Содержание стр.
Введение………………………………………………………..2
1. Женщина и Мужчина: двапути к одной цели…………3
2. Эмоции в воспитаниидетей………………………………3
3. Психофизиологические особенностимужчин и
женщин……………………………………………………..6
4. Взгляды на эмоциональность какособенность
человека спозиции психологии…………………………9
5. Психофизиологические особенностимужчин и
женщин…………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………..26
Литература…………………………………………………..27
Введение
Эмоции — довольно кривое зеркало,отражающее не столько свойства объективного мира как он есть, сколькопристрастность отношения к миру для меня. В этой пристрастности реализуетсяфункция регуляции, побуждения и смыслообразования, происходит презентацияэмоциями мотивов и потребностей Человека. Подобная связь позволяет сформироватьрепертуар способов овладения, ведь если эмоциями невозможно управлять прямо, тоэто можно делать опосредствованно — через объект, потребность, знак и пр.Первично субъект неотделим от переживаемого аффекта (Я-чувство), однако в ходеонтогенетической социализации происходит последовательная транспозицияаффективной составляющей: сначала «обособление»,«отчуждение» самой эмоциональности посредством ее выделения вкачестве объекта (Я испытываю чувство), затем, через формирование орудийуправления эмоцией, — в качестве субъекта переживания (Я владею чувствами) и,наконец, на этапе постпроизвольности — новое слияние с чувством, но уже науровне автоматизированной регуляции (Я чувствую). Расщепление монолитногонедифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнееговоря, вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойствавнешнего мира «Я испытываю страх, удовольствие…», а не «Мирстрашен, приятен…») — начальный момент управления этим чувством.
1. Женщина и Мужчина: двапути к одной цели
Женщины и мужчины — существа разные.И эта разница настолько существенна, что в отличие от любых другихособенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов — национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, виднаневооруженным глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщини мужчин смысл и цель жизни сводятся к простым, но не всегда достижимымпонятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, — то, что обычно называетсянормальной (счастливой) жизнью. Возможно, что когда-то мужчины и женщины шли кдостижению этой цели одним путем, но вот уже несколько тысячелетий пути эти — разные.
Трудно определить, как и когда ихдороги разошлись, почему половина человечества, определившая себя “сильной”,избирала и продолжает избирать в ряде случаев путь экспансии, направленной на“слабую” половину. Этому также способствовал расцвет новых религий, в которыхженщинам отводится подчиненное место.
2. Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не какоб учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всехокружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всегоинтересуют проблемы, связанные с твоим обучением, школьными нагрузками, и онине замечают главной сложности твоего возраста — а ты тем временем взрослеешь инезаметно уходишь из-под маминого крыла.Иногда мамы так говорят про детей этоговозраста: «Он был таким милым, открытым, нежным… А теперь все делает какбольшой — просто так не приласкается, ждет, что за это ему будет, какая реакцияу мамы».
Конечно, сын или дочь не стали меньшелюбить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющаяпсихики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальныхролей — за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, чтоесть он сам по себе — настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и вразных условиях вести себя можно (и нужно!) по-разному. Еще — что мир нечерно-белый и не постоянный, он все время меняется: люди все разные, у нихменяется настроение, они могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависитот его поведения, а иногда — нет. В общем, прежде стабильный мир распадается,отношения усложняются. Для ребенка это источник стресса. Важно, чтобы мамапонимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, ноот родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностямшкольной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?
Уже начиная с 5-6 лет мы частонаблюдаем у детей регресс к эмоциональности и поведению маленького ребенка (амамы воспринимает это как капризы, упрямство), попытки вранья и притворства(ничего удивительного: ребенок учится адаптироваться, примеряет на себя новыеумения и роли). Он естественно становится менее непосредственным, бывает, что унего назойливость перемежается с замкнутостью. Трудно общаться с таким«непонятным» малышом, и мама часто просто «оставляет ребенка впокое» — положа руку на сердце, ее устраивает, что он требует меньшевнимания, способен сам занять себя. Но как следствие — малыш еще большеотдаляется от родителей.
В этом возрасте у мамы еще есть шанс«разговорить» ребенка — самой проговаривать все переживания, проблемыи ситуации и его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничиваетсявопросами: «Как дела, что было в саду?», что ребенок может ейответить? Для него — все было. Да для него один день — как для нас год. Онговорит: «Все нормально» (или что-то в том же духе). И мама вполнеудовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит по телефону).
В результате такого поведенияродителей дети теряют ключ к своей эмоциональности — они не могут нивыразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеютиспользовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужнылишь для манипулирования другими людьми — дай, принеси, отстань.
Дети, не умеющие выражать своипереживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни,и капризы становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. Апроходит несколько лет, и к психологу приходит мама подростка: «Он со мнойне разговаривает, на все отвечает „нормально“. Я не знаю, что еготревожит, о чем он думает».
Когда ребенок выходит во внешний мир(конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализацияделается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные«якоря», которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такимиопорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственнойценности было довольно чувствовать, что «меня любят и мне комфортно».
Теперь опорой, якорем для ребенкапостепенно становятся любовь и дружба. Ему важно разделять свои тревоги,страхи, неуверенность, надежды с другими людьми, а ощущение собственнойценности складывается теперь из следующего: «Я кое-что значу в этом мире:я могу быть среди людей и сохранять свое Я».
В подростковый период происходятизменения в самых различных сферах психики ребенка. Выдающиеся отечественныепсихологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович отмечают, что одним изглавных новообразований данного возраста является развитие самосознанияребенка. В подростковом возрасте учебная деятельность производит«поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя.Поиски ответа на вопрос «Кто я?» приводят подростка к ведениюдневника, сочинению стихов, появлению новых, более широких интересов и личныхувлечений, а также к возникновению трудностей в общении со взрослыми. Какподчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаватьсясначала психологически, а уже потом оно подкрепляется физическимиизменениями. Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общемпсихическом развитии ребенка появляется стремление занять болеесамостоятельную, более взрослую позицию в жизни: «В течение этого периодаломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру, к самому себе,и развиваются процессы самосознания и самоопределения, в конечном итоге приводящиек той жизненной позиции, с которой школьник начинает сою самостоятельнуюжизнь». Данное положение перекликается с мыслью Ж.Пиаже о том, что вподростковом возрасте происходит бурное формирование личности ребенка, строитсяпрограмма жизни. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие самосознания какникакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды,где живет ребенок. Таким образом, стремление к самопознанию, определению своихжизненных позиций — одна из самых характерных черт подросткового возраста.
3. Психофизиологические особенностимужчин и женщин
Психоаналитическая теория основнуюроль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая,что мужская и женская поведенческие модели существенно отличаются друг от друга.Мужчинам присущи активность, агрессивность, решительность, стремление ксоревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам- пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность,уравновешенность. Половые различия возникают и в развитии Суперэго. З.Фрейдполагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим изотождествления с отцом. Организация Суперэго женщины ниже, чем у мужчины, из-заразличной связи между комплексом кастрации, «Эдиповым комплексом» умальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают вредких случаях. Карен Хорни считает, что «Эдипов комплекс» у женщинвызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываютсяот матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрациимужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки нетолько отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли кактаковой.
К.Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей рольюпроявляется у многих женщин. Это приводит к формированию «комплексамаскулинности», который помогает им справляться с чувством вины и тревоги.В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствиепреимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социальногоокружения.
Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызватьстремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса,согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряютженственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежатьразлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женскихидеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К.Хорни, возникает у мужчинывследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своейотносительно малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось впечатление о том,что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению иматеринству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированномвиде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [4].Но его зависть к женщине — одна из основных движущих сил в формированиикультурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любойобласти, по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением им относительнойнезначительности собственной роли в сотворении живого существа.
В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальнуюстадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужскаяориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская(гиноцентрическая концепция).
Сторонники «новой психологии» вслед за С.Бем утверждают, что человек,обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами,обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетаниемужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствуетдостижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный типоказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теориисоциальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим(хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и поломпсихологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влияниемполо-ролевых и социальных ожиданий.
Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола иполо-ролевых стереотипов исходит из принципа обусловливания, т.е. подражанияребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующегоповедения. Теория когнитивного развития (Л.Колберг) главным в половойсоциализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает отвзрослого, и понимание им своей половой принадлежности.
Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные целиобщества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так какпоощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию уженщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность,доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация надругих, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининныеориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. «Мужскаяработа» (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентациюженщин, как и работа вообще, «женская работа» способствует фемининнойориентации мужчин.
Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. Наформирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры,порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и усверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность,стремление к контролю.
Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностейличности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевойсферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание мужской и женской парадигмы пола имеет не толькобиологическую, но и психологическую обусловленность.
4. Взгляды наэмоциональность как особенность человека с позиции психологии.
Эмоциональность, являющаяся одной из важнейшиххарактеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты егодеятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональностипредставляется весьма актуальным как для более детального понимания спецификиразвития человека вообще, так и для эффективности осуществленияобразовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когдаон говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (P.Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными истрастными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909)выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность иреактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцупринимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительномуповоду.
Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то взарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональнаявозбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность.П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности:«эмоциональность как черта личности — это чувствительность к эмоциогеннымситуациям» (1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс,употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление болеечастых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственнолюдям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональностирассматривает и Г. Крейг (2000). Для нее эмоциональность — это склонность легкоподдаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), всовременной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актовповедения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в ихоснове эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческимпроявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции.В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато попредложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявитьнаиболее «сензитивные» к эмоциональному воздействию физиологическиепоказатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразиемфизиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойстваминервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследованиефизиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты далипринципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зренияпсихологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976),учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности какобширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенностивозникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
В качестве основных характеристик эмоциональности онвыделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его кэмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту,с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без ихпредварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Подэмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данноеэмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретныхисследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками.Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций.Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции:удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоциик этой триаде добавилась печаль. В работе «Психология. Словарь»(1990) А.Е. Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире,как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоцийи чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации,имеющие особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональностихарактеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят своевыражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствамэмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения,протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения(экспрессию).
Как показывает предыдущийобзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире,нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только состороны ее динамической характеристики.
Другой отличительнойчертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то,что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональностьвлияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие видыпрактической деятельности. Например, О. П. Санникова (1982) показала, чтоширокий круг общения, большая активность общения в сочетании с еенедолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональнымиустановками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивыхотношений — для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В.Депенчук (2000) выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируютсяв новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь междукачественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой икогнитивным стилем деятельности.
В последние годы интерес к проблеме эмоциональности вотечественной психологии после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П.Ильиным и его учениками ведутся исследования в области половозрастныхособенностей эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе ит. д. И несомненно, что дальнейшее изучение эмоциональности как важнойхарактеристики человека на сегодняшний день актуально как в нашей стране, так иза рубежом
5. Психология«женщина+мужчина».
Каждый человек уникалени неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но привсем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительныхпризнаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщиндействуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ,частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д.
Чтобы обосновать иконкретизировать утверждение, вынесенное в заголовок, приведем сравнительныеданные многочисленных исследований, касающихся различий мужчины и женщины. Это будутособенности восприятия, логики и интуиции, темперамента, нервной системы,наблюдательности, приспособляемости, взаимоотношения с окружающими, интересов,оценок, физических параметров, организации мышления, активности, энергетикиработы и предпринимательства и многого другого, в чем мужчины и женщинысущественно различаются.
Сразу оговоримся, чторечь пойдет о неких «средних» «типичных» мужчине и женщине.Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских чертбольше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими«женскими» качествами, нежели некая женщина. Но это исключения,которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюдув дальнейшем под словом «мужчина» или «женщина» мы будемпонимать некоего «типичного» представителя своего пола.
Болееразвиты:У мужчин У женщин логика интуиция обобщение анализ восприятие в целом внимание к деталям склонность к абстракциям конкретика романтизм практицизм ориентация в пространстве и времени ловкость и чуткость рук техническая направленность гуманитарная направленность мотив достижения успеха мотив отношения с окружающими стремление к лидерству умение подчиняться склонность к новаторству следование правилам желание быть первым у женщины желание быть единственной и неповторимой По сравнению с женщиной мужчина более По сравнению с мужчиной женщина более рационален чувствительна тверд гибка сдержан эмоциональна суров отзывчива решителен, склонен к риску осторожна уверен в себе тревожна агрессивен сострадательна предприимчив исполнительна активен старательна индивидуалист коллективистка замкнут общительна молчалив разговорчива
Еще раз подчеркнем, что речь идет о «средних» мужчине и женщине.
Ввосприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большаячасть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что«мужчина любит глазами, а женщина — ушами».
Побыстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину.Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталямиизлагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.
Мужчинасхватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое вниманиена мелочах.
Интереснопонаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретениикниги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же,как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление отэтих страничек и определит ее выбор — купить или нет.
Всилу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и этослужит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент «я чувствую, чтоэто так» — из женского арсенала.
Эточутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит «ячувствую, что у него кто-то есть» (имея в виду соперницу) — в 90% случаевона права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство этогоприскорбного обстоятельства. Еще Р. Киименг отмечал: «Женская догадкаобладает большей точностью, чем мужская уверенность ».
Повышенноевнимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучиувлечена мелочами, она не замечает главного.
Однакотестирование показывает, что процент женских попаданий «в яблочко» неменьше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрышво времени и в усилиях — очевиден.
Большая наблюдательностьхарактерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасностиженщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и наблюдательность.
Умужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.
Женщиныбыстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем икроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обманутьженщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителейсильного пола, считающих, что им удается обмануть свою «половину»,хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, неследует, что их у нее нет. Очень часто женщина помалкивает, ибо боитсяобострения отношений.
Наблюдения психологовсвидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черттемперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций,напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуетсябольшей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностьюпротивостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматриватьв качестве «мужского темперамента».
Женскойприроде больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Дляженщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая переменанастроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна.
Мужскаярешительность и склонность к риску хорошо дополняются женской осторожностью,мужская резкость — женской мягкостью, мужское пренебрежение к деталям быта — повышенными эстетическими требованиями женщины.
Мужчинылюбят, когда им удается проявить волю, выносливость, силу и другие«силовые качества» или же чисто интеллектуальные способности, тогдакак женщины тяготеют к гуманитарной сфере, к тому, что касается человека и еговнутреннего мира.
Женщиныобычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции,требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны.«Любящая женщина — ангел на земле» — говорит одна из пословиц,«Перед злой женой сатана — младенец непорочный! » — гласит другая.
Женщиныострее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты инеприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когдахочет.
Уженщин более личное отношение к событиям.
Всилу всего этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, врезультате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчина только за головувозьмется, услышав очередной домысел.
Затоженские фантазии очень помогают им в рекламном деле, где наличие фантазиипомогает находить оригинальные решения.
Женщинычаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различныхчувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два:отвращение и равнодушие. У женщин особую подвижность проявляют складки в углахгуб.
Нервнаясистема женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоциональногосостояния к другому.
Ееспособность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способностьмужчины.
Совокупностьвсех указанных особенностей приводит в итоге к тому, что женщины лучшеприспособляются к изменяющимся обстоятельствам.
Иженщины и мужчины любят друг в друге себя: она — потому, что он ее любит, он — потому, что она дает ему наслаждение в сексе.
Преждечем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчинаможет понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь.
Ивсе это потому, что для женщины цель — любовь, а секс — это средство. Длямужчины наоборот: цель — секс, а любовь — средство.
Женщинахочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин.
Женщинелегче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине — легче признаться, чемвлюбиться.
«Мужчинылюбят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин,которых любят» (В. О. Клочевский).
Женщиныпревосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи,чувствительности осязания, в координации движений. Мужчины превосходят женщин вкоординации движений, ориентации в пространстве.
Женщиныболеют примерно в два раза меньше мужчин, хотя беспокоятся о здоровье ижалуются на него значительно больше. Продолжительность жизни женщин на 7-15 летбольше, чем у мужчин (о причинах этого подробно рассказывается в последнейглаве книги).
Уженщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4раза меньше, чем мужчин, сведших счеты с жизнью.
Женщинылучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтереснуюдеятельность.
Умужчин обычно лучше развит вестибулярный аппарат. В силу этого женщины обычноне любят ехать в общественном транспорте спиной вперед и потому стараютсязанять место лицом по ходу движения.
Одноиз наиболее широких исследований половых различий в чертах личности былопроведено в Америке Терменом и Майлсом. Это исследование состояло из семичастей: ассоциативный эксперимент, чернильные пятна (по Роршаху),осведомленность, эмоциональные и этические установки, интересы, мнения иинтровертные реакции.
Поданным этого исследования, которое проводилось над людьми разного возраста иразного служебного положения, получились ярко выраженные различия междумужчинами и женщинами. Так, мужчины более интересуются подвигами иприключениями, занятиями, связанными с физической нагрузкой, техникой, точныминауками, изобретательством. Женщины более интересуются домашними делами,эстетикой, профессиями, в которых надо помогать слабым (детям, больным).Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы, более резки в манерах,речи и чувствах. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, болееэмоциональны.
Добавимк этому, что политикой больше интересуются мужчины.
Внимание к окружающим — одна из привлекательнейших черт истинной женственности. Мужчина может незаметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита илинеобычной молчаливости. От женщины это не укроется.
Женщины намного лучше«читают» лица, тонко улавливают настроение собеседника, намного болеечувствительны.
Мужчины болееагрессивны, женщины более конфликтны. Ввиду большой важности дляженщины взаимоотношения с окружающими, речь ее более законченна и усложнена посравнению с мужской. Вообще женщины более сильны в грамматике и языках. Причина- более развитое левое полушарие мозга, которое, в частности,«заведует» речью.
Самооценки у женщин чащезанижены, у мужчин — завышены. Мужчины чаще бывают довольны собой.
Женщины более объективнык мужчинам, чем к женщинам. «Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах,любая женщина думает о них еще хуже» (Шамфор). «Женщины не любят другдруга и причина этой нелюбви — мужчина» (Ж. Лабрюйер).
Многие мужчины оцениваютделовые качества женщин ниже, чем те ожидают. Женщины, как правило, ниже, чемдумают мужчины, оценивают их физическую привлекательность. К счастью, женщинытерпимее относятся к внешности мужчины. Популярно даже такое женское изречение,что «мужик может быть лишь немного красивее обезьяны». Различиемужчины и женщины касается и того, насколько строго они судят о недостаткахдруг друга. По мнению Канта, мужчины судят снисходительно, иногда шутя, как обэтом писал Козьма Прутков, но в любом случае всегда с осознанием собственногоприоритета.
Именно это, нам кажется,является основой их снисходительности. Ибо только сильный (либо полагающий себятаковым) может позволить себе снисходительность в отношении слабого. Этопредставляет элемент мужского достоинства. Женщина же судит строго, иногда — очень строго. Более того, она не только судит, она осуждает. И в этом элементее природного предназначения — судить, осудить, присудить, чтобы получитьприоритет в конкурсе с подругами-соперницами. А в случае нужды — одернутьпредставителя сильного пола.
Мужчина прощает изабывает, женщина прощает, но не забывает. Это качество роднит женщин скошками.
Многие хозяева знают, чтокошки с трудом переносят мужчин, лучше они относятся к женщинам. И дело здесьне столько в том, что женский голос имеет более высокую тональность и позвучанию гораздо ближе к кошачьему, чем мужской.
Главная причина — кошканикогда не забывает о причиненной боли. Достаточно пацану дернуть ее за хвостили ветеринару сделать укол (а почти все ветеринары — мужчины), как вся сильнаяполовина человечества становится ее кровными врагами. Поэтому часто кошкибросаются наутек, едва заслышав мужские шаги.
И еще одинлюбопытный момент. Хищники из отряда кошачьих — тигры, ягуары, пумы и особеннольвы — нападают на мужчин значительно чаще (12: 1), чем на женщин. Этообъясняется особенностями их генетической памяти. Так что укрощать тигровженщинам легче, чем мужчинам.
«Женщиныучастливы, добросердечны, сострадательны» — писал Кант. Действительно, женщиныболее сострадательны, чем мужчины. Было проведено несколько наблюдений вразличных странах. На дороге было инсценировано происшествие с тяжелымипоследствиями. Из 100 проезжающих мужчин 40 проехали мимо, почти не снижаяскорости, около 40 проехали мимо, значительно снизив скорость, и затем быстронабрав ее, около 20 остановились ради любопытства, из них 4 сообщили наближайший милицейский пост и в ” Скорую помощь “, а из 5 проехавших вэто время женщин остановились 4. Трудно представить, чтобы женщина, котораяможет помочь, проехала мимо.
Людейможно условно разделить на чувствующих и действующих. Для первых важны преждевсего его отношения с окружающими людьми. Внутренние переживания, эмоции — вотчто главное для них в общении, в том числе и в супружеских отношениях. То, чтопроисходит в душе, в своей душе и душе близкого человека, для них гораздоважнее, чем практические дела.
«Чувствующие»часто бывают мнительными, тревожными, они склонны к сомнениям. Неудачи онивоспринимают тяжело, могут даже заболеть из-за огорчений.
Из-заэтой склонности к игре, умения радоваться, эмоциональности «людидействия» часто считают их невзрослыми. Сами же «действующие»заняты преимущественно внешней, практической жизнью. Они живут в мирепоступков, в мире ответственности, мало считаясь с переживаниями — своими иличужими. Им не хватает гибкости.
Многиеженщины ожидают от мужчин большей, чем у них самих энергии и деловитости, иесли этого нет, пытаются «воспитать» их в этом духе. Это нередко служитисточником конфликтов.
Обаполушария головного мозга у мужчин и женщин развиваются по-разному. У женщин,как правило, в решении всех задач принимают участие обе половины, у мужчин — чаще одна. Поэтому женщины в среднем говорят быстрее мужчин и правильнеевыговаривают слова, искуснее работают пальцами и хорошо считают в уме. Мужчинылучше строят абстрактные математические модели и ориентируются в чужом городе.
Умногих народов левое ассоциировалось с нежным женским началом, правое — с сильныммужским. В античные времена вообще верили, что девочки рождаются от левогояйца, мальчики — от правого. Как бы то ни было, а в католическом храме до сихпор женщины преклоняют левое колено, мужчины — правое.
«Моятвоя не понимай…»
Разноеустройство мозга мужчины и женщины приводит к тому, что от одних и тех жепосылок он и она нередко приходят к разным выводам, поэтому плохо понимают другдруга. Это нашло проявление во многих высказываниях знаменитых мужчин,прославившихся своей проницательностью и острым умом:
-Женщины всегда были живописным протестом здравого смысла. Они заметили егоопасность с самого начала (О. Уайльд).
-Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия,сколько для оправдания их безрассудств (Ф. Ларошфуко).
-Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их словаобещают и манят, а звук их голоса отталкивает. То они в минуту постигают иугадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков (М.Ю.Лермонтов).
Ана десерт — и вовсе мрачное утверждение:
-Если он и она сошлись, наконец-то, во взглядах, значит, они решили разойтись.
-Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным. Мужской ум нуждаетсяв общении с женским (А. Моруа).
Последниеисследования дают новые подтверждения заметной разнице в духовной и умственнойорганизации мужчин и женщин. Ученые из Чикагского университета Аарри Хеджес иЭми Ноувелл, анализируя шесть широкомасштабных опросов юношей и девушек в США,подтвердили тенденцию, которую наблюдали ранее.
Сутьее состоит в том, что девочки оказываются способнее мальчиков в чтении иписьме, в способности к языкам, эстетике, в то время как мальчики большеуспевают в точных науках и математике, что оказывает серьезное влияние на всюих последующую жизнь.
Еще одно важное различиесостоит в том, что девушки при тестировании показывают меньший разброс врезультатах, нежели юноши. Мужской пол превосходил женский на самой вершинеоценок. Однако в низшей группе мужчин было также больше, нежели женщин. Сводяэто к упрощенной формуле, можно сказать, что очень одаренных ребят больше,нежели очень одаренных девочек. Однако тупых девочек явно меньше, чем тупыхмальчиков.
Неспособность овладетьнавыками чтения поражает мужчин в три раза чаще, заикание — втрое, умственнаяотсталость — в полтора раза.
Женскому Мышлению большесвойственны красота и стройность, тонкость анализа, глубокая интуиция инепосредственность. В то же время мужское мышление более абстрактно, частопарадоксально и дерзко, оно отличается большим полетом фантазии.
Примерно в семь разбольше юношей, нежели девушек, получили отличные оценки в точных науках, ивдвое больше мальчиков, нежели девочек, вошли в высшие 5 процентов поматематике. Еще разительнее это проявилось во всем, что связано с информатикой,компьютерами, механикой, электроникой, автомобилями. С другой стороны, мальчикиявно отставали, когда дело касалось чтения, памяти, скорости восприятия. Юношислабее во всем, что касается лингвистических способностей и навыков.
Девочки раньшемальчиков и точнее их различают цвета, оттенки, и запахи; прочнее овладеваютнавыками трудовых действий, учатся более ровно.
Мужская энергияточечна. Точки в пространстве не мешают существовать друг другу. В мужчинахзаложена независимость и она не мешает сосуществовать.
Женская энергия — этопространство. При взаимодействии женщин им приходится уступать частьпространства. При этом они интуитивно боятся потерять себя, раствориться вовзаимодействии.
Когда «щебечут»две подруги, они не боятся потерять себя, так как разговор их поверхностен, неотнимает пространства руг у друга. Такой «энергетический» подходобъясняет, почему мужчине с мужчиной проще находить общий язык: точки не мешаютдруг другу.
Японцы доказали,что у мужчин имеется врожденная потребность бить, колотить, забивать (гвозди),стрелять. То есть энергия взрывная. Поэтому мужчины (в отличие от женщин) плохопереносят длительную, монотонную, однообразную работу.
Женщина по природегораздо более устойчива и консервативна, нежели мужчина, ибо она хранительницаи продолжательница рода человеческого. Поэтому она более «текуча»,пространственна. (Женская энергетика — это образ воды.) Поэтому она легчеадаптируется к изменившейся ситуации. Результат — женщина более живуча, о чеммы уже говорили.
Энергетика мужчинпредопределяет и их большую активность по сравнению с женщинами.
Речь женщины обычноречи мужчины, это проявляется в большем употреблении аффектированной иэмоционально окрашенной лексики, междометий, метафор, сравнений, эпитетов.Женщины употребляют больше слов, описывающих чувства, эмоции,психофизиологические состояния. В то же время женщина в своей речи стараетсяизбегать элементов «панибратского» обращения: кличек, прозвищ,унизительных обращений.Заключение
Эмоции, рассматривавшиеся старойпсихологией как наиболее сущностное человеческое проявление, за последние годыотносительно редко становятся темой психологических исследований. Это еще болееочевидно в контексте осмысления патологического материала: аффективныерасстройства анализируются, как правило, лишь в рамках объективистскиориентированных нейрофизиологических концепций.
Возможно, подобная ситуация отражаетсвоеобразное разочарование по поводу создания единой методологическиобоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случаесовременная психопатология явно предпочитает синдромологический подход. Отказот теоретического и феноменологического осмысления проблемы эмоцийсопровождается скрытым допущением практической однородности феноменаэмоциональности. Современная психология и психопатология пытаются не замечать,что, несмотря на кажущуюся самоочевидность и внешнюю простоту, эмоции относятсяк наиболее сложным психическим явлениям.
«Эмоция в каждыймомент возвращается в объект и там насыщается».
Литература
1. Депенчук М. В. Ролевой анализнекоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации //Ананьевские чтения — 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000.С.240-241.
2. Крейг Г. Психология развития.Спб., 2000.
3. Небылицин В. Д. Психологическиеисследования индивидуальных различий. М., 1976.
4. Санникова О. П. Соотношениеустойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности// Вопросы психологии, 1982. N2. С. 109-115.
5. Фресс П. Эмоции //Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975. С. 111-195.
6. Heymans G., Wiersma E.D. Beitrage zur speziellen Psychology auf Grund einer Messenuntersuchungung //Zeitschrift fur Psychology, 1908. 49. S. 414-439; 1909. 51. S. 1-72.
7. Malapert P. Leselements du caractere et de leur combinaison. Paris, Alcan, 1897.
8. Reber A. The PenguinDictionary of Psychology. Second edition.1995.