Психолог на предприятии

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФИЛИАЛ В Г.МИНСКЕСпециальность «Психология»Заочное отделениеРефератПсихолог на предприятииМинск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ1.        Ктотакой психолог2.        Психологическаяслужба организации3.        Типизацияи формы профессиональной деятельности
4.        Положение о психологической службе предприятия
Заключение
Список использованных источников
1.        КТО ТАКОЙПСИХОЛОГ?
Профессияпсихолога для многих остается неизвестной. Те же, кто что-то слышал о ней,упорно воспринимают психолога в роли эдакого советчика в личностных и семейныхдрамах. На самом деле это лишь крупица того, чем занимается психолог. Психолог- это, прежде всего специалист в области психологии, а психология, как намизвестно, наука о душе. Отсюда мы можем сделать вывод, что психолог — это специалиств науке о душе. Однако в силу выделения в психологии множества отраслей иобластей, не все психологи одинаковы.
1.        Психологическаяпомощь в трудных жизненных ситуациях: разрыв значимых отношений, адаптация кновым жизненным условиям, помощь в принятии решений.
2.        Консультированиепо вопросам детско-родительских отношений. Самой частой причиной, по которойлюди обращаются к психологу — жалобы на ребенка.
3.        Семейноеконсультирование: помощь в преодолении непонимания между супругами,восстановление позитивного семейного общения.
4.        Психологическоесопровождение с целью глубоких личностных изменений.
5.        Психолог-консультанторганизации. Он решает такие вопросы как: профессиональный подбор персонала,оценка профессиональной компетентности и другие.
При этом нужноподчеркнуть, что круг проблем, решаемых психологом в рамках организации,достаточно широк.
Это может быть:
  анализ текущей ситуации в связи со структурнымипреобразованиями;
  отбор кандидата на вакантную должность;
  оценка профессиональной пригодности и компетентностисотрудников;
  разрешение конфликтной ситуации на предприятии;
  развитие мотивации сотрудников и т.п.
2.        Психологическая служба организации
 
Необходимостьпсихологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличениемобъема информации, кризисными явлениями в природе и обществе, сегодняпризнается как специалистами, так и населением вообще. Организацияпсихологической службы стала одним из направлений оптимизации работы, например,учреждений образования. Однако, только стабильные средние предприятия и крупныефирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более – психологическуюслужбу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмыобращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловленанеразработанность нормативных основ работы психологической службы организации.Часто организации отдельных отраслей разрабатывают свою нормативную системы,основанную на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога.[1,с.7]
3. Типизацияи формы профессиональной деятельности
Для выполненияработы подобного рода требуются квалифицированные специалисты, получившиеспециальное образование. Не любая деятельность психолога на предприятииявляется профессиональной с точки зрения характера выполняемой им работы, хотяон и использует запас приобретенных и накопленных им знаний. часто применялсятермин «психологическая экспертиза», однако в общем смысле слово «экспертиза»обозначает не вполне адекватное понятие. Этот термин скорее выражает понятие,которое на словацком языке значит «квалифицированный отзыв, рекомендацияспециалиста». Под эти понятием одновременно подразумевается, что экспертзанимается особыми, специальными проблемами и использует для решения их собственныесредства, методы и технику. Следует констатировать, что дискуссия о том, какназвать профессиональную деятельность психолога труда, затрагивает вопросы семантики.Необходимо приложить усилия для того, чтобы достичь унификации в понятиях итерминологии. З. Буреш [2] придерживается мнения, что помощь, получаемуюпредприятием от различных организаций, можно назвать словом «экспертиза», апомощь или услугу одного специалиста, оказываемую в форме консультации, можноназвать индивидуальным советом. Направленность содержания работы у отдельныхпсихологов различна и зависит от того, где они трудятся. Несмотря наразнообразие и неодносторонность задач психологов на различных предприятиях,виды их деятельности можно подразделить на шесть групп: консультации, индивидуальныеконсультации и советы, кратковременное обследование или анализ ситуации,исследовательская деятельность, работа по реализации рекомендаций ипредложений, остальные виды деятельности (просветительная, лекционная,административная и т.п.). Выбор того или иного вида деятельности психолога наданном конкретном предприятии зависит от ряда определяющих факторов, и в томчисле от специфики производства, его организационных, технических итехнологических особенностей и др. Как подтвердила практика, все перечисленныевыше виды деятельности психолога реальны, важны и зачастую специалиступриходится комбинировать их. [3, с. 22]
4.        Положение о психологической службепредприятия
Положение оструктурном подразделении является основным нормативным документом,регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, основные егофункции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждаетсяруководителем предприятия.
Общая часть
1.Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора покадровым вопросам.
2.Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказамидиректора по решению правления предприятия.
3.Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическоеобразование и опыт практической работы. На должности психологов принимаютсяспециалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалистыс высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в областипрактической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденнуюдокументом государственного образца.
4. Всвоей деятельности психологическая служба руководствуется следующиминормативно-правовыми документами:
—Конституция РФ;
—Гражданский кодекс РФ;
— КЗоТ;
— Уставпредприятия;
—Философия предприятия;
— Планэкономического и социального развития предприятия;
—Положение об оплате труда;
—Правила внутреннего трудового распорядка;
—Коллективный договор;
—Организационно-методологические принципы психологической службы.
5.Основной целью деятельности психологической службы является психологическоеобеспечение реализации кадровой политики предприятия.
П.Функции и задачи
1.Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.
1.1Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных ипрофессиональных категорий работников.
1.2.Подбор и стандартизация методик профотбора.
2.Работа по оценке и аттестации персонала.
2.1.Участие в работе аттестационной комиссии.
2.2.Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальныхвозможностей аттестуемых сотрудников.
2.3.Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений инарушений трудовой дисциплины.
3.Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностямиработников.
3.1.Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурныхподразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.
3.2.Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками(регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и наработе и т. д.).
3.3.Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лици кадровых решений (по решению первого лица организации).
4.Обучение персонала основам психологических знаний.
4.1Обучение сотрудников приемам эффективного общения и разрешения конфликтныхситуаций.
4.2Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурныхподразделений.
4.3Обучение персонала приемам саморегуляции психического состояния.
III. Права
1.Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решениязадач от структурных подразделений (отделом, служб, участков) в рамкахкомпетенции службы.
2.Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительнойлаборатории предприятия при решении задач. А также пользоваться услугамисоциальных и оздоровительных учреждений. Для осуществления профессиональнойдеятельности психологу выделяется отдельный рабочий кабинет и кабинетпсихологической разгрузки, которые оборудуются электронно-вычислительной иаудио-, видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическимиметодиками.
3.Проводить индивидуально-психологические и социально-психологическиеобследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.
4.Вносить предложения руководству организации о совершенствовании структуры иработы службы.
5.Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основетиповых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением.Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников всоответствии со ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ и о взыскании с работников занарушение трудовой дисциплины в соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ.
6.Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненнымработникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премироватьработников в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты.
7.Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам,входящим в компетенцию психологической службы.
8.Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященныхпсихологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.
Привлечениеспециалистов из других предприятий (организаций) осуществляется только поразрешению генерального директора.
IV.Ответственность
Руководительпсихологической службы несет ответственность:
1. Занесвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренныхданным положением.
2. Занесвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемымзадачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и вструктурные подразделения.
3. Занеобоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданийслужбы, указанных в плане экономического и социального развития.
4. Занарушение правил охраны труда, техники безопасности.
5. Занерациональное использование трудовых, материальных, технических,энергетических и финансовых ресурсов.
V. Поощрения
1. Засвоевременное и качественное выполнение функций и задач коллективпсихологической службы предприятия может поощряться всеми мерами, согласно ст.131 и ст. 134 КЗоТ РФ, по приказам генерального директора.
2.Показателями качества труда психологической службы являются: качество исвоевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основерешений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовойдисциплины.
3.Сотрудники психологической службы стимулируются за выполнение следующихпоказателей:
— уменьшение потерь рабочего времени на 1 работника;
— уменьшение текучести кадров;
— увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев вработе по вине работников);
— увеличениекоэффициента равномерности загрузки персонала работой;
— повышения уровня трудовой дисциплины;
— увеличение качества труда персонала предприятия;
своевременноеизучение и оптимизация социально-психологического климата в структурныхподразделениях.
4. Оценка,оплата и поощрение каждого сотрудника осуществляется руководителемпсихологического службы исходя из фактически отработанного времени, качестватруда и индивидуального вклада в конечный результат. Оценку работы руководителяпсихологической службы, осуществляет заместитель генерального директорапредприятия по кадровым вопросам. [1, с.8]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мывыяснили, что психолог на предприятии – это человек, цель которого являетсяпсихологическое обеспечение реализации кадровой политики предприятия. Задачамиего являются: проведение профессионально-психологического отбора кандидатов наработу, работа по оценке и аттестации персонала, участие в расстановке кадров всоответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников,обучение персонала основам психологических знаний. Деятельностьорганизационного психолога осуществляется по традиционным направлениям работыпсихолога-практика: прикладная психодиагностика, психокоррекционная иразвивающая работа, психологическое просвещение, психологическоеконсультирование, социально-диспетчерская деятельность.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Истратова О.Н.Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В.Эксакуство. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
2.        Лаптева А. Формыработы. Организационно-деятельностная игра. www.antroponika.ru/lib/wforms_odi.php
3.        Психология труда.[Пер. со словац. Г.В. Матвеевой-Муниповой]. – М.: Профиздат, 1979. – 216 с.