Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта"

Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта" Сергей Рычик Киев апрель 2000г "А на какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать человека, когда любая баба может его родить когда угодно? Нет, не спорьте, пожалуйста, не возражайте, Иван Арнольдович, теоретически это интересно, физиологи будут в восторге,
Москва беснуется Ну а практически что?". Ф.Ф. Преображенский Во-первых, сразу отметим, что речь пойдет не об искусственном человеке, а об искусственном интеллекте. Т.е. как минимум мы не будем заниматься проблемами походки, питания, дыхания, пищеварения и пр. Вот как ковш экскаватора имитирует руку с лопаткой, так же наш ИИ будет имитировать не всего человека, и даже не все его возможности, а только одну функцию – интеллект.
Начнем (что вполне логично) с уяснения, что именно мы будем создавать. Что такое ИИ (искусственный интеллект) понятно сразу – это интеллект, созданный искусственно. Т.е. появившийся не в результате естественного хода эволюции, а искусственно. Такой себе homunculus Осталось выяснить, что такое сам интеллект. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: "
Интеллект – это способность мышления, рационального познания". Мышление – это (согласно тому же словарю) "высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знания о таких объектах реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты чувственной ступенью познания. Формы и законы М. изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует М. в связи с задачей моделирования некоторых мыслительных функций". Ну и для полноты картины: "Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире". Нельзя сказать, что хоть одно из этих определений неправильно или неполно. Каждый, прочтя их, прекрасно понимает, что имеется ввиду. Однако для постановки "технического задания" этого мало.
Важно не только понять, но и сформулировать понятие настолько четко, чтобы можно было любое явление или функцию однозначно либо отнести к области интеллекта, либо нет. Чтобы дать настолько четкое описание воспользуемся советом Платона руководствоваться двумя принципами: однородности и спецификации т.е. сначала определим общий класс понятий, в который включается интеллект, а затем выясним, чем же он принципиально отличается от
других понятий этого класса. Из уже приведенных определений (да и просто из контекста употребления слова) интеллект (естественный) несомненно относится к явлениям нашей психики, т.е. деятельности ЦНС. Последнее можно представить в виде схемы: ВНЕШНИЙ МИР -> разнородное воздействие -> ОРГАНЫ ЧУВСТВ -> информация о внешнем мире -> ПСИХИКА -> управляющие сигналы -> МЫШЦЫ -> обратное воздействие ->
ВНЕШНИЙ МИР и т.д. Рассмотрим теперь подробнее деятельность психики, разделяя ее на составляющие, пока не вычленим из нее интеллект. Начнем рассмотрение с простейших организмов, дойдем до высших и дальше до качественного скачка появления разума. При этом свойства психики, которые проявятся при качественном скачке от неразумных существ к разумным, и будут составлять сущность интеллекта. Деятельность простейших живых существ, как-то реагирующих на внешние воздействия и обладающие нервной системой, довольно легко описывается с помощью теории автоматов. Если взять, например, моллюска или насекомое, то можно довольно легко определить основной набор реакций на внешние раздражители, причем эти реакции будут практически одинаковыми у всех особей одного вида. Причина этого заключается в том, что набор этих реакций полностью формируется с помощью естественного отбора – набор реакций (в теории автоматов это называется "внутренней функцией") "зашит"
в структуре сети нервных клеток и в течении жизни не меняется. Изменение набора реакций у популяции происходит эволюционным путем в течении нескольких поколений: ЕСЛИ: животное с рефлексом А жизнеспособно ТО: животное дает потомство и рефлекс передается по наследству ИНАЧЕ: животное погибает и рефлекс утрачивается Теперь перейдем непосредственно к млекопитающим (исключая человека). Тут нервная система, кроме "унаследованного" механизма безусловных рефлексов –
одинаковых для всех представителей одной популяции действует и параллельный механизм – условные рефлексы. Условный рефлекс – это реакции нервной системы, выработанные в течении жизни одной особи. Новый механизм является более совершенным, т.к. позволяет быстрее адаптироваться к изменениям окружающей среды. Интересной особенностью условных рефлексов является то, что для их выработки механизм естественного отбора оказывается слишком медленным. Действительно, система оценки "выжил"/"не выжил"
в течении жизни одной особи не применима :). Необходима принципиально другая оценочная функция, способная определить вредность рефлекса до того, как особь "отбросит копыта", "склеит ласты" или, если таковых нет, просто "протянет ноги" Роль такой оценочной функции играют ощущения. Ощущения, как известно, делятся на приятные и неприятные, появление первых при исполнении рефлекса сигнализирует о "полезности" данного рефлекса, а вторых – о "вредности". Сами же ощущения являются индикаторами основ жизнедеятельности – функционирование органов (боли, усталость), питание (голод), размножение (без комментариев). Механизм действия условных рефлексов был хорошо изучен Павловым, но и до него широко применялся в частности в дрессировке. По сути, процесс дрессировки и заключается в выработке условных рефлексов если после свистка встать
на задние лапки – получишь сладкое. При этом если сладким таки перекормить, и ощущение сладость перестанет оцениваться, как приятное – никто на задние лапки по свистку становиться не будет (если конечно "пряник" изначально не подкреплялся "кнутом"). Еще одной особенностью условных рефлексов является возможность их передачи от особи – потомству путем все той же дрессировки, что и наблюдается у многих "высших" животных.
Для развития условного рефлекса необходимо постоянная поддержка правильной оценки, т.е. животное, будет настолько часто следовать данному рефлексу, насколько часто это будет приносить приятные ощущения. Долгое отсутствие подтверждения условного рефлекса приводит к его утере (одичанию). Схема действия условного рефлекса: ЕСЛИ ощущение после применения условного рефлекса "ПРИЯТНОЕ": статус рефлекса повышается "НЕ
ПРИЯТНОЕ": статус рефлекса понижается Как видно из вышеизложенного, эволюция психики шла от более инерционной системы принятия решений к более динамичным. Если для изменения реакции на одинаковые воздействия или выработки новых реакций на новые воздействия у низших животных уходит несколько поколений, то у высших все может происходить в течении жизни одной особи, впрочем, переход на следующий уровень не отменяет предыдущий! Оба механизма действуют параллельно. Вполне естественно, что следующей ступенью эволюции стала возможность психики выработать реакцию до первого воздействия. Для этого уже мало не только естественного отбора, но и ощущений. Ведь нельзя оценить то, что произойдет, до того, как оно произошло. Выход один – надо уметь моделировать происходящее.
Если бросить в не пуганное животное камень, ему будет больно, и оно убежит (или придется убегать экспериментатору, тут надо очень осторожно выбирать объект эксперимента!). Через несколько повторов (в зависимости от уровня развития психики подопытного) животное уже будет реагировать не сам бросок, и убегать до того, как получит болезненный удар. Преимущество обладающего разумом человека тут в том, что он с первого раза прикинет, что камень твердый
и тяжелый, а он [человек] мягкий и нежный и контакт с камнем ему совсем не желателен, поэтому его реакция проявится до того, как камень в него попадет первый раз. Итак, особенность очередного (и интересующего нас) уровня развития психики – возможность моделировать окружающий мир и принимать решения, касающиеся того, что еще не произошло, т.е. не только реагировать на происходящее, но и, предугадывая будущее и, рассматривая различные возможности – изменять его.
Конечно, чисто теоретически можно обойтись и без моделирования – создаем новый мир, идентичный существующему, смотрим, как он развивается (при этом настоящий мир надо бы остановить) и принимаем решения, потом возвращаемся в настоящий мир и действуем. К сожалению такое возможно только теоретически, практически приходится ограничиваться достаточно примитивной моделью (весь мир в голову не запихнешь). Теперь можно дать "практическое" определение разума: Разум – это механизм психики, позволяющий моделировать события реального мира, прогнозировать их развитие и принимать решения. Как видим "новое" определение не противоречит приведенным выше. Более того оно может быть из них получено. Все вышеприведенные размышления просто позволяют вычленить ту часть, которая нас интересует. Для построения любой модели необходимы две – три составляющие: 1)язык описания данных (структуры представления данных) 2)язык манипулирования данными (операции над
данными и постановка запроса) 3)ограничения целостности (правила, выявляющие противоречия модели) Рассмотрим теперь, что представляют из себя эти две составляющие в естественном интеллекте. Язык описания данных Основной единицей информации в человеческом интеллекте является "понятие" (concept), как {"представление, отчетливое сознание которого связано со словом (Logos)} [А. Шопенгауэр "Мир как Воля и представление" т.2 1835г].
Особо ценным в этом определении является указание на тесную связь понятия со словом. Действительно, для в процессе мышления, именно использование слов дает нам возможность связывать понятия в логические выводы. Если в родном языке человека нет слова, обозначающего определенное понятие, как правило, ему недоступно и само понятие (как впрочем, и наоборот). Источником понятий для человека является окружающий мир, "поставляющий" восприятию образы
и другие люди, помогающие соединить эти образы со словами. Интересной особенностью понятий, является то, что формально в них не различаются объекты реального мира, их свойства, явления с ними проистекающие и даже абстрактные понятия, служащие для обозначения групп других понятий. Кстати, само "слово" – это тоже понятие. Понятия могут объединяться в группы для описания чего-либо, с помощью определенных отношений (ассоциаций). Так для описания, например, яблока можно использовать понятия цвета, размера, формы и более специфические: сорт, степень зрелости и пр. В языке, для описания таких групп используются фразы. Впрочем, для передачи информации между людьми, полное описание объектов требуется редко, как правило, достаточно самого упоминания имени объекта говорящим, чтобы у слушающего в сознании возник весь набор ассоциаций с этим объектом. Таким образом, подведя итог, можно сказать, что языком описания данных для
разума служат понятия и связи между ними – ассоциации. Язык манипулирования данными Язык манипулирования данными должен обеспечивать необходимый набор элементарных операций мышления. Определение такого набора операций, а также доказательство его полноты и неизбыточности является на сегодня открытой задачей. Можно только указать на основные направления таких операций, это: 1)абстракция и спецификация, т.е. построение более общих и более конкретных понятий.
2)получение новых составных понятий, на основании имеющихся. Собственно эта функция интеллекта и является основой – построение "умозаключений". Набор операций здесь, скорее всего, следует искать в логике (в частности логике силлогизмов). Ограничения целостности В данном случае в качестве ограничений целостности служит описание того, чего не может быть ни при каких обстоятельствах – абсурд, противоречие, указывающее на ошибку в выводах.
Таких ограничений можно указать три (как их выделил А. Шопенгауэр): 1)субъект равен сумме своих предикатов. Иными словами – набор свойств, приписываемых понятию, полностью это понятие определяет; 2)субъекту нельзя одновременно придать предикат и отказать в нем, или A?ШA; 3)из набора контрадикторно противоположных предикатов, один обязательно должен подходить субъекту. Иначе говоря, время суток может быть либо утро, либо день, либо вечер, либо ночь. Ну и напоследок рассмотрим интуицию, которая не вписывается в приведенное выше описание. Во-первых, отметим, что понятие "интуиция" применяется также и к животным, большинство действий которых мы называем интуитивными. Жертва интуитивно чувствует приближение хищника и настораживается, хищник интуитивно чувствует жертву, многие животные интуитивно чувствуют эмоции человека
Человеку также доступна "чисто животная" интуиция, называемая "предчувствие". Предчувствие основано на поступающей в мозг, но не фиксирующейся в сознании информации. Такая ситуация возникает вследствии ограниченности вербального представления данных в сознании с одной стороны, и существованием рефлексии, работающей параллельно с интеллектом с другой. При этом получается довольно интересный эффект: вследствии того, что для своей работы сознание строит,
как бы "вторую реальность", рефлексия направляется, как на обработку событий внешнего мира, так и на само мышление. Результатом такого эффекта, является то, что интуиция у человека помогает не только ориентироваться во внешнем мире, но и "подсказывает" решение интеллектуальных задач. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/ Аристотель Аристотель – величайший древнегреческий философ.
Ф. Энгельс назвал Аристотеля "самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления" Аристотель жил в 384 – 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля – полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах – придворный врач македонского царя Аминты III, а сам Аристотель – сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II. Первый афинский период. В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя "
Академии" в 347 г. до н. э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл "умом", с другим своим учеником – Ксенократом, Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель – в узде. Со своей стороны Аристотель высоко ценил
Платона. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг, но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной и нелицеприятной критике.
Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взгляды Платона. В 355 г. до н. э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником
Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины. Годы странствий. Покинув их, Аристотель первые шесть лет живет в малоазийской Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе, а затем в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбосе. Выбор Аристотеля не был случайным. В Ассосе проживали два ученика Платона – Эраст и Кориск, в Митилену Аристотеля пригласил уроженец Лесбоса Теофраст – друг и сотрудник великого мыслителя. В Ассосе Аристотель нашел себе жену в лице некоей Пифиады – приемкой дочери атарнейского тирана и основателя Ассоса философа Гермия. Связанный с Македонией Гермий был вскоре казнен персами после жесточайших пыток.
Перед смертью он просил передать своим друзьям-философам, что он не совершил ничего недостойного философии, которую он, видимо, высоко ценил. Признанный героем и мучеником Эллады, Гермий был удостоен памятника в ее религиозном центре – в Дельфах. Надпись к памятнику сделал Аристотель. Он же воспел своего тестя в пеане, где сравнивает его с Гераклом и Ахиллом. В конце 40-х годов 4 в. до н. э.
Аристотель был приглашен Филиппом II на роль воспитателя сына Филиппа – тринадцатилетнего Александра – и переехал в столицу Македонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то
Аристотелю тем, что дает ей цену". Аристотель не пытался сделать из Ллександра философа, как это сделал бы, по-видимому, Платон, одержимый мыслью, что люди не будут счастливы, пока ими не начнут управлять философы. Трудно, конечно, сказать, насколько философу удалось облагородить характер македонца – человека, стоявшего, по представлению классического грека, на границе между эллином и варваром.
Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину – в Стагиру, где он провел около трех лет. В это время произошло важное событие: в битве при Херонее (338 г. до н. э.) македонское войско Филиппа II разгромило соединенное войско греческих полисов. Классической Греции как совокупности суверенных полисов пришел конец. Аристотель же возвращается в Афины. Второй афинский период. Оказавшись снова в Афинах пятидесятилетним мужем, Аристотель открывает здесь философскую школу – Ликей, названный так потому, что школа находилась рядом
с храмом Аполлона Ликейского ("волчьего"). В состав территории школы входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, Поэтому школа Аристотеля называлась также "перипатетической" (т. е. "прогулочной"), а члены школы – "перипатетиками" (т. е. "прогуливающимися"). Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотню учеников и последователей.
Аристотель преподавал в Лнкее двенадцать лет. Второй афинский период Аристотеля полностью совпадает с завоевательной эпопеей Александра, покорившего всю западную часть полосы древней цивилизации и вторгнувшегося даже в ее среднюю часть – в Индию, т. е. с "эпохой Александра", которая была, как подчеркивает К. Маркс, временем "высочайшего внешнего расцвета"
Эллады 2 /См.: Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд т. 1, с. 98 – 99./. Скоропостижная смерть Александра вызвала в Афинах антимакедонское восстание. Аристотель был обвинен в богохульстве – вспомнили о пеане Аристотеля в честь Гермия, который был человеком, тогда как пеан подобает лишь богу. Не дожидаясь суда, Аристотель передал управление Ликеем
Теофрасту и покинул Афины, как оказалось, навсегда – Аристотель вскоре умер на острове Эвбея в вилле своей покойной матери. В завещании Аристотель просил перезахоронить останки своей первой жены рядом со своей могилой, определил содержание своей второй жене Герпилле – матери сына Аристотеля Никомаха, отдал распоряжение относительно обоих своих детей: Пифиада (от первого брака) и Никомаха; некоторым своим рабам он даровал свободу. Схолархом Ликея стал Теофраст. Сочинения. Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не все. Еще будучи слушателем "Академии", Аристотель писал здесь диалоги, в которых начинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, а также переложения.
И в тех и в других Аристотель оставался еще в основном на позициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, это было описание ста пятидесяти восьми государственных устройств. Самая большая группа произведений эпохи Ликея (хотя частично они были написаны до этой эпохи) – собственные произведения зрелого Аристотеля. Это в большинстве своем неотработанные произведения, состоящие из "
книг" 2 /В Древней Греции "книгой" называлась часть произведения, которая трактовала какой-либо более или менее законченный вопрос и помещалась на отдельном папирусном свитке./, созданных в разное время, на разных этапах философского развптия философа. Существует "Аристотелев вопрос" – вопрос хронологической последовательности сочинений Аристотеля, и при этом не только самих этих сочинений, но и входящих в их состав частей – "книг"
. Однако этот вопрос еще менее разрешим, чем аналогичный "Платонов вопрос". Исследователи дают порой совершенно различные их решения, например: одни относят биологические труды Аристотеля к третьему периоду (т. е. ко "второму афинскому периоду"), а другие – ко второму ("годы странствий"). Единственное, с чем согласны, по-видимому, все это то, что диалоги Аристотеля предшествуют его трактатам и написаны в период его пребывания в "Академии". Однако важный диалог "О философии" некоторые исследователи относят ко второму периоду. "Эвдем". Другой диалог раннего Аристотеля – "Эвдем" рисует нам автора как убежденного платоника, полностью разделяющего идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих вещей чувственнного мира,
об антагонизме бессмертной и возвышенной души и смертного и низменного тела, о познании как воспоминании душой некогда полученного ею в потустороннем мире знания, которое она утратила в результате телесного воплощения. В диалоге рассказывается о том, как молодой киприот Эвдем, друг Аристотеля, изгнанный со своего родного острова по политическим мотивам и примкнувший к платоновской школе, находясь в фессалийском городе
Фера, тяжело заболел. Однако во сне ему было предсказано, что он выздоровеет и вернется на родину, тиран же города Фера будет убит. И в самом деле: Эвдем выздоровел, а тиран был убит, но сам Эвдем также вскоре погиб, так и не вернувшись на родину. Однако Аристотель утверждает, что сбылось и третье предсказание, ибо под "возвращением на родину", предсказанным прекрасным юношей, явившимся Эвдему во сне, должно понимать вовсе не прибытие
Эвдема на Кипр, а возвращение души Эвдема в идеальный мир, в мир истины, красоты и добра. В этом диалоге Аристотель прямо объявляет союз души и тела противоестественным. Он одобряет слова Феогнида: Лучшая доля для смертных – на свет никогда не родиться И никогда не видать яркого Солнца лучей. Если ж родился, войти поскорее в ворота Аида И глубоко под землей в темной могиле лежать /Античная лирика. М 1968, с. 150./ "Протрептик". В произведении "Протрептик" (обращение, увещевание), написанном уже не в диалогической форме, Аристотель обращается к правителю Кипра Темисону, увещевая его стать покровителем философии. Аристотель выдвигает мысль о неупразднимости философии, ибо ей служат даже те, кто ее отрицает: говоря, что философия никчемна, они связывают себя философским суждением.
Аристотель же готов согласиться с тем, что философия трудна, но он никак не согласен с ее мнимой никчемностью, бесполезностью, хотя философия и в самом деле не снисходит до частностей, оставаясь на уровне всеобщего и неизменного бытия. Но даже и в таком случае философия полезна, так как она дает человеку образцы поведения в частной и общественной жизни. Философию нельзя считать и трудной, о чем свидетельствует ее быстрое развитие без стороннего вмешательства. Нетрудно заключить, сколь велики будут успехи науки (в "
Протрептике" философия трактуется как знание вообще), если она получит поддержку со стороны государства. Оставаясь в данном произведении еще на позициях платоновского мировоззрения, Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела своим сравнением: душа в теле подобна живому человеку, связанному с трупом (так этрусские пираты поступали с оставшимися в живых пленниками). Трактаты. Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические,
общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политикоэкономические и искусствоведческне произведения. Логика – детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в таких его трактатах, как "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Категории" (впрочем, есть небезосновательное мнение, что это не аристотелевское произведение), "Об истолковании". Позднее логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием "Органон" ("Орудие"). Умозрительная физика Аристотеля отразилась в таких его сочинениях, как "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "
Метеорология" и др. Биология, в целом составлявшая часть физики, также ведет свое начало с Аристотеля, с его работ: "История животных", "О частях животных", "О движении животных", "О происхождении животных". Аристотелю принадлежит и первый психологический трактат – сочинение "О душе", к которому примыкают восемь небольших трактатов.
Велики заслуги Аристотеля в области этики. До нас дошли три этических сочинения Аристотеля: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика". "Политика" и "Экономика" Аристотели составляют группу политико-экономических сочинений. Вопросы искусствоведения рассмотрены Аристотелем в его "
Поэтике". К ней примыкает "Риторика". Главное собственно философское произведение Аристотеля – "Метафизика". "Метафизика". Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в 1 в. до н. э.
Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил собственно философские "книги" философа после "книг" по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: "То, что после физики" ("после" – по-древнегречески "мета"). Так образовалось новое слово – "метафизика", получившее со временем широкое распространение в философии. "Метафизика" Аристотеля – как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных "книг" и частей "книг". Отсюда ее неясности, противоречия и повторы. В "Метафизике" четырнадцать книг. При этом книга V совершенно самостоятельна – это первый в истории философии словарь философских терминов.
Книга XII так же самостоятельна, как и XIV и частично XIII. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книг (4-я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав I книги) . Ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. В целом в "Метафизике" можно различить ранние и поздние части, а внутри
них – основные и побочные. Ранние части были созданы во второй период ("годы странствий"), поздние – в третий ("второй афинский период") . Ранними считаются I, III и IV книги, поздними и основными – VI, VII и VIII книги, к ним примыкают IX и Х. Остальные книги – II, V, XI, XII, XIII, XIV – можно считать побочными.
Ядро "Метафизики" – VI, VII и VIII книги, с них надо начинать изучение этого памятника древнегреческой философии. Колебания Аристотеля. Философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания. Во многом это объясняется плохим состоянием текста, но также и тем, что сам Аристотель так и не смог ясно решить для себя такие важные философские проблемы, как взаимоотношение общего и отдельного, ума и тела, эмпирического и рационального познания.
Именно в попытках решить их Аристотель колебался между "линией Платона" и с "линией Демокрита".