Содержание
Введение
1.Характеристика предприятия АО «Павлодарэнергосервис» и еговнешняя и внутренняя среда
1.1 Описание деятельности предприятия АО«Павлодарэнергосервис»
1.2 Организационнаяструктура предприятия
2 Учетнаяполитика предприятия на примере АО «Павлодарэнергосервис»
2.1 Общиеположения учетной политики АО «Павлодарэнергосервис»
2.2 Методические аспекты учетной политикив области учетаосновных средств
3. Управление предприятием АО «Павлодарэнергосервис»
3.1 Планирование деятельности предприятия
3.2 Управленческий контроль
Заключение
Введение
В последнее время отечественныепредприятия критикуют за неумение эффективно управлять. И по плачевномусостоянию экономики видно, что, скорее всего, действительно не имеют. Конкурентоспособнаяэкономика появляется только тогда, когда в ней работают конкурентоспособныекомпании, а это синоним эффектного управления.
Внедрение управленческого учетадает возможность бухгалтерии существенно помочь своему руководству именно вуправлении предприятия. Информация, которую генерирует управленческий учет,позволяет четче понимать проблемы, которые возникают перед компанией, приниматьсвоевременные и даже упреждающие решения — до того, как ситуация станетугрожающей.
Целью курсового проекта являетсяизучение методики управления основных средств, на примере АО «Павлодарэнергосарвис».
Остановимся коротко насодержании курсового проекта.
В первой главе отражены общиесведения о предприятии, включая его юридический статус, краткую историю, видыдеятельности, виды выпускаемой продукции (услуг), характеристика внешней средыпредприятия (поставщиков, потребителей, конкурентов).
Также в данной главе раскрытыосновные принципы описание структуры бухгалтерской службы предприятия, еефункций и форм организации учета.
Во второй главе показанахарактеристика и анализ учетной политики предприятия в рамках фирмы АО «Павлодарэнергосарвис».
Третья глава содержитисследование проблем организации, методологии и технологии учета в областиисследуемой темы. В данной главе дается:
определение предметаисследования,
роль выбранной темы вдеятельности предприятия,
теоретический аспект, гдеопределяется место выбранного объекта учета в системе бухгалтерского учета,
описание действующей практикиучета, ее недостатки, а также путей совершенствования бухгалтерского учета вусловиях рыночной экономики.
В заключительной части курсовогопроекта сделаны выводы о состоянии бухгалтерского учета и управления основныхсредств в АО «Павлодарэнергосарвис» за анализируемый период и сделаныпредложения по улучшению ведения бухгалтерского учета товаров и управление основнымисредствами.
1. Характеристика предприятия АО «Павлодарэнергосервис»и его внешняя и внутренняя среда1.1 Описание деятельности предприятия АО «Павлодарэнергосервис»
АО «Павлодарэнергосервис»- акционерное общество открытого типа. Форма собственности — государственная.
АО «Павлодарэнергосервис»зарегистрировано Управлением юстиции Павлодарской области 25 января 1998 года,свидетельство о регистрации № 4653-1978-АО.
Основными видами деятельности АО«Павлодарэнергосервис» согласно Устава являются:
передача электрической энергии;
централизованное технологическое(оперативно — диспетчерское) управление передачей электрической энергии;
планирование и поддержаниенадежности системы электроснабжения;
ремонт и реконструкцияэлектрических сетей;
проектирование, монтаж, наладка,испытание электрооборудования;
внешнеэкономическая деятельность.
АО «Павлодарэнергосервис»является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе Устава. Финансоваяи производственная деятельность осуществляется на основе хозяйственнойсамостоятельности.
АО «Павлодарэнергосервис»(далее по тексту АО «ПЭС») имеет самостоятельный баланс, расчетный идепозитные счета в банке, печать с указанием наименования на казахском ирусском языках.
Зарегистрировано в Налоговомкомитете по г. Павлодару РНН 4518000064034
Основной деятельностьюавтоуправления является оперативное и плановое транспортное обслуживаниеподразделений АО «Павлодарэнергосервис» в соответствии с заявками ивозникающими аварийными потребностями на автотранспорт. Внешняя и внутренняясреда АО «ПЭС» показана в приложении А.
АО «Павлодарэнергосерис»представляет месячную, квартальную и годовую финансовую статистическуюотчетность в сроки и в объеме, установленные законодательством, в части ихкасающейся, следующим адресатам:
а) Комитету Республики Казахстанпо регулированию естественных монополий и защите конкуренции в объеме,предусмотренном «Правилами формирования и ведения государственногорегистра субъектов естественной монополии РК», утвержденными №03-5 ОД от19.08.98г. и «Инструкцией о порядке предоставления, рассмотрения, утверждения,ведения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественныхмонополий» № 03-4 от 19.08.98 г.
б) Налоговой инспекции по местурегистрации, в установленном объеме и в установленные сроки;
в) Областному статистическомууправлению в установленном объеме и в установленные сроки.
Представление финансовой,бухгалтерской и другой отчетности и информации другим пользователям, а такжеоткрытая публикация предусматривается только по письменному согласию управленияили в случаях предусмотренных законодательством.
Обязательно ежегодное проведениевнешнего аудита.
В области бухгалтерского,финансового и налогового учета, внутреннего контроля АО «Павлодарэнергосервис»руководствуется:
Законом РК ” Обухгалтерском учете ” от 26.12.1995 г.;
Налоговым Кодексом РК;
Государственной программойразвития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РеспубликеКазахстан на 1998-2000 годы, утвержденной Указом Президента РК от 28.01.1998 г.№ 3838;
Законом РК «О естественныхмонополиях»;
«Инструкцией об особом порядкеформирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производствеуслуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии», утвержденнойКомитетом РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции”2/5 от 14.08.1998 г.;
«Инструкцией о порядкепредставления, рассмотрения и ведения цен (тарифов) на товары, работы, услугисубъектов естественной монополии», утвержденной Комитетом РК порегулированию естественных монополий и защите конкуренции № 03-4 от 19.08.1998г.;
и другими законодательными инормативными актами Республики Казахстан.1.2 Организационная структура предприятия
В структуру АО «Павлодарэнергосервис»входят следующие подразделения:
Правобережное предприятияэлектросетей (далее ППЭС);
Левобережное предприятиеэлектросетей (далее ЛПЭС);
Городское предприятиеэлектросетей (далее ГПЭС);
Районные предприятияэлектросетей
За ними закреплены линииэлектропередач и подстанции. Основными их функциями являются:
эксплуатация, ремонт иреконструкция электрических сетей;
ремонт и наладкаэлектротехнического оборудования.
автоуправление.
Кроме вышеперечисленныхподразделений в структуре предприятия имеются экономическая служба,бухгалтерия, отдел кадров, производственно-технический отдел, отдел техники безопасностии охраны труда, центральная служба релейной защиты и автоматики, отделматериально-технического снабжения, административно-хозяйственный отдел, отделкапитального строительства, отдел маркетинга, социальный отдел.
Изменения структуры предприятияпроизводится по решению уполномоченных органов, согласованному с КомитетомРеспублики Казахстан по регулированию естественных монополий и защитеконкуренции. Схематично структура предприятия АО «Павлодарэнергосервис»показана в приложении Б.
Бухгалтерская служба предприятия.
В соответствии с Положением обухгалтерском учете и отчетности ответственность за организацию бухгалтерскогоучета возложена на руководителя предприятия, в АО «Павлодарэнергосервис»непосредственным руководителем является президент.
Бухгалтерский учет в АО «Павлодарэнергосервис»осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурнымподразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
На отдел бухгалтерии возлагаетсяорганизация своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формированиеполной и достоверной информации о его деятельности и имущественном положении,необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, зарациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов(в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращениенегативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режимаэкономии.
Учетный аппарат тесно связан совсеми структурными подразделениями АО «Павлодарэнергосервис», службамии отделами аппарата управления и отдельными исполнителями. Предоставляемые вбухгалтерию всеми подразделениями и службами необходимые для учета и контролядокументы, отчетные сведения, а также плановые, сметные и нормативные данные обрабатываютсяи группируются по определенным признакам, и на их основе готовится информация одеятельности отдельных подразделений и организации в целом.
Особое внимание бухгалтерского аппаратаобращено на функции контроля. Контроль, осуществляемый бухгалтерским аппаратом,можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контрольпроводится бухгалтером до совершения хозяйственной операции, в целяхпредварительного контроля все денежные и расчетные документы, а также документы,изменяющие финансовые, кредитные и расчетные обязательства подписывает нетолько руководитель организации, но и главный бухгалтер. Таким образом, главныйбухгалтер и другие работники бухгалтерии имеют возможность предварительновыяснить целесообразность предполагаемых хозяйственных операций, т.е. осуществлятьфункцию предварительного контроля
Текущий контроль осуществляетсяучетным аппаратом в момент совершения хозяйственных операций. Принимаядокументы, в которых зафиксированы хозяйственные операции, не требующиепредварительной подписи работников бухгалтерии, в первую очередь проверяют их сточки зрения законности операций, а уж потом с позиции правильности оформления,арифметических вычислений и подсчетов. Только после текущего контроля документыпринимают для отражения в регистрах бухгалтерского учета.
Последующий контроль проводитсяпо истечении определенного времени, исчисляемого обычно отчетным периодом. Восновном областью такого контроля являются итого финансово — хозяйственнойдеятельности организации.
АО ” ПЭС” можноотнести к числу крупных или средних организаций, так как широкий круг объектовучета. По этому возникла необходимость подразделить аппарат бухгалтерии начасти.
В состав бухгалтерии входятследующие группы:
материальная, отвечающая за учетприобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой жегруппе ведут учет основных средств и МБП;
группа учета оплаты труда,осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы рабочих,контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работникамипредприятия, бюджетом и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
производственно калькуляционная,которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимостьпродукции, составляет отчетность о производстве;
общая группа, работники которойведут учет остальных операции (учет ТНП, учет прочей дебиторской задолженности,учет капитального строительства);
финансовая группа, работникикоторой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами.
Главный бухгалтер являетсяруководителем и организатором учета и контроля, призванным обеспечить строгое соблюдениеправил ведения учета, контроля за использованием материальных, трудовых ифинансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами исметами, своевременно предупреждать негативные явления в финансово — хозяйственной деятельности организации.
Главный бухгалтер способствуетповышению эффективности производства и качества работы, выявлению и мобилизацииимеющихся резервов, предупреждает непроизводственные расходы и потери иявляется основным помощником президента АО «Павлодарэнергосервис» вэкономической работе.
Выполняемыми функциямиопределяется и служебное положение главного бухгалтера. Он назначается надолжность, подчиняется и освобождается от должности только руководителеморганизации. Для осуществления своих функции главный бухгалтер наделен широкимиправами.
Он устанавливает требования пооформлению операций первичными учетными документами и представлению в бухгалтериюнеобходимых для учета и контроля документов и сведений. При этом требования (распоряжения)главного бухгалтера обязательны для всех работников организации.
Главному бухгалтерупредоставлено право требовать принятия необходимых мер по повышению эффективностииспользования собственных и заемных средств предприятия.
Без его согласия не могут бытьназначены на должность и освобождены от занимаемой должности материальноответственные лица.
В тоже время главный бухгалтерне несет ответственности за формирование учетной политики, а отвечает заведение бухгалтерского учета, нарушение правил и положений, регламентирующихфинансово-хозяйственную деятельность. Он не должен принимать документы похозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающихдоговорную и финансовую дисциплину.
Перечисленные обязанности, праваи ответственность касаются не только главного бухгалтера, но и в определеннойстепени всего аппарата бухгалтерии (обязанность по организации учета на основеустановленных правил его ведения, контроль при приеме к учету документов и др.)
Даже простое перечислениефункций бухгалтерии показывает, насколько существенны ее место и роль вуправлении организации.
Бухгалтерский учет в РеспубликеКазахстан всегда представлял собой свод правил, обязательных для предприятийвсех отраслей народного хозяйства, и регламентировал все действия бухгалтерии,которая как самостоятельная структура занимает обособленное место средиструктур предприятия. Появление хозяйствующих субъектов различных формсобственности, возникновение рыночных структур способствовали необходимостиотражения в бухгалтерском учете особенностей конкретного субъекта, то есть ксозданию учетной политики на каждом из них.
2 Учетная политикапредприятия на примере АО «Павлодарэнергосервис»2.1 Общие положения учетной политики АО «Павлодарэнергосервис»
Учетная политика предприятия,как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должнаобеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимаетсясвоевременное формирование финансовой и управленческой информации, еедостоверность, объективность, доступность и полезность для управленческихрешений и широкого круга пользователей.
Учетная политика предприятияформируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбордля использования которых требует системного подхода с целью максимальнойоптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющиефакторы:
форму собственности иорганизационно-правовой статус предприятия (государственное, частное,акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и виддеятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры(масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);
текущие и долгосрочные целипредпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укреплениеконкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышениекотировок акций и др.);
особенности деятельности — производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы),коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношенияс покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовымиинститутами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость отсобственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в томчисле компьютерной техникой);
кадровое обеспечение — уровеньквалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед нимзадачи и проблем, способность их разрешать);
хозяйственная ситуация — развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового,бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.
При формировании учетнойполитики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуютобособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия идругих предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятиебудет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуютнамерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельностии следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущениенепрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетнаяполитика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущениепоследовательного применения учетной политики); факторы хозяйственнойдеятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно,отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо отфакторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этимифакторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика предприятиядолжна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторовхозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность кбухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов иактивов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражениев бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из ихправовой формы, но и из экономического содержания фактов и условийхозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождестводанных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателейбухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требованиенепротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учетаисходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требованиерациональности).
Принятая учетная политикапредприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтомуона должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, техническийи организационный.2.2 Методические аспекты учетной политикив областиучета основных средств
В соответствии с СБУ-1 учетнаяполитика — это совокупность способов, принимаемых руководителем субъекта дляведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии сих принципами и основами.
При формировании учетнойполитики АО «Павлодарэнергосервис» руководствуется принципами: непрерывнаядеятельность; начисление; понятность; значимость; существенность; достоверность;нейтральность; осмотрительность; завершенность; сопоставимость; последовательность;правдивое и беспристрастное представление.
Базой для формирования учетнойполитики являются:
Стандарты бухгалтерского учета,утвержденные Национальной комиссией РК по бухгалтерскому учету 13-15 ноября1996 года, постановлениями № 3,4,5;
Генеральный план счетов бухгалтерскогоучета, утвержденный Национальной Комиссией РК по бухгалтерскому учету 19.11.96г.;
Методические рекомендации кстандартам бухгалтерского учета, утвержденные Приказом Департамента методологиибухгалтерского учета и аудита МФ РК от 21.05.97г.
Учет основных средств осуществляетсяв соответствии со стандартом бухгалтерского учета N 6 «Учет основныхсредств»,
К основным средствам относятсяматериальные активы действующие в течение длительного периода времени.
Применяются следующие видыоценок основных средств: первоначальная, текущая балансовая, стоимостьреализации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускаетсятолько в случае:
а) переоценки;
б) осуществление дополнительныхкапитальных вложений (для модернизации, перевооружении) или частичнойликвидации и демонтажа объекта, в результате чего увеличивается или сокращаетсясрок полезной службы основных средств.
Аналитический учет основныхсредств осуществляется последующим принципам:
Учет по группам основных средстви производственному назначению;
Учет наличия и движения основныхсредств по структурным подразделениям и материально-ответственным лицам.
Материально-ответственные лица структурныхподразделений обеспечивают сохранность и технически исправное состояниезакрепленных за ними основных средств и технической документации объектов.
К технологическому оборудованию используемомудля производственных целей, относятся основные средства в зависимости отцелевого назначения и выполняемых функций на предприятии, величины итехнического уровня которых зависит техническая оснащенность предприятия. Единицейучета основных средств является инвентарный объект, то есть законченноеустройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями.Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнениеими самостоятельных функций. Первичный учет основных средств АО «ПЭС»ведется с применением типовой первичной документации по движению основныхсредств.
Учет расходов на все видыремонта основных средств ведется на соответствующих статьях номенклатурырасходов.
Для проведения капитальногоремонта разрабатывается смета затрат на проведение ремонта. При приеме основныхсредств из ремонта составляется «Акт приема-передачи отремонтированныхобъектов (форма ОС-2)». Списание затрат на капитальный ремонт безприложения сметы и акта формы ОС-2 не допускается.
Для проведения текущего ремонтасоставляется дефектная ведомость, в которой перечисляются все дефекты,определяющие объем ремонтных работ и требуемые для ремонта запасные части иремонтные материалы. Дефектная ведомость подписывается мастером, ответственнымза ремонт технологического участка и бригадиром, несущим ответственность заремонт отдельных узлов и механизмов. После утверждения руководителем предприятия,дефектная ведомость служит основанием для выдачи перечисленных в ведомости запасныхчастей и ремонтных материалов по требованию накладной бригаде. После выдачивсех материалов дефектная ведомость с приложением акта передается в бухгалтериюдля списания израсходованных на производство товарно-материальных ценностей.
Ремонтный фонд на восстановлениеосновных средств не создается. Фактические расходы на все виды ремонтов вмомент возникновения относятся на счета учета производственных затрат.
Начисление амортизациипроизводится методом равномерного (прямолинейного) списания стоимости погруппам основных средств. Срок службы совпадает с Едиными нормамиамортизационных отчислений утвержденными Постановлением N 1072 от 22октября1990года.
Начисление амортизации по основнымсредствам вновь поступившим в эксплуатацию, производится с первого числа,месяца, следующего за месяцем поступления, а по выбытии — прекращается спервого числа, следующего за месяцем выбытия.
Предприятие в соответствии с СБУ- 6 оставляет за собой право пересмотра срока полезной службы основных средствс учетом произведенных последующих затрат, улучшающих состояние основныхсредств и следовательно продлевающих срок службы, а также с учетом технологическихизменений, сокращающих этот срок. Указанные изменения, вносятся принепосредственном участии работников технических служб.
Выбытие основных средстввследствие полного износа (100%) оформляется актами в установленном порядке.
Для обеспечения контроля засписанием основных средств и оформлением документов в АО«ПЭС» создаетсяпостоянно действующая комиссия.
Отчуждение основных средствможет быть произведено только по согласованию с Комитетом РК по регулированию естественныхмонополий и защите конкуренции.
Инвентаризация основных средствпроизводится не реже одного раза в год перед составлением годовой отчетности иотражается в инвентаризационной описи. Результаты инвентаризации основныхсредств отражаются в учете того месяца в котором была закончена инвентаризация.
В целях приведения первоначальнойстоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определеннуюдату производится переоценка объектов, в результате которой основные средстваотражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.
В бухгалтерском учете суммапереоценки увеличивает непосредственно первоначальную стоимость основныхсредств по соответствующим балансовым счетам подраздела 12 раздела «Основныесредства», и, одновременно, отражается по балансовому счету 541«Дополнительныйнеоплаченный капитал от переоценки ОС».
Износ, начисленный на датупроведения переоценки корректируется пропорционально изменению стоимостиосновных средств.
По мере эксплуатации активасумма переоценки переносится на не нераспределенный доход в размерах, определяемыхв соответствии с применяемым методом начисления амортизации. Вся сумма переоценкипереносится на нераспределенный доход только в момент выбытия актива.
Организационные аспекты учетнойполитики
Для регенерации и группировкифактов хозяйственных операций предприятие использует Рабочий план счетов (далеепо тексту РПС), разработанный на основе Генерального плана счетов и с учетомособенностей Уставной деятельности. В случае возникновения операций не предусмотренныхРПС, предприятие дополняет план, используя принципы его разработки.
В бухгалтерском учете АО «ПЭС»применяются типовые, типовые специализированные и типовые унифицированные формыпервичных документов.
Учет на предприятии полностьюкомпьютеризирован. Машинограммы построены по принципу оборотных ведомостейжурнально-ордерной формы учета.
Учет расчетов с потребителями,покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами икредиторами ведется по каждому предприятию-партнеру (по РНН и коду предприятия)и по каждому физическому лицу (табельному номеру работников).
Для обеспечениявнутрихозяйственного учета и экономического анализа показателей производственно-хозяйственнойдеятельности осуществляется учет всех совершаемых хозяйственных операций вразрезе структурных подразделений АО «ПЭС».
Предприятие осуществляетналоговый учет с применением вспомогательных аналитических таблиц для налоговыхрасчетов на основании «Руководства по заполнению деклараций о совокупномгодовом доходе и произведенных вычетах юридического лица», утвержденныхприказом Налогового комитета МФ РК от 14 февраля1998 года N 58.
Внутренний предварительный контрольза совершаемыми хозяйственными операциями возлагается на главного бухгалтера иаппарат бухгалтерии. Для обеспечения контроля за сохранностью собственности,качественного состояния ценностей, ведением складского и Бухгалтерского учета напредприятии проводится ежегодная инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация товарно-материальныхзапасов и основных средств проводится по состоянию на 1 октября, расчетов спотребителями электроэнергии и прочими покупателями и поставщиками на 1 января.Для контроля за списанием использованных в процессе производстватоварно-материальных запасов, поступлением и выбытием основных средств напредприятии создаются постоянно действующие комиссии, утверждаемые приказом по АО«ПЭС».
Внешний контрольо существляетсяаудиторской фирмой на основе договора о постоянном обслуживании.
3. Управление предприятием АО«Павлодарэнергосервис»3.1 Планирование деятельности предприятия
Первоначально в управлениипредприятием доминирует личное наблюдение. Руководитель смотрит, выслушивает,изучает и делает выводы о входящих и выходящих потоках, о поведении персонала.
На следующем этапе начинаютсяпривлекаться отчетные данные, которые можно использовать для сравнительногоанализа с целью выявления сильных и слабых сторон, выбора путейсовершенствования деятельности предприятия. Далее у менеджера возникаетпотребность сравнить отчетные данные текущего года с плановыми, он формируетсистему бюджетирования, которую обслуживает система бухгалтерского учета. Такиесистемы помогают расширить и прояснить новые горизонты, предсказать и избежатьнеудачи. Новый этап управления использует бухгалтерскую информацию не только впринятии решений, но и в реализации решений посредством процессом планирования,управления и контроля.
Планирование заключается всистематической разработке курса действий на будущее, чтобы можно было внастоящий момент времени принимать такие решения, которые принесли быпредприятию желаемый результат и оптимальный эффект. Процесс формирования такойстратегии называется стратегическим планированием и отличается тем, чтоявляется систематичным и форматизированным процессом, цель которого — управлятьбудущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в период свыше одного года. Систематическаячасть организационной деятельности по планированию и контролю начинается сподготовки программы для воплощения стратегии организации и определенияприблизительного объема ресурсов, необходимых для осуществления каждойпрограммы.
Существуют три основные частипроцесса программирования:
1. Пересмотр текущих программ. Большинствовидов деятельности предприятия на предстоящие несколько лет аналогичны еедеятельности сегодня. Однако в таком утверждении есть и свои минусы, посколькувиды и запросы потребителей, условия конкуренции, производственные методыменяются постоянно. Важно вовремя рассмотреть эти изменения и принять решенияпо адаптации к измененным условиям.
2. Рассмотрение предложений поновым программам. Систематический метод проведения анализа текущих программназывается нулевым обзором. Это обусловлено тем, что обсуждение уровня затратведется от нулевой базы. Такие обзоры полезны для основных программ в целяхпреодоления установившихся форм.
3. Координация программ путемформальной программной системы. В рамках утвержденной стратегии руководствопредприятия должно быть восприимчиво к предложению новых программ ввидувозникающей угрозы существующим операциям или для использования новыхвозможностей.
Каждое предприятие должнопересматривать свои текущие программы и принимать решения по предлагаемым новымпрограммам. Большинство крупных предприятий, в том числе АО «ПЭС» обладаетформальной системой, в которой финансовые и другие последствия этих программпосчитаны на несколько лет вперед (долгосрочный план), т.е. доходы, расходы идругая информация по индивидуальным программам показана на несколько лет вперед.
Обычно процесс программированияначинается за несколько месяцев до начала согласования годовой сметы. Формальнаяподготовка программы начинается только после того, как у руководствапредприятия появляется необходимость перемен в основных целях деятельности. Предложениявысшего руководства по изменению стратегии предприятия доводятся до оперативныхруководителей, которые в свою очередь готовят конкретные программы по основнымнаправлениям, определенным высшим руководством. Предлагаемые программыобсуждаются в течение длительного периода времени и в результате дляпредприятия в целом появляется набор программ, которые после утвержденияявляются основой составления годовой сметы.
Смета — это план вколичественном, обычно денежном, выражении за определенный период времени,который должен отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовыересурсы, находящиеся в распоряжении предприятия на данный период времени. Процесссоставления смет выполняет следующие функции:
планирования. Процесссоставления годовой сметы ведет к конкретизации перспективных планов, так какруководители должны составлять подробные планы для превращения в реальностьперспективных планов. Составление сметы отражает планирование будущих операций,принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующихпериодах, и определяет меры, которые необходимо т принять сегодня, чтобы менеебезболезненно отреагировать на предстоящие изменения условий в будущем;
координации. При помощи сметыдействия различных подразделений предприятия могут быть согласованы и сведенывоедино. Составление сметы вынуждает руководителей изучать взаимоотношениясвоего подразделения с другими и, в процессе изучения, предусматривать иразрешать конфликты;
информации. Высшее руководствопредприятия при помощи сметы информирует о своих намерениях руководителей болеенизких уровней с тем, что все сотрудники имели возможность понять эти намеренияи могли координировать свою деятельность для их осуществления;
мотивации. Смета представляетсобой норму, достижение которой побуждает руководителей действовать в направлениивоплощения основных целей предприятия;
управления. Смета помогаетруководителям в управлении деятельностью и ее контроле в том подразделениипредприятия, за которое они отвечают. Сравнивая фактические результаты сосметными показателями различных категорий расходов, руководители могутустановить, какие расходы не соответствуют первоначальному плану и поэтомутребуют их внимания;
оценки эффективности. Работаруководителей часто оценивается их успехами в исполнении смет. Некоторыепредприятия устанавливают своим сотрудникам вознаграждение в зависимости от ихспособностей в достижении целей, намеченных в основной смете;
обучения. Смета также служит дляобучения менеджеров. По ней изучается работа центров ответственности менеджерови взаимоотношения их центров с другими центрами предприятия.
Так как смета служитмногообразным целям, в процессе ее подготовки могут возникнуть сложности,связанные с предвзятостью мнения оперативных руководителей при подготовке ихчасти в смете; с противоречиями между целями составления сметы. Например,некоторые менеджеры центров затрат предполагают несколько завышенные наинфляционные ожидания сметы расходов по сравнению с мнением высшего руководствав отношении величины затрат, фактически необходимых для выполнения запланированнойдеятельности этого центра. Менеджеры делают это для своей защиты отвозможностей неблагоприятной разницы, которая будет плохо выглядеть в фазеоценки цикла управленческого учета. Однако финансовый директор предприятиянуждается в реальных цифрах для планирования наличного оборота. Говоря опротиворечии между целями составления сметы, необходимо отметить два основныхнесоответствия:
противоречие функцийпланирования и стимулирования. Предлагаемые сметы, которые невозможноисполнить, могут максимально соответствовать целям стимулирования и абсолютноне соответствовать целям планирования;
противоречие функцийпланирования и оценки эффективности. В целях планирования смету составляют доначала планируемого периода, исходя из ожидаемых условий или обстоятельств. Оценкаэффективности должна оцениваться на сравнении фактических результатов с даннымискорректированной сметы, отражающей реальные условия, в которых фактическиработают руководители.
Составление сметы можетрассматриваться и как бухгалтерский процесс и как процесс управления. С точкизрения бухгалтерского учета идентичность заключается в записи фактическисовершенных операций, конечного результата вычислений и обобщенийпредставленных набором финансовых отчетов (баланс, отчет о доходах и отчет одвижении наличности). Принципиальное же различие заключается в том, что сметныесуммы отражают запланированную деятельность в будущем, а не запись того, чтопроизошло в прошлом.
Работу по подготовке сметы в АО«ПЭС» возглавляет начальник планово — экономического отдела. Послеутверждения президентом основных направлений сметы, начальник ПЭО рассредоточиваетих по различным центрам ответственности и впоследствии координирует отдельныесметы, подготовленные этими центрами. Решения по смете вырабатываются линейнымицентрами ответственности, а окончательное утверждение дается президентом споследующей ратификацией Советом директоров.
Существуют следующие этапысоставления сметы.
Первый этап. «Соблюдениеподробностей политики составления смет и основных направлений лицами,ответственными за составление смет». Отправной точкой подготовки готовойсметы является перспективный план, и высшее руководство должно дать информациюо влиянии перспективного плана на политику составления смет лицам, отвечающимза подготовку смет текущего года. Эта информация может влиять назапрограммированные изменения ассортимента продаваемой продукции либо нарасширение и сокращение производства каких-либо видов продукции. Необходимо,чтобы все менеджеры знали о политике высшего руководства по выполнениюперспективного плана через смету текущего года для того, чтобы можно былонаметить основные направления деятельности. В процессе обобщения информациируководителем становится ясно, кто отвечает за подготовку сметы и как онидолжны реагировать на ожидаемые изменения внешних условий.
Второй этап. «Определениефактора, ограничивающего выпуск продукции». Деятельность каждогопредприятия ограничивает на одном этапе какой-то фактор. Для большинствапредприятий ограничивающим фактором является покупательский спрос. Однаковозможны факторы, когда производство содержит производственные мощности, апокупательский спрос превышает возможности. Прежде чем готовить смету, высшемуруководству необходимо определить ограничивающий фактор, так как от этого зависитисходный пункт составления готовой сметы.
Третий этап. «Подготовкапрограммы сбыта». Программа сбыта является важнейшим планом присоставлении годовой сметы, поскольку объем и ассортимент сбыта определяютуровень производства предприятия, а потребительский спрос ограничивает объемпроизводства. Составить этот план очень сложно в силу того, что совокупныйдоход от реализации зависит от действий покупателей.
Четвертый этап. «Первоначальнаяподготовка смет». Процесс подготовки сметы должен идти снизу вверх, т.е. сметадолжна рождаться на низшем уровне руководства, совершенствоваться икоординироваться на более высоких уровнях. Но первоначально основные положениясметы, определенные высшим руководителем, а также смета продаж рассылаются посоответствующим уровням предприятия. Менеджеры на каждом уровне могут добавлятьболее детализированную информацию для своих подчиненных. Когда основныеположения достигают низших центров ответственности, их управляющие составляютнеобходимые сметы по всем пунктам, находящимся в сфере их ответственности, иотправляют документацию высшему руководству на рассмотрение.
Пятый этап. «Обсуждениесмет с высшим руководством». Обсуждение является жизненно важным процессомподготовки смет; в ходе этого процесса можно определить станет ли сметадействительно эффектным средством управления или будет просто техническим приемом.
Шестой этап. «Координация ианализ рассмотрения смет». Процесс обсуждения повторяется на все болеевысоких уровнях центров ответственности и так до самой вершины организационнойиерархии. Переговоры на верхних уровнях могут привести к изменениям в сметах,утвержденных на нижних уровнях.
По мере продвижения на верхниеуровни управления индивидуальные сметы в процессе переговоров и пересмотровпроверяются на взаимную совместимость. Такая проверка может вскрыть те аспектыплана, которые остались «за балансом». В этом случае некоторые сметынеобходимо изменить. Индивидуальные сметы центров ответственности могут вызватьнеобходимость изменения плановых показателей программных смет, а эти измененияв свою очередь могут показать, что части общей программы не вошли в смету.
Седьмой этап. «Окончательноепринятия смет». После утверждения обобщающей сметы, которая состоит изсчета доходов и убытков, баланса и отчета о движении денежных средств, всесметы направляются во все центры ответственности предприятия Принятиеобобщенной сметы является основанием для исполнения смет руководителями всехцентров ответственности.
Восьмой этап. «Последующийанализ смет». Процесс составления смет не должен завершаться ихсогласованием. Фактические результаты требуются периодически сравнивать сзапланированными. Сравнение должно производится ежемесячно, и до серединыследующего месяца отчет по результатам сравнения должен быть представлен составителямисмет с тем, чтобы стимулировать их деятельность. Это позволит определитьруководству определить какие позиции смет не выполнены, и выяснить причиныотклонений.
В течение сметного периодапланово-экономический отдел АО «ПЭС» периодически оценивает фактическиерезультаты и пересматривать планы предприятия на будущее. Если возникаюткакие-либо изменения реальных условий по сравнению с ожидавшимися, этоозначает, что смета должна быть уточнена. Важно отметить, что составление сметына текущий год не заканчивается с началом сметного периода; составление сметыследует рассматривать как непрерывный и динамический процесс. На ПРИЛОЖЕНИИ В,С представлена плановая смета АО «ПЭС».
Завершающий этап планированиядеятельности предприятия заключается в составлении сметного баланса, которыйсоставляется одновременно с балансом за прошедший год с одновременным внесениемпоправок, учитывающих все возможные виды операций, которые ожидаются впланируемом периоде. Необходимость в составлении сметного баланса, объясняетсятем, что:
с его помощью можно вскрытьнеблагоприятные финансовые факторы, которые необходимо избежать;
он служит последним средствомпроверки математических действий во всех прочих расчетах;
он помогает руководствуопределить значение следующих рыночных показателей: коэффициент покрытия (отношениетекущих активов к краткосрочным обязательствам), отражающий способностьпредприятия погасить первоочередные платежи; коэффициент оборачиваемости порасчетам (отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности),показывающий сколько оборотов за год совершили средства, вложенные в расчеты; коэффициентокупаемости материальных запасов (отношение себестоимости проданных товаров кматериальным запасам), определяющий относительный размер материальных запасов.
в нем четко прописываютсябудущие ресурсы и обязательства.
Процесс планирования неостанавливается на согласовании всех смет. Постоянно плановые показателисравниваются с фактическими и принимаются соответствующие меры, обеспечивающиедостижение запланированных результатов.3.2 Управленческий контроль
Управленческий контрольопределяется как процесс, с помощью которого менеджер оказывают влияние наработников предприятия для действенного и эффективного выполнения принятия решений.
В управленческом учетепланирование, во взаимосвязи с контролем и регулированием, являетсясвоеобразной базой для реализации управленческих решений. Для осуществленияпроцесса контроля и регулирования используются данные управленческого учета,которые сводятся в отчеты о достигнутых результатах. В этих отчетах даетсясравнительный анализ фактических результатов и запланированных показателей длякаждого центра ответственности.
Центр ответственности может бытьопределен как сегмент предприятия (отдел, служба), возглавляемый менеджером,обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этогосегмента.
Управленческий контрольсосредотачивает свое внимание на элементах организации (центрах ответственности),виды которых, их количество, зависят от организационной иерархии.
Менеджер может осуществлятьконтроль только над ограниченным числом подчиненных. Из этого следует, чтокрупное предприятие, каким является АО «ПЭС» должно иметь несколькоуровней управления.
Центры ответственности, деятельностькоторых напрямую связана с достижением целей организации, называются линейными.Менеджеры этих подразделений отчитываются непосредственно перед руководителем. Линейныеподразделения состоят из нескольких отделов, а отделы из групп. АО «Павлоадрэнергосервис»имеет следующие линейные центры ответственности: Производственно — техническийотдел; Служба эксплуатации и ремонта оборудования; Центральная служба защиты,автоматики и измерений; Служба надежности и безопасности; Правобережноепредприятие электрических сетей; Левобережное предприятие электрических сетей; районныепредприятия электрических сетей. Полномочия в линейных центрах ответственностиисходят сверху вниз через последовательные уровни. Центры ответственности,необходимые для обеспечения вспомогательных услуг другим подразделениям ируководителю, называются штабными. К таким центрам ответственности относитсяАвтоуправление; Отдел материально технического снабжения; Сторожевая служба; Отделсоциальных вопросов. Обычные штабные работники не вовлечены в прямуюдеятельность АО «ПЭС». Главными участниками управленческого контроляявляются линейные менеджеры.
Каждый центр ответственностиможно представить в виде самостоятельной структуры, которая имеет свои «входыи выходы».
Входы центра ответственностимогут быть представлены сырьем и материалами в физическом виде, часамиразличных видов труда и различных типов услуг. Центр ответственности выполняетработу с этими ресурсами и в результате производит на выходе товары или услуги.Для целей управленческого контроля физически несхожие элементы ресурсов должныбыть представлены в денежном выражении. Денежное измерение ресурсов,используемых в центре ответственности, является их стоимостью. В дополнение кстоимостной информации используется бухгалтерская информация по таким вопросам,как физическое количество материалов, их качество, а также профессиональныйуровень рабочей силы. Если выходная продукция центра ответственности продаетсявнешним покупателям, бухгалтерский учет измеряет ее и виде дохода. Если жетовары или услуги передаются другим центрам ответственности этого жепредприятия, то измеряться они могут либо в денежной форме, как например,стоимость переведенных товаров и услуг, либо в не денежном выражении.
Важнейшей целью бизнеса являетсяполучение приемлемой прибыли на инвестиции, а формула прибыли на инвестиционныйкапитал выглядит следующим образом:
Норма прибыли на инвестиции = выручка- расходы инвестиции
Три элемента этого соотношенияведут к определению типов центров ответственности, играющих важную роль всистемах управленческого контроля: центры выручки, центры затрат (расходы),центры доходов (выручка — расходы), центры инвестиций.
Центры выручки. Если менеджерцентра ответственности отвечает за выпуск продукции в денежном выражении (доход),но не отвечает за расходы на продаваемые центром товары или услуги, тогда этотцентр называется центром выручки. Таковым центром в АО «ПЭС» являетсяотдел реализации центральная диспетчерская служба.
Центры затрат. Если системауправления измеряет расходы, возникшие в центре ответственности, но не измеряетего продукцию в виде дохода, то такой центр ответственности называется центровзатрат.
Центры дохода. Если деятельностьцентра ответственности измеряется в виде разницы между доходом и возникающими внем затратами, то этот центр ответственности является центром дохода.
Центр инвестиций. Это центрыответственности, в которых менеджер является ответственным за использованиеактивов наряду с доходом. В центре инвестиций от управляющего ожидается получениеудовлетворительной отдачи от вложенных основных средств в центр ответственности.
Для измерения переданной другимцентрам ответственности продукции в центрах дохода и центрах инвестицийиспользуются трансфертные цены. Существуют два типа трансфертных цен: расчетныеи затратные.
Если на продукцию существуетрыночная цена, то предпочтение обычно отдается рыночной трансфертной цене, а незатратной. Покупающий центр ответственности не должен платить внутрипредприятия больше, чем внешнему продавцу, как и продающий центр не долженполучить больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Преимуществорыночных цен заключается в объективности их характера, а не во взаимоотношениии квалификации управляющих продающими и покупающими центрами прибыли.
Во многих случаях не существуетдостоверной рыночной цены для установления трансфертной цены. Тогдаиспользуется затратная трансфертная цена, которая зачастую представленавеличиной стандартной себестоимости. Если в нее включены только фактическиезатраты, то у продающего центра ответственности нет стимулов для регулированияэффективности, так как любые колебания затрат автоматически отражаются втрансфертной цене для покупающего центра. Способы исчисления себестоимости идоля прибыли в трансфертной цене могут быть определены высшим руководством вцелях снижения вероятности разногласий.
Из-за потенциальной возможностиразногласий в рыночном и затратном трансфертном ценообразовании ценыустанавливаются скорее путем переговоров между покупателем и продавцом, чемссылкой на внешние цены, или применением формулы себестоимости товара продавца.Более того, временами а продавец пытается отойти от обычной политикипредприятия по отношению к трансфертному ценообразованию. Например, продающийцентр ответственности может установить цену ниже рыночной, чтобы не потерятьбизнеса, когда покупающий центр ответственности использует преимуществавременно низкой внешней цены.
Предприятие в своей политикетрансфертного ценообразования стремятся достичь объективности, реализма,справедливости для всех вовлеченных сторон.
Менеджеры центровответственности нуждаются в информации о деятельности подчиненного имподразделения. Наряду с ретроспективными данными о входах и выходах центра, имнужна информация и о запланированными на будущее входах и выходах. Управленческаябухгалтерская система, которая обрабатывает планируемую и фактическуюинформацию о входах и выходах центра ответственности, называется учетом поцентрам ответственности. В отличие от системы дифференцированных затрат идоходов, которая составляется для конкретной задачи, учет по центрамответственности предполагает существование постоянного потока информации. Этотпоток соответствует постоянному потоку входов и выходов из центровответственности предприятия.
Существенным же отличием учетапо центрам ответственности от учета полных затрат является то, что онконцентрируется на центрах ответственности, тогда как учет полных затратконцентрируется на товарах и услугах.
Деятельность менеджера центраответственности может быть измерена в виде результативности и эффективности работыцентра ответственности, Результативность определяет на сколько хорошо выполняетсвою работу центр ответственности, то есть в какой мере он достигает желаемых ипланируемых результатов. Эффективность же использования для расчета количестваединиц на выходе на каждую единицу входа. Эффективность деятельности выражаетсялибо в производстве заданного объема продукции при минимальном использованииэлементов входа, либо максимально возможного объема продукции при заданноммасштабе использования элементов входа.
Результативность всегда присущаидеям предприятия, эффективность — нет. Эффективный центр ответственности — этотакой центр, который выпускает продукцию с наименьшими затратами ресурсов. Однако,если этот выпуск не совпадает с целями предприятия, тогда центр неэффективен.
Для понимания сути информацииучета и ее использования по центрам ответственности необходимо ввести дваспособа квалификаций затрат:
подконтрольные инеподконтрольные;
достоверные, изменяемые илинеизбежные.
Статья расходов называетсяподконтрольными затратами, если на их величину может существенно воздействоватьменеджер центра ответственности. В противном случае они неподконтрольны.
Подконтрольность затратрассматривается для определенного центра ответственности, а не какой — либовнутренней характеристики данной статьи расходов. Когда предприятиерассматривается как единое целое, каждая статья затрат подконтрольна: кто-товнутри предприятия может совершать действия, оказывающие на нее влияние. Такимобразом, существенным вопросом является не то, какие затраты в общемподконтрольны, а какие из них подконтрольны в конкретном центреответственности, потому что на них должно быть сосредоточено внимание системыуправленческого контроля.
Статьи затрат в центреответственности можно классифицировать как прямые или косвенные, постоянные ипеременные, по отношению к данному центру. Косвенные расходы выделяются центруответственности и потому ему они неподконтрольны. Все подконтрольные затратыявляются прямыми, однако не все прямые затраты являются подконтрольными (амортизационныеотчисления — ставки амортизации не подконтрольны менеджеру конкретногоподразделения). Подконтрольные затраты не всегда идентичны переменным затратам,то есть тем, которые изменяются пропорционально объему производства. Некоторыеиз них (тепло, свет, подписка на периодику) не подвергаются воздействию объемаи тем не менее являются подконтрольными.
Неподконтрольные затратыявляются отрицательным моментом для менеджера любого центра ответственности,поскольку его целью является усиление контроля и ответственность заосуществляемые действия. Преобразовать неподконтрольные затраты вподконтрольные можно двумя способами:
путем изменения базы определениясебестоимости от плановой к конкретной. Доведенные сверху расходы неподконтрольны соответствующему руководителю центра ответственности. Большинствовыделенных таким образом расходов могут быть преобразованы в подконтрольныезатраты просто увеличением степени воздействия менеджера центра ответственностина определение себестоимости. Услуги получаемые центром ответственности издругих подразделений, могут быть преобразованы в подконтрольные затраты путемопределения себестоимости услуг на какой-либо основе, измеряющей фактическийобъем предоставленных услуг;
путем изменения уровняответственности за принятие решений. Большая часть решений, влияющих назатраты, принимается в верхних слоях руководства предприятия, поэтому, чемдальше управление будет отдалено от места фактического использования ресурсов,тем менее восприимчиво будет оно к текущей ситуации на местах. Предприятие, в которыхбольшую часть решений принимает руководство, называется централизованным, а те,где значительную часть решений принимают менеджеры более низких уровней — децентрализованными.АО «ПЭС» является централизованным предприятием.
Другая классификация в системеуправленческого контроля включает в себя достоверные, изменяемые и неизбежныезатраты. Несмотря на то, что достоверные и изменяемые расходы являются подконтрольными,управленческий подход к каждому их виду различен. Неизбежные затратыподконтрольны на коротком этапе деятельности, но не поддаются контролю вдолгосрочной перспективе.
Статьи расходов, возникновение иколичество которых можно с достоверностью оценить, называются достовернымизатратами (прямые материальные затраты — яркий пример достоверных затрат).
Статьи расходов, количествокоторых может изменяться по усмотрению менеджера центра ответственности,являются изменяемыми затратами. Их величина зависит от управляющего: нетаналитического пути решения, каким должно быть точное количество изменяемыхзатрат (научно-исследовательские работы, социальные нужды, благотворительность).
Статьи расходов, являющиесянеизбежным последствием ранее заключенных обстоятельств, называются неизбежными(обязательными) затратами (как только предприятие приобрело основные средства,неизбежно возникает амортизация).
В ближайшей перспективенеизбежные затраты не подконтрольны, они могут быть изменены лишь после сменыобстоятельств.
Тот факт, что каждый центрответственности считается центром доходов или затрат, прибыли или инвестиций,не означает, что для его деятельности используют только денежные показатели. Таксложилось, что у всех центров ответственности есть важные надежные цели: качествоих товаров или услуг, моральный уровень работников. Особенно эти цели могутбыть важнее денежных в таких центрах затрат, как например штабные подразделения(сторожевая служба, автоуправление)
Учет по центрам ответственностипервоначально предполагает формальный контроль. Однако необходимо отметить, чтосуществуют еще две формы контроля, влияющие на поведение работников предприятия.Социальный контроль неформален по сути, но может быть очень влиятельным. Онпринимает форму групповых форм, которые предполагают внешний вид или уровеньличной производительности. Самоконтроль относится к индивидуальной мотивации иличным качествам. Когда работник гордится качественным выполнением своейработы, даже если предприятие или группа заставляет его работать быстрее и необращать столько внимания на качество, этот работник осуществляет самоконтроль,который превышает воздействие социального и формального контроля.
Заключение
Управленческий учет — этосистема учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатаххозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов,оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целяхоптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
Управленческий учет охватываетвсе виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самойорганизации.
Частью общей сферы учетаявляется производственный учет, под которым понимает учет издержек производстваи анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными запредыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Основная цель управленческогоучета — обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижениеконкретных производственных показателей.
Изучение особенностей управленческогоучета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:
предоставления необходимойинформации для управления производством и принятия решений на перспективу;
исчисления фактическойсебестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм,стандартов, смет;
определения финансовыхрезультатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическимрешениям, центрам ответственности и другим позициям,
Некоторые элементы системыуправленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного учета.Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к казахстанским условиям.
В отечественной теории ипрактике были и есть: учет по видам затрат (в различных группировках), поцентрам затрат и центрам ответственности, по объектам калькулирования,нормативный учет, система внутреннего хозяйственного расчета, система анализа,планирования и контроля.