Правоконтролирующие органы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯНАКАЗАНИЙ РОССИИ
САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
История отечественного государства иправа
Тема № 57 ,, Правоконтролирующие органыСССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура),,
Выполнил: слушатель 1-го курса ФЗО
Харитонов Алексей Александрович
Группа № 613
Зачетная книжка № 97
Самара
2005

ОглавлениеВведение 1. Судебная система1.1 Понятие судебной системы1.2 Судебная система в СССР1.3 Судебная система РоссийскойФедерации
2. Адвокатура
2.1 Понятие адвокатуры
2.2 Адвокатура советского периода
2.3 Адвокатура в Российской Федерации
3. Нотариат
3.1 Понятие нотариата
3.2 Нотариат в СССР
3.3 Нотариат в Российской Федерации
4. Прокуратура
4.1 Понятие прокуратуры
4.2 Прокуратура СССР4.3 Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Библиография/>

Введение
Тема настоящей контрольной работы – правоконтролирующиеорганы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура).Актуальность настоящего исследования обусловлена реформами, проходящими вРоссийской Федерации. В работе необходимо не только рассмотреть изменения,происходившие в системе правоконтролирующих органов СССР и Российской Федерации,а также проанализировать в каком направлении происходят эти изменения. ВРоссийской Федерации строится правовое гражданское общество, основной ценностьюв котором является человек его права и свободы, все рассматриваемые органыгосударственной власти призваны защищать и оберегать законные права и интересы человека.На протяжении времени с 1917 года по наши дни правоконтролирующие органы нашейстраны претерпели ряд кардинальных изменений обусловленных в основномпеременами в жизни общества. Страна пережила за это время период революционныхпотрясений, вторую мировую войну, послевоенный период, эпоху строительства социализма,перестройку – в каждом из этих периодов правоконтролирующие органы нашей страныизменялись и реформировались. В связи с вышеизложенным и в целях раскрытия темыработы необходимо решить ряд вытекающих из цели задач. Изучить принципыорганизации правоконтролирующих органов СССР и РФ (прокуратура, судебная система,нотариат, адвокатура).
В работе используются нормативные акты, специальнаялитература по теме.

1. Судебная система
1.1 Понятие судебной системы
Под судебной системой принято понимать совокупностьсудов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед нимизадачами и целями. Суд обладает присущими только ему возможностями испособностями воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы,происходящие в обществе.[12]1.2 Судебная система в СССР
Акт,заложивший основы советской судебной системы, — это Декрет СНК от 22 ноября (5декабря) 1917 года «О суде». Вместо мировых судей учреждались местные народныесуды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны былиизбираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборыосуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов былаограничена: по гражданским делам с суммой иска до трех тысяч рублей, поуголовным — наказанием не свыше двух лет лишения свободы.
Был толькокассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационнымиинстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судампри вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоватьсязаконами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и непротиворечат революционной совести и революционному правосознанию.Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем илизащитником по уголовным делам (поверенным— по гражданским делам) мог выступатьлюбой гражданин, пользующийся политическими правами.[17]
Положение онародном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; оно учредило единыйрайонный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела,за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советскойвласти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен былприменять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоватьсясоциалистическим правосознанием.
Суд всоставе:
а) одногопостоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядкебесспорного производства;
б)постоянного судьи и шести народных заседателей — дела о наиболее опасныхпреступлениях;
в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и остальныеуголовные дела.
Декрет «Осуде» учредил революционные трибуналы. Первоначально ревтрибуналы действовали всоставе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избиралигубернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия притех же Советах создавались особые следственные комиссии.
Положение ореволюционных трибуналах от 18 марта 1920 года уточнило их подсудность(контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупнойспекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на тримесяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегиигубернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.
Кроме общихревтрибуналов, осенью1918 года были учреждены революционные военные трибуналы вРККА. В соответствии с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года,реввоентрибуналы создавались при соответствующих Реввоенсоветах длярассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими.
В октябре1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которомувместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единаятрехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) иВерховного суда РСФСР.
Вместе с тем«временно» допускалось наличие специальных судов, где должны былирассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний и навыков иликасавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной мощигосударства. К специальным судам Положение относило военные ивоенно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особыетрудовые сессии народных судов.
Основнымзвеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило,в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Областной (губернский)суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам ивторой (кассационной) инстанцией — для районных народных судов. Верховный судРСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности;кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов.
КонституцияСССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года определили следующиеосновы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд,военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судовсоюзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные имсуды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на тригода. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.
Системавоенных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из:
1) военныхтрибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений,рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции;
2) военныхтрибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой,кассационной и надзорной инстанции. К компетенции военных трибуналов относилисьдела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенныхзаконом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать всеуголовные дела о преступлениях военнослужащих.
Закон осудоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций судебногоуправления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 года.
С началомВеликой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов былаперестроена. Указ Президиума верховного Совета СССР «О военном положении» от 22июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении,все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка игосударственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военныхтрибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участиянародных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно,кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишьв порядке надзора. [12]
В 1953 годубыли упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органывнесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел огосударственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденныхграждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа.24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отнынеорганы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, былипоставлены под строгий надзор. Высшим судебным органом СССР оставался Верховныйсуд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР.Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), котороезначительно расширяло права судебных органов союзных республик. Новое положениепредусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном судесоюзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение судареспублики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству илиинтересам другой республики.
Новый ЗаконСССР «О Верховном суде СССР» был принят 30 ноября 1979 года. Законустанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первойинстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и повновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочийвопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССРизбирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, егозаместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входилипредседатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действовал всоставе Пленума, трех коллегий — по гражданским делам, по уголовным делам ивоенным.
Судебныеколлегии утверждались Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. В качествепервой инстанции они рассматривали дела исключительной важности, в порядкенадзора — протесты на решения Верховных судов союзных республик, разрешалиспоры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегиясчиталась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудныхвоенным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам ирассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам. Военныетрибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах,флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступленияхвоеннослужащих.
Народный судявлялся низовым и основным звеном советской судебной системы. При народныхсудах состояли судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда.Они исполняли решения и приговоры суда.1.3 Судебная система Российской Федерации
Основополагающим актом, определяющим в общих чертахсуть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, вчастности, сказано:“I. Правосудие в Российской Федерации осуществляется толькосудом…3. Судебная система Российской Федерации устанавливается КонституциейРоссийской федерации и федеральным конституционным законом. Созданиечрезвычайных судов не допускается”.
Судебная система в Конституции РФ описывается статьями125,126,127.
Судебную систему закрепляет:
1.        ФКЗ от 23 декабря1996 “О судебной системе РФ”,
2.        ФКЗ от 21 июля1994 “О конституционном суде РФ”,
3.        ФКЗ от 26 апреля1995 “О арбитражных судах РФ”,
4.        ФКЗ от 23 июня1999 “О военных судах РФ” (Российская газета от 29 июня 1999),
5.        Закон РСФСР от 8июля 1981 “О судоустройстве РСФСР”,
6.        Федеральный законРФ от 17 декабря 1998 “О мировых судьях в РФ”.
В РФ суды бывают двух типов:
1.        Федеральные
1.1.    Конституционныйсуд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).
1.2.    Суды общейюрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ — высший судебный орган РФ, оносуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор заГражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъясненияпо вопросам судебной практики.
1.2.1. Гражданские суды:Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономныхокругов и областей, районные (городские) суды
1.2.2. Военные суды — создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов:Окружные (флотские) и Гарнизонные.
1.3.    Федеральныеарбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношениикоторых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений повопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемыхарбитражными судами (Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражныесуды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов иобластей).
2.        Суды субъектовфедерации
2.1.    Конституционныеили уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнениемнормативных актов).
2.2.    Мировые судьи.
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач поотправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единствосудебной системы обеспечивает:
1.        Судебнаясистема установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.
2.        Судьифедеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам, закреплённымв ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.
3.        Судьиимеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляютсвои полномочия.
4.        Федеральныесудьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.
5.        Всесудьи независимы и подчиняются конституции и закону.
6.        Судебныепостановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению натерритории РФ.
7.        Существуетединый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные судыи арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок вКонституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законовсубъектов РФ.
В настоящее время в соответствии с Конституцией изаконодательством о судоустройстве все суды обладают некоторымиорганизационными и функциональными связями, что дает основание рассматриватькаждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.[23]
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушаниедела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кромеслучаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляетсяна основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренныхфедеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжныхзаседателей.
Судьи независимы и подчиняются только КонституцииРоссийской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации попредставлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаютсяПрезидентом РФ.

2. Адвокатура2.1 Понятие адвокатуры
Адвокатура — это добровольное, профессиональное объединениеграждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту напредварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того,осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданскимделам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией,призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическуюпомощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного родадокументов и деловых бумаг.
Организациями, представляющими адвокатуру на различных (отрегионального до международного) уровнях, являются коллегии адвокатов.Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формойобъединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатуракак институт отождествляется именно с ними.[13]2.2 Адвокатура советского периода
Октябрьскаяреволюция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. Место правазаняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленныесудьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.[22]
Спустя нескольконедель после октябрьского переворота, был принят Декрет о суде № 2. Он былориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была,однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все неопороченныелица обоего пола». Декретом предусматривалась организация коллегийправозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьихдепутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местногоСовета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения иобщественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей иобщественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в судебныхпрениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник изприсутствующих на судебном заседании лиц.
Совершенствование судопроизводства изменило идеятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функцииобвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членовколлегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущениебесконтрольной защиты в судах.[17]
Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г.устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всехобстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих вгражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должныучреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон вгражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, имустанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народнымсудьям.
Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегийправозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которыегосударство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебнойзащиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всехграждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнятьобязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии сИнструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г.Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы натребуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия впроцессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимумазаработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц судыпривлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая формаорганизации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.
Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г.,определяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказыватьюридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывалиськоллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии защитниковпервого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующимутверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем правоприема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиумгубисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегиизащитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях ипредприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности повыборам, профессоров и преподавателей юридических наук.[17]
Кроме членов коллегии защитников правом осуществлятьзащиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего,представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.
После принятия Конституции СССР в 1936 г. былоразработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались впределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в техреспубликах, где не было краевого (областного) деления, они организовывались впределах союзной республики.
Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющиевысшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажапрактической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менееодного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менеетрех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющиестажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции,принимались коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управленияколлегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой иреспубликанской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокатывели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатоввозлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местныеорганы, которые были наделены весьма широкими полномочиями, позволявшими имбеспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.
Основы законодательства о судоустройстве 1958 г.установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты насуде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям,учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольнымиобъединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют наосновании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики.
Во исполнение указанного акта все союзные республикиприняли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено ВерховнымСоветом РСФСР 25 июня 1962г.
В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ееправовое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. былпринят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросыорганизации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждойсоюзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положениеутверждено 20 ноября 1980 г.).
2.3 Адвокатура в Российской Федерации
В каждом субъекте Российской Федерации образуется однаколлегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в другихрегионах».
Коллегия адвокатов — это общественная организация, являющаясядобровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Всеадвокаты принадлежат к одной из действующих коллегий. Чтобы стать адвокатомюристу, кроме высшего юридического образования необходимо иметь двухлетний стажработы по специальности, а также пройти семимесячную стажировку в коллегии.Только после этого юрист становится адвокатом. Первоначально коллегия адвокатовобразуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшееюридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатовнаправляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с нимнаправляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые,областные, городские органы власти для утверждения и регистрации.[6]
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание(конференция) членов коллегии, её исполнительным органом — президиум коллегии,контрольно-ревизионным органом — ревизионная комиссия. Для организации работыадвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации иадвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количествоработающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.
В РФ действуют республиканские (в автономных республиках),краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегииадвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказанияюридической помощи гражданам и организациям, могут образовыватьсямежтерриториальные коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печатьи штамп с обозначением своего наименования. Адвокатской деятельностью могутзаниматься только лица, состоящие членами коллегии адвокатов. В члены коллегиипринимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работыпо специальности юриста не менее 2 лет. Выпускники юридических вузовпринимаются членами в коллегию после прохождения ими стажировки в коллегиисроком от 6 месяцев до 1 года. Члены коллегии не могут состоять на службе вгосударственных и общественных организациях. Исключение может быть допущенопрезидиумом коллегии для адвокатов, занимающихся научной или педагогическойдеятельностью, а также для работающих в районах, в которых объем адвокатскойработы является недостаточным.
Члены коллегии адвокатов имеют определенные права и несутсоответствующие обязанности. Адвокат имеет право избирать и быть избранным ворганы коллегии адвокатов, ставить перед органами коллегии вопросы, касающиесядеятельности коллегии, принимать личное участие во всех случаях обсужденияорганами коллегии его деятельности или поведения, выйти из состава коллегии.[6]
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника,правомочен: защищать права и представлять законные интересы лиц, обратившихсяза юридической помощью, запрашивать через юридическую консультацию справки,характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридическойпомощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны выдаватьэти документы или их копии.
Общее собрание коллегии созывается не реже 1 раза в год инасчитывает более 300 адвокатов. Общее собрание считается правомочным приучастии в нем не менее 2/3 состава членов коллегии. Все вопросы в нем решаютсябольшинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собраниесозывается по инициативе коллегии адвокатов, по предложению Министерстваюстиции РФ, Министерства юстиции автономной республики, краевого или областногоотдела юстиции, а также по требованию не менее 1/3 состава коллегии.
Президиум коллегии адвокатов избирается Общим собраниемчленов коллегии тайным голосованием сроком на 3 года в количестве, определенномОбщим собранием коллегии. Президиум открытым голосованием избирает из своегосостава председателя президиума и его одного или нескольких заместителей. Членыпрезидиума, находящиеся на штатных должностях в коллегии, получают заработнуюплату от коллегии и имеют право, кроме того, заниматься адвокатской практикой.
Деятельность президиума строится на основе коллективностируководства, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов. Президиумпроводит свои заседания при наличии не менее 1/2 членов президиума, но вопросыприема в коллегию, отчисления из нее президиум вправе рассматривать только приналичии на заседании не менее 2/3 состава членов президиума. Решенияпринимаются большинством голосов.
Ревизионная комиссия избирается Общим собранием членовколлегии тайным голосованием сроком на 3 года. Ревизионная комиссия открытымголосованием избирает из своего состава председателя и своего заместителя. В еефункции входят проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельностипрезидиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
Каждый гражданин, обращающийся к адвокату, имеет право наконфиденциальную консультацию. Но при даче советов и разъяснений по отдельнымправовым вопросам от адвоката требуют составления регистрационных карточек. Этикарточки являются документами статистического, финансового и юридическогохарактера, служат средством обеспечения эффективности работы адвоката, т.к.повышают чувство его ответственности при даче юридических советов. В то жевремя вызывают сомнение некоторые пункты регистрационной карточки: содержаниевопроса, изученные документы, ответ (со ссылкой на закон) и характерсоставленного документа. Заполнение карточки по этим пунктам создает опасностьразглашения тайны, доверенной адвокату. Доступ к уже заполненнойрегистрационной карточке при оплате консультации имеют бухгалтер и кассир,любые ревизующие органы. Но на них не возложена ответственность за сохранениеадвокатской тайны. Таким образом, чисто техническое оформление работы адвокатавступает в противоречие с правилами соблюдения профессиональной тайны.[13]
Во главе юридической консультации находится назначаемый президиумомзаведующий. Заведующий юридической консультацией действует по доверенностипрезидиума коллегии адвокатов.
Коллегия адвокатов обеспечивается собственными средствами.Эти средства образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями отоплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегииустанавливается Общим собранием, но не может превышать 30% сумм, поступающих вюридические консультации. Расходование средств коллегии производитсяпрезидиумом в соответствии с утвержденной сметой. Взносы на государственное исоциальное страхование уплачиваются коллегиями в соответствии с действующимзаконодательством.
Штаты, должностные оклады, фонд зарплаты и смета расходовадвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Коллегии адвокатов необлагаются государственными и местными налогами и сборами. Средства,поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказанием имюридической помощи, не образуют прибыли, и поэтому налогом на прибыль необлагаются.
Вместе с тем, сумма превышения доходов над расходами приосуществлении коллегиями деятельности не отнесенной Положением об адвокатуреРСФСР (ст. 19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам иорганизациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров илекториев, доходы от внереализационных операций и иные доходы, полученныеколлегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказаниемюридической помощи) подлежит налогообложению в порядке, установленном ЗакономРФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие погосударственному социальному страхованию и на пенсионное обеспечение. Какотмечалось ранее, труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших вюридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическуюпомощь. Гонорары, полученные адвокатами за оказание юридической помощи гражданами организациям, подлежат налогообложению в порядке, установленном Законом РСФСРот 07.12.91 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Государство в определенных случаях и для определенных лицустанавливает возможность получения бесплатной юридической помощи, но это незначит, что адвокат за ее оказание не должен получать оплату. Правительство РФпостановило Министерству финансов предусматривать в проектах республиканскогобюджета РФ выделения Министерству юстиции средств на оплату труда адвокатов позащите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания,предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которыхнаходится дело, от несения расходов на оплату юридической помощи.

3. Нотариат
3.1 Понятие нотариата
Нотариат — это система государственных органов, на которыевозложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документови выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическоезакрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения вдальнейшем.
Организациями, представляющими нотариат, являютсянотариальные конторы. Нотариальными действиями считаются: удостоверение сделок(договор, доверенность, завещание), оформление наследственных прав,засвидетельствование документов, копий документов, подписей на документах ит.д. Для ряда сделок закон предусматривает обязательную нотариальную форму(завещание).[19]
3.2 Нотариат в СССР
 
Декрет №1 о судеот 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебныеустановления. И хотя не было ничего сказано об упразднении Положения онотариальной части, регулировавшие до того времени институт нотариата, онперестал существовать.
А нотариальныедействия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местныхСоветов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, социальногообеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различныеадминистративные органы. Дальнейшее развитие института нотариата получил вДекрете №2 о суде, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действиясовершаются нотариусами, а в случае их отсутствия – лицами их заменяющими.[17]
В 1919 годунотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами.Нотариальные столы состояли при губернских отделах юстиции. После ихупразднения государство приступило к упорядочению нотариального дела и быласделана попытка его единообразной организации. Циркуляр Народного комиссариатаюстиции РСФСР от 2 февраля 1920 года возложил выполнение нотариальных функцийна уездные и губернские отделы юстиции, а менее сложные нотариальные действия,такие, например как засвидетельствование копий, подлинность подписей, былиотнесены к компетенции народного суда.
Переход к новойэкономической политике, развитие частного оборота, отношений междугосударственными организациями и частными лицами на новой экономической основепривел к тому, что в 1921 году был издан ряд декретов, согласно которымтребовалось нотариальное засвидетельствование договоров о государственныхподрядах и постановках и сделок по купле – продаже муниципализированныхстроений и определен сбор за нотариальное засвидетельствование. Все эти функциивозложены на нотариальные столы при губернских отделах и уездных бюро юстиции.
22 мая 1922 годабыл принят закон “Об основных частных имущественных правах”. Принятие этогозакона вызвало необходимость урегулирования вопросов связанных с созданиемнотариальных контор, определения их компетенции и порядка совершениянотариальных действий.
Положение огосударственном нотариате, принятое 4 сентября 1922 года выполнило эти задачи изавершило создание нотариата в России после 1917 года как самостоятельногогосударственного учреждения.
Согласно этомуположению в городах учреждались государственные нотариальные конторы. Их возглавлялигосударственные нотариусы, назначаемые губернским Советом народных судей.
Контроль задеятельностью нотариальных контор был возложен на Президиум Совета народныхсудей, а общее руководство и надзор возлагали на Народный комиссариат юстицииРСФСР на всей территории государства.
Функциинотариальных контор состояли в следующем:
·       совершениеи засвидетельствование договоров сделок и векселей;
·       удостоверениебесспорных обстоятельств;
·       принятиедокументов и хранение их и др.[17]
Совершаянотариальное действие, нотариус должен был разъяснить сторонам их права иобязанности, проверять законность заключаемой сделки.
ПринятиеГражданского кодекса РСФСР 1923 года, который предусматривал обязательноенотариальное удостоверение ряда сделок, изменения Положения о судопроизводстве,РСФСР, связанное с созданием в РСФСР государственных нотариальных контор,привело к появлению Положения о государственном нотариате РСФСР от 24 августа1923 года. Это положение значительно расширило компетенцию нотариальных органов.
В 1924 годусоюзное законодательство: Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республикот 15 июля 1924 года установили единообразную структуру нотариальных органов,определили порядок назначения и смещения нотариусов губернскими и уезднымиисполнительными комитетов местных Советов, определили возможности совершениянекоторых нотариальных действий народными судами, а так же волостными ирайонными исполкомами. Позднее постановлением ВЦИК и СНК РСФСР “О реорганизациинотариальных органов” от 10 июля 1936 года районные исполкомы были освобожденыот совершения нотариальных сделок.
14 мая 1926 годаЦИК И СНК СССР издают постановление “Об основных принципах организациигосударственного нотариата”. Это был закон о единых началах организации идеятельности нотариальных органов, в нем была четко определена компетенциянотариальных контор.
4 октября 1926года и 20 июля 1930 года были изданы Положения о государственном нотариатеРСФСР.
Период ВеликойОтечественной войны характерен тем, что был введен ряд правил о совершениинотариальных действий в отношении военнослужащих, обличавших порядок ихсовершения.
31 декабря 1947года утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР. Оно содержалоправовые нормы об организации и деятельности нотариальных органов и об ихотдельных действиях. Руководство нотариальными конторами было возложено накраевые, областные суды, Верховные суды автономных и союзных республик в связис упразднением управления юстиции при краевых, областных Советах депутатовтрудящихся.
30 сентября 1965ода было принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР и 28 января1966 года утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действийгосударственными нотариальными конторами РСФСР. Согласно этим законодательнымактам руководство нотариальными конторами возлагалось на управления юстиции приобластных (краевых) Советах депутатов трудящихся и министерстве юстицииавтономных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов,утверждение штатов нотариальных контор было возложено на начальников этихуправлений. Общее руководство осуществляло министерство юстиции СССР иминистерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали иосвобождали от занимаемой должности старших нотариусов первых государственныхнотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическоеобразование, а в отдельных случаях – лица без высшего юридического образования,но имеющие стаж практической работы не менее 3-х лет по юридическойспециальности.
Некоторыенотариальные действия возлагались на исполкомы районных, городских, поселковыхи сельских Советов депутатов трудящихся. Их могли совершать председатель,секретарь или член исполкома этих Советов.
19 июля 1973 годабыл принят закон СССР “О государственном нотариате”. Он содержал нормы озадачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности,компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применениизаконодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. Всоответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР “Огосударственном нотариате” от 1 ноября 1974 года.
Согласно этимзаконодательным актам для совершения нотариальных действий организовывалисьгосударственные нотариальные конторы. Руководство государственным нотариатомбыло возложено на Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик,исполкомы советов, а также на Министерства юстиции союзных и автономныхреспублик.
Назначение надолжность старших государственных нотариусов первых нотариальных конторпроизводилось министром юстиции РСФСР, а нижестоящие нотариусы назначалисьначальниками отделов юстиции соответствующих исполкомов.3.3 Нотариат в Российской Федерации
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечиватьзащиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершениянотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий отимени Российской Федерации.[10] В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФо нотариате от 11.02.93г. нотариальные действия в Российской Федерации совершаютнотариусы. Нотариусы, как правило,осуществляют свою деятельность в нотариальных конторах, открытых дляпосетителей. Нотариальные действия конторы призваны осуществлять в соответствиисо статьей 14 Закона РСФСР о государственном нотариате.
Государственные нотариальные конторы открываются иупраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручениюминистерствами и другими органами юстиции субъектов Российской Федерации (ст. 7Основ). Нотариус же, занимающийся частной практикой является членом нотариальнойпалаты (профессионального объединения частныхнотариусов) и вправе иметь собственную контору, открыватьрасчетный и иные счета в банках, нанимать и увольнять сотрудников.
Согласно ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несутодинаковые обязанности независимо от того, работаютони в государственной нотариально конторе или занимаются частной практикой. Всоответствии со ст. 1 Основ нотариусы имеют право:
а) совершать предусмотренные законодательством нотариальныедействия;
б) составлять проекты сделок, изготовлять копии документоввыписки из них, а также давать разъяснения по вопросамсовершения нотариальных действий;
в) истребовать от физических и юридических лиц сведениядокументы, необходимые для совершения нотариальныхдействий.
Нотариусы обязаны (ст. 16 Основ):
а) оказывать физическим юридическим лицам содействие восуществлении их прав и защите законных интересов;
б) разъяснят клиентам права и обязанности,предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий;
в) хранить в тайне сведения, предоставленные им всвязи с осуществлением профессиональной деятельности; />
г) отказывать в совершении нотариальных действий,заведомо противоречащих действующему законодательству;/>
д) представлять налоговый орган справку о стоимостиимущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, необходимую для исчисления снего налога в случаях предусмотренных действующимзаконодательством.
В случае отсутствия в населенномпункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органовисполнительной власти, а на территории других государств — должностные лицаконсульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этихдействий.
Статья 1 Основ устанавливает,что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследуетцели извлечения прибыли. Данная деятельность осуществляется на основаниилицензии, выдаваемой уполномоченными на то органами юстиции республик в составеРоссийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 3 Основ).
Регистрация и выдача лицензий гражданам на право нотариальнойдеятельности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации онотариате осуществляется министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации,управлениями (отделами) юстиции органов исполнительной власти краев, областей,автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Лицензия на право нотариальной деятельности может бытьвыдана гражданину Российской Федерации, имеющему высшее юридическое образование,прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегосячастной практикой, и сдавшему квалификационный экзамен. В соответствии с заявлениемлица, претендующего на получение лицензии, после успешной сдачи им квалификационногоэкзамена орган юстиции рассматривает вопрос о выдаче лицензии на основаниидокументов, представленных секретарем квалификационной комиссии (решение квалификационнойили апелляционной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки унотариуса, документ учреждения банка, подтверждающий уплату соответствующего сборав размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплатытруда).
В необходимых случаях органом юстиции могут бытьистребованы дополнительные сведения. Документы должны быть рассмотрены соответствующиморганом юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Отказв выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца содня получения решения органа юстиции. Лицензия на право нотариальной деятельностивыдается установленной формы. Выдаваемой лицензии присваивается регистрационныйномер, под которым она вносится в реестр лицензий на право занятия нотариальнойдеятельностью. Срок хранения реестра 75 лет.
Формы лицензии и реестра утверждены приказом Министерстваюстиции Российской Федерации от 26.03.92 N 40/16-01.
4. Прокуратура4.1 Понятие прокуратуры
Прокуратура представляет собой систему органов,осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединенийнадзор за исполнением действующих на ее территории законов.[9]4.2 Прокуратура СССР
24 ноября1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров былпринят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие доОктябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорскогонадзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновьсозданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производствапредварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Уже в 1922году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому всоставе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учрежденаГосударственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующиефункции:
·          осуществлениенадзора от имени государства за законностью действий всех органов власти,хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путемвозбуждения уголовного преследования против виновных и опротестованиянарушающих закон постановлений;
·          непосредственноенаблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытияпреступлений, а также за деятельностью органов Государственного ПолитическогоУправления;
·          поддержаниеобвинения на суде;
·         наблюдение заправильностью содержания заключенных под стражей.[17]
23 ноября1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. ПрокуроромВерховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкиеправа: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высшихорганов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговорыколлегий Верховного суда СССР.
Послеучреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране началифункционировать две системы, организационно не связанные между собой: названнаяпрокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
20 июня 1933года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались:
·          надзор засоответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановленийи распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местныхорганов власти;
·          наблюдение заправильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзныхреспублик с правом истребования любого дела в любой стадии производства,опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции иприостановления их исполнения;
·          возбуждениеуголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях натерритории Союза ССР;
·          надзор, на основеособого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции,уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;
·          общее руководстводеятельностью органов прокуратуры союзных республик.
Такимобразом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три годаоставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органыоказались объединены под единым оперативным руководством. ПрокуратуруВерховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначенИ.А. Акулов.
Законом,принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоенонаименование Генеральный прокурор СССР.
28 декабря1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, котороевпервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем егоотраслям.
Наиболеезаметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, еслиГенеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховногосуда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу спредставлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральныйпрокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения ужепринятого высшим органом судебной власти СССР решения.
30 ноября1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательнозакреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованнуюсистему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, сподчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
4.3 Прокуратура Российской Федерации
Согласнофедеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17января 1992 года, Прокуратура Российской Федерации определяется как единаяфедеральная централизованная система органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации иисполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1ст.1ФЗ).
Общегосударственнаязначимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус какконституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции РоссийскойФедерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 г.
Статья 129Конституции России определяет, что Прокуратура Российской Федерации составляетединую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Конституция Россииустанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должностиГенерального прокурора Российской Федерации — законодательным органом власти(Советом Федерации) по представлению Президента Российской Федерации.
Крупным шагомв стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса явилсяпринятый 17 ноября 1995 г., впоследствии изменявшийся и дополнявшийся,Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакцииФедерального закона от 10 февраля 1999г.).
В результатезаконодательных преобразований прокуратура России окончательно сформироваласькак структурно и функционально самостоятельный государственный орган, невходящий ни в одну из ветвей власти.
Решаявозложенные на нее законом задачи обеспечения верховенства закона, единства иукрепления законности, прокуратура осуществляет: — надзор за исполнениемзаконов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти отраслевой компетенции, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих инекоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых имиправовых актов; — надзор за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; — надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющихнаказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; — надзорза исполнением законов судебными приставами; уголовное преследование;- координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Всоответствии с федеральным законом прокуратура осуществляет полномочия независимоот органов государственной власти (как федерального, так и региональногоуровней), органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгомсоответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Взаконе специально оговорена недопустимость вмешательства в деятельностьпрокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с цельюповлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности.Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом,подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Отдельныеаспекты деятельности прокуратуры регулируются Указами Президента РоссийскойФедерации, например, координация деятельности правоохранительных органов поборьбе с преступностью.
В своейработе по обеспечению законности органы прокуратуры также руководствуютсяпостановлениями Конституционного суда Российской Федерации.
Системаорганов и учреждений прокуратуры, ее организационная структура строятся иразвиваются с учетом интересов оптимального осуществления ее функций. Системупрокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФи приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; прокуратурыгородов и районов, а также межрайонные и приравненные к ним специализированныепрокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят научные и образовательныеучреждения.
Высшее звеносистемы — Генеральная прокуратура Российской Федерации. Она является своегорода штабом отрасли, аппаратом Генерального прокурора России, которыйнепосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнениемзаконов, руководит деятельностью органов прокуратуры, контролирует их работу.
Второе звенопрокурорской системы — прокуратуры субъектов Российской Федерации иприравненные к ним прокуратуры.
Организациятерриториальных прокуратур соответствует федеративному устройству России. Вкаждой республике, крае, области, городах федерального значения, автономнойобласти, автономных округах Российской Федерации имеются соответствующиепрокуратуры.
На правахпрокуратур субъектов Федерации действуют военные прокуратуры: прокуратурывоенных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения,прокуратура Федеральной пограничной службы и других войск, приравненные посвоему статусу к прокуратурам субъектов Федерации и подотчетные Генеральномупрокурору РФ.
Служба ворганах и учреждениях прокуратуры является особым видом федеральнойгосударственной правоохранительной службы. Прокурорские работники являютсягосударственными служащими государственной службы Российской Федерации,исполняющими обязанности по государственной должности федеральнойгосударственной службы с учетом требований Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации».
Законом определяетсясовокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса озачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, прокурорами иследователями могут быть только граждане Российской Федерации.
Прокурорами иследователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование,полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем государственнуюаккредитацию.
К лицам,назначаемым на должность прокуроров и следователей, предъявляются повышенныетребования, сформулированные в законе. Так, на службу в органы и учрежденияпрокуратуры не может быть принято лицо, которое не только имеет, но и имелосудимость за любое преступление.На должность прокурора района, города,приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, на должностьпрокуроров субъектов РФ (и к ним приравненным) — не моложе 30 лет, имеющие определенныйв законе стаж работы в органах прокуратуры (не менее 3 или 5 летсоответственно). Лица, впервые назначаемые на должность прокурора илиследователя, принимают Присягу прокурора (следователя).

Заключение
В данной работе были рассмотрены основные моменты вистории правоохранительных органов СССР и РФ. Подводя итог можно сказать что,начиная с революционного периода и революции 1917 года, разрушившей все институтывласти и подменившей закон «правосознанием революционного класса», вправоконтролирующих органах происходили поэтапные изменения, направленные насоздание полноценной системы права в государстве и построение правовогогосударства. Происходил постепенный отход от революционных идеалов кобщепринятым человеческим ценностям.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что правоконтролирующиеорганы России в настоящее время отвечают требованиям мировых стандартов и стоятна защите прав и законных интересов человека.

Библиография
1.     КонституцияРоссийской Федерации. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА — М, 1998.
/>/>/>2.     Федеральный закон“О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // Российскаягазета N 39, 18.02.92.
3.     Федеральныйконституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ “Судебной системе РоссийскойФедерации” // Российская газета N 3, 06.01.97.
4.     Федеральный законРФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сизменениями на 29 июля 2000 года)” // Российская газета, N 206, 19.10.99;01.08.2000.
5.     Адвокат в уголовном процессе / Под ред. П.А.Лупинской. – М., 1997.
/>6.     Басков В.И. Курспрокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов сприложением нормативных актов. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998.
7.     Беркович Е.Ф.Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Экспертное бюро-М, 1998.
8.     Витрук Н.В.Законность: понятие, защита и обеспечение. Общая теория права. Курс лекций. — Нижний Новгород, 1993.
9.     Вязов В.Адвокатура вчера и завтра. // «Юридический вестник», N 9, 1994.
10.   Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред.М.С. Шакаряна. – М., 1996.
11.    Гражданский процесс. / Под ред. Ю.К.Осипова, — М.: Издательство БЕК, 1996.
12.    Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительныеорганы. — М., 1996.
13.    Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н.Современная социология права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1995.
14.   Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. – М., 1997.
15.   Правоохранительные органы Российской Федерации / Подред. В.П. Божьева. – М., 1997.
16.   Проблемвы российской адвокатуры: Сб. статей. – М.,1997.
17.   Прокурорскийнадзор в Российской Федерации. / Под ред. В.И. Рохлина. – СПб.:Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.
/>18.   Прокурорскийнадзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.:“Экзамен”, 2000.
19.     Российский прокурорскийнадзор. / Под ред. А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2001.
20.   Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. М, ЮЛ, 1990.
21.    Стецовский Ю.И. Если человек обвиненв преступлении. — М., 1988
22.    Теория государства и права. / Сост.М.М. Рассолов, А.Б. Венгеров, В.Е. Чиркин и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ,2000.
23.    Теория государства и права: Учебникдля вузов / Сост. С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.Н. Корельский и др. – 2-еизд., изм. и доп. – М.: НОРМА-Инфра — М, 2000.
24.   Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. – М.,1995.
25.   Хаски Ю. Российская адвокатура и советскоегосударство. М, 1993.
26.   Чувилев А.А.,Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М., 2000.