Двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Лекция
Двигательно-координационные способности и основы их воспитания

План
1. Основные понятия
2. Задачи развития координационныхспособностей
3. Средства воспитания координационныхспособностей
4. Методические подходы и методы воспитаниякоординационных способностей
5. Методика совершенствования пространственной, временной исиловой точности движений
6. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развитиякоординационных способностей

1.Основные понятия
1. В современныхусловиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностныхи неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстротыреакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качестваили способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость —способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально,осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихсяусловиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развитиякоторого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитоемышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степенипроявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстротыперехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационныеспособности.
Под двигательно-координационнымиспособностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономнои находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложныеи возникающие неожиданно).
Объединяяцелый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенноймере разбить на три группы.
Перваягруппа. Способности точносоизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Втораягруппа. Способности поддерживатьстатическое (позу) и динамическое равновесие.
Третьягруппа. Способности выполнятьдвигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационныеспособности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства»,«чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.
Координационныеспособности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивоеположение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статическихположениях и ее балансировке во время перемещений.
Координационныеспособности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тоническойнапряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмернымнапряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности,закрепощенное™ движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишнимвключением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполнымвыходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированиюсовершенной техники.
Проявлениекоординационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
1) способностичеловека к точному анализу движений;
2) деятельностианализаторов и особенно двигательного;
3) сложностидвигательного задания;
4) уровняразвития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила,гибкость и т.д.);
5) смелостии решительности;
6) возраста;
7) общейподготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативныхдвигательных умений и навыков) и др.
Координационныеспособности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственнымии временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных ипериферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсовот рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координациейсимметричных движений.
Двигательныенавыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций,а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметрови ритмичности.
В периодот 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференци-ровки мышечных усилий, улучшаетсяспособность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаютсявысокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловленозавершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимальногоуровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основныхмеханизмов произвольных движений.
В возрасте14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координациидвижений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координацийдо уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
В онтогенетическомразвитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательныхпрограмм достигает своего максимума в 11 — 12 лет. Этот возрастной период определяетсямногими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке.Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастомвыше, чем у девочек.
 

2. Задачиразвития координационных способностей
При воспитаниикоординационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б)специально направленному их развитию.
Первая группауказанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическомвоспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностейсоздает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особеннобольшая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе.Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательныхумений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивныхиграх.
Задачи пообеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаютсяв процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором — избранной профессией.
В видах спорта,где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественнаягимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значениеимеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, атакже дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частямитела. мышечные напряжения различными группами мышц.
Способностьже быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязанийв наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в такихвидах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановкудействий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменятьдвижения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В указанныхвидах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие спецификеспортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитаниекоординационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладнойфизической подготовке (ППФП)
Многие существующиеи вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональнойдеятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенныетребования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координациидвижения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Включениечеловека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстроговосприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информациии очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам приобщем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитиюкоординационных способностей:
1) улучшение способности согласовывать движенияразличными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениямив профессиональной деятельности);
2) развитие координации движений неведущейконечности;
3) развитие способностей соразмерять движенияпо пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение задачфизического воспитания по направленному развитию координационных способностей преждевсего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и сдругими занимающимися приводит к тому, что они:
—      значительнобыстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательнымидействиями;
—постоянно пополняютсвой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиямипо овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными,трудовыми и др.);
—приобретают уменияэкономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
—испытывают в психологическомотношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новыхи разнообразных движений.
двигательныйкоординационный способность
3. Средствавоспитания координационных способностей
Практикафизического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействияна координационные способности.
Основнымсредством воспитания координационных способностей являются физические упражненияповышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физическихупражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамическихпараметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов,их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражненияхна равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками,бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежутоквремени.
Наиболееширокую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляютобщеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременноохватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами,гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточносложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или егочастей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.),упражнения в равновесии.
Большое влияниена развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественныхдвижений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков),метаний, лазанья.
Для воспитанияспособности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связис внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижныеи спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвиженияна лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группусредств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологическиефункции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражненияпо выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальныеупражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом спецификиизбранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическимидействиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивнойтренировке применяют две группы таких средств:
а)      подводящие,способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
б)      развивающие,направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихсяв конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненныхусловиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку,после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мячаот партнера и бросок в корзину и др.).
Упражнения,направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, покаони не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так каклюбое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательноедействие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнениекоординационных упражнений следует планировать на первую половину основной частизанятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
 
4. Методическиеподходы и методы воспитания координационных способностей
При воспитаниикоординационных способностей используются следующие основные методические подходы.
1.      Обучениеновым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первыхэтапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся нетолько пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовыватьновые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательныхнавыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательнойзадачей.
Прекращениеобучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоениюи тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2.  Воспитание способности перестраивать двигательнуюдеятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подходтакже находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровыхвидах спорта и единоборствах.
3.  Повышение пространственной, временнойи силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике,спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4.  Преодоление нерациональной мышечной напряженности.Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моментывыполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводитк снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечнаянапряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническаянапряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности частовозникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятияцелесообразно использовать:
а) упражненияв растягивании, преимущественно динамического характера;
б) разнообразныемаховые движения конечностями в расслабленном состоянии;
в) плавание;
г) массаж,сауну, тепловые процедуры.
2. Координационнаянапряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переходв фазу расслабления).
Для преодолениякоординационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
а)      впроцессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематическиактуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактическирасслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надоспециально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б)      применятьна занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихсячеткое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этомуспособствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп снапряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению;выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развитиякоординационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующиеметоды:
1) стандартно-повторногоупражнения;
2) вариативногоупражнения:
3) игровой;
4) соревновательный.
При разучиванииновых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод,так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторенийв относительно стандартных условиях.
Метод вариативногоупражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяютна два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действийи условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
         — строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательногодействия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с местав полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапномусигналу темпа движений и пр.);
         — изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнениеупражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечныхположений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
         — изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлениюдвижения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжкаи т.п.);
         — «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высотуи длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
         — выполнение освоенных двигательных действий после воз действия на вестибулярный аппарат(например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
         — выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках илис закрытыми глазами (напри мер, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски вкольцо).
Методическиеприемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычныхусловий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности),преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальныхи групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированноговзаимодействия партнеров.
Эффективнымметодом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительнымизаданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченноевремя, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиямии т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиесядостаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязанияупражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовык выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданийхарактеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решатьсамостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
 
5. Методикасовершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
Методикасовершенствования точности движений включает средства и методы, направленные наразвитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных,временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественнона проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятияимеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярныеи др.).
Точностьлюбого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении.сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения.Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных)по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаютсявеличины мышечного напряжения.
В каждомвиде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятияносят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированныевосприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» — у фехтовальщиков и боксеров;«чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов,баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силоваяточность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.
Способностьк точному выполнению движений развивают прежде всего посредством применения общеподготовительныхупражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Их примероммогут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательныхдвижений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражненийбез предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственныхпараметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др.
Более высокийуровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерностьдвижений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качествеметодов используют следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующимизмерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой назапоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространстваи усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод«сближаемых заданий».
Все указанныеметоды основываются на сличении занимающимися объективной срочной информации о параметрахвыполненных движений, полученной посредством технических средств со своими субъективнымиощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различийсубъективных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражненияповышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности дляболее точного управления движениями.
Задания наточность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболеетрудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастныхзаданий или сближаемых заданий.
Суть метода«контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либопараметру. Например, по пространственному параметру: чередование бросков мяча вкольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние ина половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методикетребуется относительно грубая точность дифференцирования.
Что касаетсяметодики «сближаемых заданий», то здесь необходимо тонкое дифференцирование. Примеры:принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места(с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.
Однако рядвидов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственнойточности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности вернооценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий,дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точносоразмерять с ними действия.
Для развития«чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и«сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивныхиграх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачимяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.
Совершенствованиепространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивнойгимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главнымобразом по таким методическим направлениям:
а)      совершенствованиеточности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующихтребованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Применяютсязадания с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметрыамплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача подостижению стабильности эталонных параметров движений;
б)      совершенствованиеточности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров.Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиванияхна брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.
Эти заданияносят дифференцированный характер.
Совершенствованиесиловой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечныхнапряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средствиспользуются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическимиустановками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.
Для совершенствованияспособности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведениюопределенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимальноувеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок)при воспроизведении заданных параметров характеризуют степень силовой точности.
Примеры заданий:воспроизведение или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного25 и 50% от максимального.
В оценкевеличины мышечного напряжения наиболее трудные — малые усилия (25% от максимальногонапряжения) и средние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие(75% от максимального напряжения).
Совершенствованиевременной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит бытьспособным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределятьсвои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точностидвижений применяют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясьдля проверки секундомером) и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с идр. (пользуясь электронным прибором).
Способностьвоспринимать микроинтервалы времени возможно развить в процессе специальной тренировкидо очень высокой степени — до 1 мсек (одной тысячной доли секунды). Это установленов специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.
Методическиеприемы для совершенствования статического и динамического равновесия. Для разных типов равновесий используютсяследующие методические приемы:
а)      дляпозностатического равновесия:
         — удлинение времени сохранения позы;
         — исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования кдвигательному анализатору;
         — уменьшение площади опоры;
         — увеличение высоты опорной поверхности;
         — введение неустойчивой опоры;
         — введение сопутствующих движений;
         — создание противодействия (парные движения);
б)      длядинамического равновесия:
         — упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие,расположение, погода);
         — упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, лонжи, центрифугии другие тренажеры).
Развитиекоординационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности.Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит кпотере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установкапри занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
а)      заниматьсянеобходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б)      нагрузкине должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом,так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состояниикоординационные способности совершенствуются плохо;
в)      вструктуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностейжелательно планировать в начале основной части;
г)       интервалымежду повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановленияработоспособности;
д)      воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в теснойсвязи с развитием других двигательных способностей.
6. Контрольные упражнения(тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Многообразиевидов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень ихразвития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании испорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
1)время, затрачиваемоена освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационныеспособности;
2)время, необходимоедля «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейсяситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решениядвигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
3)координационная сложностьвыполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качествезаданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованиемдвижений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиесяв двигательном опыте человека;
4)точность выполнениядвигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным,пространственным);
5)сохранение устойчивостипри нарушении равновесия;
6)стабильность выполнениясложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результатуи стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателямцелевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе,различных предметов в мишень и т.п.
Некоторыеконтрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведенына рис. 16: 1) бег «змейкой» (1, 2); 2) челночный бег 3 х 10 м (3); 3) челночныйбег 4×9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метаниемяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, 6, 7).