Товарно-денежные отношения

1. Эволюция формстоимости и возникновение денег
В нашей жизни деньгииграют очень важную роль. По сути, это одно из самых замечательных изобретенийчеловечества. Не представляя сами по себе сколько-нибудь значительной ценности,они служат мерилом стоимости всех окружающих нас вещей. «Деньги — единственныйтовар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они ненакормят вас, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратитеили не инвестируете их. Люди почти всё сделают для денег, и деньги почти всёсделают для людей. Деньги — это пленительная, повторяющаяся, меняющаямаски загадка».
Деньги ведут своепроисхождение из товара. Они неразрывно связаны с товаром, а также с товарнымпроизводством и обменом. Товар — это любой продукт человеческого труда,предназначенный не для непосредственного использования самим производителем, нодля обмена на другие изделия или на продажу. Свойства товара, выражающиеся вспособности удовлетворять те или иные потребности человека, называютсяпотребительной стоимостью. У каждого товара она отличается. Предмет, не имеющийпотребительной стоимости, не является товаром, т. к. никому не нужнабесполезная вещь.
На ранних этапах развитиячеловечества товарное производство носило случайный характер. Все, чтопроизводилось в хозяйстве, производилось для внутренних нужд. Лишь иногдапоявлялись излишки производства, которые и использовались для обмена. Поэтомуопределение стоимости немногочисленных товаров было сравнительно легким.Впоследствии совершенствование орудий труда и способов производства вызвалирасширение ассортимента изделий. Количество товаров стало расти, и процессобмена начал усложняться. Необходимость бесконечного приравнивания друг к другусамых разных предметов фактически исключала возможность нормальногофункционирования рынков. Необходимо было найти такой товар, с помощью которогоможно было бы определить стоимость любых вещей независимо от их назначения иценности. Это вызвало выделение определенных продуктов из товарной массы. Этипродукты, в противоположность всем остальным, становились всеобщими эквивалентамистоимости, т. е. могли быть обменены на любой другой товар. Так появился «товартоваров», т. е. деньги. Эволюцию обмена можно представить в виде следующейсхемы изменения формы
1. Простая (случайная)форма стоимости — обмен товара на товар;
2. Полная (развёрнутая)форма стоимости — обмен одного товара на ряд товаров;
3. Всеобщая формастоимости — обмен всех товаров (в масштабах данного рынка) на один товар;
4. Денежная формастоимости — обмен всех товаров на деньги.
Деньги возникли именно напоследнем этапе. Они возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. Вроли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценныеметаллы — серебро и золото.
Деньги по своемупроисхождению — это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняюттоварную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар: обладаютпотребительской стоимостью (например, золото в форме денег может использоватьсядля украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека) и стоимостью,поскольку на производство товара-денег (золота) затрачено определенноеколичество общественного труда.
Деньги разрешилипротиворечие товарного производства: между потребительной стоимостью истоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части: один товар- деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована настороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, участвующие вобмене, выступают как потребительные стоимости. Деньги становятся выразителемэтих потребительных стоимостей.
Эволюция денежных форм.
Товар — деньги должныбыли, прежде всего, отвечать двум основным требованиям:
1. Быть достаточно распространенными(но не чрезмерно);
2. Обладать относительновысокой и постоянной ценностью, обеспеченной трудоемкостью их производства.
Таким образом, мы видим,что установление пригодности того или иного предмета к выполнению роли денегвытекало из объективных, неподвластных людям обстоятельств. Поэтому-то ипровалилась попытка римского императора Гая Юлия Цезаря Калигулы (37-41)объявить в качестве денег морские ракушки.
У разных народов в разныепериоды в качестве денег употреблялись самые различные товары. Эти товарыдолжны были представлять общепризнанную ценность в данной местности.
Так, в средние века вЗападной Европе в качестве денег довольно часто выступал перец: отдельныепоборы исчислялись в весовых количествах перца. Отсюда и насмешливое прозвищеочень богатых людей — «мешок перца». В XII-XIII вв. в Новгороде таможенныепошлины с транзитных товаров брались также перцем.
Гродненский дворянин А.К. Булатович, совершивший 4 поездки в Эфиопию (1896-1911) в своих дневникахсообщает, что денежной единицей в Центральной и Южной Эфиопии служили брускисоли Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты. — Мн., 1978. — С. 13..
На одном из Каролинскихостровов — острове Яп — и поныне в ходу т. наз. «феи». Эти деньги очень ценны:изготовляются они из арагонита, добываемого на о-ве Пулау, который расположенпримерно в 480 км. от Япа. Более того, диаметр феи (по форме они похожи наевропейские мельничьи жернова) может достигать нескольких метров, а вес — 1тонны Размеры и вес определяют способ расчета. После сделки продавец помечаетфею, находящуюся под открытым небом, своим знаком и уходить домой: украстьтакую денежную единицу очень сложно.
Три вышеописанных примеране являются исключением. Вот краткий перечень различных предметов, которыевыступали у разных народов в форме денег:
1. В Исландии до XV в. — рыба;
2. В Киевской Руси, Скандинавии,Западной Европе в раннее средневековье — меха;
3. В Монголии до XX в. — смесь чайного листа и некоторых диких растений, пропитанная телячьей кровью испрессованная в кирпич Вес этой денежной единицы был равен ок. 1,5 кг.;
4. В Китае до XIX в. — нефрит;
5. В Индии до XX в. — жемчуг;
6. На о-ве Борнео до XXв. — коровьи черепа;
7. На о-ве Новая Гвинеяпо наши дни — т. наз. «свиные деньги» Клыки и хвостики свиней, зубы собак,кенгуру и дельфинов, стеклянные бусы, раковины и перья попугаев, нанизанные нашнур;
8. На Соломоновых о-вахдо XX в. — человечьи черепа;
9. На Каролинских о-вахпо наши дни — китовые зубы и тканые мужские пояса;
10. Среди индейскихплемен Северной Америки до XIX в. — «вампум» Кожаный пояс с нашитыми на негораковинами.;
11. В Никарагуа до XIX в.- мешочки с бобами какао.
Однако, совершенноочевидным является то, что даже такие распространенные вещи не очень удобна.Нужны были более удобные и надежные деньги, которые обладали бы следующимикачествами:
1. Более высокой инеизменной стоимостью, выражающейся в известной трудоемкости своегопроизводства;
2. Ограниченной, посравнению с другими товарами, потребительной стоимостью;
3. Компактностью(достаточно значительной стоимостью в малом объеме, и как следствие этого — удобством для дальних перевозок);
4. Способностью дробитьсяна мелкие доли и объединяться в любых количествах при полном сохранении своихкачеств;
5. Физическойдолговечностью.
Всем этим требованиям впревосходной мере отвечали и отвечают лишь металлы, особенно благородные.Именно поэтому они, в конечном итоге, стали «ведущими» в выполнении роли денеги их олицетворением вообще. Переход к использованию металлов в качестве денегзнаменовал собой начало четвертой ступени развития обмена (фаза денежнойстоимости).
В начале металлическиеденьги выступали в виде бесформенных слитков ил самых разных изделий. Однакопостепенно, с развитием экономики, внутренних и внешних рынков, намечаетсяпереход к унификации металлических денег и чеканка монет единого образца.Распространение и упрочение металлических денег сопровождалось процессомстановления следующих их основных функций:
1. Меры стоимости,выражающейся в способности оценивать любой товар;
2. Средства обращения,проявляющегося в роли посредника при обмене одного товара на другой;
3. Средства накопления,т. е. образования денежных запасов, временно не участвующих в обращении;
4. Средства платежа,заключающегося в способности вступать в оборот независимо от обращения товаров(ростовщичество, уплата налогов и т. п.);
5. Мировых денег(свободное обращение денег из благородных металлов за пределами своихнациональных границ).
Деньги как всеобщийэквивалент измеряют стоимость всех товаров. Но не деньги делают товарысоизмеримыми, а количество затраченного общественно необходимого труда;соизмерение их стоимости возможно, т.к. сами деньги ею обладают. Приметаллическом обращении эту функцию выполняли действительные деньги (золото исеребро), но они выражали стоимость товаров идеально, т.е. мысленно представляемыхденег.
На стадии формированиятоварных отношений деньги сыграли роль средства, приравнивающего к деньгамдругие товары, сделав их соизмеримыми не просто как продукты человеческоготруда, а как части одного и того же денежного материала — золота или серебра. Врезультате товары стали относиться друг к другу в постоянной пропорции, т.е.возник масштаб цен как определённый вес золота и серебра, фиксированный вкачестве единицы измерения. Для сравнения цен в ходе развития меновых отношенийгосударства стали устанавливать фиксированные масштабы цен, т.е. количественнозолота и серебра, принятые в стране за денежную единицу. Например, в США актомо золотом стандарте за доллар в 1900 г. было принято 1,50463 г. чистого золота, но при дальнейших девальвациях доллара содержание в нём золота снижалосьтрижды: в 1934 г. — до 0,889 г, в декабре 1971 г. — до 0,818 г. и в феврале 1973 г. — до 0,737 г.
С установлениемгосподства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенныеизменения. Государство устанавливает:
1. название денежнойединицы, порядок её выпуска и изъятия, а также её «купюрность»;
2. порядок выпуска болеемелкой денежной единицы, изготовляемой, как правило, из дешёвых металлов,определяя её соотношение к основной денежной единицы;
3. правила обращенияналичных и безналичных денег;
4. валютный курснациональной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, ипубликует его в официальной печати.

2. Рынок, его сущностьи структура
В процессе становления иразвития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший ихинституционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтомупричины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняютстановление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рыноккак самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющеесвою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития.Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мыслинеоднозначно трактовали его сущность.
Первую попытку датьнаучную трактовку рынка через определение места его дислокации сделалфранцузский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, гдевзаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни ите же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономистА. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому,чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платитьодинаковую цену.
В двух определенияхакцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом,выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишьсферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение,в том числе обращение ценных бумаг. В современной политической экономии, всоответствии с предметом данной науки, при определении сущности рынка на первыйплан выдвигается характеристика соответствующей ему системы экономическихотношений. Делается также попытка связать сущность рынка с его определеннымифункциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары. Дляраскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и каквозникают и развиваются отношения между ними?
Суммируя сказанное,сущность современного рынка можно определить как совокупность экономическихотношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций игосударством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцовили покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, атакже механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарногопроизводства и денежного обращения.
Сущность рынкараскрывается в его основных функциях. К ним относятся:
— ценообразующая— определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;
— репродуктивная— обеспечение непрерывности воспроизводственногопроцесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальнойэкономической системы и ее связей с другиминациональными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
— стимулирующая— побуждение производителей товаров и услуг к снижению
индивидуальных расходовпо сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества ипотребительных свойств;
— регулирующая— оказывающая влияние на соотношение между различными
сферами и отраслямиэкономики, приведение в соответствие ‘платежеспособного
спроса и предложения, накопленияи потребления, других пропорций;
— контролирующаярациональность производства уровнем цен;
— конкурентная— формирующая отношения конкурсности между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;
— санирующая —обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительноуменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики; —информационно-корректирующая, с помощью которой можно оперативно вноситьизменения в планы хозяйственной деятельности.
Структура рынка. Структура рынка —это совокупность отдельныхлокальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка),а также — национальных рынков впределах мирового хозяйства и его отдельныхрегионов, их взаимосвязь ивзаимодействие между ними. Различают: рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда,земли, рабочей силы, труда, технологии,информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальнойсобственности, финансовых ресурсов и др. Большинствоиз них может функционировать в виделокальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау,программ математического обеспечения и др.;финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочныхкредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота. Взависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один — два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массуизготовленной продукции, всю совокупностьопределенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждыйиз которых в отдельности не в состояниивлиять на процесс ценообразования. На олигополистическомрынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) оразделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровеньцен, то есть осуществлять групповую монополию. Общей чертой монополизированного и регулируемого рынковявляется их высокоорганизованность. Отличиеданных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично— немонополизированный, а регулируемый— всю экономику в единстве всех ее секторов,включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Кроме того, конъюктуроформирующим субъектом намонополизированном рынке выступает монополия илиолигополия, а субъектом регулируемого — государствои наднациональные органы (ЕС, ОПЕК и др.).
Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоениемонопольно высоких прибылей, а цельюгосударственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а такжесодействие процессу накопления капитала. Кроме того, выделяют организационно-функциональную структурурынка, которая включает контрактную систему закупокна биржах, ярмарках, выставках и в другихпосреднических структурах по сбыту товаров; прямые связи производителей и организаций сбыта; маркетинг, рекламу и др.
Между разными типамирынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическимизаконами развития и функционирования современного рынка.
Система рынков — этоединая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупностьобразовалась под воздействием ряда факторов. Во-первых,в условиях индустриального и постиндустриального производства многократнорасширилось рыночное пространство в следующих направлениях: натуральное производство в широких масштабах превратилось втоварное хозяйство; рабочая сила основной части трудящихся стала предметомкупли-продажи; быстро развилась сфера оплачиваемых духовных, благ и услуг; конечныерезультаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки)превратились в товарный продукт. Во-вторых, современное производство создаетогромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребностивсесторонне развитого человека.
В-третьих, усилившееся вовторой половине XX в. общественное разделение труда вышло за пределыпроизводства и охватило рыночную сферу В ней возникли специализированные рынки,которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
В-четвертых, широкоеразвитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумагипродаются на особом рынке ценных бумаг.
Наконец, ускорившийсярост международных экономических связей потребовал создания развитого рынкаиностранных валют.
Стало быть, развившийсяво второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделениятруда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциациихозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) ичастное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда.Общее расчленение рынка наглядно представлено на рис. 6.1.

/>
Рис. 6.1. Современнаярыночная система
В системе рынковдостаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли: рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множествоподотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынокжилья и т. п.);
рынок средствпроизводства (здесьприобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортныесредства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
рынок услуг (сюда входят многообразные видысервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции,коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
рынок труда (для работодателей и наемныхработников);
рынок научных иопытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения впроизводстве);
рынок ссудныхкапиталов (сферакупли и продажи временно свободных денежных средств, используемых впроизводственных целях);
рынок ценных бумаг (акций, облигаций и другихдокументов, приносящих доход);
рынок валют (национальные и международныеучреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранныхденежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
рынок духовных благ (область купли-продажи продуктовинтеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРИ:
1.        Андреев Б.Ф.Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебноепособие. / Под ред. В. А. Петрищева. — Спб.: Лениздат, 1998.
2.        Матюхин Г.Г.Проблемы кредитных денег при капитализме. — М.: Наука, 1977.
3.        Общая теорияденег и кредита. / Под редакцией Е.Ф. Жукова. — М: ЮНИТИ, 2000.
4.        Рябцевич В. Н. Очем рассказывают монеты. Под ред. доктора исторических наук А. П. Игнатенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Нар. асвета, 1978
5.        Финансы, денежноеобращение и кредит. Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА, 2001.
6.        Экономика. Учеб.пособие / Под редакцией М. И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2001.
7.        БорисовЕ. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». – М.: изд. «Высшая школа»,1993.
8.        Липшиц И.В. «Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов)». — М.: изд.«Вита-пресс», 1997.
9.        РайзбергБ. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакция журнала «Деловая жизнь». – М., 1993.
10.     РузавинГ. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ», 1996.