А. А. Алек- сеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред

ББК 888П69 Авторский коллектив: А. А. Алексеев, И А. Архипова, В. Н. Бабий,В. В. Богословский, А И Раев, Л А Регуш, Д В. Ронзин, А. А Степанов,Е. И. Степанова, А. Ф. Тихонова, Л. А. Матвеева, А И Щербаков, А. К- Юров Рецензенты: кафедра психологии МГЗПИ (зав. кафедрой профессор М. В. Гамезо), М. Г. Данильченко (профессор Владимирского пединститута)Практикум по возрастной и педагогической психологииП69: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А. А. Алек-сеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред.А. И. Щербакова.—М.: Просвещение, 1987.—255 с Учебное пособие разработано в соответствии с программой по возрастнойи педагогической психологии В нем представлены разнообразные формы иметоды самостоятельной работы студентов, необходимые для выработкиумении и навыков изучeния детей, наблюдения за их развитием. По каждойтеме даны планы семинарских и практических занятий и литература к ним.4306010000—790 103(03)—87 67—87ББК 88.8© Издательство «Просвещение», 1987^ От редактора В связи с реализацией Основных направлений реформы обще-образовательной и профессиональной школы и постановления ЦККПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенст-вовании общего среднего образования молодежи» значительновозрастает роль психологических знаний в профессиональной под-готовке учительских кадров. В процессе обучения в педагогиче-ских институтах студенты — будущие учителя должны не толькоусвоить общие закономерности психического развития и форми-рования личности растущего человека, но и научиться пониматьвнутренний мир школьника на разных этапах его жизненного пути,самостоятельно изучать его потенциальные возможности; выяв-лягь интересы и склонности, а также причины отставания в уче-бе и плохого поведения отдельных учеников, выбирать наиболееэффективные пути устранения этих причин. Этим задачам служит учебное пособие «Практикум по возрастной и педагогической пси-хологии». Пособие подготовлено в соответствии с новой программой кур-са возрастной и педагогической психологии, утвержденной Управ-лением учебных заведений МП СССР. При разработке настоя-щего учебного пособия авторы руководствовались теми же прин-ципами и задачами, что и при построении «Практикума по общейпсихологии»’: способствовать сознательному творческому усвое-нию теоретических основ современной возрастной и педагогиче-ской психологии и формированию у студентов устойчивого ин-тереса к психологическим знаниям и умениям их применения впрактической деятельности по обучению и воспитанию учащейсямолодежи. В зависимости от профиля факультета и времени, отведенногов его учебном плане на семинарские и практические (лаборатор-ные) занятия по курсу возрастной и педагогической психологии,преподаватели в каждом отдельном случае могут отобрать мате-риал для самостоятельной работы студентов, определить процеду-ру обработки и оценки результатов выполнения заданий, которыев наибольшей мере будут способствовать развитию у студентов 1979.’ См.: Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова.—М., познавательной активности и самостоятельности в их учебнойдеятельности по данной дисциплине. По каждой теме в Практикуме для подготовки студентов к семинарским и практическимзанятиям, кроме учебных пособий, рекомендуется дополнительна?литература с указанием автора, названия работы, страниц. Однако это не исключает возможности студентов самостоятельно, пссогласованию с преподавателем, подобрать необходимую лите-ратуру. Учебное пособие подготовлено к печати Лабораторией психо-лого-педагогической подготовки учителя НИИ 00В АПН СССРсовместно с коллективом кафедры психологии Ленинградскогоордена Трудового Красного Знамени государственного педагоги-ческого института им. А. И. Герцена. В подготовке практикумаприняли участие: А. А. Алексеев (тема 2), И. А. Архипова (те-ма 7), В. Н. Бабий (тема 3), В. В. Богословский (темы 2, 8),Л. А. Регуш (темы 2, 11), Л. А. Матвеева (темы 5, 7), Д. В. Рон-зин (ведение, тема 6), А. И. Раев (темы 5, 7), Е. И. Степанова(тема 7), А. А. Степанов (темы 10, 11), А. Ф. Тихонова (тема 4),А. И. Щербаков (введение, темы 1, 3, 12), А. К. Юров (тема 9). Пособие предназначено для студентов очного и заочного от-делений педагогических институтов. Но оно будет полезно и учи-телям школ, методистам, желающим расширить и углубить своизнания об учащихся и психологических основах их обучения ивоспитания.проф. А. И. ЩербаковВведение^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВЗадачи практикума и принципы его построения. Профессио-нальная деятельность учителя современной общеобразовательнойшколы сложна и многогранна. Учитель выполняет функции вос-питателя подрастающих поколений, организует учебную и вне-учебную общественно полезную деятельность учащихся, прини-мает участие в пропаганде общественно-политических и психолого-педагогических знаний среди родителей учащихся и взрослогонаселения. Как воспитатель учитель постоянно сталкивается с разнооб-разными педагогическими ситуациями, когда от него требуетсяглубокое понимание их социально-психологического смысла, уме-ние самостоятельно принять решение. А для этого, наряду с глу-бокими знаниями учебного предмета, учителю необходимы психо-лого-педагогические знания, п в частности знания психологическихособенностей учащихся разных возрастных групп, закономерно-стей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитанияв соответствии с требованиями Основных направлений реформыобщеобразовательной и профессиональной школы. Этим задачами служит курс возрастной и педагогической психологии. Практика показывает, что глубокое усвоение студентами кур-са возрастной и педагогической психологии невозможно без само-стоятельной работы над литературными источниками, без овла-дения умениями и навыками педагогического общения с детьми,методами психологического наблюдения за ними и проведенияпсихологических экспериментов. Студенты — будущие учителядолжны уметь применять знания современной психологии при ре-шении педагогических задач обучения и воспитания. Настоящий практикум состоит из трех разделов: I—«Общиевопросы»; II—«Возрастная психология»; III—«Педагогическаяпсихология». В каждом разделе, в соответствии с программойкурса, выделены темы, подлежащие самостоятельному изучениюстудентами. В начале каждой темы даются подробные методиче-ские указания по организации самостоятельной работы при под-готовке к семинарским и практическим занятиям, приводятся пла-ны занятий и литература. При разработке планов семинарских и практических занятийавторы стремились теснее связать теоретические знания возраст- ной и педагогической психологии с общей психологией и с прак-тической деятельностью учителя. В планах семинарских занятий выделены наиболее важныеметодологические, теоретические и методические вопросы, знаниекоторых для студентов является обязательным. Без этих знанийстуденты не в состоянии будут устанавливать однозначные связимежду внешним поведением и внутренним, психическим состоя-нием ребенка и определять эффективные методы воздействия нанего на разных этапах обучения и воспитания. По каждой темеуказывается литература для аннотирования или конспектирова-ния. Дается тематика рефератов и докладов, а также примернаятематика курсовых исследований. Для рефератов и докладов ука-зывается литература. По курсовым же исследованиям студентыпод руководством преподавателя самостоятельно определяют пред-мет исследования, подбирают необходимый материал, формули-руют гипотезы и составляют план работы. В качестве примерапланирования курсовой работы могут быть использованы методи-ческие разработки по теме 5. Все формы самостоятельной работыстудентов ориентируют их на глубокое, творческое изучение ме-тодологических и теоретических положений, раскрывающих диа-лектико-материалистическое понимание движущих сил психиче-ского развития ученика, условий эффективного формирования еголичности в духе идеалов коммунистического общества. В практикуме представлены разнообразные формы и методысамостоятельной учебной работы студентов, способствующие ихсамообразованию и формированию педагогических умений и на-выков, необходимых для изучения детей и проведения с ними вос-питательной работы на разных этапах их возрастного развития. В процессе обучения в институте студенты должны научитьсядиагностировать уровень психического развития ребенка, видетьего особенности, находить наиболее оптимальные условия дляформирования у него устойчивых свойств личности, сознатель-ного субъекта учебной деятельности. Поэтому большое вниманиев практикуме уделяется методам психологического изученияшкольника, раскрытию возрастной динамики его психическогоразвития, а также изучению условий формирования и всесторон-него развития его личности. С этой целью в практикуме выделенаспециальная тема — «Методы возрастной и педагогической пси-хологии». В практикум включены психологические задачи, решение ко-торых будет способствовать формированию у студентов уменияприменять теоретические знания в педагогической практике’, да-ется описание методики психологического наблюдения и анализаурока как основной формы учебно-воспитательной деятельностиучителя; приводится тематика курсовых исследований. Проведе-ние курсовых исследований дает возможность студентам глубжеусвоить психологические знания, способствуют развитию творче-ского потенциала будущего учителя. В зависимости от факультета и условий организации учебного ппоцесса на .очном или заочном отделении преподаватели могутизменять тему, а также формы и методы самостоятельной работыстудентов. Так, на очном отделении может быть изменена тема-тика курсовых исследований в зависимости от ее актуальности,практической значимости и интереса студента. На заочном отде-лении преподаватель может привлекать студентов к психолого-педагогическому анализу их собственного опытного материала, кпроведению исследований в своих классах, используя специаль-ные пособия по контрольным работам для заочных отделений.^ Формы и методы самостоятельной работы студентов и ееоформление. Формы самостоятельного изучения курса возраст-ной и педагогической психологии могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление рефе-рата или доклада; выполнение курсовых и дипломных работ. Аннотирование литературы—перечисление основныхвопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Осо-бо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к дея-тельности учителя или к изучаемой проблеме. Конспектирование литературы. Сам термин «конс-пект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, вы-ступления, речи и т» д. Существует мнение, что конспектированиенеобходимо только для лучшего запоминания материала (напри-мер, лекций). Однако более важным здесь является возможностьобращения к конспекту с целью более глубокого или нового (подновым углом зрения) осмысления законспектированного материа-ла. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным иточным. При конспектировании вначале бывает трудно отвлечься отавторского текста, абстрагироваться от несущественных деталей.Но по мере усвоения мыслей автора и их формулирования свои-ми словами достигается требуемая ясность и краткость записей. Краткость и ясность изложения не должны противоречить тре-бованиям полноты и точности, без которых конспект превращаетсяв заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большейточности основные положения работы необходимо записывать вформулировках автора, указывая страницу, на которой изложеназаписываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счетфиксации основных положений работы, воспроизведения логикиавторского изложения материала. Для того чтобы иметь возможность при последующей работес конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучшевсего конспектировать только на одной стороне листа, оставляявторую пустой. Большим мастерством конспектирования и работы с конспек-тами обладал К. Маркс. Он имел привычку периодически про-сматривать свои записи, каждый раз извлекая из них новые мыс-ли. Образцом составления конспекта являются «Философские тет-ради» В. И. Ленина’. ‘ См.: Ленин В. И. Философские тетради//Полн. собр. соч. — Т. 29.7 Как и всякому умению, конспектированию надо учиться Лишьсо временем приходиг способное гь быстро и точно выбирачь изчитаемого главное содержание. Конспекты начинающих, как пра-вило, бывают более объемными, гак как студент не всегда можетвыделить основные проблемы. При конспектировании полезноизучаемый источник читать по меньшей мере два раза. При пер-вом чтении складывается общее впечатление о работе, при второмвыделяется главное содержание, которое и заносится в конспект. Опытный читатель при конспектировании научной работы опи-рается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретЕГ-«ГескугсГи экспериментальную проверку гипотезы, ‘факты, эмпири-ческие и теоретические обобщения, методику эксперимента.Гипотеза—предположение (на основе имеющихся знаний) осуществовании какой-либо закономерности, причины явления илисвязи нескольких явлений. Например, на основе фактов, говоря-щих о развитии психики ребенка в процессе обучения, можно пред-положить (выдвинуть гипотезу), что у старших школьников посравнению с подростками более развиты способности к произ-вольному запоминанию, или, зная о том, что психика человекаразвивается и функционирует как целостное образование, можновыдвинуть гипотезу о взаимосвязи речи и уровня развития мыш-ления. Другой пример гипотезы: зная, что самоуважение как одноиз свойств личности наиболее интенсивно формируется в подрост-ковом возрасте и что самооценка подростка во многом определя-ется отношением окружающих, можно предположить, что вклю-чение подростка в ту или иную группу объясняется наличием унего потребности в уважении его личности со стороны окружаю-щих. Эта потребность удовлетворяется в данной группе.^ Теоретическая проверка гипотезы есть сопоставление предпо-ложения с имеющимися в научной литературе уже доказаннымиположениями, принципами, в ходе которого выявляется логиче-ская непротиворечивость выдвинутой гипотезы н этих принципов.В процессе экспериментальной проверки гипотезы ее правиль-ность или ложность устанавливается опытным путем, на основеанализа данных, полученных в исследовании.Фактами называются события, явления, которые исследовате-лю удастся заметить и зафиксировать. Поэтому одним из ценныхкачеств научного работника является наблюдательность: способ-ность заметить, казалось бы, несущественные особенности испы-туемых, условий проведения опыта и т. д. Факт в строго научномпонимании предполагает возможность воспроизведения наблюдае-мого события в новом опыте или другим исследователем.Эмпирическое обобщение—объединение явлений объектов наоснове только внешних признаков. ^ Теоретическое обобщение—объединение объектов (явлений), сходных по существенным при-знакам, определяющим специфику данного явления. Так, всех учащихся на основе наблюдения можно разделитьна две группы—дисциплинированные и недисциплинированные.Это будет эмпирическое обобщение, так как учитывается только внешняя характеристика учащихся. Если же мы будем объединятьучащихся в зависимости от свойсгв гемцерамента, сформирован-ное™ положительных свойств личности, своеобразия функцио-нального состояния и т. д., выделенные группы будут результа-том теорегического обобщения, так как здесь объясняется причи-на недисциплинированности одних и дисциплинированности других. В методику эксперимента входит задание для испытуемых(инструкция, материал для работы и т. д.), описание условийпроведения опыта (эксперимент групповой или индивидуальный,длительность и т. д.), состав и количество испытуемых, опреде-ление зависимых и независимых переменных. Знание приведенных понятий помогает грамотнее (с научнойточки зрения) читать и конспектировать научные публикации.Любую из работ можно и нужно анализировать на основе указан-ных понятий. В конспекте должны найти отражение ответы наследующие вопросы: «Что является гипотезой (или гипотезами)автора публикаций?», «Каким способом проверяется эта гипоте-за?», «Насколько убедительно доказательство?», «Какие получе-ны факты?» и ‘г. д. При конспектировании важно сразу же находить значения не-понятных терминов, используя для этого разнообразную справоч-ную литературу. Например: — Большая советская энциклопедия: В 30 т./Гл. ред.А. П. Прохоров.—3-е изд.—М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. — Философский энциклопедический словарь/Гл. ред.Л. Ф. Ильичев и др.—М.: Советская энциклопедия, 1983. — Педагогическая энциклопедия/Гл. ред. И. А. Каиров.—М.: Сов. энциклопедия, 1964—1968. — Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. За-порожца, Б. Ф. Ломова и др.—М.: Педагогика, 1983. — Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Пет-ровского, М. Г. Ярошевского.—М.: Политиздат, 1985. — Словарь иностранных слов/Под ред. А. Г. Спиркина и др. —7-е изд., перераб.—М.: Русский язык, 1979. — Словарь русского языка: В 4 т./Гл. ред. А. П. Евгеньева.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Русский язык, 1981—1984. После конспектирования источников полезно составить кар-тотеку конспектов. Причем удобнее иметь алфавитный и систе-матический перечни конспектов. Первый позволяет быстро узнать,имеется ли конспект той или иной работы, а второй—выяснить,какие конспекты есть по той или иной проблеме. Поэтому накаждый конспект заполняется две карточки: одна идет в алфа-вшную картотеку, другая—в систематическую. В каждой карточ-ке необходимо указать порядковый номер конспекта, что позво-лит быстро его найти. Подробно об этом можно прочесть в спе-циальной литературе (Библиографическое описание произведенийпечати: Инструктивно-методическое указание.—М.: Гос. библио-тека СССР им. В. И. Ленина, 1978.— 198 с.). Здесь приведем самые основные сведения о порядке, знакахпрепинания и величине букв (заглавные или строчные) при биб-лиографическом описании книги или статьи.^ 1. Описание статьи Сведения об авторах. Основное заглавие. — Сведения об из-дании//Г’де опубликована статья. — Год. — Номер. — Страницы. Например: а) статья в журнале: Толстых Н. Н. Психологиявоспитания воли у младших школьников//Вопро-сы психологии.—1979.—№ 4.—С. 146—151; б) статья в сборнике: Лузган В. В. Единство учеб-но- и научно-исследовательской работы студен-тов и их роль в системе подготовки педагогиче-ских кадров//Проблемы подготовки учителя: Изопыта Казанского государственного педагогиче-ского института,—Казань: КГПИ, 1976.—С. 188—206.^ 2. Описание книги Сведения об авторах. Основное заглавие/Сведения о редакто-рах.—Сведения о повторности издания.—Место издания: Изда-тельство, год издания. — Количество страниц. В случаях, когда книга написана многими авторами (напри-мер, сборник научных работ, учебное пособие и др.), то сначаладается название книги, потом—через косую линию—указываетсяредактор. Например: а) книгу написали 1—2 автора: ^ Новиков Э. А.,Егорова В. С. Информация и исследователь. —Л.: Наука, 1974.—00 С. б) книгу написали несколько авторов: Практиче-ские занятия по психологии/Под ред. А. В. Пет-ровского.—М.: Просвещение, 1972.—000 с.^ 3. Описание многотомного издания Основное заглавие/Сведения о редакторах.—Сведения о по-вторности издания.—Место издания: Издательство, год издания.—Том. Например: а) вышли в свет не все тома: Большая медицинекая энциклопедия/Под ред. Б. В. Петровского.—3-е изд.—М.: Сов. энциклопедия, 1974; б) вышли все тома: Большая советская энциклопедия и Ежегодник Большой советской энциклопедии/Под ред. А. М. Прохорова.—3-е изд.—М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978. Подготовка реферата или доклада. Реферативныеработы, как и научный доклад, могут быть трех видов: 1) кри10 тическая рецензия на научную работу, 2) аналитический обзорисследований по теме, 3) критический анализ дискуссии. Укачанные работы включают анализ литературы по выбраннойпроблеме, на основе которого формулируются задачи эксперимен-тального исследования. 1 Структура реферата определяется его видом.//Критическая рецензия может включать; / а) обоснование актуальности рецензируемой работы; б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензи-руемой работы (позиция автора не всегда прослеживаетсядостаточно четко, она может присутствовать как бы в скры-том виде. В этом случае автору реферата следует попытать-ся выделить и аргументировать ее; в некоторых работахотсутствует теория, излагается лишь эмпирический матери-ал — следует отметить и это); в) критический анализ теоретической позиции автора с точкизрения методологических, философских положений и (еслиесть такая возможность) в сопоставлении с теоретическимивзглядами других ученых; г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательст-ва могут быть теоретическими и экспериментальными.В первом случае следует проанализировать их логику, вовтором — обоснованность выбора методики эксперимента(эксперимент может не доказывать, а лишь соответствоватьили не противоречить гипотезе), методическую грамотностьпроцедуры эксперимента, выбор условий его проведения,достаточность учета факторов, которые могут влиять наизучаемые явления, обоснованность и достаточность мате-матической обработки; д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточ-ная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных); е) выводы, которые можно сделать па основе проведенного анализа,—что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что — ) неправильно. -2 vA налитический обзор по проблеме может быть постро-ен двояко; а) в виде изложения истории изучения проблемы (чтонового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализасовременного состояния проблемы (рассматриваемые работы груп-пируются по признаку общности). Эти две формы обзора представляют собой одновременно иэтапы работы с литературными источниками. Обзор любого вида должен представлять собой не компиля-цию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, под-тверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При та-ком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением тольковыводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать,какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) сто- П ят за обобщенными выводами. В противном случае легко впастьв ложное противоречие или сделать ложный вывод об общностиимеющихся в литературе данных. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечисле-нием уже исследованных аспектов проблемы, результатов иссле-дований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделе-нием новых аспектов, подлежащих изучению.4’Критически и анализ дискуссии представляет собойболее глубокое изучение противостоящих точек зрения по како-му-то вопросу. Главная его цель—выявить существо спора. Дляэтого требуется внимательно проанализировать каждую позицию,выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послу-жили основой для того или иного взгляда на проблему. Определив вид реферативной работы, следует составить плани обсудить его с преподавателем психологии. После этого можноприступать к написанию текста реферата. Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используе-мые литературные источники. Слова цитируемых авторов следуетбрать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литера-турного источника по списку литературы, который дается в концереферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-тоавтора излагается собственными словами, то кавычки не ставят-ся, но обязательно в скобках указывают номер литературногоисточника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, тов скобках соответствующие номера литературных источников ука-зываются через точку с запятой.^ Список литературы составляется по следующим правилам: первыми указываются работы классиков марксизма-ленинизма,затем — руководителей КПСС н Советского правительства, поста-новления съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления СоветаМинистров СССР, другие правительственные документы, далее—научные работы в алфавитном порядке фамилий авторов. По каждому литературному источнику даются фамилии и ини-циалы авторов. Название работы.—Место издания: Название из-дательства, год издания.—Количество страниц. Если приводитсястатья, то через две косые линейки (//) после фамилии, инициа-лов автора, названия статьи указывается название сборника илижурнала, номер последнего. Характерными ошибками при написании реферата являются: переписывание целых кусков из реферируемых источников безссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; от-сутствие четкой структуры работы (плана, выделения главныхмыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие ло-гического или экспериментального обоснования выводов), отсут-ствие собственной позиции автора реферата, а также списка ли-тературы или указание тех публикаций, которые не были исполь-зованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте. Учебно-исследовательская работа. Первым этапомэтого вида самостоятельной работы является формулирование за- 12 дач наблюдения или экспериментального исследования (на осно-ве аналитического обзора литературы). Следующими шагами мо-жет быть нахождение экспериментальной методики, составлениеплана наблюдения, проведение наблюдения или эксперимента,анализ и обобщение полученных данных. Помимо достижения чисто учебного эффекта (овладения опре-деленными психологическими экспериментальными методиками,навыками наблюдения, элементарными способами обработки ма-териала), выполнение такой работы преследует и научные цели—получение, проверку и перепроверку психологических фактов, атакже выяснение достоинств и недостатков той или иной мето-дики. Хорошо, если проведение экспериментов по психологии бу-дет иметь и практические цели (изучение психологических при-чин неуспеваемости или отклонений в поведении отдельных уче-ников и т. д.). Сочетание учебных, научных и практических це-лей наиболее способствует выработке исследовательских качествличности будущего учителя. Можно выделить следующие виды опытных учебно-исследова-тельских работ: 1. Проведение наблюдения (за школьником, неофициальноймикрогруппой школьников, классным коллективом, учителеми т. д.). 2. Овладение определенной экспериментальной методикой. 3. Изучение индивидуально-психологических различий и сред-них показателей по определенному психическому проявлению вданной учебной группе (или в данном классе). 4. Выявление взаимосвязей между выраженностью разныхпсихических особенностей. Указанные виды работ представляют собой также этапы овла-дения навыками экспериментирования. Первый вид работы служит для выработки навыков психоло-гического наблюдения. Выполняя ее, следует составить план .на-блюдения, выделить объекты, наметить цели, признаки, на кото-рые необходимо обратить внимание; распределить наблюдениепо времени и т. д. Научной целью этого вида работы может бытьвыдвижение новых предположений, постановка новых вопросов,требующих экспериментальной проверки. Практической цельюздесь может быть накопление данных, характеризующих отдель-ных учеников, группу или учителей. Второй вид работы связан с овладением определенной мето-дикой, что требует многократного применения ее в разных усло-виях к разным испытуемым. Научная цель такой работы — на-хождение границ применения той или иной методики и разработ-ка ее вариантов. Третий вид работы предполагает овладение элементарнымиметодами статистического выявления средних (или наиболее ха-рактерных) для группы значений. Четвертый вид работы помогает овладеть методами выявле-ния статистических связей между отдельными изучаемыми осо-13 бенностями. Научной целью здесь могут быть получение новойи проверка уже имеющейся информации о психических особен-ностях испытуемых разных возрастов, специальностей, о связяхмежду психическими явлениями и т. п.; практическая цель—по-лучение необходимых для факультета или школы данных о сту-дентах разных курсов или школьниках разных классов. Рассмотренные виды экспериментальных работ могут прово-диться во время практических занятий (в институте или базовойшколе), в период педпрактики, на спецкурсах и спецсеминарахи т. д. Они могут быть начальным этапом курсовых и дипломныхработ по психологии. Оформляя письменные отчеты по проведенному эксперимен-тальному исследованию, необходимо соблюдать ряд общих тре-бований; а) в работе должны быть протоколы экспериментов (прило-жены в конверте); б) необходимо достаточно подробно и полно описать методи-ку эксперимента и указать особенности испытуемых, их количе-ство, а также условия проведения опыта; в) все выводы должны быть аргументированы ссылками наконкретные данные (таблицы, графики); г) в конце работы необходимо проанализировать возможныепобочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделатьсобственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, рас-ширения и использования полученных данных. Письменный отчет и реферат должны иметь титульный лист,оглавление с указанием страниц и список использованной лите-ратуры (приводятся только те работы, на которые есть ссылки втексте). В рефератах с опытной частью также должно быть при-ложение (протоколы экспериментов, некоторые таблицы, заданиядля испытуемых и др.). Следует помнить, что напечатанный текст воспринимаетсяболее четко, чем рукописный. Поэтому желательно, чтобы отчети реферат были отпечатаны на пишущей машинке. На основе реферата и учебно-исследовательской работы мо-жет быть подготовлено устное выступление—доклад (на прак-тическом занятии, семинаре, заседании научного кружка, в шко-ле—перед школьниками, учителями или родителями и т. д.),В зависимости от состава аудитории содержание и форма выступ-ления должны меняться. Так, выступая перед студентами с ре-зультатами собственных исследований, необходимо обратить вни-мание на такие моменты, как подробное изложение методики экс-перимента, описание и демонстрацию «сырых» протоколов экс-перимента, подробное изложение всех попыток анализа получен-ных данных (включая и те, которые не привели к положительнымрезультатам), рассмотрение факторов, которые могли отрицатель-но сказаться на достоверности полученных данных и выводов,установление путей дальнейшего исследования. Выступая перед учителями или родителями, следует меньше 14 останавливаться на вышеприведенных «технологических» тонко-стях и большой упор делать на практические выводы. Наконец,выступая перед школьниками, хорошо придать выступлению боль-шую занимательность, а в содержании сделать акцент на возмож-ностях использования материала в самовоспитании. Устное изложение данных реферата полезно для студентов вомногих отношениях: оно способствует лучшему осознанию резуль-татов собственной работы, помогает овладеть педагогически важ-ными навыками устной речи, показывает необходимость работынад формой изложения. Решение психологических задач. Большую роль вформировании у студентов умения анализировать различные пси-хологические факты и осуществлять правильные, педагогическиобоснованные практические действия играет самостоятельное ре-шение психологических задач по курсу возрастной и педагогиче-ской психологии1. Психологические задачи предусматривают ана-лиз разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательногоучета условий и индивидуальных особенностей учащихся. В нача-ле каждой задачи, предъявленной студентам для решения, из-лагается теоретическое положение, утвердившееся в современнойпсихологии. Затем дается описание отдельных эпизодов из жиз-ни, практики школы или суждений, высказанных в периодическойпечати, по вопросам обучения и воспитания. В конце описаниядаются три вопроса. Первый и второй связаны с выявлением по-нимания студентами сущности тех или иных теоретических по-ложений, раскрытых в лекционном курсе психологии, а такжеумения анализировать конкретные факты и ситуации с позициисовременной возрастной и педагогической психологии. Третийвопрос связан с развитием у студентов педагогического мышле-ния, умения доказать правильность тех или иных положений со-ветской психологии по вопросам оптимизации процесса обученияи воспитания подрастающего поколения. Самостоятельное решение студентами психологических задачимеет своей целью научить их применять полученные по курсупсихологии знания на практике. Опыт преподавания психологиипоказывает, что решение психологических задач вызывает у сту-дентов повышенный интерес к психологии как науке, способствуетзакреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявле-нию и развитию у студентов — будущих учителей творческих спо-собностей, формированию умения педагогически мыслить и осу-ществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия наличность школьника. Курсовые исследования. В системе профессиональнойподготовки учителя важное место занимает выполненТема 1. Предмет и задачи возрастнойи педагогической психологии Методические указания Возрастная и педагогическая психология — наиболее развитыеотрасли современной психологической науки, теснейшим образомсвязанные с общей психологией, раскрывающей природу и зако-номерности психической жизни человека. Основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушин-ский более ста лет тому назад писал в предисловии к своему тру-ду «Человек как предмет воспитания»: «Психология, в отношениисвоей приложимости к педагогике и своей необходимости для пе-дагога, занимает первое место между всеми науками»’. ОсобенноК. Д. Ушинский подчеркивал, что «если педагогика хочет воспи-тывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнатьего тоже во всех отношениях»2. Возрастная и педагогическая п