Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке

Время.Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке

 Введение
Категориявремени принадлежит к числу тех понятий, которые играют ключевую роль не тольков философии, теологии, физике и астрономии, но и в геологии, биологии, психологии,в гуманитарных и исторических науках. Ни одна сфера жизни природы и человеческойдеятельности не обходится без соприкосновения с реальностью времени: все, чтодвижется, изменяется, живет, действует и мыслит, — все это в той или иной формесвязано с временем.
Загадкавремени всегда привлекала внимание философов, и редко кто из них несвидетельствовал о трудности разрешить вопрос, что такое время. В обычномпредставлении время есть последовательность моментов, а точнее интервалов — минут, часов, дней и лет, которая течет равномерно и с помощью которой мыизмеряем движения и изменения как во внешнем мире, так и в нашей душе.
Каждаякрупная эпоха в развитии мысли имеет некоторые общие подходы к анализу времени.Характер рассмотрения времени, способ включения его в систему других категориймышления, так же как и основные интуиции времени определяют самосознаниеразличных культурно- исторических периодов.

 Понятие времени в античной философии
Вклассической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, апотому порой отождествляется с движением небосвода. Платон анализирует понятиевремени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первоесуществует вечно, второе возникает и исчезает во времени. Время есть подвижныйобраз вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления. Платон мыслитвремя как категорию космическую: оно творится вместе с космосом, явлено вдвижении небесных тел и подчиняется закону числа.
Платонвпервые в истории философской мысли попытался дать метафизическое обоснованиепонятия времени, сопоставив его с вневременной вечностью. Время, таким образом,предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть,как нечто не только отличное от вечности, но и причастное ей. У Платона жевечность и время строго различаются: вечность есть образец, или прообраз, авремя – только ее образ, который не может быть понят безотносительно кпрообразу.
Такимобразом у Платона при осмыслении природы времени сопрягаются множественное иединое: время не может ни существовать, ни быть постигаемым без связи свечностью.
Средиантичных философов Аристотель в IV книге «Физики» дал наиболее обстоятельный иразвернутый анализ времени. Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, онне имел начала и не будет иметь конца. Время, как отмечает Аристотель,представляется прежде всего каким-то движением и изменением, и не случайнонекоторые философы отождествляли его с движением небосвода. Но тем не менее егонельзя отождествить с движением, ибо движение может быть быстрее и медленнее, авремя нет, так как медленное и определяется временем. Значит, время не естьдвижение, но, с другой стороны, оно не существует и без движения.
Каки Платон, он связывает время с физическим движением, а меру времени — с равномернымдвижением небосвода. Однако, в отличие от своего учителя, Аристотель нигде не сопоставляетвремя с вечностью. Так, говоря о том, что существует не во времени (как,например, математические и логические истины, сохраняющие свою значимостьнезависимо от времени), Аристотель никогда не употребляет слово вечность, апредпочитает слово всегда. Размышляя о природе времени, Аристотель не обходитсвоим вниманием и вопрос о том, является ли время возникшим и, соответственно,имеющим свой конец, или же оно безначально и бесконечно. Философ считает этотвопрос достаточно серьезным и рассматривает аргументы в пользу как первого, таки второго утверждения. В конце концов он приходит к выводу, что время не можетвозникнуть и что оно существовало всегда, так же как и движение.Средневековые концепции времени. Фома Аквинский
Первыйи важнейший тезис Фомы касается различения времени и вечности. Разъясняяприроду вечности и времени, Фома показывает, что вечность предполагаетединство, в отличие от времени, условием возможности которого являетсямножественность и разделение на части. Идея вечности, согласно Фоме, связана сначалом неизменности, тогда как идея времени — с движением и изменением.Длительность и время в XVII-XVIII веках
ВXVII веке происходят существенныеизменения в характере мышления, связанные с переосмыслением прежнего — античного и средневекового — понимания природы. Решающую роль в становлениимеханики как ведущей науки о природе сыграли формулированные Галилеем законыпадения тел, благодаря которым ему удалось установить принцип, связывающий междусобой пространство и время. Это привело к новому истолкованию понятия времени.
Начиная с Ньютонакоррелятором понятия времени становится понятие «непрерывного течения»,флюксии, благодаря которому движение определяется как единый, строго регулируемыйпроцесс становления.
Весьмаопределенно различение времени и длительности проводится Декартом. СогласноДекарту, длительность совпадает с существованием вещи и есть нечто вполнереальное; он называет ее атрибутом, а иногда — модусом субстанции. Определяявремя как число движения, Декарт идет за Аристотелем. Он связывает понятие временис процедурой измерения, т. е. сравнения, соотнесения длительности той или инойвещи с длительностью равномерного движения вращения небосвода или качаниямаятника. Такое сравнение производится субъектом, его мышлением, а потомувремя, по Декарту, есть модус мышления, тогда как длительность — модус илиатрибут самого бытия вещи. Психологическая трактовка длительности получиладальнейшее развитие и новые формы обоснования у Беркли и Юма. Юм убежден, чтоидея времени возникает из последовательности впечатлений и идей в нашем сознании.«… Время не может появиться в уме ни само по себе, ни в связи с постоянным инеизменным объектом, но… всегда открывается нами при помощи некоторойдоступной восприятию последовательности изменяющихся объектов. У Юма нет большеразличения понятий времени и длительности; он употребляет эти понятия каквзаимозаменимые. «Время, или длительность, состоит из различных частей, ибоиначе мы не могли бы представить себе более долгой или более краткой длительности».Исаак Ньютон: абсолютное и относительное время
Абсолютное,истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, протекаетравномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденноевремя есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемаяпри посредстве какого- либо движения, мера продолжительности, употребляемая вобыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц,год.
Ньютон убеждён в том, чтоабсолютное время не зависит ни от чего внешнего, его самостоятельностьнастолько велика, что оно не зависит даже от того, существует или не существуетмир.
УчениеНьютона об абсолютных времени и пространстве было критически воспринято частьюнаучного сообщества. К их числу принадлежал выдающийся физик и математикХристиан Гюйгенс. Он решительно высказывался как противпонятий абсолютного пространства
ивремени, так и против истинного движения, не считая возможным ни в каком экспериментеотличить абсолютное движение от относительного.
Средисовременников Ньютона, оспаривавших учение об абсолютных времени и пространстве,был и немецкий философ Лейбниц. Он рассматривает понятия вечности, длительностии времени как метафизик. Идея абсолютного — это и есть вечность; она-то ислужит онтологической предпосылкой потенциально бесконечного, каким является длительность.Для Лейбница единое (вечность) представляет собой условие возможностинепрерывного (длительности). Он различает длительность и время. Длительность естьатрибут самих субстанций, тогда как время — это способ измерения длительности.
Попыткуразрешить споры, возникшие в связи с проблемой времени между Ньютоном иЛейбницем предпринял Иммануил Кант. Он рассматривает время и пространство с точкизрения «чистой математики», которая, по его словам, «дает в высшей степениистинное знание ивместе с тем образец высшей очевидности для других наук».

 Понятие времени в философии науки конца XIX – начала XX вв. Эрнст Мах иАнри Пуанкаре
КакМах, так и Пуанкаре выступили с критикой ньютоновского учения об абсолютном пространствеи абсолютном времени. В основе маховской критики Ньютона в вопросе о природе
времении пространства лежит стремление вывести эти понятия из непосредственных чувственныхпереживаний — из ощущений. «Мы непосредственно ощущаем время или положение вовремени, так же как непосредственно ощущаем пространство или положение впространстве. Без ощущения времени не было бы хронометрии, как без ощущения пространстване было бы геометрии. Существование своеобразныхфизиологических процессов, лежащих в основе ощущений времени, представляетсявесьма вероятным в виду того обстоятельства, что мы узнаем одинаковость ритма,формы времени во временных отношениях самых разных качеств, которые кроме ритмане имеют ничего сходного». Таким образом, именно физиология нашего организмаявляется, согласно Маху, исходной основой ощущения времени.
Пуанкаре,так же как и Мах, продолжает традиции эмпиризма и сенсуализма, внося, впрочем,ряд существенных дополнений.
Поубеждению Пуанкаре, физика ХХ века должна строиться на следующих представлениях:«1) Абсолютного пространства не существует; мы познаем только относительныедвижения… 2) Не существует абсолютного времени; утверждение, что двапромежутка времени равны, само по себе не имеет смысла и можно принять еготолько условно. 3) Мы не способны к непосредственному восприятию не толькоравенства двух промежутков времени, но даже простого факта одновременности двухсобытий, происходящих в различных местах… 4) Наконец, наша евклидовагеометрия есть лишь род условного языка; мы могли бы изложить факты механики,относя их к неевклидову пространству, которое было бы основой, менее удобной,но столь же законной, как и наше обычное пространство… ».
Пуанкарев работе «Последние мысли» доказывает тезис о том, что понятие одновременностиявляется результатом условного соглашения: объектом науки может быть только то,что измеримо, а измеримое время по существу своему относительно. Отсюдавытекает весьма важный вывод: время и пространство по своему существуинструментально; это содержание определяется свойством измерительныхинструментов. Свойства времени – это только свойства часов.Альберт Эйнштейн: пространство, время как четырёхмерноемногообразие
Вклассической физике признавалось, что указания времени абсолютны, а значит независят от состояния движения тела отсчета. Эйнштейн доказал, что не существуетсредств, позволяющих определить это абсолютное время или отличить его отбесконечного числа эквивалентных локальных времен в различных системах отсчета,находящихся в относительном движении. Но это значит, что абсолютное время неимеет реального физического смысла. Временные данные имеют смысл толькоотносительно определенных систем отсчета. В этом заключается завершение релятивизациипонятия времени.Проблема времени в философии жизни
Однимиз наиболее последовательных направлений философии процесса в конце XIX — ХХвв. является так называемая «философия жизни».  Глубокую связь между жизнью ивременем, или, как он предпочитает его называть, «длительностью», устанавливаетБергсон. Согласно Бергсону, время — это не внешняя характеристика жизни, небезразличная к ее содержанию форма протекания, а наиболее существенноеопределение самого ее существа. Жизнь, движение, творческое развитие, согласноБергсону, потому и непостижимы с помощью интеллекта,
чтоинтеллект не в состоянии ухватить непрерывность времени, целостность временнойструктуры, и лишь интуиция, которая сама родственна этой структуре, котораяпредставляет
собой«видение жизни самой жизнью», как бы самосозерцание жизни, может адекватно воспринятьэту вечно становящуюся, текучую, неделимую стихию.

 Заключение. К вопросу о вечности
Вечность- неделима и проста, она есть «вечное настоящее». И в качестве такового — покой,ничем не замутненная  радость и подлинное счастье.