещения – устойчивую связь со службами аэропорта [5].
 
Вопрос 2
Решитькомплексную задачу по расчёту сил и средств при тушении пожара на объектехранения нефтепродуктов в резервуарах.
Дано:
o Типрезервуаров – РВС-5000.
o Высотарезервуара РВС-5000 – 11.92 м.
o Диаметррезервуара РВС-5000 – 22.80 м.
o Площадьрезервуара РВС-5000 – 408 м2.
o Схемарасположения РВС-5000 – 2.
o Видхранимого нефтепродукта – бензин.
o Высотасвободного борта – 0.8 м.
o Напорв водопроводной сети – 40 м.
o Емкостьпожарного водоема – 600 м3.
o Толщинадонной воды – 1.2 м.
o Схемарасположения водоисточников – 5.
o Диаметрпротивопожарного водопровода – 300 мм.
o Вариантрасписания выездов – 1.
o ТипГПС, применяемых для тушения, – ГПС-2000.
/>

Рис.1. Схема расположенияРВС-5000.

 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
600  
600   /> /> /> /> /> /> /> />  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Схема расположенияводоисточников
 
Необходимо:
o оценитьобстановку, сложившуюся на пожаре и принять решение на ведение боевых действий;
o произвестирасчет сил и средств, необходимых для тушения пожара;
o организоватьтушение пожара с постановкой задач подразделениям;
o составитьсхему тушения пожара.

Решение:
Резервуарнаягруппа состоит из трех цилиндрических вертикальных стальных резервуаров РВС-5000.Диаметр резервуаров – 22.8 м., высота резервуаров – 11,92 м., площадь резервуара – 408 м2. Во всех резервуарах храниться бензин. Высотасвободного борта резервуара составляет 0,8 м.
Обвалованиерезервуаров соответствует требованиям норм. Резервуарный парк оборудованпроизводственной и ливневой канализацией.
Противопожарноеводоснабжение обеспечивается от 4 пожарных гидрантов, установленных накольцевом водопроводе диаметром 300 мм с напором 40 м. в.ст. и расположенных на расстоянии 120, 60, 80 и 100 м соответственно. В 160 и 150 м от резервуарной группы расположены 2 пожарных водоёма ёмкостью 600 м3 каждый.
Таблица 1. Выписка израсписания выезда подразделений МЧС на тушение пожаров Номер вызова 1 2 3 4   ПАСЧ-1:
АЦ-40(130)63Б
АЦП-40-6/6
 
ПАСЧ-7:
АЦ-40(131)137
 
ПАСЧ-5:
АЦ-40(130)63Б
ПАСЧ-7:
АЦП-40-8/6
ПАСЧ-3:
АЦ-40(130)63Б
АЦ-40(375)Ц1
ПАСЧ-4:
АЦ-40(130)63Б
 
ПАСЧ-5:
АЦП-40-6/3
 
ПАСЧ-6:
АЦ-40(130)63Б
АЦ-40(375)Ц1
ПАСЧ-4:
АЦ-40(130)63Б
Дополнительнаятехника: АВ-40(375)Ц50– 3 шт.; АР-2(131)133 – 2 шт. Количество коленчатых подъемников и автолестницоборудованных гребёнками с ГПС, определяется по потребности.

Обстановкана момент прибытия первого подразделения:
В 15 часов 10минут в результате взрыва паровоздушной смеси с резервуара №2 сорвало крышу иотбросило ее за обвалование, воспламенился находящийся в РВС-5000 №2 бензин.
Оценкаобстановки, сложившейся на пожаре:
От воздействия высокой температуры, при отсутствии охлаждения,через 15-20 минут от начала пожара произойдёт деформация свободного бортарезервуара, что может привести к разливу горящего бензина. В первую очередьдеформация резервуара произойдёт с подветренной стороны.
От высокойтемпературы в резервуарах №1 и №3 будет происходить интенсивное испарениебензина. Выходящие через дыхательную аппаратуру пары могут воспламениться игореть, оказывая дополнительное температурное воздействие на конструкциирезервуара.
Так как сил исредств караула для тушения пожара недостаточно, то первый РТП объявляетповышенный номер вызова (№4) и в первую очередь организовывает охлаждениегорящего и соседних резервуаров, задействуя ближайшие водоисточники. Уточняет уадминистрации вид нефтепродукта и уровень его налива в резервуарах. Совместно собслуживающим персоналом организует защиту запорной и дыхательной аппаратурырезервуаров.
Расчётнеобходимого количества сил и средств для тушения пожара:
Дляохлаждения горящего и соседних резервуаров необходимо подавать стволы «А» илилафетные стволы. Стволы «А» для увеличения расхода воды на охлаждение резервуаровможно подать со свернутым насадком. Горящий резервуар необходимо охлаждать повсему периметру, а соседние – только со стороны горящего резервуара.
Интенсивностьподачи воды на охлаждение горящего резервуара составляет 0.8 л/(с∙м), ана охлаждение соседних – 0.3 л/(с∙м).
Определяемнеобходимое количество стволов «А» со свернутым насадком на охлаждение горящегорезервуара:
/>
Дляохлаждения горящего резервуара будем подавать 6 стволов «А» со свернутымнасадком.
Определяемнеобходимое количество стволов «А» со свернутым насадком на охлаждение соседнегос горящим резервуара:
/>
Дляохлаждения двух соседних с горящим резервуаров будем подавать 4 ствола «А» сосвернутым насадком.
Для тушениягорящего бензина в резервуаре наиболее целесообразно использоватьвоздушно-механическую пену средней кратности. Пенообразователь к месту пожара могутдоставить 3 АВ-40(375)Ц50. Интенсивность подачи раствора пенообразователя длятушения бензина в резервуаре составляет 0,08 л/(с∙м2).
Определяем требуемоеколичество ГПС-2000 для тушения пожара по всей площади зеркала резервуара:
/>
Для подачи 2ГПС-2000 достаточно 1 коленчатого подъёмника с гребенкой на 2 пеногенератораГПС-2000.
Определяемколичество пенообразователя для тушения пожара с учётом его запаса:
/>
/> л
Следовательно,для тушения пожара будет достаточно пенообразователя, вывозимого на двухАВ-40(375)Ц50. 1 АВ вывозит 4000 л ПО.
Длявозможного тушения горящего бензина в обваловании (в случае его вытекания изрезервуара) принимаем 2 пенных генератора ГПС-600.
Для защитыколенчатого подъёмника от воздействия высокой температуры принимаем 1 ствол «А»(РС-70), а для защиты л/с от теплового воздействия принимаем 4 ствола РСК-50.
Определяемтребуемое количество личного состава:
o дляработы со стволом «А» необходимо 2 человека, а для подачи 11 стволов «А» потребуется22 человек;
o дляработы с ГПС-600 2 человека, а для подачи 2 ГПС-600 потребуются 4 человека;
o дляработы на разветвлениях требуется 8 человек;
o дляобеспечения работы рукавных систем принимаем 2 человека;
o дляобеспечения связи принимает 1 человека;
o дляохлаждения л/с, работающего в обваловании, и их защиты от теплового воздействияпринимаем 4 человека, которые подадут 4 ствола «Б».
Определимнеобходимое количество личного состава:
/>
Определимнеобходимое количество отделений на основной технике:

/>
Необходимопривлечь 11 отделений на основной пожарной технике, что соответствуетповышенному номеру вызова № 4. В нашем случае по вызову № 4 прибудут 12отделений на основной пожарной технике. Дополнительно необходимо вызвать 2 АВ-40(375)Ц50,1 коленчатый подъёмник с гребёнкой на 2 ГПС-2000, АР-2(131)133, АСО-2(66)90А.
На тушениепожара и охлаждение резервуара необходимо подать расход:
/>
/> л/с
Водоотдачаводопроводной сети составляет 235 л/с. Следовательно, водоснабжениеудовлетворительное. Однако, т.к. у нас всего 4 пожарных гидранта, то на нихсмогут стать только 4 АЦ и обеспечить подачу лишь 160 л/с, поэтому необходимозадействовать пожарные водоемы, и установить на них технику для забора воды иподачи ее на тушение пожара.
Организациятушения пожара:
РТП организует охлаждение горящего и соседних резервуаров,подготовку и проведение пенной атаки и мероприятия по обеспечению безопасности.
Подразделения, прибывающие по вызову № 1 (ПАЧС-1 1-е и 2-еотделения), обеспечивают подачу 4-х стволов «А» со свернутым насадком на охлаждениегорящего резервуара (№2).
Подразделения, прибывающие по вызову №2 (ПАСЧ-7 1-еотделение и ПАСЧ-5 1-е отделение), обеспечивают подачу 2-х стволов «А» сосвернутым насадком на охлаждение горящего резервуара (№2) и 2-х стволов «А» сосвернутым насадком на охлаждение соседнего резервуара с горящим (№1)
Подразделения, прибывающие по вызову №3 (ПАСЧ-7 2-еотделение, ПАСЧ-3 1-е и 2-е отделения, ПАСЧ-4 1-е отделение), обеспечиваютподачу 2-х стволов «А» со свернутым насадком на охлаждение соседнего резервуарас горящим (№3), 4-х стволов «Б» на защиту л/с, работающего в обваловании, оттеплового воздействия и обеспечивают работу на разветвлениях.
Подразделения, прибывающие по вызову №4 (ПАСЧ-5 2-еотделение, ПАСЧ-6 1-е и 2-е отделения, ПАСЧ-4 2-е отделение), обеспечиваютподачу 2-х ГПС-600 на тушение возможного розлива горящего бензина вобваловании, а также подготовку и проведение пенной атаки для тушения горящегорезервуара (№2). Согласно расчёта для проведения пенной атаки необходимососредоточить на пожаре 6480 литров пенообразователя. Для обеспечения тушенияпожара требуется задействовать 1 коленчатый подъёмник с гребёнкой на 2 ГПС-2000,силы и средства по вызову №4 и организовать работу штаба на пожаре.
Учитывая, что пожарные подразделения будут выполнятьразличные боевые действия, РТП создаёт три боевых участка.
БУ-1:
Охлаждение стенок горящего резервуара.
Задача:
Установить АЦ на ПГ-2, 3 и на ПВ. Подать 6 стволов «А» сосвернутыми насадками на охлаждение горящего резервуара. Обеспечить работу наразветвлениях.
Силы:
ПАСЧ-1 – 1-е и 2-е отделение на АЦ;
ПАСЧ-7 – 1-е отделение на АЦ.
БУ-2:
Охлаждение стенок соседнего резервуара.
Задача:
От разветвлений АЦ, относящихся к БУ-1, подать по 2 ствола«А» со свернутыми насадками на охлаждение резервуара №1 и №3. Обеспечить работуна разветвлениях. АЦ на ПВ с северо-восточной стороны от обвалования. Подать 4ствола РСК-50 на защиту л/с, работающего в обваловании. АЦП установить с западнойстороны у обвалования с внешней стороны и подать 2 ГПС-600 на тушение горящегобензина в обваловании резервуаров. Незадействованные АЦ в резерв.
Силы:
ПАСЧ-5 – 1-е и 2-е отделение на АЦ;
ПАСЧ-7 – 2-е отделение на АЦ;
ПАСЧ-3 – 1-е и 2-е отделение на АЦ;
ПАСЧ-4 – 2-е отделение на АЦ.
БУ-3: Подготовка ипроведение пенной атаки для тушения бензина в резервуаре №2.
Задача: 2 АВ наПГ-1 и ПГ-4. Подать на тушение горящего резервуара 2 ГПС-2000 при помощи 1коленчатого подъёмника и 1 ствол «А» на его защиту.
Силы:
ПАСЧ-6 – 1-е и 2-е отделение на АЦ;
ПАСЧ-4 – 2-е отделения на АЦ;
ПАСЧ-8 – 1-е отделение на АКП, 2-е и 3-е отделения на АВ, 4-еотделение на АР.
Начальник штаба производит расстановку сил и средств длятушения пожара, организовывает связь на пожаре, обеспечивает контроль заисполнением приказаний, передаёт информацию о пожаре на ЦОУ и ведёт оперативнуюинформацию.
Начальник тыла организовывает встречу и расстановку наводоисточники прибывающей пожарной техники, ведёт учёт её работы и обеспечиваетсвоевременное снабжение горючими и смазочными материалами; обеспечивает бесперебойнуюподачу воды к месту пожара и доставку расчётного количества пенообразователя.
Ответственный за ТБ обеспечивает л/с защитными средствами,устанавливает общие сигналы об опасности и пути отхода л/с.
Представитель объекта сосредоточивает у места пожара запаспеска для создания заградительных валов.
Постановка задач подразделениям:
ПАСЧ-1:
КО-1: АЦ на ПГ-2. Проложитьмагистральную линию Ø 77 мм. Установить разветвление с южной стороны уобвалования с внешней его стороны. Подать 2 ствола «А» со свернутыми насадкамина охлаждение резервуара №2 с юго-западной и южной стороны. Л/с в ТК.
КО-2: АЦ на ПГ-3.Проложить 2 магистральные линии Ø 77 мм. Установить 2 разветвления с южной и северной стороны у обвалования с внешней его стороны. Подать 2 ствола «А» сосвернутыми насадками на охлаждение резервуара №2 с юго-восточной исеверо-восточной стороны. Л/с в ТК.
ПАСЧ-7:
КО-1: АЦ на ПВ ссеверо-западной стороны от обвалования. Проложить магистральную линию Ø 77 мм. Установить разветвление с северной стороны у обвалования с внешней его стороны. Подать 2ствола «А» со свернутыми насадками на охлаждение резервуара №2 ссеверо-западной и северной стороны. Л/с в ТК.
ПАСЧ-5:
КО-1: АЦ на ПВ ссеверо-западной стороны от обвалования. От АЦ на ПВ (7-1) проложитьмагистральную линию Ø 77 мм. Установить разветвление с северной стороныу обвалования с внешней его стороны. Подать 1 ствол «А» со свернутым насадкомна охлаждение резервуара №1 с северо-восточной стороны. От АЦ на ПГ-2 (1-1)проложить магистральную линию Ø 77 мм. Установить разветвление с южной стороны у обвалования с внешней его стороны. Подать 1 ствол «А» со свернутымнасадком на охлаждение резервуара №1 с юго-восточной стороны. Л/с в ТК.
ПАСЧ-7:
КО-2: АЦ на ПВ ссеверо-восточной стороны от обвалования. От разветвлений АЦ на ПГ-3 (1-2)подать 2 ствола «А» со свернутыми насадками на охлаждение резервуара №3 ссеверо-западной и юго-западной сторон. Л/с в ТК.
ПАСЧ-3:
КО-1: АЦ в резерв. Обеспечить работу наразветвлениях. Организовать связь на пожаре.
КО-2: АЦ в резерв. Обеспечить работу на разветвлениях.
ПАСЧ-4:
КО-1: АЦ в резерв. ОтАЦ на ПВ (7-2) с северо-восточной стороны от обвалования проложить 2магистральные линии Ø 77 мм. Установить 2 разветвления с северо-восточнойи юго-восточной стороны у обвалования с внешней его стороны. Обеспечить подачу 2маневренных стволов РСК-50 для защиты личного состава, работающего вобваловании, от теплового воздействия с южной стороны и 2 маневренных стволов РСК-50для защиты личного состава, работающего в обваловании, от теплового воздействияс северной стороны.
ПАСЧ-5:
КО-2: АЦ к обвалованиюс западной стороны. Установить разветвление с западной стороны у обвалования свнешней его стороны. Обеспечить подачу 2 ГПС-600 для тушения возможного розливагорящего бензина в обваловании. Л/с в ТК.
ПАСЧ-8:
КО-1: АКП кобвалованию с южной стороны. Подготовить и провести пенную атаку при помощигребенки с 2 ГПС-2000.
КО-2: АВ на ПГ-1.Организовать подачу необходимого количества раствора пенообразователя к АКП.
КО-3: АВ на ПГ-4.Организовать подачу необходимого количества раствора пенообразователя к АКП.
КО-4: Обеспечитьподразделения рукавами и другим необходимым ПТВ. По выполнению АР в резерв.
ПАСЧ-6:
КО-1: АЦ в резерв. Отразветвления АЦ на ПГ-2 (1-1) подать 1 ствол «А» для защиты АКП. Обеспечитьработу на разветвлениях.
КО-2: АЦ в резерв.Обеспечить прокладку 2-х магистральных рукавной линий Ø 77 мм от АВ на ПГ-1 к АКП. Установить наблюдение за рукавными линиями. Организовать подмену л/с.
ПАСЧ-4:
КО-2: АЦ в резерв.Обеспечить прокладку 2-х магистральных рукавной линий Ø 77 мм от АВ на ПГ-4 к АКП. Установить наблюдение за рукавными линиями. Организовать подмену л/с.
 

Окончательнаясхема расстановки сил и средств для тушения пожара в резервуарном парке:
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
600   />
160м   />
600   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Условиезадачи:
Пожар возник впомещении сновального цеха (рис. 4). Здание одноэтажное, высотой 8 м, с фонарями. Стены кирпичные, внутренние перегородки трудносгораемые, покрытие пустотноетрудносгораемое, кровля рубероидная. Вентиляция приточно-вытяжная. Сырье –шерсть, горючая загрузка – 50 кг/м2, скорость распространенияпламени равна 3 м/мин. День, температура воздуха +50С, помещениесновального и чесального цехов сильно задымлены. К моменту прибытия дежурногокараула на 2-х АЦ-40(130)63Б и 1 отделения на АЦ-40(131)137А площадь пожарасоставляла 70 м2./> /> /> /> /> /> /> /> />
W=50м3   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
W=10м3   /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
 
 
 
 

Необходимо:
1. Оценитьобстановку на месте пожара по изложенной в задаче информации, принять решение иотдать приказания прибывшим силам и средствам.
2. Произвестирасчет необходимого количества сил и средств для тушения пожара.
3. Определитьрешающее направление боевых действий.
4.Организовать боевые участки, сформулировать команды и распоряжения на ведениебоевых действий.
5. Составитьнаиболее оптимальную схему расстановки сил и средств.
Решение:
Обстановкана месте пожара на момент прибытия:
Пожар впомещении сновального цеха одноэтажного здания высотой 8 м со световыми фонарями, кирпичными стенами, трудносгораемыми внутренними перегородки, трудносгораемымпустотным покрытием, рубероидной кровлей. Вентиляция здания приточно-вытяжная.По информации, полученной от рабочего персонала, горит шерсть, горючая загрузкасоставляет 50 кг/м2, скорость распространения пламени равна 3 м/мин,помещение сновального и чесального цехов сильно задымлены. К моменту прибытияплощадь пожара составила 70 м2. Существует угроза перехода пламени вчесальный цех.
Принятоерешение на ведение боевых действий:
Установитьсвязь с ЦОУ. Передать на ЦОУ обстановку на месте пожара на момент прибытия. Организоватьпроведение разведки внутри здания звеном ГДЗС, провести предварительное боевоеразвертывание оставшимися силами и средствами. В качестве огнетушащего средстваиспользовать воду. На тушение шерсти подать распыленные струи воды со смачивателем.Подачу огнетушащих средств организовать со стороны чесального цеха для егозащиты и предотвращения дальнейшего распространения пожара.
Команды ираспоряжения:
Связному передатьна ЦОУ: «Прибылк месту вызова. Пожар в помещении сновального цеха одноэтажного здания высотой 8 м со световыми фонарями, кирпичными стенами, трудносгораемыми внутренними перегородки,трудносгораемым пустотным покрытием, рубероидной кровлей, с приточно-вытяжнойвентиляцией. По информации, полученной от рабочего персонала, горит шерсть, горючаязагрузка которой составляет 50 кг/м2, скорость распространенияпламени равна 3 м/мин, помещение сновального и чесального цехов сильнозадымлены. К моменту прибытия площадь пожара составила 70 м2. Существует угроза перехода пламени в чесальный цех. Принимаю решение организоватьпроведение разведки внутри здания звеном ГДЗС со стволом «Б» л/с 1 отделения,провести предварительное боевое развертывание 2 и 3 отделений, обесточитьздание. В качестве огнетушащего средства использовать воду. На тушение шерстиподать распыленные струи воды со смачивателем. Подачу огнетушащих средстворганизовать со стороны чесального цеха для его защиты и предотвращениядальнейшего распространения пожара».
ПАСЧ-1:
КО-1: «АЦ установить возлевхода в сновальный цех с западной стороны. Обесточить здание. Подготовить звеноГДЗС со стволом «Б» для проведения разведки внутри здания. Выставить постбезопасности. В качестве огнетушащего средства использовать воду со смачивателем».
КО-2: «АЦ установить наводонапорную башню. Осуществить предварительное боевое развертывание к входу всновальный цех с восточной стороны, установить разветвление. Подготовить звеноГДЗС и пост безопасности. Ожидать дальнейших распоряжений».
КО-3: «АЦ установить наводоисточник. Осуществить предварительное боевое развертывание к входу всновальный цех с западной стороны, установить разветвление. Подготовить звеноГДЗС и пост безопасности. Ожидать дальнейших распоряжений».
КО-1: «Со мной в разведкумарш».
Расчет сили средств:
Требуемаяинтенсивность на тушение пожара:
/>
(стр. 53 [4]– для закрытых складов хлопка и других волокнистых материалов).
Т.к. будетиспользоваться смачиватель, то требуемая интенсивность уменьшится в 2 раза.
Требуемыйрасход на тушение пожара:
/>
Количествостволов «Б», необходимых для тушения данного пожара равно:
/>
Т.к. площадьпожара за время проведения боевого развертывания немного увеличится, длятушения пожар мы примем 2 ствола «Б» (РСК-50) и 1 ствол «А» с насадком НРТ-5.Таким образом, общий расход составит 3.5 + 3.5 + 5 = 12 л/с.
/>

Т.к. условиелокализации />/>/>выполняется, значитданных стволов нам достаточно для успешного тушения пожара.
Требуемоеколичество личного состава:
/>
По расчетамдля обеспечения выполнения всех видов работ по тушению данного пожарапонадобиться 12 человек.
Требуемоеколичество отделений на основной технике:
/>
По расчетамдля обеспечениявыполнения всех видов работ по тушению данного пожара понадобиться 3 отделенияна основной технике. С учетом того, что на пожар прибывают 3 отделения на АЦ,то можно сделать вывод, что сил и средств для тушения пожара достаточно.
Решающеенаправление боевых действий:
Решающимнаправлением будет тушение пожара в сновальном цехе (недопущениераспространение пожара в чесальный цех).
Команды ираспоряжения на ведение боевых действий:
ПАСЧ-1:
КО-1: «Подать распыленнуюструю воды со смачивателем на тушение пожара».
КО-2: «Выставить постбезопасности. Подать ствол РС-70 с насадком НРТ-5 на тушение пожара.Использовать воду со смачивателем».
КО-3: «Выставить постбезопасности. Подать ствол РСК-50 на тушение пожара. Использовать воду сосмачивателем».

Схемарасстановки сил и средств/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
W=50м3   /> /> /> /> /> /> /> />

1   />                   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
 
 
 
 

                                                                                                     /> /> /> /> /> />
W=10м3   /> /> />

50 м   />                                                                                      
/>

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Кимстач И.Ф. и др. Пожарная тактика: Учеб.пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны / И.Ф. Кимстач,П.П. Девлишев, Н.М. Евтюшкин. – М.: Стройиздат, 1984.
2. Повзик Я.С. и др. Пожарная тактика: Учеб. дляпожарно-техн. училищ / Я.С. Повзик, П.П. Клюс, А.М. Матвейкин. — М.: Стройиздат,1990.
3. Шишканов М.А., Григорович М.Л., Тумарович Ю.Г.Задания и методические указания по выполнению контрольной работы №3 дляслушателей факультета заочного обучения. – Мн.: Высшее пожарно-техническоеучилище МВД Беларуси, 1997.
4. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочникруководителя тушения пожара. – М.: Стройиздат, 1987.
5. Повзик Я.С. Пожарная тактика: М.: ЗАО«СПЕЦТЕХНИКА», 1999.
6. Боевой устав органов и подразделений почрезвычайным ситуациям. Часть 1. Тушение пожаров. – Мн., 2003.