Аграрный Казахстан.-2010.-№31-32 Ольга СТРИЖКОАГРООБРАЗОВАНИЕВ аграрной политике государства огромное внимание уделяется техническому перевооружению агропромышленного комплекса, внедрению современных технологий в сельхозпроизводство, необходимых для увеличения объемов выпуска качественной продукции и сырья. С недавнего времени также стало больше уделяться внимания молодым специалистам, получившим сельскохозяйственное образование. Ведь только от них зависит аграрное будущее Казахстана. Так какие же условия государство предоставляет будущим абитуриентам-аграриям? Как всему вышеперечисленному учат студентов в аграрных вузах нашей страны? Готовы ли аграрные специалисты к работе в современных социально-экономических условиях?Аграрная сфера сегодня является одной из динамично развивающихся направлений экономики, где создаются наиболее благоприятные условия для трудоустройства молодежи. Но, несмотря на это, наша страна все равно испытывает дефицит кадров, который составляет, по последним данным, минимум пять тысяч человек. Это, прежде всего, связано со спецификой отрасли. Во-первых, отрасль остается одной из низкооплачиваемых. Во-вторых, социальная инфраструктура сельской местности все еще значительно отстает от городской. В-третьих, условия труда сельских работников намного труднее, чем работников других отраслей. Все эти причины обуславливают низкий уровень трудоустройства выпускников аграрных специальностей. В последние годы возрос спрос на агрономов, агроинженеров, а также на инженеров в сфере энергетики, технологии продовольственных продуктов, перерабатывающих производств, землеустройства и лесного хозяйства. Проблема в том, что сфера образования не успевает удовлетворять все потребности. Например, в 2009 году по данным специальностям выделено 1600 грантов. По сравнению с 2008 рост составил только 100 мест. В данное время эта проблема решается, и будем надеяться, что вскоре будущие абитуриенты аграрных вузов будут иметь больше возможности учиться на гранте. Для молодых же специалистов сельского хозяйства дополнительным стимулом возвращения на работу в сельскую местность послужит реализация программы льготного микрокредитования. 1 февраля 2010 года Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан был утвержден приказ «О микрокредитовании молодых специалистов аграрного профиля в 20\0 году». Данная программа может решить проблемы молодых специалистов сельскохозяйственного и ветеринарного профиля. Также предоставляет дополнительные меры по обустройству и работе. Во многих аграрных вузах страны сегодня имеются кафедры, где сосредоточен достаточный научно-практический потенциал, способный обеспечить качество преподавания сельскохозяйственных дисциплин, только таким образом преподаватели могут поддержать интерес к обучению студентов. Ведь важнейшей характеристикой личности при подготовке квалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области сельского хозяйства является устойчивый профессиональный интерес. Актуальность развития профессионального интереса студентов аграрных вузов в современных социально-экономических условиях существенно возрастает, если его постоянно поддерживать, но для этого нужны условия.Так как же «готовят» специалистов в нашей стране? Возьмем для примера первый вуз Астаны, «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина». Этот университет является одним из крупнейших аграрных, вузов Центрального и Северного Казахстана. По мнению студентов, образование здесь на должном уровне. Ашимова Регина (выпускница агрономического факультета): «Наш университет – один из самых лучших в стране. Мне очень нравилось, как нам преподавали лекции. Каждую тему объясняли до тех пор, пока каждый студент не уловит главную мысль. Также всегда давали наглядные пособия. Конечно, как и у всех университетов есть свои минусы. Например, не всегда хватало книг. Приходилось многое докупать самим». Казахский агротехнический как старейший вуз столицы имеет, свои сложившиеся научные школы, благодаря которым создана основа нынешнего профессорско-преподавательского состава. Для него характерно такое свойство, как стабильность научно-педагогических кадров. В основном все преподаватели имеют достаточно большой многолетний стаж работы. Также характерна преемственность поколений. Каждый преподаватель несет высокую ответственность за качество обучения студентов. Педагогический состав университета гордится своими выпускниками. Ведь более чем за полвека подготовлено около 48 тысяч специалистов. Достаточно давно при техническом факультете был открыт выставочный павильон новейшей сельскохозяйственной техники, который используется в организации учебного процесса большинством студентов. Основными специальными дисциплинами при обучении на этом факультете являются: тракторы и автомобили, эксплуатация машинно-транспортного парка, сельскохозяйственные машины, надёжность и ремонт машин, экономика сельского хозяйства, основы технологии производства и ремонт автомобилей. Для обучения студентов агрономического факультета в 2005 году на баланс университета было передано здание, в котором размещается учебно-научно-производственный комплекс «Сарыарка» в городе Щучинске. Здесь студенты специальности «Лесное хозяйство» получают возможность расширить свои знания в области леса и других природных ресурсов. Во всех вузах Казахстана студенты, обучающиеся на агрономическом факультете, познают биологические основы растениеводства, плодоовощеводства, декоративного садоводства. Осваивают прогрессивные технологии выращивания продукции растениеводства, плодово-ягодных, овощных и цветочных культур, теоретические основы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и защиты растений. Биологический факультет аграрного университета отличается тем, что в корпусе функционирует Научно-инновационный центр по проблемам современной биотехнологии. В корпусе агрономического факультета размещается научная лаборатория по биотехнологии растений, которая оснащена необходимым лабораторным новейшим оборудованием. В других аграрных вузах Казахстана также имеются лаборатории, в которых каждый день студенты проводят разные работы и тем самым обогащают свой багаж знаний. Но какие же планы на будущее у выпускников-аграриев? Хотят ли они работать в селениях? Или все выпускники жаждут попасть сразу в Министерство сельского хозяйства? Абдрашитова Дина (выпускница ветеринарного факультета): «Университет я закончила в прошлом году. Учиться мне очень нравилось. В ближайшем будущем хочу найти работу в ветеринарной клинике в столице. Сейчас в Астане таких клиник достаточно много. Сначала планирую где-то полгода попрактиковаться. А затем устроиться на постоянное место работы, ассистентом врача. Лечить животных – это моя мечта с детства. Поэтому меня не смущает мизерная заработная плата на начальном этапе карьеры. В дальнейшем надеюсь зарабатывать больше». Садвакасова Аида (студентка биологического факультета): «У меня очень много желаний и планов на будущее. В настоящее время не определилась с выбором. Так как еще два года учебы впереди. Но знаю точно, в столице не хочу оставаться работать и жить. Мне нравится больше сельская жизнь. Недавно узнала о программе микрокредитования молодых специалистов аграрного профиля. Если пройду по этой программе, то приобрету себе домашний скот. Тем самым у меня появится свой небольшой бизнес» Останутся ли будущие специалисты-аграрии в столице или уедут на постоянное место жительства в сельскую область не важно. Ведь самое главное, чтоб каждый год аграрные высшие учебные заведения заканчивали достойные люди, выпускники, желающие работать по специальности и приносить пользу нашей родине. Недаром говорят, что получить знания беспокойно, куда сложнее применить их достойно.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…